Информация

Осмотр помещений принадлежащих юридическому лицу

Одним из инструментов налогового контроля является осмотр помещений. Как этот процесс проходит? В каких случаях налоговые инспекторы могут к нему прибегать? Может ли налогоплательщик отказать представителям ФНС в проведении осмотра?

Правовая основа

Полномочия осматривать помещение налогоплательщика проверяющим из ФНС дает подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Осмотру может быть подвергнуто любое помещение, которое субъект бизнеса использует в своей хозяйственной деятельности — производственное, складское, торговое и прочее.

Чтобы провести осмотр, представители налогового органа должны получить от проверяемого субъекта доступ на его территорию. Собственно, сама эта территория также может быть осмотрена. На основании пункта 5 статьи 92 НК РФ, представитель ФНС должен составить протокол осмотра.

Когда может быть произведен осмотр

Осмотр помещений и территории как мера налогового контроля может производиться:

  • в рамках выездной налоговой проверки;
  • в рамках камеральной налоговой проверки — в строго определенных случаях;
  • вне рамок проверочных мероприятий.

Осмотр при выездной проверке

Проведение осмотра при ВНП регламентировано пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В ней сказано, что должностное лицо налогового органа, который производит выездную проверку, вправе осматривать территорию и помещение налогоплательщика для выявления значимых обстоятельств.

Если выездная проверка приостановлена, то в период приостановки проводить осмотр запрещено.

Осмотр при камеральной проверке

Территория и помещения проверяемого субъекта могут быть осмотрены в ходе камеральной проверки по НДС-декларации, которая:

  • содержит сумму НДС к возмещению;
  • содержит несоответствия, которые говорят о том, что налогоплательщик либо занизил сумму НДС к уплате, либо завысил налоговый вычет.

Осмотр помещений принадлежащих юридическому лицуС согласия проверяемого лица его предметы и документы могут быть осмотрены вне проверки

Осмотр вне рамок проверки

Должностное лицо может осматривать предметы и документы налогоплательщика и за рамками проверки в двух случаях:

  1. Если они были получены при осуществлении налогового контроля.
  2. Если налогоплательщик согласен на их осмотр.

Процесс проведения осмотра в отношении компаний и ИП

Итак, налоговые инспекторы приехали к вам на осмотр. Дадим ответы на вопросы, которые при этом обычно возникают у проверяемых налогоплательщиков.

На основании каких документов действуют инспекторы?

Это зависит от того, на каком основании они проводят осмотр:

  1. При выездной проверке — на основании решения руководства ИФНС о проведении выездной налоговой проверки.
  2. При камеральной проверке — на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 Кодекса. Постановление составляется специалистом, который осуществляет камеральную проверку декларации по НДС, и утверждается руководителем ИФНС либо его заместителем.

Явившись на осмотр, специалисты ИФНС должны предъявить один из упомянутых документов вместе со служебными удостоверениями.

Предупреждают ли инспекторы о визите?

Налогоплательщику может быть заранее направлено уведомление о проведении осмотра его территории и помещений. Однако Налоговый кодекс не содержит положений, которые обязывают специалистов и ФНС заранее об этом предупреждать. Так что визит инспектора может стать сюрпризом.

В какое время может быть произведен осмотр?

Инспекторы могут прийти на осмотр только в рабочее время, которое устанавливается по правилам внутреннего трудового распорядка.

Если специалисты ИФНС придут за рамки этого времени, налогоплательщик вправе им отказать. Бывает, что осмотр затягивается, то есть рабочий день организация подошел к концу, а осмотр еще нет.

В этом случае процесс можно продолжить с согласия проверяющего.

Что могут и что не могут осматривать инспекторы?

Налоговый кодекс не содержит положений, которые запрещают инспекторам осматривать определенные предметы либо устанавливают в их отношение какие-то специальные правила. Все, что по мнению инспектора, может иметь значение для проверки, подлежит осмотру. Проверяющие могут в процессе фотографировать и снимать на видео, копировать документы.

Вправе ли проверяющие осматривать ПО на компьютере?

Осмотр помещений принадлежащих юридическому лицуИнспекторы могут осмотреть компьютер налогоплательщика – ПО и содержащуюся на нем информацию

Да, это законно (определение ВС РФ от 17.07.2017 г. № 302-КГ17-8315). Сам по себе компьютер не несет никакой информации, а вот данные, которые на нем хранятся, могут иметь значение для полноты налоговой проверки. По сути, это те же документы, только в электронном формате. Однако без просмотра установленных программ провести осмотр ПК невозможно, поэтому проверяющие могут запускать и осматривать ПО.

Кто должен присутствовать при осмотре?

Осмотр производится в присутствии проверяющих должностных лиц и понятых.

Если последних нет, это является нарушением, которое может повлечь непризнание судом доказательств, полученных в ходе осмотра.

Однако на практике бывало, что суды, признав неправомерность проведения осмотра без понятых, все же соглашались с его выводами о том, что деятельность контрагента проверяемого субъекта в действительности не велась.

Что будет, если налогоплательщик откажется пускать проверяющих?

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, а также статьи 19.7.6 КоАП, незаконное недопущение должностного лица налогового органа на территорию проверяемого субъекта считается воспрепятствованием доступа. Ответственный сотрудник в группе проверяющих должен в этом случае составить акт, который подписывается обеими сторонами.

На должностное лицо налогоплательщика будет наложен штраф в размере 10 тыс. рублей.

Кроме того, пункт 3 статьи 91 НК РФ дает в таком случае право инспекторам самостоятельно определить сумму налога к уплате по имеющимся сведениям и аналогичным случаям.

Это право подкреплено определением ВС РФ от 24.10.2017 г. № 308-КГ17-15031. То есть начислить к уплате могут весьма значительную сумму, оспорить которую в судебном порядке будет непросто.

Осмотр помещения физлица

Может ли представитель ФНС провести осмотр помещения, которое принадлежит физическому лицу, а не субъекту бизнеса? Ведь граждане также являются налогоплательщиками и в некоторых случаях могут быть подвергнуты выездной налоговой проверке. В частности когда применяют имущественный вычет на новое строительство в пределах 2 млн рублей.

Читайте также:  Обычная хозяйственная деятельность

В качестве подтверждения произведенных расходов физические лица предоставляют кассовые и товарные чеки, квитанции ПКО, выписки из банка, акты и прочие документы.

Однако налоговый орган по месту жительства физлица может принять решение о проведении в его отношении выездной налоговой проверки. Этот процесс регулируется статьей 89 Налогового кодекса.

В результате проверки инспекция может подтвердить право гражданина на имущественный вычет либо отказать в его предоставлении.

Важный нюанс! Российское законодательство не позволяет должностным лицам проникать в жилые помещения без согласия проживающих в них лиц. Таким образом, если гражданин не хочет, он может не пускать выездную проверку на свою территорию.

В этом случае проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа. В ее рамках проверяющие смогут:

  • запросить у физлица документы;
  • требовать представления документов и информации в отношении проверяемого гражданина у лиц, которые могут ею располагать;
  • осматривать все, что располагается в нежилых помещениях проверяемого лица;
  • допросить физических лиц — свидетелей с целью выяснить значимую для налогового контроля информацию;
  • привлечь экспертов и иных специалистов.

Что делать, если в Ваш офис пришли с обследованием

Осмотр помещений принадлежащих юридическому лицу

Адвокат Антонов А.П.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (далее — обследование) в большинстве своем проводится только (но не исключительно) сотрудниками полиции, наделенными в соответствии с законом полномочиями проводить оперативно-розыскные мероприятия. Порядок проведения обследования регламентирован соответствующей инструкцией органов внутренних дел.

Согласно ст. 13 Закона об оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
— органов внутренних дел РФ;
— органов ФСБ России;
— федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
— таможенных органов РФ;
— СВР России;
— ФСИН России.

Проведение такого мероприятия, как обследование помещений, ограничивает права и законные интересы граждан, а также права и законные интересы организаций.
В Инструкции о порядке проведения обследования подобные полномочия не закреплены, т.е. проведение таких гласных мероприятий возможно только при наличии согласия граждан и организаций, чьи права и свободы данные мероприятия могут ограничить.

УПК РФ четко регламентирует порядок проведения обыска и наличие определенных полномочий у сотрудников правоохранительных органов. В ч. 6 ст. 182 УПК РФ указано, что при производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается их добровольно открыть.
По своей сути обследование схоже с обыском, однако имеются существенные различия.

При проведении обследования сотрудники полиции не вправе:
— проводить личный обыск и изъятие личных вещей;
— запрещать покидать помещение и общаться между собой;
— запрещать покидать место проведения обследования;
— запрещать видеофиксацию;
— вскрывать запертые помещения, сейфы, шкафы и прочие места хранения документации.

Порядок проведения обследования, а также основания для этого закреплены в Инструкции о порядке проведения обследования.
Обратите внимание: данная Инструкция не регламентирует проведение обследования жилых помещений.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств является гласным оперативно-розыскным мероприятием.

Принятие решения об обследовании помещения возможно только в том случае, если для возбуждения уголовного дела не имеется достаточных данных. Обследование помещения производится на основании письменного распоряжения об этом (в случае с жилищем только на основании постановления суда).

При проведении подобных мероприятий в компании данное распоряжение в обязательном порядке предъявляется представителю юридического лица (в случае с жилищем распоряжение предъявляется собственнику).

Важным отличием обследования от обыска является то, что при производстве первого и изъятии в ходе него каких-либо документов с них в обязательном порядке изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, их изъявшим.
Пункт 20 Инструкции о порядке проведения обследования регламентирует изъятие электронных носителей.

В данном пункте, в частности, указано, что при изъятии электронных носителей сотрудник, который проводит данное изъятие, организует изготовление их копий.
Но, как и в любом правиле, здесь имеются исключения.

Во-первых, в случае если изготовление копий (касается и бумажных носителей) и их передача невозможны в момент изъятия, сотрудник, который производил изъятие, передает заверенные копии документов и электронных носителей в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе (п. 22 Инструкции о порядке проведения обследования).

Во-вторых, не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (п. 17 Инструкции о порядке проведения обследования).
Стоит отметить, что протокол обследования составляется только в том случае, если что-то было изъято в ходе проведения данного мероприятия.

Его копия вручается представителям юридического лица, участвующим в производстве обследования.
Таким образом, по результатам мероприятия представителю компании вручаются два документа: (1) копия распоряжения об обследовании и (2) копия протокола обследования, если что-либо изымается.
Следует иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия могут быть гласными и негласными.

Читайте также:  Договоры в корпоративном праве

В случае проведения гласных мероприятий лицо, в отношении которого они проводятся (то же касается и компании), знает об их проведении и дает на это свое согласие.
Что касается негласных мероприятий, то, как следует из самого названия, они проводятся в тайне от лица, в отношении которого они ведутся.

В этом случае лицо, в отношении которого ведутся разработки, не знакомится с распоряжениями, постановлением суда и не подозревает об интересе к нему оперативных служб.
Таким образом, в случае проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий согласие лица, в отношении которого они ведутся, не требуется.

Порядок проведения негласных мероприятий относится к охраняемой законом тайне и распространению не подлежит в целях достижения результата оперативно-розыскной деятельности.

Гласные оперативно-розыскные мероприятия:
— опрос;
— наведение справок;
— сбор образцов для сравнительного исследования;
— исследование предметов и документов;
— проверочная закупка;
— наблюдение;
— отождествление личности;
— обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Негласные оперативно-розыскные мероприятия:
— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
— прослушивание телефонных переговоров;
— снятие информации с технических каналов связи;
— оперативное внедрение;
— контролируемая поставка;
— оперативный эксперимент.

В практике ведется спор относительно наличия либо отсутствия полномочий у сотрудников полиции принудительно изымать какие-либо предметы и документы, вскрывать запертые помещения, сейфы, шкафы и т.д. Этот спор вызван тем, что Инструкция о порядке проведения обследования не предусматривает ни прямого запрета, ни прямого наделения полномочиями в части принудительного вскрытия запертых помещений.
Мы же склоняемся к тому, что данный спор вызван исключительно наличием соответствующего пробела, содержащегося в законодательстве, о чем указано выше. Однако напоминаем, что обследование проводится только с согласия собственника помещений. Соответственно, в ходе производства обследования у собственника помещения необходимо получение согласия на вскрытие тех или иных помещений, сейфов и т.д.
Несмотря на это, в случае получения отказа от собственника помещения на производство обследования, вскрытие сейфа, шкафа и т.д., ничто не препятствует сотрудникам полиции, проводящим обследование, изъять, например, небольшой закрытый сейф, вскрыть который можно будет уже в отделе.
Обратите внимание: если собственник помещения отказал сотрудникам полиции в производстве обследования либо принудительного вскрытия помещений, сейфов и т.д., однако сотрудники правоохранительных органов все равно произвели подобные мероприятия, их действия подлежат обжалованию.
В ходе обследования помещений сотрудники полиции не вправе наносить ущерб имуществу, которое в нем находится.

Приведем образец распоряжения о производстве обследования.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 05.03.2021

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Правила проведения осмотра помещений, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю

Разъясняет заместитель прокурора г.Южноуральска Даутбаев Д.Ж.

Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

  • Таким образом, данная норма предоставляет должностному лицу, производящему осмотр, право выбора провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых.
  • В связи с чем, на практике, в случае производства осмотра с применением видеозаписи, как правило, понятые не участвуют.
  • Такие действия судами признаются законными, как не нарушающими прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, согласно постановлению Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.

2019 по делу N А65-25699/2018, требования общества к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ об отмене постановления по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу об административном правонарушении, отклонены в полном объёме.

В вышеуказанном постановлении суд указал, что судом первой инстанции правомерно признан необоснованным довод заявителя о том, что проведение осмотра в отсутствие понятых привело к нарушению его прав, поскольку, согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ, данная норма предоставляет право выбора провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых. Ответчиком же представлен диск с видеозаписью осмотра, что делает осмотр допустимым доказательством.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Разъясняет заместитель прокурора г.Южноуральска Даутбаев Д.Ж.

Согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

  1. Таким образом, данная норма предоставляет должностному лицу, производящему осмотр, право выбора провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых.
  2. В связи с чем, на практике, в случае производства осмотра с применением видеозаписи, как правило, понятые не участвуют.
  3. Такие действия судами признаются законными, как не нарушающими прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, согласно постановлению Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.

2019 по делу N А65-25699/2018, требования общества к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ об отмене постановления по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу об административном правонарушении, отклонены в полном объёме.

Читайте также:  Правила коммерческого учета электроэнергии

В вышеуказанном постановлении суд указал, что судом первой инстанции правомерно признан необоснованным довод заявителя о том, что проведение осмотра в отсутствие понятых привело к нарушению его прав, поскольку, согласно части 2 статьи 27.8 КоАП РФ, данная норма предоставляет право выбора провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых. Ответчиком же представлен диск с видеозаписью осмотра, что делает осмотр допустимым доказательством.

Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов

Осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре составляется протокол, в котором указывается все об ЮЛ.

Протокол об осмотре подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.

В случае отказа подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.

Изъятие вещей и документов

Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей, явившихся орудиями совершения, или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.

Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий.

Изъятие вещей и документов производится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

Допустимость изъятия имущества в качестве меры обеспечения производства по делам определена в постановлениях Конституционного Суда РФ.

В этих постановлениях прямо указывается, что до вынесения судебного решения административные органы и должностные лица вправе изымать у нарушителей вещи и документы, поскольку подобная мера не является санкцией за совершенное правонарушение и не связана с лишением имущества.

вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются на время, до принятия по этому делу решения.

После рассмотрения этого дела, в зависимости от назначенного наказания, орудия совершения и предметы административного правонарушения либо конфискуются, либо реализуются (при возмездном изъятии), либо изымаются из оборота и подлежат передаче в соответствующие организации (или уничтожению), либо возвращаются законному владельцу, а при его неустановлении передаются в собственность государства. До рассмотрения дела об административном правонарушении изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим ФОИВ.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права на управление транспортным средством, у водителя, изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение и выдается временное разрешение на управление ТС соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми.

В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

5. Временный запрет деятельности

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела, прекращении деятельности филиалов, структурных подразделений юридического лица, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения

возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

О временном запрете деятельности составляется протокол, который подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица.

В случае если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.

При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.