Информация

Градообразующее предприятие это

На основе типологии Фишера – Кларка в первой половине ХХ века сложился подход к изучению экономической жизни города и перспектив его развития, основанный на выявлении тех отраслей города, продукция которых может привлекать в город денежные потоки из других городов.

По аналогии с терминами внешней торговли в экономике города поток продукции, идущий из предприятий города в другие города, принято называть экспортным.

А отрасли, выпускающие эту продукцию, называются градообразующими (или структурообразующими). С их развитием связывают возможности дальнейшего развития города. Эту концепцию называют иногда моделью «экспортной базы».

На основе такого подхода в Советском Союзе в довоенный период возникло много городов, которые были спроектированы под одну единственную отрасль, например, Магнитогорск.

Предприятия такой ведущей отрасли обеспечивают рабочие места для основной части активного населения города и являются градообразующими.

Вообще под градообразующим предприятием понимается организация любой формы собственности, в которой занято не менее 30% от общего числа трудоспособного населения соответствующего поселения.

В том числе учитывается, что предприятие имеет на своем балансе объекты инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающей не менее 30% населения в этом городе, или налоги от которого составляют не менее 50% доходной части бюджета данного города.

Повседневные нужды работников градообразующих предприятий формируют спрос на потребительские товары и услуги для частных лиц. Параллельно предприятия ведущей отрасли создают спрос на услуги производственного характера и на материальные факторы производства. Этот спрос удовлетворяется предприятиями, возникающими на территории города.

В частности, это относится к предприятиям городской инфраструктуры (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и т.д.), розничной торговли, хлебопекарной промышленности и т.д.

Эти отрасли, обеспечивающие нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли, называют градообслуживающими (или резидентными) отраслями.

Предприятия, обеспечивающие основную отрасль сырьем и полуфабрикатами, могут располагаться либо в данном городе, либо в других городах. Даже если они располагались в данном городе, их не относили к числу градообслуживающих. Они рассматривались вместе с предприятиями основной отрасли как единый производственный комплекс.

Один из недостатков этой концепции: в больших городах, имеющих много предприятий, осуществляющих разнообразные функции, трудно выделить одну-две ведущие отрасли. Их реальное функционирование предполагает полифункциональность.

Таким образом, они не вписываются в стандартную упрощенную технологию.

В период становления классического функционального подхода в качестве ведущих обычно рассматривались отрасли промышленности, хотя существовали города, специализирующиеся на выполнении административных функций, города, ориентированные на туризм, и т.д. Соответственно, одна из причин кризиса этой концепции – игнорирование градообразующей роли некоторых видов услуг.

Привлекательность города для развития в нем высших управленческих видов деятельности во многом зависит от рынка высококвалифицированной рабочей силы. Для ее привлечения для проживания в городе большую роль играют такие виды деятельности, как образование, культура, индустрия досуга.

Столь важная роль этих видов услуг приводит к включению их в список градообразующих отраслей. Высокий уровень развития инфраструктуры в городе привлекает все новые потоки инвестиций, что приводит к созданию новых предприятий и росту населения.

Таким образом, инфраструктура в таких городах становится решающим фактором развития и переходит в градообразующую группу отраслей, что ломает исходную концепцию жесткого функционализма.

Использование функционального подхода для анализа городов концентрирует внимание исследователей исключительно на градообразующих отраслях. Такая техника анализа приводит к некоторым методологическим трудностям. Например, в городе существует мебельная фабрика. Часть мебели продается жителям этого города, т.е.

часть продукции предприятия не покидает территорию города и предназначена для «обслуживания» его жителей. Таким образом, частично эта фабрика должна быть отнесена к группе градообслуживающих отраслей, в то время как основная ее часть была бы отнесена к градообразующему сектору, т.е.

проводится мысленно искусственное расщепление его на основную и вспомогательную части.

Опыт социалистических стран дает наиболее яркие примеры нереалистичности упрощенного функционального подхода. Становление функционализма привело к возникновению многофункциональных городов-заводов. В долгосрочном плане такая многофункциональность поставила под сомнение перспективы дальнейшего развития города-завода, т.к. застой в отрасли вызывает стагнацию всей городской экономики.

Исторически сложилось так, что наша страна, учитывая уроки Великой Отечественной войны, создавала сибирские дублирующие пояса оборонных предприятий, осваивая новые территории, северные отдаленные районы. Осуществлялся организованный набор людей, сотни тысяч специалистов ехали и осваивали новые месторождения и производства.

Часто вокруг этих, целевым образом формируемых государством производств, вырастали поселки, города, и отличительными их особенностями были, во-первых, удаленность от больших городов, во-вторых, создание большей части рабочих мест в таком поселке или городе на единственном промышленном предприятии.

Остановка единственного градообразующего предприятия означает фактически социальную катастрофу для малого монопрофильного города.

Недостатки жестко функциональных проектных решений довольно быстро обнаружились, но на восстановление нормального баланса отраслей уходили десятилетия.

10.Взаимосвязь градообразующих и градообслуживающих предприятий: мультипликатор дохода и занятости населения, их понятие, методики расчета.

11.Факторы, влияющие на изменение спроса на рабочую силу: в городах.

2 вопроса в одном!!

Рост экономики города понимается как рост занятости населения, причем увеличение числа занятости может наступить по двум причинам: либо увеличения спроса на рабочую силу, либо увеличение предложения рабочей силы.

Спрос на рабочую силу предъявляют градообразующие (вывозящие свою продукцию за пределы города) и градообслуживающие предприятия, связанные между собой через мультипликаторы дохода и занятости.

Мультипликатор дохода. Это коэффициент, показывающий изменение в совокупном доходе горожан при изменении объемов реализации продукции на экспорт.

Градообразующее предприятие это

  • ∆Iсов – изменение совокупного дохода
  • МРС – предельная склонность потребления на местном уровне.
  • МI– мультипликатор дохода

Градообразующее предприятие это

Например, мультипликатор дохода, равный 2,5 показывает, что на каждый дополнительный рубль от реализации на экспорт совокупный доход жителей города возрастет на 2,5 рубля.

Мультипликатор занятости показывает, как изменения в численности работающих на градообразующих предприятиях отразится на общем количестве рабочих мест в городе.

Градообразующее предприятие это

  1. В – численность работающих на градообразующих предприятиях;
  2. Т – общая занятость населения;
  3. L – численность работающих на градообслуживающих предприятиях;
  4. МТ – мультипликатор занятости
  5. Соотношение L/Bпоказывает, сколько рабочих мест на предприятиях местной промышленностисуществуют благодаря 1 рабочему месту на градообразующем предприятии
  6. Например, по исследованиям, проводимых в СССР, которые являлись основой для градостроительной деятельности, удельный вес обслуживающей группы населения для крупнейших и крупных городов составлял 19-21% (от количества работников занятых основным производством) на срок до 5 лет; а на перспективу до 30 лет порядка 23-27%; для малых и средних городов –15-17 %на 5 лет, а наперспективу в 30 лет – 19-22%; для больших городов –18 и 23% соответственно.

Графическая интерпретация роста экономики города представлена на рисунке 8. В данном случае под влиянием изменения спроса на рабочую силу меняется занятость населения в городе.

Градообразующее предприятие это

Рисунок 8 – Рост экономики города под влиянием увеличения спроса на рабочую силу

Первоначальное равновесие на рынке труда возникло в точке Е. Если спрос на труд увеличился на 10000 чел. (со стороны градообразующих предприятий), то кривая D сдвинется в сторону D1и совокупная занятость увеличится до уровня 60000 человек.

При этом надо помнить, что занятость на градообразующих предприятиях связана с занятостью на градообслуживающих предприятиях через мультипликатор занятости. Если он равен 2,5, то общий пророст занятости в городе будет равен не 10000, а 25000 чел.

:

  • МТ= 2,5
  • Если Dувеличится на 10000 чел., то
  • ∆Т=МТ*∆В
  • ∆Т = 2,5*10000=25000
  • Хотелось бы обратить внимание на следующий факт: с ростом спроса на рабочую силу увеличивается занятость населения и заработная плата.
  • На основании международного опыта можно выделить факторы, влияющие на изменение спроса на рабочую силу:

1. Изменение спроса на готовую продукцию градообразующих предприятий (если он растет, увеличивается спрос на рабочую силу, если уменьшается, значит сокращается.

https://www.youtube.com/watch?v=PB05R_B-1t8\u0026pp=ygU80JPRgNCw0LTQvtC-0LHRgNCw0LfRg9GO0YnQtdC1INC_0YDQtdC00L_RgNC40Y_RgtC40LUg0Y3RgtC-

Эта закономерность действует в условиях стабильной технологии производства, если же она меняется в сторону улучшения, то вполне вероятно, что, при увеличенииспроса на готовую продукцию, спрос на рабочую силу не только не повысится, но может даже уменьшится).

2. Производительность труда на предприятии.Чем выше производительность, тем больше объем выпуска, с другой стороны, чем выше производительность, тем меньше требуется работников на предприятие.

3. Уровень налогообложения на местном уровне. Необходимо отметить, что многие предприятия являются очень чувствительными к местному налогообложению и стремятся разместиться там, где этот уровень меньше.

Однако для Российской Федерации этот фактор является менее значимым, чем для зарубежных стран, так как муниципалитеты не обладают полномочиями определять количество и уровень налогообложения на местном уровне.

4. Предоставление льгот по оплате коммунальных услуг для промышленных предприятий. В ряде стран муниципалитеты для привлечения на свою территорию различных производств применяют политику льготной оплаты коммунальных услуг для этих предприятий.

Читайте также:  Бесплатная юридическая помощь дети-сироты

5. Политика землепользования.

Мировой опыт свидетельствует, о том, что муниципалитеты, самостоятельно подготавливающие промышленную площадку (подведение инженерной инфраструктуры и транспортных магистралей) значительно выигрывают в плане привлечения различных производств на свою территорию. Так как для предприятий расходы на подведение инфраструктуры – это большая статья затрат, а когда эти расходы на себя берет муниципалитет предприятию это выгодно.

Рост экономики города (численности занятых) может происходить и под влиянием изменения предложения рабочей силы, что отражено на рисунке 9.

Градообразующее предприятие это

Рисунок 9 – Рост экономики города под влиянием увеличения рабочей силы

Рост предложения рабочей силы может происходить в силу следующих факторов:

1. Качество окружающей среды. Если качество окружающей среды в городе довольно хорошее и есть возможность устроиться на работу с более лучшими условиями труда чем в сельской, то в этом случае люди стремятся переехать в город, тем самым увеличивая предложение рабочей силы в городе

2. Качество коммунальных услуг для жителей. Большую роль на принятие решение о том переезжать в город или нет играет качество коммунальных услуг. Если оно довольно высокое, то является привлекательным для населения, проживающего в сельской местности. Поэтому данное население будет стремится перебраться в город.

3. Уровень налогообложения физических лиц, является значимым фактором для принятия решения о том где жить. Однако в РФ данный фактор опять же не играет роли, т.к. уровень налогообложения на местном уровне не регулируется.

  1. При увеличении роста предложения рабочей силы занятость увеличивается, а уровень з/пл в городе снижается.
  2. Из вышесказанного следует, что администрация городов, проводя определенную политику, может привлекать на свою территорию предпринимателей, увеличивающих спрос на рабочую силу и в результате мультипликационных эффектов воздействующих на общий рост экономики города через занятость населения и рост его доходов.
  3. Такая политика предполагает использование следующих методов:

– предоставление налоговых скидок (т.е. новые предприятия или предприятия чувствительные к налогообложению на некоторый период времени (до 10 лет!) освобождаются от местных налогов);

  • – осуществляется выпуск промышленных облигаций, с помощью которых финансируется подготовка земельных участков под промышленную застройку;
  • –предоставляются ссудные гарантии для предпринимателей или администрация сама является кредитором;
  • – муниципалитет непосредственно осуществляет подготовку промышленной площадки.
  • Таким образом, любая политика, способствующая снижению производственных затрат ведет при прочих равных условиях к появлению новых предприятий, расширению старых и росту численности занятости, а значит росту экономики города.

Что такое градообразующее предприятие: принципы определения, законодательство, стратегии развития

Бизнес юрист > Корпоративное право > Что такое градообразующее предприятие: сведения и особенности

Градообразующие предприятия – настоящие промышленные гиганты, благодаря которым на карте страны появляются новые города и поселения. Это территории тесного сотрудничества общества и предприятия, где существование заводов и фабрик невозможно без местных жителей, а комфортное существование населения напрямую зависит от бесперебойного функционирования производства.

Общие сведения

Современная история знает немало случаев, когда новые, только построенные и открытые заводы, предприятия, комбинаты и коллективные хозяйства обрастали поселениями, состоящими из работников этих учреждений и их семей. Вместе с развитием предприятий росли и поселения, постепенно превращаясь в города. Особенно много подобных городов создавалось во времена существования СССР.

Градообразующее предприятие это

Производственное предприятие

Так и возникло понятие «градообразующее предприятие» – учреждение, где плодотворно трудится более 25% местных жителей, а объем производимой продукции – более 50% всего количества, выпускаемой на территории города.

Подобные объекты в значительной мере влияют на экономические показатели города, его инфраструктуру, уровень жизни людей и их обеспеченность.

В свою очередь от местного населения зависит вся работа организации, то есть жители и предприятие неразрывно связаны.

https://www.youtube.com/watch?v=PB05R_B-1t8\u0026pp=YAHIAQE%3D

На градообразующие объекты, помимо основной деятельности, полагаются задачи по решению социальных проблем. Например, обеспечение теплом образовательных и дошкольных учреждений, содержание объектов здравоохранения, обеспечение жителей электроэнергией.

Естественно, социальные расходы влияли на себестоимость продукции, которая с приходом рыночной экономики становилась абсолютно неконкурентной.

Многие градообразующие предприятия перестали быть востребованными после того, как СССР распался. Продукция, процессы производства которой были нерушимы годами, стала никому не нужна из-за своей высокой цены. А упадок организаций повлек за собой возникновение крайне неблагоприятной социальной обстановки в зависимых городах, в том числе и высокий уровень безработицы.

Стоит заметить, что «многие» не значит «все». На карте страны отмечены около 100 моногородов, градообразующие предприятия которых остались на плаву даже во время кризиса и успешно ведут экономическую деятельность.

Нормативное регулирование

Градообразующее предприятие это

Законодательная база

Градообразующее предприятие города: что это такое?

Градообразующее предприятие — это крупное предприятие, которое оказывает значительное влияние на развитие экономики региона и является одним из ключевых факторов формирования городской среды. Такие предприятия имеют мощный социальный потенциал, влияют на динамику населения, создают рабочие места и способствуют развитию инфраструктуры и культурной жизни региона.

Кроме того, градообразующие предприятия могут выполнять важные функции в обеспечении экономической безопасности страны. Их деятельность направлена на производство стратегически важных товаров и услуг, что позволяет укреплять экономическую независимость страны и повышать ее конкурентоспособность на мировой арене.

Значение градообразующих предприятий тяжело переоценить, поскольку они играют ключевую роль в становлении экономики городов и страны в целом. Важно также отметить, что деятельность градообразующих предприятий должна быть нацелена на наиболее эффективное использование ресурсов и максимальную социальную ответственность.

Градообразующее предприятие имеет множество функций и является одним из ключевых элементов экономического развития городов и страны в целом. Важно, чтобы его деятельность основывалась на эффективном использовании ресурсов и социальной ответственности.

Определение градообразующего предприятия

Градообразующее предприятие – это предприятие, которое значительно влияет на развитие городской инфраструктуры, социальной и экономической жизни города. Оно является одним из основных факторов, определяющих развитие городов и формирование их облика.

  • Градообразующие предприятия могут быть разного типа: это крупные производственные комплексы, торговые центры, сетевые магазины, финансовые учреждения, образовательные и научные центры, медицинские учреждения и другие.
  • Такие предприятия создают не только рабочие места, но и привлекают новых жителей в город, способствуют развитию транспортной и коммунальной инфраструктуры, влияют на рост цен на недвижимость и общий уровень жизни в городе.
  • Поэтому градообразующие предприятия обладают большой социальной значимостью и являются объектом внимания как государственных, так и местных органов власти.

Значение градообразующих предприятий для города

Градообразующее предприятие – это промышленное предприятие, которое привлекает в регион капитал и многочисленных работников. Деятельность этого предприятия оказывает значительное влияние на экономику и социальную инфраструктуру города.

Большинство градообразующих предприятий производят товары, соответствующие основным нуждам общества.

Производство данных товаров является освоением технологий и науки, что влияет на развитие науки региона.

Большинство градообразующих предприятий имеют высокий технологический уровень и создают рабочие места для новых специалистов в различных областях, таких как инженеры, программисты, механики и другие.

https://www.youtube.com/watch?v=Tfpvj3YRkKY\u0026pp=ygU80JPRgNCw0LTQvtC-0LHRgNCw0LfRg9GO0YnQtdC1INC_0YDQtdC00L_RgNC40Y_RgtC40LUg0Y3RgtC-

Создание работы на градообразующих предприятиях имеет положительный вклад в экономику города. Большой объем налоговых и социальных платежей, выплачиваемых предприятием, улучшает экономику города. В свою очередь, это позволяет развивать выплаты внутри города и улучшать инфраструктуру, что способствует развитию территории и привлекает инвесторов.

Градообразующие предприятия являются причиной, по которой город становится еще более привлекательным местом для жизни и работы. Они оказывают влияние на развитие техники и технологий всего региона, создают рынок потребления товаров и профессиональных услуг.

Таким образом, градообразующее предприятие является неотъемлемой частью развития современного города. Ее деятельность помогает развитию экономики и инфраструктуры города, а также создает рабочие места и привлекает инвесторов, демонстрируя все преимущества современных технологий и науки.

Примеры градообразующих предприятий в России и в мире

В России существует множество градообразующих предприятий, которые являются не только экономическими лидерами своих городов, но и играют важную роль в социальной сфере.

Одним из наиболее ярких примеров является Новолипецкий металлургический комбинат, расположенный в городе Новолипецке, Липецкой области.

Комбинат способствовал развитию города, создавая новые рабочие места, содействуя в строительстве жилья и инфраструктуры.

За рубежом также можно встретить множество примеров градообразующих предприятий. Например, американский производитель автомобилей General Motors играет ключевую роль в развитии города Детройта, штат Мичиган. Компания заботится о жителях города, инвестирует в инфраструктуру и социальную сферу.

В Германии наибольшее влияние на город оказывает автопроизводитель Volkswagen, который находится в городе Вольфсбург. Компания создала уникальный мини-городок, который включает в себя жилищную инфраструктуру, торговые центры и парки, обеспечивая жителям города комфортные условия для жизни и работы.

  • Новолипецкий металлургический комбинат
  • General Motors
  • Volkswagen
Читайте также:  Подключение к электрическим сетям косгу
ПредприятиеГородСтрана
Новолипецкий металлургический комбинат Новолипецк Россия
General Motors Детройт США
Volkswagen Вольфсбург Германия

Каждое градообразующее предприятие имеет свои особенности и влияние на город, но все они являются ключевыми экономическими и социальными игроками в своих регионах.

Влияние градообразующего предприятия на экономику и социальную сферу города

Градообразующее предприятие является ключевым экономическим фактором развития города. Оно не только создает рабочие места, но и вносит важный вклад в экономику региона. Такие предприятия значительно повышают уровень налоговых поступлений в бюджет города, что позволяет финансировать множество социальных и инфраструктурных объектов.

Кроме того, градообразующее предприятие оказывает прямое влияние на социальную сферу города. Благодаря высокому уровню зарплат и социальному пакету, предприятие привлекает квалифицированных специалистов, которые помогают развивать городскую инфраструктуру и повышать качество жизни горожан.

Кроме того, градообразующее предприятие может стать примером для других бизнес-структур в городе. Оно может оказать влияние на конкурентов, стимулируя их к развитию и повышению качества продукции/услуг. Также, благодаря наличию градообразующего предприятия, в город притягиваются другие компании, что способствует росту занятости и экономики в целом.

В целом, градообразующее предприятие имеет значительное влияние на экономическое и социальное развитие города. Это один из важнейших факторов, определяющих уровень жизни горожан и формирующих облик города в глазах окружающих.

Вопрос-ответ

Что такое градообразующее предприятие?

Градообразующее предприятие — это крупное предприятие, которое влияет на развитие города, его социальную и экономическую сферы. Оно создает рабочие места, привлекает инвестиции и способствует развитию муниципальной экономики.

Какие требования предъявляются к градообразующему предприятию?

Градообразующее предприятие должно обладать большими масштабами производства и высокой степенью интеграции в городской экономике.

Оно должно создавать много рабочих мест и иметь высокую долю в муниципальном бюджете.

Кроме того, градообразующее предприятие должно обеспечивать социальную защищенность своих сотрудников и жителей города в целом, а также активно содействовать развитию инфраструктуры на местности.

Какую роль играют градообразующие предприятия в экономическом развитии города?

Градообразующие предприятия способствуют развитию производства и увеличению объемов производства.

Благодаря этому городские жители получают больше рабочих мест, увеличивается занятость населения, растет уровень экономического развития региона.

Кроме того, градообразующие предприятия создают дополнительный спрос на услуги и товары, что благоприятствует развитию местной торговли и сервисных услуг.

Как градообразующие предприятия влияют на экологию города?

Градообразующие предприятия могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экологическую ситуацию в городе. С одной стороны, они создают большое количество рабочих мест и способствуют росту экономики, что позволяет улучшить жизненный уровень жителей.

С другой стороны, производственная деятельность градообразующих предприятий может приводить к загрязнению воздуха, водных ресурсов и почвы.

Поэтому градообразующие предприятия должны соблюдать строгие нормы экологической безопасности и быть взаимодействовать с властями города в этой сфере.

4. Определение градообразующей базы и расчеты численности населения

Градобоазующие факторы , оказвающие вляние на структуру поселения

ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ — экономические и социальные условия , определяющие возникновение и развитие населённых мест, от которых зависят структура населения и его численность , т.е величина поселения и его тип

Градообразующее предприятие — производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называются моногородами.

  • К градообразующим предприятиям относятся:
  • а) промышленные предприятия, продукция которых распространяется и потребляется не только в данном населенном месте, но и за его пределами (например, фабрики и заводы союзного и республиканского значения);
  • б) устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного (железнодорожные станции и узлы, морские и речные порты, аэропорты, автовокзалы и пр.);

в) административно-политические, общественные и культурно-просветительные учреждения, значение которых выходит за пределы данного населенного места (правительственные учреждения, областные и районные Советы депутатов трудящихся, центральные, областные и районные и партийные организации, музеи, библиотеки и театры и т. п.);

г) высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения;

д) строительные организации, осуществляющие новое строительство в данном населенном пункте (но не ремонтные организации, связанные с эксплуатацией существующих зданий и сооружений);

е) лечебные и оздоровительные учреждения (санатории, дома отдыха, туристские базы и пр.), значение которых выходит за пределы данного населенного места (например, санатории и дома отдыха Крыма, Кавказа и других курортных зон).

  1. Градообразующая база города-совокупность градообразующих факторов, определяющих профиль города и численность его населения.
  2. Размещение градообразующей базы в системе расселения определяется экономическими и социальными условиями.
  3. К экономическим условиям относятся: наличие соответствующих природных ресурсов (включая удобные для использования территории); возможность обеспечения производства сырьем; удобная связь производств с местами потребления их продукции; возможности кооперации различных предприятий, учреждений и институтов, совместного использования сырьевой и энергетической базы, объединения подсобных производств, обучения и подготовки кадров, организации связей между наукой и производством.
  4. К социальным условиям относятся: возможности привлечения на данную территорию необходимых трудовых ресурсов и создания для них благоприятных условий жизни; обеспечение широкого выбора мест приложения труда и характера занятости; сбалансированность соотношения рабочих мест, ориентированных на мужской и женский труд.

Градообразующую группу населения принимают к концу расчетного периода в пределах 27—30% от общей численности населения. В отдельных случаях, связанных с местными условиями, она может изменяться.

ГРУППА НАСЕЛЕНИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩАЯ-часть самодеятельного населения города, занятая в отраслях народного хозяйства, определяющих основное направление и масштабы развития города. Градообразующей — эта группа населения включает в себя людей занятых на предприятиях градообразующего значения.

Градообразующая группа населения является основополагающей для расчета проектной численности городского населения.

Несамодеятельной — в эту группу населения входят дети, учащиеся, пенсионеры, инвалиды. Численность данной группы населения находится в прямой зависимости от численности градообразующей группы.

Обслуживающей — в эту группу населения входят люди, занятые на предприятиях обслуживания данного города. Численность этой группы населения находится в прямой зависимости от суммарной численности градообразующей и несамодеятельной групп.

https://www.youtube.com/watch?v=Tfpvj3YRkKY\u0026pp=YAHIAQE%3D

Строительство новых, реконструкция и развитие существующих населенных пунктов, невозможно без прогнозирования производства и численности населения.

При реконструкции населенных пунктов необходимо учитывать существующее население и его изменение к расчетному сроку, чтобы определить, как обеспечит это население потребность производства в перспективе.

Проектная численность населения может определяться по методу трудового баланса и по методу естественного прироста. Проектная численность населения по методу трудового баланса оценивается на период 15…20 лет по формуле:

  • где: Н р — проектная численность населения, чел.;
  • А — численность градообразующей группы в перспективе, чел.;
  • Б — несамодеятельная группа населения в перспективе, %;
  • В — обслуживающая группа населения в перспективе, %.

Оценка перспективной численности населения, образующейся в результате естественных процессов, определяется по методу естественного прироста на тот же расчетный срок (15.. .20 лет), используя формулу:

  • где: Н ф — численность жителей в исходном году, чел.;
  • П — среднегодовой прирост населения , %;
  • М — среднегодовая миграция населения ( + 0,5% в южных районах и — 0,5% в северных);
  • Т — расчетный срок (15. ..20 лет).

Для контроля расчетов численности населения можно использовать переходный коэффициент от количества трудящихся градообразующей группы ко всему населению. Переходной коэффициент по стране составляет 2,5…3,3.

Необходимо сравнить численность населения, полученную двумя методами расчета, рассчитать переходный коэффициент, сделать выводы и принять численность населения для дальнейших расчетов, достаточную с учетом развития производства.

Градообразующие организации

юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (п. 1 ст. 169 Закона № 127-ФЗ).

Такое предприятие именуется градообразующим….)», который признает таковым организацию юридических лиц, численность работников которой превышает 25…

За регионами сохраняется право определение критериев отнесения предприятий к градообразующим….Риски градообразующих предприятий переносятся на развитие монотерритории….

Градообразующие предприятия должны быть сосредоточены на организации и финансировании своей производственной

  • Автор Инна Смирнова
  • Источник Справочник
  • Категория Государственное и муниципальное управление

Статья от экспертов

В докладе рассмотрены вопросы использования при разработ-ке государственной стратегии экономического развития особен-ностей градообразующих организаций, представляющих для Рос-сийской Федерации реальные точки экономического роста. Дает-ся расширенное понятие определению «градообразующая орга-низация» и предложен механизм управления ее развитием.

Опре-делены субъекты управления развитием градообразующими ихорганизаций.

Рассмотрены важнейшие направления оценки ре-зультативностиразрабатываемыхстратегийградообразующихорганизаций и предложены механизмы хеджирования возможныхрисков их реализации, а также оценки степени заинтересованно-сти местных органов самоуправления в эффективности функцио-нирования указанных хозяйствующих субъектов в рамках моно-городов.

Читайте также:  Хранение документов подписанных электронной подписью

Автор(ы) Харитонова Н.А.

Источник Научные труды Вольного экономического общества России

Creative Commons

Научный журнал

Это так называемая градообразующая сфера;
ориентированную на обслуживание запросов организаций градообразующей…Деление городской хозяйственной среды на градообразующую и градообслуживающую области сохранилось и в…

их основные потребители – организации градообразующей сферы и местное население…., в то время как градообразующие организации удовлетворяют не жизненно важные потребности городского…

которых потребляется на территории города непосредственно населением и градообразующими организациями

  1. Автор Инна Смирнова
  2. Источник Справочник
  3. Категория Государственное и муниципальное управление

Статья от экспертов

Цель исследования заключается в разработке методических основ формирования механизма управления развитием градообразующих организаций, который должен способствовать их устойчивому функционированию и социально-экономическому развитию монопрофильных муниципальных образований.

В статье исследованы основные подходы к определению механизма управления развитием хозяйствующего субъекта. Сделан вывод об отсутствии формализованного механизма управления развитием градообразующих организаций.

Дано определение исследуемого явления, дополнены свойства, которыми должен обладать механизм управления развитием градообразующих организаций. Расширены принципы его функционирования. Предложены этапы формирования механизма управления. Выявлены основные процедуры, которые требуют периодического исполнения.

Предложен подход к систематизации стратегий развития градообразующих организаций на основе их авторской классификации. Разработанный алгоритм формирования механизма управления развитием градообразующих …

Автор(ы) Харитонова Н.А.Кунанбаева К.Б.

Источник Стратегические решения и риск-менеджмент

Creative Commons

Научный журнал

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек

Градообразующие предприятия и особенности реализации их имущества в процессе банкротства

Попов, С. С. Градообразующие предприятия и особенности реализации их имущества в процессе банкротства / С. С. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64896/ (дата обращения: 13.07.2023).



Научная статья посвящена анализу порядка, проблем, а также развитию этапа реализации имущества градообразующего предприятия в рамках института банкротства в Российской Федерации на современном этапе.

В центре внимания автора — рассмотрение алгоритма функционирования и использования института банкротства градообразующего предприятия и процедуры реализации имущества такого предприятия-должника, в частности. Выявления проблем в рамках применения данного механизма институте банкротства.

  • Результатом научной работы является обнаружение пробелов и несовершенств в современном законодательстве, в данной сфере.
  • Ключевые слова: градообразующее предприятие, предприятие, конкурсное производство, местное самоуправление, банкротство, работающее население.
  • На сегодняшний день нет единого определения градообразующих предприятий, но нормативно-правовые акты используют одинаковый критерий отнесения предприятия к числу градообразующих — это доля работающего населения, которую составляют работники именно этого предприятия в населенном пункте.
  • В качестве примера можно взять действующий Закон Ивановской области от 14 декабря 2000 года № 89-ОЗ «О поддержке градообразующих предприятий, расположенных на территории Ивановской области», где в статье № 1 градообразующими предприятиями (организациями) признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работоспособного населения соответствующего поселения, либо юридические лица, удельный вес поступлений налоговых платежей в бюджет муниципального образования, которых составляет не менее двадцати пяти процентов [5].

Наиболее актуальное определение градообразующих предприятий содержится в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1].

Где, в статье 169, градообразующие предприятия понимаются как предприятия, на которых работают не менее 25 % работающего населения соответствующего населенного пункта, а также предприятия, численность работников которых превышает 5000 человек

Расчет соотношения работников предприятия с общим числом работающего населения производится исходя из критериев, введённых письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2014 г. № 03–03–06/1/6142 [2], а также письмом Росстата от 12.04.

2013 № МД-08–2/1168-ДР [3].

Исходя из этого, ведётся подсчёт соотношения численности занятого населения, полученного в результате Всероссийской переписи населения и численности работников организации, включая все филиалы и все обособленные подразделения на дату возбуждения дела о банкротстве градообразующего предприятия [].

Помимо этого необходимо учесть, что законодатель выделяет перечень моногородов, сформированных в привязке к градообразующим предприятиям (Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» [4]). По состоянию на август 2019 года в перечень входят 319 моногородов и градообразующих предприятий.

Исходя из сути определения градообразующего предприятия следует, что процедура его банкротства имеет ощутимые для населения города, социально-экономические последствия, такие как:

  1. Увольнение существенного числа работников и как следствие, повышение уровня безработицы в населенном пункте, а иногда и в регионе в целом,
  2. Рост нагрузки на городской и муниципальные бюджеты в связи с выплатами уволенным работникам, а также сокращение доходов бюджета в связи с ликвидацией основного налогоплательщика,
  3. Экономическая нагрузка на другие организации, связанные с градообразующим предприятием, часто полностью зависимые от него,
  4. Утрата или значительно ухудшение состояния инфраструктурных объектов и жилищно-коммунальных объектов, а также часто социальных объектов — учреждений образования, здравоохранения и культуры и иные неблагоприятные последствия [8].

В силу существенного ущерба, который наступает в результате банкротства градообразующих предприятий, нормы законодательства в массе своей нацелены на профилактику его банкротства.

Государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления активно вмешивается в экономические процессы в целях недопущения кризисных ситуаций в деятельности градообразующих предприятий и, особенно на стадии банкротства.

Такое вмешательство предусмотрено вышеупомянутым Законом о банкротстве, и выражается в виде обязательного участия органов местного самоуправления в процедуре банкротства предприятия, а также возможности привлечения органов государственной власти к участию в деле для государственного поручительства.

Органы власти Российской Федерации, ее субъектов и органы местного самоуправления принимают на себя обязательство отвечать за исполнение должником обязательств перед кредиторами в ходе любой банкротной процедуры (ст. 173 Закона о банкротстве), в том числе и полностью оплатить долги градообразующего предприятия в ходе конкурсного производства (ст. 174 Закона о банкротстве).

Главная особенность процедуры конкурсного производства состоит в том, что органы власти и местного самоуправления наделены правом ходатайствовать об установлении дополнительных условий купли-продажи градообразующего предприятия.

Подобным условием, прямо прописанным законодателем, является обязательство покупателя сохранения рабочих мест не мене, чем для 50 % работников на определенный срок (п.2 ст. 145 Закона о банкротстве). Максимально допустимый срок сохранения рабочих мест — три года, что позволяет работникам временной промежуток, необходимый для нахождения новой работы.

Другие условия могут устанавливаться с согласия собрания кредиторов. Эти условия направлены на минимизацию отрицательных социально-экономических эффектов в процессе процедуры банкротства градообразующего предприятия, отмеченных выше. Как показывает анализ судебной практики, проведенный И. В.

Ершовой, такими дополнительными требованиями являются, как правило, установление требований по сохранению рабочих мест в большем, чему установлено Законом о банкротстве, объеме [7].

Предусмотренные законом требования непосредственно влияют на возможную процедуру реализации имущества должника. Продажа имущества осуществляется только единым комплексом имущества в ходе процедуры конкурсного производства.

В литературе довольно критически оценивается участие государства в банкротстве градообразующих предприятий, а также в иных банкротных процедурах в качестве поручителя, поскольку в некоторых случаях такие предприятия объективно являются банкротами и создают дополнительную нагрузку на бюджет, не имея шансов на реальное финансовое оздоровление [6]. В то же время, участие в процедуре конкурсного производства, на наш взгляд, является необходимым.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  2. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2014 г. № 03–03–06/1/6142.
  3. Письмо Росстата от 12.04.2013 № МД-08–2/1168-ДР
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении перечня моногородов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31 ст. 4448.
  5. Закон Ивановской области от 14 декабря 2000 года № 89-ОЗ «О поддержке градообразующих предприятий, расположенных на территории Ивановской области»
  6. Зуй И. В. Особенности государственного участия в делах о банкротстве в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2019. №. 1. С. 92–94.
  7. Ершова И. В. Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика // Пробелы в российском законодательстве 2014 № 5 С.74.
  8. Хомякова А. А. Банкротство градообразующих предприятий: особенности и последствия для региональной экономики // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. № 4. С. 88.

Основные термины (генерируются автоматически): градообразующее предприятие, конкурсное производство, местное самоуправление, предприятие, банкротство, работающее население, государственная власть, Ивановская область, орган власти, Российская Федерация.