ГИБДД

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

Показать содержание

  1. По состоянию на 18 Июля 2023 года камеры видеофиксации за отсутствие ОСАГО не штрафуют.
  2. МВД сообщают, что когда схема будет налажена, проверка наличия страховки будет запущена.
  3. Но точная дата начала фиксации в Москве и регионах не сообщается.
  4. Проверять страховку и выписывать штрафы будут Автодории.

Новая инициатива по видеофиксации отсутствия ОСАГО совсем не новая. Но по сети информация начала обширно обсуждаться лишь с августа 2018 года. Тогда многие издания активно заговорили о том, что камеры начинают штрафовать за отсутствие страховки уже с 1 сентября.

Затем о новом штрафе с камер фиксации, но только уже только в Москве за езду без ОСАГО заговорили с новыми датами: с 1 октября, другие источники – с 1 ноября 2018 года, а потом и в августе 2019 года.

Как обстоят дела с автофиксацией отсутствия полиса на сегодняшний день?

Штрафуют ли камеры за ОСАГО сегодня?

Нет. По состоянию на 18 Июля 2023 года нововведение ещё не появилось – мы ежедневно следим за ситуацией и своевременно обновим статью, когда это случится. Но на сегодняшний день камеры фиксируют езду без страховки, а вместо штрафов водителям приходят уведомления об отсутствии у них полиса.

«Пруфы» для подтверждения этого просты: Вы не найдёте подлинной информации в интернете о случаях штрафов дорожных камер ГИБДД за отсутствие страховки ОСАГО. Под подлинной информацией мы подразумеваем наличие фото или сканов постановлений, вынесенных в автоматическом режиме, с конкретным указанием, что штраф вынесен именно за управление без полиса.

Обновление от 20 августа 2019: камеры автофиксации начали фиксировать нарушение, но штрафы пока не введены. Водителям вместо «писем счастья» приходят уведомления об отсутствии страховки и необходимости её приобрести. Разослано более 5 тычяч таких уведомлений. По окончании тестирования уже будут рассылаться штрафы, но когда это произойдёт, не сообщается.

Между тем, в конце сентября 2019 года по сети начала активно распространяться информация о том, что камеры начали проверять езду без ОСАГО у водителей. В частности, приводится некий скриншот штрафа за езду без полиса от пользователя, пересланный по мессенджеру WhatsApp.

Вот так выглядит штраф:

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

Данный штраф, вероятно, был вынесен в отношении автолюбителя, но по ошибке. Либо снимок экрана мобильного телефона представляет собой не более чем фейк. Третий вариант – штраф показан мошеннической программой, которая призвана предложить оплатить его по реквизитам мошенников. Почему же такой вывод?

Всё дело в том, что по состоянию на дату снимка экрана официального заявления о начале автофиксации этого нарушения не было. В ГИБДД заявляли, как мы уже упомянули выше, что камеры научились распознавать водителей без ОСАГО, но штрафы пока ещё не выписываются.

Но главное заключается в том, что такой суммы штрафа за отсутствие договора страхования попросту нет. 500 рублей выписываются, если водитель не вписан в действующий полис. На скриншоте же указано, что наказание за управление водителем без полиса. А такой штраф на сегодняшний день составляет 800 рублей (400 со скидкой).

Но начало положено давно!

Тем временем, информация о новых штрафах с камер за ОСАГО далеко не новая – начало было положено ещё в далёком 2016 году, когда с данной инициативой впервые выступили ГИБДД совместно с РСА:

  • сначала одно популярное новостное издание сообщило, что камеры планировалось снабдить возможностью начать штрафовать за отсутствие страхового полиса ещё с 1 января 2016 года,
  • затем интернет облетели новости о начале фиксации ОСАГО с начала 2017 года,
  • потом аналогично с начала 2018,
  • а вот в 2018 начались бурные обсуждения якобы нового закона о штрафах с камер за ОСАГО, даты будущего начала назывались:
  • 1 сентября, затем перенеслось на 1 октября,
  • после на 1 ноября,
  • сейчас камеры «научились» распознавать отсутствие ОСАГО у водителя, а водители начали получать в почтовые ящики информацию об этом. Но это всё ещё не штрафы.

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

Когда заработает фиксация?

Очень скоро!

Главная проблема и сложность, по заявлению ГИБДД, заключается в настройке и интеграции баз данных двух важных составляющих для появления такой возможности у законодателей:

  • базы ГИБДД номеров автомобилей,
  • базы РСА по действующим страховым полисам.

О том, как это будет работать, мы поговорим ниже, здесь же отметим лишь то, что без объединения или интеграции этих двух баз камеры по части проверки ОСАГО не заработают.

Между тем, несмотря на обилие постоянных переносов начала фиксации камерами отсутствия полиса, официальный ответ МВД, актуальный на 18 Июля 2023 года, прост:

До завершения указанных работ [по объединению баз данных – прим. ред.] правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по указанному составу административного правонарушения не осуществляется. Она будет начата по мере технической готовности информационных систем.

Это всё, что нужно знать о том, когда начнётся фиксация отсутствия страховки у водителей. То есть конкретной даты не называется. Но оговоримся ещё раз, что мы следим за актуальной информацией и обновим статью, когда это изменится.

Где будут стоять такие камеры?

Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.

Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.

Какие камеры штрафуют?

На 18 Июля 2023 года известно, что штрафы за отсутствие ОСАГО будут выписывать только Автодории. Вот так они выглядят на дорогах:

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

Но и это в рамках эксперимента. Главное – наличие базы автомобилей без страховки. Всё остальное – дело техники. Ведь камеры автофиксации считывают лишь номера машин, а остальное делает программа, которую можно обновить, заменить, доработать.

Таким образом, в будущем за езду без ОСАГО будут штрафовать, возможно, и другие виды камер, кроме Автодорий, в том числе Крисы различных модификаций, Стрелки и другие.

Как штрафуют?

Чтобы проверить наличие договора страхования у водителя на дороге в автоматическом режиме, камера должна:

  1. сначала считать госномер машины,
  2. отправить информацию в некую программу для проверки,
  3. программа должна быть подключена к базе данных, которая, в свою очередь, черпает информацию из баз ГИБДД и РСА и сопоставляет госномер и договор страхования,
  4. если договора у водителя не оказалось, то программа выписывает штраф, который затем перепроверяется.

Если водитель попадётся несколько раз

В этом случае разработчики штрафов с камер за езду без ОСАГО обещали не более 1 штрафа в сутки. Но верить этой информации или нет, дело второе. По аналогии, за превышение скорости сейчас Автодории штрафуют столько раз, сколько автомобиль проедет под камерами – даже если сам факт превышения был один. Если Вы проедете под 3, к примеру, парами Автодорий, то и «писем счастья» придёт 3.

Таким образом, и за отсутствие страховки ОСАГО штрафы могут выписываться всеми камерами, под которыми водитель проедет.

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

Какой штраф?

По состоянию на 2023 год он составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Между тем, в ряде источников Вы найдёте информацию о 500 рублях именно в контексте новой возможности фиксации по камерам водителей без ОСАГО. Это не соответствует правде – 500 рублей по части отсутствия страховки налагается в двух случаях:

  • если Вы не вписаны в полис или ездите вне границ периода использования (не путать с просроченной страховкой),
  • если Вы забыли дома сам полис ОСАГО, но договор страхования у Вас есть.

Камеры будут проверять именно наличие договора страхования, а за его отсутствие предусмотрен штраф в размере именно 800 рублей.

В конце 2017-начале 2018 годов шло много разговоров о повышении данного штрафа до 5000 рублей. А в конце осени 2018 появилась информация о том, что штраф с 20 ноября вырастет до 8000 плюс будет предусмотрена эвакуация. Но все обозначенные новости являются фейком.

«ГИБДД это не нужно». Когда с камер начнут приходить штрафы за ОСАГО :

О начале фиксации автомобилей без полисов ОСАГО с помощью дорожных камер уже в 2023 году в Российском союзе автостраховщиков (РСА) предупредили совсем недавно. Штраф за это нарушение сейчас составляет 800 руб.

, при этом уже идет обсуждение его повышения до 5 тыс. руб. Однако запуск системы, который обсуждается уже около пяти лет, похоже, опять забуксовал.

Разбираемся, начнут ли водителям без обязательной страховки рассылать постановления и когда это может произойти.

Штрафы с камер на автомобили без ОСАГО: в чем проблема

О планах начать наказывать водителей без ОСАГО с помощью дорожных комплексов в конце 2022 года заявлял глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Евгений Уфимцев. Теперь, отвечая на запрос Autonews.

ru, в РСА сообщили, что работы по запуску проекта продолжаются, но спрогнозировать конкретные сроки запуска нового вида фиксации «в настоящий момент достаточно сложно». При этом там заверили, что много технических проблем уже удалось преодолеть.

В случае запуска фиксации эти изменения затронут каждого нарушителя.

Так, как предупредили в пресс-службе РСА, внедряемая схема информационного взаимодействия универсальна с точки зрения территориального признака: для РСА не имеет большого значения, где именно был зафиксирован проезд транспортного средства, в отношении которого необходимо осуществить проверку исполнения требований законодательства об ОСАГО.

МВД и РСА с 2018 года пытаются наладить сотрудничество в части обмена данными о незастрахованных водителях и начать фиксировать машины без ОСАГО с помощью камер.

Каждая из сторон не раз говорила о готовности с их стороны, и в Москве даже прошло тестирование автоматической фиксации этого вида нарушения. Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов еще в 2018 году в интервью Autonews.

ru заявлял, что город готов ввести систему фиксации наличия полисов ОСАГО, как только РСА и МВД объединят свои базы данных.

Однако официально этот вид контроля до сих пор не заработал. Как рассказывали Autonews.ru источники с обеих сторон, при попытке объединения баз данных ОСАГО и зарегистрированных автомобилей общая база получилась очень «грязной».

В РСА и на этот раз напомнили Autonews.ru, что запуск проверок наличия полисов ОСАГО с использованием камер фотовидеофиксации в тестовом режиме осуществлялся летом 2019 года на территории города Москвы. По итогам данных мероприятий удалось выявить ряд факторов как технического, так и правового характера, «требующих дополнительного внимания».

«Однако перспективность и работоспособность данного проекта была полностью подтверждена», — отметили страховщики.

Как отметили в РСА, осуществляемые в настоящий момент работы направлены не на объединение двух баз данных, а «на обеспечение бесперебойного информационного обмена определенными сведениями, позволяющими корректно идентифицировать транспортное средство и определить наличие либо отсутствие действующего договора ОСАГО, заключенного в отношении такого транспортного средства».

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

 Nikolay Gyngazov / Global Look Press

Согласно ответу РСА, кроме технических проблем, связанных с запуском контроля, каких-либо серьезных законодательных препятствий на пути внедрения автоматической фиксации поездок без ОСАГО нет.

Читайте также:  Все изменения ГОСТ Р 52289: новые знаки и разметка 2023

Так, там заметили, что в настоящее время КоАП уже предусматривает возможность наложения административного штрафа на лиц, не исполнивших обязанность по заключению договора ОСАГО либо управляющих транспортным средством без полиса ОСАГО.

Что говорят в МВД

В МВД России в ответ на запрос Autonews.ru подтвердили, что в настоящее время в ГИБДД не выписывают штрафы за отсутствие полисов ОСАГО на основании данных с камер. За дополнительными разъяснениями в ведомстве отправили обратно к РСА.

«Правоприменительная практика по ст. 12.

37 КоАП, правонарушениям на основании материалов, получаемых с использованием технических средств автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, сотрудниками полиции не осуществляется.

Полагаем целесообразно за разъяснениями обратиться в Российский союз автостраховщиков и к разработчикам соответствующего технического оборудования», — говорится в ответе ведомства.

Проблема связана с доступом к личным данным водителей

С технической точки зрения реализовать задачу по доступу страховщиков к базам данных ГИБДД о водителях совсем несложно. Об этом Autonews.

ru рассказал представитель компании «Технологии распознавания» (специализируется на разработке дорожных камер и программного обеспечения) Сергей Кусов.

По его мнению, главный риск, из-за которого в ГИБДД до сих пор не реализовали проект с РСА, — это персональные данные автособственников, которые в ведомстве стремятся максимально защищать.

«Один сервер обращается к другому, это все просто. И даже возможно организовать закрытые каналы связи. Но даже в таком случае можно заслать небезопасный пакет с вирусом, который «положит» сеть МВД, — считает Кусов.

 — Дело пошло бы быстрее, если бы у ГИБДД была прямая заинтересованность и это им нужно было бы делать обращения на сервер страховщиков с тем, чтобы узнать, застрахован автомобиль или нет.

Тут же вопрос стоит наоборот — РСА хочет получить данные к базе ГИБДД, чтобы понять, кому принадлежит машина без полиса ОСАГО».

Источник Autonews.ru, близкий к разработке программного обеспечения для автоматических дорожных комплексов, также считает, что сложности с началом оформления штрафов с камер за езду без ОСАГО связаны именно с возможными рисками по раскрытию персональных данных автомобилистов.

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

 Autonews.ru

«Я уверен, что в ГИБДД просто водят РСА за нос, обещая помочь с проектом. Потому как открывать доступ к базе данных автомобилистов, всем данным о водителях, просто небезопасно. Особенно когда страна ведет боевые действия. Именно поэтому от производителей дорожных комплексов всегда требуют передавать всю информацию только по закрытым каналам.

Это ведь они пересылают данные в систему «Паутина», а все камеры сами по себе пустые и никак не контактируют в обратную сторону. База всех российских автособственников представляет собой источник ценной информации с точки зрения злоупотребления и безопасности.

Я думаю, что в итоге в ГИБДД никаких данных так и не предоставят, и эту позицию можно понять».

Как считает источник, для ГИБДД наличие или отсутствие полисов ОСАГО у водителей не так критично — это обстоятельство напрямую не влияет на показатели аварийности, за которое отвечает ведомство. Соответственно, заинтересованности в запуске этого проекта у ГИБДД просто нет.

«Конечно, в ГИБДД обязаны проверять полисы ОСАГО, но они ничего с этого не имеют с точки зрения безопасности, достижения «нулевой смертности» и так далее. Если ты не застрахован, ты негодяй, но на то, попадет такой автомобиль в ДТП или нет, наличие полиса не влияет.

Поэтому с ведомства решения проблемы с поездками без ОСАГО так сильно и не требуют. Это в первую очередь головная боль страховщиков. А это коммерческие организации, которые играют в разной весовой категории с ГИБДД.

Водитель может быть весь в страховках и совершать ДТП — или ездить без них и не нарушать, и для ГИБДД никакой разницы это не имеет», — заключил источник.

Как, в свою очередь, сообщили Autonews.ru в пресс-службе ассоциации производителей дорожных камер «Око», основная проблема, из-за которой система до сих пор не запущена, заключается в схеме информационного взаимодействия.

«Вынесение штрафов за езду без страхового полиса — компетенция сотрудников ГИБДД. Но для этого нужно проверить автомобиль по базе данных РСА. Однако количество проездов автомобилей, которые ежедневно фиксируют комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД, огромно. Информационная система РСА не может выдержать такое количество запросов.

С технической стороны — это простая задача для систем фотовидеофиксации.

Более того, с внедрением федеральной системы «Паутина», в которой и находятся все необходимые данные, контроль наличия страхового полиса можно будет осуществлять на территории всей страны, а не только в том субъекте России, где зарегистрирован автомобиль», — отметили в «Око».

Какие проблемы возникают при поездках без ОСАГО

Согласно данным РСА, в России около 6 млн автомобилистов, которые ездят без ОСАГО. По оценкам экспертов из Национального автомобильного союза, значительная часть таких нарушителей — таксисты. Всего же в стране, по оценкам аналитического агентства «Автостат», зарегистрировано около 45 млн транспортных средств.

С главными проблемами из-за водителей без ОСАГО сталкиваются потерпевшие в ДТП с такими автомобилистами. Так, ОСАГО обеспечивает покрытие ущерба до 400 тыс. руб. по «железу» — водитель без страховки обязан будет компенсировать эти потери за счет собственных средств.

Нередко это оказывается проблематично: денег у водителей просто не оказывается.

  • Камеры против ОСАГО: как и кого будут штрафовать
  • В системе проверки полисов ОСАГО задействовали все дорожные камеры Москвы
  • «Каждого проверят онлайн». Водителей без ОСАГО вычислят по камерам

Штрафы по камерам за езду без ОСАГО получат сперва нарушители ПДД, а через год — все

Уже в этом году дорожные камеры будут штрафовать водителей без полисов ОСАГО. Для начала — только нарушителей ПДД, но через 1-1,5 года организаторы системы планируют распространить её действие на всех автовладельцев России.

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

В конце февраля мы писали, что внедрение штрафов за езду без ОСАГО на основании показаний комплексов фотовидеофиксации в 2023 году столкнулось с техническими сложностями и забуксовало.

Трудности наблюдались при объединении информационных баз Российского союза автостраховщиков (РСА) и МВД для “бесшовного” обмена персональными данными водителей. Очень уж не хочется полиции пускать частника в свои информационные закрома, но, видимо, придётся.

Кроме того, обнаружилось, что для запуска системы необходимо внести изменения в КоАП. Однако бенефициарам проекта настолько невтерпёж, что запускать его собираются поэтапно, а потом “допиливать” на ходу.

На официальном сайте РСА 13 марта появилась новость: для внесения нужных поправок в КоАП создана рабочая группа из представителей Банка России и МВД. Словом, поправки в закон вносят прямо сейчас.

https://www.youtube.com/watch?v=jfrW9_9bwgU\u0026pp=ygVf0J7RgtGB0YPRgtGB0YLQstC40LUg0J7QodCQ0JPQniDQuCDQutCw0LzQtdGA0Ys6INGI0YLRgNCw0YTRg9GO0YIg0LvQuCwg0LPQtNC1INGB0YLQvtGP0YI_IDIwMjM%3D

Техническая работа тоже не стоит на месте: разработчики отчитались о повышении отказоустойчивости базы данных автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО до 99,98%. Однако объёмы обрабатываемых данных столь колоссальны, что внедряться штрафы для разных категорий водителей будут по мере наращивания технических мощностей.

Согласно планам РСА, на первом этапе внедрения системы дорожные комплексы будут проверять наличие полисов ОСАГО строго у нарушителей ПДД. Причём только у тех, кто нарушил правила в движении. Фиксируя, например, превышение скорости, камера заодно и “пробьёт” машину на наличие страховки.

При выписывании штрафа стоящей машине, скажем, за нарушение правил парковки, наличие ОСАГО пока что проверяться не будет — это ещё впереди, на втором этапе проекта.

Также обсуждается вопрос о первоочередной проверке машин, многократно попадающих в поле зрения камер. Уточняется, что при отсутствии ОСАГО таких водителей будут штрафовать не чаще раза в сутки, невзирая на то, сколько раз камеры зафиксировали машину в этот день.

На втором этапе запуска проекта отсутствие полисов ОСАГО камеры будут фиксировать у всех автовладельцев без исключений прямо в потоке дорожного движения. Вот тогда, по мнению автостраховщиков, и наступит всеобщее счастье.

Напомним, что штраф за отсутствие ОСАГО сейчас взимается в размере 800 рублей и оплатить его можно со скидкой 50%, если успеть погасить за 20 дней с момента получения.

В РСА данную сумму считают не слишком аппетитной и настойчиво продавливают её повышение до 5000 рублей. Получается пока не очень.

В очередной раз эту инициативу попытаются протащить через Госдуму при переходе ко второму этапу проекта.

Отсутствие ОСАГО и камеры: штрафуют ли, где стоят? 2023

Ещё бы! Ведь когда камеры начнут проверять наличие ОСАГО у всех, повышение суммы штрафа в шесть раз придётся как нельзя кстати. Впрочем, страховщики оставляют себе пространство для манёвра, рассуждая, что повышение размера штрафа может и вовсе не понадобится, если проект заработает штатно. Верим?

Дорожные камеры уже сейчас выписывают в районе 700 000 штрафов в день. Эксперты полагают, что полиса ОСАГО нет у каждого десятого нарушителя. В Национальном автомобильном союзе добавляют, что существенная часть таких нарушителей — таксисты.

Неокученная поляна такого масштаба, по мнению автостраховщиков, — если не грабёж, то уж точно возмутительная бесхозяйственность. Поэтому первый этап со штрафами за езду без полиса только нарушителей ПДД начнётся, как только МВД и Банк России “допилят” поправки в КоАП. А дальше — как пойдёт.

Кстати, согласно нацпроекту “Безопасные качественные дороги”, к 2024 году количество дорожных комплексов фотовидеофиксации во всех регионах РФ должно составить 211% от их базового количества на момент старта проекта в 2017 году. К 2030 году этот показатель планируется довести до 250%.

Камеры и радары скоро будут повсюду — и никого из водителей не минёт чаша сия. Даже если вы неукоснительно соблюдаете ПДД, установите качественный радар-детектор или комбо-устройство, благо они в России легальны, в отличие от многих стран мира. Сэкономите кучу денег, а главное — времени и нервов.

Держим руку на автопульсе! Подписывайтесь на телеграм-канал бренда автомобильной электроники iBOX и получайте горячие автоновости короткими постами, а также информацию об акциях и обновлениях сервисов бренда.

Благодарим за внимание, лайки и комментарии.

В 2023 году проверять наличие полисов осаго будут камеры, но только у нарушителей — российская газета

До сих пор только проходили эксперименты с подобным выявлением нарушителей. Но в следующем году этот механизм должен заработать полномасштабно, отметил глава ВСС. Базы данных страховщиков уже давно отлажены, информационная система Госавтоинспекции ФИС ГИБДД модернизирована, поэтому возможность ошибки сведена практически к нулю.

https://www.youtube.com/watch?v=jfrW9_9bwgU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Но есть один тонкий момент. Таким образом проверяться наличие полисов будет только у нарушителей правил дорожного движения. Связанно это с техническими возможностями. Дело в том, что камеры не пишут и не фиксируют весь поток автомобилей, проезжающий под ними.

Фиксируются и проверяются по базам данных только те автомобили, которые нарушили правила. Например, превысили скорость, нарушили требование знаков или разметки. Вот их-то заодно и проверят по базе данных ОСАГО на предмет наличия действующего полиса.

Читайте также:  Можно ли избежать лишения по статье 12.24 КоАП и как?

И если окажется, что такого полиса нет, то автовладелец получит сразу два штрафа. За нарушение, выявленное камерой, и за отсутствие полиса. Напомним, что сейчас водителю, не вписанному в полис грозит штраф 500 рублей, а если полиса вообще нет — 800 рублей.

Очевидно, что выявлять не вписанного в полис водителя камеры не смогут.

Штраф за отсутствие ОСАГО автоматом будет выноситься один раз в сутки, а не за каждый проезд под камерой

Хотя, как не раз говорил Евгений Уфимцев, есть планы увеличить этот штраф. Сделать его соразмерным стоимости полиса. Для забывчивых автовладельцев, которые вовремя не обновили страховку, — 3,5 тысячи рублей. А для тех, кто принципиально не покупает полис, — 5 тысяч рублей.

Предложение по увеличению штрафа поддерживает и Центробанк. Но пока соответствующих поправок в Кодекс об административных правонарушениях не разработано.

Все комплексы фотовидеофиксации нарушений также настроены таким образом, чтобы отслеживать транспортный поток. Работать по розыску автомобилей. Но чтобы проверять каждый проезжающий под камерой автомобиль на предмет наличия полиса ОСАГО, потребуются огромные ресурсы. Например, в Москве только под одной камерой в сутки проезжает 4 миллиона машин. А таких камер в столице 3,5 тысячи.

Напомним также, что штраф за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер будет выноситься один раз в стуки, а не за каждый проезд под камерой. Но очевидно, что пока он дойдет до автовладельца, пройдет не один день. Так что даже при нынешних 800 рублей отсутствие полиса ОСАГО будет довольно накладным нарушением.

Кстати

В Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается предоставить автовладельцу выбор: оформлять страхование своей гражданской ответственности или на машину.

Сейчас у нас автовладелец страхует свою ответственность на конкретную машину. А если у него несколько машин, то полис ОСАГО оформляется на каждую, даже если управляет ими один человек.

Согласно предложенному законопроекту, в такой ситуации автовладельцу достаточно одного полиса, если машины одной категории.

Другой случай: машина в семье одна, а пользуются ей несколько человек. Тогда логично застраховать именно ответственность того, кто пользуется машиной. То есть с привязкой к машине. Во всяком случае, так считают авторы законопроекта.

Авторы также предполагают, что при смене автомобиля автовладельцу не потребуется заключать новый договор ОСАГО, если срок действия старого полиса не истек, а также если новый автомобиль относится к той же категории.

Более того, водителю, у которого есть ОСАГО, можно будет доверить управление любой машиной соответствующей категории без внесения каких-либо изменений и дополнений в полис собственника авто.

В Российском союзе автостраховщиков напомнили, что поправки, предлагающие привязать полис ОСАГО к водителю, а не к автомобилю, вносятся в Госдуму уже не в первый раз.

Подобные законопроекты ранее вносились в Госдуму в 2012 и 2017 годах и после тщательного анализа предложения экспертами, правительством и депутатами отклонялись.

Так, в 2017 году минфин отклонил эту инициативу из-за того, что это навредило бы юридическим лицам, владеющим автопарками.

Кроме того, отметили в союзе, индивидуализация ОСАГО уже осуществляется за счет реформы тарификации полисов. Наибольшее влияние на стоимость обязательной «автогражданки» оказывает потенциальная аварийность водителя, а не то, какую именно машину он водит.

Также поправки предлагают отказаться от применения коэффициента территории, а значит, не учитывать то обстоятельство, что в различных населенных пунктах частота ДТП существенно отличается: в Москве с напряженным трафиком движения она может быть в разы выше, чем в небольшом поселке.

https://www.youtube.com/watch?v=BAq2Tb4pg9Y\u0026pp=ygVf0J7RgtGB0YPRgtGB0YLQstC40LUg0J7QodCQ0JPQniDQuCDQutCw0LzQtdGA0Ys6INGI0YLRgNCw0YTRg9GO0YIg0LvQuCwg0LPQtNC1INGB0YLQvtGP0YI_IDIwMjM%3D

При этом такое новшество сделает невозможным отслеживание по камерам наличия или отсутствия полиса ОСАГО на автомобиль, а значит, заблокирует предпринимаемые ГИБДД меры по сокращению количества водителей без полисов ОСАГО на дорогах. Это приведет к проблемам у добросовестных водителей, которые смогут чаще оказаться потерпевшими в ДТП, виновник которых не застрахован.

Видеофиксация нарушений — штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2023

В конце декабря 2022 года президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев в интервью «Российской газете» заявил, что в 2023 году начнет действовать система автоматического выявления водителей без оформленных полисов ОСАГО.

Причем выявление «безосажных» водителей будет производиться с помощью существующих камер видеофиксации ГИБДД, которые сейчас «наказывают» за другие нарушения ПДД.

Рассмотрим как планируется внедрить этот механизм, и как он отразится на российских водителях.

Показать содержание

С какого числа начинает действовать

Точной даты внедрения системы автоматического выявления автомобилей без ОСАГО пока нет. Евгений Уфимцев в своем интервью «Российской газете» сообщил только о том, что система заработает «с первых месяцев 2023 года».

К сведению водителей — новые правила освидетельствования на алкоголь

Можно ли вести съемку инспекторов ДПС за работой: законодательство и позиция ВС РФ

Как это планируют реализовать

На данный момент выявить водителя с просроченным полисом (или вовсе без него) может только инспектор ГИБДД при проверке документов. Других вариантов нет. Поэтому многие водители и передвигаются без полисов.

Действительно, штраф составляет всего 500 или 800 рублей, а страховка составляет иногда 8-10 тысяч рублей и более. Для некоторых проще заплатить единократный штраф (с 50-процентной скидкой!), чем 10 тысяч за страховку. Поэтому предлагаемое автоматическое выявление «безосажных» водителей и выписывание им штрафов будет производиться следующим образом.

На данный момент в базах ГИБДД имеется необходимая информация обо всех зарегистрированных автомобилях. Также имеется база данных, в которую внесены сведения из всех страховых компаний.

При проезде автомобиля он будет сниматься видеокамерой, а затем по госномеру будет «пробиваться» по информационным базам.

Если у проезжающего под камерой транспортного средства не оформлено ОСАГО, то владельцу автомобиля будет выписываться штраф за отсутствие полиса.

Однако по информации той же «Российской газеты» проверяться будет не каждый автомобиль, а только те, которые нарушают ПДД. Дело в том, что только под одной камерой в Москве ежедневно может проезжать до 4 млн автомобилей. А таких камер в Москве порядка 3,5 тысяч единиц.

При этом камеры настроены не только на отслеживание отсутствия полисов, но также и на розыск автомобилей, и на различные нарушения ПДД. И тотальная проверка проезжающих автомобилей на наличие полисов может серьезно осложнить работу системы.

Поэтому, по словам Уфимцева, выявлять и штрафовать за отсутствие ОСАГО будут только водителей, попавшихся на других нарушениях.

Фактически система будет работать по следующему принципу:

  1. Камера выявляет нарушение ПДД конкретным автомобилем. Это, например, может быть превышение скорости.
  2. Автомобиль проверяется на предмет наличия полиса ОСАГО. Если ОСАГО оформлено, то выписывается штраф по первому нарушению (за превышение скорости). Если же полис просрочен или вообще не оформлен, то выписывается два штрафа: один за превышение скорости, а второй — за отсутствие полиса ОСАГО.

Также предполагается, что штраф за отсутствие ОСАГО с помощью камер будет выноситься только один раз в сутки, а не за каждый проезд под камерой. Хотя и в этом случае за месяц езды без ОСАГО может накопиться штрафов на 24 тысячи рублей (по 800 рублей за каждый день месяца).

Если подобная система действительно будет внедрена, то нет сомнений, что она распространится на всю Россию, а не только на Москву и крупные города-миллионники. Однако подчеркнем, что никакой официальной информации о внедрении таких систем пока нет. А интервью президента союза страховщиков Е. Уфимцева такой официальной информацией, конечно же, не является.

Почему решили ввести

Решение ввести штрафы с камер за отсутствие полисов ОСАГО вполне логично.

Во-первых, отсутствие ОСАГО является прямым нарушением законодательства. Поэтому штрафы подвигнут определенную часть водителей это нарушение либо не допускать, либо устранить (то есть оформить полис). При этом, теоретически, снизится число спорных ситуаций по возмещению ущерба при ДТП.

Во-вторых, штрафы естественным образом пополнят государственный бюджет.

И, в-третьих, выявление «безосажных» водителей автоматически приведет к тому, что часть водителей выйдет «из тени» и обратится в страховые компании за полисами. А это — очевидное повышение доходов страховщиков (страховых компаний).

Поэтому такое решение государственных органов не удивительно. Удивительно другое — что внедрение этой системы не было произведено раньше. Однако из слов того же Уфимцева можно сделать вывод, что для исключения ошибок была необходима модернизация информационных баз ГИБДД. И, вероятнее всего, именно поэтому штрафы с камер за отсутствие ОСАГО нельзя было внедрить ранее.

Размеры штрафных санкций

По состоянию на февраль 2023 года штраф 800 рублей предусматривается при езде с просроченным полисом ОСАГО или если полис вообще не был оформлен в принципе. Это установлено частью 2 статьи 12.37 КоАП.

Если же полис есть, однако водитель не может предъявить его инспектору ГИБДД, то штраф составит «всего» 500 рублей.

500 рублей также заплатит и посторонний водитель, который не вписан в страховку. А также если ОСАГО оформлено, например, только на летний сезон, а водителя остановят и уличат в пользовании автомобилем в другие сезоны (часть 1 статьи 12.37 КоАП).

При этом на штрафы за страховку распространяются нормы об оплате со скидкой 50% в течение 20 дней.

https://www.youtube.com/watch?v=BAq2Tb4pg9Y\u0026pp=YAHIAQE%3D

Как видно, штрафные санкции по КоАП сравнительно небольшие. Однако в инфополе периодически циркулируют слухи о повышении штрафов за страховку до 5 тысяч рублей.

Тот же Уфимцев говорит, что те, кто вовремя не обновил страховку, должны будут заплатить 3,5 тысячи рублей. А те, кто принципиально не покупает полис — 5 тысяч рублей.

Но повторимся, что всё это — только на уровне новостей, а не официальной информации.

«Водителей без ОСАГО в 2023 году начнут штрафовать по камерам»

Пилотный проект использования б/у запчастей для ремонта по ОСАГО в некоторых регионах могут запустить уже в I квартале 2023-го, рассказал «Известиям» глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев.

Союз также обсудит с ЦБ увеличение сроков ремонта до 60 дней. Это необходимо, так как в следующем году комплектующих тоже будет не хватать. Сейчас на рынке отсутствует около 15–20% деталей, как в виде оригиналов, так и аналогов.

Также Евгений Уфимцев анонсировал, что в 2023-м водителей начнут штрафовать за отсутствие ОСАГО по камерам.

«Увеличилось количество предложений мини-каско»

— Какие основные тенденции развития страхового рынка можно выделить по итогам 2022 года? И насколько сильно на него повлияли санкции?

— На фоне снижения реальных доходов граждан и всплеска инфляции перед страховщиками стояла задача сохранить клиентскую базу и трансформировать ряд продуктов. В первую очередь продолжил развиваться рынок моторного страхования и страхования жизни. На первый сегмент значительно повлияло изменение стоимости запасных частей.

Российский союз автостраховщиков (РСА) летом этого года делал обновление справочников, и по ним рост составил в среднем почти 30%, а по отдельным маркам машин повышение цен достигало и 40–50%. Это привело к росту сумм страховых выплат и не могло не отразиться на стоимости ОСАГО.

Читайте также:  Когда можно начинать делать машину по ОСАГО?

При этом страховщики в первую очередь увеличивали цену полиса для аварийных и молодых водителей, в среднем же ОСАГО подорожало только на 10–12%.

Санкции также повлияли на страхование жизни, потому что вложения в некоторые инвестиционные инструменты оказались заморожены. Кроме того, ограничения отразились на перестраховании, страховании имущества, ответственности, авиационном и морском страховании, то есть тех видах, по которым риски раньше в основном передавались за рубеж.

В результате сокращения международного перестрахования была усилена роль Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). Также рынок активнее начал использовать свои внутренние ресурсы — страховщики заключали договоры между собой.

Для исключения скопления рисков внутри России компании находятся в поисках перестраховочных партнеров в дружественных странах Азии и Ближнего Востока, например в Индии, Иране.

— Появились ли какие-либо новые продукты на фоне санкций?

— В страховании жизни появились продукты с использованием других валют, например юаней, и такие полисы оказались востребованы.

Используются и арабские драхмы, потому что некоторые клиенты переместились в Арабские Эмираты, и там необходимо было страховать свой бизнес, например грузоперевозки.

Не секрет, что там одни из крупнейших хабов по поставкам техники, запасных частей и прочего. Поэтому расчеты, накопления также удобнее стало вести в местной валюте.

На фоне дефицита запасных частей изменения произошли и в моторном страховании.

Страховщики поменяли подходы и начали разрабатывать новые коробочные продукты, потому что машины резко подорожали и цена классического каско для многих автовладельцев оказалась слишком высокой.

В этом году увеличилось количество предложений так называемых мини-каско, продуктов с франшизами (когда клиент самостоятельно оплачивает часть затрат на ремонт), ограниченным покрытием, например, включающем только тотальную гибель авто.

Изменилось и страхование выезжающих за рубеж. Раньше основной акцент в таких полисах приходился на покрытие медицинских расходов, а теперь наиболее востребована стала компенсация финансовых рисков в случае отмены поездки.

Некоторые компании также начали предлагать программы ДМС для релоцированных сотрудников с покрытием в Армении, Казахстане, Турции, ОАЭ и других странах.

То есть новые сегменты появились практически в каждом направлении деятельности.

— Стали ли популярны страховки от потери работы на фоне ухода иностранных компаний с рынка?

— Такой тенденции мы сейчас не наблюдаем, но здесь может быть и отложенный эффект. Многие компании, которые уходили с российского рынка, гарантировали своему персоналу финансовую поддержку на протяжении трех-шести месяцев. Поэтому, возможно, страховщикам придется внедрять новые инструменты от потери работы в 2023 году.

«Необходимо увеличить срок ремонта по ОСАГО»

— Вы ожидаете роста или снижения объема страхового рынка по итогам 2022 года?

— Количество заключенных договоров в этом году окажется ниже, чем в 2021-м, однако объем премий может сохраниться на уровне предыдущего года из-за инфляции и составить около 1,8 млрд рублей. Если рынок и упадет, то незначительно — на 1–2%.

— Ожидаете ли вы роста в следующем году?

— По итогам 2023-го рынок либо сохранится на нынешнем уровне, либо даже покажет небольшой рост.

— ЦБ назвал меры поддержки для страховщиков в 2023 году. Достаточно ли их и будете ли вы обращаться за другими послаблениями?

— Пакет наших предложений для поддержки отрасли был значительно больше, но около 60–70% Банк России поддержал.

Часть мер была ограничена сроком до конца 2022 года, поэтому сейчас мы обсуждаем продление некоторых их них, а также введение ряда других.

Например, мы предлагаем смягчить требования по резервированию капитала для покрытия рисков, ввести мораторий на проведение надзорных проверок и применение санкций к страховым организациям.

https://www.youtube.com/watch?v=iMutuLDoVMk\u0026pp=ygVf0J7RgtGB0YPRgtGB0YLQstC40LUg0J7QodCQ0JPQniDQuCDQutCw0LzQtdGA0Ys6INGI0YLRgNCw0YTRg9GO0YIg0LvQuCwg0LPQtNC1INGB0YLQvtGP0YI_IDIwMjM%3D

Также необходимо увеличить срок ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней. В начале переговоров с ЦБ казалось, что ситуация с запчастями быстро исправится, однако этого не происходит. И чтобы страховщики могли ремонтировать больше авто по ОСАГО, сроки надо изменить.

«Полного замещения поставок еще нет»

— Планируете ли вы обсуждать использование б/у запчастей?

— Да. Весной, когда мы только внесли эту меру, ситуация была не столь критична. Однако сейчас для новых машин отдельных категорий запчастей недостаточно, и б/у детали уже активно используются. Страховщики только хотят легализовать существующую норму, причем в четко оговоренных ситуациях.

Например, для машин с правым рулем, которые традиционно ремонтировали б/у запчастями. Еще мы предлагаем использовать бывшие в употреблении детали, которые не влияют на безопасность, то есть не двигатель или коробку передач, а, например, бампер, крыло.

Мы надеемся, в следующем году эта практика будет реализована.

— Примерно когда?

— Чтобы использовать б/у запчасти, придется подготовить нормативные документы и требования, это займет как минимум три-шесть месяцев.

Мы скоро обратимся с администрацией Приморского края, где как раз наиболее активно используют такие детали, чтобы в виде эксперимента разрешить ремонт бывшими в употреблении запчастями в отдельных субъектах. Этот проект может стартовать уже в I квартале 2023 года.

Что касается увеличения сроков, повсеместного разрешения использовать б/у детали и других послаблений — мы проведем совещание с Банком России в январе и обсудим меры на 2023 год.

— Дефицит запчастей сохраняется?

— Да. Логистика улучшается, стали привозить уже больше запчастей, однако полного замещения поставок еще нет. Остается проблема создания запаса и ассортимента нужных деталей.

Некоторые запчасти можно производить и на территории России. Заводы в Татарстане, центральной части РФ, которые раньше выпускали комплектующие для сборки новых авто, теперь создают запчасти для ремонта.

Кроме того, они расширили ассортимент.

Например, раньше они изготавливали только пластиковые накладки для Hyundai или Toyota, а теперь модернизировали производство и начали выпускать также похожие детали для Kia и других.

— Какой доли запчастей сейчас нет на рынке ни в виде оригиналов, ни в виде аналогов?

— По нашим оценкам, примерно 15–20%. Бывает, для ремонта не хватает какой-то одной запчасти, но машина не может из-за этого встать на ремонт.

— Параллельный импорт всё еще не полностью налажен?

— По нашим данным, за последние два-три месяца этого года доля компенсаций с ремонтом упала до 0%. При этом до возникновения дефицита запасных частей она составляла от 11 до 15% от всех выплат по ОСАГО.

На этом основании мы можем сделать вывод, что система параллельного импорта пока не заместила нормальную и привычную всем логистику.

Первоначально мы надеялись, что ситуация исправится буквально за два-три месяца, но этого не произошло.

— Можете ли вы дать прогноз, когда наладится ситуация с запчастями?

— Мы очень надеемся на более активный запуск заводов, которые раньше производили детали для сборки новых авто, но сейчас переориентировались на выпуск комплектующих для ремонта. Это поможет насытить рынок отечественными запчастями для иностранных марок.

В 2023 году всё еще будут сложности, поэтому нужно увеличить сроки ремонта по ОСАГО до 60 дней и разрешить использовать б/у детали.

В том числе это необходимо, так как везти комплектующие на старые авто экономически невыгодно, поэтому для них сохранится дефицит запчастей.

— А через какие страны уже налажены поставки аналогов запчастей?

— В первую очередь через Китай, Арабские Эмираты и Турцию. Дополнительно запчасти также начали привозить через Казахстан и Индию. Поставки через третьи страны были и раньше, но в 2022 году значительно вырос поток.

Причем сложности начались именно с логистикой, например, не хватало контейнеров для отправки. Пропускной способности для замены поставок с Запада оказалась недостаточно.

Кроме автозапчастей также увеличились поставки бытовой техники и других товаров, однако проблемы с логистикой не позволили организовать полное насыщение рынка.

«Границы коридора нужно расширять»

— На фоне резкого подорожания запчастей насколько за год увеличилась средняя стоимость полисов ОСАГО и каско?

— Летом цена на запчасти выросла почти на 30%, при этом средняя стоимость ОСАГО с января по ноябрь увеличилась только на 10–12% и оказалась чуть меньше 7 тыс. рублей. Конечно, для аварийных водителей полис подорожал значительно сильнее.

При этом цена каско изменилась еще меньше — на 3%. Это связано с запуском коробочных продуктов — на рынке появились полисы с ограниченным покрытием за 3 тыс., 5 тыс., 10 тыс. рублей.

Полноценное каско традиционно использовали только 10% автовладельцев — клиентов с дорогими новыми машинами, кредитными авто. Активный запуск мини-каско позволил увеличить число людей, которые приобретают добровольную автостраховку.

В целом коробочные продукты страхования имущества продолжат развиваться в следующем году и станут еще более популярны.

— Стало ли больше водителей, которые ездят без полиса ОСАГО?

— По нашим оценкам, нет. В этом году действительно клиенты оформили на 2% меньше полисов обязательной автогражданки, чем в прошлом, однако это, скорее всего, обусловлено снижением продаж новых авто, а также отъездом некоторых россиян.

Мы уже неоднократно предлагали запустить проверку полисов ОСАГО через камеры, однако пока проводили только эксперименты и пилотные проекты.

Сейчас основная задача — совместить две информационные системы: базу данных РСА и ГИБДД. В следующем году должен произойти уже полномасштабный запуск проверок наличия полиса через камеры дорожного движения.

То есть водителей без ОСАГО в 2023 году начнут штрафовать по камерам.

— Ожидаете ли вы подорожания полисов каско и ОСАГО в следующем году?

— Для аварийных и молодых водителей рост будет. Сейчас мы видим, что около 12% полисов компании передают в перестраховочный пул, а значит, по ним всё равно не хватает тарифа. Однако если не будет нового скачка цен на запчасти, то стоимость ОСАГО для 85% автовладельцев не изменится.

— Будете ли вы снова поднимать вопрос увеличения выплат по здоровью и жизни?

— Эту инициативу не получилось реализовать в 2022 году, однако мы хотим к ней вернуться в 2023-м. Если выплаты получится увеличить до 2 млн, то цена ОСАГО может вырасти.

— Планируете предлагать дальнейшее расширение коридора по ОСАГО?

— Конечно. Границы коридора нужно расширять, потому что рынок правильно на это реагирует. Средняя цена полиса значительно не увеличивается. Скорее всего, Банк России будет поэтапно расширять границы коридора, следующий шаг может быть на 10–15%.

— И вопрос по новым территориям, как сейчас развивается страхование в этих регионах?

— Некоторые страховые компании уже начали там работать, например страховать транспортировку грузов, авто, строительно-монтажные риски и прочее. Вопрос страхования других рисков, включая реализацию обязательных видов, будет прорабатываться в следующем году.