Обязанность по ремонту лифта 2023
Нашему дому уже тридцать лет. Обычная кирпичная девятиэтажка, шесть подъездов. Сидя в квартире, можно слышать, как громыхают двери лифтов, развозящих жильцов по этажам, утром и вечером, днём и ночью.
Шум надоедает, но, если вдруг в подъезде возникает тишина, мы уже знаем: лифты встали. Такое случается часто: дом старый, механизмы изношены.
Табличку «Лифт не работает» уже не убирают, просто перевешивают с одних дверей на другие.
Соседи часто спрашивают, кто должен ремонтировать лифт, в какие сроки, куда звонить, к кому обращаться. Вопросов стало столько, что я решил написать «Памятку жильца», где рассказал обо всём, что знаю.
Памятка жильцам многоквартирного дома. Ремонт и замена лифтов
Согласно п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса (ЖК) Российской Федерации, собственники жилых помещений в письменной форме заключают договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, имеющей лицензию. Управляющая организация по поручению собственников жилья выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества дома (п. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Кто должен ремонтировать
В соответствии с п.
22 части II «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 2013 года №290, управляющая организация проводит работы по содержанию и ремонту лифта (лифтов) в многоквартирном доме. С этой целью управляющая организация (заказчик) заключает договор с компанией (исполнитель), имеющей лицензию на проведение таких работ, в форме письменного договора. По этому договору исполнитель обязан производить:
- периодические осмотры и техническое обслуживание лифтового оборудования;
- его текущий ремонт;
- аварийно-техническое обслуживание;
- подготовку оборудования к техническому освидетельствованию.
Сроки выполнения работ
В договоре указаны сроки выполнения работ исполнителем:
- осмотры и текущий ремонт – в рабочие дни с 9 до 18 часов;
- непредвиденные остановки лифта с пассажирами – в течение 30 минут после получения сообщения диспетчером исполнителя;
- прибытие специалистов исполнителя после получения сообщения диспетчером исполнителя заявки на неисправность лифтового оборудования – в течение 2 часов с 9 до 18 часов в рабочие дни, в течение 4 часов – в остальное время.
Если для устранения неисправности лифта требуется больше четырёх часов, исполнитель информирует заказчика о сроке выполнения работ.
Если для устранения неисправности требуется проводить капитальные работы по ремонту лифтового оборудования, то исполнитель заключает с заказчиком отдельное соглашение или договор и выполняет работы за отдельную плату и в определённый срок.
Предварительно подписывается двусторонний акт, где указываются причины неисправности оборудования.
Заявка на ремонт
Заявка подаётся в устной или письменной форме.
Устная
Подаётся в диспетчерскую службу организации, обслуживающей лифт. Название организации и номер телефона диспетчера находятся на табличке в кабине лифта и на информационном стенде в каждом подъезде дома.
Для подачи устной заявки нужно позвонить диспетчеру по мобильному телефону или нажать на кнопку «Связь с диспетчером» в кабине лифта, сообщить номер дома, номер подъезда и причину обращения (лифт застрял, не работают кнопки управления движением кабины, лифт при движении дёргается, имеется сильная вибрация и др.).
Обязательно запишите фамилию диспетчера и номер вашего обращения, указанный в журнале заявок на ремонт лифта.
Письменная
Заявление на ремонт лифта подаётся на имя директора управляющей компании. Законом не определена единая форма обращения, но существуют определённые правила его оформления:
- в шапке необходимо указать реквизиты управляющей компании, на чьё имя пишется заявление;
- описать все неполадки работы лифта;
- подписать заявление, поставить дату.
Если заявление подаётся от нескольких жильцов, оно носит коллективный характер и подписывается этими жильцами с указанием фамилии, имени, отчества каждого заявителя. Примеры заявлений в управляющую компанию:
- Заявление на ремонт лифта.
- Коллективная жалоба на работу лифта.
Заявление, жалоба или претензия составляется в двух экземплярах. Подаётся в приёмную директора управляющей компании.
Секретарь должен зарегистрировать заявление, поставить на вашем экземпляре в верхнем левом углу входящий номер обращения, дату и расписаться.
Куда обращаться, если ремонт лифта после заявки не производится
Если у вас есть зарегистрированное письменное заявление на ремонт лифта, но в течение суток работы не начались, вы имеете право обратиться в Жилищную инспекцию, Ростехнадзор или прокуратуру письменно.
Если подобные обращения будут часто повторяться, то компанию лишат лицензии через суд.
Замена лифтов в многоквартирном доме
Лифты относятся к общему имуществу. Их замена носит плановый и неплановый характер.
Лифт подлежит замене в следующих случаях:
- Истёк срок эксплуатации, указанный в паспорте.
- Прошло 25 лет после ввода лифта в действие, и в паспорте не указан срок службы.
- Решение органа сертификации об отказе в продлении срока действия «Сертификата соответствия лифта» по результатам инспекционного контроля (ст. 6 п. 2.14 абз. 3 ТР ТС 011/2011).
- Авария, исключающая дальнейшее использование лифтового оборудования.
За чей счёт?
Есть четыре источника финансирования:
- Собственные средства владельцев квартир.
- Муниципальные средства.
- Дотации государства по программе капитального ремонта жилья.
- Заёмные средства.
Замену лифтов можно провести во время капитального ремонта дома или в любой момент при необходимости такой замены. Существует два варианта событий:
- Ваш дом не включён в федеральную программу капитального ремонта.
- Ваш дом включён в эту программу.
В первом случае за замену лифта платят владельцы квартир и городские власти (плата за муниципальные квартиры). Когда не хватает собственных средств, обращаются к заёмным (кредит в банке).
Во втором случае часть оплаты производят собственники жилья, а остальную часть компенсирует государство. Если и в этом случае у собственников не хватает денег на оплату своей доли, они могут взять кредит (заёмные средства).
Как производится оплата
С 2014 года собственники квартир делают платежи «на капремонт жилья» (ст. 154 п. 2.2). Таким образом формируется фонд капитального ремонта. Средства этого фонда располагаются на специальном счёте или на счёте регионального оператора фонда капитального ремонта.
При проведении капремонта в рамках федеральной программы используется счёт регионального оператора. Если там денег нет, их снимают со специального счёта принудительно.
Если дом не включён в федеральную программу, оплату замены лифтов делают со специального счёта УК.
Возможна ли внеплановая замена
Внеплановая замена возможна в любое время (ст. 189 п. 2 ЖК) за счёт средств «фонда капитального ремонта» (ст. 158 п. 2 ЖК).
Если средств не хватает на специальном счёте или средства размещены на счёте регионального оператора, собственники жилья должны внести дополнительные суммы (ст. 158 п. 1 и п. 1.1 ЖК).
Нашему дому повезло. Он попал в федеральную программу, и государство поможет с капитальным ремонтом. Денег на счетах хватает, документы готовы. Ждём!
С 1 марта 2023 года вступят в силу нормы о "лифтнадзоре" за эксплуатацией лифтов и подъемных платформ для инвалидов, в том числе в мкд
© pedro2009 / Фотобанк Фотодженика |
С 1 марта следующего года устанавливается федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, к которым, в том числе, относятся лифты и подъемные платформы для инвалидов. Надзирающий орган – Ростехнадзор, он будет проверять:
- соблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте,
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом обязательных требований, установленных техническими регламентами, предъявляемых к опасным техническим устройствам зданий и сооружений;
- соблюдение юридическими лицами и ИП, эксплуатирующими опасные технические устройства зданий и сооружений, Правил № 743 (с 1 марта 2023 года данные Правила будут действовать в новой редакции).
Как сменить управляющую компанию в МКД расскажет Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Указанный вид госнадзора будет подчиняться требованиям Закона о госконтроле № 248-ФЗ (при этом до конца 2024 года в указанной сфере будет применяться также уведомительный порядок деятельности).
«Лифтнадзор» будет осуществляться без плановых КНМ, в качестве профилактических мероприятий Ростехнадзор будет использовать информирование, обобщение правоприменительной практики и объявление предостережений.
Правительству РФ предписано утвердить также отдельное положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений (Федеральный закон от 19 декабря 2022 г.
№ 548-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
С марта 2023 года в россии может появиться полноценный «лифтнадзор»
- С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:
- согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты);
- к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.
- общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы,
- а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.)
- и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.
- эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743,
- они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России);
- следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.
- ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации;
- ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов,
- ведомство ведет реестр лифтов.
- к числу опасных технических устройств зданий и сооружений относятся: лифт, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка), эскалатор (вне метрополитенов);
- ОГВ, уполномоченный Кабмином (очевидно, это будет Ростехнадзор), вправе установить Порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, решение о вводе лифтов и подъемных платформ в эксплуатацию после их замены /модернизации принимает Ростехнадзор;
- один или несколько ОГВ, уполномоченных Кабмином / Президентом РФ (в том числе, очевидно, Ростехнадзор), будут осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ в МКД – везде, кроме Москвы. В столице этот надзор предложено осуществлять уполномоченным органам г. Москвы;
- в положении об этом виде надзора будут указаны соответствующие обязательные требования, а также виды продукции, являющиеся объектами данного контроля (надзора);
- предмет этого надзора, в том числе, – соблюдение обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений. Кроме того, в рамках этого же надзора будут проверять заключение договоров обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Напомним, что заключение такого договора для УК (ТСЖ, иного владельца лифта в МКД) обязательно и сейчас, и даже под страхом административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ, однако механизм госнадзора за исполнением этого требования не прописан настолько четко, насколько этого требует Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- этот надзор будет осуществляться по правилам нового Закона о госконтроле, плановых КНМ не будет в принципе (только внеплановые), и вообще – если владелец лифта будет состоять в таком СРО, которое договорится с надзорным органом, то надзорный орган будет признавать результаты контроля СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию опасных технических устройств зданий и сооружений.
Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:
Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:
В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:
И вот, Ростехнадзор представил проект поправок в ГрК РФ и ряд иных федеральных законов, призванных установить государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе лифтов в МКД (о «безвластии» и отсутствии четких полномочий в данной сфере мы подробно писали ранее)
Ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений» можно на сайте regulation.gov.ru.
Публичное обсуждение проекта продлится до 15 ноября 2021 г.
При этом ГрК РФ предлагается дополнить нормами о том, что:
Предварительная дата вступления в силу предложенных поправок – 1 марта 2023 года.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
Скачать ознакомительный номер Купить журнал со статьей
- С июля 2021 года Ростехнадзор не проводит ни плановых, ни внеплановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении лифтов и их владельцев (например, УК, управляющих МКД). Дело в том, что соответствующий предмет надзора попросту исчез из законодательства:
- согласно новой редакции ч. 2 ст. 16 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к предмету федерального госнадзора в области промышленной безопасности относится соблюдение различных требований на ОПО (к которым лифты не относятся), а также соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техрегламентами (однако УК не производит и не продает лифты);
- к тому же, в перечне Техрегламентов, которые должны быть поименно перечислены в положении о госнадзоре в области промышленной безопасности, Техрегламент ТР ТС 011/2011 о безопасности лифтов не значится.
- общий износ лифтов, из которых более 27% отработали назначенный срок службы,
- а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15 марта 2013 г.)
- и отсутствие федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, исключают возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.
- эти Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 743,
- они содержат обязательные требования, причем проверка этих требований никогда не входила в предмет жилищного надзора или лицензионного контроля за управляющими МКД организациями (см. также вполне определенную позицию Минстроя России по данному вопросу в письме от 16 марта 2021 г. № 6148-ОГ/04), а относилась к компетенции Ростехнадзора (о чем там же определенно высказался и Минстрой России);
- следовательно, можно предположить, что на эти Правила должна распространяться «регуляторная гильотина», со всеми вытекающими последствиями.
- ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации;
- ведомство по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов,
- ведомство ведет реестр лифтов.
- к числу опасных технических устройств зданий и сооружений относятся: лифт, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка), эскалатор (вне метрополитенов);
- ОГВ, уполномоченный Кабмином (очевидно, это будет Ростехнадзор), вправе установить Порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, решение о вводе лифтов и подъемных платформ в эксплуатацию после их замены /модернизации принимает Ростехнадзор;
- один или несколько ОГВ, уполномоченных Кабмином / Президентом РФ (в том числе, очевидно, Ростехнадзор), будут осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ в МКД – везде, кроме Москвы. В столице этот надзор предложено осуществлять уполномоченным органам г. Москвы;
- в положении об этом виде надзора будут указаны соответствующие обязательные требования, а также виды продукции, являющиеся объектами данного контроля (надзора);
- предмет этого надзора, в том числе, – соблюдение обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений. Кроме того, в рамках этого же надзора будут проверять заключение договоров обязательного страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Напомним, что заключение такого договора для УК (ТСЖ, иного владельца лифта в МКД) обязательно и сейчас, и даже под страхом административной ответственности по ст. 9.19 КоАП РФ, однако механизм госнадзора за исполнением этого требования не прописан настолько четко, насколько этого требует Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- этот надзор будет осуществляться по правилам нового Закона о госконтроле, плановых КНМ не будет в принципе (только внеплановые), и вообще – если владелец лифта будет состоять в таком СРО, которое договорится с надзорным органом, то надзорный орган будет признавать результаты контроля СРО за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию опасных технических устройств зданий и сооружений.
Кроме того, Ростехнадзор уже давно предупреждал о том, что лифты в МКД «отбиваются от рук», – в Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на ОПО с подъемными сооружениями (в феврале 2021 года), в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, при этом:
Наконец, есть вопросы к статусу самих Правил организации безопасного использования и содержания лифтов:
В качестве утешения отметим, что Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы:
И вот, Ростехнадзор представил проект поправок в ГрК РФ и ряд иных федеральных законов, призванных установить государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе лифтов в МКД (о «безвластии» и отсутствии четких полномочий в данной сфере мы подробно писали ранее)
Ознакомиться с проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений» можно на сайте regulation.gov.ru.
Публичное обсуждение проекта продлится до 15 ноября 2021 г.
При этом ГрК РФ предлагается дополнить нормами о том, что:
Предварительная дата вступления в силу предложенных поправок – 1 марта 2023 года.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
Скачать ознакомительный номер Купить журнал со статьей
Почему я должна платить за лифт?
Pashtett/Depositphotos
Лифт относится к общему имуществу многоквартирного дома. Законом предусмотрена одинаковая для всех собственников помещений в доме обязанность по его содержанию. При этом внесение платы за содержание общедомового имущества не зависит от того, пользуется ли собственник помещения в многоквартирном доме данным имуществом или нет.
https://www.youtube.com/watch?v=oFhkxSZPya4\u0026pp=ygU60J7QsdGP0LfQsNC90L3QvtGB0YLRjCDQv9C-INGA0LXQvNC-0L3RgtGDINC70LjRhNGC0LAgMjAyMw%3D%3D
В рассматриваемом случае женщина может ни разу не заходить и в подвал, где могут находиться общедомовые коммуникации, однако данный факт не будет являться основанием для освобождения ее от платы за содержание подвала. Здесь имеет значение факт принадлежности лифта к общедомовому имуществу, а также наличие у вас потенциальной возможности воспользоваться лифтом (например, для посещения соседей или чердачного помещения).
Почему нужно платить за то, чем не пользуюсь?
Как остановить оплату коммуналки в пустующей квартире?
Отдельного внимания заслуживает возможность установления различных сумм оплаты за содержание лифта для собственников помещений на первом этаже и собственников помещений, находящихся выше первого этажа.
Суды, в том числе Верховный суд РФ, неоднократно отмечали, что установление различных размеров платы за обслуживание лифта для указанных собственников противоречит принципу равенства обязанностей собственников по содержанию общедомового имущества.
Отвечает директор аналитического отдела Dominfo.ru Артур Меркушев:
Плата за лифт, даже если им не пользоваться, урегулирована в правилах об общедомовом пользовании. Это значит, что все жильцы дома в равной степени оплачивают содержание, ремонт и функционирование дома.
Даже если собственники квартир первого этажа захотят освободить себя от уплаты за эксплуатацию лифта, реализовать это желание у них не получится. Пример: ТСЖ вынесло решение, что собственники квартир до 2 этажа не должны оплачивать услуги по обслуживанию лифта. Собственник 3 этажа подал в суд на ТСЖ и выиграл его, потому что его права ущемляются.
Должен ли я платить за вывоз мусора?
Как расторгнуть договор с УК?
Отвечает генеральный директор агентства ЦДН Анатолий Пысин:
Раньше, до принятия нового Жилищного кодекса от 1 марта 2005 года, в перечень коммунальных платежей жильцов первого этажа не входила плата за содержание лифта. Однако в настоящее время лифты входят в список общего жилого имущества сособственников дома.
- По иронии судьбы, собственник трехкомнатной квартиры на первом этаже с учетом всех коэффициентов (общая придомовая территория и лестничные площадки оплачиваются пропорционально занимаемой площади) будет платить «за лифт» больше, чем жилец «однушки» на последнем этаже.
- Но если человек не пользуется лифтом, это не значит, что он не может им пользоваться: например, он имеет возможность подниматься к соседям в гости.
- Нужно ли платить за капитальный ремонт?
- То лифт, то свет: проблемы в новостройке сразу после заселения
Отвечает юрист Ирина Захарова:
Каждый собственник жилого помещения платит за обслуживание общего имущества дома, куда входит и лифт соразмерно занимаемой им площади. И каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей оплачивать издержки по содержанию общего имущества вне зависимости от того, на каком этаже он проживает.
- Текст подготовила Мария Гуреева
- Не пропустите:
- Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
- Можно ли занять нишу в подъезде под коляски?
- Могу ли я не принимать квартиру в новостройке?
- Как оспорить задолженность по ЖКХ?
Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.
Госнадзор за лифтами с 1 марта 2023 года — МТК Эксперт
14.03.2023 «Лифты остались без надзора…». За последние десять лет эта фраза повторялась дважды. Сначала в 2013 году, после «судьбоносных» изменений в сфере промышленной безопасности (и вступления в силу ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»). Потом в 2021-м, когда в очередной раз щелкнула «гильотина». Профсообщество ахнуло.
Эксплуатанты вздохнули с облегчением. А простые граждане, которые пользуются (неисправными) лифтами каждый день… пришли в недоумение. Кому писать? Кому звонить? Кому жаловаться? В общем, отрасль опять погрузилась в пучину «бесправия» в ожидании лучшей жизни.
Ждать пришлось почти 2 года. Зато результат превзошел все мыслимые и немыслимые прогнозы.
В декабре 2022-го на свет наконец-то родился… отныне и (хочется верить) навсегда… «Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
Более того… лифты и другие объекты из списка выше (видимо, для упрощения формулировок) получили новое «юридическое наименование» (термин, понятие… называйте как хотите) – опасные технические устройства зданий и сооружений. Отразится ли этот факт на их судьбе? Пока непонятно. Да и не в этом суть.
Суть в том, что «надзорный механизм» уже запущен. С 1 марта 2023 года не только обрел юридическую силу новый вид госконтроля, но и начало действовать: Хоть сейчас организуй контрольно-надзорные мероприятия.
Кто их проводит? Разумеется, Ростехнадзор и его территориальные органы. Они ведут учет объектов… пардон… опасных технических устройств и знакомы с ними не первое десятилетие. Будут проверять всё, кроме объектов, подведомственных Минобороны, СВР, ФСИН, ФСО, ФСБ, Главному управлению специальных программ Президента РФ (обычная ситуация).
Вообще, это эпохальное событие в лифтовой отрасли. Гораздо «мощнее», чем надзор за соблюдением требований ТР ТС, который появился в 2013 году. «Несомненный успех», по мнению лифтового сообщества. Поэтому заслуживает пристального внимания.
В статье мы рассмотрим порядок и особенности нового госконтроля за опасными техническими устройствами зданий и сооружений. Но сначала короткая… Дело в том, что к «эпохальному событию» и «несомненному успеху» шли не очень прямыми путями. Еще в октябре 2021 года Ростехнадзор по поручению зам. Председателя Правительства РФ М.Хуснуллина от 27 июля 2021 г. МХ-П16-10187 и при поддержке Минстроя России разработал проект федерального закона: Документ изменил бы Градостроительный кодекс РФ и закрепил на «верхнем уровне» федерального законодательства:
- термин «опасные технические устройства зданий и сооружений» (статья 1 ГрК РФ);
- право Ростехнадзора (в оригинале – «уполномоченного органа») устанавливать порядок безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений (сейчас он утвержден постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, по которому «плачет гильотина»);
- «общие контуры» федерального госнадзора в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.
Но… проект получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия. Минэкономразвития не согласилось с доводами разработчиков о «высокой проблемности» опасных технических устройств зданий и сооружений. Мол, аварий на них происходит мало (всего-то 0,001 %). Риски минимальны. Отдельный вид госнадзора не нужен. Короче, документ завернули без шансов на дальнейшее продвижение.
Всё могло бы на этом заглохнуть, но… законотворцы пошли другим путем.
Добавили в «резиновый» Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: …которая, собственно, и дала возможность организовывать и осуществлять федеральный госнадзор «в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений».
Номинально – «до дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего правовое регулирование» в этой сфере. Но будет ли ФЗ – большой вопрос. Как видим, для «запуска процесса» статьи оказалось достаточно.
Поэтому теперь Ростехнадзор может контролировать и проверять:
- деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанную с использованием и содержанием опасных технических устройств зданий и сооружений, которые принадлежат им «на праве собственности либо ином законном основании»;
- сами опасные технические устройства, а также процессы, связанные с их использованием и содержанием.
Давайте поближе посмотрим на эти… Владельцы (эксплуатанты) опасных технических устройств могут выдохнуть – плановых проверок не будет. Зато внеплановые… как по учебнику. Хоть выездные, хоть документарные.
Правда, «срок проведения» у них один – не больше 10 рабочих дней. То есть 2 недели. Не много и не мало. Хватит, чтобы совершить все «надзорные действия». А их, кстати, солидный ассортимент.
Например, в ходе документарной (т.е. «бесконтактной») проверки Ростехнадзор может:
- получать письменные объяснения от владельца или эксплуатанта – то есть комментарии по документам (причем запрос придет по телефону либо электронной почте – контактировать с вами физически госорган в этом случае не может);
- «истребовать» документы, которых нет в распоряжении госоргана или других органов исполнительной власти (для уточнения, подтверждения, доказательства и т.д.) и которые относятся к предмету проверки (другие запрашивать нельзя согласно части 6 статьи 72 ФЗ № 248 о госконтроле);
- проводить экспертизу – в данном случае, видимо, документов, потому что на объект госорган выезжать не может (и посылать туда экспертов тоже).
Выездная проверка пообъемней. Там в распоряжении госоргана 7 надзорных действий:
1) Осмотр (т.е. визуальное обследование объекта – устройств, помещений и т.д. без вскрытия и порчи таковых).
2) Опрос (разговор «по душам» и под запись с участниками событий – руководством и сотрудниками контролируемого лица).
3) Получение письменных объяснений (в общем, то же самое, что при документарной проверке, только «объяснительную» пишут в присутствии инспектора).
4) Истребование документов (любых, которые относятся к предмету проверки – т.е. связаны с использованием и содержанием опасных технических устройств).
- 5) Инструментальное обследование (не только посмотрят, но и потрогают… с помощью специальных приборов и оборудования; может проводить как сам инспектор, так и приглашенный им эксперт).
- 6) Испытание (протестируют работоспособность всех систем, их функциональность и безопасность; может проводить как сам инспектор, так и приглашенный им специалист).
- 7) Экспертиза (в данном случае – и документов, и оборудования; специальное исследование, которое проводит исключительно эксперт или экспертная организация по поручению инспектора).
Пункты 5, 6 и 7 могут выполняться одновременно, если в проверке участвует специализированная организация (которую пригласил Ростехнадзор). Кстати… госорган может использовать фото-, аудио- и видеоматериалы, чтобы фиксировать и доказывать нарушения обязательных требований (хотя это не новость, 21 век на дворе). Их потом прикладывают к акту проверки. «Но ведь Ростехнадзор не придет просто так? В любой день… час, когда ему заблагорассудится?». Конечно, нет. Для внеплановой проверки нужны веские основания. Например, обращения граждан, организаций, сообщения в СМИ о том, что вы злостный нарушитель. Еще чуть-чуть, и причините вред жизни и здоровью людей (или уже его причинили). Полный список «причин» можно найти:
- в статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Взять вверх: с марта 2023-го в Россию может вернуться «лифтнадзор»
К весне следующего года в России может снова появиться государственный контроль за лифтами и другими опасными техническими средствами в домах. Правительственная комиссия одобрила проект поправок к инициативе Ростехнадзора вернуть «лифтнадзор», выяснили «Известия». Сейчас документ готовят ко второму чтению в Госдуме.
Госконтроль за подъемниками отсутствует в стране с июля 2021 года, но он крайне необходим, считают эксперты. По их словам, сейчас в России свыше 100 тыс. лифтов, которые нужно заменить. Но больше половины из них не включили в региональные программы капремонта на этот год.
Тем временем в 2022-м в стране произошло по меньшей мере пять крупных ЧП с лифтами, в результате которых погибли или пострадали люди.
Проверки от падений
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок кабмина к инициативе Ростехнадзора о возрождении в России контроля за опасными техническими объектами в зданиях. Речь в том числе о лифтах, инвалидных платформах и эскалаторах. Меру планируют ввести с марта 2023 года.
https://www.youtube.com/watch?v=oFhkxSZPya4\u0026pp=YAHIAQE%3D
До 1 июля 2021 года опасные технические устройства в зданиях проверял Ростехнадзор. Но в новом законе о государственном контроле не прописаны правовые основания для этого.
— Сегодня в этой сфере образовался правовой пробел. В результате такой контроль не осуществляется уже больше года, что, естественно, создает риски причинения вреда жизни и здоровью граждан, — отметил член правкомиссии, глава Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Сейчас законопроект готовят ко второму чтению в Госдуме. Поправки правительства, подготовленные к его рассмотрению, вносят в документ ряд уточнений. В частности, переносятся сроки вступления в силу закона — с конца 2022 года на март 2023-го. Также поправки вводят требование по обязательному страхованию опасных технических объектов, подчеркнул юрист.
«Известия» направили запросы в правительство и Ростехнадзор.
В первом чтении Госдума приняла законопроект 21 сентября 2022 года.
Чп на подъеме
По подсчетам «Известий», за последнее время в России произошло по меньшей мере пять ЧП, связанных с падениями лифтов. В большинстве случаев из-за этого находившиеся в кабине люди получали травмы. А часть происшествий закончилась гибелью пассажиров.
В самом начале 2022 года в «Президент-Отеле» в Москве при падении лифта погибли двое рабочих. В апреле кабина подъемника сорвалась в торговом центре в Махачкале. В этот момент в нем находились две женщины и ребенок.
Обе пассажирки получили переломы, ребенок не пострадал. В июне из-за падения лифта в подмосковных Мытищах пострадали шесть человек. В Иркутске похожий случай произошел в ноябре. В одной из многоэтажек лифт сорвался с четвертого этажа.
Мама с ребенком, находившиеся в кабине, получили легкие травмы.
Тем не менее отделаться ушибами удается не всем. По информации на сайте Следственного комитета России, ежегодно возбуждается как минимум одно уголовное дело о гибели людей в результате обрушения лифта.
Сто тысяч замен
«Лифтнадзор», скорее всего, не повлияет на число происшествий, но контроль позволит упорядочить работу в этой сфере, считает профессор кафедры труда и социальной политики РАНХиГС Александр Щербаков.
— Речь же не идет о том, чтобы приставить инспектора к каждому лифту и эскалатору. Законопроект в первую очередь нужен, чтобы определить документальную часть. То есть необходимо установить графики проверок, назначить ответственных за поломки и задокументировать другие важные мероприятия. Когда речь идет о жизнях людей, нужно, чтобы сфера была четко определена, — отметил он.
Другой позиции придерживается член президиума «Опоры России» Николай Шилин. По его словам, надзор за лифтами крайне необходим, поскольку сейчас в России насчитывается более 100 тыс. лифтов, которые нужно заменить. К 2025 году в силу вступит новая норма, согласно которой подъемники придется отключить, если не удастся установить вместо них новые.
— По данным Минстроя, сейчас более 100 тыс. лифтов вышли за срок эксплуатации. То есть они старше 25 лет. Их срочно нужно менять. Из-за того что в России много лифтов, которые уже отслужили свое, они и падают.
Но сейчас никто не контролирует процесс их замены. Часть регионов вообще не включили в план работы их модернизацию — 58 тыс. лифтов не вошли в региональные программы фондов капитального ремонта.
Поэтому крайне необходим государственный надзор, — отметил эксперт.
По данным директора ассоциации региональных операторов капремонта Анны Мамоновой, половина требующих замены лифтов сосредоточена в десяти субъектах.
Среди них Санкт-Петербург, Самарская, Нижегородская, Саратовская, Ульяновская, Ярославская, Свердловская, Воронежская области, Удмуртия и Крым, сообщила она на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при Минстрое РФ.
Сломался лифт. Как быстро УК должна его отремонтировать, и что делать, если этого не произошло
Кто отвечает за лифт
Ответственность за содержание лифтов несёт управляющая компания (УК). Она заключает договор на их обслуживание с одной из специализирующихся на этом организаций.
С какой именно, можно узнать из таблички, которая обычно висит в кабине лифта.
Но обращаться при поломке нужно в УК, в выходные и праздничные дни — в аварийную службу, контакты которой обычно указаны на квитанциях за услуги ЖКХ или на информационных табличках в подъездах.
Если лифт сломался (а вы застряли)
Если вы застряли в лифте, звоните в УК, аварийную службу или по любому номеру, какой удастся найти в информационных табличках. Нажимайте кнопку вызова диспетчерской (если она есть). По закону проблема должна быть решена в течение 30 минут.
https://www.youtube.com/watch?v=mHeKuX0vG0g\u0026pp=ygU60J7QsdGP0LfQsNC90L3QvtGB0YLRjCDQv9C-INGA0LXQvNC-0L3RgtGDINC70LjRhNGC0LAgMjAyMw%3D%3D
Если лифт сломался, но в кабине никого нет, на рассмотрение вашей жалобы у УК есть 24 часа. При обращении в УК по телефону попросите диспетчера назвать регистрационный номер вашей жалобы в журнале приёма звонков и его ФИО. Так будет проще доказать, что вы действительно звонили и сообщали о поломке. Отсчёт времени для решения проблемы начался.
В УК обращаются не только, если лифт просто не едет. Его неправильная работа может стать причиной травмоопасных ситуаций, поэтому при возникновении любых проблем их нужно довести до сведения УК. Требуют внимания следующие «симптомы»:
- кнопки западают, не срабатывают;
- лифт двигается рывками;
- странные звуки, вибрация появляются во время движения;
- в кабине мигает или гаснет свет;
- двери открываются или закрываются не до конца;
- лифт останавливается выше или ниже порога (отклонение больше 3,5 см);
- не работает связь с диспетчером.
Что должна сделать управляющая компания
В идеальном сценарии УК оперативно отреагирует на вашу жалобу и пришлёт мастера, который в течение суток устранит неисправность. Если проблема серьёзная, компания опечатает неработающий лифт и сообщит жильцам сроки его починки. За те дни, когда лифтом нельзя было пользоваться, УК обязана сделать перерасчёт.
Если управляющая компания не спешит ремонтировать лифт
При общении с УК что-то может пойти не так. Иногда компания просто не отвечает на звонки. А бывает, что диспетчер принимает жалобу, но дальше ничего не происходит — лифт остаётся сломанным значительно дольше обозначенных законом 24 часов.
Если в течение суток после звонка в УК лифт не заработал, сходите в офис и напишите заявление, обязательно потребуйте его зарегистрировать. Часто компания не хочет регистрировать жалобу, если лифт работает, но жильцов беспокоят какие-то неполадки механизмов (типа рывков при движении, странных звуков и т. д.).
Сотрудники УК могут пытаться убедить заявителей, что всё нормально и для данной модели лифта такие особенности допустимы.
При отказе зарегистрировать заявление отправьте его заказным письмом с уведомлением. Лучше, если жалоба будет коллективной.
Во всех этих случаях можно подключить и вышестоящие инстанции, чтобы с их помощью добиться починки лифта.
Куда жаловаться на управляющую компанию
На работу УК в силах повлиять одна из контролирующих организаций:
- Жилищная инспекция (ЖИ). Она контролирует все вопросы, связанные с эксплуатацией жилья.
- Ростехнадзор. Отвечает за выполнение технических регламентов, проводит внеплановые проверки лифтов по заявлениям граждан. Если оборудование находится в неисправном состоянии, Ростехнадзор подключит к решению вопроса прокуратуру или районную администрацию.
- Прокуратура и администрация района. В них можно обратиться не только через Ростехнадзор, но и самостоятельно.
Жаловаться на УК лучше сразу в несколько инстанций: чем больше контролирующих органов подключатся к решению вопроса, тем выше шансы получить результат. Бумаги можно отправить почтой, не обязательно обращаться лично, если для этого нет времени. Письменную жалобу оформляйте в двух экземплярах, один оставляйте у себя. Ответ по закону должен прийти в течение 30 дней.
А ещё, если УК бездействует, можно направить в её адрес досудебную претензию, подробно изложив всю последовательность событий, связанных со сломанным и до сих пор не починенным лифтом. В претензии ссылайтесь на правовые акты, согласно которым УК несёт ответственность за всё общедомовое имущество, включая лифты и лифтовые шахты, и обязана устранять поломки в течение 24 часов.
Обычно после досудебной претензии и проверок со стороны ЖИ, Ростехнадзора и прокуратуры УК всё же выполняет свои обязательства. Если этого не происходит, обращайтесь в суд. УК обяжут не только сделать ремонт, но и, возможно, выплатить вам денежную компенсацию морального ущерба.
А если лифт просто пора менять?
Средний срок эксплуатации лифта составляет 25 лет. Если возраст вашего больше и вы замечаете проблемы в его работе, возможно, лифт пора заменить. Узнайте, сколько лет лифту в вашем доме, на сайте Реформа ЖКХ
Есть два варианта замены лифта — за счёт жильцов и за счёт государства. Учитывая, что стоимость оборудования и работ в среднем составляет 1,5 млн рублей, второй вариант предпочтительнее. Чтобы попытаться поучаствовать в региональной или федеральной программе по замене лифтов, нужно обратиться в Ростехнадзор. В случае положительного решения почти все расходы возьмёт на себя государство.
Полезные документы
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пункт 2, пп. А: лифт, лифтовые и иные шахты входят в состав общедомового имущества; п.
42: управляющие организации несут ответственность за содержание общедомового имущества в надлежащем состоянии как в соответствии с законодательством, так и в соответствии с договором, заключённым между управляющей организацией и жильцами многоквартирного дома.
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, приложение № 2: неисправность лифта должна быть устранена в течение суток после поломки.
Жилищный кодекс РФ, ст. №№ 161, 162, 165: УК обязана содержать общедомовое имущество в исправном и безопасном для жильцов состоянии.
Авторы: команда Яндекс.Недвижимости. Иллюстратор: Павел Пахомов.