Арест: за какие нарушения ПДД применяется в 2023 году?
С 1 сентября 2023 года в России заработает обновленный перечень неисправностей автомобилей, при которых запрещена их эксплуатация. Перечень считается частью постановления правительства, которым утверждены действующие ПДД.
Согласно КоАП, за указанные нарушения автомобилистов следует штрафовать за такие нарушения по ст. 12.5 КоАП на 500 руб. Штраф предусматривает возможность его оплаты со скидкой 50%.
Первую редакцию документа в МВД представили еще в 2020 году, с тех пор документ несколько раз дорабатывали.
После чего изменения забуксовали из-за запрета на внесение в ПДД точечных изменений. В октябре 2022 года запрет отменили, и в МВД продолжили работу над списком: вступление изменений в силу ожидали в марте 2023 года. Разбираемся, что изменит документ в жизни водителей.
Когда будут штрафовать и какая резина неправильная
Самым важным изменением для автомобилистов станет появление у инспекторов ГИБДД возможности оформлять штрафы за неправильные шины. Так, штраф в 500 руб. последует, если на машине установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август).
При этом в новой редакции документа последовали некоторые поблажки для автомобилистов: в прошлых редакциях штраф грозил в целом за поездки на зимней резине летом, теперь же накажут только за «шипы».
Также водителя оштрафуют, если на транспортном средстве категорий M1 и N1 не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль). Водителя также накажут, если зимние шины, шины с шипами противоскольжения (в случае их применения) установлены не на все четыре колеса.
Стоит отметить, что при публикации более ранних версий разработчики уточняли, что регионы получат возможность корректировать и продлять действе летнего или зимнего сезонов в зависимости от местных условий.
Штрафы для дорог или для безопасности
За введение ответственности за поездки на шипах неоднократно высказывались дорожники, которые жаловались, что такие покрышки летом быстро приводят в негодность дорожное полотно.
Однако, по мнению экспертов, в первую очередь требование ездить с правильной резиной связано с безопасностью самих водителей.
С этим мнением в том числе согласился член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.
Он признал, что некоторые водители из экономии не переобувают свои машины при смене сезонов или же просто тянут до последнего с поездкой на шиномонтаж.
«С точки зрения безопасности важно ездить на резине, подобранной по сезону. Дело в температурных режимах: зимой летняя резина становится деревянным пластиком, а зимняя летом превращается в желе и плохо держит сцепление с дорогой», — отметил Холодов.
Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
С ним согласен и юрист Арег Оганесян. При этом он указал на необходимость отдельно прояснить применение летних и зимних норм с учетом специфики регионов.
«Например, на юге зимой не всегда целесообразно использовать зимнюю резину, так как климат очень теплый. Использование шипованной резины на чистой трассе только снижает управляемость транспортного средства, удлиняет тормозной путь и разрушает асфальтовое покрытие», — сказал юрист.
В том, что ГИБДД будет проводить отдельные рейды по шинам, уверен и юрист Сергей Радько.
«Думаю, периодически будут подобные рейды. Да и при обычной проверке инспекторы наверняка будут обращать внимание на сезонность резины — ведь это требует лишь небольших познаний в маркировке и не требует никаких сложных методов диагностики и использования каких-либо технических приборов», — считает эксперт.
Можно ли ехать дальше, если инспектор уже выписал штраф
Как объяснили юристы, даже если сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю за неправильные шины, автомобилист все равно может продолжить движение. Только постановления ему сможет оформить каждый остановивший его инспектор.
Так, по словам Холодова, в ПДД есть две категории поломок: с неисправностями первой группы ездить вообще нельзя. Например, если у машины не работают тормоза или неисправно рулевое управление.
Нарушение, связанное с установкой неправильных шин, запрещает эксплуатацию, но не запрещает передвижение до СТО или до места парковки.
«Получается, даже получив штраф, водитель может доехать до ремонта. Я сам не раз задавал этот вопрос в ГИБДД. На это ответ был примерно таким: ехать, можно, но платно.
Каждый инспектор может оштрафовать нарушителя на 500 руб. Подразумевается, что таким образом это будет стимулировать водителя скорее исправлять все поломки.
Не хочешь платить штраф — пожалуйста, есть эвакуатор или выездные шиномонтажи», — сказал Холодов.
Aleksander Polyakov / Global Look Press
Как указал специалист Европейской юридической службы Орест Мацала, практика в таком случае будет такой же, как и с тонировкой.
При этом он не исключил, что в отдельных случаях инспекторы ГИБДД вовсе могут оформить требование на устранение неисправности с запретом на дальнейшую эксплуатацию до устранения.
В случае нарушения требования последует ответственность по ст. 19.3 КоАП: штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб. либо административный арест на 15 суток.
При этом, по мнению адвоката Сергея Радько, вовсе отделаться от штрафа у водителя не получится, даже если он заявит, что уже едет на шиномонтаж. «Неправильные шины — это не та неисправность, которая может неожиданно возникнуть в пути, как, например, перегоревшая лампочка», — сказал эксперт.
Накажут ли летом, если шипы уже стерлись
Иногда водители так долго ездят на зимней резине, что она стирается и шипов уже не остается. Но инспекторы ГИБДД в таком случае будут ориентироваться не на внешний вид покрышки, а на нанесенную на нее маркировку. На это указал Холодов.
«С точки зрения безопасности более важно соблюдение температурных режимов. Логично, что инспекторы будут смотреть на маркировку», — сказал эксперт.
С ним согласен и Оганесян.
«Штраф может грозить даже при использовании летом стертой зимней резины, ведь в постановлении теперь установлен прямой запрет. Также следует учитывать, что зимние и летние шины отличаются не только высотой и рисунком протектора, но и составом резины», — объяснил юрист.
Когда инспекторы ГИБДД будут проверять шины
Соответствие шин сезону у обычных автомобилистов инспекторы ГИБДД чаще всего будут проверять во время специальных рейдов — например, при смене времен года. Так считают опрошенные эксперты. Кроме того, по их словам, водители на неправильных шинах не смогут пройти техосмотр.
Dmitry Golubovich / Global Look Press
«Думаю, что на дорогах будут организовывать специальные рейды, — предположил Холодов. — При этом, по моему мнению, в ГИБДД не устраивают никаких перекосов в этом направлении.
В первую очередь они проверяют грузовики и автобусы. До обычных водителей у них могут доходить руки только в рамках отдельных рейдов.
Допускаю, что инспекторы ГИБДД будут выписывать протоколы, но это не будет носить массовый характер».
Как в свою очередь отметил Оганесян, логично устраивать подобные рейды зимой на особо опасных участках дороги. Например, на перевалах, где условный нарушитель на летней резине может подвергнуть опасности других участников дорожного движения.
Штрафы за навигаторы и мешающие обзору устройства
В списке изменений появился и пункт о том, что установка дополнительных предметов или нанесение покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, запрещена. Исключение составляют зеркала заднего вида, детали стеклоочистителей, радиоантенны, нагревательные элементы, устройств размораживания и осушения ветрового стекла.
По мнению главы Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, эта норма напрямую запрещает установку в том числе навигаторов и креплений для сотовых телефонов — там, где они мешают обзору. Однако, как уже пояснял Autonews.
ru капитан полиции в отставке и основатель сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, инспекторы ГИБДД не обращают внимания на такие мелкие детали в оснащении автомобилей и не оформляют штрафы за навигаторы.
Как в свою очередь уточнили руководители нескольких пунктов техосмотра, главное — снять их при заезде на проверку.
Также в документе запрещена установка стекол, не предусмотренная изготовителем транспортного средства — какие стекла можно ставить, а какие нет, прописано в эксплуатационной документации к машине.
Кроме того, здесь появилась и норма о тонировке, которая уже есть в КоАП, и техрегламента: cветопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должна быть не ниже 70%.
Autonews.ru
Неисправная ABS
Нарушением, согласно перечню, считается и неисправная система ABS, предусмотренная производителем в технической документации.
Выявлять ее предлагается с помощью проверки светового индикатора на панели приборов автомобиля. При это опрошенные Autonews.
ru автопроизводители подчеркнули, что норма не затронет так называемые упрощенные модели, которые выпускали вовсе без ABS — в таком случае отсутствие системы не будет считаться неисправностью.
После того как документ прошел очередную стадию изменений, он стал более лоялен к водителям, а многие нормы привели в соответствие с техрегламентом. Такое мнение высказал представитель НАС.
«Например, исчезли такие детали, как трещины в задних фонарях. Но зато в него вернули нормы, связанные с работой мотора и тормозов. Но пока не очень понятно, как эти нормы инспекторы будут проверять на дорогах. Тормозных стендов у них точно не будет. Он возить не будет, а отправить на техосмотр принудительно не получится», — отметил Шапарин.
В свою очередь юристы предположили, что такие нормы в первую очередь коснутся пассажирского и грузового транспорта, которые инспекторы как раз проверяют, в том числе с помощью специального оборудования.
Новые штрафы за ПДД в 2023 году: кому нужно бояться за свой автомобиль?
Эта статья будет интересна тем, кто хочет знать – почему у жителя России могут изъять авто? За какое правонарушение? И часты ли такие случаи?
В 2022 году было принято несколько новых законов, ужесточивших ответственность водителей. По какой причине реально лишиться авто? Как часто такое происходит в России? Нарушает ли это право других членов семьи? Об этом Bankiros.ru поговорил с экспертами.
За что отбирают авто?
Вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов рассказал Bankiros.ru, что ранее конфискация транспортных средств предусматривалась по общим основаниям, наряду с иным имуществом, полученным в результате преступных действий, то есть данная мера не была связана с правонарушениями в сфере ПДД.
https://www.youtube.com/watch?v=BmGzJouTCfM\u0026pp=ygVe0JDRgNC10YHRgjog0LfQsCDQutCw0LrQuNC1INC90LDRgNGD0YjQtdC90LjRjyDQn9CU0JQg0L_RgNC40LzQtdC90Y_QtdGC0YHRjyDQsiAyMDIzINCz0L7QtNGDPw%3D%3D
С 2022 года все поменялось. Суть изменения в следующем: если водитель уже был лишен водительских прав, повторно нарушил ПДД, то ему грозит уголовная ответственность, которая, в частности, предусматривает возможность конфискации транспортного средства.
Банкирос рекомендует!Кредитная карта «120 дней на максимум»120 дней без процентов, до 1 500 000
Таким образом случаи конфискации транспортного средства соотносятся со следующими статьями уголовного кодекса:
- Ст. 264.1: Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.
- Ст. 264.2: Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами.
- Ст. 264.3: Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимостью.
Bankiros.ru
Поможет ли конфискация уменьшить количество ДТП?
Кузнецов отметил, что за последние годы количеств дел по факту управления транспортными средствами лицами, лишенными права управления, растет. Так, в 2019 году в судах рассматривалось 72 тысячи таких дел, в 2020 году уже 91 тысячи, в 2021 году – 102 тысячи.
«Можно предположить, что, учитывая достаточно высокую строгость данной меры, она проявит себя на высоком уровне в процессе практического применения», – уверен Кузнецов. Банкирос рекомендует!Карта «Халва»1095 дней без процентов, до 500 000
Адвокат Дамир Назмеев считает, что такая мера воздействия, как конфискация авто, может оказаться действенной в отношении тех лиц, чья профессия непосредственно связана с работой на транспортном средстве.
Будут ли нарушены права других членов семьи при конфискации авто?
Назмеев уверен, что такое право безусловно будет нарушено, ведь, если автомобиль зарегистрирован за супругом, он де-юре является единственным собственником данного транспортного средства, тогда как де-факте – собственником только половины автомобиля.
«В том случае, если такое транспортное средств было конфисковано, то второй супруг имеет право обратиться с иском в суд о взыскании с супруга компенсации в размере половины стоимости конфискованного транспортного средства», – сказал собеседник Bankiros.ru.
Он также добавил, что конфисковать транспортное средство у не собственника, а просто у лица, который управлял данным автомобилем, невозможно.
Итоги:
Банкирос рекомендует!Кредитная карта «180 дней без % (онлайн)»180 дней без процентов, до 1 000 000
- В России приняты законы, согласно которым злостные нарушители ПДД могут лишиться транспортного средства.
- Количество таких дел в стране растет год от года.
- По словам экспертов, конфискация авто, окажет свою «воспитательную» функцию на злостных нарушителей.
- Супруг или супруга могут подать в суд на свою вторую половину, у которой отняли авто, чтобы вернуть половину стоимости этого транспортного средства.
Если вам нужен кредит на покупку автомобиля, то с предложениями банков можно ознакомиться здесь.
Больше полезных новостей читайте в нашем телеграм-канале Bankiros.ru.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Как в России предлагают ужесточить наказание за нарушение ПДД
Так, в частности, в Татарстане предложили лишать прав за выезд на встречную полосу и превышение скорости, если это фиксирует камера. © Скриншот видео
В России предлагают серьезно ужесточить наказание за нарушение правил дорожного движения. В частности, в Татарстане предложили лишать прав за выезд на встречную полосу и превышение скорости, если это фиксирует камера, – это и есть принципиальное отличие.
Но можно ли так доверять компьютерной системе и что об этом думают водители – в сюжете РЕН ТВ.
Спорный момент
Когда водитель Алексей Алексеев увидел штраф, долго не мог понять, где именно он выехал на полосу встречного движения. Поворачивал налево, но в ГИБДД настаивали: камера зафиксировала пересечение двойной сплошной. Только через суд водитель смог доказать, что эта сплошная прерывалась дважды.
«Согласились с тем, что на полосу встречного движения не выезжал, а поворачивал и нарушил требования знаков при повороте. Санкции статьи этой намного ниже, чем они мне вначале вменяли», – рассказал мужчина.
Суровое наказание для водителей
Теперь даже такой спорный снимок выезда на встречную полосу или превышения скорости на 60 километров в час предлагают считать основанием для лишения прав. Сейчас это суровое наказание грозит только тем, кого остановят сотрудники ДПС. Причем попасться нужно несколько раз.
В Госсовете Татарстана посчитали: никаких патрульных не хватит, чтобы переловить всех лихачей страны, а камеры все видят. Но при такой фиксации наказание лишь штраф в пять тысяч.
«Инициатива понятно, чем вызвана – у нас есть граждане, которые совершают по 100, 200, 300 нарушений. И многие из этих граждан предполагают, что это некий налог, который позволяет им нарушать правила дорожного движения и ездить так, как они хотят», – говорит автоюрист Лев Воропаев.
Один только пранкер Эдвард Билл получил рекордные 566 штрафов, причем половину из них за превышение скорости. Он годами летал по Москве без правил, пока не протаранил на Садовом кольце четыре автомобиля.
Можно ли доверять искусственному интеллекту
Приструнить подобных нарушителей могли бы камеры. Вот только автоэксперты сомневаются: одно дело доверить искусственному интеллекту штраф за непристегнутый ремень, другое – разрешить лишать прав по фото.
«Если у камеры изменяется угол наклона, она считает, что машина проезжает большее расстояние, и, соответственно, начинает приписывать завышенную скорость», – объясняет автоэксперт Григорий Шухман.
На этом снимке, который показали в программе, камера зафиксировала скорость как у ракеты – 1418 километров в час, на другом – приняла военный автомобиль за мотоцикл.
Тут штраф пришел за тень от машины – она пересекла две сплошные. А это и вовсе «нарушитель-призрак» – на самом деле транспортное средство везли на эвакуаторе.
Непонятно критикам законопроекта и как быть, если за рулем сидит не владелец машины.
«Если, например, в этот момент за рулем был не он, а кто-то другой, то он должен иметь возможность как-то подтвердить, что я себе слабо представляю, потому что это ты заранее должен готовиться к этой ситуации», – отметил автоэксперт Сергей Богатов.
То есть у каждого водителя должно быть алиби на случай «письма счастья» от ГИБДД. Такие недоработки еще будут обсуждать при рассмотрении законопроекта. У его авторов есть бесспорные аргументы – данные статистики.
Только в 2022 году из-за выезда на встречную полосу в России произошло почти 11 тысяч аварий, в которых погибли 3,5 тысячи и пострадали более 18 тысяч человек.
Так что, похоже, без искусственного интеллекта камер на дорогах в будущем не обойтись.
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); var init_adfox_151870620891737873_1123595 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1123595')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { «code»: 'adfox_151870620891737873_1123595', «bids»: [ { «bidder»: «adriver», «params»: { «placementId»: «30:rentv_970x250_mid» } }, { «bidder»: «myTarget», «params»: { «placementId»: «336252» } }, { «bidder»: «sape», «params»: { «placementId»: «836081» } }, { «bidder»: «adfox_adsmart», «params»: { «pp»: «h», «ps»: «doty», «p2»: «ul», «puid20»: «» } }, { «bidder»: «adfox_imho-video», «params»: { «p1»: «cxedf», «p2»: «hity» } } ], «sizes»: [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1123595', params: params, lazyLoad: { fetchMargin: '200', mobileScaling: '2' } }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1123595(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1123595(); }); }
Все новые штрафы ГИБДД 2023
Российским водителям, которые часто нарушают правила дорожного движения, 2022 год не несет ничего хорошего, поскольку правительство планирует ввести новые штрафы для нарушителей. Что касается наказаний, которые активно используются, власти планируют их ужесточить. Правда это касается не всех правонарушений, а только нескольких.
Начать с того, что несколько штрафов были введены с нуля. Так что водителям придется знакомиться с нововведениями и соблюдать новые требования.
Некоторые правонарушения будут наказываться более жесткими мерами, чем это делалось раньше. Если планируете нарушать, помните – отвечать придется уже по новым правилам.
Рассматриваемые нововведения указаны в проекте, содержащем поправки, что будут внесены в Кодекс об административном правонарушении. Эти поправки предлагает Минюст.
Для примера рассмотрим ситуацию, когда правонарушение касается отказа нарушителя остановиться по требованию полиции во время полицейской погони. Только учтите, что мы сейчас не говорим о случаях, когда остановка угрожает жизни/здоровью человека.
Итак, если отягощающих обстоятельств нет, но водитель отказался исполнить требование, ему грозит штраф – 40 тыс. рублей. Также водителя могут лишить водительских прав. То есть, человек не сможет сесть за руль в течение трех лет.
Изменения кардинальные, поскольку на данный момент размер штрафа зависимо от обстоятельств составляет от 500 до 800 рублей.
Если автомобиль оказался на дороге, а его номерной знак настолько грязный или чем-то закрыт, что невозможно его разобрать, штраф составляет 5 тыс. рублей. Когда речь об избыточном тюнинге авто, игнорирование правил ведет к тому, что водитель заплатит 3 тыс. рублей штрафа.
Даже такая «мелочь», как парковка в неположенном месте, будет наказываться жестче. Размер штрафа возрастет с тысячи до 3 тысяч рублей. Перевозить детей без специального кресла также станет дороже.
Теперь родители будут платить 5 тысяч, а не 3 тысячи рублей, как было раньше. На 1-2 тысячи рублей оштрафуют, если на проезжей части ехать снегоходом или мотоциклом.
Раньше за подобное штрафов не водилось.
Водительские права могут быть ограничены в связи с наличием решения суда. А примером нового штрафа – штраф за опасное вождение. Интересно, что понятие «опасное вождение» не ново в законодательстве (его ввели в 2016 году), но штрафа или другого наказания не было. В 2022 году введут штраф – 3 тысячи рублей.
Подробнее об изменениях и о том, каких областей они коснуться, можно узнать из таблицы.
Проект КоАП (нововведения для водителей) | ||
Нарушения ПДД | Актуальное наказание | Будущее наказание |
Незаконная тонировка (повторное нарушение) | 500 рублей | 5 тыс. руб. и лишение прав на 3 месяца |
Нечитаемые номера (повторное нарушение) | 500 рублей | 5 тыс. руб. и лишение прав на 3 месяца |
Вождение без прав (водитель их лишен) | 30 тыс. рублей / арест до 15 суток/ 200 часов обязательных работ | 30 тыс. руб/ 60 часов обязательных работ |
Повторное вождение без прав (водитель их лишен) | 5-15 тыс. руб. | 20-30 тыс. руб./ 40-60 часов обязательных работ |
Пьяная езда с ребенком в машине | 30 тыс. руб./ 2 года лишения прав | 50 тыс. руб./3 года лишения прав |
Превышение скорости на 60-80 км/ч | 2-2,5 тыс. рублей/ без прав на 6 месяцев | Без изменений |
Ребенок без автокресла | 3 тыс. руб. | От 3 до 5 тыс. руб. |
Тихоходное движение/ остановка на автомагистрали (вне стоянки) | 1 тыс. руб. | 3 тыс. руб. |
Опасное вождение | нет | 3 тыс. руб. |
Больше трех нарушений ПДД за год | нет | 10-30 тыс. руб./1,5 года без водительских прав |
Отказ останавливать автомобиль по приказу полиции (неоднократный) | 500-800 руб. | 40 тыс. руб./ 1,5 года без водительских прав |
Мойка автомобиля на газоне | нет | 1-3 тыс. руб/предупреждение |
Передвижение по общей дороге на снегоходе и другом подобном транспорте | нет | 1-2 тыс. руб. |
Сброс мусора из машины | нет | 2-3 тыс. руб. |
Вождение авто когда действует временное ограничение прав | нет | 1-3 тыс. руб. |
Конфискация автомобиля за вождение в нетрезвом виде и другие нарушения ПДД
До недавнего времени даже за самое злостное нарушение ПДД (Правил дорожного движения) максимальным наказанием были только штрафы и лишение водительских прав.
Особняком стоят случаи, когда в результате аварии погибли люди, и виновника ждало лишение свободы. Однако в июле 2022 года в законодательство были внесены изменения.
Теперь нарушитель имеет все шансы попрощаться не только с правами, но и с автомобилем.
???? Конфискация автомобиля за нарушения ПДД
Правовая основа
В июле 2022 года вступил в силу Федеральный закон №258-ФЗ, который внёс изменения в Уголовный кодекс (УК) РФ и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ. Теперь, если автомобиль принадлежал виновнику ДТП (дорожно-транспортного происшествия), он может быть конфискован по решению суда.
Новая мера касается тех случаев, когда:
- водитель совершил не просто нарушение ПДД, но и преступление, предусмотренное УК РФ;
- водитель является собственником автомобиля. Конфисковать чужой автомобиль, владелец которого по доверенности пустил за руль другого человека, по-прежнему нельзя.
Когда возможна конфискация автомобиля
С июля 2022 года конфискация автомобиля возможна в тех случаях, когда водитель (и одновременно владелец) совершил следующие нарушения закона:
- Ст. 264.1 УК РФ – управление ТС (транспортным средством) в состоянии опьянения.
- Ст. 264.2 УК РФ – нарушение ПДД лицом, которое уже было лишено водительских прав.
- Ст. 264.3 УК РФ – управление автомобилем или иным ТС лицом, которое уже было ранее лишено прав.
Количество нарушений
Состав всех трёх статей, по которым предусмотрена конфискация автомобиля, учитывает повторное нарушение.
И при опьянении, и при нарушении ПДД, и при управлении ТС человеком без прав необходимо, чтобы ранее лицо уже было признано виновным в совершении административного правонарушения.
Как минимум требуется, чтобы виновный уже привлекался к ответственности по следующим статьям КоАП (Кодекса об административных правонарушениях) РФ:
- ст. 12.8 КоАП (управление ТС в пьяном виде) – для ст. 264.1 УК РФ;
- ч.ч. 4 и 5 ст. 12.9 (превышение скорости от 60 до 80 и более км/ч) либо ч. 4. ст. 12.15 (выезд на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления) – для ст. 264.2 УК РФ;
- ч. 4 ст. 12. 7 КоАП РФ (повторное управление ТС лицом, лишённым водительских прав) – для ст. 264.3 УК РФ.
Таким образом, виновный должен нарушить ПДД от 2 до 3 раз (для ст. 264.3 УК РФ).
Как вы относитесь к новым мерам ответственности, внесённым в законодательство за повторное нарушение ДТП?Давно пора! Полностью поддерживаюНаказание излишне жестоко. Не поддерживаюНе могу чётко сформулировать мнение
Что делать, если за рулём не собственник
Конфискация орудия преступления, которым в этом случае выступает автомобиль, применяется, согласно п. «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, лишь в том случае, когда машина принадлежит обвиняемому. Согласно тексту законодательной нормы, применение её в тех случаях, когда правонарушитель управлял авто, не будучи собственником, не предусмотрено.
Так что если нарушитель ПДД управлял машиной по доверенности или и вовсе без ведома владельца – конфисковать ТС не положено.
Обжалование решения о конфискации
В том случае, если обвиняемый, которому по приговору суда назначена конфискация автомобиля, с этим не согласен – он может подать апелляционную, кассационную или надзорную жалобу в порядке, предусмотренном УПК РФ.
Однако для того, чтобы судебный акт (то есть приговор, решение или постановление) был отменён в этой части, необходимо, чтобы суд первой или последующей инстанции допустил серьёзное нарушение материального или процессуального права.
То есть отменить конфискацию можно лишь в том случае, если она была явно и однозначно необоснованна. Например, если был конфискован автомобиль, точно не принадлежавший обвиняемому (а позднее подсудимому и осуждённому) – и при этом у настоящего владельца есть документы, подтверждающие его право собственности на ТС.
Езда на самокатах и гироскутерах. Изменения в правилах дорожного движенияЧитать8 мелких нарушений, из-за которых вы можете лишиться водительских прав. Памятка водителямПодробнееПравила проезда по платным автодорогам. Изменения с 1 сентября 2022 годаСмотреть
????⚖ Конфискация автомобиля: первая судебная практика
Несмотря на то что новые нормы в уголовное законодательство были введены лишь в июле 2022 года, по состоянию на ноябрь 2022 года уже есть судебная практика, в которой они применяются.
Суть дела
В Якутии было рассмотрено дело по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ – управление ТС в пьяном виде, если раньше лицо уже было привлечено к ответственности за пьяное вождение.
Суд установил, что подсудимый, не сделав никаких выводов для себя из привлечения к административной ответственности, вновь сел за руль своей машины в состоянии опьянения.
Его противоправные действия были пресечены сотрудниками МВД РФ.
Суд, рассмотрев дело, признал подсудимого виновным в совершении преступления, предусмотренного соответствующей статьёй УК РФ. Виновному было назначено наказание в виде:
- штрафа в размере 200 тыс. рублей;
- лишения права управлять любыми ТС на срок 2 года 6 месяцев;
- конфискации в доход государства принадлежащего ему автомобиля.
Автомобиль принадлежал осуждённому, и спора о праве собственности не было.
По состоянию на 25 октября 2022 года приговор в законную силу не вступил, однако оснований для его обжалования прокуратура, поддерживающая государственное обвинение, не обнаружила.
Вывод
Это одно из первых дел (если не самое первое), в котором предусмотренная законодательством мера в виде конфискации транспортного средства реально была использована.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что мера ответственности в виде конфискации автомобиля за злостное нарушение ПДД применяется – и виновному надо готовиться к тому, что он не только заплатит штраф, но и может лишиться автомобиля.
Это уже не говоря о том, что ч. 1 ст. 264.1 УК РФ предусматривает в качестве максимальной меры наказания лишение свободы на срок до 2 лет с ограничением права заниматься определённой деятельностью (например, водить машину) на срок до 3 лет.
Несмотря на то, что при первом применении статьи УК РФ, предусматривающие лишение свободы на небольшой срок (2-3 года), обычно не применяются реально, а заменяются условным наказанием с испытательным сроком, такая мера может заставить виновных всерьёз относиться к уже назначенному наказанию. Тем более что в период действия испытательного срока условный приговор в любой момент может быть заменен реальным, если виновный вновь совершит уголовно или административно наказуемое деяние.
За какие нарушения автомобилиста могут арестовать — Газета.Ru
Водитель может оказаться под арестом не только в случае вопиющих нарушений ПДД – поводом для такого наказания в ряде случаев может стать тонировочная пленка на автомобиле, незарегистрированные элементы тюнинга или неоплаченные штрафы, однако такая мера применяется лишь при ряде сопутствующих обстоятельств.
О том, что следует предусмотреть водителю, чтобы не оказаться за решеткой – в материале «Газеты.Ru».
Согласно действующему законодательству, наказание в виде административного ареста до 15 суток предусмотрено за ряд нарушений ПДД – включая управление автомобилем без прав в нетрезвом состоянии или в период лишения права управления, независимо от наличия или отсутствия опьянения.
Однако в ряде случаев возможность ареста возникает и при менее грубых нарушениях.
В частности, региональные подразделения ГИБДД предупреждают водителей о возможности применения ареста для водителей автомобилей с тонировочной пленкой. За это нарушение предусмотрен штраф в 500 рублей, однако на практике инспекторы вместе со штрафной квитанцией часто вручают водителю требование об устранении такого нарушения.
- При повторной остановке, если пленка по-прежнему не снята, водителя могут привлечь к ответственности уже по другой статье.
- «При неисполнении Требования и повторности данного правонарушения — невыполнении требования об устранении тонировки, сотрудники Госавтоинспекции
- вправе привлечь водителя к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неповиновение законному требованию сотрудника полиции»,
- — предупредило водителей на официальном сайте ГИБДД управление Госавтоинспекции по Приморскому краю.
- Саратовские полицейские весной отчитались о задержании 22 водителей, не удаливших тонировочную пленку со своих машин и сообщили об аресте десяти из них.
В качестве альтернативы аресту по этой статье КоАП предусмотрен штраф до 4 тыс. рублей или обязательные работы до 120 часов. Однако в случае, если полицейские пытаются задействовать подобную схему, следует учитывать ряд важных обстоятельств, говорят юристы.
«Выдавать требование об устранении нарушений и наказывать за неисполнение – это хитрость. Причем выписывают его водителю, а автомобиль может принадлежать автобазе, другому человеку.
Умный водитель в таком случае может сказать, что машина не его и он не имеет к тонировке никакого отношения»,
— отмечает в беседе с «Газетой.Ru» заместитель председателя «Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский.
По его словам, данная схема применяется полицейскими не только в случае с тонировкой на стеклах, не соответствующей нормативам по светопропусканию, но и другим элементам тюнинга автомобилей.
Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» предусмотрено документальное оформление изменений в конструкции автомобилей – в том числе установка лебедок, силовых бамперов на внедорожниках, и другого оборудования, не предусмотренного заводской конструкцией машины.
«Вероятность получения административного ареста при таких нарушениях есть, однако с точки зрения законности она крайне сомнительна. К сожалению, здесь целесообразность берет верх над законностью», — говорит «Газете.Ru» адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Наказание за такие нарушения, как езда с тонировкой или без полиса ОСАГО, предусматривает штраф и дополнительные требования в подобных случаях неуместны, считает он.
«А то может дойти до того, что инспектор пожелает водителю счастливого пути и скажет «не нарушайте», а если водитель снова нарушит ПДД, привлечет за невыполнение требований сотрудника полиции», — рассуждает Радько.
Под арест за неуплату штрафов и оставление места ДТП
Административный арест в качестве наказания предусмотрен и за неуплату в срок административного штрафа. КоАП РФ предусматривает на оплату штрафной квитанции 60 суток, а по истечении этого срока водитель может быть привлечен к ответственности по статье 20.25 КоАП – в качестве альтернативы двукратной сумме штрафа она предусматривает и административный арест.
- Однако в случае с автомобильными штрафами следует учитывать, что арест может применяться в случае просрочки тех из них, которые были оформлены инспектором ДПС, установившим личность водителя, а не автоматической камерой видеофиксации, указывает адвокат Сергей Радько.
- «Сотрудники полиции часто пугают водителей, у которых есть несколько неоплаченных штрафов, задержанием.
- Но следует помнить, что если штраф выписан автоматической камерой, арест за его просрочку не предусмотрен», — советует Радько.
- В случае оставления места ДТП помещение в спецприемник также предусмотрено законодательством, однако такая мера чаще всего применяется судом к злостным нарушителям ПДД, либо в случаях, когда ДТП, с места которого водитель уехал, привело к тяжким последствиям, заключает он.
«Проще всего получить пятнадцать суток ареста, если вы не остановились по требованию полицейских и возникла погоня, либо если вы лишены прав и, тем не менее, сели за руль. За неснятую тонировку такое наказание можно заработать, что называется, «с натяжкой», — резюмирует адвокат Леонид Ольшанский.
Дальше пешком: вступили в силу поправки в КоАП и Уголовный кодекс
В понедельник, 25 июля, вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, ужесточающие ответственность за нарушения ПДД.
Они предусматривают более серьезные штрафы для водителей, которые сели за руль, будучи лишенными прав. Кроме того, впервые вводится возможность конфискации машин у злостных лихачей.
Кого коснутся новые ужесточения и кто рискует остаться без автомобилей — в материале «Известий».
Плати или работай
Согласно поправкам, которые вступают в силу сегодня, 25 июля, в ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) добавляется ч. 4. Она предусматривает штраф в размере 50–100 тыс.
рублей либо 150–200 часов обязательных работ для водителей, которые уже были лишены прав за нарушения ПДД, а затем дважды попались на управлении автомобилем без водительского удостоверения. Предыдущая редакция КоАПа не учитывала, как часто прежде автомобилист без прав попадался сотрудникам ГИБДД.
Что в первый, что в десятый раз ему грозило одинаковое наказание: штраф в размере 30 тыс. рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов.
Водители, которые снова попадутся без прав за рулем, будут считаться не правонарушителями, а преступниками: помимо административной им будет грозить еще и уголовная ответственность.
Это предусмотрено поправками в Уголовный кодекс (УК РФ), которые также вступают в силу с 25 июля. Вводится новая статья — 264.
3 «Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость».
По ней для автомобилистов, ранее лишенных прав и уже получивших за это административное наказание, предусмотрен штраф в размере 150–200 тыс. рублей, до 360 часов обязательных работ, принудительные работы на срок до года либо лишение свободы на срок до года. Вне зависимости от того, какую меру пресечения выберет суд, за водителем будет числиться судимость.
Как отмечают авторы закона, за последние годы показатели аварийности по вине таких автомобилистов заметно растут. В качестве примера они приводят данные статистики, согласно которой в 2020 году судами было рассмотрено более 91 тыс. дел, связанных с управлением автомобилем лицами, лишенными прав. Это на 25% больше, чем в 2019 году, когда подобных дел было около 72 тыс.
Машину отберут
В качестве дополнительной меры для водителей, которые неоднократно садились за руль в нетрезвом виде, впервые предусмотрена конфискация автомобиля. По решению суда она может применяться к владельцам ТС, обвиняемым по ст.
264.1, 264.2 и 264.3 УК РФ. Эта мера будет действовать только в отношении «транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления», говорится в тексте вступившего в силу закона.
Эксперты неоднозначно восприняли новшества в законодательстве. Водители, которые постоянно ездят в нетрезвом виде без прав, безусловно, представляют опасность для окружающих и их необходимо убирать с дорог, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Однако таких автомобилистов гораздо меньше, чем тех, кто имеет сотни штрафов за более мелкие нарушения.
— Такие водители не менее опасны для других участников движения, однако для них никаких дополнительных наказаний не предусмотрено, — отметил он.
Эксперт напомнил, что за последний год это уже третье изменение законодательства для «рецидивистов». Прошлым летом ужесточили ответственность за неоднократное вождение в пьяном виде (штраф до 500 тыс. рублей, лишение свободы на срок до трех лет), а в начале этого года ввели уголовные санкции за ряд грубых нарушений ПДД водителями, лишенными прав.
— На мой взгляд, прежде чем вводить очередные ужесточения, необходимо было проанализировать, дали ли эффект предыдущие изменения в законодательстве, провести анализ правоприменительной практики, — рассказал «Известиям» Моржаретто.
С ним согласен президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, постоянное ужесточение штрафов уже не дает ожидаемого эффекта.
Спорная конфискация
Больше всего вопросов у экспертов и правозащитников возникло к возможности конфискации автомобилей нарушителей. По словам Виктора Травина, изменения в законодательстве не учитывают, ситуации, когда автомобиль является общей собственностью, например, был приобретен супругами в браке.
— Человек попался за рулем пьяным, машину могут конфисковать. Но при чем тут его жена, которой принадлежит половина автомобиля? — привел пример такой ситуации Травин.
Кроме того, водители, управляющие автомобилем, принадлежащим другому собственнику, окажутся в более привилегированном положении по сравнению с теми, кто ездит на своей машине, отметил правозащитник.
С ним согласен адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Поскольку по закону можно будет конфисковать автомобиль только у собственника, эта мера не затронет тех, кто управляет прокатной машиной, автомобилем каршеринга, ездит на машине родственника или знакомого.
По словам Игоря Моржаретто, в странах, где законодательство предусматривает конфискацию автомобиля за нарушение ПДД, такое наказание оказалось неэффективным.
— Страны, когда-то вводившие такую меру, в итоге отказались от нее. С конфискацией автомобиля за нарушения ПДД слишком много проблем, — отметил автоэксперт.
Он сомневается, что конфискация машин у водителей, которые постоянно садятся за руль в нетрезвом виде, будет применяться часто. Скорее всего, ограничится несколькими громкими, «показательными» делами, предположил Моржаретто.