Инструкции

Исправительные работы во время пандемии 2023

Исправительные работы во время пандемии 2023

  • Коронавирусная инфекция COVID-19 – это потенциально тяжёлая острая респираторная инфекция.
  • Коронавирусная инфекция может протекать как в форме ОРВИ легкого течения, так и в тяжёлой форме в виде вирусной пневмонии, которая влечет за собой дыхательную недостаточность с риском смерти.
  • Вирус новый, и у людей иммунитет к нему не сформирован, поэтому к нему восприимчивы все люди, независимо от возраста.
  • Симптомы заражения COVID-19 схожи с симптомами обычной сезонной ОРВИ:
  • чувство усталости;
  • повышение температуры;
  • кашель и боль в горле;
  • затрудненное дыхание.

Но при этом новый коронавирус имеет ряд особенностей, которые объясняют всю опасность этого заболевания:

  • высокая скорость распространения (в 3 раза выше, чем у гриппа);
  • заразиться вирусом, можно в инкубационный период (т.е. разносчик вируса, еще сам не в курсе, что болен);
  • отсутствует вакцина от данного заболевания, а также какие-либо эффективные противовирусные медикаменты;
  • при неблагоприятном течении COVID-19 приводит к двухсторонней пневмонии с дыхательной недостаточностью;
  • высокая летальность.

Обязанности работодателя в период вспышки коронавирусной инфекции

Правительство Российской Федерации включило коронавирус в перечень опасных заболеваний.

Основание: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

В связи с этим у работодателей появляются обязанности, за невыполнение которых предусмотрена ответственность.

Основание: ст. 11, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Все работодатели обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства;
  • проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

На сайте КонсультантПлюс представлен «Путеводитель по кадровым вопросам. Обязанности работодателя при эпидемиях». Путеводитель предлагает работодателям провести следующие мероприятия:

  • разработать и принять локальные нормативные акты, касающиеся организации рабочих процессов в период вспышки коронавируса;
  • принять меры по профилактике коронавируса в организации;
  • принять меры по ограничению контактов с работниками, вернувшимися из стран, неблагополучных по COVID-19.

Руководителю организации нужно издать приказ о профилактике распространения COVID-19 и ознакомить с ним всех сотрудников. В приказе должны быть изложены мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции, которые будут проводиться в организации. Скачать пример можно по этой ссылке >> Приказ о мероприятиях.

Исправительные работы во время пандемии 2023 Исправительные работы во время пандемии 2023  Образец приказа о профилактике распространения COVID-19

Профилактические мероприятия распространения COVID-19 в организации

Роспотребнадзор предлагает работодателям следующие профилактические мероприятия:

  • расставить при входе в организацию аппараты с антисептиками для обработки рук;
  • обеспечить измерение температуры тела работников в начале и в течение рабочего дня;
  • отстранение работников от нахождения на рабочем месте при обнаружении у них повышенной температуры и признаков инфекционного заболевания;
  • обеспечить контроль вызова заболевшим работником врача на дом;
  • обеспечить контроль соблюдения самоизоляции работников на дому на установленный срок (14 дней) при возвращении их из стран, где зарегистрированы случаи COVID-19;
  • информировать работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены;
  • обеспечить регулярную и качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств. При уборке рекомендуется в первую очередь дезинфицировать особо «грязные» места: дверные ручки, выключатели, поручни, перила, телефонные трубки и т.д.;
  • обеспечить наличие в организации не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, а также наличие масок и респираторов на случай обнаружения носителей инфекции;
  • проветривать рабочие помещения каждые 2 часа;
  • обеспечить обеззараживание воздуха с помощью бактерицидных ламп.

Рекомендовано ограничить:

  • внутрикорпоративные и массовые мероприятия;
  • командировки сотрудников в другие страны или города;
  • при планировании отпусков воздержаться от посещения стран, где регистрируются случаи заболевания COVID-19.

Исправительные работы во время пандемии 2023

Грушин, Р. А. Особенности содержания заключенных во время пандемии / Р. А. Грушин, Д. А. Кравцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 188-190. — URL: https://moluch.12.2022).

Авторы раскрывают в статье работу уголовно-исполнительной системы во время пандемии.

    1. Задайте вопрос через через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65

Ключевые слова:пандемия, учреждения исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система.

Пандемия COVID-19 трансформировала практически все уровни социальной деятельности в РФ, все сферы жизни граждан страны.

Это актуально и для системы уголовно-исполнительного производства, в том числе, для изменений в области функционирования заведений Федеральной службы исполнения наказаний (далее: ФСИН).

Отдельные источники обвиняют ФСИН в том, что на время эпидемии данная служба «закрылась в информационном пространстве» [5].

Однако информационный поток достаточный для того, чтобы констатировать множественность решений и изменений в данной сфере, что предполагает актуальность их исследования.

Следует отметить, что согласно подп. «а.2» и. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2], Правительство Российской Федерации имеет право на введение обязательных правил поведения для граждан и организаций, которые они должны исполнять при введении режима повышенной готовности либо же чрезвычайной ситуации.

«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности» [8, с. 546].

Важным здесь следует отметить необходимость осуществления данных правил поведения и для организаций ФСИН. Причем, следует отметить, что основания введения режима особых условий озвучены в ст. 48 ФЗ № 103 (для СИЗО), а также в ч. 1 ст.

85 УИК РФ (для исправительных учреждений) [3, с. 80].

Сразу необходимо сказать об указе Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в соответствии с которым органы власти, к которым безотносительно относится уголовно-исполнительная система, полноценно функционируют.

С начала пандемии в исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией от 30 марта 2020 года «О предупреждении распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы РФ» были приостановлены посещения осуждённых, категорически запрещен допуск посетителей и сотрудников УИС с повышенной температурой тела и лиц, прибывших в течение последних 14 дней из иностранных государств.

Кроме того, приняты дополнительные меры санитарно-эпидемиологического характера, которые носят обязательный характер.

К мерам, введённым для профилактики коронавирусной инфекции у сотрудников УИС и спецконтингента, относятся: соблюдение личной гигиены: круглосуточный мониторинг состояния здоровья каждого индивида; санобработка всех помещений (включая помещения для стоянки автотранспорта) и иных хозяйственных объектов.

Обязательным для всех исправительных учреждений ФС’ИН стало увеличение количества обходов медработниками для мониторинга состояния лиц, находящихся в учреждении.

Общим указанием для всех организаций и учреждений УИС стало профицитное укомплектование медикаментами, лекарственными средствами, защитными респираторными элементами (масками, респираторами), дезинфицирующими средствами, бесконтактными термометрами и иными средствами индивидуальной защиты.

Помимо соблюдения установленных ведомственными приказами и распоряжениями профилактических мероприятий, некоторые учреждения УИС в качестве упреждающих мер максимально изолировали сотрудников, непосредственно контактирующих со спецконтингентом, для предотвращения массового заражения граждан, содержащихся в исправительном учреждении. Медико-санитарные части ФСИН переведены на круглосуточный режим работы [4, с. 117].

Однако на сегодняшний день, в связи со второй волной пандемии новой коронавирусной инфекции меры принимаются дополнительно. Сама система ФСИН находится в режиме трансформации.

Так, В. Бояринев, замдиректора ФСИН России, отмечает, что действуют в уголовно-исполнительной системе (далее: УИС) 209 следственных изоляторов и 92 помещения, которые исполняют ту же роль, причем, лимит мест в них количеством в 125,1 тыс. На конец сентября 2020 года в них находилось 105 тыс. человек, причем за весь год ротация показывает около 1 млн. чел., прошедших через СИЗО [7].

  • Анализ документов и информационных справок, в том числе, непосредственно с официальных ресурсов ФСИН [6], позволил сделать вывод, что, согласно результатам 1 волны пандемии коронавируса, удалось избежать вспышки болезни, а, соответственно, уровень смертности среди всего контингента: осужденных, обвиняемых, подозреваемых.
  • Такого результата удалось добиться благодаря следующим мерам:
  • − создание оперативного штаба;
  • − реализация комплексного плана мероприятий различного характера, как-то: лечебно-диагностических, санитарно-противоэпидемических, а также организационно-практических;
  • − в связи с планом реализовано согласно графика проведение соответствующих лечебных и профилактических мероприятий в рамках конкретного уровня опасности эпидемиологического характера;
  • − был создан аппарат горячей линии в круглосуточном режиме для того, чтобы осуществлялась непосредственно для каждого учреждения возможность отслеживания эпидемиологической ситуации.
  • − одной из серьезных проблем с большим общественным резонансом становится обязательная приостановка возможности использования права на свидания родственников и заключенных, как краткосрочные, так и длительные;
  • − уменьшено количество выездов за пределы учреждений всех типов заключенных;
  • − введен особый порядок допуска посетителей на территорию заведений;
  • − изменен формат свиданий с адвокатами, а также судебно-следственных действий: они происходят обязательно при использовании средств индивидуальной защиты через стеклянные перегородки, а после каждого использования в помещениях обеззараживается воздух посредством бактерицидных облучателей, а, кроме того, данные помещения подвергаются обработке растворами дезинфицирующего характера.
  • − каждый объект УИС оборудован медфильтром на входе, где проводится бесконтактная термометрия для каждого проникающего на территорию;
  • − медиками ФСИН осуществляются каждый день медицинские осмотры как работников, так и содержащихся в учреждениях лиц.
  • Весь комплекс мероприятий позволяет своевременно принимать нужные меры.
Читайте также:  Получение справки о доходах 2023

Также можно отметить другие изменения в процедурах работы с заключенными, которые вызваны эпидемиологической ситуацией в стране и мире. Так, обвиняемые и подозреваемые теперь находятся в карантине при поступлении в учреждение не 14 дней, как ранее, а 20.

Все вышеизложенное позволило констатировать на начало октября отсутствие зарегистрированных случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией в 11 территориальных органах ФСИН России.

Однако в целом, на конец 22 октября 2020 года констатированы 1591 случаев заболевания COVID-19, которые были лабораторно подтверждены, из них — 590 в следственных изоляторах. Зарегистрирована одна смерть от данного заболевания. Выздоровело уже 1452 заключенных, в состоянии заболевания — 38, или 8,8 %.

Особо следует отметить действия ФСИН России в области планомерного перехода к дистанционному формату функционирования. А частности, речь идет о наращивании технической оснащенности учреждений.

Так, за завершающийся год число стационарных камер наблюдения, которые позволяют осуществлять дистанционный надзор за заключенными, увеличилось на 14,7 % до 47 тыс. единиц с 41 тыс.

единиц на начало 2020 г.

Также на данный момент 43 объекта оснащены системами «оператор-камера» для двусторонней связи в полной мере, работы ведутся еще на 53 объектах. Подобного уровня дистанционный надзор позволяет оптимизировать службу наблюдения и контроля

В процессе разработки находится и программный комплекс электронной предварительной записи на посещение подозреваемых и обвиняемых, предполагающая запись за 22 дня до посещения.

Кардинальным изменениям подверглась процедура участия в судебных заседаниях обвиняемых. Все чаще для этого используется возможность видеоконференцсвязи. Отсутствие необходимости в конвоировании снижает нагрузку на сотрудников и, одновременно, риски заболевания.

  1. Но, по большей части, пока соответствующе оборудованы следственные изоляторы Московской области и в отдельных регионах.
  2. Причем, данная технология позволяет также осуществлять свидания с родственниками для заключенных в видеоформате.
  3. Также в проекте изменения, предполагающие возможность создания видеоконференций между осужденным и лицами, которые имеют право на оказание ему юридической помощи, в том числе, и адвокатом.
  4. Также в проекте изменения по особенностям введения режима особых условий в случаях возникновения эпидемий и пандемий на территории заведений ФСИН.
  5. Таким образом, можно отметить достаточную подготовленность и скорость реакции в области организационных и иных мер со стороны руководства ФСИН, что позволило минимизировать последствия пандемии и обеспечить переход к функционированию системы ФСИН в новых условиях.
  6. Однако ряд мероприятий определяется как недостаточные в смысле всестороннего охвата заведений ФСИН, в частности, речь идет о переходе на дистанционный формат части процедур, предусмотренных по отношению к заключенным.

Штрафы (и даже уголовка) за нарушения во время пандемии, которые все еще действуют

О важных событиях периода пандемии в части ответственности — в этом материале.

За нарушение санэпидправил установлены многомиллионные санкции и тюремный срок

Закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ с поправками к Уголовному кодексу РФ ввел огромные штрафы и тюремный срок за рассылку ложных новостей о коронавирусной пандемии и нарушение санэпидтребований.

https://www.youtube.com/watch?v=5Qbsbq-2Krw\u0026pp=ygVP0JjRgdC_0YDQsNCy0LjRgtC10LvRjNC90YvQtSDRgNCw0LHQvtGC0Ysg0LLQviDQstGA0LXQvNGPINC_0LDQvdC00LXQvNC40LggMjAyMw%3D%3D

В УК РФ появилась новая статья 207.1, согласно которой распространение неправдивой информации о ЧС, включая эпидемии, под видом достоверных сведений наказывается штрафом от 300 до 700 тыс. рублей. Кроме того, могут присудить тюремное заключение на срок до 3 лет. В данном случае речь идет о распространении информации, являющейся угрозой для жизни и здоровья людей.

Также в кодекс введена новая ст. 207.2, устанавливающая наказание за распространение ложных социально значимых сведений, которое привело к тяжким последствиям. За такое преступление придется заплатить 700 тыс. — 1,5 млн рублей либо отбыть в заключении до 3 лет.

Если же в результате совершенного преступления погибнет человек или наступят другие, признаваемые тяжкими последствия, преступника накажут штрафом на сумму от 1,5 до 2 млн рублей. Свободы могут лишить уже на пятилетний срок.

Кроме того, ужесточено наказание за нарушение СанПиН. Если такой проступок станет причиной массового отравления или заболевания людей либо появится угроза таких последствий, штраф с 80 тыс. рублей возрастет до 500- 700 тыс. рублей. Наказание в виде ограничения свободы будет применяться не на год, а на два, и появляется лишение свободы на такой же срок.

А если в результате нарушения санэпидтребований погибнет человек, денежная санкция составит 1 — 2 млн рублей. Также смогут применить ограничение свободы на 2 — 4 года или тюремное заключение на 3 — 5 лет.

Максимальный по этой статье срок, от 5 до 7 лет, придется отбыть в тюрьме за последствия в виде смерти двух или более лиц.

Во всех указанных случаях в качестве альтернативного наказания допускается применять исправительные и принудительные работы.

Принят закон об ответственности за нарушение карантина

В КоАП РФ внесены поправки, определяющие санкции за несоблюдение карантина и иных санитарно-эпидемиологических правил.

Статью 6.3 КоАП РФ о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения дополнили двумя новыми составами.

По первому предусмотрены наказания, если нарушение совершено в период режима ЧС, или при возникновении угрозы распространения опасного для окружающих заболевания, или во время ограничительных мероприятий (карантина).

По этому же составу ответственность грозит тем лицам, которые не выполнили в установленный срок выданное в данные периоды предписание или требование Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Штрафы составят:

  • для физлиц — от 15 до 40 тыс. рублей;
  • для должностного лица и предпринимателя — от 50 до 150 тыс. рублей;
  • для компаний — от 200 до 500 тыс. рублей.

Помимо этого, новшества предусматривают в качестве наказаний для ИП и компаний заморозку бизнеса на три месяца.

Если рассмотренные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или его смерть, но при этом не считаются преступлением, то санкции ужесточатся. Так, физлиц оштрафуют на сумму до 300 тыс.

рублей, директора ? до полумиллиона либо дисквалифицируют на три года, юрлицам и ИП придется перечислить в бюджет штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей, а также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Новшества устанавливают также ответственность за ложные новости о пандемии. Здесь санкции в разы строже: штраф для юрлиц — до 10 млн рублей.

Как уйти от штрафов по КоАП, если в нарушении виновата пандемия

Минфин рассказал, как избежать штрафов по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП, если причиной правонарушения стал новый коронавирус.

Речь идет о невыполнении обязанности по возвращению в РФ денег, уплаченных за сорванные поставки из-за рубежа. А также в случае неполучения денег за отгруженные нерезидентам товары.

Если это произошло из-за ограничительных мер иностранных государств, предприятие не будет считаться виновным в нарушении валютного законодательства.

Для принятия решения о привлечении к ответственности за такое правонарушения наличие вины обязательно.

Для того чтобы избежать штрафа необходимо представить в суд (или госорган, рассматривающий дело) доказательства невиновности, обращают внимание чиновники. В том числе, подтверждения того, что фирма всеми возможными способами попыталась соблюсти установленные законом обязанности. Чиновники заверили, что в каждом конкретном случае решение будет приниматься с учетом всех обстоятельств по делу.

ТПП выдаст свидетельство о форс-мажоре далеко не всем

Торгово-промышленная палата (ТПП) заявила, что будет строго проверять всех кандидатов на получение свидетельства о форс-мажоре.

Напомним, что наличие такого свидетельства освобождает от гражданской ответственности за нарушение договора.

Претенденту нужно будет доказать, что его деятельности помешали именно указы Президента РФ № 206 и 239, а не что-то другое. Поэтому региональные ТПП будут запрашивать следующие документы:

  • подтверждение того, что претендент не входит в перечень организаций, которым указами президента разрешено работать. Речь идет о медицинских компаниях, непрерывно действующих организациях и т.д.;
  • документ, подтверждающий, что власти региона ограничили работу кандидата;
  • локальные нормативные акты предприятия, которые устанавливают режим работы в период действий указов № 206 и 239;
  • планы производства, графики работы и другие подобные документы.

Организации, которые не представят доказательства, не смогут получить свидетельство и сослаться на коронавирус как форс-мажор. При этом ТПП напомнила, что сами по себе потеря денег от перевода работников на дистанционную работу или уменьшение заказов не являются обстоятельствами непреодолимой силы.

Что будут учитывать суды в период пандемии

Верховный Суд ответил на частые вопросы, которые в условиях пандемии возникают у судов. Высшая инстанция рассмотрела проблемы судопроизводства, спорные моменты уголовной и административной ответственности, нюансы применения гражданского права в период распространения инфекции.

Читайте также:  Договор дарения земельного участка близкому родственнику 2023

Перечислим самые существенные выводы:

  • если процессуальные сроки или сроки исковой давности заканчиваются с 30 марта по 30 апреля, то они не переносятся;
  • пропущенные сроки можно восстановить, ссылаясь на коронавирус;
  • по части 2 ст. 6.3 КоАП РФ (штраф от 15 тыс. рублей) разрешается наказывать не любое лицо, а лишь определенные категории, представляющие риск для окружающих, например, тех, кто недавно вернулся из другой страны или у кого подозревают коронавирус. По данной статье составлять протоколы имеют право только сотрудники полиции или органов санитарного надзора. Обычные граждане, которые вышли на улицу без предусмотренных законом оснований, могут быть привлечены к ответственности по ч. 20.6.1 КОАП РФ (предупреждение или штраф от 1 тыс. рублей). Следует чаще наказывать предупреждением и соразмерно подходить к наказанию за это нарушение;
  • сторона договора может ссылаться на форс-мажор, только если есть причинно-следственная связь между коронавирусом и невозможностью выполнить обязательство. В суд также нужно представить заключение или свидетельство о форс-мажоре;
  • суд вернет заявление о банкротстве должника, в отношении которого действует мораторий о банкротстве. Но это не мешает кредитору подать обычный иск, по которому можно получить исполнительный лист.
  • Новые разъяснения Верховного Суда о периоде пандемии
  • Верховный Суд опубликовал вторую часть ответов на вопросы, которые возникли у юристов с начала применения антикоронавирусных мер.
  • Например, высшая инстанция сделала следующие выводы:
  • разъяснения из первого обзора ВС РФ о противокоронавирусных мерах применимы и к майским дням, которые были объявлены Владимиром Путиным нерабочими;
  • неуплата платежей по кредиту в период с 30.03.2020 по 03.04.2020 не будет считаться просрочкой по кредиту. Однако после 03.04.2020 платежи по кредитам должны вноситься вовремя, так как банки не останавливали свою работу в течение апреля. ВС РФ напомнил, что физические лица могут обратиться к кредитору с заявлением о предоставлении кредитных каникул;
  • отсрочку по арендной плате нужно считать предоставленной с момента начала режима повышенной готовности или ЧС в регионе. Это правило действует даже в ситуации, когда арендатор и арендодатель подписали допсоглашение позднее. Если в итоге выяснится, что арендатор на самом деле не пострадал от коронавируса и продолжил работу, то суд признает отсрочку по аренде недействительной;
  • за неоплаченные услуги ЖКХ не начисляются пени с 06.04.2020 и до 01.01.2021, даже если в регионе не вводили режим повышенной готовности или ЧС;
  • после того как мораторий на банкротство снимут, кредитору придется повторно подать заявление о банкротстве, если он уже получил отказ во время заморозки процедур несостоятельности;
  • с должников, в отношении которых действует заморозка банкротных процедур, нельзя взыскать деньги и в рамках исполнительного производства даже путем предъявления исполнительного документа напрямую в банк;
  • за распространение фейковых новостей о коронавирусе можно привлечь к уголовной ответственности только в том случае, если распространитель знал, что новость является ложью;
  • в период пандемии коронавируса допускается проводить разбирательства по уголовным делам, используя видеоконференцсвязь;
  • водитель освобождается от административной ответственности за вождение с просроченными правами, если их срок действия закончился до 15 июля 2020 года.

Предлагается расширить основания введения режима особых условий в исправительных учреждениях

Минюст России вынес на общественное обсуждение проект поправок в ст. 85 УИК РФ и ст. 35 Закона о службе в УИС РФ и о внесении изменений в Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в части введения режима особых условий.

В пояснительной записке отмечается, что ст. 85 УИК РФ определен перечень обстоятельств, при наступлении которых в исправительных учреждениях может быть введен режим особых условий.

Авторы поправок подчеркнули, что введение режима особых условий направлено на восстановление нормальной деятельности исправительного учреждения при возникновении чрезвычайного или военного положения, массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных как на его территории, так и за его пределами.

«Между тем УИК РФ не содержит положений о введении режима особых условий при захвате заложников, совершении террористического акта, наличии реальной угрозы вооруженного нападения на исправительное учреждение либо введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также введении ограничительных мероприятий (карантина) в связи с возникновением пандемий, эпидемий и эпизоотий», – указано в пояснительной записке.

Проектом предусматривается дифференцированный подход ‎к ограничению прав осужденных в период действия режима особых условий, который будет зависеть от обстоятельств его введения.

Согласно поправкам, в случаях введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при введении карантина, захвате заложников, совершении террористического акта, массовых беспорядках ‎или групповых неповиновениях осужденных либо наличии реальной угрозы вооруженного нападения в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

Проектом поправок в период действия режима особых условий, не включая карантина, режима повышенной готовности, в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88 – 97 УИК.

В частности, могут быть введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

При введении в исправительном учреждении режима особых условий в связи с карантином либо режимом повышенной готовности законопроектом предлагается установить возможность приостановления реализации прав осужденных ‎на свидания, получение передач, прогулки, получение в передачах письменных принадлежностей, передвижение без конвоя или сопровождения, выезды за пределы исправительных учреждений.

ФСИН предлагает предусмотреть в УИК дистанционные свидания с адвокатомВедомство рассказало Совету по правам человека о предпринимаемых и потенциальных мерах по предупреждению распространения COVID-19 в ИК и СИЗО

Адвокат АБ «Забейда и партнеры» Артем Саркисян отметил, что введение тех или иных особых условий при чрезвычайных ситуациях особенно на таких объектах как исправительные учреждения абсолютно нормальная практика.

«Едва ли кто-то будет спорить с тем, что при нападении вооруженного формирования на исправительное учреждение, оно нуждается в особых условиях и очевидно не может функционировать в том же режиме, что и обычно», – указал адвокат.

Артем Саркисян обратил внимание, что ранее к числу оснований для введения особых условий относились: стихийное бедствие, введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения.

«Новые основания для введения ограничительных мер являются более детализированными и направлены на то, чтобы, не дожидаясь введения во всем субъекте чрезвычайного или военного положения, у уполномоченного лица была возможность ввести режим особых условий», – считает адвокат.

Артем Саркисян находит самым актуальным из предложенного перечня введение ограничительных мероприятий в связи с возникновением пандемий, эпидемий и эпизоотий. Он обратил внимание, что это единственное из предложенных Минюстом нововведений, при котором в силу предлагаемой ч. 2.1. ст.

85 УИК РФ недопустимо ограничение на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, переписка и переводы денежных средств, телефонные разговоры.

«И это абсолютно правильно, ведь очевидно, что ограничения прав заключенных при карантине в связи с пандемией должны быть более гуманны нежели ограничения прав заключенных при захвате заложников, террористическом акте и так далее», – заметил адвокат.

Вместе с тем, при карантине также как и при террористическом акте у уполномоченных лиц, имеются основания для введения усиленного варианта охраны и надзора, особого порядка допуска на объекты, изменения распорядка дня, ограничения деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительских и иных служб, указал Артем Саркисян.

Адвокат отметил, что это может привести к тому, что при карантине в связи с пандемией права осужденных будут фактически нарушаться. «Предлагаемая редакция ст. 85 УИК РФ предоставляет широкий простор для правоприменительного произвола, при котором пандемия будет лишь дополнительным поводом ограничения прав заключенных» – заключил Артем Саркисян.

Адвокат, партнер АБ «ЗКС» Алексей Буканев отметил, что сейчас в УИК РФ не установлен порядок осуществления деятельности исправительных учреждений при введении карантина. По мнению адвоката, такой порядок деятельности исправительных учреждений должен быть урегулирован.

Однако в законопроекте устанавливаются ограничения, направленные на ущемление прав осужденных на свидания, получение передач, прогулки, получение в передачах письменных принадлежностей, заметил Алексей Буканев.

«Законодатель ущемляет права осужденных, чтобы из «внешнего мира» инфекция (или что-то подобное) не проникло на территорию учреждения, но сами же сотрудники уголовно-исполнительной системы контактируют с «внешним миром», а потом заступают на дежурство, общаются с осужденными, приносят свои личные вещи», – указал адвокат.

Алексей Буканев считает, что запрет прогулок вообще невозможно объяснить, ведь прогулка как раз и нужна для здорового физического состояния осужденного, если человек будет постоянно находиться в замкнутом помещении, это и приведет к заболеванию.

«Конечно, ряд этих ограничений необходим при захвате заложников, совершении террористического акта, массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных либо наличии реальной угрозы вооруженного нападения в исправительном учреждении, но при других случаях, это будет приводить к явному нарушению прав осужденных», – резюмировал адвокат.

Читайте также:  Можно ли после отчисления поступить на бюджет 2023

Особенности содержания заключенных во время пандемии



Авторы раскрывают в статье работу уголовно-исполнительной системы во время пандемии.

Ключевые слова: пандемия, учреждения исполнения наказаний, уголовно-исполнительная система.

Пандемия COVID-19 трансформировала практически все уровни социальной деятельности в РФ, все сферы жизни граждан страны.

Это актуально и для системы уголовно-исполнительного производства, в том числе, для изменений в области функционирования заведений Федеральной службы исполнения наказаний (далее: ФСИН).

Отдельные источники обвиняют ФСИН в том, что на время эпидемии данная служба «закрылась в информационном пространстве» [5]. Однако информационный поток достаточный для того, чтобы констатировать множественность решений и изменений в данной сфере, что предполагает актуальность их исследования.

Следует отметить, что согласно подп. «а.2» и. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2], Правительство Российской Федерации имеет право на введение обязательных правил поведения для граждан и организаций, которые они должны исполнять при введении режима повышенной готовности либо же чрезвычайной ситуации.

«Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности» [8, с. 546].

Важным здесь следует отметить необходимость осуществления данных правил поведения и для организаций ФСИН. Причем, следует отметить, что основания введения режима особых условий озвучены в ст. 48 ФЗ № 103 (для СИЗО), а также в ч. 1 ст. 85 УИК РФ (для исправительных учреждений) [3, с. 80].

Сразу необходимо сказать об указе Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в соответствии с которым органы власти, к которым безотносительно относится уголовно-исполнительная система, полноценно функционируют.

С начала пандемии в исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией от 30 марта 2020 года «О предупреждении распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы РФ» были приостановлены посещения осуждённых, категорически запрещен допуск посетителей и сотрудников УИС с повышенной температурой тела и лиц, прибывших в течение последних 14 дней из иностранных государств.

Кроме того, приняты дополнительные меры санитарно-эпидемиологического характера, которые носят обязательный характер.

К мерам, введённым для профилактики коронавирусной инфекции у сотрудников УИС и спецконтингента, относятся: соблюдение личной гигиены: круглосуточный мониторинг состояния здоровья каждого индивида; санобработка всех помещений (включая помещения для стоянки автотранспорта) и иных хозяйственных объектов.

Обязательным для всех исправительных учреждений ФС'ИН стало увеличение количества обходов медработниками для мониторинга состояния лиц, находящихся в учреждении.

Общим указанием для всех организаций и учреждений УИС стало профицитное укомплектование медикаментами, лекарственными средствами, защитными респираторными элементами (масками, респираторами), дезинфицирующими средствами, бесконтактными термометрами и иными средствами индивидуальной защиты.

Помимо соблюдения установленных ведомственными приказами и распоряжениями профилактических мероприятий, некоторые учреждения УИС в качестве упреждающих мер максимально изолировали сотрудников, непосредственно контактирующих со спецконтингентом, для предотвращения массового заражения граждан, содержащихся в исправительном учреждении. Медико-санитарные части ФСИН переведены на круглосуточный режим работы [4, с. 117].

Однако на сегодняшний день, в связи со второй волной пандемии новой коронавирусной инфекции меры принимаются дополнительно. Сама система ФСИН находится в режиме трансформации.

Так, В. Бояринев, замдиректора ФСИН России, отмечает, что действуют в уголовно-исполнительной системе (далее: УИС) 209 следственных изоляторов и 92 помещения, которые исполняют ту же роль, причем, лимит мест в них количеством в 125,1 тыс. На конец сентября 2020 года в них находилось 105 тыс. человек, причем за весь год ротация показывает около 1 млн. чел., прошедших через СИЗО [7].

  • Анализ документов и информационных справок, в том числе, непосредственно с официальных ресурсов ФСИН [6], позволил сделать вывод, что, согласно результатам 1 волны пандемии коронавируса, удалось избежать вспышки болезни, а, соответственно, уровень смертности среди всего контингента: осужденных, обвиняемых, подозреваемых.
  • Такого результата удалось добиться благодаря следующим мерам:
  • − создание оперативного штаба;
  • − реализация комплексного плана мероприятий различного характера, как-то: лечебно-диагностических, санитарно-противоэпидемических, а также организационно-практических;
  • − в связи с планом реализовано согласно графика проведение соответствующих лечебных и профилактических мероприятий в рамках конкретного уровня опасности эпидемиологического характера;
  • − был создан аппарат горячей линии в круглосуточном режиме для того, чтобы осуществлялась непосредственно для каждого учреждения возможность отслеживания эпидемиологической ситуации.
  • − одной из серьезных проблем с большим общественным резонансом становится обязательная приостановка возможности использования права на свидания родственников и заключенных, как краткосрочные, так и длительные;
  • − уменьшено количество выездов за пределы учреждений всех типов заключенных;
  • − введен особый порядок допуска посетителей на территорию заведений;
  • − изменен формат свиданий с адвокатами, а также судебно-следственных действий: они происходят обязательно при использовании средств индивидуальной защиты через стеклянные перегородки, а после каждого использования в помещениях обеззараживается воздух посредством бактерицидных облучателей, а, кроме того, данные помещения подвергаются обработке растворами дезинфицирующего характера.
  • − каждый объект УИС оборудован медфильтром на входе, где проводится бесконтактная термометрия для каждого проникающего на территорию;
  • − медиками ФСИН осуществляются каждый день медицинские осмотры как работников, так и содержащихся в учреждениях лиц.
  • Весь комплекс мероприятий позволяет своевременно принимать нужные меры.

Также можно отметить другие изменения в процедурах работы с заключенными, которые вызваны эпидемиологической ситуацией в стране и мире. Так, обвиняемые и подозреваемые теперь находятся в карантине при поступлении в учреждение не 14 дней, как ранее, а 20.

Все вышеизложенное позволило констатировать на начало октября отсутствие зарегистрированных случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией в 11 территориальных органах ФСИН России.

Однако в целом, на конец 22 октября 2020 года констатированы 1591 случаев заболевания COVID-19, которые были лабораторно подтверждены, из них — 590 в следственных изоляторах. Зарегистрирована одна смерть от данного заболевания. Выздоровело уже 1452 заключенных, в состоянии заболевания — 38, или 8,8 %.

Особо следует отметить действия ФСИН России в области планомерного перехода к дистанционному формату функционирования. А частности, речь идет о наращивании технической оснащенности учреждений.

Так, за завершающийся год число стационарных камер наблюдения, которые позволяют осуществлять дистанционный надзор за заключенными, увеличилось на 14,7 % до 47 тыс. единиц с 41 тыс.

единиц на начало 2020 г.

Также на данный момент 43 объекта оснащены системами «оператор-камера» для двусторонней связи в полной мере, работы ведутся еще на 53 объектах. Подобного уровня дистанционный надзор позволяет оптимизировать службу наблюдения и контроля

В процессе разработки находится и программный комплекс электронной предварительной записи на посещение подозреваемых и обвиняемых, предполагающая запись за 22 дня до посещения.

Кардинальным изменениям подверглась процедура участия в судебных заседаниях обвиняемых. Все чаще для этого используется возможность видеоконференцсвязи. Отсутствие необходимости в конвоировании снижает нагрузку на сотрудников и, одновременно, риски заболевания. Но, по большей части, пока соответствующе оборудованы следственные изоляторы Московской области и в отдельных регионах.

  1. Причем, данная технология позволяет также осуществлять свидания с родственниками для заключенных в видеоформате.
  2. Также в проекте изменения, предполагающие возможность создания видеоконференций между осужденным и лицами, которые имеют право на оказание ему юридической помощи, в том числе, и адвокатом.
  3. Также в проекте изменения по особенностям введения режима особых условий в случаях возникновения эпидемий и пандемий на территории заведений ФСИН.
  4. Таким образом, можно отметить достаточную подготовленность и скорость реакции в области организационных и иных мер со стороны руководства ФСИН, что позволило минимизировать последствия пандемии и обеспечить переход к функционированию системы ФСИН в новых условиях.
  5. Однако ряд мероприятий определяется как недостаточные в смысле всестороннего охвата заведений ФСИН, в частности, речь идет о переходе на дистанционный формат части процедур, предусмотренных по отношению к заключенным.
  6. Литература: