Информация

Ответственность сетевой организации

Понимание границ ответственности между РСО, УК и собственниками жилых помещений в МКД важно для избежания спорных ситуаций. В судебной практике нередки случаи споров между РСО и УК, касающиеся эксплуатационной ответственности за определенные участки инженерных сетей, насчет которых не была достигнута договоренность.

В половине административных дел подобного рода суд встает на сторону РСО, в этом случае УК несет большие убытки. Чтобы этого избежать и быть застрахованным от нежелательных конфликтов нужно составлять акт разграничения ответственности.

Не для всех КУ в законодательстве четко определены границы эксплуатационной ответственности и неразрывно связанной с ней балансовой принадлежности. Наиболее определенно эти понятия представлены в п.1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (Постановление Правительства РФ № 644).

Согласно этому документу границей балансовой принадлежности признается граница раздела собственности. Она в свою очередь определяет границу эксплуатационной ответственности, то есть указывает, кто будет нести бремя содержания объекта: управляющая организация, РСО или собственники. То же самое можно сказать и о других коммунальных ресурсах.

Граница эксплуатационной ответственности РСО, если мы говорим об электроснабжении, проходит до точки соединения общедомового прибора учета с электрической сетью, входящей в МКД.

Ответственность УК — внутридомовая система электроснабжения и электрических устройств, отключающие устройства на квартиру.

Ответственность жильцов — внутридомовые устройства и приборы после отключающих устройств в этажных щитах, счетчики в квартирах.

Ответственность по теплоснабжению распределяется следующим образом: РСО несет ответственность до точки соединения общедомового прибора учета с теплосетью, входящей в МКД.

УК отвечает за стояки системы отопления, отключающие устройства на ответвлениях от стояков и за запорно-регулирующую арматуру на внутриквартирной разводке.

Ответственность жильцов вновь начинается внутри их жилья, они отвечают за отопительные приборы и за ответвления от стояков системы отопления после запорно-регулирующей арматуры.

Ответственность РСО, если дело касается водоснабжения и водоотведения, длится до точки соединения общедомового прибора учета с водопроводной сетью, входящей в МКД.

УК обязаны следить за состоянием стояков горячего и холодного водоснабжения, отключающими устройствами на ответвлениях от стояков и запорно-регулирующей арматурой на внутриквартирной разводке.

Собственники помещений в МКД ответственны за ответвления от стояков системы горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры, за саму запорно-регулирующую арматуру и за сантехоборудование в квартирах.

В договоре ресурсоснабжения грани­ца балансовой принадлежности отделяет инженерные сети, являющиеся общедомовым имуществом (ст.36 ЖК РФ), от остальных инженерных сетей. Поэтому напомним, что относится к общедомовому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491, ст.36 ЖК РФ):

  • помещения в МКД, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого/ нежилого помещения в доме;
  • внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения.

Границы эксплуатационно ответственности могут быть внешними и внутренними. В первом случае они разделяют сферы компетенции РСО и УК (внешняя граница стены МКД), во втором — УК и собственников (внутренняя граница стены МКД).

Ответственность сетевой организацииНеобходимость определения состава общего имущества собственников помещений в МКД.

Внешние границы эксплуатационной ответственности

Если речь идет о внешней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, то границей эксплуатационной ответственности между РСО и УК будет считаться внешняя граница стены дома, а при наличии общедомового прибора учета определенного коммунального ресурса — место соединения этого общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.

Отдельно стоит сказать о внешней границе сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества МКД. В данном случае граница эксплуатационной ответственности между РСО и УК — место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Нередко граница эксплуатационной ответственности проходит не по стене дома.

Тогда в зону УК, управляющей МКД, попадает фрагмент инженерной сети, находящейся за пределами внешней стены, и, казалось бы, формально относящейся к зоне ответственности РСО.

Ее содержание грозит большими убытками, поэтому нужно внимательно подходить к описанию границы эксплуатационной ответственности в акте разграничения ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=CktYYL0rO30\u0026pp=ygVE0J7RgtCy0LXRgtGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINGB0LXRgtC10LLQvtC5INC-0YDQs9Cw0L3QuNC30LDRhtC40Lg%3D

Спорным можно считать случай, когда граница эксплуатационной ответственности проходит по внешней задвижке. Это происходит в том случае, если наружный участок инженерной сети входит в состав общедомового имущества.

Тогда РСО осуществляет техническое обслуживание данной инженерной сети по тарифу, утвержденному собственниками помещений в МКД. Обязанность УК — предложить такой тариф собственникам.

Ремонт, в том числе и аварийный, проводится за счет РСО.

А как быть с бесхозяйными инженерными сетями? То есть с такими сетями, которые не висят на балансе ни у УК, ни у РСО и не входят в состав общедомового имущества.

Обычно такие сети передаются в муниципальную собственность.

В свою очередь орган местного самоуправления в течение тридцати дней с момента выявления бесхозяйственной инженерной сети обязан определить РСО, инженерные сети которой связаны с бесхозной (п.6 ст.15 № 190-ФЗ).

Федеральная служба по тарифам должна будет включить расходы на содержание такой сети в тарифы РСО для дальнейшего регулирования. До тех пор, пока это не сделано, потери энергии на данном спорном участке сети, а также ремонтные работы осуществляются за счет УК пропорционально фактическому потреблению.

Ответственность сетевой организацииКак оспорить штраф за нарушение правил содержания и текущего ремонта МКД (часть 1).

Внутренние эксплуатационные границы

Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками, когда речь заходит о внутренней границе инженерных сетей, входящих в состав общего имущества МКД, являются:

  • для отопления – вентиля на подводках трубопровода отопления к квартирному радиатору. Если таковые отсутствуют, то граница проходит по резьбовому соединению в радиаторной пробке.
  • для холодного и горячего водоснабжения – вентиль на отводе трубопровода от стояка. Если его нет в наличии, граница — сварочный шов на отводе трубопровода от стояка.
  • для водоотведения – раструб фасонного изделия (тройник, крестовина, отвод) на стояке трубопровода водоотведения.
  • для электроснабжения – место присоединения отходящего провода квартирной электропроводки к пробке индивидуального прибора учета электроэнергии, автоматическому выключателю, УЗО.
  • Границей эксплуатационной ответственности между УК и собственниками (мы говорим о внутренней границе строительных конструкций, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома) является внутренняя поверхность стен квартиры, оконные заполнения и входная дверь в квартиру.
  • Ограждающие несущие сооружения, земельный участок (включая детские и игровые площадки, коллективные автостоянки), на котором находится дом, лестничные площадки, коридоры, крыши и чердаки, а также лифты находятся в зоне эксплуатационной ответственности УК.

, за чей счёт происходит ремонт оборудования в квартире собственников.

Судебная практика

Возможно, главным аргументом в пользу того, что важно подробно обговаривать границы эксплуатационной ответственности в договоре ресурсоснабжения, послужат примеры из судебной практики.

Управляющая организация обратилась в суд с иском о признании условий договоров энергоснабжения недействительными и об обязании передать тепловые сети в зону ответственности РСО.

Суд в удовлетворении исковых требований отказал, поскольку УК согласовала границы балансовой принадлежности, приняв спорный участок сетей на свое содержание (Постановление от 23 мая 2012 г.

по делу N А63-9362/2011).

Суд может принять иное решение, если границы балансовой принадлежности в акте обозначены иначе, чем по внешней стене многоквартирного дома или в точке установки прибора учета. В этом случае акт разграничения балансовой принадлежности является недействительным (Определение ВАС РФ от 26.06.2012 N 6421/12 по делу N А14-11374/2010).

При заключении договора между сторонами возникли разногласия относительно границы эксплуатационной ответственности, так как отсутствовал акт разграничения ответственности, суд постановил определить границу эксплуатационной ответственности согласно Правилам содержания общедомового имущества

Ответственность сетевой организации за неисполнение заявки на ограничение подачи электрической энергии на примере дела о взыскании 125 млн. рублей

Ответственность сетевой организации

  • В предыдущем выпуске Вестника уже освещался затянувшийся спор между ООО «Каспэнергосбыт» и МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» по вопросу взыскания задолженности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
  • Поскольку данная тема споров в области правоотношений, складывающихся между участниками рынка электроэнергетики, всегда вызывает повышенный интерес у практикующих юристов и самих субъектов рынка электроэнергетики, мы продолжим освещать рассмотрение дела №А15-3818/2014.
  • Ни для никого не секрет, что целью недобросовестного контрагента является уход от ответственности, установленной законом и/или договором, и даже участники такого крупного и социально значимого рынка, как розничный рынок электроэнергии, не являются исключением.
  • Вопрос о привлечении к предусмотренной ответственности в полном объеме и взыскания штрафных санкций до последнего остается открытым, поскольку применение отдельных положений закона о снижении меры ответственности недобросовестного контрагента напрямую зависит от доказанности его вины и установленной степени его виновности в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него, как участника правоотношений, обязанностей.

Действующее законодательство предусматривает сложный и емкий порядок ограничения подачи электроэнергии. В связи с чем, для ограничения на розничном рынке электроэнергии поставки ресурсоснабжающей организации требуется не только соблюдение определенных требований по отношению к абоненту (недобросовестному контрагенту) прежде, чем отключить его, но и установленного порядка уведомления сетевой компании, по сетям которой поставляется электроэнергия непосредственно до недобросовестного потребителя (абонента).

Данный порядок не всегда представляется возможным соблюдать неукоснительно, неточности в оформлении отдельных видов документов при осуществлении заявки на ограничение подачи электроэнергии могут стать существенным основанием для отказа в их удовлетворении и причинить значительные убытки организации розничного рынка электроэнергии.

Читайте также:  Незаконное отключение электроэнергии

Однако обзор данного спора показывает, что не всегда требуется безупречное оформление первичной документации для обеспечения ее исполнения, а равно определены условия, при которых даже при наличии пороков в оформлении, сетевая организация обязана исполнить заявки на ограничения поставки электроэнергии и ограничение ее ответственности не допустимо.

Как следует из материалов дела, 10.01.2013 г.

МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» (предприятие (исполнитель)) и ООО «Каспэнергосбыт» (общество (заказчик)) заключили договор № 1-Э(т) оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) (далее – договор оказания услуг), в соответствии с которым исполнитель обязался оказать заказчику комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии и мощности через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, включающий в себя: передачу электроэнергии и мощности надлежащего качества до электроприемников потребителей заказчика по сетям исполнителя; введение по заявкам заказчика полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии и мощности потребителям и возобновление их электроснабжения; осуществление контроля за состоянием схем электроснабжения и приборов учета покупателей; урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в целях исполнения обязательств по передаче электроэнергии и мощности в точки поставки; обеспечение и поддержание в надлежащем состоянии принадлежащих исполнителю систем коммерческого учета передаваемой потребителям электроэнергии и мощности, а заказчик обязался оплатить названный комплекс услуг.

Publications

Download file

File added 11.12.2018
Presentation .pdf (260 Кб)

Всемирный банк ежегодно оценивает легкость ведения бизнеса в различных странах и на основе проведенных исследований ранжирует государства в рейтинге Doing Business. Одним из критериев оценки является подключение к электросетям.

По этому показателю Российская Федерация в последние годы демонстрирует уверенный рост, что связано в первую очередь с масштабными изменениями в законодательстве и упрощением процедуры технологического присоединения для потребителя.

Вместе с тем стоит отметить, что на практике остаются неурегулированными некоторые вопросы в этой сфере. Среди них – возможность расторжения договора по инициативе потребителя в связи с утратой интереса к присоединению энергопринимающих устройств, взыскание убытков с сетевой организации, возникших в результате затягивания процедуры, а также порядок заключения договора.

В настоящей статье мы рассмотрим каждую из этих спорных ситуаций через призму законодательного регулирования и судебной практики, а также разъяснений отраслевых регуляторов.

Обязанность заключения договора технологического присоединения

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.

2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение носит однократный характер.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям № 861 (далее – Правила № 861) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им названных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

Таким образом, из указанных норм права следует, что договор технологического присоединения является публичным для сетевой организации и, соответственно, обязательным к заключению с любым обратившимся к ней лицом, если указанное лицо обладает правом на такое обращение (к примеру его энергопринимающее устройство соответствует установленным техническим параметрам, заявка направлена в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя и т.п.), а у сетевой организации имеется техническая возможность осуществить присоединение.

  • Нарушение сроков технологического присоединения
  • Одним из наиболее частых случаев нарушений со стороны сетевых организаций является затягивание сроков осуществления технологического присоединения, что влечет убытки для заявителя и зачастую невозможность ведения бизнеса и планирования экономической деятельности.
  • В соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861 максимальный срок технологического присоединения исчисляемый со дня заключения договора составляет:
  1. (a) в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
  2. —  15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, – при временном технологическом присоединении;
  3. —  4 месяца – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
  4. —  1 год – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
  5. (b) в иных случаях:
  6. —  15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) – при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
  7. —  6 месяцев – для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил № 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
  8. —  1 год – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
  9. —  2 года – для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии
  • Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет).
  • Правила № 861 устанавливают ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения, что также соотносится с положениями абзаца 9 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике.
  • Так, пунктом 16 Правил № 861 предусмотрена обязанность сторон договора при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренного договором, уплатить неустойку:
  • в случае если плата за технологическое присоединение по договору составляет 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 5 процентам от указанного общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;
  • в случае если плата за технологическое присоединение по договору превышает 550 рублей, уплатить другой стороне договора неустойку, равную 0,25 процента от указанного общего размера платы за каждый день просрочки), при этом совокупный размер такой неустойки при нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителем не может превышать размер неустойки, определенный в предусмотренном настоящим абзацем порядке за год просрочки.
  1. Вместе с тем установление договорной неустойки не препятствует взысканию с сетевой организации фактически возникших убытков – как в виде реального ущерба, так и в виде упущенной выгоды.
  2. В этих ситуациях мы рекомендуем комплексно подходить к доказыванию всего состава убытков, в том числе отсутствия вины заявителя в нарушении сроков, которая может заключаться во встречном неисполнении своей части мероприятий.
  3. Расторжение договора техприсоединения по инициативе заявителя

В процессе осуществления экономической деятельности нередки ситуации, когда заявитель утрачивает интерес к присоединению своих объектов к энергосетям. В силу общих начал гражданского законодательства в таком случае договор технологического присоединения должен быть расторгнут, а внесенные денежные средства возвращены заявителю за исключением уже понесенных сетевой организацией расходов.

Читайте также:  Переплата за электроэнергию

Однако до недавнего времени законодательство в его истолковании ВАС РФ позволяло это осуществить только в одном случае: если сетевая организация нарушила сроки осуществления технологического присоединения. Об этом прямо указывалось в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 № 2551/12 по делу № А56-66569/2010:

«…законодательство закрепляет единственное специальное основание для одностороннего расторжения договора технологического присоединения — нарушение сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре.

В остальных случаях подлежит применению норма статьи 310 Гражданского кодекса, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства».

На практике это означало невозможность расторжения договора технологического присоединения по иным причинам и, соответственно, приводило к дисбалансу в экономике.

С одной стороны, заявителю технологическое присоединение не нужно (причины могут быть разными: перенос бизнеса в другой регион, сокращение производства и т.д.

), а с другой стороны, невозможность расторжения договора без соразмерного возврата внесенной платы означала строительство заведомо невостребованных объектов электросетевого хозяйства.

В настоящее время Верховный суд Российской Федерации исправляет подобный перекос в законодательном регулировании и по существу пересматривает ранее высказанную позицию ВАС РФ. В Определении ВС РФ от 24.03.

2017 № 304-ЭС16-16246 по делу № А45-12261/2015 Верховный суд указал на возможность расторжения договора технологического присоединения при условии компенсации разумных расходов сетевой организации, понесенных ею в связи с исполнением спорного договора:

«Сторона, заявившая об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий со стороны контрагента, вправе предъявить ему требование о возмещении убытков, причиненных прекращением договора (пункт 1 статьи 393, пункт 3 статьи 450, пункт 5 статьи 453 ГК РФ).

При доказанности факта причинения убытков размер возмещения должен быть установлен судом с разумной степенью достоверности (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Сетевая компания, подготовив и выдав обществу технические условия, исполнила часть своих обязательств в рамках договора, понеся определенные производственные издержки. Издержки, не компенсированные сетевой компании, уменьшают ее имущественную базу и, как следствие, являются для нее убытками.

Ввиду того, что убытки возникли в связи с существенным нарушением обществом условий договора и неисполнением последним своих обязательств по оплате оказанных услуг, именно общество в силу требований статей 393, 453 ГК РФ обязано компенсировать сетевой компании фактически понесенные расходы на изготовление технических условий.

Доказательства, обосновывающие размер фактических расходов, обязана представить в суд сетевая компания (статья 65 АПК РФ).

Вопреки доводам истца, ставка тарифа не может корректно отражать издержки сетевой компании по оказанию услуг конкретному лицу, так как она рассчитана из плановых величин расходов на технологическое присоединение на период регулирования, что неравнозначно фактическим затратам.

В то же время расходы сетевых компаний на технологическое присоединение ограничиваются тарифным органом до экономически обоснованных величин, поэтому расходы, подлежащие возмещению сетевой компании, не должны превышать стоимость услуг, рассчитанную с применением ставки тарифа».

Таким расходами могут быть затраты на подготовку технических условий, на строительство либо реконструкцию объектов электросетевого хозяйства и иные расходы, фактически понесенные в связи с исполнением договора в интересах заявителя.

В Определении Верховного суда РФ от 25.12.2017 № 305-ЭС17-11195 по делу № А40-205546/2016 дано следующее толкование юридической природы рассматриваемого договора и, соответственно, права на его расторжение в одностороннем порядке по инициативе заявителя:

«…договор о технологическом присоединении по всем своим существенным условиям соответствует договору о возмездном оказании услуг; к правоотношениям сторон по договору технологического присоединения применяются помимо специальных норм положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общие положения об обязательствах и о договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

Так, односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Отсутствие в специальных нормативных актах указания на возможность немотивированного одностороннего отказа от исполнения договора не означает, что такого права у заказчика не имеется.

Иное толкование положений специального регулирования может привести к тому, что при отсутствии интереса заказчика в строительстве объекта, присоединение которого планировалось произвести к электрической сети ответчика, заказчик лишается возможности прекратить договорные отношения в установленных Гражданским кодексом Российской Федерации случаях и минимизировать свои убытки как в виде платы за технологическое присоединение, так и в виде предусмотренной договором ответственности за неисполнение обязательств по договору.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Кабардино-Балкарской Республики

Ответственность за нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям

Нормативные требования к порядку и срокам технологического присоединения к электрическим сетям определены в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

В целях технологического присоединения заявителю необходимо обратиться в сетевую организацию, эксплуатирующую электрические сети.

Узнать, кому принадлежат ближайшие сети, можно в сети Интернет на сайте ПАО «Россети», региональном портале техприсоединения (seti.midural.ru), либо обратиться с запросом в орган местного самоуправления.

По общему правилу подключение частного дома является обязанностью сетевой организации даже в случае наличия дефицита мощности.

Основные нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям: неисполнение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в сроки, предусмотренные п.

16 Правил № 861; не направление проекта договора и технических условий в адрес заявителя в порядке, предусмотренном п.

15 Правил № 861; нарушение со стороны вышестоящей сетевой организации порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, предусмотренного разделами III и V Правил № 861.

Ответственность за нарушение порядка технологического присоединения предусмотрена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сетевая организация может быть оштрафована на сумму от 100 до 500 тысяч рублей, а при повторном нарушении – от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.

Государственный контроль за соблюдением правил технологического присоединения на территории региона осуществляет Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике.

Антимонопольный орган рассматривает обращения граждан и юридических лиц, при установлении фактов нарушения порядка технологического присоединения привлекает сетевые организации к административной ответственности.

При несогласии с решениями, принятыми УФАС, заявитель вправе обжаловать их в Федеральную антимонопольную службу России, прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики либо в суд.

Прокуратура КБР. Старший помощник прокурора республики по правовому обеспечению

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Нормативные требования к порядку и срокам технологического присоединения к электрическим сетям определены в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила).

В целях технологического присоединения заявителю необходимо обратиться в сетевую организацию, эксплуатирующую электрические сети.

Узнать, кому принадлежат ближайшие сети, можно в сети Интернет на сайте ПАО «Россети», региональном портале техприсоединения (seti.midural.ru), либо обратиться с запросом в орган местного самоуправления.

По общему правилу подключение частного дома является обязанностью сетевой организации даже в случае наличия дефицита мощности.

Основные нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям: неисполнение мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в сроки, предусмотренные п.

16 Правил № 861; не направление проекта договора и технических условий в адрес заявителя в порядке, предусмотренном п.

15 Правил № 861; нарушение со стороны вышестоящей сетевой организации порядка технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, предусмотренного разделами III и V Правил № 861.

Ответственность за нарушение порядка технологического присоединения предусмотрена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сетевая организация может быть оштрафована на сумму от 100 до 500 тысяч рублей, а при повторном нарушении – от 600 тысяч до 1 миллиона рублей.

Государственный контроль за соблюдением правил технологического присоединения на территории региона осуществляет Управление Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике.

Антимонопольный орган рассматривает обращения граждан и юридических лиц, при установлении фактов нарушения порядка технологического присоединения привлекает сетевые организации к административной ответственности.

При несогласии с решениями, принятыми УФАС, заявитель вправе обжаловать их в Федеральную антимонопольную службу России, прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики либо в суд.

Прокуратура КБР. Старший помощник прокурора республики по правовому обеспечению

Какие отключения электрической энергии правомерны? Обязана ли сетевая организация уведомлять о предстоящем ограничении электроснабжения?

  • Многие сталкиваются с проблемой перебоев в электроснабжении.
  • В настоящей статье речь пойдет именно об ограничениях в подаче электрической энергии, так как проблема отклонения показателей напряжения в сети, то есть качества электрической энергии, это отдельный вопрос, требующий дополнительного анализа, хотя он часто неразрывно связан с проблемой отключения электроснабжения.
  • Чтобы разобраться в том, какие ограничения электроснабжения допустимы, когда сетевая организация обязана уведомлять об отключениях электроэнергии и в случае каких нарушений возможно привлечение сетевой организаций к ответственности, необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.
  • Прежде всего обратимся к законодательству, регулирующему данные вопросы.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее «Правила ПП №861») из которых следует, что за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными актами.

https://www.youtube.com/watch?v=CktYYL0rO30\u0026t=390s

Ограничение права на получение электрической энергии возможно только в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 (далее «Правила ПП №442»).

  1. Пунктом 2 Правил ПП №442 установлен перечень обстоятельств, при которых вводится ограничение режима потребления.
  2. В данном перечне указано, что ограничение режима потребления вводится при:
  3. получении законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;
  4. нарушении потребителем своих обязательств…;
  5. прекращении обязательств по поставке электрической энергии по договору энергоснабжения;
  6. выявлении факта бездоговорного потребления электрической энергии;
  7. выявлении ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя;
  8. поступлении от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления;
  9. окончании срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения;
  10. возникновении (угрозе возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
  11. при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

Пунктом 34 Правил ПП №442 установлено, что в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее — аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности.

  • Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (далее — графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.
  • Из пункта 8 Правил ПП №442 следует, что уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, в том числе посредством направления смс-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии, оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанным договором ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
  • Дата уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления определяется в соответствии с Правилами ПП №442, если соответствующим договором не определена дата, с которой потребитель считается надлежащим образом, уведомленным о введении ограничения режима потребления.
  • Разделом 2 Правил ПП №861 регламентирован Порядок заключения и исполнения договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
  • До заключения указанного договора, потребителем заключается договор о технологическом присоединении к электрическим сетям, в котором сторонами определяется категория надежности электроснабжения потребителя.
  • Пунктом 31 (6) Правил ПП №861 установлено, что категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.
  • Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.
  • Для первой категории надежности срок восстановления энергоснабжения не может превышать время автоматического восстановления питания, а допустимое число часов отключения в год не может быть более величины, предусмотренной для второй категории надежности.
  • Для второй категории надежности срок восстановления энергоснабжения определяется временем автоматического восстановления питания либо в случае отсутствия устройств автоматики для ввода резервного источника — временем выполнения оперативным персоналом сетевой организации переключений в электроустановках.

Время автоматического восстановления электроснабжения определяется при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя.

В случае отсутствия указания времени автоматического восстановления электроснабжения в документах о технологическом присоединении такое время определяется сетевой организацией по согласованию с потребителем в зависимости от параметров схемы внешнего электроснабжения потребителя и применяемых в ней устройств сетевой автоматики как максимальное время действия автоматики восстановления питания от резервных источников.

Требования к сроку восстановления энергоснабжения энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности не распространяются на случаи отключения нагрузки потребления энергопринимающих устройств действием противоаварийной автоматики.

В указанных случаях восстановление электроснабжения таких потребителей от электрической сети сетевой организации производится по диспетчерской команде (разрешению) соответствующего диспетчерского центра субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

  1. Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  2. Таким образом законодателем установлено, что за любым потребителем услуг закрепляется право на непрерывное получение электрической энергии, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям.
  3. При этом обязательства сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств потребителя обусловлены категорией надежности электроснабжения.
  4. Информацию о категории надежности электроснабжения можно найти в вашем договоре о технологическом присоединении к электрическим сетям или получить данные сведения в ответе сетевой организации на обращение по вопросам ограничения электроснабжения.
  5. Для первой категории надежности срок восстановления энергоснабжения не может превышать время автоматического восстановления питания, а допустимое число часов отключения в год не может быть более величины, предусмотренной для второй категории надежности.
  6. Для второй категории надежности срок восстановления энергоснабжения определяется временем автоматического восстановления питания, либо в случае отсутствия устройств автоматики для ввода резервного источника — временем выполнения оперативным персоналом сетевой организации переключений в электроустановках.
  7. Чаще всего бытовые потребители подключены по третьей категории надежности электроснабжения, для которой характерно отсутствие резервного источника питания, на которое возможно быстрое переключение, в случае выхода из строя основного источника питания.
  8. Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, и не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения.
  9. В большинстве случаев встречается ограничение в электроснабжении добросовестных потребителей при возникновении (угрозе возникновения) аварийных электроэнергетических режимов и необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации.
  10. Если стало понятно, что отключения носят достаточно частый и продолжительный характер, то возможны обращения потребителя для установления причин таких отключений и их продолжительности (все отключения фиксируются, а производимые работы актируются энергетическими компаниями) в адреса:
  11. -сетевой организации осуществляющей транспорт электрической энергии до потребителя;
  12. -гарантирующего поставщика с которым потребителем заключен договор энергоснабжения;
  13. -администрации, прокуратуры и иных государственных инстанций, которые в свою очередь переадресуют запрос в сетевую организацию, что, хотя и затянет сроки ответа на запрос, но дополнительно дисциплинирует такую организацию.

Сетевые организации обязаны уведомлять потребителей о предстоящих отключениях электроснабжения способом, определенным договором энергоснабжения. Чаще всего оповещение производится путем размещая соответствующих сведений о графиках отключений на собственных официальных сайтах таких компаний в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

  • При этом не предусмотрена обязанность сетевых организаций уведомлять потребителей об отключениях, связанных с угрозой возникновения технологических нарушений.
  • Ответственность для сетевых компаний за превышение допустимого числа часов отключения электроснабжения и (или) отсутствие уведомлений абонентов внушительна, поэтому получение письменных ответов и дальнейшего обжалования действий является единственным рычагом воздействия потребителя на сложившуюся ситуацию.
  • Отключение электрической энергии у жильцов многоквартирных жилых домов, кроме вышеперечисленных обстоятельств, может быть вызвано неполадками во внутридомовых сетях, ответственность за которые несут юридические лица, осуществляющие управление многоквартирным домом.