Банкротство УК МКД 2023
Почему банкрот? СГК инициировала процедуру банкротства управляющей компа�
В Новокузнецке СГК подала на банкротство одной из компаний, обслуживающих жилой фонд. Разбираемся, что в этой ситуации делать жителям многоквартирных домов.
СГК инициировала процедуру банкротства управляющей компании «ДСК-Сервис» из-за долга в 29 миллионов рублей, который жилищная организация накопила перед Кузнецкой ТЭЦ за отопление и горячее водоснабжение. Это суммарная задолженность 17 многоквартирных домов, которыми управляет «ДСК-Сервис». Сайт управляющей компании «ДСК-Сервис»Скачать
Но за тепло и горячую воду собственники квартир в этих домах платят уже два года напрямую СГК. Откуда долг? Он образовался в 2018 году, до перехода жителей на прямые договоры с СГК.
То есть управляющая компания (УК) деньги с жителей за ресурс собирала, но Кузнецкой ТЭЦ не перечисляла. Энергетики, естественно, обратились в суд, их законные требования удовлетворили, но деньги взыскать не удалось, судебные решения не исполнялись. Поэтому была начата процедура банкротства.
Скачать
К чему готовиться жителям?
- Неприятно, но катастрофы нет. Отопление и воду из-за банкротства УК жителям никто не отключит. Продавать домовое имущество, прилегающие земельные участи для погашения долга тоже никто не заставит. Долги УК перед поставщиками услуг — не долги потребителей.
- Возможно, увеличится платежка в следующем году. Если УК не погасит долги, то ущерб, полученный ресурсоснабжающей организацией, Региональная энергетическая комиссия по закону обязана включать в тариф на следующий год.
То есть фактически долг управляющей компании в итоге «раскидывается» на всех жителей города.
- Собственные долги никуда не денутся.
Если собственник квартиры имеет с ТЭЦ прямой договор и за тепло и горячую воду накопил персональный долг, из-за банкротства УК о его задолженности не забудут — долг будет взыскан СГК в судебном порядке.
- Подумать о новой управляющей компании.
Дом в любом случае нужно содержать, ремонтировать, а двор убирать. Поэтому жителям стоит задуматься над вопросом поиска другой УК. Как это сделать?
Общая задолженность 128 новокузнецких управляющих компаний за тепловую энергию в контуре Кузнецкой ТЭЦ на 1 января 2020 года превысила 138 миллионов рублей.
Нужно ли менять управляющую компанию, если в отношении нее начата процедура банкротства?
Начало процедуры банкротства не лишает управляющую компанию лицензии. Ликвидация УК (и аннулирование лицензии) — итог процесса, продолжительность которого может варьироваться.
Но в любом случае решение о том, оставаться с прежней обслуживающей организацией, если она не выполняет взятые на себя обязательства, перейти в другую или организовать товарищество собственников жилья, — остается за жителями. Они могут сделать свой выбор в любое время.
А если процедура банкротства завершена, управляющая компания ликвидирована, но собственники не определились с выбором способа управления, по закону муниципалитет выставляет дом на конкурс — жильем будет управлять та управляющая компания, которая этот конкурс выиграет.
Чтобы сменить управляющую компанию, собственникам квартир нужно:
- Совместно принять решение о смене УК.
- Определиться с выбором новой УК.
- Провести общее собрание, на котором взвесить все за и против перехода.
- Составить протокол общего собрания, подтверждающий решение собственников о переходе в другую УК.
- Передать этот протокол действующей УК.
Особенности регулирования банкротства организаций рынка жилищно-коммунального хозяйства
5 февраля мы провели онлайн-семинар о банкротстве организаций ЖКХ. Андрей Бежан, у которого за плечами 18-летний опыт по экономическим спорам и банкротстве, подробно рассказал об этой процедуре. Мы считаем, предупреждён – значит, вооружён. Каждой управляющей организации важно ориентироваться в этой теме.
За что председателя ТСЖ привлекут к субсидиарной ответственности
Общие понятия процедуры банкротства
Банкротством называют признанную арбитражным судом неспособность должника
- в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
- и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процедура банкротства организаций ЖКХ, в частности, управляющих организаций, помимо соответствия общим признакам, имеет свою специфику. О ней 5 февраля в рамках онлайн-семинара рассказал Андрей Бежан, к.ю.н., практикующий адвокат, управляющий партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.
→ Смотрите видео на нашем YouTube-канале
Предлагаем подробнее рассмотреть определение понятия банкротства. «Признанную арбитражным судом» – это значит, что считать предприятие банкротом только потому, что оно не платит, нельзя. Бывают случаи объективного банкротства, когда есть объективные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств перед контрагентами.
«Задолженность по денежным обязательствам» – это любые договоры, заключённые управляющей организацией, с контрагентами. Под обязательными понимаются платежи, которые предъявляются компании со стороны фискальных органов: налоги и взносы в различные фонды.
«Выплата выходных пособий и (или) об оплате труда лиц» – новое положение в законе, раньше за работниками не признавалось право инициировать процедуру банкротства в отношении своей компании. После того, как тенденция по росту долга по зарплате стала стабильной, законодатель решил ввести такую возможность.
https://www.youtube.com/watch?v=9JRrtaOjAWM\u0026pp=ygUn0JHQsNC90LrRgNC-0YLRgdGC0LLQviDQo9CaINCc0JrQlCAyMDIz
В настоящий момент инициировать процедуру банкротства в отношении коммерческой организации, в том числе УО, могут не только налоговая, банки и кредиторы, но и простые работники этой компании, если сумма задолженности перед ними соответствует описанной в законодательстве.
К общим признакам банкротства относятся:
Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО
Четыре процедуры банкротства, о которых нужно знать
Процедура банкротства имеет целый ряд критериев и этапов, которые нужно учитывать. Первые два этапа – наблюдение и финансовое оздоровление – считаются процедурами не банкротства, а несостоятельности. В таком случае у компании квалифицируется наличие проблем и со стороны государства вводится контроль за её деятельностью для предотвращения причинения ещё больших убытков её контрагентам.
Цель процедуры наблюдения – составить анализ финансового состояния должника. Именно на этом этапе будет понятно, какие последствия возникнут для компании. Срок проведения анализа составляет 7 месяцев и может продлеваться.
На этом этапе назначается временный управляющий. Его задача – собрать информацию в отношении имущества должника, предотвратить эпизоды вывода активов через контроль за деятельность организации, согласовать целый ряд сделок.
Временный управляющий не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность и отстранять руководство организации от управления. Контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.
Второй этап – финансовое оздоровление. Цель этой процедуры – восстановление платёжеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения этапа не превышает 2 лет.
Суть процедуры заключается в том, что собрание кредиторов утверждает график погашения задолженности и контролирует его выполнение. На этом этапе контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.
Это одна из самых редких процедур банкротства. Она практически никогда не применяется, поскольку само по себе введение процедуры банкротства означает невозможность для организации произвести расчёты.
Третий этап, не менее редкий, – внешнее управление. Его цель – восстановление платёжеспособности в соответствии с планом внешнего управления. Проводится он за 18 месяцев. Контроль переходит внешнему управляющему, который и разрабатывает для компании план выхода из кризиса.
Конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства, за которой следует ликвидация организации. Цель процедуры – погашение требований кредиторов за счёт имущества должника.
Длится конкурсное производство 1 год. Это условный срок, процедура может затянуться на несколько лет.
Условием для продления является незавершение мероприятий по формированию конкурсной массы, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, оспаривание сделок.
Особенность процедуры заключается в том, что контроль над деятельностью должника переходит конкурсному управляющему.
О значении фигуры управляющего и о каждой процедуре банкротства подробности смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.
Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий
Банкротство субъектов рынка ЖКХ
Мы перечислили основные признаки и этапы процедуры банкротства, общие для всех организаций. Пристальное внимание Андрей Бежан уделил особенностям регулирования банкротства именно для управляющих организаций.
По сравнению с финансовыми и страховыми компаниями особенностей можно выделить не много, но они есть:
- При признании владельца специального счёта банкротом деньги, находящиеся на специальном счёте, не включаются в конкурсную массу (п. 7 ст. 175 ЖК РФ).
Не нужно бояться, что деньги, находящиеся на спецсчёте, уйдут на расчёты с кредиторами и ресурсоснабжающей организациями, на налоги. В отношении этих денег установлен специальный режим, они не принадлежат должнику.
- Региональный оператор не может быть признан банкротом. Субъект РФ, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации (п. 2 ст. 178 ЖК РФ).
Если бы не было такой абсолютной защиты от процедуры банкротства, то возможны были бы посягательства на деньги, которые хранятся на счетах регионального оператора.
https://www.youtube.com/watch?v=9JRrtaOjAWM\u0026pp=YAHIAQE%3D
В отношении должника должна быть открыта процедура конкурсного производства – на это будет решение суда. Такой судебный акт вступает в силу немедленно после его вынесения. С этого момента наступают все правовые последствия, которые предусмотрены законом о банкротстве.
Орган ГЖН исключает дома из реестра, но в данном случае нужно помнить про действие статьи 200 ЖК РФ.
- Согласно статье 200 ЖК РФ, несмотря на исключение МКД управляющая организация продолжает управлять домом до выбора собственниками иного способа управления, проведения открытого конкурса по выбору новой компании.
Орган МСУ в течение 15 дней с момента получения от ГЖИ информации об исключении домов созывает общее собрание собственников МКД для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.
Если решение не принято, не реализовано, то в течение 3-х дней орган МСУ обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УО и провести этот конкурс в течение 1 месяца. Если конкурс не состоялся, управляющая организация назначается без проведения конкурса.
Вся информация о введении процедуры банкротства в отношении УО содержится на сайтах Федеральной налоговой службы, Федресурс, Картотеки арбитражных дел. Это позволяет собственникам помещений в МКД быть в курсе развития ситуации, понимать, что с УО что-то не так и оперативно проводить её смену.
В следующих статьях мы расскажем о последствиях введения процедуры банкротства. Если вы хотите узнать об этом раньше, смотрите видеозапись онлайн-семинара. Помимо этого из видеозаписи вы узнаете:
- как предотвратить банкротство после подачи заявления кредитором;
- как должен вести себя руководитель после введения процедуры банкротства;
- влечёт ли введение банкротства прекращение деятельности УО по управлению МКД
- что делать, если вы не согласны с решениями собраний кредиторов и действиями арбитражного управляющего;
- кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности и каковы риски бывших руководителей компании;
- как привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности после ликвидации организации;
- что нужно делать, если в отношении руководителя УО уже подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности;
- можно ли снизить риск привлечения к субсидиарной ответственности;
- какие сделки могут быть оспорены после введения процедуры банкротства и какие риски это влечёт;
- как можно снизить риски оспаривания сделок в процедуре банкротства.
Банкротство управляющей компании: чем это грозит жильцам, кому платить долги и куда они переходят?
Управляющая компания – это организация, которая осуществляет управление общедомовым имуществом многоквартирного дома.
Как правило, данная организация выбирается большинством жильцов для того, чтобы выступать посредником между всеми собственниками помещений в таком доме и различными подрядными организациями, которые выполняют определенные работы или оказывают услуги таким собственникам.
Кроме того, управляющая компания также выполняет самостоятельно некоторые виды работ, например, обеспечивает уборку подъездов и придомовых территорий своими силами или посредством привлечения специально нанимаемых организаций.
Причины банкротства управляющей компании
Все перечисленные выше действия данная организация выполняет за счет своих собственных средств, а также за счет средств, которые перечисляют ей собственники помещений в многоквартирном доме для оплаты оказываемых услуг. Именно расходование средств со своего личного счета компании и может стать причиной ее банкротства. В целом к числу основных причин банкротства управляющих компаний многоквартирных домов можно отнести следующие:
- наличие большого числа должников по оплате за оказанные услуги среди собственников помещений в доме (при этом речь необязательно идет о жилых помещениях);
- наличие задолженности дома (из-за большого числа неплательщиков) перед ресурсоснабжающими организациями. Несмотря на то что с 2019 года на основании изменений в действующем законодательстве управляющая компания не может выступать посредником между собственником помещения и ресурсоснабжающей организацией, ситуация складывается таким образом, что ресурсоснабжающая организация обращается именно к управляющей компании для погашения задолженности с целью избежать предоставление услуг всему дому из-за определенного числа должников. В данном случае задолженность гасится управляющей компанией из числа своих средств, которые потом будут взысканы с должников. Однако в случае, если сумма, необходимая для погашения таких задолженностей, велика, компания может потерпеть финансовый крах;
- отсутствие рационального распределения средств по основным целям руководством управляющей компании для стабилизации финансового положения организации;
- растрата средств, перечисляемых в управляющую компанию, с целью их присвоения или использования для личных нужд;
- осуществление демпинговых мер на рынке оказания коммунальных услуг для получения как можно большего объема домов в обслуживание. В этом случае накопленных средств не хватает для полноценного исполнения взятых на себя обязательств, что становится причиной чрезмерного увеличения объема таковых обязательств и, как результат, невозможности выполнения их из-за «раздутого» объема. В результате этого компания перестает справляться со взятыми на себя обязательствами и постепенно влезает в долги из-за необходимости оказывать несоразмерный своим возможностям объем работ. Кроме того, в рамках демпинга компания может пасть жертвой недобросовестных конкурентов, когда они намеренно демпингуют цены на рынке оказания услуг, в результате чего компания с более высокой стоимостью своих услуг оказывается невостребованной и несет убытки из-за сокращения клиентов, которым должны быть оказаны услуги.
Этапы процедуры банкротства
Процедура банкротства управляющей компании, которая проводится на сегодняшний день в рамках действующего законодательства о признании финансово несостоятельным, не имеет каких-либо отличий от стандартной процедуры, присущей юридическим лицам, с точки зрения законодательства. Однако есть некоторые особенности, которые встречаются с практической точки зрения.
Если говорить об общих этапах, то для управляющей компании в соответствии с положениями Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данный процесс выглядит следующим образом:
- подача заявления о собственном банкротстве в судебные органы. В соответствии с положениями указанного выше федерального закона такое заявление должен подать либо руководитель или учредитель управляющей компании, как юридического лица, либо кредиторы, либо жильцы многоквартирного дома. В перечне лиц, которые имеют право подавать заявление о банкротстве управляющей компании проявляется первая особенность практической стороны данного процесса. Однако для того, чтобы собственники помещений в многоквартирном доме смогли воспользоваться своим правом и подать заявление в суд, необходимо доказать, что управляющая компания действительно является финансово несостоятельной, а не просто не исполняет взятые на себя обязательства по договору. Такое доказательство, как правило, можно получить на основании взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями или подрядчиками при выполнении определенного вида работ посредством запросов финансовых документов;
- принятие искового заявления арбитражным судом к производству с целью определения вероятности проведения процедуры признания управляющей компании в качестве финансово несостоятельной организации. Для того чтобы заявление было принято к производству, его необходимо оформить правильно, указав не только данные о том лице, которое должно быть признано банкротом (в данном случае все юридические и фактические сведения идентифицирующего характера об управляющей компании), но также и размер задолженности или те признаки, по которым возможно принять решение о несостоятельности юридического лица (например, срок существования просроченной задолженности, которая не была погашена);
- введение процедуры наблюдения и назначение арбитражного управляющего. На данном этапе организация работает в стандартном режиме, а за всеми действиями руководства осуществляется тщательное наблюдение со стороны арбитражного управляющего. Такое наблюдение необходимо для того, чтобы определить, есть ли признаки фиктивного банкротства в компании, либо осуществляются действия мошеннического характера, в результате чего компания не может быть признана банкротом без привлечения к уголовной, административной или субсидиарной ответственности контролирующих ее лиц. Все результаты проведенного наблюдения арбитражный управляющий обязан сформировать в отчет, который по истечении периода наблюдения предоставляет в арбитражный суд для обоснования возможности введения дальнейших процедур банкротного процесса либо для отказа в проведении процедуры банкротства;
- финансовое оздоровление. Данный этап происходит в том случае, если арбитражный управляющий в рамках проводимого наблюдения пришел к выводу о том, что компанию возможно восстановить в финансовом плане, предприняв определенные виды действий. Этап финансового оздоровления вводится на основании специального акта арбитражного суда (как правило, используется форма судебного решения с присоединенным к нему определением, в котором указывается, какой арбитражный управляющий будет проводить процедуру финансового оздоровления). Предельный срок, на который может быть введена данная банкротная процедура, составляет не более двух лет с даты вступления в силу соответствующего судебного решения. На данном этапе все действия, которые осуществляются арбитражным управляющим при взаимодействии с руководством управляющей компании, направлены на достижение одной цели – добиться стабилизации финансового состояния юридического лица, чтобы выйти из сложившегося кризиса. По итогам проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный управляющий также готовит отчет о том, достигнута ли поставленная цель или нет, а также о целесообразности иных мер финансовой поддержки компании;
- в том случае, если финансовое оздоровление, как процедура, не позволила достичь желаемого результата в виде стабилизации ситуации в управляющей компании, наступает период внешнего управления. В данном случае компания продолжает осуществлять все те действия, которые отвечают цели ее создания, но управление ею осуществляет только арбитражный управляющий в рамках тех полномочий, которыми его наделил арбитражный суд. На этом этапе прекращаются любые платежи кредиторам для удовлетворения их требований, а также налагается мораторий на удовлетворение исполнительных листов в рамках проведения различных исполнительных производств. Это делается с целью накопить как можно больше средств, которые возможно будет направить на оздоровление компании. Итогов у данного этапа может быть два: средства для восстановления финансовой состоятельности управляющей компании найдены в полном объеме, что позволяет восстановить ее как самостоятельно функционирующее юридическое лицо и реализовывать в дальнейшем все уставные цели функционирования; второй итог – средств на восстановление финансового состояния компании и вывода ее из кризиса найти не удалось, в результате чего средств хватает только для погашения задолженностей перед кредиторами и прекращения существования компании без долгов;
- в том случае, если этап внешнего управления позволил полностью рассчитаться с долгами кредиторов за счет накопленных средств, на основании отчета арбитражного управляющего и по решению суда проведение процесса признания юридического лица финансово несостоятельным прекращается, а сама компания продолжает функционировать в прежнем режиме;
- если внешнее управление не возымело своего действия, то вводится этап конкурсного управления. На данном этапе происходит формирование конкурсной массы путем продажи всех имеющихся видов имущества у компании и последующее направление вырученных средств на погашение задолженностей перед кредиторами всех уровней;
- после конкурсного управления или конкурсного производства арбитражный управляющий направляет в федеральные налоговые органы документы о ликвидации управляющей компании, как юридического лица.
Если у управляющей компании нет средств для погашения имеющихся задолженностей и она должна быть ликвидирована, может быть использован упрощенный порядок, в ходе которого суд при принятии к производству заявления о собственном банкротстве и при рассмотрении такого заявления принимает решение о том, чтобы вместо всех стадий от наблюдения до внешнего управления сразу ввести конкурсное производство. Это возможно в том случае, если было принято решение о ликвидации управляющей компании, но при подготовке промежуточного ликвидационного баланса было установлено, что у компании имеются долги перед кредиторами различных уровней, что делает обязательным проведение процедуры банкротства.
В этом случае возможно использовать положения Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который предполагает использование упрощенной процедуры.
Чем грозит банкротство УК жильцам многоквартирного дома
Признание финансово несостоятельной управляющей компании грозит жильцам многоквартирного дома определенными правовыми последствиями до того момента, пока они не выберут новую управляющую компанию.
К числу основных последствий следует отнести:
- необходимость выбора новой управляющей компании либо создание товарищества собственников жилья или товарищества собственников недвижимости в рамках многоквартирного дома. До того момента, пока одна из форм управления не будет реализована, управляющая компания обязана будет проводить управление имуществом многоквартирного дома даже в том случае, если этап конкурсного производства уже завершен и остается только ликвидировать саму компанию. Однако, как правило, данная ситуация до такого временного предела не доходит, и смена управляющей компании происходит еще до введения конкурсного производства, когда становится понятно, что без данного процесса обойтись не получится;
- перенаправление средств на счета другой управляющей компании для получения услуг соответствующего качества. Данные действия должны происходить под контролем лица, взаимодействующего с управляющими компаниями (например, председатель жилищного кооператива или специально избранный от всех собственников помещений представитель дома, на которого возложены общим собранием собственников полномочия по такому взаимодействию). Однако жильцов такое перенаправление средств затронуть не должно в том случае, если они исправно вносят все необходимые средства в рамках обязательных платежей;
- необходимость прямой оплаты услуг за потребленные ресурсы. Данное правило действует в том случае, если ранее прямые договоры не были заключены (в некоторых регионах существует ситуация, когда не во всех населенных пунктах есть представительства прямых ресурсоснабжающих организаций, и приходится платить управляющей компании, выступающей в качестве посредника. Так как ресурсоснабжающая организация в данном случае рассматриваются как кредитор, она заранее получает уведомление о проводимой процедуре банкротства и самостоятельно начинает направлять своим потребителям счета на оплату полученных услуг);
- необходимость оплаты оказываемых услуг самой управляющей компании до момента ее смены. Это необходимо для того, чтобы в будущем арбитражный управляющий посредством использования своих полномочий не обратил судебное взыскание на неплательщика за такие услуги с целью получения тех средств, которые не были возмещены.
Кому платить долги, если обанкротилась управляющая компания
В том случае, если управляющая компания признана банкротом, то долги населения, которые образовались за потребленные услуги, необходимо вносить на ее счета до тех пор, пока задолженность не будет погашена в полном объеме, либо не произойдет ликвидация управляющей компании.
Средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами.
После того как компания будет ликвидирована, все средства будут направлены на счета компании-преемника, которую выберут собственники помещений в многоквартирном доме, либо на счета созданного ТСЖ или ТСН.
О правовой природе коммунальных платежей населения в деле о банкротстве управляющей организации
Общие положения о задолженности населения по ЖКХ вне банкротства управляющей организации
По смыслу положений Жилищного кодекса РФ под управляющей организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с ч. 1.3 ст. 161 и ст. 192 Жилищного кодекса РФ.
В условиях обычной хозяйственной деятельности управляющей организации законодатель предусмотрел упрощенный порядок взыскания задолженностей за предоставляемые услуги ЖКХ с потребителей. Так, с 01.06.2016 на основании ст.
122 Гражданского процессуального кодекса РФ стало возможным взыскивать задолженность с населения в порядке приказного судопроизводства (при сумме задолженности, не превышающей 500 000 рублей).
Поскольку судебный приказ допускает инкассовое списание банком денежных средств с расчетного счета должника, минуя стадию исполнительного производства, стало возможным в относительно короткий срок фактически взыскать долг.
В этой связи, у управляющих организаций в руках возникал резервный актив в виде дебиторской задолженности, которую недобросовестные лица реализовывали коллекторским агентствам либо уступали права своим же кредиторам. Страдал в данном случае – потребитель, который был вынужден разбираться с третьими лицами.
https://www.youtube.com/watch?v=56_NsWO9gAY\u0026pp=ygUn0JHQsNC90LrRgNC-0YLRgdGC0LLQviDQo9CaINCc0JrQlCAyMDIz
Но с 26.07.2019 Федеральным законом № 214-ФЗ были внесены поправки в ч. 18 ст.
155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, утратили возможность уступать права (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Нарушение такого запрета влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ.
Исключением из законодательного табу признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом, право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юрлицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.
Правовой статус задолженности по ЖКХ в процедуре банкротства управляющей компании
В случае признания управляющей организации несостоятельной (банкротом), задолженность населения может быть реализована следующими способами.
Способ 1. Взыскание арбитражным управляющим задолженности с каждого потребителя услуг в судебном порядке по правилам общего судопроизводства (получение судебного приказа либо исполнительного листа по результатам рассмотрения гражданского дела).
В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.
2002 «О несостоятельности (банкротстве)» взысканные денежные средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами.
Указанный способ затягивает проведение процедуры банкротства, однако является наиболее эффективным способом пополнения конкурсной массы на сегодняшний день.
Способ 2. Реализация с торгов управляющей организации-должника непросуженной и/или не взысканной дебиторской задолженности либо единым лотом, либо несколькими лотами.
При выборе данного способа необходимо учитывать предусмотренные законом ограничения по субъектному составу участников торгов в силу ч. 18 ст 155 ЖК РФ. Из буквального содержания п. 18 ст. 155 ЖК РФ следует, что задолженность физических лиц за коммунальные услуги можно уступить ограниченному кругу лиц – только специализированным организациям в сфере жилищно-коммунальных услуг.
По общим правилам закон не запрещает реализовать имущество должника или дебиторскую задолженность организации-банкрота неограниченному кругу лиц, однако реализация дебиторской задолженности населения по коммунальным платежам в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ, получила свою специфику в виде ограничения субъектного состава участников таких торгов.
Таким образом, дебиторская задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам относится к категории имущества должника, ограниченного в обороте, и подлежит реализации с учетом особенностей, изложенных в п. 2 ст. 105 Закона о банкротстве.
Выводы судебной практики на этот счет: уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан. Указанные положения Жилищного кодекса РФ направлены на защиту прав и законных интересов граждан, являющимися потребителями коммунальной услуги, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве.
В качестве примера – дело № А40-78208/18-18-94 «Б». Определение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.
2020 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ООО «Главное управление Жилищным Фондом» по ходатайству конкурсного управляющего о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов по вопросу утверждения положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «ГУЖФ» (дебиторской задолженности населения перед УК).
Подытоживая изложенное выше, позволю себе сделать вывод о том, что в процедуре банкротства управляющей организации такой актив как дебиторская задолженность населения по ЖКХ, с одной стороны, не представляет особой ценности в связи с наличием признаков ограниченного в обороте имущества, при этом, с другой стороны, зачастую является единственным источником пополнения конкурсной массы должника.
Приоритет именно реализации дебиторской задолженности над ее взысканием в рамках претензионно-исковой деятельности состоит в том, что последнее, безусловно, имеет длительный характер, что влечет затягивание процедуры конкурсного производства.
В этой связи, поскольку арбитражный управляющий не ограничен в выборе одного из способов реализации дебиторской задолженности, проведение торгов совместно с мероприятиями, направленными на взыскание такой дебиторской задолженности, предполагает максимально эффективное пополнение конкурсной массы должника вышеуказанной категорией имущества.
Остается открытым в данном случае только один вопрос (и на это я не смогла найти соответствующей судебной практики): какова судьба дебиторской задолженности населения в случае признания торгов по ее продаже несостоявшимися или не заключен договор с единственным участником торгов? смогут ли кредиторы должника (не обладающими характеристиками таких же управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций), руководствуясь положениями ст. 142.1 Закона о банкротстве, получить указанную задолженность в качестве отступного? и как в таком случае соблюдается предусмотренный ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ запрет на уступку прав (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам?
Вс разъяснил, должна ли ук продолжать обслуживать дом при исключении его из реестра лицензий
В Определении № 303-ЭС20-23313 от 19 апреля Верховный Суд разъяснил, должна ли управляющая организация, исключившая сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий, продолжать деятельность по его управлению до появления новой УК.
ООО УК «Дерсу» выиграло конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом, заключило соответствующий договор сроком на один год с возможностью его продления на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении его действия. По истечении года управляющая компания приняла решение исключить МКД из реестра лицензий. Домом она управляла до 1 июля 2019 г.
13 августа 2019 г.
по результатам внеплановой документарной проверки жилищная инспекция составила акт о том, что после внесения изменений в реестр лицензий УК «Дерсу» управление МКД не осуществляет, содержание и ремонт общего имущества собственников в доме не производит, платежные документы не направляет, в связи с чем выдала предписание об обязании продолжить осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом до дня наступления события, предусмотренного ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса, то есть до выбора иной УК, управления МКД собственниками помещений или госрегистрации ТСЖ или жилищного кооператива.
«Дерсу» обратилась в Арбитражный суд Приморского края, который согласился с позицией жилищной инспекции о том, что в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства до дня наступления названных обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции без изменений.
Не согласившись с выводами судов, управляющая компания обратилась с жалобой в Верховный Суд. ВС заметил, что исключение сведений о МКД из реестра лицензий согласно ч. 6 ст. 198 ЖК является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 Кодекса.
С даты исключения сведений лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч.
3 ст. 200 ЖК.
В соответствии с данным положением лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг или выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства до дня:
1. возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2. возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3. возникновения обязательств по договорам, указанным в ч. 1 и 2 ст. 164 Кодекса;
4. государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
«Приведенные законоположения не возлагают на иных лицензиатов, в частности по заявлениям которых внесены изменения в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления по окончании срока его действия, обязанности по управлению многоквартирным домом после внесения соответствующих изменений в реестр лицензий», – указал ВС.
Может ли управляющая компания обслуживать дом, не включенный в ее лицензию?Верховный Суд указал, что отсутствие в реестре лицензий сведений о МКД, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление деятельности без нее
Судебная коллегия обратила внимание, что, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 162 ЖК, когда одна из сторон (в данном случае управляющая компания) заявила о прекращении договора по окончании срока его действия, такой договор не считается продленным.
При прекращении договора в связи с истечением (окончанием) срока его действия сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.
В этом случае, заметил ВС, согласно ч. 10 ст.
162 ЖК управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора обязана передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, предметы и информацию, необходимые для эксплуатации и управления, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу либо собственнику помещения.
Таким образом, посчитал Верховный Суд, исходя из системного толкования приведенных норм, положения ч. 3 ст.
200 ЖК, предусматривающие в том числе обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию МКД, распространяются на лицензиатов, в отношении которых принято решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК.
Кроме того, собственники обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, указанных в ч. 2 ст.
161 ЖК; управление МКД, в отношении которого собственниками не выбран способ управления в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, осуществляется управляющей организацией, имеющей соответствующую лицензию, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены правительством (ч. 17 ст. 161 ЖК).
Верховный Суд обратил внимание, что с 12 января 2019 г.
назначение «временной» (на срок не более года) управляющей организации осуществляется согласно Правилам определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденным Постановлением Правительства от 21 декабря 2018 г. № 1616.
ВС указал, что суды не установили юридически значимых обстоятельств, связанных с принятием жилищной инспекцией решения в отношении УК об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК.
Суды отклонили без указания мотивов доводы УК об иных фактических и правовых основаниях и порядке прекращения деятельности по управлению МКД, соблюдении истцом как лицензиатом необходимых требований действующего жилищного законодательства, включая нормы о лицензировании.
ВС отметил, что обосновывающие процессуальную позицию истца доказательства, имеющиеся в деле, не были исследованы и оценены судами в полном объеме, в содержании обжалуемых судебных актов отсутствуют результаты такой оценки.
Таким образом, ВС направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
В комментарии «АГ» адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев предположил, что в данной ситуации жилищная инспекция делала выбор: подбирать новую управляющую компанию или заставлять уходящую заниматься тем, чем она не хочет.
«Сделанный выбор был неправильным, так как заставить кого-либо заниматься тем, чем он не хочет, проблематично.
Управляющая компания могла просто начать саботировать работу по управлению, и в конечном итоге пострадали бы жильцы, в интересах которых действовала жилищная инспекция», – указал он.
Антон Лебедев отметил, что в силу положений ч. 4 ст. 200 ЖК орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом в течение 15 дней с момента получения уведомления от органа надзора о прекращении лицензии.
«По всей видимости, этого сделано не было или способ управления так и не был выбран, – предположил адвокат. – К счастью, время, когда можно было принуждать делать то, что не хочется, уже прошло, и действия жилищной инспекции были признаны не соответствующими закону.
Думаю, что сама ситуация была спровоцирована тем, что в данном регионе желающих заниматься управлением домов немного».
Руководитель юридического агентства «ДАРТ» Никита Глебов отметил, что суды и служба ГЖИ исходили из ч. 3 ст. 200 ЖК, что он посчитал верным.
По его мнению, отдельного внимания заслуживает позиция ВС, согласно которой порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора по окончании срока его действия. Никита Глебов предположил, что именно поэтому ВС решил передать дело на новое рассмотрение.
«Я в свою очередь считаю, что вне зависимости от того, каким образом выбыл дом из жилищного фонда управляющей организации, пока не избрана новая управляющая компания, предыдущая должна в полном объеме осуществлять управление МКД: несмотря на довод о несовпадении порядков исключения домов из реестра лицензий и прекращения деятельности УК в силу договора, управляющая компания должна осуществлять управление домом, поскольку прямо затрагиваются жизнь и здоровье собственников», – указал эксперт.