Из-за чего возникает утрата права пользования земельным участком 2023
Право постоянного бессрочного пользования земли в настоящее время теряет свою распространенность, несмотря на очевидные удобства, так как это один из вариантов использования земельного участка, когда он не находится в собственности у пользователя, но и не взят в аренду.
Через пять лет после заключения договора использования можно написать заявление на оформление права собственности на участок.
Однако право постоянного бессрочного пользования может быть прекращено. Как именно происходит процесс прекращения такого права и какие последствия могут возникнуть?
Законодательное регулирование
Законодательное регулирование процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования землей происходит в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.
В рамках этого нормативного акта рассматриваются основания для прекращения такого права, а также варианты ответственности за нарушение условий договора.
- Если же речь идет об изъятии участка из обращения у того лица, которому он был предоставлен, то здесь необходимо рассматривать положения статьи 54, которая тщательно регламентирует весь процесс.
- Так как при оформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком происходит составление договора использования (он сродни договору аренды, однако вопрос размера и порядка выплаты арендной платы рассматривается отдельно, возможно, даже в рамках отдельного соглашения), регулирование этой стороны взаимоотношений между пользователем и государством происходит в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
- Глава 29 посвящена изменению и расторжению заключенного договора.
- Соответственно, именно эта часть данного нормативного акта будет выступать в качестве еще одного регулятора процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования на выделенный земельный участок.
- Кроме двух указанных законов, регулирование вопроса прекращения права постоянного бессрочного пользования происходит с помощью Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” в той его части, которая касается именно земель, используемых для организации сельскохозяйственного производства.
- Кроме того, говоря о процессе регулирования процедуры прекращения права постоянного бессрочного пользования на землю, необходимо упомянуть также и местное законодательство, которое также может контролировать весь процесс.
Виды прекращения постоянного бессрочного пользования
Прежде чем рассматривать варианты прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, необходимо рассмотреть, что подразумевается под правом постоянного бессрочного пользования землей.
Суть этого типа использования земли заключается в том, что владелец (в ограниченном масштабе можно говорить о том, что у участка есть владелец) участка может только использовать землю, но передать его по наследству или подарить участок возможностей очень мало — эти права можно реализовать только после выкупа участка.
В соответствии со статьями 53 и 54 Земельного Кодекса выделяют два основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования:
- Добровольный отказ пользователя от своего права;
- Принудительное изъятие участка из пользования.
Других вариантов прекращения права постоянного бессрочного пользования землей современное законодательство не предусматривает.
Добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования землей может быть оформлен лицом, обладающим таким правом, в любой момент времени с начала действия этого права.
- Независимо от того, какая именно причина вынудила владельца отказаться от участка и права его использования, в заявлении на отказ эта причина не должна указываться, а требование ее отражения является незаконным.
- В том случае, если после смерти наследодателя в права наследования никто не вступил, то прекращение эксплуатации участка также будет рассматриваться как добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования, но осуществленный владельцем при жизни (точнее, в день, предшествующий смерти).
- Если говорить о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то для него может быть ещё один вариант — желание пользователя приобрести участок в собственность путем приватизации или выкупа его в соответствии с нормами действующего законодательства.
Для его осуществления государственные органы должны руководствоваться статьей 54 Земельного Кодекса.
- Использование земельного участка в целях, которые нарушают принадлежность надела (например, на сельскохозяйственных землях осуществляется строительство многоквартирного жилого дома), то есть нецелевое использование предоставленного участка;
- Порча земли, которая приведет к невозможности ее дальнейшего использования, независимо от ее целевого назначения;
- Такое использование участка, которое приводит к существенному снижению плодородия земли или ухудшению качества производимых на ней продуктов;
- Невыполнение обязанностей по обязательному сохранению плодородия земель, их охране и рекультивации;
- Отказ от выполнения обязанностей по приведению выделенного участка в то состояние, которое позволит использовать его в дальнейшем по прямому назначению, определенному принадлежностью участка к его целевому фонду.
В том случае, если уполномоченные органы государственной власти на уровне субъекта или исполнительные органы власти муниципалитета выявляют в ходе проводимой проверки хотя бы одно из перечисленных нарушений в использовании выделенного земельного участка, они могут инициировать процедуру принудительного изъятия земли.
Порядок прекращения права постоянного бессрочного пользования
- Так, если речь идет о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то лицо, которое решило совершить такое действие, должно подать соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта (если земля принадлежит субъекту федерации) или в муниципалитет (если распределение участков происходило на уровне муниципального образования).
- Такое заявление должны подавать все пользователи землёй независимо от того, являются они юридическими или физическими лицами.
- Для того, чтобы не уполномоченный орган принял соответствующее решение, заявление об отказе от права постоянного бессрочного пользования должно сопровождаться ещё определенными документами, к которым будут относиться:
- Документы, подтверждающие личность подавшего заявление лица (а в случае, если действия осуществляются по доверенности, например, в качестве представителя юридического лица, то ещё и доверенность, в которой будут четко указаны все полномочия, которыми доверенное лицо наделено);
- Для юридического лица потребуется копия документов, подтверждающих прохождение процедуры регистрации юридического лица (например, выписка из ЕГРЮЛ);
- Кадастровые документы на участок (кадастровый паспорт и копия кадастрового плана, где будет указано расположение участка и его индивидуальный кадастровый номер);
- Документы на участок, удостоверяющие права заявителя на использование конкретного участка (а в случае отсутствия таковых необходимо предоставить копию решения руководителя исполнительного органа о предоставлении земельного участка в пользование).
В течение тридцати дней с момента подачи заявления в соответствующие органы, руководителем этого органа принимается решение о прекращении действия права постоянного бессрочного пользования на основании поданного заявления и всех приложенных к нему документов.
- Если они не могут быть предоставлены в месячный срок с момента регистрации подачи заявления, то в рассмотрении вопроса о прекращении права постоянного бессрочного пользования отказывается, а заявление направляется на исправление просителю.
- Этот момент достаточно часто носит отрицательный характер, так как может существенно увеличить срок оформления в собственность участка, который раньше находился в постоянном бессрочном пользовании.
- Если речь идет о принудительном прекращении права, то осуществление такой процедуры должно происходить в строгом соответствии со статьей 54 Земельного Кодекса Российской Федерации.
- В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если участок находится в пользовании у казенных, государственных или муниципальных учреждений, то он может быть изъят уполномоченным органом без обращения в суд, если будут выявлены нарушения в эксплуатации участка (например, в отношении участка совершались действия, которые негативным образом сказываются на плодородии почв).
Исключением из этого правила по принудительному прекращению права постоянного бессрочного пользования землей будут такие действия в адрес научных учреждений, а также специализированных организаций, входящих в структуру РАН.
В отношении них решение будет приниматься индивидуально по каждому выявленному случаю нарушения норм эксплуатации выделенного участка, причем решение будет выноситься на федеральном уровне с учетом анализа всех предоставленных доказательств.
Каких последствий ждать после решения суда
В том случае, если прекращение права постоянного бессрочного пользования было осуществлено в принудительном порядке через обращение государственных органов в суд, на обжалование вынесенного решения у ответчика будет десятидневные с момента вынесения судебного акта.
- Во-первых, в том случае, если суд в своем решении определил обязанность ответчика восстановить первозданный вид участка, который он имел до начала использования не по назначению или до начала нарушений в отношении этого надела, ответчику придется все необходимые мероприятия производить исключительно за свой счёт.
- Вторым последствием будет, в случае назначения, выплата штрафа в бюджет в качестве наказания за совершенное нарушение (если урон экологии нанесен не был, то дело будет квалифицировано как административное правонарушение, и штраф будет рассматриваться как один из видов основного наказания; если экологический ущерб был нанесен, дело может быть переквалифицировано в уголовное, и тогда штраф может рассматриваться как основное и как дополнительное наказание).
- В качестве третьего последствия следует рассматривать изъятие участка из пользования ответчиком с одновременным исключением возможности дальнейшего извлечения прибыли из объектов, расположенных на этом участке (например, невозможность продажи ответчиком квартир в возведенном многоквартирном доме).
Однако, если принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования землей было осуществлено незаконно, и ответчик может это доказать, в соответствии со статьями 60 и 61 Земельного Кодекса вынесенное решение суда подлежит отмене наряду со снятием назначенных видов наказания, а изъятый участок должен быть возвращен в пользование.
Право постоянного бессрочного пользования землей, хоть и выглядите настоящее время пережитком советского прошлого, однако является одной из наиболее оптимальных форм использования как с экономической, так и с практической точки зрения.
- В том случае, если речь идет о добровольном отказе от этого уникального права, уполномоченному органу остаётся только принять такое решение на основе поданного заявления.
- Что же касается принудительного прекращения, то здесь обращение в суд может нести очень серьезные правовые последствия как для истца (особенно в случае неправомерного обращения), так и для ответчика (если нарушения будут выявлены и доказаны).
Утрата права пользования земельным участком – причины возникновения, изменения и прекращения, порядок переоформления и другие тонкости
Земля является ценным для людей ресурсом, поэтому все операции, которые связаны с ней, строго контролируются государственными органами. Государством установлены правила пользования земельными участками (кто и на каких основаниях имеет право использовать землю). Итак, рассмотрим этот вопрос более детально.
Возникновение, изменение и прекращение основания на использование земли
Право на землю возникает на следующих основаниях (статья 8 ГК РФ):
- договор купли-продажи и другие сделки, которые не противоречат законодательству РФ;
- акты госорганов, которые могут служить основанием для возникновения права собственности;
- решение судебного органа.
Изменения в земельные правоотношения могут вноситься при следующих обстоятельствах:
- В процессе использования земельного участка. Например, после стихийного бедствия при ухудшении условий пользования землей арендатор имеет право требовать изменить ранее оговоренные в соглашении условия.
- При частичном изъятии земельных наделов.
Основаниями для прекращения земельных правоотношений являются:
- Юридические факты (например, уход из жизни собственника земельного участка, окончание срока аренды, отказ от земли на добровольной основе).
- Договор продажи, решение об изъятии для государственных нужд.
- При уменьшении размера земельного надела происходит прекращение его использования в определенной части (в зависимости от уменьшения).
Земельные правоотношения могут изменяться, возникать и прекращать свое действие на основании правомерных и неправомерных действий. Если собственник земли неоднократно нарушал земельное законодательство, то его могут лишить прав на землю. Земельный надел может быть изъят госорганами.
Порядок переоформления
Порядок переоформления права пользования регулирует ФЗ №137. Согласно законодательному акту алгоритм действия будет следующим:
- Необходимо провести проверку всех документов на землю. Затем выяснить, состоит ли земельный участок на кадастровом учете и произведена ли регистрация на право пользования. Если всё выполнено, то в реестре указан пользователь.
- Если участок не состоит на учете, то его переоформление невозможно. Уточнить информацию можно следующими способами:
- Далее необходимо составить заявление, в котором указать просьбу о переоформлении на право собственности. Можно указать переоформление направо аренды, однако в этом случае собственник не сможет распоряжаться ЗУ без ограничений, потому что собственником будет являться муниципалитет.
- Направить заявление и необходимые бумаги в уполномоченный орган, который предоставлял землю. В большинстве случаев этим органом является муниципалитет, однако могут быть и государственные органы власти.
- Дождаться решения, которое будет получено через один месяц.
- Если получено положительное решение, то заключается договор купли-продажи (если ЗУ необходимо выкупить), либо договор аренды (в зависимости от того, что было указано в запросе изначально). Если на земле уже построен дом, который принадлежит заявителю, то уполномоченные органы просто примут решение о передачи прав собственности на бесплатной основе.
- Обратиться в Росреестр для регистрации права собственности.
Как может быть прекращено?
Добровольно
В этом случае гражданину требуется собрать документы, включая заявление и обратиться в орган местного самоуправления. Право заявителя на землю будет прекращено в день регистрации документов.
В одностороннем порядке
Прекращение права может быть осуществлено без согласия пользователя, то есть в принудительном порядке. Земельный кодекс регулирует следующие ситуации:
- Изъятие земли для нужд государства или муниципалитета.
- Ненадлежащее использование ЗУ (нецелевое использование), если это привело к нарушению экологического баланса. Сюда же относится порча территории, неисполнение агрономических процедур и другое.
- Когда не выполняются обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв.
- При ·невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования.
- Иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Важно: каждая ситуация должна быть подтверждена соответствующей документацией.
Основания
Право постоянного пользования ЗУ прекращается согласно основаниям, обозначенным в пункте выше.
В дополнении, стоит отметить, что основаниями для прекращения аренды участка могут служить следующие обстоятельства (статья 46 ЗК РФ):
- Окончание срока договора аренды, если его своевременно не переоформили – не продлили (статья 621 ГК РФ).
- По инициативе арендодателя на основаниях, предусмотренных при принудительном прекращении права пользования ЗУ.
- Отказ от исполнения условий договора аренды любой из сторон при заключенном договоре на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
- Расторжение договора досрочно через судебный орган по требованию одной из сторон.
Порядок действий
На законодательном уровне определены правила, по которым должно производиться прекращение прав пользования землей.
Итак, алгоритм действий будет следующим:
- При осуществлении надзора уполномоченные органы должны установить факт нарушения законодательства в отношении ЗУ.
- Хозяин земли получает на руки уведомление о необходимости срочного приведения участка в порядок и устранения подтвержденных нарушений.
- Если владелец своевременно не приводит ЗУ в порядок и не предпринимает никаких действий, то ему приходит уведомление о прекращении прав на ЗУ.
- Если уведомление о прекращении прав было проигнорировано владельцем земли, администрация формирует дело и передает его в судебный орган.
- Земельный участок изымается на основании постановлении судебной инстанции.
Весь процесс может занять около месяца. Срок зависит от конкретного случая.
Для процедуры потребуются следующие документы:
- общегражданский паспорт владельца, а также его персональные данные;
- документы на ЗУ, включая кадастровый план, описание границ, наличие коммуникаций;
- документы, подтверждающие отсутствие долгов по налоговым сборам и коммунальным платежам;
- документы, свидетельствующие о праве гражданина пользоваться ЗУ;
- заключение комиссии о состоянии участка, включая пригодность для эксплуатации, а также о рациональности использования в конкретные периоды.
Внимание: все документы должны быть оформлены согласно требованиям законодательства. Также требуется копирование и заверение.
Последствия утраты
- Если произведен добровольный отказ от ЗУ, то гражданин лишается прав на эксплуатацию участка. Следовательно, прекращаются все обязательства (уплата налогового сбора, коммунальные расходы и т.д.) В этой ситуации никакие последствия не наступают.
- Когда земля была изъята принудительно, владелец теряет все свои права:
- строительство дома на ЗУ;
- продажа участка;
- эксплуатация в целях получения материальной выгоды и т.д.
- Если изъятие было связано с непригодным состоянием участка, то владелец должен привести его в начальное состояние за собственные средства.
Право на восстановление присутствует у каждого землевладельца. Для этого следует направить исковое заявление в судебную инстанцию на оспаривание решения о прекращении прав пользования землей. Если гражданин докажет свою правоту, путем предоставления соответствующих документов, то он вернет полномочия по распоряжению ЗУ обратно.
Подводя итоги, отметим, что восстановление, изменение и прекращение прав на ЗУ производится на определенных основаниях, предусмотренных законом.
Когда могут изъять земельный участок: 5 законных оснований
Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости
Право собственности гарантируется и охраняется Конституцией и государством. В то же время предусматриваются исключения, поэтому земельный участок изымается. В их числе:
- Изъятие для государственных и муниципальных нужд.
- Комплексное развитие территории.
- В случае ненадлежащего использования.
- Реквизиция.
- Конфискация.
Эти случаи называются исключительными, так как применяются тогда, когда не остается альтернативных вариантов. Как результат — человек лишается своего земельного участка. Разница заключается в том, что последствия после изъятия не всегда одни и те же.
Изъятие для государственных и муниципальных нужд
Эти правоотношения регулируются Главой VII.1 Земельного кодекса РФ. В данном случае земельный участок изымается для обеспечения интересов государства или муниципального образования. Здесь под изъятием подразумевается выкуп земельного участка у собственника, который осуществляется органом исполнительной власти федерального, регионального или муниципального уровня.
О принятом решении правообладатель извещается в письменном виде. В извещении указывается наименование органа, принявшего соответствующее решение, причины по которым участок изымается из пользования, а также контактные данные, по которым лицо может получить ответы на все вопросы (п. 5 ст. 279 ГК РФ). Причины, по которым изымается участок, указаны в ст. 49 ЗК РФ, в их числе:
- Выполнение обязательств, предусмотренных международными договорами.
- Строительство или реконструкция важных объектов — железнодорожная инфраструктура, автомобильные дороги, объекты стратегического назначения, федеральные и региональные энергетические системы, инженерно-технические сооружения.
- Иные основания, предусмотренные федеральным законодательством.
В этом случае согласие собственника не требуется, так как участок может изыматься в принудительном порядке. При этом правообладатель получает возмещение стоимости участка, расположенных на нем объектов, а также ему компенсируется упущенная выгода. Сроки, размер и порядок выплаты возмещения определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).
Между собственником и исполнительным органом может заключаться соглашение, в рамках которого лицу предоставляется альтернативный и соразмерный по стоимости земельный участок. При этом часто государство выдает в пользование большие по площади участки.
Изъятие в целях комплексного развития территорий
Смежный с первым основанием случай, при котором право собственности частного лица прекращаются в добровольном или принудительном порядке.
Комплексное развитие территорий — это соглашение между государством и компанией-застройщиком, в рамках которого земельный участок предоставляется в аренду под застройку.
Компания определяется по результатам аукционного торга (п. 1 ст. 56.12 ЗК РФ; ст. 46.10 ГрК РФ).
Примером такого освоения считается случай, когда город, в частности, мегаполис, растет вширь, поглощая деревни и небольшие поселки, на месте которых появляются новостройки и городская инфраструктура. И здесь согласие собственника не требуется, так как участок изымается по решению суда.
Решение об изъятии принимает исполнительный орган, который в течение семи дней с момента его принятия направляет собственнику участка уведомление. В уведомлении описываются условия добровольного соглашения между сторонами, а также выкупная стоимость участка, сумма возмещаемого ущерба, прочие данные.
В течение месяца после ознакомления с проектом соглашения участок изымается у правообладателя. Если договоренность не устроит лицо, изъятие совершается по решению суда.
После вынесения судебного решения деньги на счет лица перечисляются в течение семи дней, если реквизиты неизвестны, но средства размещаются на депозите у нотариуса.
Решение суда оспаривается только в части суммы возмещения (п. п. 10, 13 ст. 56.12 ЗК РФ).
Изъятие участка по причине его нецелевого использования
У каждой территории есть вид целевого использования: к примеру, под жилую застройку или для ведения сельскохозяйственной деятельности. Основание для изъятия — участок не используется (никак) по назначению в течение трех лет с момента возникновения права на его использование.
Если территория будет проставить в течение указанного срока, она может быть изъята. При этом время освоения или обстоятельства, не зависящие от возможностей собственника, при расчете трехлетнего срока не учитываются. Пример такого обстоятельства — стихийное бедствие.
Еще одно основание — использование по нецелевому назначению. Участок изымается, если, к примеру, на территории сельскохозяйственного назначения начинается строительство многоквартирного дома. Также в отношении собственника предпринимаются меры, если он своими действиями снижает уровень плодородия земли сельхоз назначения, либо наносит вред окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).
Изъятие в порядке реквизиции
Под реквизицией понимается изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд.
В отличие от основания, рассмотренного в начале данной статьи, здесь речь идет о нарушении права собственности лица в связи с чрезвычайными обстоятельствами: техногенными катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, вооруженными конфликтами, эпизоотиями. Прочие отличия со стандартным изъятием для государственных и муниципальных нужд:
- Реквизиция может носить временный характер — после устранения обстоятельств имущество возвращается собственнику.
- Для изъятия участка не требуется решение суда — достаточно решения государственного органа.
После того как обстоятельства отпадают, в случае невозможности возврата имущества собственнику в исходном виде, ему выплачивается денежная компенсация. Сумма компенсации оспаривается в суде, если лицо посчитает ее недостаточной. Вместо денег собственник может получить равноценный участок в другом месте (ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ).
Конфискация участка
В соответствии со ст. 243 ГК РФ, территория, принадлежащая собственнику, может быть конфискована в виде санкции за совершение уголовно наказуемого преступления. Конфискация осуществляется на безвозмездной основе — лицо не получает никакого возмещения.
Также участок конфискуется в административном порядке — за совершение административного правонарушения. В этом случае санкция оспаривается в судебном порядке. Денежное возмещение так же не предусмотрено.
Частые вопросы
Что такое «упущенная выгода» при изъятии земельного участка? К примеру, собственник держал на участке яблоневый сад, урожай с которого планировал выгодно продать при наступлении сезона. Доход, который он получил бы после продажи — это и есть упущенная выгода, возмещаемая в случае изъятия территории. В каких случаях для государственных и муниципальных нужд земельный участок изымается принудительно? Участок изымается принудительно, если не остается других вариантов. При этом собственнику выплачивается равноценное возмещение. Что делать, если собственника не устраивает размер возмещения? Если между государственным органом, принявшим решение об изъятии земельного участка, и правообладателем отсутствует соглашение, то подобные вопросы решаются в суде. Полученное возмещение подпадает под налогообложение? Нет, сумма возмещения не относится к доходам, поэтому подоходный налог с этих денег не уплачивается. Когда предусмотрена безвозмездная конфискация земельного участка? Все случаи конфискации изложены в ст. 104.1 УК РФ. При этом важно, земельный участок был приобретен (получен) в результате совершения преступления. Законно приобретенное имущество конфискации не подлежит.
Статья 45 Земельного кодекса. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
1.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
- 2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:
- 1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:
- использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;
- порче земель;
- невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
- невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
- 2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;
3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.
Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, — это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).
2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.
- Отличия состоят в следующем:
- перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;
- в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
- конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.
- Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.
Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.
Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, — использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.
Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см.
комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье.
При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст.
74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п.
2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель.
Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий.
Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).
Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ.
Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки.
Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.
Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.
Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды — см. след.
статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.
Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.
2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 — 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.
Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него.
Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ .
———————————
См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.
3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней).
При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения.
В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2007 г.
по 1 ноября 2008 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства.
Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом.
Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.