Информация

Нецензурная брань это

Все языки постепенно изменяются. У разных поколений людей становится «модным» употреблять для Нецензурная брань этообозначения одного и того же то одни, то другие слова из родного языка. Современный русский язык сложился в начале XIX в., однако, хотя написанные на его давних вариантах тексты вполне понятны людям нашего поколения, можно заметить, что многие общеупотребительные в прошлом слова и выражения сегодня заменены другими. Использовавшееся еще в начале позапрошлого столетия слово «полудень» вскоре было вытеснено в печати и поныне употребляющимся словом «юг». В своей знаменитой басне про двух насекомых И. Крылов называет кузнечика «стрекозой», о чем мы на history-thema уже писали. Такие слова как «нежели», «вспять», «дубрава», «скорбь» в разговорной речи сегодня практически не встречаются, хотя ими изобилуют произведения русской классической литературы. Важную роль в историческом развитии и изменении национального языка играет заимствование лексики из языков других народов. Давно уже общеупотребительное слово «интересный» пришло в русский язык из немецкого, куда, в свою очередь, попало из латыни, где «interesse» означает «находиться между, быть при делах». Но еще в середине XX в. достаточно распространены были его собственно русские эквиваленты: «любопытный» и «дельный». А слово «собака» — это вообще древнее славянское заимствование из иранских языков, потеснившее традиционное «пес». Наконец, фразу из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого: «Планшет с картой он потерял при падении», сегодняшнее молодое поколение может истолковать совсем не так, как те, кто читал это произведение еще пятнадцать лет назад. Неудивительно, что древнерусский язык, на котором написана «Русская правда» Ярослава Мудрого, на котором говорили Александр Невский и Иван Грозный, это фактически язык другой, мало понятный неспециалисту из России, Украины или Беларуси. В свою очередь, древнерусский язык отличается от еще более древнего старославянского настолько же, насколько и от современных произошедших от него современного русского, украинского и белорусского языков.Нецензурная брань это

Однако в любом языке существуют слова и выражения, которые употребляются не только по своему прямому назначению, а просто чтобы придать речи определенный колорит, обуславливая скорее ее эмоциональность, а не семантическое богатство.

Поскольку люди, употребляя их лишь для выразительной окраски речи, не уделяли особого внимания собственно их значению, эти слова и выражения не изменялись со временем и редко заменялись другими, так как произносились «механически» в определенных ситуациях. И наиболее характерным примером таких оборотов являются, конечно же, ругательства.

Всякое ругательное слово изначально не было только таковым. Когда-то у него было, как и у всех слов, определенное значение: им тоже назывались какой-то предмет или явление. По какой-то причине наряду с прямым назначением это слово однажды стали использовать и просто чтобы придать речи агрессивную или надменную форму.

Но с течением веков язык изменялся, новые слова вытесняли из употребления старые, и предметы или явления, обозначавшиеся прежде этим словом, стали называться как-то по-другому. Однако ругательство осталось прежним, потому что его произносили обычно в запальчивости, возбуждении, просто механически, уже не заостряя внимание на том, что оно конкретно обозначало раньше.

Проходили десятилетия, века, язык продолжал изменяться, делиться на новые языки, а ругательные слова по вышеуказанной причине все оставались прежними, превратившись в своеобразный лингвистический артефакт.

Конечно же, не избежали такого явления и славянские языки. Поэтому в большинстве славянских языков слова, ныне являющиеся только ругательством, весьма похожи: ведь у всех современных славянских языков общий предок, то есть, праславянский язык.

И многие славянские ругательства — это изначально обыкновенные слова давно ушедшего в небытие праславянского языка, прямой смысл которых уже давно заменен другими словами. К ним относится и типичный русский мат.

Нецензурная брань это

По этическим соображениям не будем употреблять сами нецензурные слова в публикации: их и так знает каждый житель России, Украины и Беларуси. Однако в общем скажем об их истории.

Слова русского мата — это старославянские слова, изначально не имевшие агрессивной или негативной окраски, но так или иначе связанные с темами, которые считались неприемлемыми для обсуждения на широкой публике, например, с половыми отношениями.

Границы дозволенного в разных культурах были различны, однако ни в каком обществе не приветствовались беспорядочные половые связи, грозящие рождением чрезмерно большого числа детей, которых трудно было потом прокормить, распространением венерических болезней, внутренними ссорами в общине на почве половой конкуренции.

У всех народов с более-менее развитой культурой считалось неприличным много говорить о половых отношениях: если человек часто поднимал данную тему в своих разговорах, то это как бы свидетельствовало о его невоздержанности, неспособности управляться со своими инстинктами, а значит, и об общинной ненадежности.

Можно вспомнить предание о Степане Разине, зафиксированное в известной песне, где казаки возмутились нескрываемой любовью своего атамана к женщине:   Нецензурная брань это

Поэтому очень часто слова, связанные с половыми отношениями, превращались в жесткие ругательства: первоначально рассерженный человек, произнося их, словно нарочно демонстрировал свое пренебрежение к обидчику.

То есть, как бы показывал, что обидчик не стóит его уважения и поддержки, а значит, и стесняться перед ним своих страстей ни к чему.

Как уже говорилось выше, с течением поколений язык изменялся, но стойкие ругательства в нем сохранялись, хотя потомки через века могли уже не знать, что прежде означало то или иное ругательное слово. Просто в состоянии сильного душевного волнения произносили их по привычке.

А поскольку первоначальное значение забывалось, ругательные слова употреблялись уже и не в «особых случаях», когда надо было именно унизить оппонента, но и при всяком поводе, даже просто для выражения досады.

Известное слово из трех букв, которое, как принято считать, часто пишут на заборах, имеет общее происхождение со словом «хвоя». Общий корень, от которого происходит и это слово, и название видоизмененной листвы хвойных деревьев, на праславянском языке означает «побег, вырост».

Остроумные люди, желая выругаться беззлобно, часто заменяли классическое ругательство на какое-нибудь похожее на него, но имеющее другое значение слово (сродни не считающемуся нецензурным возникшему в советскоеНецензурная брань это время ругательству «блин», заменившему в порядке такого смягчения действительно ныне скверное слово). То же происходило и с распространенным трехбуквенным ругательством. В частности, популярность приобрело замена этого слова на название огородного растения хрен. А также в давнее время — просто на название буквы кириллицы, с которой оно начинается. До революции буква «х» называлась «хер». Однако просто сокращение слова до названия начальной буквы без замены на слово другого значения все равно выглядело слишком явным намеком. Поэтому использование старого названия буквы «х» в качестве ругательства в конце концов тоже стало неприличным.

Нецензурное слово, начинающееся на букву «б», изначально было одного корня со словами «блуд, блудить, блуждать». В старославянском языке основным значением слова «блудить» было то же, что в современном русском «блуждать», то есть, двигаться в неопределенном направлении, сбиваться с пути.

Сначала в переносном значении оно стало означать «совершать грехи, сбиваться по жизни», затем — совершать прелюбодеяние. И Нецензурная брань этоздесь производные от него стали развиваться в ругательства. Например, в считающееся допустимым в обществе, хотя и грубым, «ублюдок», как изначально назывались дети, рожденные в результате прелюбодеяния. И в уже упомянутое выше, которое в наше время считается неприличным, а первоначально означало блудницу, продажную женщину (в этом же значении оно часто употребляется и до сих пор в маргинальной речи). Однако еще в Позднее Средневековье оно считалось допустимым не только в обществе, но и в юридических текстах. В частности, оно встречается в Судебнике 1589 г., изданном при царе Федоре Ивановиче. Статья 70 этого свода законов Московского государства гласит в оригинале следующее:Нецензурная брань это

Здесь мы не стали скрывать слово, поскольку оно употребляется в контексте на древнерусском языке. В переводе на современный русский язык эта статья закона, который, как полагают многие историки, в юридическую силу никогда не вступал, говорит, что за оскорбление проституток и ведьм полагается штраф в две деньги (старинная русская монета).

Впрочем, сквернословие никогда не приветствовалось ни в каком обществе, и употребление на широкой публике неприличных слов даже после того как их первоначальное значение забывалось, всегда осуждалось. И в России употребление непристойных слов по изданному в 1648 г. закону наказывалось публичным битьем кнутом.

В наше время матерная брань, произносимая в общественном месте, тоже стоит вне государственного закона. Хотя столь сурового наказания за нее не последует, статья 20.

1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает для злостных матерщинников взыскание в виде штрафа от 500 до 2500 рублей, а в особых случаях — и до 15 суток ареста.

Нецензурная брань это

Вырезанное из публичной версии фильма начало заставки советской кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», 1966 г. В конце один из хулиганов, услышал милицейский свисток, поспешно выводит на заборе: «ХУдожественный фильм»

Мало кто знает, но считающиеся сегодня безобидными ругательства с употреблением слова «черт» когда-то считались более страшными, чем непристойности, связанные с половой темой.

Дерзкое упоминание дьявола — существа, назначением которого было сбивать людей с покорности Богу, рассматривалось как богохульство — деяние, за которое в средние века можно было и отправиться на смертную казнь.

Поскольку в Средневековье вся мораль народа прописывалась в его религии, делать дьявола предметом легкомысленных слов могли только крайне циничные люди, не боящиеся гнева свыше, не признающие авторитет церкви. И в XVIII — XIX вв.

, когда в России уже существовала публичная печать, в книгах и журналах запрещалось печатать в качестве ругательства слово «черт» так же, как и непристойные слова.Нецензурная брань это

Часто бытует мнение, что русские нецензурные ругательства оригинальны. На самом деле русский язык в этом отношении ничем не отличается от других. В языке каждого народа имеются собственные непристойные выражения и ругательства, как правило, тоже связанные с запретными для широкого обсуждения темами.

9 294

Мат или не мат?Жизнь сейчас такова, что мат звучит практически везде, даже в местах, с которыми он несовместим, — в образовательных учреждениях, в семейном кругу, в общественных местах. И после очеред

Нецензурная брань это

Начнем с определения мата, данного в Википедии: «Мат (матерщина, матерный язык, матерная ругань, матюки, (устаревшее) лая матерная) — наиболее грубая, обсценная разновидность ненормативной лексики в русском и в близких к нему языках».В древнерусских рукописях мат рассматривается как черта бесовского поведения. Произнося нецензурные слова, человек, даже если он делает это невольно, призывает темные силы и участвует в изуверском культе.Матерщина выполняла у славян в функцию проклятья. Например, одно из матерных слов на букву «е», которое имеет славянское происхождение, переводится как «проклинать». Человек, произносящий его, тем самым проклинает себя и окружающих. Человек, который произносит матерные слова, автоматически призывает все самое грязное и больное на себя, своих детей и весь свой род. При этом матерщинник часто выражает удивление и сожаление по поводу серьезных проблем с органами прежде всего мочеполовой системы, онкологических и других заболеваний, продолжая при этом сквернословить.

Читайте также:  Временное присоединение к электрическим сетям

Здесь уместно вспомнить известную сказку, относящуюся к европейскому фольклору. У девушки, говорившей доброжелательно и сердечно, из уст падали розы. А у девушки, говорившей грязно и грубо, изо рта выпрыгивали жабы и выползали змеи… Какой точный художественный образ.

Что такое «ругательное» слово, что такое «мат»? Есть мнение, что происхождение того или иного ругательства, его этимологическая составляющая не имеют большого значения. Эти слова традиционно считаются «самыми плохими».

И когда человек решает их почему-то употребить, то очевидно, что заставляет его так поступить или крайняя злоба, или яростное презрение к кому-то, или полное невладение собой.

Мистическая составляющая нецензурной брани — это мистика злобы, кипящей в человеческом сердце, злобы, которая соединяет человека с разрушительными силами Вселенной, делает его рабом, в то время как любовь соединяет с Создателем.

https://www.youtube.com/watch?v=ITpvp9PuKIA\u0026pp=ygUo0J3QtdGG0LXQvdC30YPRgNC90LDRjyDQsdGA0LDQvdGMINGN0YLQvg%3D%3D

Доктор биологических наук, академик медико-технических наук П. Гаряев опытным путем установил, что хромосомы белка содержат всю информацию, необходимую для формирования живого организма.

В ходе многочисленных экспериментов он доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах.

Как это происходит? Известно, что человек состоит более чем на 75% из воды.

Произносимые человеком слова изменяют структуру воды, выстраивая ее молекулы в сложные цепочки, меняя их свойства, а следовательно, меняя генетический код наследственности.

При регулярном отрицательном воздействии слов происходит видоизменение генов, которые влияют не только на самого человека, но и на его потомство. Видоизменение генов ускоряет старение организма, способствует развитию различных болезней и таким образом сокращает срок жизни.

И наоборот, при воздействии позитивных слов и мыслей улучшается генетический код человека, задерживается старение организма и увеличивается срок жизни.

Другой ученый, доктор биологических наук И.И. Белявский в течение многих лет занимался проблемой взаимосвязи между словом и сознанием человека.

С математической точностью он доказал, что не только человек характеризуется определенным спектром энергии, но и каждое его слово несет энергетический заряд.

И слово воздействует на гены, либо продлевая молодость и здоровье, либо приближая болезни и раннюю старость, значительно ухудшая общее качество жизни.

Таким образом, еще раз было доказано, что в сквернословии таится огромная разрушительная сила. И если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от матерной речи, он бы никогда не произнес ее.

С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России, например, эти заболевания встречаются нередко.

Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, то это оказывает на них негативное влияние. Это явление изучает психосоматика (др. греч. душа и тело) — направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Поэтому матерщинники рано становятся импотентами или приобретают урологические заболевания. Сложность еще и в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении матерщинников. Конечно, можно и нужно развивать в себе способность противостоять негативным ударам извне.

Но даже если такая способность сформирована, сколько сил уходит на постоянную нейтрализацию «лингвистической бомбежки»…

Мат употребляют с целью выразить откровенное зло, проявляющееся как гнев и осквернение. Они и выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как производящих матерщину, так и услышавших ее, даже просто случайных прохожих.

Историческая справка. У древних славян мат приравнивался к проклятию. Подобное его применение зафиксировано в славянской письменности. В болгарской хронике слово «изматерили» обозначало не «обругали», а просто «прокляли».

На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревнях, но долго являлось уголовно наказуемым. За нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

В современной России нецензурная брань в общественных местах влечет за собой административную ответственность — штраф или административный арест на срок до 15 суток, это предусмотрено статьей 20.1 Административного кодекса «Мелкое хулиганство».

Однако запреты не решают серьезных внутренних проблем. Большинство людей признает, что нелитературные выражения унижают человека, но это же большинство тем не менее употребляет эти выражения.

Трудно представить хозяйку, выливающую ведро помоев посреди комнаты, но сквернословие является теми же помоями.

Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить его. Так замыкается круг.

https://www.youtube.com/watch?v=ITpvp9PuKIA\u0026pp=YAHIAQE%3D

Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.

Часто можно услышать, что в мате ничего плохого нет, человек просто сбрасывает негативную энергию, и язык не может обойтись без мата. Однако есть и другое мнение.

Язык не просто отражает систему ценностей человека и общества (непотребная лексика, скажем, указывает на явную вульгаризацию таких ценностей), но и мощно воздействует на эту систему, подчиняет ее себе, определяет само мировоззрение человека, его поведение.

В результате изменяются характер народа в целом, общественное сознание, ход исторических событий.

Матерщина основана прежде всего (хотя и не исключительно) на гнусно-оскорбительном употреблении слова «мать». Одно из самых высоких понятий для человека принижается до уровня цинично-вульгарного.

Здесь уместно привести слова А.П.

Чехова: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».

Ущербность всегда агрессивна, и эта агрессивность проявляется прежде всего на уровне языка. Мат — это «формат» неудачников, слабых, неуравновешенных людей, которые не способны найти свое место в жизни. Мат засоряет язык, разрушает его красоту и стройность, ведет к деградации личности.

Мат затрудняет общение. Матерящийся человек не способен донести свою мысль до собеседника в полном объеме и заполняет сквернословием пустоты, обусловленные собственным скудоумием.

Мат — демонстрация неуважения не только к собеседнику, но и к миру в целом, он подрывает доверие между людьми, выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете. Да, есть социальные слои, где тот, кто не ругается, предстается неполноценным членом соответствующей группировки. Но мы говорим сейчас о мате не с позиций маргинальных кругов, а с позиций нормальных людей.

В медицинской практике есть случаи, когда люди с определенными видами паралича не могут сказать ни одного нормального слова, но без запинки произносят целые выражения, состоящие исключительно из мата. Это удивительное явление свидетельствует о том, что матерная речь формируется по совсем иным нервным цепочкам, не так, как обычная человеческая речь, что наводит на размышления…

Ученые, исследуя феномен мата, пришли к выводам, что от его использования страдает общее здоровье человека и снижается общее качество жизни. Они эмпирическим путем доказали, что произнесенное или услышанное матерное слово несет в себе энергетический заряд, который негативно воздействует на человека.

Несколько лет исследователи вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был только мат, а вторая группа наблюдаемых вообще не использовала грубых слов.

Результаты говорят сами за себя: у людей, применявших мат, обострились хронические заболевания; у членов другой группы состояние организма было значительно лучше, а их биологический возраст оказался на несколько лет моложе их паспортного возраста.

Влияет мат прежде всего на мужскую потенцию и женское здоровье. Мужчина, используя нецензурную лексику, провоцирует формирование бесплодия. Именно мужское бесплодие вызывает в настоящее время особую тревогу у специалистов.

На мужской фактор приходится примерно 40% причин бесплодного брака, в последние десятилетия наблюдается необъяснимое с общепринятых медицинских позиций прогрессивное уменьшение числа сперматозоидов в эякуляте. Примерно 6-8% мужчин являются бесплодными.

Около 40% приходится на долю женского бесплодия и 20% — на долю смешанного. Организм регулярно ругающейся женщины переходит на функционирование, во многом сходное с функционированием по мужскому типу.

Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан.

«Слово ласковое — мастер дивных див. Слово — полководец человечьей силы». А иногда так красиво звучит тишина — спокойная, осознанная, доброжелательная.

cont.ws/post/455928

Ненормативная лексика

Использование ненормативной лексики в общественном месте.

          Во-первых, с точки зрения морали, использование в речи нецензурной брани вряд ли будет характеризовать индивида с положительной стороны.           Во-вторых, за это деяние предусмотрена ответственность.

          В целом для квалификации того или иного понятия в качестве нецензурного достаточно применить принцип общеизвестности его значения и общественного порицания за публичное высказывание.

Читайте также:  Безвозмездное оказание юридических услуг

            Правовая ответственность за использование нецензурных выражений наступает в случае их неконтролируемого применения в обществе, носящего оскорбительный характер против кого-то лично, или же выражения недовольства в целом. 

          Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

          Признак публичности означает произнесение нецензурной брани при непосредственном присутствии людей, в общественном месте, например, на улице, потому что именно в такой обстановке нарушитель в большей мере демонстрирует свое неуважение к обществу

          Часть 1 ст. 20.1 КоАП РФ определяет мелкое хулиганство как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Если вы, ругаясь матом, нарушаете общественный порядок и выражаете явное неуважение к обществу, вам могут выписать штраф до 1 тыс. руб. А если не подчинитесь, когда сотрудник полиции попросит прекратить, сумма увеличится в 2,5 раза. Также предусмотрен административный арест до 15 суток.

          Ключевым моментом в квалификации правонарушения как мелкого хулиганства является наличие умысла гражданина нарушить общественный порядок и выразить явное неуважение к обществу.

          Использование нецензурной лексики может быть расценено как оскорбление человека, т.е. унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, при условии, что нет сомнений в том, что речь идет именно о нем.

          Оскорбление — это разновидность психического насилия, которое выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению. Оскорбление может быть выражено устно, например, в виде ругательств, или же письменно — в виде адресованных гражданину записок или писем неприличного содержания. Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина).           За эти злодеяния ст. 5.61 КоАП РФ предусматривает штраф на граждан до 3 тыс. руб.; на должностных лиц — до 30 тыс. руб.; на фирму — до 100 тыс. руб., а за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, размер штрафа увеличится почти в два раза.           Доказательствами  оскорбления послужат: свидетельские показания, записи видеокамер, распечатки звонков, смс-сообщений, заверенные нотариусом распечатки интернет-страниц, содержащие оскорбительные слова и выражения.           Признак публичности означает произнесение нецензурной брани при непосредственном присутствии людей, в общественном месте, например, на улице, потому что именно в такой обстановке нарушитель в большей мере демонстрирует свое неуважение к обществу.           Оскорбление, выраженное в нецензурной форме, может совершаться как в присутствии, так и отсутствие оскорбляемого, если виновный рассчитывает, что факт оскорбления станет известен потерпевшему.           Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3. КоАП РФ). Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними  в возрасте от 14 до 16 лет несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители). Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6. КоАП РФ). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание или другие действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, уничтожение или повреждение чужого имущества,- это мелкое хулиганство.           Административный штраф может быть наложен в размере до 5 тысяч рублей.

Статья 5.61. Оскорбление (введена ФЗ от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1тысячи до 3 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Мнения пастырей. Почему нецензурная брань неприемлема и отвратительна / Православие.Ru

Чем неприемлема и отвратительна нецензурная брань? Как от нее уберечь своих детей, когда ее слышишь на улице на каждом шагу, когда ругаются даже девушки? Как и почему вообще с нами случилась такая беда – повсеместное разлитие нецензурной брани?

  • Иллюстрация Дмитрия Петрова
  • Это грех Хама
  • Священник Валерий Духанин:

– Нецензурная брань – это всегда показатель, кто же мы есть на самом деле. Потому что слово человека всегда изнутри идет и что в твоем сердце, то и в словах.

Если ты сам свою душу превратил в грязное болото и расплескиваешь его посредством своих скверных слов, то не думай, что будешь счастлив.

Потому что даже если окружить тебя всеми благами, ты всё равно самого себя в грязь погрузишь своей собственной речью. Разве же хочется в этой грязи барахтаться?

Что сказать тем, кто привык к нецензурщине? Ну, хотя бы так: «Неужели самое дорогое слово – слово “мама” – стало для вас низким, ругательным? Это ведь как проклятие самих себя, потому что неуважение к маме. Это грех Хама, который против него самого обернулся». Но если сквернослов в ответ смеется, хохочет, то потерял он лицо человеческое и вряд ли что-то удастся ему объяснить.

Привычка к нецензурной брани сходна с одержимостью. Матерщинник подчас не может совладать с собой, его изнутри подпирает, чтобы вставлять в речь эту грязь. Так темные духи стараются всё перепортить, осквернить, очернить, подбрасывают нашей душе искушения, которые губят нас. Так что выбирай сам, что ты хочешь: душу свою спасти или погубить.

    

Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему

Что касается детей, то важно понять: если они сохранили к тебе уважение, то сами будут видеть и чувствовать этот контраст: в семье никто не ругается, а вне семьи ругань – это то, что за пределами нормального человеческого общения. Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему, так же, как нет смысла подражать какой-нибудь болезни или одержимости.

Сквернословие – болезнь души, и эта болезнь уходит, когда человек приобщается Источнику чистоты – Богу. Тогда душа более тонко улавливает, что ей самой плохо от всякой скверны и нечистоты. А подлинное благородство, высота души и ее достоинство выражаются прежде всего в чистой речи.

Нецензурная брань – это молитва к сатане

Священник Лев Аршакян:

– Нецензурная брань – это, если говорить коротко, молитва к сатане, по большому счету. Она – венец той злобы, которая прячется в нашем сердце и выплескивается оттуда. Это очень сильно вредит тому, кто оскверняет себя этой демонической злобой и извергает ее из себя в виде нецензурной брани.

    

Правда, меня заставляет проявлять некоторую осторожность по отношению к нецензурным словам то, что к ним иногда прибегал старец Павел (Груздев). Видимо, тут решающим является то, что творится внутри человека. У него, конечно же, внутри был мир. Эти слова он, возможно, подхватил в лагерях, но они у него не шли как выражение злобы. Может, кому-то они были полезны как способ смирения.

Но это отдельный случай. Мы не можем примерять на себя опыт старцев. Нам, мирянам, простым людям, важно понимать, что это хула на Божию Матерь, на все святое, что это молитва бесам.

Это сильно разрушает здоровье – и душевное, и телесное. Это рвет наши отношения с Богом и призывает к нам бесов, которые питаются нашими грехами.

Человек все больше и больше порабощается ими, что может привести к очень плачевным последствиям.

Через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром

Священник Александр Дьяченко:

– Мне нецензурная брань отвратительна. Я уже рассказывал, что вырос в армейской среде, где бранятся практически все. Потому и для меня матерщина когда-то была естественна. И только потом, два десятилетия спустя, мне удалось избавиться от этого темного морока. Но сколько труда пришлось для этого приложить!

За годы служения у Престола я на собственном опыте убедился, что через матерщину мы соединяемся с инфернальным миром. Ругаются практически все, может, кроме верующих. Люди сроднились с матом и даже не замечают, как темное начало обуздало их душу. Об этом и мой рассказ «Язык мой – друг мой?», опубликованный на сайте «Православие.ru».

Из последних наблюдений. 8 июля, накануне нашего престольного праздника, вечером после всенощной отправляюсь на хлебокомбинат за пирогами для завтрашнего стола. На проходной пожилая вахтерша, услышав, что ей нужно открыть ворота, потому как приехали из храма за пирогами, рассмеявшись, отпустила хлесткую матерную шутку, смысл которой: «Да никогда»!

Загрузившись, прежде чем отъехать, я поздравил женщин с наступающим праздником и в двух словах рассказал им о Тихвинской иконе Божией Матери, и бабушка расплакалась. Оказывается, в этот день шесть лет назад трагически погиб ее сын.

    

Как уберечь детей от матерщины? Не ругаться самим и не позволять никому материться в разговоре с тобой. Объяснять детям пагубность этого действа.

Когда-то матерились только самые низшие, необразованные слои российского общества. В армии офицеры никогда не матерились между собой, хотя в общении с солдатами, особенно распекая подчиненных, командир мог и «загнуть», но перед этим произносил обязательную фразу: «Касается всех, кроме господ офицеров и вольноопределяющихся»!

После Октябрьской социалистической революции к власти пришли те, для кого мат был нормой жизни. Они расправились с аристократами, уничтожили священников и дворян, изгнали университетскую профессуру. И общество стало таким, каким стало.

Что требовать от молодых девчонок, если уважаемый профессор и популяризатор науки Татьяна Черниговская считает мат лишь дополнительным средством коммуникации и не видит в его тотальном распространении ничего дурного?!

Как противостоять этому явлению? Только профилактикой и кропотливой повсеместной разъяснительной работой, начиная с творческой богемы, больших чиновников и даже профессоров. Только бы очень хотелось, чтобы те, от кого это зависит, не ограничиваясь пустыми декларациями, сами являлись бы для всех примером.

Читайте также:  Аренда Трансформаторной подстанции

События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м подтвердили связь матерщины и революций

Протоиерей Владимир Седов:

– Сквернословие бывает разное, иногда бывает как в известной шутке: это они не ругаются, они так разговаривают.

Это явление больше социальное и культурное, мода в обществе на распущенность и вседозволенность, и люди, в особенности молодежь, легко этому поддаются.

Конечно, хорошего в этом ничего нет, слова имеют свою силу, но так же, как мы часто молимся механически и от такой молитвы наша жизнь мало меняется, возможно и «привычное» сквернословие, которое, как наружная грязь, не проникает в глубину души.

    

Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать

Вот когда мы ругаемся «в сердцах», это уже как сердечная молитва, только не к Богу обращенная, а к злым силам, и воздействие ее на душу соответствующее: пускаем в душу бесов, и они там всё загаживают, разрушают и опустошают.

А мы это чувствуем после припадков гнева. Бороться с этим злом надо, взращивая в душе страх Божий и мысль о Его вездесущии. Если будем сдержанны во всем: в пище, в зрелищах и своем внешнем поведении, то и язык свой легче будет обуздать.

Тогда и дети наши, видя перед собой добрый пример, ему последуют.

И надо, чтобы заработали законы, запрещающие сквернословие, ведь смогли же у нас достаточно быстро искоренить курение в общественных местах.

Надо всем благоразумным людям желать и содействовать укреплению государственной власти и органов правопорядка.

Совершенно очевидна взаимосвязь и последовательность событий: «мирные» демонстрации – переворот – грязь на улицах, цигарка в зубах и матерщина. События в Петрограде в 1917 году и в Киеве в 2014-м дали тому наглядную иллюстрацию.

Человек, допускающий сквернословие, участвует в богохульстве

Священник Димитрий Шишкин:

– Господь наш Иисус Христос по Божеству Своему – вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Слово. Им сотворен весь мир. Слово – это не только звук, но и мысль, а если мы говорим о Господе, то это Божественная мысль.

И в человеке дар слова – это дар Божественный, одно из проявлений образа Божия в человеке. Естественно, этот дар благодатный, он дан нам для благовествования.

И если мы этот дар оскверняем в себе, то согрешаем против Бога и против своего призвания быть причастниками Божеского естества. Это грех совсем не малый, как кажется иногда.

Вспомним, как Сам Господь говорил, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном суде (см.: Мф. 12: 36). А что же говорить о сквернословии?! Вот почему и апостол Павел напоминает нам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29).

Дар слова – одно из проявлений образа Божия в человеке. И если мы этот дар оскверняем, то согрешаем против Бога

Сквернословие – это прямое следствие сочетания человеческой души с духами тьмы поднебесными, которые стремятся осквернить в человеке всё, что в нем есть Божественного. Мнят таким образом посмеяться над Богом.

Конечно, Бог поругаем не бывает, но человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве и если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека.

Как мы можем уберечь от этой скверны своих детей? Ну, прежде всего ни под каким предлогом не допускать сквернословие в семье. Это послужит добрым примером и положит доброе основание для поведения наших детей в будущем.

Кроме того, в семье, где вся жизнь строится православно, не только в формальном, но и в духовном, нравственном отношении, у ребенка естественным образом сформируется правильное отношение к дару слова и дару речи как к дару Божественному.

    

Конечно, на улице и в обществе на современного ребенка льются потоки словесной скверны. Но, во-первых, при правильном настроении всякий человек (и юный) может избегать мест, где сквернословие бытует как норма общения. Больше того, можно сказать, что обилие сквернословия есть верный индикатор того, что от этого места и от такого сообщества лучше держаться подальше.

Когда при вас бранятся, повторяйте про себя Иисусову молитву и помолитесь о том, кто одержим страстью сквернословия

Ну, а во-вторых, надо понимать, что мир действительно лежит во зле, и не смущаться, не унывать, не отчаиваться от многообразного проявления зла, а только учить наших детей, чтобы они, по слову Псалмопевца, «уклонялись от зла» и «творили благо», то есть, избегая нечистых компаний, сами старались употреблять Божественный дар слова для благовествования. Если же случится где невольно быть свидетелем площадной брани и не будет возможности покинуть это место, то нужно просто молиться про себя, то есть молча, повторяя, например, Иисусову молитву и от души молясь о просвещении человека, одержимого страстью сквернословия. Таким образом избежим греха осуждения и ум свой сохраним от осквернения.

Ну а если говорить о причинах массового растления и распущенности (в том числе и в речи) в наше время, то они очевидны: крайнее ослабление веры в народе. Веры не номинальной и формальной, а деятельной и созидательной, тесно связанной с жизнью по заповедям Христовым. И лучшее, что мы с вами можем сделать для изменения положения, это самим жить благочестиво.

Нецензурная лексика: зачем она нужна и можно ли от неё избавиться?

Многие люди не находят других слов для выражения эмоций и начинают ругаться через каждое слово. Из уст русских людей начнут исчезать простые выражения, что может деструктивно повлиять на язык. К тому же, не очень приятно общаться с человеком, который матерится практически в каждом предложении.

Об этом задумались даже в Госдуме. Так, в 2014 году был принят закон о запрете использования ненормативной лексики в широкой культуре. В связи с этим появляется новая проблема: а можно ли найти альтернативу?

На телевидении и радио не услышишь ни одного ругательства — только запикивания. В печати брань заменяется звездочками или многоточиями. Но это всего лишь вуаль. Аудитория сразу поймет, что под ней прячется.

По мнению журналистки Ольги Серебряной, «мат — это способ адекватного описания действительности в её взаимодействии с нами. И наличие этого денотата ярче всего проявляется с помощью запикиваний».

Необходимо придумать альтернативу, выбрать выражения, не менее экспрессивные по своей сути, но более культурные.

Не зря русский язык называют великим и богатым — он полон выражений, представляющих отличную замену, передающих суть экспрессивно и ярко.

«Мат — это экспрессивная, оценочно-выразительная лексика, исторически возникшая как нарушение табу, как проклятие и кощунство. Поэтому дело не только в том, чтобы найти замену мату в пристойных словах для обозначения „этого“.

Важно, чтобы эти слова обладали не меньшей экспрессией, чем матерные, но чтобы в них звучала не брань, а страсть», — размышляет журналист Михаил Эпштейн.

Люди бранятся ещё с детства, услышав мат от старших. «Подросткам нравится ругаться, поскольку им кажется, что они говорят на „взрослом“ языке, на „языке кино“, и это даёт им взрослый статус», — объясняет психолог Сергей Ениклопов.

Многие родители и педагоги находят весьма поверхностное решение проблемы. Например, всем известный метод «матерной копилки» — платишь рубль за нехорошее слово.

Так, дети отучаются браниться при родителях, но продолжают делать это, когда взрослых нет рядом. А что если выбрать какое-нибудь другое слово взамен? Хочешь выругаться — говори, например, «лютик» или «ромашка».

Но на поверку этот метод также не эффективен — никакой экспрессии и страсти в названиях цветков нет.

Так что же делать? Ответ, кажется, лежит на поверхности. Не хотите, чтобы дети ругались матом? Показывайте им правильный пример. Ведь они, как губка, впитывают всё, что видят, и «зеркалят» поведение взрослых. Не ругайтесь при детях. Но даже это не гарантия — ребёнок может услышать мат на улице или прочитать в Интернете.

Это подтверждают и психологи. По их мнению, детям нужно быть более откровенным с родителями. Последним же следует объяснить, что ругаться некрасиво, и в то же время, конечно, за своей речью следить.

Брань в целом не является чем-то деструктивным. Как заметил русский режиссёр Никита Михалков, «русский мат — это тонкая материя». И с этой материей необходимо обращаться аккуратно.

В Интернете распространена точка зрения, что ругань вполне уместна в нашей жизни. Мат очень эффективен — он подавляет негативную энергию. Ведь лучше хорошенько выругаться, чем наживать себе неприятности, влезая в драку. Брань зачастую становится нормой в общении с коллегами. Компания «HeadHunter» (www.hh.

ru) провела опрос, результаты которого показали, что мат используют более 85% коллективов. Йегуда Бархуа, специалист по управлению персоналом, считает, что «мат позволяет преодолеть усталость и найти решение в кризисной ситуации.

Кроме того, сквернословие ставит работников компании на один уровень, усиливая солидарность коллектива».

Конечно, русский язык предлагает варианты синонимов. Но заменить мат они не смогут. Причина этому в его табуированности. А запретный плод, как известно, сладок. Выругавшись, человек выбрасывает весь скопившийся негатив, и ему становится легче. А экспрессивные, но цензурные выражения подобным эффектом похвастаться не могут.

Мат можно и порой нужно использовать. Но лучше как можно реже и только в критических ситуациях. Это увлекательно и даже полезно, если ругаться нечасто и принимать во внимание чувства и отношение окружающих.