Нормативы потребления коммунальных услуг 2023
Большинство россиян платит за электричество по счетчикам. Для тех, у кого счетчика нет или он неисправен, установлены нормы электроэнергии на человека. По этим нормативам жильцы платят за свет.
Что значит норма расхода электроэнергии
Это регламентированное количество электроэнергии на одного человека в месяц. В реальности жилец может сжечь больше или меньше энергии, но платит все равно за норматив. Нормы введены для тех квартир, где нет счетчиков или они неисправны.
Правительство разработало законодательные акты, которые регламентируют расход электроэнергии в квартире в месяц. Установить единые для всех регионов нормы потребления электроэнергии невозможно. Поэтому такие нормативы устанавливают местные органы самоуправления.
- Они учитывают регион и место проживания (город или село), техническую оснащенность домов (наличие бойлеров, электроплит, лифтов, газификацию многоквартирного дома).
- Чтобы рассчитать плату за свет, норму электроэнергии на человека в месяц надо умножить на тариф и (в некоторых случаях) на повышающий коэффициент.
- При расчете норматива должен соблюдаться федеральные законы:
- ФЗ №614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- Федеральный закон №261 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
Нормы в регионах России в 2023 году
Норматив потребления электроэнергии на человека в различных городах страны может значительно отличаться. На величину норматива влияют следующие факторы:
- Площадь квартиры, количество комнат.
- Количество зарегистрированных членов семьи на жилой площади.
- Статус дома: многоквартирный дом или частный коттедж.
- Газификация населенного пункта.
- В многоквартирных домах наличие электроплит.
- Чем отапливаются помещения – газом или электрокотлами.
- Где расположен дом – в городе или сельской местности.
Каждый регион, учитывая факторы инфраструктуры, количество прописанных в квартире многоквартирного дома и климатические особенности, утверждает свои нормы электропотребления киловатт/час на 1 человека в месяц. Приведем таблицу утвержденных норм электроэнергии на 2023 год.
Нормативы для Москвы
Нормативы утверждены Министерством ЖКХ Московской области распоряжением от 9 декабря 2014 года N 162-РВ, (с изменениями на 3 мая 2017 года). В 2023 году эти нормативы по-прежнему действуют.
Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения в жилых помещениях (в кВтч на 1 чел) | количество комнат | количество проживающих | |
в многоквартирных домах, оборудованных газовыми плитами | в многоквартирных домах, оборудованных электрическими плитами | (чел.) | |
1 | 2 | 3 | 4 |
94 | 144 | 1 | 1 чел. |
58 | 89 | 1 | 2 чел. |
45 | 69 | 1 | 3 чел. |
37 | 56 | 1 | 4 чел. |
32 | 49 | 1 | 5 чел. |
143 | 190 | 2 | 1 чел. |
88 | 117 | 9 | 2 чел. |
68 | 91 | 2 | 3 чел. |
56 | 74 | 2 | 4 чел. |
49 | 64 | 2 | 5 чел. |
197 | 239 | 3 | 1 чел. |
122 | 148 | 3 | 2 чел. |
95 | 115 | 3 | 3 чел. |
77 | 93 | 3 | 4 чел. |
67 | 81 | 3 | 5 чел. |
252 | 287 | 4 | 1 чел. |
156 | 178 | 4 | 2 чел. |
121 | 138 | 4 | 3 чел. |
98 | 112 | 4 | 4 чел. |
86 | 98 | 4 | 5 чел. |
Нормативы для регионов
Приведем таблицу норм электропотребления на одного человека по регионам.
Город | Норма для одного проживающего в однокомнатной квартире при наличии газовой плиты |
Санкт-Петербург | 139 |
Волгоград | 123 |
Ростов-на Дону | 132 |
Вологда | 97 |
Тюмень | 135 |
Казань | 123 |
Ярославль | 81 |
Новосибирск | 108 |
Самара | 103 |
Более подробные нормативы ищите на сайтах поставщиков электроэнергии своего региона или муниципалитета.
Если в квартире проживает не один человек, а семья, то норматив на одного человека уменьшается. В качестве примера приведем подробную таблицу нормативов для Челябинской области в 2023 году.
Категория потребителей | Норматив потребления, кВт*ч на 1 чел. в месяц |
Одинокие граждане, проживающие в отдельной квартире, коммунальной квартире, общежитии без стационарной электроплиты и стационарного электроотопления | 100 |
Одинокие граждане, проживающие в жилом доме, расположенном на обособленном земельном участке, без стационарной электроплиты и стационарного электроотопления, площадью: — до 100 кв.м. — от 100 до 200 кв.м. — свыше 200 кв. м. | 100 220 270 |
Одинокие граждане, проживающие в отдельной квартире, коммунальной квартире, общежитии со стационарной электроплитой и без стационарного электроотопления | 180 |
Одинокие граждане, проживающие в жилом доме, расположенном на обособленном земельном участке, со стационарной электроплитой и без стационарного электроотопления, площадью: — до 100 кв.м. — от 100 до 200 кв.м. — свыше 200 кв. м. | 180 300 350 |
Семья, проживающая в отдельной квартире, коммунальной квартире, общежитии без стационарной электроплиты и стационарного электроотопления | 90 |
Семья, проживающая в жилом доме, расположенном на обособленном земельном участке, без стационарной электроплиты и стационарного электроотопления, площадью: — до 100 кв.м. -от 100 до 200 кв.м. — свыше 200 кв. м. | 90 200 240 |
Семья, проживающая в отдельной квартире, коммунальной квартире, общежитии со стационарной электроплитой и без стационарного электроотопления | 130 |
Семья, проживающая в жилом доме, расположенном на обособленном земельном участке, со стационарной электроплитой и без стационарного электроотопления, площадью: — до 100 кв.м. -от 100 до 200 кв.м. — свыше 200 кв. м. | 130 240 280 |
Норматив на электроотопление | В пределах технических условий, выданных на электроотопительные установки (по мощности и числу часов работы электрооборудования) |
Как рассчитывается плата за электроэнергию, исходя из норматива
Нормы потребления электроэнергии нужны, чтобы выполнить расчет оплаты за потребленную электроэнергию в месяц.
Если в квартире нет электросчетчика, платеж рассчитывается на основании постановления Правительства № 614 от 22 июля 2013 года пункт 33.
- Расчет выполняется по формуле:
- П = Л * Н * Т, где:
- П — окончательная сумма оплаты;
- Л — количество проживающих людей в квартире или доме;
- Н — региональный норматив на одного человека;
- Т — стоимость 1 КВт/часа электроэнергии, согласно тарифному плану.
К полученному результату применяется повышающий коэффициент. Его уточняют в энергосбыте или постановлении местной администрации. Как правило, он равен 1,5.
Скачать Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г N 614 можно здесь.
Если жилье аварийное, ветхое или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, повышающий коэффициент не применяется. Тогда жилец должен предъявить акт обследования, где указывается техническая невозможность установки счетчика в данном помещении или квартире.
Если прибор учета выходит из строя, первые три месяца электричество оплачивается по среднему. Для этого берут расход электричества за последние полгода и вычисляют средний расход за месяц. Если через три месяца собственник не заменил прибор, то начиная с четвертого месяца оплата взимается по нормативу.
При этом Энергосбыт три месяца выставляет счета без повышающего коэффициента. Начиная с четвертого месяца, применяется повышающий коэффициент.
Кроме того, собственники многоквартирных домов обязаны оплачивать расходы на общедомовые нужды. Для этого МКД должен быть оборудован общедомовым счетчиком электроэнергии. Расчет производится в зависимости от площади квартиры.
Счетчик есть, но расчет ведется по нормативам
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.
Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.
Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.
Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.
Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.
Какой средний расход электроэнергии в квартире за месяц
Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.
В среднем такая семья в месяц потребляет 130 КВт/час. При норме, например, в Курске 110+62=172 Квт/час. То есть семья из двух человек не превышает утвержденный норматив.
Умножив среднемесячные показания на действующий тариф, который равен 4,03, получаем сумму оплаты за электроэнергии.
130*4,03=523,9 руб.
Расчеты показывают, что среднестатистическая семья не превышает соцнормы.
Но на средний расход влияет множество факторов.
- Если помещение оснащено электроплитой, расход энергопотребления резко увеличивается по сравнению с квартирами, где еду готовят на газовой плите.
- Наличие современного энергосберегающего оборудования способно экономить до 30% электричества.
- Летом расход будет значительно меньше, а зимой, когда свет горит почти постоянно, оплата увеличится на 10-15%.
Социальная норма потребления электроэнергии: что это и чем отличается от нормативов
Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.
Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.
Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.
О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.
Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч.
в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч.
в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.
Но эксперимент показал, что схема была недостаточно продуманной. На общероссийском уровне социальные нормы внедрять не стали.
В 2019 году эксперимент возобновили. Предлагалось оплачивать электроэнергию по тарифам, представленным в таблице.
Базовый тариф | До 300 КВт/час |
Повышенный тариф | От 300 до 500 КВт/час |
Высокий тариф | Свыше 500 КВт/час |
Стоимость электроэнергии в пределах социальной нормы ниже, чем цена сверхнормативного электричества.
Идея в том, что ступенчатая шкала оплаты стимулирует население рачительнее относиться к ресурсу.
При этом социальная норма расхода электроэнергии не отменяет применение многодиапазонных электросчетчиков. Их применение не только позволит сократить расходы, но и осуществить перераспределение энергии в электрических сетях.
Социальные нормы по всей России пока не внедрены. Эта система находится на стадии разработки, обсуждения и экспериментов.
Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!
С 1 марта услуги жкх будут предоставлять по новым правилам: что ждёт жильцов
Изменится порядок перерасчёта платы за вывоз мусора при временном отсутствии жильцов. С 1 марта 2023 года в Правилах предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) вступит в силу нововведение. Теперь перерасчёт платы за вывоз мусора будет предоставляться всем жильцам, отсутствовавшим в жилом помещении более пяти календарных дней подряд.
Разумеется, что отсутствие должно быть подтверждено. Для этого нужно обратиться в управляющую компанию с заявлением о перерасчёте, приложив документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. Причём необходимо сделать в срок, не превышающий 30 дней после возвращения. Об этом рассказал советник по правовым вопросам юридической группы «Совет» Александр Федотов.
Важный нюанс в том, что теперь появилась возможность проводить перерасчёт как для жителей домов, где тарифы на вывоз отходов рассчитываются исходя из числа жильцов дома, так и для тех, где для расчёта учитывается площадь жилых помещений. Такое пояснение сделала ведущий юрист «Европейской юридической службы» Србуи Иващенко.
Фото © Агентство городских новостей «Москва» / Кирилл Зыков
Вносятся также изменения в правила определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов при использовании имущества в многоквартирных домах. Их основная цель — стремление госорганов приблизить расчётные значения потребления коммунальных услуг и ресурсов к уровню фактического потребления.
— Сейчас для расчёта нормативов на общедомовые нужды (ОДН) применяется расчётный метод по формулам исходя из мощности подключаемого оборудования, удельных расходов ресурсов.
С 1 марта вступят в силу новые правила, которые предлагают использовать для расчёта нормативов на ОДН метод аналогов — в основу расчёта ложатся показания приборов учёта в домах с аналогичными конструктивными особенностями и в аналогичных климатических зонах, — пояснил Александр Федотов.
В правилах закреплён перечень коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Это холодная вода, горячая вода, электроэнергия, а также отведение сточных вод. Теперь вводится понятие «норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды». Установлен и порядок его расчёта. Об этом рассказала Србуи Иващенко.
Фото © ТАСС / Роман Балаев
С 1 марта 2023 года вступит в силу федеральный закон, согласно которому Росреестр не будет публиковать сведения из ЕГРН о собственниках по запросу третьих лиц.
Нельзя будет получить выписку из ЕГРН с личными данными собственника без его согласия.
После вступления в силу поправок Росреестр больше не будет указывать фамилию, имя и отчество собственников недвижимости, если выписку заказывает посторонний человек.
— Это повышает уровень защиты персональных данных собственников недвижимости. Впрочем, также следует учитывать, что такие выписки необходимы для ведения деятельности управляющих компаний. Например, по управлению многоквартирными домами, а такое нововведение усложняет и удлиняет процесс получения данных, — добавил Александр Федотов.
Юрист пояснил, что выписки из ЕГРН третьи лица, не являющиеся собственниками недвижимости, всё-таки смогут получить, но не напрямую. Ограничения не затронут представителей уполномоченных органов, нотариусов, кадастровых инженеров, арендаторов и арендодателей, а также супругов владельцев недвижимости.
Таким образом, выписку с указанием собственника, например, в пользу которого установлены обременения, третьи лица смогут получить только с привлечением нотариуса. При этом им потребуется подтвердить нотариусу наличие обстоятельств, достаточных для получения выписки.
Фото © ТАСС / Александр Щербак
— С 1 марта также изменится порядок приёмки работ по капремонту многоквартирных домов. Вступят в силу изменения в ст.
190 Жилищного кодекса РФ, согласно новой редакции которой акт приёмки выполненных работ по капремонту должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников (если ремонт проводится по их решению), — пояснил Александр Федотов.
Юристы предупреждают, что обычно когда в силу вступают какие-то изменения в законах в сфере ЖКХ, то растёт число нарушений. Нередко они связаны с тем, что управляющие компании не сразу вникают в изменение правил расчёта за коммунальные услуги.
— Чтобы не возникло проблем, обратите внимание на суммы в квитанциях. Если есть какие-то нетипичные суммы, то на них сразу надо обратить внимание и при необходимости запросить разъяснения у управляющей компании. Если же ошибка допущена, то можно получить компенсацию за переплату. Это следует из п. 5, 6 ст. 157 Жилищного кодекса РФ. Для этого нужно отправить в УК заявление.
В течение месяца управляющая компания может проводить проверку, затем она выносит решение о том, верно ли были сделаны расчёты. Если УК подтверждает факт нарушения, то потребитель вправе рассчитывать на компенсацию.
Её размер — 50% от суммы переплаты, — рассказал старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
Для комментирования авторизуйтесь!
Норматив потребления воды на 1 человека без счетчика с 2023 г: как считать расход холодного и горячего водоснабжения по нормам, если нет ИПУ, как начисляется оплата?
Нормативы потребления в городе Москва используются для начисления оплаты за потребленные коммунальные услуги. Такие нормы установлены для каждого ресурса.
Нормы, используемые при оплате жилья и ЖКУ
В 2021 году используется социальная норма площади помещения для производства расчета и предоставления преференций по оплате за коммуналку и отопление. Данные правила касаются ситуаций, когда в правовых актах прописано, что определение льгот производится с учетом социального норматива.
В таблице отражены применяемые значения:
Количество жильцов | Норма |
Гражданин проживает одиноко | 33 квадрата общей площади |
Семейство состоит из двух лиц | 42 квадрата |
Три и более гражданина в семье | По 18 квадратов для каждого |
Указанный норматив величины помещения, принимаемый во внимание, когда производится расчет оплаты за ЖКУ, разработан Постановлением Правительства г. Москва №306 от 2006 года «Об утверждении Правил…».
Норматив потребления воды в 2021 года в столице
Для оплаты коммунальных услуг применяются нормативы, закрепленные в вышеуказанном Постановлении. В ситуации, когда помещение оборудовано приборами учета, то их показания используются для расчета оплаты.
Суммы, идущие на общедомовые нужды, распределяются между собственниками всех квартир. Учитывается величина конкретного жилья в пропорциональном соотношении с общей площадью дома.
В ситуации, когда квартира не оборудована приборами учета, расчет производится на основании нормативов.
Аналогичные правила применяются к начислению суммы за общедомовое имущество, при этом она подлежит делению между всеми в равной степени.
Данные положения отражены в Постановлении Правительства №129 от 2015 года «О внесении изменений…».
Без счетчика оплата начисляется в повышенном объеме, что применимо к ситуации, когда гражданин несет обязанность по установке рассматриваемого прибора.
В Москве в настоящее время применяются нормативы холодной воды, представленные как 6,935 м3 на 1 человека за месяц. Для горячей воды указанная норма составляет — 4,745 м3 на гражданина. Если объем потребления определяется без учетных приборов, рассчитанное значение подлежит увеличению на размер потребления на общедомовые нужды.
Важно! Постановление Правительства Москвы от 2014 года №75-ПП указывает, что суммарный объем использования воды в жилье, не оборудованном учетными приборами, не может составлять более величин утвержденных нормативов на лицо, умноженных на 2.
Норма потребления ЖКУ москвичами
С начала 2021 года установленные нормативы потребления на территории столицы останутся в прежнем объеме. Данные показатели начали применяться в Москве с июля 2020 года и будут действовать до июля 2021.
С лета тарифы возросли на 7,5% по сравнению с первым полугодием 2020.
Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции.
Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы.
Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 11.01.1994 г. № 41 «О переходе на новую систему оплаты…» устанавливаются нормативы отопления:
- расход тепловой энергии, предназначенной для обогрева помещения — 0,016 Гкал/кв. м;
- подогрев воды — 0,294 Гкал/чел.
Данные показатели применяются в ситуации, когда в помещении не установлен прибор учета потребляемого ресурса.
Нормативы газа
Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.
Представлены в следующем:
- если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
- когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
- при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
- если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
- когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.
Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.
Нормативы водоотведения в столице
Норматив потребления воды в Москве отражен выше, различен на горячую и холодную. В данном направлении следует учитывать положения Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 г. №41.
Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования
В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.
Общие моменты по оплате отопления
Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:
— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);
— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));
— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);
— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).
Варианты оплаты отопления: старое и новое
Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.
Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.
1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— на основании показаний ИПУ данного помещения;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).
Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.
Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.
- Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:
— по показаниям ИПУ;
— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).
- В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
- — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
- — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.
В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).
- Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
- — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
- — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.
В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.
А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).
В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.
Слабые места регулирования платы за отопление
Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.
Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).
Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.
Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.
При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.
В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.
Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.
Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).
Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.
Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.
В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).
А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.
Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/
Новые правила расчёта и приёма платежей за коммунальные услуги: что изменилось с 1 сентября 2022
С 1 сентября 2022 года плату за коммунальные ресурсы рассчитывают по новым правилам. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
Документом были внесены изменения в Правила № 354, № 491 и № 124 в части предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирных домах.
Постановлением № 92 был детализирован порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы. Методика и формулы расчёта зависят от нескольких факторов: наличия в многоквартирном доме коллективных приборов учёта, автоматизированных измерительных систем учёта коммунальных ресурсов, решения общего собрания собственников по способам расчёта за содержание общего имущества.
Основные изменения в порядке расчёта коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (КР на СОИ) приведены в таблице 1.
Таблица 1. Порядок расчёта КР на СОИ до и после вступления в силу Постановления № 92
До вступления Постановления № 92 | После вступления Постановления № 92 |
Использовали три варианта расчётов за СОИ (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
|
|