Внутренний контроль в нфо
Подходы к организации внутреннего контроля зависят от организационно-правовой формы, характера и масштаба деятельности.
Самые жесткие требования предъявляются к публичным компаниям и компаниям, наделенным фидуциарной ответственностью, таким как: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и нек. др.
Концепция, среди прочего, обязывает НФО осуществлять оценку системы внутреннего контроля на ежегодной основе. Но знаете ли вы насколько эффективна ваша система внутреннего контроля и как продемонстрировать эффективность системы внутреннего контроля заинтересованным сторонам?
- Приглашаем на семинар, в ходе которого вы познакомитесь с лучшими практиками реализации, документирования и оценки системы внутреннего контроля, научитесь понимать требования внешних аудиторов и регулятора (Банка России) в этой области.
- Выдаваемый документ:Сертификат установленного образца
- Действующие акции:
- 2. СКИДКА 10% для всех участников организаций использующих электронный документооборот (СБИС, ДИАДОК)
1. СКИДКА 10% при записи двух и более участников
Форма обучения:
Очно, Вебинар
I. Документирование системы внутреннего контроля.
- Структура внутренних документов, регламентирующих вопросы СВК и УР:
- Политика и регламент СВК и УР
- Методика
- Положения по департаментам и должностные инструкции
- Роль совета директоров. Принципы корпоративного управления. Кодекс корпоративного поведения. Положение о совете директоров.
- Комитеты при совете директоров. Роль комитета по вознаграждениям, комитета по номинациям, комитета по аудиту. Положения о комитетах при совете директоров.
- Роль внутреннего аудита. Положение о департаменте внутреннего аудита. Стандарты внутреннего аудита.
- Роль ревизионной комиссии.
- Отчетные документы: карта рисков, пирамида рисков, реестр рисков, отчет о количественном
анализе рисков, описание процедур контроля, отчет об эффективности процедур контроля, отчет по мониторингу процедур контроля, отчет по мониторингу корректировки процедур контроля, отчет внутреннего аудитора.
- Планы и программы: программа управления рисками, программа исполнения стратегии развития, связывающая стратегические цели компании и оперативные цели структурных подразделений, программа совершенствования системы внутреннего контроля и системы управления рисками, план аудита.
II. Практикум, по оценке системы внутреннего контроля.
- Оценка системы внутреннего контроля методом COSO и COSOERM.
- Оценка системы внутреннего контроля на основе модели зрелости.
- Оценка системы внутреннего контроля на корпоративном уровне и уровне бизнес-процессов.
- Оценка системы управления рисками на основе ГОСТ Р ИСО 31000:2010 Менеджмент риска.
- Принципы и Руководство.
- Интегральная оценка системы внутреннего контроля.
Представитель Банка России
Преподаватель
Преподаваемые направления
Бухгалтерский учет, МСФО, Внутренний контроль, Внутренний аудит
Профессиональная деятельность
АCCA, аттестованный аудитор, член экспертно-консультативного совета саморегулируемой организации аудиторов «Аудиторская Ассоциация Содружество», член института внутренних аудиторов, сотрудник Банка России
Выдаваемый документ
Сертификат установленного образца
Разработка правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
Для начала необходимо создать Правила внутреннего контроля (ПВК) – регламент организации и ее филиалов, описывающий работы по ПОД/ФТ и ФРОМУ, устанавливающий обязанности и порядок действий должностных лиц и работников, и определяющий сроки выполнения задач и ответственных за их выполнение.
Наличие в организации актуальной версии ПВК – это первое, с чего начинается проверка надзорными органами в сфере ПОД/ФТ (Росфинмониторинга, Банка России, Пробирной палаты РФ, Прокуратуры РФ).
После подачи заявки на подключение и получения доступа к Личному Кабинету на сайте Росфинмониторинга, вы найдете в нём образец типовых ПВК, которые можно взять за основу при разработке Правил вашей организации. Однако не стоит забывать, что при создании ПВК следует руководствоваться не только действующими нормативными актами в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, но и особенностями вашей организации.
Использование шаблонной версии, не учитывающей специфику бизнес-процессов и организационной структуры, а также действующего законодательства, может привести к административной ответственности.
ФКД консалт поможет разработать и внедрить актуальные ПВК, адаптированные для специфики вашей компании, а также оказать помощь с их регулярным обновлением в соответствии с требованиями надзорных органов. Мы учитываем алгоритмы осуществления государственного контроля и надзора в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, снижая риски выявления нарушений и штрафных санкций при проверке.
Процедура подготовки индивидуальных Правил (ПВК) представляет из себя экспертный анализ документооборота конкретной компании, учета специфики деятельности на основе которых проводится согласование договорной цены разработки пакета документов, обновление внутренних регламентов, приказов, и прочих необходимых действий
Обновленный регламент правил внутреннего контроля
Для организаций и ИП, которые проводят операции с деньгами и иным имуществом, в силу закона такой документ как правила внутреннего контроля – один из важнейших.
В конечном счете он позволяет минимизировать риски обвинений в отмывании преступных доходов по ст. 174 УК РФ.
О новых требованиях к правилам внутреннего контроля и программе оценки и управления соответствующими рисками узнаете из статьи.
Требования к правилам внутреннего контроля (далее также – ПВК), которые разрабатывают компании, проводящие операции с денежными средствами или иным имуществом, и ряд ИП, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 (далее – Требования к ПВК № 667).
Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ
Внимание!
При ознакомлении с информацией ниже, пожалуйста, учитывайте ОГОВОРКИ.
Дата актуализации статьи — 04.10.2018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.
Правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ) – основной документ, определяющий порядок осуществления мероприятий в сфере ПОД/ФТ. Поэтому надзорные органы уделяют особое внимание проверке содержания ПВК по ПОД/ФТ.
Однако, помимо ПВК по ПОД/ФТ требуется наличие еще целого ряда документов.
Важно
С 23 июля 2018 года правильно использовать аббревиатуру ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Ознакомьтесь с обзором новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ от 23.07.2018.
Общие требования к форме, структуре и содержанию ПВК по ПОД/ФТ
Форма ПВК по ПОД/ФТ
ПВК по ПОД/ФТ являются документом, который оформлен на бумажном носителе.
Часто надзорные органы запрашивают ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде. Причем не скан-копии, а именно электронный файл в формате *.doc или *.docx.
Подобные требования, как правило, предъявляются сотрудниками Банка России и Прокуратуры РФ, хотя действующим законодательством не предусмотрена обязанность хранить электронный файл с текстом ПВК по ПОД/ФТ. Просто проверяющим удобнее проверять ПВК по ПОД/ФТ в электронном виде, нежели листать бумажный вариант.
- В случае выявления нарушений у Вас обязательно затребуют заверенную копию ПВК по ПОД/ФТ на бумажном носителе, чтобы приобщить ее к материалам административного дела.
- Структура и содержание ПВК по ПОД/ФТ
- ПВК по ПОД/ФТ состоят из разделов — программ реализации внутреннего контроля.
- Что должны содержать программы, включаемые ПВК по ПОД/ФТ?
- Каждая программа регламентирует исполнение конкретных обязанностей, например: по идентификации, выявлению операций, замораживанию (блокированию) и др.
- Также в содержание ПВК по ПОД/ФТ могут включаться приложения — справочная и вспомогательная информация, формы анкет для идентификации, различных актов, журналов и иных документов, необходимых в повседневной деятельности.
- С точки зрения удобства использования и обновления нецелесообразно сильно «раздувать» перечень приложений в ПВК по ПОД/ФТ.
В то же время есть формы, наличие которых в ПВК по ПОД/ФТ является строго обязательным. Например, форма внутреннего сообщения (сообщения об операции).
Структура ПВК по ПОД/ФТ определена нормативными актами и значительно различается для НФО и неНФО.
Важно
Требования Банка России к содержанию ПВК по ПОД/ФТ значительно подробнее, что на практике часто приводит к проявлениям субъективизма со стороны проверяющих.
Правила внутреннего контроля для НФО
Структуру и содержание ПВК по ПОД/ФТ для НФО определяет Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П).
Согласно пункту 1.7 Положения N 445-П:
Также НФО следует регламентировать в ПВК по ПОД/ФТ порядок сохранения конфиденциальности сведений о мерах, принимаемых НФО в целях ПОД/ФТ.
Правила внутреннего контроля для неНФО
Риск-ориентированный внутренний контроль в НФО в соответствии с требованиями Банка России. Документирование внутреннего контроля и управление регуляторным (комплаенс) риском в НФО (лучшие практики)
День 1. Как выстроить систему управления регуляторным эффективно для финансовой организации? Как правильно документировать систему управления регуляторным риском, распределить роли и ответственных? Подробное изучение проблем, основных ошибок и нарушений, которые делают финансовые организации при построении и документировании системы управления регуляторным риском.
09.30 — 11.45
• цели мониторинга регуляторного риска; • современные методы и способы организации мониторинга регуляторных (комплаенс) рисков.
Новые методологические подходы (практики американских и европейских финансовых организаций, Банка России); • оформление результатов мониторинга и формирование информационной базы (data room) регуляторного риска; • обеспечение эффективного мониторинга регуляторного риска, проверка качества исполнения комплаенс-программ и т.д.
; • мониторинг операций и сделок, несущих высокий регуляторный риск (Assessment of Compliance Risks «Traiding»); • формирование информационных хранилищ данных регуляторного риска «Look back»; • подходы американских и европейских финансовых организация к эффективному обеспечению деятельности функции второй линии защиты; • оценка эффективности управления регуляторным риском с учетом ГОСТ Р 51901.7-2017/ISO/TR 31004:2013 «Менеджмент риска. Руководство по внедрению.» и ИСО 3100:2018 «Менеджмент риска. Принципы и руководство.» (2-е издание); • культура управления (комплаенс) регуляторным риском в рамках модели «трех линий защиты»; • подробный анализ факторов регуляторного риска; • методы и способы выявления, идентификации, оценки регуляторного риска (кейсы с примерами лучших практик, связанных с отнесением различных инцидентов к событиям регуляторного риска); • подходы к определению убытков из-за несоблюдения законодательства РФ, стандартов СРО, внутренних документов организации;
• форма «Журнала учета событий регуляторного риска». Структура и анализ. Рекомендации по проведению дистанционного мониторинга регуляторного риска с применением «Журнала учета событий регуляторного риска». Цели, методы, инструменты.
11.45 — 12.00 Перерыв
12.00 — 13.30
Мониторинг регуляторного (комплаенс) риска. Принципы, подходы, методология и документирование.
• современные методы и способы организации мониторинга регуляторных (комплаенс) рисков.
Новые методологические подходы (практики американских и европейских финансовых организаций); • эффективные методы способы организации и осуществления мониторинга регуляторного риска; • подробный разбор формы отчета по мониторингу регуляторного риска и его разделов (структуры); • работа с целями и с достижением целей мониторинга регуляторного риска;
• анализ эффективной и неэффективной Службы внутреннего контроля. Практические рекомендации для сотрудников СВК. Что надо делать, чтобы достигать целей и проводить эффективные мониторинги регуляторного риска?
13.30 — 14.00 Перерыв
14.00 — 16.15
Модели и стандарты, обеспечивающие эффективное функционирование и документированием системы внутреннего контроля:
Обзор важных изменений в основополагающие стандарты и принципы организации системы внутреннего контроля и системы управления рисками (СOSO IC, СOSO ERM new! и т.д.):
- • подходы к документированию модели трех «линий защиты» в среде эффективной оценки риска и контроля» (анализ рисков и ошибок при имплементации модели в организации (обзор практик); • распределение ответственности и ролей в модели трех «линий защиты», минимизирующих риски и конфликты интересов (обзор практик);
- • Анализ рисков и ошибок, которые делают НФО в процессе документирования и построения модели трех «линий защиты».
День 2. Документирование системы внутреннего контроля. Подходы к организации и обеспечению эффективной СВК.
09.30 — 11.45
- Подробный разбор проблем и нарушений, а также устранение недостатков (пробелов) в документировании системы внутреннего контроля в НФО.
- • изучение недостатков и нарушений в документировании системы внутреннего контроля, а также в документировании процессов и процедур внутреннего контроля; • изучение рисков и недостатков в системе внутреннего контроля (последствия для НФО); • определение объектов внутреннего контроля; • процессов и процедур внутреннего контроля • мониторинга внутреннего контроля; • отчетность по вопросам организации и совершенствования ВК в НФО (цели, принципы, подходы к формированию);
- • методов и способов контроля и много другое.
- Документирование внутреннего контроля перовой «линии защиты»: • методология и документирование первой «линии защиты». Типовая структура документов для организации и обеспечения внутреннего контроля первой «линии защиты»;
- • система и структура некоторых внутренних документов по вопросам организации и обеспечения внутреннего контроля первой «линии защиты».
11.45 — 12.00 Перерыв
12.00 — 13.30
- Документирование внутреннего контроля перовой «линии защиты» (продолжение):
- • американские и европейские методики (матрицы) тестирования процессов и процедур внутреннего контроля (Risk control assesment).
- Система управленческой отчетности по вопросам организации внутреннего контроля и управления рисками:
- • определение периодичности и порядка рассмотрения отчетов по совершенствованию внутреннего контроля и результатов мониторинга внутреннего контроля, уполномоченными органами управления и органами системы внутреннего контроля кредитной организации.
13.30 — 14.00 Перерыв
14.00 — 16.15
- Документирование внутреннего контроля второй «линии защиты»:
- • Организация, документирование и обеспечение эффективного мониторинга системы внутреннего контроля в НФО; • Структура документа, подходы и практики.
- Методологические аспекты деятельности эффективной Службы внутреннего контроля (СВК):
- • профессиональные международные тренды и изучение качественных изменений технологий работ; • профессиональные принципы и этика; • подходы к обеспечению эффективной функции «второй линии защиты»; • примеры неправильных действий, способных привести к конфликту интересов, нарушению независимости и объективности деятельности; • документирование и методология деятельности СВК в разрезе функций СВК в соответствии с требованиями Банка России; • глубокая проработка целей и задач СВК в качестве второй «линии защиты» в разрезе функций; • методологические особенности разных ролей СВК и их влияние на систему ВК и на систему управления комплаенс-риском; • личная эффективность руководителя СВК (специальные навыки необходимые для эффективной работы);
- • иные аспекты деятельности СВК.
- Ответы на вопросы слушателей.
! В ходе семинара лектор, в том числе, познакомит вас со своей практикой проведения проверок по вопросам организации внутреннего контроля, эффективности управления (мониторинга) регуляторного риска (подходами к оценки качества и эффективности деятельности подразделений внутреннего контроля Банка России, а также познакомит с некоторыми важными материалами по результатам обучения (USA) c участием FRB (Federal Reserve System), JP Morgan Chase, Citigroup, BNY Mellon.
В семинаре очень много практики, профессиональная методологическая поддержка и полезный раздаточный материал.
Семинар проводит: сертифицированный эксперт-практик с уникальным в РФ опытом прохождения внешней оценки качества деятельности Службы внутреннего аудита (СВА) на соответствие Международным стандартам деятельности, к.э.
н, в 2013 году получила международный диплом МВА London Metropolitan University , автор многочисленных научных работ и публикаций в области внутреннего контроля и внутреннего аудита, имеющий многолетний опыт руководящей работы в подразделениях внутреннего аудита крупнейших российских и европейских финансовых организациях, а также опыт работы в Департаменте внутреннего аудита Банка России, член Института внутренних аудиторов (IIA) и НОВАК, член Объединения сертифицированных специалистов по расследованию хищений (АСFE), имеет квалификационные аттестаты серий 1.0 и 4.0. Имеет многолетний опыт консалтинговой работы топ-менеджерами и членами Советов Директоров, Комитетов по аудиту в НФО и крупнейших финансовых организациях. Преподаватель на программах MBA в МГУ им. Ломоносова, РАНХиГС
Для эффективного участия в семинаре обязательно наличие видеокамеры и микрофона!
Правила внутреннего контроля организации в целях ПОД ФТ
Правила внутреннего контроля организации в целях ПОД ФТ – это документ, который позволяет организации, во-первых, обеспечить выполнение требований законодательства РФ о ПОД/ФТ, во-вторых, поддерживать в организации эффективную систему по ПОД/ФТ, и, в-третьих, исключить вовлечение организации, ее руководителей и сотрудников, в отмывание доходов.
https://www.youtube.com/watch?v=xEeuHGYqX6Y\u0026pp=ygUv0JLQvdGD0YLRgNC10L3QvdC40Lkg0LrQvtC90YLRgNC-0LvRjCDQsiDQvdGE0L4%3D
Правила внутреннего контроля ПОД/ФТ – это основной документ организации, который регламентирует подходы организации к противодействию легализации, и содержит основные положения о том, как система ПОД/ФТ функционирует в конкретной компании.
В Постановлении Правительства №667 сказано, что Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует работу компании в целях ПОД/ФТ, и определяет порядок действий и обязанности руководителя и работников организации, направленные на внутренний контроль по противодействию легализации.
Помимо этого, в ПВК обозначаются сроки исполнения обязанностей и лица, ответственные за их реализацию.
То есть представляет собой документ, в котором расписаны все права и обязанности всех сотрудников организации, начиная от руководителя и заканчивая линейным персоналом, который также обязан участвовать и участвует в системе по противодействию легализации.
Правила внутреннего контроля по противодействию легализации обязаны соответствовать требованиям законодательства. Ответственность за содержание Правил несет руководитель организации. В случае, если Правила не будут соответствовать требованиям законодательства, то к ответственности по п.1 ст.15.
27 КоАП РФ будет привлечена как организация, так и руководитель организации (ИП).
Правила внутреннего контроля могут храниться на бумажном носителе или оставаться сформированными в электронном виде, это остается на усмотрение компании, но в таком случае они должны быть подписаны усиленной квалифицированной подписью руководителя организации.
Организации из разных сфер деятельности регулируются разными нормативными актами, содержащими требования к Правилам внутреннего контроля.
Для некредитных финансовых организаций — Положение Банка России №445-П, для ювелиров, агентств недвижимости, факторинговых и лизинговых компаний — Постановление Правительства №667 от 30.06.
2012, для адвокатов, нотариусов, лиц, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги — Постановление Правительства №1188.
В организации системы противодействия легализации и в программах внутреннего контроля для этих компаний различаются в зависимости от требований регулирующего органа. Например, в Постановлении Правительства №667 указано то, что в Правилах внутреннего контроля ювелиров, агентств недвижимости, лизинговых, факторинговых компаний и операторов связи должны быть программы:
- — выявления;
- — фиксирования информации;
- — проверки системы внутреннего контроля;
- — организации хранения информации и документов;
- — изучения клиентов.
- Положение Банка России №445-П не обязывает некредитные финансовые организации выделять эти пункты в отдельные программы, но требует, чтобы Правила внутреннего контроля содержали:
- — программу организации системы противодействия легализации;
- — программу идентификации, которая, в том числе, включает в себя информацию о порядке изучения клиентов;
- — программу управления рисками легализации;
- — программу выявления операций;
- — программу, определяющую порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств;
- — программу, регламентирующую порядок приостановления операций;
- — программу, определяющую порядок отказа в обслуживании.
- Помимо этого, Банк России обязывает некредитные финансовые организации выносить в отдельную программу сведения о методах работы с представленными клиентом документами и/или сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в совершении операции, запросами и другими документами.
- Кроме того, Банк России также требует отдельно выделить в программу информацию, определяющую порядок взаимодействия некредитной финансовой организации с лицами, которым поручено проведение идентификации, и позволяет некредитным финансовым организациям включать любые иные программы, разработанные некредитной финансовой организацией по своему усмотрению.
Постановление Правительства №1188 не содержит требований к наличию в Правилах внутреннего контроля таких программ, как программа по отказу в совершении операции клиенту и программу по приостановлению операций в связи с тем, что это не относится к функционалу лиц, перечисленных в ст.7.1 Федерального закона №115-ФЗ.
Конечно, каждая программа как организации системы внутреннего контроля, так и идентификации, должна соответствовать особенностям структуры организации, штатной численности, клиентской базе, степени уровня риска организации, связанной с типом клиентов организации и типом операции, которые совершают клиенты такой организации.
В одной организации, может быть определено структурное подразделение, занимающееся вопросами противодействия отмыванию доходов, например, в банках такие структурные подразделения, как правило, состоят из 10-15 и более сотрудников, в некредитных финансовых организациях в среднем 3-5 человек занимаются противодействием отмыванию доходов, в более крупных организациях возможно большее количество сотрудников, а в некоторых компаниях сам генеральный директор исполняет обязанности специального должностного лица по противодействию легализации и все это, конечно же, должно быть прописано в Правилах внутреннего контроля организации. Кроме того, в Правилах внутреннего контроля необходимо описать систему внутреннего контроля в организации и в филиалах, если они есть у организации или если у индивидуального предпринимателя есть точки в регионах:
- — как в этих точках и филиалах осуществляется противодействие отмыванию доходов;
- — кто принимает документы от клиентов;
- — кто и как проводит идентификацию;
- — какие документы запрашиваются и в какие сроки;
- — кто выявляет операции, направленные на отмывание доходов;
— кто формирует внутренние сообщения по операциям и т.д.
Вся эта информация обязательно должна содержаться в Правилах внутреннего контроля.
Важно сказать, что Правила внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять в связи с изменениями законодательства РФ о противодействии легализации. Часто мы заранее знаем о том, что изменения вступят в силу через месяц, через год, но иногда бывает так, что указ Президента о внесении изменений в закон и их вступление в силу происходит в один день. Такую информацию пропускать нельзя.
Правила внутреннего контроля приводятся в соответствие тоже по-разному. Некредитные финансовые организации обязаны привести Правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями нового закона, нормативных правовых актов или изменений в законы и нормативные правовые акты в течение 3 месяцев с даты их вступления в силу.
Все остальные субъекты Федерального закона №115-ФЗ – лизинговые, факторинговые компании, агентства недвижимости, риелторы, бухгалтеры и другие – должны приводить Правила внутреннего контроля в соответствие законодательству РФ в течение 1 месяца после вступления в силу нового закона, нового нормативного акта или изменений в соответствующие действующие законодательные или нормативные акты по противодействию легализации.
По законодательству РФ нет ни одного пункта, где было бы указано, что Правила внутреннего контроля обязаны быть с кем-то согласованы.
Много лет назад Пробирная палата собиралась согласовывать Правила внутреннего контроля, но потом эти планы резко отменились по неизвестным нам причинам, и сегодня никто не обязан согласовывать Правила внутреннего контроля с надзорными органами.
Правила внутреннего контроля утверждаются исключительно руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, субъектом Федерального закона №115.
Некредитные финансовые организации утверждают Правила внутреннего контроля и оставляют их внутри организации, а все прочие субъекты Федерального закона №115-ФЗ обязаны загрузить их в Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга.
В Личном кабинете есть специальный раздел, в котором находится отдельная кнопка Правила внутреннего контроля (в Меню слева пункт Организация системы ПОД/ФТ – Правила внутреннего контроля – Загрузить).
Обязательно загружайте свои Правила внутреннего контроля, чтобы Росфинмониторинг видел, что вы выполняете требования законодательства в полном объеме.
Внутренний финансовый контроль учреждения
Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.
Внутренний корпоративный контроль: некоторые вопросы идентификации, организации и методики
Цели проведения контроля
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
- Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
- Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
- Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
- Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
- Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
- Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
- Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
- Обеспечение сохранности собственности компании.
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
Проблемы учета и внутреннего контроля просроченной дебиторской задолженности
Задачи и принципы
Рассмотрим основные задачи финансового контроля:
- Анализ соответствия операций документам и отчетности.
- Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
- Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
- Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.
Правила внутреннего контроля некредитной финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Контроль базируется на этих принципах:
- Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
- Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
- Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
- Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
- Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.
Соблюдение всех этих принципов обязательно.
Предмет проверки
В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:
- Соблюдение законов.
- Правильность заполнения документов.
- Верность заполнения регистров бухучета.
- Сохранение активов организации.
Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.
Особенности организации внутреннего контроля
Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.
Контрольные мероприятия исполняются различными путями:
- Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
- Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
- Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.
Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.
Уровни проведения внутреннего контроля
Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:
- Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
- Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.
Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.
ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.
Особенности проведения внутреннего контроля
В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:
- Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
- Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
- Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.
Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.
Разновидности внутреннего контроля
Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:
- Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
- Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
- Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.
ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.
ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.
Предварительный контроль
Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:
- Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
- Визирование и согласование документации.
- Проверка договоров.
- Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.
Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.
Текущий контроль
Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:
- Анализ расходной документации.
- Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
- Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
- Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
- Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
- Установление фактического наличия собственности компании.
Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.
Последующий контроль
Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:
- Инвентаризация.
- Ревизия кассы без предварительной подготовки.
- Проверка путей использования средств.
- Анализ имеющихся документов.
Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.
Система внутреннего контроля в некредитных финансовых организациях (НФО) (текущее регулирование и планируемое реформирование): практические рекомендации для НФО: 03 октября 2023 → 03 октября 2023
- 03 октября 2023 → 03 октября 2023
- Запись до: 03 октября 2023
- Форма обучения: Вечерняя
Возможна оплата онлайн
?
Оплата картами
- Оплата возможна с помощью:
- — Банковских карт
- Оплата картами доступна в процессе записи на курс при выборе вкладки «Онлайн-оплата»
МИР, Visa/Visa Electron, MasterCard/Maestro
12000 физ. лица
12000 юр. лица
Записаться
Скидка — в размере 10 процентов предоставляются клиентам Института/Учебного центра МФЦ.
Банк России разработал Концепцию организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций (далее – «Концепция»). Предполагается, что каждая НФО обязана иметь систему внутреннего контроля, отвечающую всем требованиям Концепции.
При этом особенные (отдельные) требования к системе внутреннего контроля отдельных категорий НФО, например, профессиональных участников рынка ценных бумаг, сохранятся и, вероятно, соответствующие нормативные акты Банка России (определяющие такие особенности) будут приведены в соответствие с Концепцией.
Подходы к организации внутреннего контроля зависят от организационно-правовой формы, характера и масштаба деятельности. Самые жесткие требования предъявляются к публичным компаниям и компаниям, наделенным фидуциарной ответственностью, таким как: страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг и нек. др.
Концепция, среди прочего, обязывает НФО осуществлять оценку системы внутреннего контроля на ежегодной основе. Но знаете ли вы насколько эффективна ваша система внутреннего контроля и как продемонстрировать эффективность системы внутреннего контроля заинтересованным сторонам?
Приглашаем на семинар, в ходе которого вы познакомитесь с лучшими практиками реализации, документирования и оценки системы внутреннего контроля, научитесь понимать требования внешних аудиторов и регулятора (Банка России) в этой области.
Анонс(pdf, 1.6 Мб)
Центральный офис — г. Москва Адрес: 107023, Москва, ул. Буженинова д.30, стр.1
Скачать программу(docx, 117.4 Кб)
I. Документирование системы внутреннего контроля.
- Структура внутренних документов, регламентирующих вопросы СВК и УР:
- Политика и регламент СВК и УР
- Методика
- Положения по департаментам и должностные инструкции
- Роль совета директоров. Принципы корпоративного управления. Кодекс корпоративного поведения. Положение о совете директоров.
- Комитеты при совете директоров. Роль комитета по вознаграждениям, комитета по номинациям, комитета по аудиту. Положения о комитетах при совете директоров.
- Роль внутреннего аудита. Положение о департаменте внутреннего аудита. Стандарты внутреннего аудита.
- Роль ревизионной комиссии.
- Отчетные документы: карта рисков, пирамида рисков, реестр рисков, отчет о количественном анализе рисков, описание процедур контроля, отчет об эффективности процедур контроля, отчет по мониторингу процедур контроля, отчет по мониторингу корректировки процедур контроля, отчет внутреннего аудитора.
- Планы и программы: программа управления рисками, программа исполнения стратегии развития, связывающая стратегические цели компании и оперативные цели структурных подразделений, программа совершенствования системы внутреннего контроля и системы управления рисками, план аудита.
II. Практикум, по оценке системы внутреннего контроля.
- Оценка системы внутреннего контроля методом COSO и COSOERM.
- Оценка системы внутреннего контроля на основе модели зрелости.
- Оценка системы внутреннего контроля на корпоративном уровне и уровне бизнес-процессов.
- Оценка системы управления рисками на основе ГОСТ Р ИСО 31000:2010 Менеджмент риска.
- Принципы и Руководство.
- Интегральная оценка системы внутреннего контроля.