Платить ли за общедомовой счетчик теплоэнергии не будучи собственником квартиры 2023
Общедомовой счетчик отопления – это прибор учета, который подсчитывает, сколько теплоэнергии было поставлено в дом ресурсоснабжающей организацией. Он устанавливается на магистрали, от которой отходят теплоснабжения непосредственно в квартиры. Мало кто задумывается о том, кто должен устанавливать общедомовой счетчик на отопление, сколько это стоит и кто за это платит.
Кто отвечает за общедомовой счетчик тепла в многоквартирном доме
Вопрос о том, кто должен устанавливать общедомовой счетчик в многоквартирном доме, мы с вами рассмотрим далее, а сейчас узнаем, кто обязуется менять, ремонтировать и иными способами обслуживать прибор учета.
Ответ простой – счетчик является общим имуществом, соответственно, ответственность за его содержание и дальнейшую эксплуатацию несет на себе та управляющая организация, на балансе которой стоит дом.
То же самое касается ремонта и поверки.
Надо понимать, что управляющая организация не занимается непосредственно установкой или обслуживанием счетчиков. Ее задача – выделить финансы и заказать услуги профессионалов, работающих в профильных компаниях.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление
Ответ на вопрос о том, сколько стоит общедомовой прибор учета тепловой энергии, вполне может повергнуть в шок многих городских жителей и не только. Многие считают, что такой счетчик ничем не отличается от квартирного, а соответственно, стоить должен или столько же, или незначительно больше. Однако стоимость общего прибора учета, как правило, на порядки выше, чем квартирного.
Средняя цена общедомового счетчика тепловой энергии составляет около 60 тысяч рублей. Цифра весьма примерная, так как стоимость зависит от нескольких факторов, в том числе от конкретной модели и производителя.
В любом случае экономить на его покупке не рекомендуется. Это чревато не только высокой погрешностью, а вместе с ней и увеличенной платой за оплату энергоресурсов, так и возникновением аварий.
Это практически исключено в случае установки хорошего прибора.
Примечательно, что жильцам доступно несколько способов оплаты монтажа счетчика. В первую очередь это единовременный платеж в случае, если в наличии есть вся сумма. Только этот вариант доступен юридическим лицам, заказывающим установку счетчика.
Также доступно оформление рассрочки на срок до 60 месяцев, причем сумма погашается равными платежами ежемесячно. Ест и третий вариант – погашение суммы из средств фонда капительного ремонта.
Это возможно в том случае, если установка общедомового прибора учета внесена в список работ в рамках капремонта.
Сколько стоит установка или замена общедомового счетчика на тепло
Надо понимать, что цена самого счетчика тепла – лишь малая часть суммы, которую необходимо затратить на установку под ключ. Полный прайс включает в себя перечисленные далее расходы:
- разработка и дальнейшее согласование проекта;
- покупка теплосчетчика, датчиков и расходомеров;
- закупка вспомогательных материалов для монтажа;
- непосредственно установка общедомового прибора;
- пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию.
В общей сложности с учетом всех перечисленных выше пунктов полная установка общедомового счетчика теплоносителя может составлять от 180 до 250 тысяч рублей. Здесь опять же все зависит от конкретного дома. В некоторых случаях на разработку и реализацию проекта уходит еще больше.
Кто устанавливает общедомовые приборы учета тепловой энергии
Согласно Федеральному закону №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», все потребляемые энергетические ресурсы обязательно должны подлежать учету. Именно для этого устанавливаются общедомовые приборы учета в многоквартирных домах. Но что, если в многоквартирном доме все еще нет счетчика? Узнаем, кто именно несет ответственность и должен поставить общедомовой счетчик на отопление.
В соответствии с упомянутым выше Федеральным законом, обязанность по монтажу прибора учета для многоквартирного дома лежит на плечах собственников квартир. Согласно постановлению правительства, жильцы должны скоординировать усилия и сообща выбрать компанию, которая продаст оборудование, и подрядчика, который возьмет на себя установку общедомового счетчика.
С другой стороны, с 1 июля 2012 года и далее в многоквартирном доме отсутствует прибор учета тепловой энергии, взять на себя ответственность по его установке обязана ресурсоснабжающая организация. Также же она должна организовать проектирование и проведение монтажных работ.
Процедура установки
Монтаж общедомового счетчика тепловой энергии – это последовательный и сложный процесс. В первую очередь проводится собрание собственников многоквартирного дома.
Это обязательное условие, которое, к тому же, является основанием для дальнейшего монтажа. Инициатором такого собрания в большинстве случаев становится управляющая компания.
Если домом управляет ТСЖ, ЖК или ЖСК, собрание проводится по желанию собственников на основании от 10% их подписей.
Следующие этапы:
- Выдача теплоснабжающей организацией технических условий на установку общедомового счетчика.
- Разработка проекта на установку и подготовка сметы проектной организацией с учетом выбранной модели прибора и места монтажа.
- Согласование подготовленного проекта в ресурсоснабжающей компании, которая ранее выдала технические условия.
- Покупка прибора учета теплоэнергии, утвержденного проектом, причем обязательно с наличием поверительного клейма.
- Монтажные работы и ввод общедомового счетчика в эксплуатацию, после чего весь процесс подходит к логическому завершению.
Итак, теперь вы знаете, кто должен платить за установку прибора учета электроэнергии, и кто этим вообще должен заниматься. Эти знания определенно поднимут ваш уровень бытовой грамотности. Что касается самих счетчиков, обязательно покупайте их в проверенном месте. Например, РосСчет предоставляет большой ассортимент относительно недорогих приборов учета для домовых нужд.
Как жильцам установить общедомовой счетчик тепла: алгоритм действий
Коммунальные тарифы постоянно растут, и жители ищут легальные пути экономии. Основной платеж зимой — плата за обогрев квартиры.
Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме позволяет существенно снизить платежи.
Жильцам многоэтажек стоит разобраться, есть ли выгода от теплосчетчика, как организовать установку, обязательно ли его ставить и как будет начисляться плата за отопление.
Зачем нужен общедомовой прибор
Владельцы квартир уже привыкли к локальным счетчикам, которые монтируются в квартире или на лестничной площадке. Для учета тепловой энергии ставят общедомовые приборы учета тепловой энергии. Они устанавливаются на один подъезд или на весь дом.
На основании закона, учет тепловой энергии должен осуществляться в каждом многоквартирном доме. Основная задача, которая должна решаться с помощью счетчиков, по задумке законодателей — это рачительное и экономное отношение к потреблению тепловой энергии.
Но установка приборов связана со значительными материальными затратами, которые ложатся на плечи жильцов дома.
Эти приборы сами по себе не экономят тепло, они только считают расход. Экономии можно добиться, если жильцы будут соблюдать определенные правила. Они необходимы, чтобы сократить ненормативные потери, и зависят от состояния окон, их остекления, наличия или отсутствия дверей в подъезде, и их утепления.
Подъезды, чердаки и подвалы являются общедомовым имуществом, которое отапливается. И за их отопление приходится платить всем жильцам. Если постоянно держать открытым окно, то сложно будет сэкономить на оплате отопления.
Причем расплачиваться за это придется всем жителям подъезда. Так как стоимость будет регистрироваться общедомовым прибором учета, и распределяться на всех жителей. Установка счетчика тепла будет выгодна при условии:
- Жители многоквартирного дома ответственно подходят к теплоизоляции своего строения. Если здание оборудовано теплосчетчиком, то оплата за отопление будет начислена за потребленную энергию, а не по региональным тарифам, где учитывают нормативные потери. А в каждом регионе они свои и зачастую превышают реальные в несколько раз;
- Счетчики стимулируют жителей рационально относиться к сохранению тепла не только в квартире, но и подъезде. Все двери в холодное время года должны быть постоянно закрыты. Окна отремонтированы и остеклены. Когда люди понимают, что открытая дверь или разбитое окно отразится на сумме платежа, это будет лучшим стимулом для содержания подъезда в порядке;
- Монтаж прибора учета тепла подтолкнет управляющие компании ответственно относиться к своим обязанностям. Жители потребуют содержать имущество в надлежащем порядке. Ведь они оплачивают эти услуги из своего кармана.
Жильцов не заставят оплачивать долги соседей за коммуналку
© Тимур Ханов/ПГ
Раньше собственники жилья платили за общедомовые нужды (ОДН) по нормативу, а перерасход покрывала управляющая компания. Теперь жильцы будут оплачивать все фактические затраты на ОДН, исходя из показаний общедомового прибора учета.
В СМИ появилась информация о том, что если кто-то из собственников не платит за коммуналку, то сумму их долга могут распределить между соседями. В Комитете Госдумы по строительству и ЖКХ опровергли эту информацию и заверили, что каждый будет нести ответственность только за свою долю в общедомовом имуществе.
Как изменится оплата за ОДН, россияне узнают только в начале 2023 года.
Платить по факту, а не по нормативу
Механизм расчета платежей за общедомовые нужды изменился с 1 сентября в соответствии с постановлением Правительства от 03.02.2022 №92. В эти расходы входит плата за электричество для работы лифта, домофона и освещения, воду для мытья лестницы, полива цветов, промывки отопительной системы. В платежных квитанциях указывают отдельно сумму к оплате за коммунальные услуги и за ОДН.
Как пояснил глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов в своем Telegram-канале, раньше собственники квартир платили за ОДН по нормативу.
«Если в доме стоял общедомовый прибор учета, то перерасчет не делался, так как не было специального механизма, — отметил депутат.
— Теперь он есть, и при наличии общих счетчиков плата будет распределяться равномерно среди всех собственников».
Согласно постановлению, перерасчет будут делать в конце года, сравнивая ранее поступившую от жильцов оплату и фактические расходы на ОДН за год, зафиксированные приборами учета. Если обнаружат долг, его распределят по всем квартирам в зависимости от их площади.
По мнению Пахомова, это справедливо и, во-первых, заставит людей бережно относиться к ресурсам, а во-вторых, позволит им сэкономить. «Жильцы могут попросить управляющие компании установить энергосберегающие лампочки, проверить, не текут ли трубы в подвале. Людям будет выгодно беречь ресурсы», — сказал Сергей Пахомов «Парламентской газете».
Сергей Пахомов © Нина Зотина/РИА Новости
Управляющие компании освободили от ответственности
Перерасход за общедомовые нужды образуется из-за несвоевременной подачи показаний счетчиков, утечек воды из общих труб, аварий в доме, использования освещения в подъездах в дневное время. Раньше жильцы платили за ОДН по нормативу, а долги за перерасход погашали управляющие компании. Теперь их исключили из процесса, и все платежи за перерасход легли на плечи жильцов.
Получается, что теперь у управляющих компаний нет стимула следить за экономией воды и электричества в доме и за исправным состоянием инженерных сетей.
Сергей Пахомов сообщил, что комитет будет предлагать Минстрою варианты, чтобы управляющие компании тоже несли ответственность за ресурсы.
«Это упущение разработчиков новых правил, и мы будем думать, как можно поправить документ», — сказал он «Парламентской газете».
• Поехавшая крыша поможет быстрее получить новую квартиру • Отмену решений фальшивых собраний жильцов хотят упростить
Отвечать за должников не придется
В некоторых СМИ появилась информация, что платежи за ОДН хотят распределять таким образом, что добросовестным плательщикам придется отвечать за должников.
«Это не так. Каждый будет нести ответственность в пределах своей доли в общедомовом имуществе, — заверил Сергей Пахомов. — За соседей никто платить не будет».
Ближайший перерасчет за ЖКУ планируют в начале 2023 года. В конце 2022 года поставщики ресурсов сверят объем поставленных услуг, исходя из показаний общедомовых счетчиков, с поступившей от жильцов оплатой. Разницу между оплаченными и фактическими расходами включат в платежки.
Чтобы проконтролировать, как может измениться плата жильцов за ОДН, Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ планирует запросить в Минстрое прогнозные расчеты. «И если у нас будут опасения, что кому-то могут несправедливо начислить что-то лишнее, то совместно с Правительством мы это нивелируем», — отметил Пахомов.
До 1 января, когда будут составлены новые платежные квитанции, есть возможность поправить формулу расчета оплаты.
https://www.youtube.com/watch?v=8gjt_inrwJk\u0026pp=ygWaAdCf0LvQsNGC0LjRgtGMINC70Lgg0LfQsCDQvtCx0YnQtdC00L7QvNC-0LLQvtC5INGB0YfQtdGC0YfQuNC6INGC0LXQv9C70L7RjdC90LXRgNCz0LjQuCDQvdC1INCx0YPQtNGD0YfQuCDRgdC-0LHRgdGC0LLQtdC90L3QuNC60L7QvCDQutCy0LDRgNGC0LjRgNGLIDIwMjM%3D
Новые правила не приведут к увеличению расходов жильцов на содержание общедомового имущества, полагает глава Комиссии Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская.
«На самом деле у нас завышенные нормативы потребления коммунальных услуг, и платить по счетчикам выгоднее, это большая экономия для граждан и по воде, и по теплу, в том числе по общедомовым параметрам», — сказала Хованская «Парламентской газете».
5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла
- Дмитрий Бурняшев
- Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
- специально для ГАРАНТ.РУ
По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 261-ФЗ).
Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.
В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.
№ 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.
Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?
Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. «к» п. 11 Правил).
Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п.
18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).
Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?
Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.
Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.
Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.
https://www.youtube.com/watch?v=8gjt_inrwJk\u0026pp=YAHIAQE%3D
ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.
Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. «к» п. 11 Правил.
А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г.
№ Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).
В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления.
УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку.
При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.
Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).
Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?
Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г.
№ 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД. В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.
В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?
Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:
- почтового отправления;
- электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
- государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
- нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
- через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;
Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.
За чей счёт покупается и устанавливается общедомовой счётчик?
Объясняем, для чего нужен ОДПУ и кто должен оплачивать его установку.
– В квитанциях по оплате ЖКХ за ноябрь месяц 2017 г. УК включила графу «Оплата установки ОДПУ». Сумму, которую указывает УК, мы должны будем оплачивать в течении пяти лет, плюс ко всей этой сумме — 40% за банковские начисления и комиссия при оплате квитанции каждый месяц 10%.
От УК оповещения собственников дома об этой плате не было! Ранее на общих собраниях шёл разговор о возможности оплаты установки ОДПУ собственниками дома, но люди были не согласны, и было принято решение оплачивать такие работы за счёт услуги «Содержание общего имущества».
И это не маленькие суммы тоже! Законно ли решение УК о дополнительных поборах с собственников нашего дома без их согласия и возможно ли оплачивать установку ОДПУ из услуги «Содержание общего имущества»?
В соответствии с постановлением правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в отношении объектов, где ещё не установлены общедомовые счётчики, действуют повышающие коэффициенты к нормативам. С 2017 года коэффициент равен 1,6. То есть жильцы домов без ОДПУ платят в 1,6 раз больше. Так что сегодня жить без общедомового счётчика стало совсем не выгодно. Это постановление действует с 2013 года, однако до сих пор общедомовые счётчики установлены далеко не везде.
Для чего нужен общедомовой счётчик?
ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.
https://www.youtube.com/watch?v=MrH4qq4TyRU\u0026list=PL9ucB2RV5mkmOPrClSTpegukqD14LKlRI
Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.
Установка ОДПУ позволяет:
- оплачивать за потребление ресурса по факту;
- разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;
- фиксировать потерю ресурсов.
Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.
Нужен ли общедомовой счётчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учёта?
Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды — ОДН).
В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок).
Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки.
В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 — 2%.
При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.
Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.
Кто должен оплачивать установку ОДПУ?
Согласно п. 38 (1) Постановления Правительства РФ от 13.08.
2006 N 491, «собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учёта на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества».
При установке ОДПУ каждому собственнику предъявляется к оплате счёт, в котором помимо общей информации о стоимости счётчика должны быть сведения о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.
Расходы каждого собственника определяются в долях пропорционально площади квартиры (или квартир), принадлежащих каждому собственнику (федеральный закон «Об энергосбережении»). Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.
К примеру, если площадь квартиры составляет 100 кв. м, площадь дома – 9 000 кв. м, а общего имущества – 1500 кв. м, то доля собственника составит 100 / 9000 х 1500 = 16,67 кв. м.
— Если сверх минимального перечня какой-либо фонд предусмотрен УК (например, фонд текущего ремонта или дополнительные взносы), то из него можно оплатить установку ОДПУ, — отмечает эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев.
— Но, как правило, такие фонды не предусматриваются. Только в единичных случаях есть дополнительные доходы за счёт рекламы или сдачи в аренду придомовой территории. И если эти деньги идут не в общую «копилку», то на них ещё можно установить ОДПУ.
Собственники не могут просто так взять и на общем собрании решить, что на установку счётчика нужно перечислить 10 тысяч рублей из статьи «Содержание общего имущества». Эти средства запланированы именно на содержание дома, для выполнения минимального перечня работ.
И всё, что идёт сверх этого, должно быть оплачено дополнительно.
Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ?
Общедомовые приборы учёта должны были быть установлены в обязательном порядке ещё в 2012 году. Тогда действительно управляющие компании обязаны были оповещать собственников, в противном случае им грозил штраф. Однако сейчас ситуация в корне изменилась.
— Законная обязанность УК — установить общедомовой счётчик через ресурсоснабжающие организации. Сейчас такие счётчики обязаны быть по закону, и никакого наказания для УК не будет, если они не предупредят собственников об установке ОДПУ, — отмечает Андрей Воробьев.
Каким образом оплачивается установка ОДПУ?
Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:
- единоразово в 100% размере внести оплату до или после установки счётчика;
- использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника в оплате ОДПУ выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом кроме стоимости прибора дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Решение о том, кто будет устанавливать счётчик, принимает общее собрание собственников дома. Вы вправе выбрать тип счётчика, его стоимость, надёжную монтажную организацию, которая его установит за приемлемую плату и даст соответствующую гарантию.
А если собственники отказались платить за установку ОДПУ?
В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.
https://www.youtube.com/watch?v=wkDQV4hOxj0\u0026list=PL9ucB2RV5mkmOPrClSTpegukqD14LKlRI
В соответствии с п. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам ресурсоснабжающей организации к местам установки счётчиков и оплатить расходы на установку приборов учёта.
Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ, задайте его нам, и мы постараемся на него ответить.
santehclab.ru
Если общедомовой прибор учета установлен и не введен в эксплуатацию, то плата за коммунальную услугу начисляется по нормативу ⋆ ЮрКом ЦИТАДЕЛЬ
В КС Цитадель обратился с вопросом один из потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме: Если организацией общедомовой прибор учета установлен и не введен в эксплуатацию в течении месяца со дня установки, а начисления производят исходя из старых нормативов на кв.м.
жилой площади, могут ли жильцы дома требовать перерасчета коммунальных услуг по отоплению в соответствии с показаниями прибора учета с момента теоретической даты ввода в эксплуатацию? В актуальной версии постановления Правительства РФ от 06.05.
2011 № 354 и в статье «Порядок ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии» не нашел ответа на данный вопрос.
Ответ экспертов КС Цитадель
При условии, если общедомовой прибор учета установлен и не введен в эксплуатацию, то плата потребителям за коммунальную услугу начисляется по установленным муниципальным образованием или правительством субъекта нормативам потребления коммунальных услуг. В этом случае потребители коммунальной услуги (жильцы дома) требовать перерасчета коммунальных услуг по отоплению в соответствии с показаниями прибора учета не вправе.
Правовое обоснование
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса РФ Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.
2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Как устанавливает часть 1 ст.
157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.
2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в числе прочего, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Пунктом 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.
2013 № 1034 установлено, что «ввод в эксплуатацию узла учета» – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации – владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации (пункт 57 Правил).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 75 вышедшим из строя узел учета считается в том числе в случае нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей
А согласно пункту 31 тех же правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Из изложенного выше следует вывод о том, что если общедомовой прибор учета установлен и не введен в эксплуатацию, то этот прибор учета не может быть принят к коммерческому учета и в этом случае плата за отопление производится расчетным способом, т.е. по установленным нормативам, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В следующей статье мы разберем вопрос что делать собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме, что бы коллективный (общедомовой) прибор учета был введен ответственной организацией в эксплуатацию.
Больше полезной информации и новостей вы найдете в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, получайте бонусы и консультации от опытных юристов — ПЕРЕЙТИ В КАНАЛ