Новый закон об учёте времени работы водителя такси
Правительство ограничило время работы таксистов. Водители не смогут трудиться более 12 часов в сутки, говорится в постановлении кабинета министров. Документ будет действовать с 1 сентября 2023 года до марта 2029-го.
В правительстве уточнили, что при пятидневном графике водители такси должны работать не более восьми часов в день. Однако если организовать такой график невозможно, то допускается суммировать время так, чтобы за месяц оно не превышало нормы.
При этом таксист должен находиться на смене не более 10 часов в сутки. Но к ним можно приплюсовать еще два часа для завершения заказа.
Как такое ограничение скажется на бизнесе таксомоторных компаний и ценах? Московский таксист Олег считает, что это повысит безопасность перевозок, однако, может ударить по заработкам водителей:
«Для пассажира, конечно, важнее безопасность, это правильно. Водитель везет самое дорогое — человеческую жизнь. Сокращение рабочей смены до 10 часов это тоже плюс, ведь человек за рулем находится в постоянном напряжении, а так и аварий будет меньше.
Я только положительно к этому отношусь, но тогда должна быть и повышенная цена за поездки. Водитель должен зарабатывать столько же, сколько откатывал за 16 часов. Сейчас в такси невозможно заработать. Аренда авто среднего и эконом-класса — 2 тыс. руб. Заправка — 1,5 тыс. руб.
Уже получается 3,5 тыс. руб. Сюда нужно включить еще и расходы на еду — 500 руб. В итоге выходит 4 тыс. руб. При этом таксист «откатает» эти деньги только часов за восемь-девять. И сколько водитель-то будет зарабатывать? Тысячу рублей? Как он будет кормить семью? Многие снимают жилье.
Все в цену умещается».
Водитель такси может сам разделить рабочее время на части, говорится в постановлении правительства. Однако перерыв между ними в этом случае допускается не позднее чем через пять часов после начала смены. Доходы таксистов в таких условиях вряд ли снизятся, считает владелец московского таксопарка Сергей Трифонов:
«В принципе водитель такси за эти 12 часов может спокойно заработать достаточную сумму для жизни. К новым нормативам отношусь положительно.
Когда введут перерыв, некоторые таксисты смогут, например, выходить с семи часов утра и работать до полудня — получается пять часов. Потом они делают перерыв до пяти часов вечера и работают до 23:00.
То есть водители и в двенадцатичасовой промежуток рабочего времени укладываются, и в то же время есть возможность передохнуть, они не так устают.
Так что все это реально и возможно при желании, если водитель будет работать.
Сейчас проблема только в КИС «АРТ». Когда в системе открывается путевка, она идет непосредственно 12 часов. Например, если водитель открывает путевку в пять часов утра она действует до 17:00. А вот промежутка для перерыва в КИС «АРТ» не предусмотрели».
Минтранс еще в начале марта предлагал ограничить смены таксистов 12-ю часами в сутки.
При этом в министерстве добавляли, что как только продолжительность рабочего дня достигнет этой отметки, водителям необходимо заблокировать доступ к новым заказам от агрегаторов.
С учетом принятого постановления правительства пока неясно, кто будет это контролировать, и какие наказания последуют для водителей за переработку, говорит председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков:
«У грузовиков есть тахограф — специальный прибор, с помощью которого водители фур регулируют режим труда и отдыха. А что будет в такси, непонятно. Получается, у нас агрегатор будет вместо тахографа? И если он допустил на линию автомобиль, дал ему заказ, то он будет отвечать вместе с водителем.
Главный вопрос здесь — с помощью какого прибора будет определяться нахождение за рулем? Непонятно, кто будет контролировать, какое наказание последует за неисполнение постановления правительства.
Если вдруг обнулиться кэш или еще что-то отвалится, как это все будет считаться? Сейчас у нас каждый месяц проблемы с интернетом, барахлит навигация.
Может быть, что-то еще примут до сентября, еще время есть — три месяца. Посмотрим».
Президент России Владимир Путин в конце декабря 2022 года подписал закон, регулирующий услуги такси.
Теперь службы заказа будут обязаны предоставить ФСБ доступ к базам данных, которые они используют для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
При этом работать таксистом не сможет человек с непогашенной судимостью, а также тот, у кого накопилось более трех неоплаченных административных штрафов.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал «Ъ FM».
Владимир Расулов
Закон о такси: главные изменения для таксопарков и водителей с 1 сентября 2023 – ГдеМои
Опубликовано: Июл 13, 2023
С 1 сентября 2023 года вступят в силу основные положения закона о такси 580-ФЗ. Он предусматривает изменения для служб заказа такси, водителей и принципиально новый инструмент — региональные реестры такси.
Мы ознакомились с текстом нового большого закона и расскажем о главных изменениях.
Некоторые из них обсудили с нашим клиентом, таксопарком «Полет», чтобы разобраться, как соблюдать законодательство без ущерба для бизнеса.
Новый закон с 1 сентября регламентирует ответственность служб заказа такси, вводит ОСАГО по тарифу для перевозчика и стандартизирует оформление автомобилей. Расскажем обо всем по порядку.
Введение новых положений об ответственности
С 1 сентября службы такси должны передавать заказы только тем водителям, которые имеют разрешение на работу в такси. Если служба накопит больше 0,01% подобных заказов за одни сутки, это повлечет лишение права на осуществление деятельности. Проверять нужно будет не только разрешение на перевозку у водителей, но и автомобиль — внесен ли он в реестр такси.
Новая мера ответственности за передачу заказов водителям без разрешения хорошо скажется на безопасности пассажироперевозок. В противном случае непонятно, кто управляет такси, допущен ли автомобиль до перевозок пассажиров.
Для себя в компании мы этот вопрос решили с первого дня работы: мы оформляем разрешения на собственные автомобили, а у водителей с личными машинами запрашиваем разрешения. В Москве и области этот документ выдается бесплатно.
https://www.youtube.com/watch?v=KVIDbXfzDOg\u0026pp=ygVd0J3QvtCy0YvQuSDQt9Cw0LrQvtC9INC-0LEg0YPRh9GR0YLQtSDQstGA0LXQvNC10L3QuCDRgNCw0LHQvtGC0Ysg0LLQvtC00LjRgtC10LvRjyDRgtCw0LrRgdC4
Таксопарк «Полет»
Среди других обязанностей, которых раньше не было в законе:
- Возмещать реальный ущерб пассажирам, если его не покрыло ОСАГО или выплата по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
- Вести в электронной форме или на бумажном носителе журнал регистрации заказов, регистрировать в нем наименование перевозчика, которому передан заказ.
- Хранить сведения о заказах не менее 6 месяцев со дня их выполнения и предоставлять их по требованию властей.
ОСАГО по тарифу для перевозчиков
Новый закон о такси предусматривает, что водители обязаны иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков: раньше многие таксисты оформляли полис страхования для личного использования. При этом самозанятые водители и ИП должны оформлять ОСАГО самостоятельно.
Мы знаем, что есть таксопарки, где пренебрегают оформлением ОСАГО для перевозчиков из-за его стоимости. Безусловно, это весомая часть затрат таксопарка. Но отсутствие ОСАГО по тарифу для перевозчиков при ДТП вызывает проблемы, в том числе, для самих таксопарков.
Таксопарк «Полет»
Медосмотры и предрейсовый контроль сохраняются
Закон 580-ФЗ содержит, как и раньше, нормы контроля перед началом смены водителя:
- обязательные медицинские осмотры,
- заполнение путевых листов,
- предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автомобиля.
Отметим, что расходы для такого контроля самозанятые таксисты и ИП будут покрывать самостоятельно.
Закон о такси подчеркивает, что водители-физлица обязаны соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха. Согласно постановлению правительства от 2 июня 2023 года, продолжительность рабочего времени водителя должна составлять не более 40 часов в календарную неделю. Кроме того, ограничивается продолжительность ежедневного рабочего времени — 10 часов.
Требования к оформлению автомобиля
Новый закон о такси регламентирует внешний вид автомобиля:
- «шашечки» на кузове,
- опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше машины,
- цветовая гамма кузова должна соответствовать требованиям, если они установлены законом субъекта РФ.
Если разрешение на перевозку получено до вступления закона в силу, 1 сентября 2023 года не нужно менять оформление авто — пока действует полученная лицензия.
В Москве нормы оформления действуют еще с 2017 года. В частности, получить лицензию можно только на автомобиль желтого цвета
В салоне легкового такси должна быть размещена следующая информация:
- госномер ТС,
- наименование перевозчика,
- номер записи в региональном реестре перевозчиков — о них расскажем в другом разделе,
- данные о тарифах и правилах их применения,
- другие сведения, указанные в статье 9 закона о такси 580-ФЗ.
Что изменит закон о такси с 1 сентября для водителей
Новый закон предусматривает несколько изменений: оформление статуса водителя, отмену платы за получение разрешения для работы в такси и недопуск некоторых водителей к управлению такси.
Оформление статуса для работы в такси
Согласно закону о такси 580-ФЗ, у водителей будет три варианта оформления для работы:
- заключение трудового договора со службой такси,
- оформление ИП: подразумевает работу на себя или заключение договора с таксопарком,
- оформление статуса самозанятого: в отличие от ИП такой водитель не может работать на себя и обязан заключить договор со службой такси.
Таким образом, с 1 сентября 2023 года физические лица не смогут работать в такси, если они не оформлены по трудовому договору.
У отрасли такси уже сейчас есть проблема нехватки водителей, а в таксопарках простаивают машины. Нововведение, к сожалению, ухудшит и без того сложную ситуацию.
Что делать таксопаркам для привлечения водителей? Можно использовать маркетинговые инструменты и реферальную программу. Такой подход мы используем в нашей компании, и он хорошо себя зарекомендовал.
Таксопарк «Полет»
Получение разрешения на перевозку
Новый закон о такси предусматривает обязательное получение разрешения для водителей на перевозку пассажиров в такси. Эта норма существовала и раньше. Главное изменение состоит в том, что после 1 сентября 2023 года документ будут выдавать бесплатно.
Закон запрещает допускать несколько групп водителей к управлению такси:
- водителей, у которых есть более 3 неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки,
- водителей с непогашенной или неснятой судимостью за совершение ряда преступлений,
- водителей, которые не прошли аттестацию на знание местонахождения в регионе объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия, спорта, медицинских и образовательных организаций, органов власти,
- водителей, которых повторно лишили права управления ТС или арестовали за административные нарушения в сфере дорожного движения.
Новый закон определяет несколько категорий водителей, которые не могут быть допущены к управлению такси
Как и ранее, водители могут работать в пределах того региона, который выдал разрешение на перевозку. Однако власти субъектов РФ вправе утвердить собственные нормативные соглашения: например, разрешение будет действовать в двух регионах без ограничений, если две граничащие области подписали соответствующие документы.
Создание специальных региональных реестров
Закон о такси предусматривает, что с 1 сентября 2023 будут действовать региональные реестры с информацией о перевозках легковым такси. Всего реестров будет три:
- реестр перевозчиков будет включать сведения о разрешении на перевозку,
- реестр такси объединит данные об автомобилях и их владельцах,
- реестр служб заказа такси будет содержать информацию о компании и сроке действия лицензии на услуги.
Согласно закону, служба заказа такси обязана ежедневно проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Если разрешения нет или отсутствуют сведения о ТС, компания не вправе передавать заказ перевозчику.
Отметим, что в Минтрансе подготовлен проект постановления правительства о федеральной государственной информационной системе (ФГИС) легковых такси. ФГИС будет основана на данных, полученных из региональных реестров.
Следующие шаги после нового закона о такси
Закон о такси, который вступит в силу 1 сентября 2023 года, предусматривает глобальные изменения в отрасли пассажирских перевозок. Однако, как можно понять из законодательной базы, которая сейчас разрабатывается и принимается органами власти, это далеко не единственное изменение, которого можно ожидать.
Так, с 1 сентября 2024 года службы такси и ИП будут обязаны заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Соответствующий закон 278-ФЗ подписан президентом РФ 24 июня 2023 года.
До 1 сентября 2024 все перевозчики должны заключить договор ОСГОП за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и представить информацию о нем в соответствующее ведомство в течение 60 дней со дня вступления закона в силу. Если информация не будет предоставлена, это повлечет приостановление действия или аннулирование разрешения на перевозку.
Закон о такси с 1 сентября 2023: кратко
Мы попросили нашего эксперта дать общую оценку новому закону о такси.
К сожалению, можно отметить, что ряд нововведений закона о такси негативно скажется на развитии отрасли, особенно в текущих условиях, когда есть сложности с запчастями, подорожало обслуживание автомобилей.
Однако, есть компании, которые, как и мы, покупают правильные страховки, оформляют должным образом автомобили и их обслуживают, проверяют водителей при найме и подключении к агрегатору. Остальным будет сложно адаптироваться — люди привыкли работать по-старому.
Таксопарк «Полет»
Подведем главные итоги:
- Новый закон о такси с 1 сентября 2023 года введет ответственность служб заказа такси за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира.
- У служб заказа такси появится ответственность за передачу заказа водителям без лицензии.
- В регионах РФ будут созданы реестры перевозчиков, такси и служб заказа.
- Водитель легкового такси будет должен оформить статус самозанятого, ИП или устроится в штат по трудовому договору.
автор статьи Регина Мусина
Рабочее время водителя
- С 1 января 2021 года считать рабочее время водителей нужно будет по новым правилам. Разбираемся, что изменится и к чему готовиться перевозчикам:
- В октябре Минтранс внесло в правила расчёта рабочего времени водителей ряд изменений. Согласно Приказу №424, новые правила распространяются на:– работодателей (организации и ИП)
- – ИП, управляющих автомобилями самостоятельно (иными словами «частников»).
- Важно отметить: обновлённые правила не затрагивают международные автоперевозки и водителей, перемещающихся по территории предприятия, не выезжая на дороги общего пользования.
Правила расчёта рабочего времени водителя: что изменилось?
Согласно новому приказу, изменения затронули режим труда и отдыха водителя.
Первый перерыв после начала управления автомобилемБыло: водитель должен сделать перерыв не позднее, чем через 4 часа.
Станет: перерыв должен быть не позднее, чем через 4 ч. 30 мин. Также это время может быть продлено на час, если водителю требуется дополнительное время для поиска подходящей стоянки или следования к месту назначения.
Длительность перерываПерерыв в работе у водителя должен продолжаться не менее 45 мин. Водитель может «разбить» время перерыва на две части: на 15 и 30 минут.
Продолжительность ежедневной работыЕжедневно водитель должен работать не более 9 часов (или 10 часов, но такой режим должен быть не более 2 дней в неделю).
Продолжительность рабочего времени можно увеличить на 2 ч. в целях завершения перевозки или следования к месту стоянки.
В неделю общее время работы не должно превышать 56 ч., а за две недели – 90 ч.
Режим труда и отдыха водителей: что еще изменилось?
В соответствии с положениями нового приказа:
– Время перерыва и работы, не связанной с управлением транспортным средством, будет считаться рабочим.
– Время, в течение которого водитель находится в составе экипажа, но не управляет ТС, не будет считаться рабочим, однако тоже должно быть оплачено. Размер выплаты определяется коллективным договором или локальным актом работодателя.
– Рабочий день водителя может быть разделен на части при условии его согласия.Максимальное время перерыва между частями рабочего дня не должно превышать 5 часов (и 3 часов для водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении).
Изменения ПДД
Таксистам-физлицам запретили работать более 12 часов в сутки — РБК
Общество , 02 июн, 23:25
0
Правительство России запретило водителям такси работать более 12 часов в сутки
Водители такси — физические лица с 1 сентября этого года не смогут работать более 12 часов в сутки, следует из постановления правительства. При этом рабочее время водителя такси может быть разделено на части по его решению
Гавриил Григоров / ТАСС
Правительство России запретило таксистам — физическим лицам работать более 40 часов в неделю, следует из соответствующего постановления.
При пятидневном графике водители такси должны работать не более восьми часов в день. Если организовать такой график невозможно, допускается учет времени суммированием часов так, чтобы за месяц их количество не превышало нормы. При этом водитель должен находиться за рулем не более 10 часов в день, допускается продление этого срока на два часа для завершения заказа.
Рабочее время водителя такси может быть разделено на части по его решению.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 марта 2029 года. При разделении рабочего времени перерыв между частями допускается не позднее чем через пять часов после начала работы.
С предложением запретить таксистам работать больше 12 часов в день в начале мая выступил Минтранс. В министерстве предлагали, что, как только длительность рабочего дня достигнет этой отметки, водители не будут получать новые заказы от агрегаторов.
Помимо этого, агрегаторы должны будут ограничивать поступление водителю новых заявок, если водитель не отдохнул. При этом такая пауза со стороны агрегатора сможет длиться не больше пяти часов. Кроме того, по новым правилам водитель не сможет получить новый заказ, пока не завершит предыдущий.
29 декабря 2022 года президент Владимир Путин подписал закон, регулирующий услуги такси. Теперь службы заказа легкового такси будут обязаны предоставить ФСБ доступ к базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов. При этом работать таксистом не сможет человек, у которого есть непогашенная судимость и более трех неоплаченных административных штрафов.
Подпишись на Telegram РБК
Будьте в курсе последних новостей даже в условиях блокировок
Что изменилось в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года
С 1 января действуют новые особенности труда и отдыха водителей автомобилей. Нормы утвердил Минтранс России Приказом № 424 от 16 октября 2020 г. Они обязательны для исполнения всеми юрлицами и ИП, которые самостоятельно управляют автомобильным транспортом.
Что нужно знать о новых нормах отдыха для водителей с 2021 года
Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.
- Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
- Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
- Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
- Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
- до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
- дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
- Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
- Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Что включает в себя рабочее время водителей
Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:
- время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
- время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
- время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
- время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
- время простоев не по вине водителя.
Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Как контролируется соблюдение норм водителями в 2021 году
Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:
- автобусы;
- грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.
За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:
- для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
- для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
- для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
- для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
http://www.finkont.ru/blog/chto-izmenilos-v-rezhime-truda-i-otdykha-voditeley-s-nbsp-2021-nbsp-goda/
Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей — Ространснадзор
По результатам анализа административных правонарушений на автомобильном транспорте в 2022 году в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях установлено, что максимальное количество нарушений выявлено в области управления транспортным средством или выпуск на линию транспортного средства без тахографа, а также несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение режима труда и отдыха водителей.
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях сотрудниками СЗ МУГАДН по статье 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 2022 году составило — 2872. Из них порядка 600 –несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха.
Напоминаем, что согласно требованиям приказа Минтранса России от 16.10.2020 № 424, устанавливающего Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей:
- нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей).
Если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени (п. 5 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- рабочее время водителя включает время управления автомобилем, время специальных перерывов и время работы, не связанной с вождением (п. 9 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- время управления автомобилем должно быть не больше 9 часов в течение каждого периода, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени и временем использования ежедневного отдыха. Продолжительность последнего устанавливается в соответствии с п. 18 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей. Допустимо увеличение времени управления до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели. Чтобы завершить перевозку и (или) проследовать к месту стоянки, водитель может увеличить указанное время максимум на два часа. Время управления автомобилем не должно превышать 56 часов в течение одной календарной недели и 90 часов в течение любых двух последовательных календарных недель (п. п. 10, 11, 12 названных Особенностей).
Для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т, установлены аналогичные нормы времени управления транспортным средством (п. 26.2 Правил дорожного движения РФ);
- специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут водитель обязан сделать не позднее чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем после окончания времени отдыха или специального перерыва, если не наступает время отдыха или перерыва большей продолжительности. Указанное время управления можно превысить не более чем на час для проезда к стоянке для отдыха или к конечному месту назначения. При определенных условиях специальный перерыв можно разделить на несколько частей (п. п. 13, 14 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- разделить на части рабочий день (смену) водителя вы можете только с его согласия. Перерыв между частями установите не позже чем через 5 часов после начала работы. Суммарное время перерывов не должно превышать 5 часов (для водителей, которые регулярно перевозят пассажиров и багаж в городском и пригородном сообщении, — 3 часов). Время такого перерыва в рабочее время не включайте. Условия разделения рабочего дня (смены) на части нужно отразить в локальном нормативном акте. При этом учтите мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии) (п. 7 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- ненормированный рабочий день Вы можете установить водителям автомобилей при определенных условиях.
При учете режима отдыха водителей:
- ежедневный (междусменный) отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в рабочий день (смену) накануне отдыха (п. 18 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- еженедельный отдых должен быть не меньше 45 часов. Этот отдых начинается не позднее шестого ежедневного периода после завершения предыдущего еженедельного отдыха. Еженедельный отдых можно сократить до значения не менее 24 часов. Сделать это можно не чаще одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. При этом разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху продолжительностью не менее 9 часов или очередному еженедельному отдыху. Разрешено сокращать еженедельный отдых до продолжительности не менее 24 часов в каждую календарную неделю: экипажам при соблюдении приведенных условий компенсации отдыха; водителям, которые работают вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и эксплуатируют автомобиль вне границ населенных пунктов, если сокращение компенсируется в течение учетного периода (п. 19 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей);
- перерыв для отдыха и питания так же, как и у других работников, должен быть от 30 минут до двух часов. Как правило, перерыв предоставляется в середине рабочего дня (смены). Если по графику водитель работает больше восьми часов, можете предоставить ему два таких перерыва общей продолжительностью не меньше 30 минут и не больше двух часов. Время и конкретную продолжительность перерыва (общую продолжительность перерывов) нужно установить в соответствии с ПВТР (п. 17 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей).
С 1 сентября таксисты-физлица не смогут работать больше 12 часов в сутки
Постановление правительства также содержит норму о максимальной 40-часовой рабочей неделе. При пятидневном графике таксисты не смогут работать больше восьми часов. Почему забота правительства об условиях труда и здоровье работников таксистов не радует?
В России с осени таксистам-физлицам запретят работать больше 12 часов в сутки. При этом за календарную неделю рабочее время не должно превышать 40 часов. Это следует из опубликованного постановления правительства. Все это ранее предложил Минтранс.
Ограничения вводятся с 1 сентября этого года и действуют до 1 марта 2029-го. Так, при пятидневном графике смена таксистов должна составлять не более восьми часов в день.
Если работать меньше дней, то тогда не больше 10 часов в сутки плюс допускается продление работы на пару часов для завершения заказа. Но в таком графике, по 12 часов в день, можно будет работать не больше трех дней в неделю.
Кроме этого, агрегаторы будут ограничивать поступление водителю новых заявок, если водитель не отдохнул. Также водитель не сможет получить новый заказ, пока не завершит предыдущий.
Business FM поговорила с таксистами из разных регионов:
— Я работаю с шести утра до четырех дня, но иногда бывает такое, что если ты по заказам много километров проехал, допустим, у тебя один длинный на шесть часов, то иногда даже и 12 часов агрегатор не дает работать. Пишет, что время отдохнуть, вы не можете на линию выйти, принимать заказы и так далее.
- — Сколько длится этот вынужденный отдых?
- — Минимум 6 часов.
- — С 1 сентября 40 часов в неделю?
- — Этого, на самом деле, будет недостаточно для заработка, я не знаю, как они будут регулировать это все с таксопарками, какая будет аренда, как будет этот бизнес процветать дальше.
- — Сколько стоит аренда машины?
- — Насколько я знаю, эконом стоит в Москве от 1,5 тысячи в день, комфорт — две, комфорт плюс — 500 и бизнес 4000-4500.
- — А если исходить из аренды экономкласса?
— Тут математика простая, эконом зарабатывает 800 рублей грязными в час. Надо вычесть отсюда комиссию 25%, приблизительно 500 рублей в час, если восемь часов — это четыре тысячи рублей. Не знаю, это только аренда с бензином. Не знаю, о чем думают, надо им самим сесть, поработать недельку и прикинуть, что к чему.
— Это во что может вылиться?
— Самому интересно. А вообще, я считаю, что этот закон не будет работать, потому что у нас один агрегатор есть самый главный, я думаю, что он не допустит таких условий. Потому что, как я рассуждаю, сколько он лет строил эту систему, чтобы держать баланс цен, водителей, пассажиров и так далее, а сейчас государство закон сделает, и вся вот эта система просто как карточный домик рассыплется.
- ***
- — Когда 12-часовой лимит будет превышен, тогда заказы уже не удастся получать?
- — Эта ситуация и сейчас присутствует, свыше какого-то лимита они присылают, что вы давно за рулем, отдохните, мы вас через два часа отключим от заказов.
- — А сейчас рабочий день сколько составляет часов?
- — Я работаю не очень много.
- — То есть меньше 10 часов в день, по восемь?
- — Да.
- — Но, работая по восемь часов, вы можете всю неделю, всю семидневку работать?
— В общем, да, это ненапряжно. Напряжно — это после 12 уже.
— Все-таки сейчас условно работаете 56 часов в неделю — 7 х 8, а будет 40?
— 40 часов в неделю — это совсем мало. Плюс простои, плюс еще что-то.
— А тем людям, которые арендуют машину посуточно, им теперь совсем скверно придется?
— Наверное, да, потому что с них же берут аренду ежедневно, наверное, будет менее рентабельно. В общем, конечно, все это скажется на конечном пользователе. Поскольку тут двойная связь, пользователь тоже лишнего платить не захочет, соответственно, это скажется и на всем этом бизнесе.
***
«У нас как? Агрегатор «Яндекс» 16 часов тебе максимум дает отработать на линии, а потом просто закрывает доступ. И все, у тебя нет возможности дальше потом работать. А вот агрегатор такси «Максим», там хоть месяц не выходи вообще с линии, можешь спокойно работать.
Например, город Красноярск, в час можно заработать около 500 рублей — это когда выходные либо вечерний или утренний час пик. А если, например, с девяти утра и до четырех вечера можно сделать два заказа в час, примерно каждый около 180 рублей. Нужно будет вычесть еще комиссию агрегатора, примерно ты зарабатываешь в час 350-400 рублей.
Представляете, 10 часов ты поездил, 4 тысячи заработал, из них у тебя минимум тысяча рублей уйдет на бензин, минимум 2 тысячи уйдет за аренду автомобиля, если у тебя Volkswagen Polo, Kia Rio. Плюс помыть машину. Человеку останется 800 рублей, но он за эти 10 часов по-любому купит сигарет, водички, покушать заедет.
Что он — за 500 рублей будет работать столько часов? У нас либо это не примут, либо у нас будет так, что начнут водители делать какие-нибудь левые аккаунты. Вот эти ломаные программы будут более распространенные, и будет больше людей их покупать.
Если сейчас о них мало кто знает и они дорого стоят, эти програмvки и телефоны взломанные пойдут просто в массу и все будут так делать. Я говорю именно про город Красноярск».
Эксперты отмечают, что в отрасли сейчас есть много других нерешенных проблем. Новое постановление только осложнит работу таксистов, говорит председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов:
Под физическим лицом в постановлении понимаются граждане, занимающиеся перевозкой пассажиров и багажа на легковом такси.