Можно ли потребовать от ресурсной организации составления акта об отсутствии бойлерного узла 2023
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.
Подписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на
осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник
многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца
накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:
- Своими
действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям; - У
него нет лицензии на осуществление такой деятельности.
В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного
выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он
подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в
помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать
причиной исков против такого собственника.
Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит
доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного
лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное
место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.
Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р.
(и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.
Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!
Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не
применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные
отношение в соответствие:
- С
требованиями закона, в том числе и ГК РФ; - С
обязательствами, которые граждане принимают добровольно.
Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).
Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые
являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения
договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном
порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.
Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.
Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО
заключается в том, что потребителю необходимо:
К заявке нужно приложить следующее:
- Паспорт
или другое удостоверение личности заявителя; - Правоустанавливающие
документы; - Технический
паспорт недвижимости; - Справку
о количестве проживающих лиц.
Это актуально для собственников частных домов, которые заключают
договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в
многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор
заключают:
- Управляющая
компания (УК); - Товарищество
собственников жилья (ТСЖ); - Жилищный
кооператив (ЖК).
Эти организации к заявке должны приложить:
- Договор
с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО; - Лицензии,
на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по
управлению многоквартирным домом; - Документы,
в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество
жильцов.
На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг
по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом
заключения договора занимается доверенное лицо.
https://www.youtube.com/watch?v=3Y7Bxd7p-Vc\u0026pp=ygWyAdCc0L7QttC90L4g0LvQuCDQv9C-0YLRgNC10LHQvtCy0LDRgtGMINC-0YIg0YDQtdGB0YPRgNGB0L3QvtC5INC-0YDQs9Cw0L3QuNC30LDRhtC40Lgg0YHQvtGB0YLQsNCy0LvQtdC90LjRjyDQsNC60YLQsCDQvtCxINC-0YLRgdGD0YLRgdGC0LLQuNC4INCx0L7QudC70LXRgNC90L7Qs9C-INGD0LfQu9CwIDIwMjM%3D
После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.
Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке
дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он
обязан:
- Выявить
недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения; - Направить
письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения; - Приостановить
рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.
После получения письма от регионального оператора, потребитель
обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано,
заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по
которым заявка не рассмотрена.
Региональный оператор может получить заявку на заключение договора
на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного
владельца.
С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10
рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН.
В
документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена.
Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.
Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по
организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора
с региональным оператором ТКО:
- Он
размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения; - С
этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать
заявку; - Если
они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз
ТКО региональным оператором.
По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.
Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.
Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:
- Месторасположение дома, для которого требуется
услуга; - Ее содержание: требование, периодичность,
порядок и размер расчета; - Порядок решения спорных вопросов, в том числе и
по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий
договора; - Права и обязанности сторон;
- Случаи, в которых услуга не предоставляется или
ограничивается; - Основания для изменения условия или расторжения
соглашения; - Срок его действия.
Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении
прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь,
осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них
граждан.
Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет
или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например,
региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с
110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:
- Обращение
в суд с иском о перерасчете стоимости; - Истребование
от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности
граждан дома; - На
основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый
период, когда менялась численность граждан.
Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика
переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и
судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого
определяется условиями договора, и начисляется неустойка.
https://www.youtube.com/watch?v=3Y7Bxd7p-Vc\u0026pp=YAHIAQE%3D
Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется
решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует
финансовые потери.
Типовая форма договора с региональным оператором.
Образец договора с региональным оператором ТКО (12969 Загрузок)
За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.
Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора
с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном
порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к
административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.
Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО
подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения
договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм.
Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и
другие нормы.
Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований
или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность
предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.
Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а
юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф
за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а
индивидуальные предприниматели на 50 т.р.
Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора,
его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р.
То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны
привлекаются к административной ответственности.
Рекомендации эксперта по переходу на прямые договоры с Регоператором по обращению с ТКО
Как управляющей организации без акта доказать вину ресурсоснабжающей компании в поставке некачественных ресурсов
Управляющим домами и собственникам бывает тяжело доказать, что РСО предоставила коммунальные ресурсы ненадлежащего качества. Чаще виноватой признают управляющую организацию. Рассказываем, как кооперативу без составления акта удалось доказать в суде вину поставщика в низком качестве ресурсов и взыскать с него более 2 млн рублей.
Ознакомьтесь с законодательством по вопросу предоставления услуг ненадлежащего качества
На днях депутаты внесли в Госдуму РФ новый законопроект № 1143914- 7, в котором предложили дополнить ст. 7.23 КоАП РФ и ввести для РСО штрафы до 200 тысяч рублей за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества.
При этом авторы документа хотят сделать систему наказания поставщика ресурсов в такой ситуации двухступенчатой: за первое нарушение штраф для должностных лиц составит 4–10 тысяч рублей, для на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей. А при повторном нарушении – 15–30 тысяч рублей и 50–200 тысяч рублей соответственно.
В конце года по этому вопросу уже были внесены изменения: Федеральный закон от 27.10.2020 № 351-ФЗ скорректировал ст. ст. 157, 157.2 ЖК РФ о порядке перерасчёта платы за некачественные коммунальные услуги. Из ЖК РФ исключили нормы, по которым лицо, виновное в предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, обязано было выплатить потребителю штраф.
Подтверждением, что услуги предоставлялись с отступлением от критериев качества, согласно п. 109 ПП РФ № 354 является соответствующий акт. В нём фиксируется факт нарушений, а затем на его основании производится перерасчёт. Если такого акта нет, поставщик коммунальных ресурсов, скорее всего, откажет в корректировке платы за услуги.
Таким образом, доказать, что РСО виновна в оказании услуг ненадлежащего качества, а тем более взыскать с поставщика ресурсов деньги за это, непросто, особенно если акт не был составлен. Но в судебной практике есть такие примеры. Разберём дело № А40 - 60252/2020, в котором жилищному кооперативу это удалось.
Как УО отстоять право не платить РСО за некачественные услуги
Установите в доме ОДПУ с фиксацией параметров коммунального ресурса, поставляемого в дом
Жилищный кооператив, управлявший одним из многоквартирных домов Москвы, несколько лет оплачивал по показаниям установленного ОДПУ теплоэнергию для отопления дома и горячую воду для ГВС, которые по договорам ресурсоснабжения поставляла в дом РСО. Исполнителем коммунальных услуг являлся ЖК.
При этом ОДПУ, установленный в доме, ежемесячно фиксировал не только объём потребления ресурса, но и показатели теплоносителя. Жилищный кооператив обратил внимание, в том числе поставщика теплоэнергии, на отклонения в температуре поставляемой для отопления воды и ГВС. Но РСО никак не этот факт не отреагировала.
В итоге жилищный кооператив, который в полном объёме оплачивал выставленные РСО счета по договору теплоснабжения и поставки горячей воды, подал иск в суд с требованием взыскать с поставщика ресурсов более 2,3 млн рублей неосновательного обогащения и проценты за использование этих средств – ещё 90 тысяч рублей.
Кооператив посчитал, что это те деньги, которые РСО была обязана ему вернуть в качестве перерасчёта за предоставление в течение двух лет коммунального ресурса ненадлежащего качества. РСО не приняла такие претензии: истец ни разу не составил и не предъявил акты, в которых было бы зафиксировано нарушение качества ресурса, отклонение его температуры от норматива.
О роли АДС в установлении факта оказания КУ ненадлежащего качества
Направьте данные ОДПУ о низком качестве коммунального ресурса в РСО с требованием перерасчитать плату за него
Суд первой инстанции указал, что расчёт платы за потребляемые коммунальные ресурсы в спорном многоквартирном доме правомерно вёлся по показаниям установленных ОДПУ в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ. Приборы учёта согласно документам были опломбированы, исправны и приняты к учёту ресурсоснабжающей организацией.
Жилищный кооператив, управляя домом, являлся исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и в соответствии со ст. 161 ЖК РФ, п. п. 8, 9 ПП РФ № 354 приобретал у РСО тепловую энергию и горячую воду для предоставления ЖКУ жителям дома.
Кооператив предоставил суду
- документы, которые подтверждали полную оплату поставленных ответчиком в дом коммунальных ресурсов;
- ведомости учёта ОДПУ с данными, в том числе о температуре теплоносителя и горячей воды.
В течение двух лет эти показатели были ниже норматива. РСО располагала ведомостями учёта ОДПУ, но при начислении платы за ресурсы игнорировала данные об их ненадлежащем качестве.
Суд отметил, что РСО обязана поддерживать температуру воды в сетях и в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности – в месте установки общедомового прибора учёта (определение ВС РФ от 19.05.2015 № 309-ЭС15-4023).
Письмо-претензия. Образец 2023 года
Письмо-претензия, или письмо-рекламация, это вид деловой корреспонденции, который применяется, когда одна сторона договорных отношений в письменном виде высказывает другой недовольство качеством исполнения обязательств или же информирует о полном их отсутствии.
Как правило, письменной претензии предшествуют устные переговоры (личные или по телефону), не возымевшие ожидаемого эффекта.
Независимо от того, были проведены предварительные переговоры или нет, письменная претензия является наиболее правильным способом решения проблемных ситуация. Это связано с тем, что она сразу с момента создания обретает доказательную юридическую силу, а также в большинстве случаев позволяет справиться с вопросом в кратчайшие сроки.
ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-претензии .docСкачать образец заполнения письма-претензии .doc
Кому поручить написание письма
На предприятиях и в организациях функция по написанию писем-претензий чаще ложится на юрисконсульта, руководителя отдела, интересы которого напрямую затронуты или, что значительно реже, секретаря или лично руководителя компании. При этом важнейшим условием является то, чтобы составитель письма имел представление о гражданско-правовых отношениях и прочих нормах законодательства РФ и умел грамотно использовать их при написании претензий.
Правила составления письма
На предприятиях и в организациях функция по написанию писем-претензий чаще ложится на юрисконсульта, руководителя отдела, интересы которого напрямую затронуты или, что значительно реже, секретаря или лично руководителя компании. При этом важнейшим условием является то, чтобы составитель письма имел представление о гражданско-правовых отношениях и прочих нормах законодательства РФ и умел грамотно использовать их при написании претензий.
Письмо-претензия всегда должно включать:
- сведения об отправителе и адресате, а если речь идет о юрлицах, то надо указывать их полные наименования, а также должность и Ф.И.О. лица, для которого оно предназначено;
- причины его написания со ссылками на пункты договора, законы и прочие нормы, которые были нарушены;
- возможные пути решения проблемы и санкции, также в соответствии с законодательством РФ, которые могут наступить для адресата в случае бездействия.
Если в письме приводятся какие-то суммы и сроки, их нужно вписывать как цифрами, так и прописью.
При наличии каких-либо дополнительных доказательств, их можно присовокупить к письму в виде приложений, например, чеки, квитанции, допсоглашения, фото, ссылки на видео файлы и т.д.
При этом в самом письме нужно обязательно отразить факт приложений, с указанием их количества и, если они письменные — числа страниц (по каждому из них отдельно).
Писать письмо-претензию можно как от руки, так и в печатном виде, но вне зависимости от того, какой путь будет предпочтен, послание нужно заверить «живым» автографом руководителя.
Экземпляров у письма-претензии может быть столько, сколько требуется, здесь нет никаких ограничений, но все они должны быть заверены должны образом.
Письмо необходимо зарегистрировать в журнале исходящей документации.
Пример составления письма-претензии
Заполнение шапки письма
Вверху документа указывается отправитель, т.е. в нужных строках пишется полное название предприятия в соответствии с регистрационными бумагами, адрес и телефон для связи. Далее вписывается получатель: его наименование и конкретное лицо, к которому напрямую происходит обращение должность, Ф.И.О.
Затем ставится дата составления письма и его номер по внутреннему документообороту, а также пишется название документа с коротким обозначением его смысла (например, «о нарушении по договору поставки»).
Заполнение основной части письма-претензии
В данном разделе следует описательная часть.
- Сначала нужно указать причину составления претензии и если это нарушение пункта договора, соглашения или какого-либо др. документа, то надо дать на него ссылку, т.е. вписать его дату, номер и суть.
- Если речь идет о денежных средствах, то их нужно указывать как цифрами, так и прописью.
- Потом следует сформулировать сам текст претензии (когда проблем несколько, вносить их следует отдельными пунктами) и предложить исполнить свои обязательства в конкретные сроки (тоже цифрами и прописью).
- Напоследок надо обрисовать действия, которые отправитель готов предпринять для более кардинального метода решения проблемы (например, обращение в суд).
- В конце письмо нужно обязательно подписать, с расшифровкой подписи и указанием должности подписывающего лица.
Как отправить письмо
Письмо-претензию можно отправить несколькими способами.
- Электронная почта;
- факс;
- почта России.
Наиболее простые и быстрые варианты: через электронную почту или факс. Но наиболее надежный путь – консервативная отправка через почту России.
Она интересна тем, что дает возможность передать послание заказным письмом с уведомлением о вручении, которое в свою очередь будет свидетельствовать о том, что адресат гарантированно его получил.
Минус здесь тоже вполне очевидный – при таком способе нужно обладать запасом времени. Самым эффективным будет совмещение двух вариантов: например, отправка копий письма через обычную и электронную почту.
Что делать после написания письма
Письмо-претензия требует наличия ответа, причем возможно различное развитие событий: удовлетворение претензий в полном объеме, частично, а также полный отказ от их удовлетворения. Как правило, сам ответ также носит письменный характер, в виде отдельного письма или же резолюции, наложенной руководителем компании-адресата на полученную претензию.
В тех случаях, когда ответа нет, следует выждать не менее 30 дней, а затем подать иск в суд или жалобу в надзорную инстанцию.
Письмо-претензия о возврате денежных средств
Когда составляется
Письменная просьба вернуть ранее уплаченные средства уместна тогда, когда эту проблему не удалось решить при непосредственном обращении.
Такое может произойти, если одна из сторон не в полной мере или неправильно выполнила взятые на себя по договору обязательства.
Чаще всего эта ситуация наблюдается при неудовлетворенности качеством приобретенного товара. Когда потребитель хочет его вернуть и получить обратно свои деньги.
Написание письма-претензии обязательно, если недовольный покупатель планирует обратиться за защитой своих прав в суд. Для этой инстанции обязательна фиксация того факта, что претензию сначала пытались разрешить в досудебном порядке, но порядок рассмотрения был нарушен либо просьба не удовлетворена.
Правила написания
Письмо-претензия составляется в произвольной форме, но с соблюдением основных правил делопроизводства. А поскольку этот документ может быть представлен в суд, нужно учитывать некоторые реквизиты, которые сделают его юридически актуальным, а при несоблюдении могут лишить такого статуса. К таковым относятся:
- данные адресата претензии – лица, в том числе, юридического, нарушившего права подателя;
- информация о заявителе, включая контактные данные;
- суть претензии;
- личная подпись подателя;
- дата составления бумаги.
Как сформулировать претензию
Описывая фактическую ситуацию, приведшую к требованию возврата денег, стоит придерживаться таких рекомендаций.
- Дата заключения договора (приобретения товара).
- Основные обязанности сторон по договору.
- Какие из указанных обязанностей были нарушены.
- Требование подателя о возврате средств.
- Сроки исполнения требования.
- Меры, которые намерен предпринять заявитель при неудовлетворении его просьбы.
ВАЖНО! Пишите письмо-претензию в двух экземплярах. Постарайтесь получить на втором отметку о вручении (при личной подаче).
Скачать пример письма-претензии о возврате денежных средств .rtf
Индивидуальному предпринимателю
Разбудскому Антону Михайловичу,
юридический адрес: 426046, г. Ижевск,
ул. Первомайская, д. 18
от Добронравовой Ларисы Анатольевны,
проживающей по адресу:
426024, г. Ижевск, пр-т Победы, д 12, кв. 85
ПРЕТЕНЗИЯ НА ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Как надо оформлять акты приемки работ управляющей организации: судебная практика
Выполнение управляющей организацией работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества должно фиксироваться актами, которые подписываются председателем совета многоквартирного дома.
Есть приказ Минстроя РФ от 26.10.2015 №761/пр. Им утверждена такая форма акта:
- Жилищная инспекция обязала управляющую компанию из Крыма сделать перерасчет жителям за содержание и текущий ремонт, которые не были подтверждены актами приемки выполненных работ. Предписание было оспорено, но суды поддержали орган жилищного надзора:
- «действующим жилищным законодательством оформление актов выполненных работ определено в качестве обязанностей управляющей организации, а сам акт выполненных работ является единственным надлежащим и допустимым доказательством оказания таких работ и услуг».
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 по делу № А83 – 3946/2020
Снова управляющая организация из Крыма думала, что может победить орган жилищного надзора и признать его предписание о перерасчёте недействительным через суд.
В обоснование своей правоты компания ссылалась на то, что все работы фактически выполнялись, а отсутствие в актах подписи председателя Совета МКД не свидетельствует о нарушениях и не может служить основанием для возврата собственникам денег.
Суд установил, что у компании есть акты по форме приказа Минстроя РФ, однако они не содержат подписи председателя Совета МКД, отметок о предоставлении актов нарочно и об отказе от подписи заказчика по МКД.
При этом организация не представила доказательств, что направляла акты председателю Совета МКД сопроводительным письмом, заказной корреспонденцией или составляла акты о неполучении и отказе от подписи актов председателем Совета МКД.
Признавая предписание законным и ссылаясь на указанное выше Определение ВС РФ, суд также отметил:
- акты приемки выполненных работ могут подписываться как ежемесячно/ежеквартально, так и по завершении каких-либо конкретных работ (например, ремонтных, или аварийных). Данный вопрос (о периодичности подписания актов) можно прописать в договоре управления.
- в случае если какие-либо работы по содержанию МКД выполнялись подрядчиками, с такими подрядчиками в обязательном порядке необходимо подписывать акты приемки-передачи выполненных работ (статья 720 ГК РФ). При этом подписание акта выполненных работ с подрядчиками не снимает обязанности подписания актов выполненных работ с собственниками помещений МКД. При подписании актов с собственниками не обязательно предоставлять им акты выполненных работ с подрядчиками, поскольку в акте с собственниками управляющая организация указывает договорную стоимость работ.
- в силу положений ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемых работах, услугах. Таким образом, составление актов является прямой обязанностью управляющей компании и подтверждает факт выполненных работ; их отсутствие свидетельствует об отсутствии работ.
- форма акта, утвержденная Приказом № 761/пр, не является рекомендуемой, значит, ее следует соблюдать неукоснительно.
- акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, представленные предприятием в ходе проверки, не соответствуют требованиям Приказа № 761/пр, и, как следствие, ограничивают право собственников МКД на получение информации о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию общедомового имущества.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по делу № А27 – 4881/2020
Управляющая организация пыталась оспорить предписание Государственной жилищной инспекции Кузбасса. Инспекция требовала всего лишь оформить акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту в многоквартирных домах.
Управляющая компания ссылалась на то, что в домах не выбраны советы, поэтому она не может подписать акты у председателей в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ.
Суд отклонил этот довод:
- в создавшейся ситуации заявитель не лишен возможности подписывать акты с участием любых собственников помещений в МКД, в то время как сведения о направлении обществом указанных актов в адрес собственников в материалах дела отсутствуют.
- в этой связи акты выполненных работ по текущему содержанию общего имущества не соответствуют требованиям Приказа № 761/пр.
- отсутствие претензий со стороны собственников на качество работ не освобождает управляющую организацию от обязанности документального оформления результатов оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2020 № 07АП-7501/2020 по делу № А27 – 10040/2020
В этом деле управляющей компании удалось признать недействительным аналогичное предписание Государственной жилищной инспекции Кузбасса. Тут тоже в домах не были выбраны советы, но имелись протоколы, свидетельствующие о безуспешных попытках их избрания.
Также компания принесла в суд акты за 12 месяцев 2019 года, каждый из которых подписан тремя собственниками помещений в МКД (различными), что «свидетельствует о принятии обществом всех возможных мер по подписанию актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества».
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу № А21 – 14716/2019
Управляющая организация из Калининграда проиграла спор с органом жилищного надзора.Оспаривая предписание о перерасчете платы за целый год по всему дому, она указывала на то, что работы выполняет надлежащим образом, а подписанные председателем акты отсутствуют из-за конфликтной ситуации между компанией и собственниками, которая послужила основанием для отказа от подписания документов.
Суды отказали управляющей организации:
- управляющая организация обязана предоставлять собственникам помещений МКД акты выполненных работ.
- акты, подписанные от имени уполномоченного собственниками лица, Обществом ни в ходе проверки, ни в материалы дела не представлены.
- доказательства направления актов в адрес уполномоченного представителя собственников заявитель также не представил.
- при рассмотрении спора судом учтены акты о непредоставлении услуг в период декабрь 2016 года – декабрь 2017 года, составленные собственниками.
- судом произведен осмотр интернет-страниц в ГИС ЖКХ, по результатам которого установлено, что информация об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества не размещена, что также подтверждает факт неоказания управляющей компанией услуг.
Споры с прокуратурой
Постановление Арбитражный суд Волго-Вятского округа от 14.11.2019, дело № А17 – 10849/2018
Управляющая компания из Иваново оспаривала представление прокуратуры.
Надзорный орган при проверке выявил несоответствие составляемых актов требованиям приказа Минстроя: не было периодичности выполненных работ, единиц измерения работ, стоимости и сметная стоимость выполненных работ за единицу, цены выполненной работы за единицу в рублях. В актах были указаны лишь общие финансовые показатели без указания цены выполненных работ и оказанных услуг за каждую единицу.
Прокуратура и суды пришли к выводу, что форма акта не является рекомендуемой, значит, ее следует соблюдать неукоснительно. Если акты приемки не соответствуют требованиям Приказа № 761/пр, то они ограничивают право собственников МКД на получение информации о стоимости выполненных работ по содержанию общедомового имущества.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу № А33 – 15493/2020
Суды также поддержали прокуратуру, которая внесла представление в управляющую компанию из Дивногорска. В акте прокурорского реагирования одним из нарушений как раз была указана неправильная приемка работ.
В доме был выбран совет дома и председатель, который наделен полномочиями на приемку работ. Дальше собственники решили провести текущий ремонт цоколя.
Управляющая компания с помощью подрядчика выполнила ремонт, подписала с ним же акт приемки работ, но председателю совета никто работы не сдавал, и акт он не подписывал.
Уже позже, когда стали вылезать косяки, допущенные при ремонте, компания привлекла председателя к приемке работ по устранению недостатков.
Суды согласились, что при таких обстоятельствах управляющая компания нарушила порядок приемки работ.
Споры с собственниками
Апелляционные определения Свердловского областного суда, дела № 33 – 795/2019 и № 33 – 6469/2019
Это дела о взыскании задолженности, и в решениях по ним высказана противоположная позиция. Суд взыскал задолженность, хотя ответчик-собственник указывал на отсутствие актов:
«Действительно, законодательство предусматривает необходимость наличия в составе технической документации документов (актов) о приемке результатов работ; подписание такого акта входит в полномочия председателя совета дома в соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 161.
1 Жилищного кодекса РФ; форма акта утверждена приказом Минстроя…Вместе с тем, несоставление данного акта (с участием председателя совета МКД) не свидетельствует о том, что работы по управлению домом, в том числе услуги по содержанию общего имущества, не были оказаны, такие последствия законом прямо не предусмотрены для договора управления, соответственно, отклоняется довод жалобы ответчика относительно того, что истец не доказал факт предоставления услуг, за которые требует взыскать задолженность».
Апелляционное определение Воронежского областного суда, дело № А14 – 10663/2018
Ещё один спор о взыскании задолженности, который закончился тем же самым (взысканием денег с должника):
«Отсутствие акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 26.10.
2015 № 761/пр, … не является основанием для освобождения ответчика от внесения платы за содержание общего имущества дома……документов, опровергающих факт оказания услуг истцом в спорный период, ответчиком не представлено, как и не представлено объективных доказательств, подтверждающих факт оказания иным лицом услуг по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества».
***
Управляющим организациям стоит принимать все меры для подписания акта приемки выполненных работ, фиксировать все попытки подписания, если председатель уклоняется от приемки. Иначе это может привести к претензиям контролирующих органов: от безобидных требований подписать акты до печальных предписаний о перерасчёте за все услуги и работы.
- Должникам следует иметь ввиду, что отсутствие правильных актов у управляющей организации совсем не гарантирует освобождение от оплаты задолженности за содержание жилья.
- Собственникам надо выбрать совет дома и хорошего председателя (если он еще не выбран), наделить последнего полномочиями по подписанию актов, чтобы потом не оказалось, что акты подписаны какими-то левыми собственниками, то ли введенными в заблуждение, то ли мотивированными управляющей организацией.
- ➜ Подписаться на канал автора в Telegram➜ Другие материалы про акты приемки работ УК
Отвечает ли УО за не включённую в состав общего имущества бойлерную
02.03.2021 07:00
Управляющая/обслуживающая организация в силу договоров с собственниками отвечает за содержание и ремонт общего имущества МКД. Оплачивают такую работу владельцы помещений в доме. В данной статье разбираемся, обязана ли УО следить за бойлерной, дополнительно установленной муниципалитетом, если собственники отказались включить её в состав общего имущества.
Одна из управляющих организаций Магнитогорска оказалась в сложной ситуации, по договору занимаясь содержанием и ремонтом общего имущества в МКД с непосредственным управлением.
В этом доме несколько лет назад администрация установила бойлерную и передала её на праве хозяйственного ведения теплоснабжающей организации.
Через 13 лет РСО сообщила администрации города, что больше обслуживать бойлерную не будет, и орган местного самоуправления исключил оборудование из реестра муниципального имущества в соответствии с ч. 2 ст. 36 ЖК РФ.
ОМС направил в УО копии актов осмотра и передачи ИТП, а также акты испытаний, все техническую документацию на бойлерную установку, считая, что теперь это часть имущества собственников в доме.
Но владельцы помещений на общем собрании отказались принимать оборудование в состав общего имущества, а следовательно, включать обслуживание бойлерной в плату по договору с УО.
Компания не стала заниматься этим, в том числе проводить гидравлические испытания узлов ввода и систем отопления, её промывку и регулировку ИТП.
Это зафиксировал орган ГЖН после внеплановой проверки деятельности компании и потребовал устранить нарушения.
УО обратилась в суд, чтобы тот признал предписание надзорного ведомства незаконным: она не может обслуживать оборудование, не включённое в состав общего имущества многоквартирного дома и в договор с собственниками. Однако суды всех инстанций, в том числе ВС РФ, иск компании отклонили (дело № А76-39409/2019).
Собственники не могут отказаться от оборудования в доме, отвечающего признакам общего имущества — согласно ч. 1 ст.
36 ЖК РФ, владельцам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общедомовое имущество: помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения, а также не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения их социально-бытовых потребностей; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно пп. «а» п. 2 ПП РФ № 491, в состав общего имущества включаются в том числе технические этажи и подвалы с инженерными коммуникациями, мусороприёмными камерами, мусоропроводы, котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование. В силу п.
6 Правил № 491, в него также входят внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
При этом нигде в законодательстве не предусмотрена возможность отказа владельцев помещений от общей долевой собственности на общее имущество или от самого имущества.
В п. 11 ПП РФ № 491 закреплено, что содержание общего имущества включает в себя в том числе обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
Пунктом 19 ПП РФ № 290 предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в многоквартирных домах, включая испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления.
Испытания должны проводиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта (п. 5.1.2 Правил №170).
При этом все текущие, обязательные, сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны проводиться независимо от того, упоминаются ли они в договоре и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение ОСС. В соответствии с ч. 2.1 ст.
161 ЖК РФ, при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества, несут ответственность за состояние ВДИС. Делают они это согласно заключённым с собственниками договорам и нормативно-правовым актам.
Обслуживающие компании выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации.
Определение в договоре должного размера платы за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является их предпринимательским риском (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
Суды в деле № А76-39409/2019, опираясь на приведённые выше нормы нормативно-правовых актов, сделали выводы, что:
- Спорная бойлерная установка – часть системы горячего водоснабжения многоквартирного дома и соответствует установленным признакам общедомового имущества.
- Ненадлежащее обслуживание этого оборудования может привести к аварийной ситуации.
- Собственники помещений многоквартирного дома не вправе отказаться от общей долевой собственности на общедомовое имущество.
УО как обслуживающая компания была обязана проводить гидравлические испытания, обслуживать и ремонтировать оборудование бойлерной даже вопреки решению ОСС не включать её в состав общего имущества. Система ИТП автоматически признавалась частью такого имущества, поскольку входит в систему ГВС дома.
Кассационный суд при этом добавил, что органами власти установлены два вида тарифов по обслуживанию домов в Магнитогорске: при наличии и при отсутствии бойлеров. Следовательно, компания, получив отказ собственников оплачивать услуги УО по тарифу с учётом обслуживания нового оборудования, могла обратиться по этому вопросу в суд.
Верховный суд РФ подтвердил правильность выводов коллег, отказавшись рассматривать жалобу управляющей компании. Предписание органа ГЖН было оставлено в силе.
Анализ дела № А76-39409/2019 позволяет сделать несколько выводов:
- Оборудование в доме, отвечающее признакам общего имущества МКД, автоматические включается в его состав, даже если собственники приняли на ОСС противоположное решение.
- Компания, отвечающая за надлежащее содержание общедолевой собственности в доме, обязана обслуживать все оборудование ВДИС.
- Если собственники отказываются оплачивать такую работу, УО вправе обратиться в суд, чтобы отстаивать свои права и интересы, в том числе требовать утверждения размера платы с учётом бойлерной установки.
Ключевым для решения вопроса по этому делу стало то, что бойлерная входила в систему ГВС дома и отвечала признакам общего имущества собственников.
Если бы она использовалась для отопления и/или водоснабжения другого дома/объекта, обслуживала бы только одно помещение, то органу ГЖН было бы сложнее обязать УО её обслуживать, а собственников – платить за это.
Приступая к управлению домом или обслуживанию его по договору с собственниками или ТСЖ, компании следует провести осмотр и ревизию общего имущества, за состояние которого ей придётся отвечать. Это важно для определения перечня работ и услуг и расчёта корректного размера платы собственников за его выполнение.
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/soderzhanie-mkd/12238-otvechaet-li-uo-za-ne-vklyuchyennuyu-v-sostav-obschego-imuschestva-boylernuyu