Инструкции

Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023

В моем распоряжении оказался документ, в котором указано, как будет посчитан ежемесячный платеж собственника помещения за отопление в 2023 году.

Напомню, что в Москве собственники оплачивают «отопление» по особенному: берётся потребление тепловой энергии за прошедший год и разбивается равномерными платежами в течение последующего года.

Подробнее как рассчитывается платеж за отопление можно почитать тут.

Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023

Рассмотрим документ подробнее. Мои комментарии и открытые вопросы к представителям Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы вынесены отдельно.

В январе 2023 сумма в ЕПД была посчитана по потреблению тепловой энергии за 2021 год (среднее за 2021) и с учетом ограничения платежа гражданина не выше чем 16,2% от суммы в ЕПД за ноябрь 2022 год без учета роста тарифов.

Вопрос 1.Вы сами поняли что написали? Можно привести конкретный пример расчетов, как это делает ГЦЖС с разными типами льгот?

В остальные месяцы 2023 года стоимость отопления будет рассчитываться исходя из среднемесячного потребления за 2022 год. Но это потребление не может быть больше, чем на 7,1%.

Вопрос 2.Не больше, чем на 7,1% от какого параметра? года? объема? Что является «эталоном» потребления?

Рост платы за отопление у собственника не должен превышать 16,2% от платы в ноябре 2022 г. без учета роста тарифов.

Вопрос 3. Смысл в этом ограничении, если вы ранее ограничили плату? Дальнейший рост платы возможен только из-за роста тарифа

С февраля 2023 года начисления по отоплению выполнены по объемам потребления тепловой энергии за 2022 год с учетом ограничения роста платежей собственников не выше, чем 16,2% от платы ноября 2022 год и произведен перерасчет за январь 2023.

Вопрос 4. Так какая величина ограничивает рост: 7,1% в гигакалориях или 16,2% в рублях?

  • Сотрудники Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы запутались в гигокалориях и рублях.
  • Происходящее напоминает мне повторение истории 2022 года, когда вместо применения правил №354 ПП РФ в Москве использовали «современный» подход от Правительства Москвы, как государства в государстве, которую в обиходе работники ЖКХ назвали «формулой Бирюкова»: собственники получили начисления с некой, как казалось тогда, «скидкой», а ПАО МОЭК недополучил доходы.
  • Частные управляющие организации (не ГБУ Жилищник) осуществляющие начисления за ЖКУ через систему ГБУ МФЦ и АСУ ЕИРЦ рискуют и в 2023 году недополучить изрядную часть денежных средств, которые им никто не возместит.

Подобное самовольное изменение порядка начислений в нарушение Правил №354 приведет к снижению количества желающих проводить начисления через ГБУ МФЦ и АСУ ЕИРЦ. Кому нравится, что их раз за разом оставляют без денег. Работа с МФЦ г. Москвы и АСУ ЕИРЦ обходится дорого.

Всех этих извращений с начислениями за отопление в Москве можно избежать, если начислять отопление по факту, как сейчас происходит с потреблением других ресурсов.

Я отправил официальные письма в ГБУ МФЦ, в ГБУ ЕИРЦ и ДЖКХ с просьбой подтвердить истинность этого алгоритма начислений.

Запрос в ДЖКХ о порядке начислений за отопление в 2023 году в Москве

Текст моего запроса в ДЖКХ приведен ниже. Обращался я через систему ГИС ЖКХ с простым вопросом — прошу подтвердить истинность вышеуказанного алгоритма.

Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023

Ответ из ДЖКХ вышел за подписью Павла Калтурина, заместителя руководителя ДЖКХ. Год назад именно он подписывал ответ, что расчет платы за отопление был скорректирован с учетом колебаний температуры воздуха.

Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023

Обратите внимание: ДЖКХ ясно сообщает, что начисления за коммунальную услугу «отопление» в Москве в 2023 г. должны производиться по Правилам №354 ПП РФ, и порядок расчета доведен до подведомственной организации (ГБУ ЕИРЦ).

Никаких искусственных ограничений платежей и тому подобного быть не должно в ЕПД от МФЦ г. Москвы.

Итак, корректировку по отоплению за 2022 год москвичам начислять не будут. Это решение приняли 30.12.2022 на совещании у Сергея Собянина, протокол совещания №4-27-149/22.

А до этого на протяжении почти трех месяцев ГБУ ЕИРЦ и ДЖКХ г. Москвы никак не могло в этом признаться. Как будто три месяца думали, как бы им выкрутиться.

Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023

Эту бумагу я получил от районного МФЦ: наконец-то ГБУ МФЦ перехотело быть крайним в истории с начислениями за отопление.

У меня вопрос к Правительству Москвы:

Зачем вы в официальных ответах вешали лапшу на уши о начислениях за отопление по Правилам №354, если решение о неначислении корректировки было принято 30 декабря 2022 года?

Второй год подряд:

  • Правительство Москвы нарушает Правила №354 ПП РФ
  • ГБУ ЕИРЦ и ГБУ МФЦ оставляет без денег управляющие организации, ЖСК и ТСЖ
  • Снижается доверие к системе расчетов и начислений за ЖКУ через ГБУ МФЦ и АСУ ЕИРЦ

  • ???? Подписывайтесь на мой телеграм канал ➡️ Кирилл Чиркин. Некоторые материалы публикуются только в Telegram.
    ???? Присоединяйтесь к нашему сообществу в Telegram ➡️ ЖКХ и все, все, все

    Годовой перерасчет за тепло. Разбираемся в нюансах — «СГК Онлайн»

    Для кого актуален перерасчет Перерасчет за тепло получают жители далеко н

    Перерасчет за тепло получают жители далеко не всех регионов. В нашей стране есть два варианты оплаты за отопление:

    1. По факту, то есть по показаниям общедомового теплосчетчика, и только в отопительный сезон.
    2. Равными суммами каждый месяц, даже летом, когда отопления нет. Такая система расчетов называется «1/12». Она позволяет распределить коммунальные платежи равномерно по году и избежать их резкого увеличения в отопительный сезон. 

    Перерасчет применяется там, где действует система расчетов «1/12».  Как именно платить, решают власти регионов. Например, в Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске, Назарово действует система расчетов «1/12», а в Канске, Бийске за тепло платят по факту, а значит, никаких перерасчетов не получают.

    2020 год для системы расчетов за тепло в Красноярске станет переходным. До августа включительно красноярцы платят по старой схеме — равными долями по 1/12, и поэтому в начале 2021 года будет проведена корректировка за первые восемь месяцев 2020 года. Она станет последней. С августа 2021 года потребители в Красноярске станут платить за тепло по факту. Все подробности — здесь.   

    Какие дома получают перерасчет

    Сразу уточним, что годовой перерасчет за отопление СГК делает не всем домам, а только тем, где есть общедомовые приборы учета. Они установлены в многоэтажках и считают всё тепло, которое дом потребляет в течение года. Показания теплосчетчика управляющая компания (УК) фиксирует каждый месяц и передает в СГК. Дома без счетчиков всегда платят по нормативам, утвержденным органами власти.

    Как пересчитывают

    Когда год заканчивается, зафиксированный счётчиком объем тепла специалисты СГК сопоставляют с тем, что оплатили жители за 12 месяцев, переводят в рубли (по установленному тарифу). Полученную разницу делят на всех собственников пропорционально площади квартир. В первом квартале жители получают платежку с перерасчетом за прошедший год.

     Она может быть в двух вариантах:

    1. В плюс. Нужно доплатить, так как фактическое потребление дома оказалось больше объема, за который платили весь год.
    2. В минус. Образовалась переплата, так как за год жители заплатили больше, чем действительно потребил дом.

      В этом случае сумма переплаты вычитается из платежек, жители смогут платить за тепло меньше какое-то время.

    Но почему один и тот же дом в разные годы может уйти то в минус, то в плюс? Дело в разнице объемов фактического потребления за год расчетный и предыдущий. Каждый год оно меняется, то в большую, то в меньшую сторону. Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023 Скачать

    Что такое среднее потребление тепла

    Среднее потребление тепла текущего года — это факт потребления тепла в прошлом году, который измеряет общедомовой счётчик, разделенный на 12 равных частей

    Реальные примеры

    Например, в 2017 году жилой дом потребил за год 444 Гкал, что зафиксировал теплосчётчик. Ее разделили на 12 и получили 37 Гкал. Эта цифра стала средним ежемесячным потреблением для дома на 2018 год, то есть жители оплачивали за 37 Гкал каждый месяц года. Но в 2018 году дом фактически потребил больше тепла — 498 Гкал.

    Поэтому в январе 2019 года жители получили квитанции с доначислениями. При этом среднее потребление на 2019 год тоже увеличилось и стало равно 498/12 или 41,5 Гкал. Если в 2019 году дом фактически потребит меньше тепла, то в январе 2020 года люди получат в квитанциях экономию, а их дом — снижение среднего потребления на 2020 год.

    Если потребят больше тепла, то вновь получат перерасчет с доплатой, а среднее потребление дома на 2020 год опять увеличится. В домах, где общедомовые теплосчетчики не установлены, потребители платежки с перерасчетом не получают, они просто платят по 1/12. В Новокузнецке, например, в контуре Кузнецкой ТЭЦ, домов без теплосчетчиков 41 %.

    В Кемерове — менее 1%.

    Что влияет на потребление тепла

    Во-первых, погода. Чем зима морознее, тем больше дом потребляет тепла. На объем потребления влияет и продолжительность отопительного сезона. Во-вторых, содержание дома. Расход тепла в большой степени зависит от теплоизоляция здания.

    И тут можно спросить управляющую компанию: что сделано, чтобы избежать потерь тепла? Насколько плотно закрываются двери в подъезде, нет ли щелей в оконных рамах, утеплены ли чердаки и так далее?

    В-третьих, расход тепла увеличивает дряхлая общедомовая система отопления: неисправные вентили на трубах, в подвале, отсутствие теплоизоляции.

    У каждого дома — свой тепловой узел. Он регулирует температуру, давление горячей воды, которая пришла с ТЭЦ.

    И если оборудование в нём работает исправно, точно настроены все параметры, то и тепло в доме не будет расходоваться впустую, и жители не будут мерзнуть.

    Обслуживать тепловой узел должна управляющая компания, а собственники квартир — требовать, чтобы все процедуры были проведены вовремя.  

    Когда перерасчет «срывает» УК

    Есть еще один важный момент, который влияет на годовой перерасчет за тепло. Проблемы могут возникнуть из-за того, что управляющая компания несвоевременно передает показания общедомовых приборов учета в ресуроснабждающую организацию, например СГК. Причиной этого чаще всего оказывается неисправность счетчиков. Следить за их техническим состоянием должна опять же управляющая компания. 

    По завершении года перерасчет все равно будет проведен. Но за те месяцы, за которые не были предоставлены показания, будут использованы средние данные или нормативные цифры. И то, и другое не отражает реального потребления.

    • Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023

    Понравилась наша статья? Поделитесь!

    Блог

    Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023 Источник фото: https://www.pexels.com/

    Думаю, что ни для кого не будет секретом, что 354-е Постановление Правительства тот еще «фолиант».

    Данный документ поистине уникален, так как у каждого читателя есть свое видение его применения на практике и он искренне считает, что именно его позиция единственно верная.

    Не стал исключением и случай расчета размера корректировки платы за отопление при «перетопе» в квартире, когда собственники жалуются на то, что в помещении не по правилам жарко и УК (ТСЖ) им за это должна денег. Вот эту ситуацию в статье мы и разберем.

    Предыстория:

    В одном городе (название не столь критично) есть так любимая всеми государственная жилищная инспекция, в которой работают излишне уверенные в своей правоте сотрудники (среди них однозначно есть хорошие, но мы их не знаем).

    Я сам в начале своей трудовой деятельности поработал на государство и могу с уверенностью сказать, что достаточно нескольких месяцев работы на благо родины и твой ранее незамутненный ранее мозг отказывается воспринимать реальность во всем ее великолепии и разнообразии. Будучи слугой государевым, ты перестаешь думать критически, так как ты получаешь власть над всеми этими «упырями», которые вечно от тебя что-то хотят.

    Будучи самым мелким клерком ты становишься «властелином» душ… Не верите – включите телевизор)))

    Ну дело не в этом – в одной из квартир, расположенных в МКД, было жарко.

    Собственник квартиры (чтобы не придирались – потребитель) обратился в управляющую компанию (далее по тексту – УК), которая, как положено по Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), измерило температуру воздуха в помещении и сделала перерасчет стоимости услуги отопления.

    Изначально было начислено за отопление 1 320 руб.

    Перерасчет был произведен в пределах указанной суммы.

    Вроде бы конфликт исчерпан и зло в лице УК повержено. Но упертый собственник, считая, как герой известного мультфильма, что маловато будет, обратился с жалобой в органы ГЖИ на «неправомерные» действия сотрудников УК.

    Сотрудник ГЖИ потребовал, чтобы УК произвела перерасчет в «минус», что фактически означает, что собственник помещения мало того, что не будет платить за период нарушения качества коммунальной услуги, так еще и получит своеобразный доход.

    А теперь давайте разбираться, почему сотруднику ГЖИ необходимо идти в отпуск (про увольнение не говорю, так как пенсия для чиновника – это святое, а для пенсии надо, к сожалению, работать на госслужбе).

    1. Относительно порядка расчета размера корректировки платы за отопление.

    В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

    Согласно пп.«в» п. 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.

    Как указано в п.

    15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014).

    • Важное уточнение: допустимое превышение нормативной температуры в помещении — не более 4 °C, а это значит, что если, к примеру, в помещении 22 °C вместо 18 °C, то перерасчет не делается.
    • За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
    • Давайте разберем ситуацию:
    • Нормативная температура согласно Правил 354 = 18 °C
    • Зафиксированная температура = 30 °C
    • Фактическое отклонение температуры от нормативной = …
    • Здесь давайте остановимся поподробнее:
    • Еще раз внимательно прочитаем п.15 Приложения 1 Правил 354:
    • «в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2014)».
    • То есть Правила 354 устанавливают «лимит» корректировки для перерасчета «вниз», когда фактическая температура в помещении ниже установленной Правилами 354.

    В нашем же случае нужен «лимит» температуры для перерасчета «вверх», так как у нас идет «перетоп».

    Найти данный «лимит» можно в ГОСТ 30494-2011, в котором прямо указано, что в жилых комнатах температура должна быть не выше 24 °C (таблица 1).

    Аналогичная температура приведена и в приложении №2 к СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

    1. Допустимое отклонение температуры согласно Правил 354   = 4 °C
    2. Размер платы  = 1320 руб.
    3. «Расчетное» отклонение = 30°C — 24° C –4° C = 2 ° C (именно этот показатель используется для корректировки).
    4. 31 день * 24 часа  = 744 часа — это суммарное количество часов в расчетном периоде)
    5. 1320 * 0,15% * 2 = 3,96 руб. – максимально возможный размер корректировки за 1 час при отклонении температуры в 2 °C

    3,96 руб./час * 744 часа = 2946,24 руб. – максимально возможный размер корректировки за 31 день при указанных параметрах расчета.

    Обратите внимание, при начисленной сумме в 1320 руб. сотрудник ГЖИ требовал перерасчет на 2946,24  руб., то есть «подарок» жителю (может сотрудник ГЖИ был в доле???) должен был составить 1626,24 рублей.

    Клево же, правда?

    А теперь к реалиям…

    Требование ГЖИ в части перерасчета на максимально возможный размер противоречит действующему законодательству, так как согласно п.

    98 Правил 354 «при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества … размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги».

    Иными словами, максимум, что может добиться потребитель от исполнителя коммунальных услуг – это «обнуление» стоимости отдельного вида коммунальной услуги и «заработать» в данном случае у потребителя не получится.

    2. Относительно порядка замера температуры внутри жилого помещения.

    Детально прописанного порядка замера температуры внутри жилого помещения с целью определения нарушения качества предоставляемой коммунальной услуги законодательство не содержит.

    В Приложение №1 к Правилам 354 указано, что «температуру воздуха жилых помещений для коммерческих расчетов с достаточной достоверностью можно определять только приборным методом в соответствии с ГОСТ 30494-96 или Приложением N 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» раздел VI».

    В п. 6.8 ГОСТа 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» (введен в действие Приказом Росстандарта от 12.07.

    2012 N 191-ст) указано, что «при ручной регистрации показателей микроклимата следует выполнять не менее трех измерений с интервалом не менее 5 мин, при автоматической регистрации следует проводить измерения в течение 2 ч.

    При сравнении с нормативными показателями принимают среднее значение измеренных величин».

    Измерение результирующей температуры следует начинать через 20 мин после установки шарового термометра в точке измерения».

    Исходя из п.6.8 ГОСТа 30494-2011 на саму процедуру измерения температуры воздуха в помещении должно уходить не менее 35 минут и порядок измерения температуры после обеспечения потребителем доступа в жилое помещение должен быть следующим:

    • 1)      установка шарового термометра в точке измерения;
    • 2)      ожидание 20 минут с момента установки шарового термометра в точке измерения;
    • 3)      осуществление трех измерений температуры в точке измерения с интервалом не менее 5 минут между измерениями;
    • 4)      составление акта измерения температуры воздуха;
    • 5)      подписание акта измерения температуры воздуха с потребителем.

    Согласно Приложению №1 к Правилам 354 (аналогичная норма содержится в п.6.

    3 ГОСТ 30494-2011) указанная выше процедура измерения температуры воздуха в жилых помещениях осуществляется «в комнате (при наличии нескольких комнат — в наибольшей по площади жилой комнате), в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м».

    Вывод: если сотрудник УК пришел в помещение измерять температуру – он может смело 20 минут лежать на хозяйском диване, пить чай и слушать рассказы про ворьё в ЖКХ. За это время он сам и температура в помещении должна «устаканиться».

    Согласно п.6.5 ГОСТа 30494-2011 Результирующую температуру помещения следует вычислять по формулам, указанным в Приложении А.

    Измерения температуры воздуха проводят в центре помещения на высоте 0,6 м от поверхности пола для помещений с пребыванием людей в положении сидя и на высоте 1,1 м в помещениях с пребыванием людей в положении стоя либо по температурам окружающих поверхностей ограждений (см. Приложение А), либо по данным измерений шаровым термометром (см. Приложение Б ГОСТ 30494-2011 ).

    Указанный выше порядок измерения температуры внутри помещения в МКД является единственно верным.

    Примечание:

    Параллельно с замером температуры необходимо составить акт осмотра жилого помещения на предмет несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов.

    При обнаружении факта наличия несогласованного изменения количества, типа или мощности отопительных приборов данный факт обязательно должен отражаться в акте осмотра и фиксироваться подписью сотрудников исполнителя и собственником помещения.

    Составление такого акта, при наличии указания в нем на нарушение собственником помещения переустройства жилого помещения, позволит в последующем отказать в произведении перерасчета.

    1. Как-то так…
    2. Итоговые выводы:
    3. 1)      Сотрудники ГЖИ: учите нормы законодательства, по которые проверяете УК и ТСЖ.

    2)      Сотрудники УК и ТСЖ: спешка хороша при ловле блох. Делайте всё как положено и оградите себя от кучи проблем.

    3)      Собственники помещений: тепло дома – лучше чем холод.

    С уважением, Кочетков Юрий.

    P/S Для особо упоротых критиканов и борцов за справедливость – я живу не в частном доме, а в обычной многоэтажке, поэтому как и все вы имею претензии к своей УК. Но, мне жалко свое личное время тратить на борьбу с УК, так как лучше потратить его на семью, друзей и хобби. Мир вам)))

    Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже. 

    Расчет платы за отопление: новшества законодательства и регулирования

    Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023

                В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

                Общие моменты по оплате отопления

                Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

    — расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

    — размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

    — в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

    — оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

                Варианты оплаты отопления: старое и новое

                Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

                Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

    1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

    1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
    2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

    — на основании показаний ИПУ данного помещения;

    — к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

                Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

                Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

    1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

    — по показаниям ИПУ;

    — к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

    •             В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:
    • — если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;
    • — этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

                В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

    1.             Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:
    2. — чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;
    3. — чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

                В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи.

    А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

                В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

                Слабые места регулирования платы за отопление

                Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению.

    Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме).

    Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

                Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры.

    При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет.

    В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

                Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление.

    Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа).

    Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

                Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом.

    В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354).

    А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

                 Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

    https://pavelkuznetzov.ru/

    Как начисляется плата за отопление

    • Есть несколько способов начисления платы за отопление. На способ расчета влияют:
    • · Наличие или отсутствие приборов учета тепла в доме;
    • · Период начисления платы – только в отопительный сезон (7 месяцев в году) или в течение всего года (12 месяцев);
    • · Площадь дома, площадь квартиры;
    • · Тариф на тепловую энергию;
    • · Норматив потребления;
    • · Фактический объем потребления.

    Если в доме нет приборов учета, то плата за отопление начисляется с учетом норматива. Норматив утверждается уполномоченными органами.

    Если дом оборудован приборами учета, то плата начисляется исходя из фактического объема потребления. Это делается двумя способами:

    · Равномерно в течение года (1/12). В текущем году начисления производят исходя из среднемесячного объема потребления по показаниям приборов учета за прошлый год.

    В первом квартале следующего года теплоснабжающая и управляющая организации снимают показания общедомовых приборов учета, считают, сколько фактически было потреблено тепла, и сравнивают с тем количеством, за которое была начислена плата. По полученной разнице проводится корректировка платы.

    · В течение отопительного периода (1/7). При таком способе расчетов житель платит по показаниям приборов учета только в отопительный период. Суммы начислений могут меняться от месяца к месяцу т.к. привязаны к фактическому потреблению тепловой энергии. Оно, в свою очередь, зависит от наружной температуры.

     Узнать, как начисляется плата за отопление и кто поставщик услуги, можно в своей управляющей или ресурсоснабжающей организации.

    В верхней части платежных документов МосОблЕИРЦ указана управляющая компания, а в сноске под справочной таблицей — поставщики коммунальных услуг, если у жителей заключены с ними прямые договоры.

    О том, как начисляется плата за отопление, можно узнать в личном кабинете клиента «МосОблЕИРЦ Онлайн». В разделе «Умная платежка» нужно зайти в «Правила начислений». Второй способ – зайти в «Онлайн-помощник» – раздел «Начисления» – «Расчет платы за отопление», «Перерасчет платы за отопление», «Корректировка платы за отопление».

    Кроме того, можно получить разъяснения и консультации в клиентских офисах МосОблЕИРЦ или позвонив в контактный центр по телефону 8 499 444 01 00.

    Корректировка платы за тепло. Ещё раз, более детально

    Подборка ответов на вопросы о корректировке платы за отопление.

    Предварительная публикация данных по корректировке принесла ожидаемые плоды – появилась обратная реакция. И не только от управляющих компаний, жителей и контролирующих органов, но и от журналистов.

    Вопросы, в целом, однотипные – почему проводятся корректировки, как считаются, что делать, чтобы уменьшить суммы корректировок и т.д. Мы сгруппировали вопросы по своему содержанию и подготовили ответы.

    На каком основании проводятся корректировки?

    Корректировка платы за отопление проводится согласно п. 3(2) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354(далее Правила №354).

    • Как часто проводятся корректировки?
    • Корректировка проводится ежегодно, в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
    • Все ли дома попадают под корректировку платы за отопление?

    Нет, не все. Корректировка платы проводится в домах, оборудованных общедомовым прибором учёта тепловой энергии.

    Как определяется размер корректировки платы за отопление?

    Методология определения размера платы за отопление и проведения корректировок дана в вышеуказанных Правилах. В общем и в целом считается следующим образом:

    Для расчёта объёмов потребления тепла берутся данные прошедшего года – норматив потребления тепла и фактическое потребление тепла. Из нормативной величины потребления тепла вычитается величина фактического потребления за прошедший год. Разность — это базовая величина для корректировки размера платы.

    При проведении расчёта платы берутся ФАКТИЧЕСКИЕ данные потребления тепла за 1 и 2 полугодие отдельно, умножаются на соответствующий тариф (тарифы 1 и 2 полугодия разнятся, 1590,90 руб. и 1695,11 руб. соответственно), затем складываются.

    Из полученного результата вычитается суммарное начисление в течение года – это и есть величина корректировки. Эта сумма делятся на общую площадь жилых помещений, в результате появляется размер корректировки платы на 1 кв. м. жилой площади.

    Откуда берутся данные для проведения расчётов?

    Нормативная величина определяется как объём потреблённого тепла за предыдущий год и разделённый на 12 месяцев. Так как в Удмуртии платят за тепло в течении всего года ежемесячно.

    Фактические данные определяются по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Показания передаёт управляющая компания. Коллективный прибор учёта является общедомовым имуществом, за правильность его работы и техническое состояние отвечает управляющая компания.

    Информация по площади жилых и нежилых помещений есть в ГИС ЖКХ. Именно этими данными пользуются и в Удмуртском филиале ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», и в контролирующих органах. Информацию в ГИС ЖКХ загружает управляющая компания.

    1. Если общедомовой прибор учёта работал не весь отопительный период?
    2. В этом случае первые три месяца считаются исходя из исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ за отопительный период, а начиная с четвёртого месяца считают с применением норматива потребления тепла.
    3. Аналогично считают и в том случае, когда управляющая компания не предоставила данные приборов учёта.
    4. Что необходимо предпринять жителям, чтобы уменьшить размер корректировки?

    Есть два пути. Первый – провести мероприятия, направленные на снижение объёмов потребления тепла. Это совместная работа жителей и управляющей компании. Это может быть и установка вторых дверей в подъездах, и контроль работы элеваторного узла, и монтаж приборов погодного регулирования, и применение теплоизоляционных материалов при проведении ремонтных работ.

    Есть второй путь, позволяющий полностью уйти от ежегодных корректировок платы за отопление – переход на оплату по факту. Сегодня по фактическим затратам отопление оплачивают жители Можги и Воткинска. В 2018 году к ним присоединятся и жители Завьяловского района. Для перехода на новую систему оплаты жителям необходимо изъявить свою волю и добиться от администрации города принятия соответствующего решения.

    О корректировке платы за отопление по итогам 2021 года. вниманию жителей на прямых договорах и получающих платежные документы от пао «моэк»! — физическим лицам

    • В последнее время поступает большое количество обращений от жителей столицы по вопросу увеличения платы за коммунальную услугу «отопление» в расчетно-платежных документах.
    • На территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок внесения платы за коммунальную услугу равномерно в течение календарного года.
    • В связи с применением данного порядка объем коммунальной услуги по отоплению, подлежащий оплате собственниками помещений в многоквартирных и жилых домах, в случае перехода на прямые договоры ПАО «МОЭК» определяет исходя из показаний общедомового прибора учета, индивидуальных приборов учета тепловой энергии (при их наличии) за предыдущий год и площади жилого/нежилого помещения в МКД[1].
    • При этом стоимость потребленной в помещениях МКД тепловой энергии подлежит корректировке в I квартале года, следующего за расчетным годом, до фактического объема потребления за расчетный год[2].

    Иными словами, плата по отоплению в течение 2021 года рассчитывалась как 1/12 от потребления 2020 года. В начале 2022 года была проведена корректировка платы за коммунальную услугу до фактического размера потребления тепловой энергии в 2021 году (отражена в платежных документах за февраль 2022 года).

    Данная корректировка является положительной (то есть с доначислением платы) поскольку средняя температура воздуха в месяцах отопительного периода 2021 года оказалось значительно ниже аналогичных показателей 2020 года. Соответственно и объем потребленной в 2021 году тепловой энергии превысил объем потребления 2020 года.

    В целях заботы об экономических интересах населения ПАО «МОЭК» совместно с Правительством г. Москвы принято решение об оплате корректировки платы за отопление равными долями до конца 2022 года.

    В связи с чем в платежные документы в марте 2022 года будут внесены указанные изменения.

    Обращаем внимание: по данным официального портала мэрии mos.ru в городе вступили в силу новые правила по оформлению предназначенных для оплаты коммунальных услуг субсидий.

    Субсидия на ЖКУ в столице — одна из самых распространенных мер поддержки. Выяснить, имеете ли вы право на такую поддержку и в каком размере, очень просто — правила ее расчетов размещены на сайте Городского центра жилищных субсидий.

    Для этого достаточно учесть совокупный доход всех членов семьи за последние шесть месяцев и посчитать, какая его часть уходит на оплату ЖКУ. Если больше 10 % — значит, имеете полное право на субсидию. Но можно и вообще ничего не считать.

    На сайте есть таблица максимального совокупного (ежемесячного) дохода семьи, который дает право на субсидию с 1 января 2022 года.

    С заявлением о предоставлении субсидии жители столицы могут обратиться онлайн через официальный портал мэра Москвы или обратиться лично в Центры государственных услуг г. Москвы «Мои документы» (МФЦ).

    [1] В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

    [2] п. 3.4 приложения № 2 к Правилам № 354