Получение школьного образования в 20 лет 2023
Без лишнего шума
Учитывая большую активность нашего родительского и образовательного сообщества, данная идея очень широко не обсуждалась, дабы лишний раз не «будоражить» публику, однако по степени значимости это событие трудно переоценить.
Основываясь на опыте уже существующих предпрофессиональных классов, впервые за много лет были предложены, продуманы и предложены к реализации столь радикальные изменения в школьном образовании. Фактически школа берет на себя часть функций профессиональных училищ с той лишь разницей, что профессии будут приобретаться в стенах школы, в рамках общего среднего образования.
Обучение профессиям будет проходить по единому стандарту для учеников 10-х и 11-х классов. Он включает в себя программы предпрофессионального обучения, которые будут охватывать все аспекты — учебу в школе, колледже, вузе и на предприятии.
По крайней мере, так задумано. Идея состоит в том, чтобы школьник не просто учился в профильных классах, а заодно получал бы профессиональные навыки уже в школе. Это даст возможность не только получить профессию, но и сразу после школы устроиться на работу по специальности.
* робототехника в старших классах
Первые шаги
Столь масштабные и радикальные образовательные реформы решено начать с самого крупного города страны. Именно в Москве будет отлаживаться механизм совмещения базовых школьных предметов и профессионального образования.
Ученики 10–11-х предпрофессиональных классов столичных школ получат широкие возможности для профессиональной самореализации благодаря новому стандарту предпрофессионального образования. Он будет включать комплексные образовательные программы для каждого класса, профессиональную подготовку в колледжах и техникумах, проектно-исследовательскую работу в вузах, а также знакомство с будущими работодателями и экспертами отрасли. Учеба по единому стандарту в предпрофессиональных классах Москвы начнется с 1 сентября 2023 года
Предпрофессиональное образование уже много лет помогает московским старшеклассникам получать знания о будущей профессии и определять путь своего развития еще в школе. Однако теперь этот выбор станет более осознанным.
Новый единый стандарт образования обобщил опыт работы по всем направлениям предпрофессионального обучения и включает в себя программы, которые охватывают все аспекты — учебу в школе, колледже, вузе и на предприятии.
Например, обучение не только по профильным, но и по всем школьным предметам будет организовано с учетом выбранного направления и его специфики: в литературе, иностранных языках, истории и других предметах появятся элементы, так или иначе связанные с профессией. Уроки литературы в медицинских классах будут включать произведения о врачах, в инженерных классах займутся изучением технического английского. А оканчивать школу выпускники будут, овладев востребованными рабочими профессиями, которые они освоят в колледжах параллельно с учебой в школе
Единый стандарт проектов предпрофессионального образования поможет детям получать и академические знания, и качественную практическую подготовку к выбранной профессии. Основные принципы нового стандарта предпрофессионального образования — это:
- адаптация программ учебных предметов под предпрофессиональные направления;
- знакомство с актуальными профессиями на городских предприятиях;
- получение профессии до окончания школы;
- проектная и исследовательская деятельность на базе вузов;
- сбалансированная учебная нагрузка.
Адаптация программ учебных предметов под предпрофессиональные направления
Для этих целей будут обновлены программы по всем школьным предметам.
В них войдут элементы знакомства с будущими профессиями. Например, в медицинских классах в программу по литературе уже включаются произведения о врачах, отобранные совместно с Первым московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова.
Такой метапредметный подход позволит не только дать учащимся углубленные знания по химии, биологии и освоить навыки младшей медицинской сестры, но и сформировать образ врача через книги, фильмы и их обсуждение на уроках. В программу по истории включается изучение истории развития медицины, в уроки английского языка добавляются медицинская лексика и терминология.
Аналогичным образом изменятся программы во всех предпрофессиональных классах с учетом их профиля и специфики.
Знакомство с актуальными профессиями на городских предприятиях
В начале 10-го класса все ученики посетят профильные городские предприятия, чтобы увидеть изнутри, что представляет собой выбранная сфера в реальности, примерить на себя и более осознанно оценить свои силы и правильность выбора. К примеру, для учеников медицинских классов уже началась серия экскурсий в учреждения здравоохранения.
Получение профессии до окончания школы
Во втором полугодии 10-го и первом полугодии 11-го классов каждый ученик будет получать первую специальность и вырабатывать профессиональные навыки в колледже. Выпускники предпрофессиональных классов вместе с аттестатами получат свидетельства о профессии.
Например, ученики инженерных классов освоят профессию чертежника-конструктора, учащиеся ИТ-классов пройдут обучение по программе «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», а учащиеся медицинских классов — по программе «Младшая медицинская медсестра».
Проектная и исследовательская деятельность на базе вузов
Часть учебы в предпрофессиональных классах проходит в вузах, где для школьников проводят лекции и практические занятия. По новому стандарту во всех вузах будет действовать единая программа обучения с акцентом на проектно-исследовательскую деятельность.
Это даст школьникам понимание о развитии науки и перспективах в выбранной отрасли.
Так, будущие инженеры и ИТ-специалисты могут предложить разработки в области машиностроения, энергетики, информационной безопасности и других высокотехнологичных отраслей, а учащиеся медицинских классов — решения в области фармацевтики, биофизики, психологии и исследовательских направлений, связанных с биологией человека. Разработанные проекты ребята защищают на научно-практических конференциях. Победители и призеры получают дополнительные баллы к баллам единого государственного экзамена, что повышает шансы на поступление в вуз.
Сбалансированная учебная нагрузка
В обновленных учебных планах не будет дублирующихся тем: в школах, колледжах и вузах будут изучать разные аспекты выбранных направлений. Программы органично дополнят друг друга, за счет чего нагрузка на школьников станет более сбалансированной. Все нововведения будут доступны тем, которые впервые поступает в предпрофессиональные классы.
При этом для школьников, которые уже обучаются по своим профилям, педагоги постараются также обеспечить возможности нового стандарта. Например, учащиеся предпрофессиональных медицинских классов будут посещать столичные учреждения здравоохранения с уникальными экскурсиями для более полгого знакомства с профессией. А при окончании школы они получат профессию младшей медицинской сестры
Предпрофессиональные классы и образовательные вертикали
В Москве первые предпрофессиональные классы начали открываться еще в 2015 году. За прошедшие годы накопился необходимый опыт. Сейчас они есть уже более чем в 400 школах и объединяют свыше 52 тысяч учеников.
Предпрофессиональные классы открыты по следующим направлениям:
- медицинское,
- инженерное,
- академическое,
- кадетское,
- предпринимательское,
- педагогическое,
- спортивное,
- медиа
- ИТ
Узнать больше о проектах предпрофессионального образования в Москве можно на портале «Школа. Москва».
Согласно новой стратегии развития школьного профессионального образования, дети уже с седьмого класса смогут начать обучение в образовательной вертикали.
Задача проекта — помочь школьнику определиться с направлением дальнейшего обучения: пойти в колледж или выбрать предпрофессиональный класс. На сегодняшний день открыты пять вертикалей: естественно-научная, ИТ, лингвистическая, математическая и спортивная, учиться в которой можно с пятого класса. По мере понимания возможностей школ, будут открываться и другие направления.
В заключение
Задуман большой шаг в развитии общего среднего образования. Насколько он обоснован и реализуем – покажет ближайшее будущее. В случае успеха опыт создания предпрофессиональных классов с присвоением специальности выпускникам школ будет распространен на всю страну.
05.02.2023 г.
- Вы просматриваете: _9news_976.html
- НовыеСтарыеПолезныеБесполезные
- Страница 1 из 1
«Это будут похороны вариативности». Как изменится школьная программа в 2023 году
1 апреля открылась запись в первый класс, но мало кто из родителей будущих первоклассников знает, что учиться их дети будут по новым правилам и учебникам. Людмила Чиркова разобралась в вопросе вместе с экспертами в области образования.
10 марта вступил в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», подписанный еще в декабре 2022 года.
https://www.youtube.com/watch?v=jqC_TZ-ESZw\u0026pp=ygVO0J_QvtC70YPRh9C10L3QuNC1INGI0LrQvtC70YzQvdC-0LPQviDQvtCx0YDQsNC30L7QstCw0L3QuNGPINCyIDIwINC70LXRgiAyMDIz
А до этого, 31 августа 2022 года, в ходе Общероссийского родительского собрания министр просвещения Сергей Кравцов заявил: «Теперь есть единая федеральная программа для начальной и основной школы. Утвержден новый перечень, где практически по каждому предмету — один учебник».
Приказ о федеральном перечне учебников (ФПУ) и упомянутая Кравцовым новая Федеральная общеобразовательная программа (ФООП), которая начнет действовать в школах с 1 сентября 2023 года, по сути, меняют всю систему школьного образования в России.
До 1 сентября 2023 года все школы России должны привести свои образовательные программы в соответствие с ФООП.
Если школа хочет учить детей по своей авторской программе, ФООП для нее — нижняя планка, которую необходимо взять за основу. Школа теоретически может давать больше, чем прописано в ФООП.
Однако теперь она ограничена в выборе УМК — учебно-методических комплектов, которые можно использовать.
Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — это учебно-методическая документация, включающая в себя федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).
Как было раньше
Прямо сейчас в российских школах есть 10 образовательных программ для начальной школы. «Школа России», «Перспектива», «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», методика Эльконина — Давыдова и другие менее известные среди родителей программы начального образования.
Раньше при записи ребенка в ту или иную школу родители могли познакомиться с учителем заранее, и узнать, по какой программе он преподает.
По каждой из программ был разработан свой УМК — учебно-методический комплект, состоящий из учебников, методических рекомендаций для учителей, рабочих тетрадей и так далее.
Эти материалы прошли многолетнюю апробацию, а учителя наработали большую базу заданий по ним.
К слову, в ряде ведущих школ России даже в рамках одной параллели в разных классах начальной школы предметы могут вести по разным УМК, ориентируясь на потребности детей — и это тоже плюс вариативности, которая была до недавнего времени. С принятием новой ФООП и ФПУ многие программы и учебники будут попросту исключены из образовательного процесса.
Это не первый случай кардинальной смены курса, ранее то же самое произошло и с дошкольным образованием: новая Федеральная образовательная программа Дошкольного образования, вступившая в силу с 1 января 2023 года, по сути упразднила 21 комплексную программу, по которым детским сады работали последние десятилетия. Принятие ФООП и ФПУ для школ— продолжение унификации и стандартизации российского образования.
Что такое ФПУ
Федеральный перечень учебников — это список учебников, которые Минпросвещения разрешает использовать для обучения в школе. Сама идея не нова. Первый ФПУ разрабатывался в 1992 году по инициативе академика, профессора РАО Александра Асмолова.
Сам Асмолов так вспоминает этот проект: «В отборе участвовали разные издательства, которые предлагали учебники в соответствии со стандартами.
Целью было создание программ, учитывающих специфику региона, национальной культуры и главное психолого-возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
У детей был огромный шанс стать людьми, которые сами принимают решения, критически мыслят и в этом меняющемся мире выигрывают. Это была система вариативного образования».
В ФПУ до последнего времени, действительно, входили учебные издания и учебные методические комплекты, подготовленные разными авторскими коллективами и разработанные для разных общеобразовательных программ. Учебники издавались в разных издательствах учебной литературы.
Теперь, согласно новой концепции «единого образовательного пространства» и «единого учебника», в ФПУ по каждому предмету начальной и средней школы будет только один учебник.
Исключение сделали лишь для истории и обществознания, по этим предметам предусмотрено три и два учебника соответственно.
https://www.youtube.com/watch?v=jqC_TZ-ESZw\u0026pp=YAHIAQE%3D
Для реализации единых образовательных программ предлагается установить новый порядок разработки учебников
Так, государственный заказ на разработку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения.
Ведомство будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Соответствующие поправки были заблаговременно внесены 24 сентября 2022 года, когда был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Сергей Кравцов отметил, что новый порядок разработки учебников сделает их дешевле и сэкономит региональные бюджеты. Это, по словам министра, станет возможным в том числе за счет экономии на авторском вознаграждении, поскольку исключительные права на учебники будут у РФ, а не у авторов.
Открыв ФПУ, можно обнаружить, что почти все учебники в нем выпускаются издательством «Просвещение». И это несмотря на то, что ФАС неоднократно выносила предупреждения относительно принципов формирования ФПУ. А пункт 11 статьи 3 ФЗ «Об образовании» предусматривает «недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования».
Выкупать права на учебники продвинутых Гейдмана и Петерсон (математика), Перышкина (физика) или Граник (русский язык) у других издательств, которые ранее выпускали школьные учебники, пока никто не спешит.
Использовать учебники линейки «Школа России» — программы, которая является по сути базовой и самой распространенной по стране и права на которую находятся у «Просвещения» — выгоднее с экономической точки зрения.
В чем проблема школьных учебников
Сейчас рынок школьной и методической литературы перенасыщен. И естественно, что среди всего этого многообразия попадаются как достойные варианты, так и откровенно плохо подготовленные — с фактическими, логическими, орфографическими ошибками, сложно составленные и не понятные детям.
По мнению учителя физики Вадима Муранова, основная проблема многих современных учебников в том, что они «плохо написаны»: «Нет у нас такого учебника, который бы ребёнок открыл и сказал: „Вау, как все понятно, как все интересно“.
Учебники пишут люди, оторванные от школы. Это, как правило академики, которые со школой, учителями и тем более детьми имеют очень мало контактов. Многие учебники такие, что их просто читать даже невозможно, нужен переводчик.
Таким языком могут изъясняться в Госдуме, в министерстве, но не с детьми».
Особенно много вопросов последние годы возникало у родителей к учебникам по окружающему миру под редакцией Плешакова
Эти учебники называют воспитывающими «клиповое мышление», регулярно находят в них множество нестыковок и откровенно устаревшую информацию, а также абсурдные задания, рассчитанные явно не на учеников младших классов.
Педагог начальных классов Алексей Рубин добавляет, что в принципе не существует какого-то одного уникального УМК (учебно-методического комплекта. — Прим. ред.), в каждом будут какие-то свои сложности.
В одном приходится скакать из начала в конец, чтобы осветить одну тему, в другом переизбыток творческих заданий или слишком много информации без учета возрастных и психологических особенностей учеников начальной школы.
Но все же, имея выбор, учитель может компилировать разные УМК и готовить сценарии урока, пользуясь сразу несколькими учебниками.
Еще одна сложность, по мнению Рубина, — это несоответствие между нынешними учебниками в плане темпа работы: «Я сейчас работаю с третьим классом по Гейдману (математика. — Прим. ред.), и понимаю, что в Петерсон (еще один учебник математики — Прим. ред.
) все эти темы были еще в середине второго класса, то есть если ребенок вдруг захочет перейти даже в рамках одной школы из класса в класс, он может столкнуться с тем, что попросту будет не в материале — ему либо будет скучно, потому что он это уже прошел, либо он сильно отстанет от своих одноклассников».
Одна из целей создания нового ФПУ — очистка учебного пространства от некачественных и слишком авторских учебников, чтобы дети могли переходить из класса в класс или из школы в школу и сразу ориентировались в учебном материале.
«Мы хотим исключить ситуацию, когда в школьных учебниках появляются ссылки на порносайты, блокада Ленинграда преподносится как оборона, а всей истории Великой Отечественной войны уделяется четыре страницы», — заявил заместитель председателя ГД от фракции «Единая Россия» Петр Толстой.
https://www.youtube.com/watch?v=Bg5sGvUoCHw\u0026pp=ygVO0J_QvtC70YPRh9C10L3QuNC1INGI0LrQvtC70YzQvdC-0LPQviDQvtCx0YDQsNC30L7QstCw0L3QuNGPINCyIDIwINC70LXRgiAyMDIz
Последний год использования «старых», согласно ФПУ, учебников — 2025-й. Это так называемый переходный период, который отводится на то, чтобы можно было закончить обучение детей по программе, которую они уже начали проходить.
Однако те дети, которые пойдут в первый класс 1 сентября 2023 года, будут учиться уже по новому единому учебнику. Новые учебники, многие из которых еще находятся разработке, будут включены в ФПУ бессрочно.
Чего опасаются учителя
По словам чиновников, смысл унификации и стандартизации образовательной программы в том, чтобы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, и на Сахалине дети имели равные образовательные возможности и у них не возникло проблем с переходом из одной школы в другую. Многие учителя считают, что сама эта идея хорошая. Вот только есть ряд «но».
Учитель русского языка начальных классов одной из московских школ, пожелавший сохранить анонимность, говорит: «Если существуют разные дети, то должно быть несколько разных учебников. Может быть не 15, но хотя бы 3–4 учебника должны быть доступны».
- Есть и еще одна неочевидная проблема: уровень ВПР, которые существуют в начальной школе, высок, а уровень подачи материала в едином учебнике достаточно низкий.
- «Педагог года Москвы — 2015», учитель начальных классов Алексей Рубин верит, что учебники русского языка и математики в теории возможно стандартизировать на всю страну, но, например, не учебник по окружающему миру: «Данному стандарту придется усреднить все и вся, и если единые программы и учебники по русскому языку и математике в начальной школе, например, я могу себе представить, но единый учебник по окружающему миру, написанный для всей России — нет.
- Например, московских школьников спросят, хотят ли они навестить столицу нашей родины и увидеть Кремль
Это как минимум странно. Либо мы уберем из содержания целый набор важных тем, либо работа по адаптации учебника ляжет на плечи учителей. Оба сценария кажутся мне спорными».
Учитель физики и победитель конкурса «Учитель года — 2009» Вадим Муранов не уверен, что новый единый учебник будет понятен детям: «Понятно, что законы физики — одинаковые, может быть, так и рассуждали авторы этой концепции: „Законы же одни и те же, зачем нам разные учебники писать?“ Да, законы то одни те же, но, как правило, толкования законов — разные. И даже сами формулировки законов физики в разных учебниках различаются. И в одних они удобоваримы, а в других — нет. В отсутствии конкуренции это будут единые для всех правила и единые для всех объяснения в учебнике. И у меня нет уверенности, что новый учебник будет понятен детям».
Заслуженный учитель РФ, к. п. н., победитель всероссийского конкурса «Учитель года России — 2011» Алексей Овчинников подчеркивает: «Исследователи НИУ ВШЭ пришли к выводу, что для слабых учителей нужна работа по четким протоколам, напоминающая работу врачей в экстренных ситуациях.
Поэтому для них единообразие учебников и программ — это плюс. А для творческих учителей, которым сложно вписываться в рамки, это минус. Наверное, в итоге это повысит качество образования. Но из школ скорее всего начнут уходить неординарные личности, которых и сейчас не очень много».
Алексей Рубин, учитель начальных классов, развивает эту идею. По его словам, современные учителя ежедневно борются за внимание школьников, ведь сегодня детям доступно множество источников информации, причем, не всегда корректной. В этой конкурентной борьбе учителя на уроках должны «уходить далеко за страницы учебника», чтобы быть интересными и сохранить авторитет в глазах школьников.
, Deman / Shutterstock / Fotodom
Академик, член РАО Александр Асмолов придерживается в этом вопросе более жесткой позиции: «Сегодня мы должны понимать, что 1 сентября 2023 года станет днем похорон вариативного образования в России.
Подобного рода программы унификации приведут к тому, что наше образование, наши дети, и наши учителя окажутся неконкурентоспособны в сложном изменчивом мире. Это драма для российского образования».
Учитель физики Вадим Муранов считает, что хорошо было бы привлечь к написанию учебников самих учителей. «У моих коллег есть масса интереснейших идей, форм, как подать то или иное явление, как подать тот или иной материал. И если бы учителей привлекли к созданию такого учебника, я думаю, он получился бы гораздо интереснее».
Частных школ нововведения не коснутся
https://www.youtube.com/watch?v=Bg5sGvUoCHw\u0026pp=YAHIAQE%3D
Однако и эти школы в скором времени могут столкнуться с проблемой нехватки альтернативных учебников, по которым они выстраивают свои программы. «Надо успеть выкупить остатки, пока они еще есть», — честно рассказала о своих планах директор одной из частных школ Москвы.
По мнению Академика Асмолова, «учителя, если они талантливые, отложат этот единый учебник в сторону и будут работать с конкретными учениками по их потребностям. А регионы России всегда будут понимать, что у каждого из них свое неповторимое лицо. Также национальные республики — Татарстан, Башкирия и другие будут понимать, что унификация для них невозможна».
Учитель словесности московской школы, пожелавший сохранить анонимность, подтверждает его слова: «Я сейчас смотрю за народным процессом стихийным — учителя делают какие-то свои тренинги, карточки, и понимаю, что, даже несмотря на наличие единого учебника, уровень понимания материала у учеников будет разным. Потому что один учитель это даст вот так, другой учитель даст иначе. И каждый будет делать это с опорой на тех детей, которые сидят у него в классе».
А вот у учителя физики Вадима Муранова, как и у других собеседников «Мела», есть ряд опасений на этот счет: «Вообще, у учителя всегда есть возможность отбросить учебник в сторону и делать так, как он думает. Но на это нужна определенная смелость, и обладает ей далеко не каждый учитель».
Zwiebackesser / Shutterstock / Fotodom
Российское образование радикально изменится в 2023 году: что ждет школьников и студентов
13 декабря 2022, 19:25 — Общественная служба новостей — ОСН
Российские власти в 2022 году всерьез взялись за систему образования.
Грядущие изменения коснутся и школьников, и абитуриентов, и студентов. В основе идеи — формирование собственного стандарта образования с оглядкой на советские традиции.
Что ждет начальное и высшее образование уже в 2023 году — в материале Общественной службы новостей.
Как в первый класс
Уже с 1 сентября 2023 года российские начальные школы перейдут на единую общеобразовательную программу.
Соответствующий законопроект был оперативно принят Госдумой в начале осени — 8 сентября 2022 года он был внесен, а уже 14 сентября его приняли в третьем чтении.
Один из авторов документа, депутат Ольга Казакова объясняла такую спешку тем, что «у нас нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».
С нового учебного года единые стандарты в начальной школе заработают для уроков русского языка, чтения и окружающего мира. В средней школе в список добавятся история, обществознание, география и ОБЖ. Таким образом, речь идет о гуманитарных науках и общественных дисциплинах, но не о химии, физике или математике.
«Здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред»
«Вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — заявляла Казакова в Госдуме.
Стандарты должны быть выработаны минпросвещением до 31 января 2023 года. Нововведения предполагают и замену учебников. Однако в течение 5 лет у российских школ будет переходный период, во время которого еще можно пользоваться старыми учебниками. Ранее школы сами утверждали программы образования.
Авторы закона объясняли необходимость его принятия еще и тем, что дети при переходе в другую школу не будут отставать от одноклассников и смогут адаптироваться к незнакомым для себя стандартам.
В экспертном сообществе нововведение восприняли неоднозначно.
Критики говорят о том, что нововведения ограничивают педагогов в применении разных образовательных методик по отношению к разным детям — ведь есть как отстающие по тем или иным предметам ученики, так и отстающие классы. Единые стандарты в таком случае могут не учесть индивидуальных особенностей развития ребенка и привести к снижению качества образования.
https://www.youtube.com/watch?v=imhDacXycO8\u0026pp=ygVO0J_QvtC70YPRh9C10L3QuNC1INGI0LrQvtC70YzQvdC-0LPQviDQvtCx0YDQsNC30L7QstCw0L3QuNGPINCyIDIwINC70LXRgiAyMDIz
Со следующего года также возможен переход школ на новую систему финансирования. Об этом 13 декабря заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы»
«На следующей неделе планируем принять изменения в закон об образовании. Решение предоставит право региональным органам власти переводить школы на областной бюджет.
Это значит, будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы», — рассказал политик в своем telegram-канале.
Новые правила приема в вузы
Впрочем, изменения ждут и сферу высшего образования. Российские вузы приняли в этом году решение о выходе из Болонской системы.
Соответствующее заявление в мае сделал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Переход будет постепенным, а новый перечень специальностей должен быть утвержден к 2024 году.
Это значит, что российские вузы откажутся от бакалавриата и магистратуры и вернутся к традиционным специалитетам.
С нового учебного года уже изменится порядок приема абитуриентов. Например, уменьшится количество направлений подготовки, по которым можно одновременно участвовать в конкурсе на бакалавриат и специалитет.. Теперь их всего 5. Таким образом, абитуриенты смогут подать заявления в 5 разных вузов, выбрав по 5 направлений подготовки в каждом из них.
Поступающий также будет указывать приоритеты на различных условиям — хочет он поступать в головной вуз или филиалы, на очную или заочную форму обучения, на бюджетные места или внебюджетные. Также на государственном уровне обсуждается внедрение платформы для отправки документов на поступление на базе «Госуслуг».
Экспертное мнение заслуженного учителя РФ Евгения Ямбруга для Общественной службы новостей:
«В том, что студенты сначала получают степень бакалавра, а потом магистра и могут менять профессии, ничего плохого нет»
«Я думаю, что все это в значительной степени политические инициативы, которые к жизни имеют весьма отдаленное отношение. Во-первых, Болонскую систему никто отменять не будет.
В том, что студенты сначала получают степень бакалавра, а потом магистра и могут менять профессии, ничего плохого нет. Скажем, девочка решила стать учителем начальных классов. И как бакалавр она эти знания получила.
Но потом она решает стать администратором, и в итоге я получаю замечательного завуча по начальной школе.
С другой стороны, есть такие профессии, где никто и нигде в мире не отказывался от специалитета. Например, медики и инженеры. Кто такой бакалавр-медик? Ну это какой-то недоучившийся фельдшер. Но в медицинской сфере у нас остался специалитет.
И, помимо того, что ты 5 лет учишься, ты проходишь послевузовскую подготовку, ординатуру, стажировку. И только тогда уже можно полноценно начинать работать. В той же Америке, которую мы очень не любим, раньше 27 лет врач не становится практикующим.
Что касается школьных стандартов, то здесь нужно понимать, что они сделаны для формирования единого образовательного пространства. Ребенок, который переходит из московской школы в хабаровскую, не должен там потеряться.
Но в том же законе об образовании сказано – есть 70% стандарта, а на 30% имеет право сама школа варьировать программу. Есть разные школы, лицеи, гимназии, где, например, обучают математиков.
Есть школы, где много ребят с проблемным развитием, и там нужны нестандартные подходы. Поэтому стандарт нужен, но молиться ему нельзя».
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.
Присоединяйтесь!
Нововведения, которые заработают в школах в 2023-2024 учебном году
С 1 сентября 2023 года вступает в силу совместный приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора 04.04.
2023 № 232/551, которым утверждены новые редакции порядка проведения ГИА-9 и ГИА-11 (далее – Порядок), направленные на совершенствование и упорядочивание их процедур проведения, а также итогового собеседования и итогового сочинения (изложения), в том числе в целях соблюдения прав участников ГИА и повышения объективности проведения экзаменов.
- В частности, согласно новому Порядку, одиннадцатиклассники:
- могут подавать заявления об участии в ГИА-11 в дистанционной форме;
- могут изменить с базового на профильный или наоборот выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике;
- выпускники прошлых лет могут сдавать ЕГЭ только в резервные сроки основного периода, а также вправе изменить или дополнить перечень предметов, указанных в заявлениях об участии в ЕГЭ;
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или контракту, поступающие в военные вузы, могут подавать заявления об участии в ЕГЭ в места регистрации в регионе, где расположен военный вуз, но также и в места регистрации в регионе, где они проходят военную службу.
Изменены сроки проверки и обработки материалов итогового сочинения (изложения). Теперь дополнительная дата проведения итогового сочинения (изложения) — вторая среда апреля.
- В новом Порядке также подробно прописана процедура проведения ЕГЭ по информатике.
- Изменяется и порядок проведения ГИА-9: теперь заявления на участие в ГИА-9 можно будет подавать в дистанционной форме; девятиклассники могут проходить итоговое собеседование в дистанционной форме; дополнительное итоговое собеседование перенесено с мая на третий понедельник апреля; участники ГИА-9, которые не смогли пройти ГИА в сентябрьские сроки по учебным предметам по выбору, вправе изменить их перечень для повторного прохождения ГИА-9.
- Подробности можно узнать, ознакомившись с Порядком в новой редакции.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с приказом Минпросвещения РФ от 06.04.2023 № 240 вступает в силу новый порядок и условия перевода обучающихся из одной образовательной организации в другую, Согласно документу, перевод осуществляется:
- — по инициативе совершеннолетнего школьника или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;
- — при прекращении деятельности исходной организации, аннулировании лицензии, лишении госаккредитации или прекращении действия аккредитации;
- — при приостановлении действия лицензии.
- Перевестись можно в любое время учебного года.
- Также:
- С 1 сентября 2023 года в российских школах начнет действовать единый стандарт образования, что позволит снять вопрос качества образования при переводе ребенка из школы в школу, из одного региона в другой.
- С 1 сентября 2023 года начнется реализация ФООП по шести предметам: географии, ОБЖ, русскому языку, литературе, истории, обществознанию.
Согласно внесенным изменениям в учебные планы школ, с 2023 г.
на изучение русского языка и литературы отведено 157 часов (на 16 часов больше, чем в 1966 году, теперь русский язык изучается и в старшей школе (в советской школе не было)); возвращены для изучения ряд произведений, изучавшихся в советской школе; количество часов по математике в 5-9 классах выросло до 6 часов в неделю, введен практический курс «Вероятность и статистика» в 7-11 классах.
На уроках предметов естественно-научного цикла будут изучаться нанотехнолгии, квантовые технологии, биотехнологии, генетические технологии, школьники получат представление о квантовом компьютере, сотовой связи. Ряд учебных предметов: физика, биология, математика, информатика, химия будут изучаться также и на углубленном уровне.
- В новом учебном году Минпросвещения планирует принять единые подходы к начислению заработных плат учителям.
- С 1 сентября 2023 года российским школьникам вновь будут присуждать серебряные медали за успеваемость.
- С нового учебного года заработает ФЗ об обязательном трудовом воспитании школьников.
- Кроме того, в следующем учебном году:
- во всех школах страны будут созданы школьные театры и спортивные клубы;
- во всех субъектах РФ появятся советники директора по воспитательной работе;
- занятия «Разговоры о важном» будут посвящены 30-летию Государственного герба РФ, 100-летию Мосфильма, 80-летию со дня снятия блокады Ленинграда, 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, 215-летию со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя», 190-летию со дня рождения химика Дмитрия Ивановича Менделеева», 200-летию со дня рождения адмирала Федора Федоровича Ушакова,185-летию со дня рождения композитора Модеста Петровича Мусоргского.
- Источник
Приказ Министерство просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 г. № 233/552 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (garant.ru)
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406782496/?ysclid=lht4oq03ik338859873#0
Министр Сергей Кравцов подвел итоги учебного года — Российская газета (rg.ru)
Сергей Кравцов назвал темы «Разговоров о важном» нового учебного года / Минпросвещения России (edu.gov.ru)
Массовое внедрение федеральных основных образовательных программ планируется провести в течение двух лет / Минпросвещения России (edu.gov.ru)
В Госдуму внесен законопроект об обязательном трудовом воспитании — Российская газета (rg.ru)
Получение школьного образования в 20 лет 2023
Всем привет. Так получилось, что к 20ти годам я имею образование 9 классов. После 9 класса поступала в частный колледж, но через год обучения он закрылся из-за проблем с аккредитацией. После этого поступала ещё в один, но так же проучилась год и забрала документы ( уже по личным причинам). После этого забросила тему образования совсем.
Сейчас понимаю что хотелось бы снова пойти учиться, и что 9 классов в 20 лет это позорно. Стесняюсь куда-либо поступать на базе 9 классов, и боюсь того что все знания которые у меня были — уже забыты и учиться не смогу( хоть и раньше училась хорошо, и голова на плечах была).
Либо же буду двоешником с постоянными пересдачами.
Специальностей которые мне по душе на базе 9 классов нет, как взять себя в руки и пойти учиться хоть на кого, чтобы потом пойти за вышкой на желаемую специальность? ( Не хватает мне сил принудить себя, очень грызёт эта тема, помогите
- Задайте вопрос через через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65
12 марта 2020, 13:12 [2263959232] Добавить в избранное Ответить автору Продолжить
12 ответов
- Последний — 12 марта 2020, 16:18 Перейти Мокренькая Кисонька [2996724252]
- 12 марта 2020, 13:22
Чем помочь? Оплатить высшее образование? Устраивайся продавцом-консультантом, мерчендайзером, торговым представителем, уборщицей, фасовщицей, баристой и копи деньги на заочное высшее образование любой нормальной специалисти.
В чем проблема? Наверное в том, что кто-то просто ленится? Поэтому возникает глупых вопросов.
12 марта 2020, 13:42
Идите на мед сестру , востребованы они всегда. По моему после 9 го класса можно. Не переживайте, если будут задавать вопросы скажите что хочу сменить сферу деятельности.
Учитесь не быть падкими на мнение других. Молчание золото. А от туда формацевт,косметолог , фельдшер могу и ошибаться.
Вообщем будьте хищником ,я не жалкой овечкой! » А то я боюсь» боятся нужно раковую опухоль. А всё остальное это фигня.
Либо ты жалок , либо ты идёшь к своей цели и не ссыкаешь.
[1973002664] 12 марта 2020, 13:44
Идите в вечернюю школу.У меня сын после 9 классов сказал, что он и так умный.))) Прошел пару компьютерных курсов и стал искать работу. Ему либо говорили, что ты, парень, не дурак, но формально не берем таких, либо брали на мизерную зарплату. потыкался, поработал. ничего не выходит у умного.))) Он пошел в вечернюю школу, отучился, поступил в вуз. В вечернюю школу пошел тоже лет в 20.
Но он у меня товарищ без амбиций и без лишних оглядок на окружающих.
12 марта 2020, 13:50 Мокренькая Кисонька
Чем помочь? Оплатить высшее образование? Устраивайся продавцом-консультантом, мерчендайзером, торговым представителем, уборщицей, фасовщицей, баристой и копи деньги на заочное высшее образование любой нормальной специалисти.
В чем проблема? Наверное в том, что кто-то просто ленится? Поэтому возникает глупых вопросов.
Кто её после 9 класса на вышку возьмёт. Сначала в техникум и колледж с 16 летними. Вот она и говорит что ей стыдно и малявками учится
- Оптимистка 12 марта 2020, 13:55
- В вечернюю школу можно сначала пойти, доучиться, там разного возраста учатся, может еще самой молодой там будете.
- 12 марта 2020, 13:57
- У вас есть выбор, или устроиться на работу без образования(водитель, грузчик) и получать деньги по сути без доп вложений( образования, курсов) или все таки изучить рынок труда, перспективные профессии, пройти различные тесты на профориентацию, старайтесь из всего брать информацию, из разных источников, когда определитесь со сферой деятельности нужно много читать по этой теме и постараться устроиться на работу, в такую компанию, где есть вероятность перейти на желаемую должность, одновременно на заочку можно поступить в универ, даже после 9кл возьму после вступительных, как показывает жизнь и без вышки можно найти хорошую работу и поступить в универ на выбранный факультет, было бы желание , а тебе всего 20 лет, посвящай каждый день чтению, изучению себя, узнавай что-то новое, новые сферы, новые увлечения, все будет хорошо у тебя)
- Мокренькая Кисонька [2996724252]
- 12 марта 2020, 13:59
Кто её после 9 класса на вышку возьмёт. Сначала в техникум и колледж с 16 летними. Вот она и говорит что ей стыдно и малявками учится
О, боги, тогда вообще беда. Пусть сразу устраивается батраком. Ведь это учиться стыдно, а батрачить всю жизнь это не стыдно.
[2263959232] 12 марта 2020, 14:11
Большое спасибо всем за ответы! Действительно надо задуматься о вечерней школе.
- [2976921265] 12 марта 2020, 14:48
- Отучитесь в дистанционной школе 10-11 класс и поступайте заочно на вышку.
- 12 марта 2020, 15:52
Большое спасибо всем за ответы! Действительно надо задуматься о вечерней школе.
Знаю одну вечернюю школу, там обучаются такие же подростки, только неадекватные, кто состоит на учете в ПДН и т.д. Учился один мужчина, который убил свою жену, отсидел и вышел, решил доучиться, получить образование. Рассказывали, кто преподаёт в этой школе.
Оптимистка 12 марта 2020, 16:11
Знаю одну вечернюю школу, там обучаются такие же подростки, только неадекватные, кто состоит на учете в ПДН и т.д. Учился один мужчина, который убил свою жену, отсидел и вышел, решил доучиться, получить образование. Рассказывали, кто преподаёт в этой школе.
Не знаю где Вы такое увидели, нормальные люди учатся в вечерних школах, просто у всех были разные жизненные ситуации, потому вовремя не окончили.
Кем работать девушке без образования?
24 ноября, 16:44 144 ответа
Без образования можно жить
07 января 2021, 19:16 380 ответов
Куда пойти работать без образования в 28 лет?
20 октября 2019, 12:51 30 ответов
В 39 лет быть многодетной матерью без образования и работы круто, всем на зависть
Работа в 17 лет без образования и опыта
- 10 июля 2021, 16:16 12 марта 2020, 16:18
- Оптимистка
- Не знаю где Вы такое увидели, нормальные люди учатся в вечерних школах, просто у всех были разные жизненные ситуации, потому вовремя не окончили.
Жизненная ситуация убить жену? Рассказывали из обычной общеобразовательной школы, там есть дневное и вечернее отделение.
- Ответить автору Форум: Развлечения
- Всего: 26 226 тем
- Новые темы за все время: 19 395 тем
Старая игра
Фильмы которые произвели сильное впечатление
Не могу найти песню может кто помнит
Саманта Джонс и Леонидас Феррас
Кафе со своим алкоголем
Эй,Арнольд!
Почему убивают мобов майнкрафта?
Женский форум
марка телефона
Как представляете характер и внешность такого выдуманного персонажа ?
10 ответов Популярные темы за все время: 10 112 тем
лето вообще будет?
259 189 ответов
Любителям котов и прочих радостей
Возвращение в Россию после 5 лет в США
а что вы помните из того, что уже ушло из современной жизни
Как проводите лето?
Рro Не балет
Задержка путинского пособия
Какую вы любите зиму, морозную или помягче?
Клуб довольных жизнью
Как выращивать огурцы?
Выбор редакции
Анонс новогодней угадайки
47 ответов Следующая тема
Кто для себя как и когда открыл этот прекрасный сайт вумен ?
49 ответов Предыдущая тема
Домохозяйки без детей
- Малыши
- Дети от 3 до 6 лет
- Дети от 7 до 12 лет
- Подростки
- Детское питание
- Здоровье и развитие
- Детские сады и школы
- Имена
- Детские пособия
- Время для себя
- Искусство
- Путешествия
- Праздники и подарки
- Проба пера
- Будем знакомы
- Форумчане о форумчанах
- Общение с модераторами
- Блог форума
- Развлекательный портал
Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.
Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.
Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.
Copyright (с) 2023 ООО «Шкулев Медиа Холдинг»
Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-83680, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 июля 2023 года. 16+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулев Медиа Холдинг»
Главный редактор: Воронцева О. А.
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Как поступить в университет, если школу вы окончили давно
Вы можете получить высшее образование хоть в 25, хоть в 75 лет, и никто не имеет права вам запретить. Разница в условиях приёма зависит только от того, есть ли у вас диплом или вы собираетесь в университет в первый раз.
Куда можно пойти учиться и какие экзамены придётся сдавать
Если у вас есть высшее образование
В бакалавриат или специалитет
Вы можете попасть на любую программу обучения, и сдавать ЕГЭ вам уже не нужно . Однако готовиться к экзаменам всё равно придётся. Вы будете проходить испытания в другой форме, а вот в какой — решает сам вуз. В зависимости от специальности это может быть тестирование, письменный экзамен или просто собеседование.
Хотя при желании можно сдать ЕГЭ. У него есть свои плюсы: вы сможете отправить результаты в пять университетов на три разные специальности и просто ждать. Сдавать по экзамену в каждом учебном заведении не придётся.
Важный минус: при получении второго высшего в любом случае придётся платить за обучение. Зато муки напряжённой борьбы за бюджетное место обойдут вас стороной.
В магистратуру
Вы можете продолжить образование и поступить в магистратуру, причём не только на ту специальность, которую окончили. Закон этого не запрещает, хотя некоторые вузы устанавливают собственные ограничения — лучше уточнить в учебном заведении.
Экзамен в магистратуру сдать не так‑то просто: в нём проверяют знания, которые вы по идее должны были получить за четыре года в бакалавриате. Часто задания совпадают с вопросами к выпускному экзамену (ГОСу) для бакалавров и есть на сайте вузов в открытом доступе.
Есть хорошая новость: если у вас степень бакалавра и вы пройдёте конкурс, учиться будете бесплатно . А с хорошими отметками в зачётке вам ещё и положена стипендия.
После специалитета тоже можно попасть в магистратуру на бюджет. Но здесь есть свои тонкости. Вы должны иметь квалификацию «дипломированный специалист» и документ старого образца.
Там в графе «…присвоена квалификация» указано «экономист», «юрист», «инженер». Его точно получали те, кто поступал в вуз до 2008 года включительно.
Обладатели нового диплома специалиста учиться в магистратуре тоже могут, но уже платно: закон рассматривает это как получение второго высшего образования, которое в нашей стране бесплатным не бывает.
В аспирантуру
У специалистов есть возможность пойти сразу в аспирантуру. Она тоже бывает бесплатной, вне зависимости от того, какого образца ваш диплом. Но пройти конкурс будет сложно, особенно если учились вы давно.
К тому же в аспирантуре придётся глубоко погружаться в науку: писать статьи и готовиться к диссертации. Поэтому прежде всего решите, насколько вам это нужно.
Если вы окончили колледж или техникум
С каждым годом остаётся всё меньше категорий людей, которым сдавать ЕГЭ не обязательно. Но если у вас есть корочка о среднем профессиональном образовании — считайте, что вам повезло: сдача единого госэкзамена не требуется . Порядок вступительных испытаний необходимо узнавать в конкретном вузе.
Однако никто не запрещает вам сдать ЕГЭ и поступать наравне с другими абитуриентами. Это удобно, если вы хотите попытать счастья сразу в нескольких университетах.
Можно подать документы в бакалавриат или специалитет. Тут вам тоже положено бесплатное обучение — если, конечно, пройдёте конкурс на бюджет.
Если у вас есть только школьный аттестат
Вы можете попасть в бакалавриат или специалитет, но сдавать ЕГЭ придётся в любом случае. Раньше от него освобождались выпускники, окончившие школу до 2010 года. Но теперь это условие не действует .
Зато вы определённо можете претендовать на бесплатное образование и все возможные стипендии, которые положены студентам. Да и подготовка к ЕГЭ точно освежит знания, которые вы когда‑то давно получили в школе.
Как попасть на экзамены
Если вы сдаёте ЕГЭ
Если вы решили встать в один ряд с выпускниками школ, выбирайте предметы заранее. Перечень специальностей и нужных экзаменов вузы публикуют ещё осенью.
Регистрация на ЕГЭ начинается в ноябре. Определиться с предметами нужно до 1 февраля следующего года. После этой даты менять своё решение можно только по уважительной причине, её придётся подтвердить бумагами.
Кстати, за неявку на экзамен вам ничего не будет. Так что если не уверены, понадобится ли вам какой‑то предмет, то лучше всё равно запишитесь. Для этого вам понадобится паспорт, аттестат и диплом (если есть) с копиями.
Дальше остаётся только готовиться и ждать экзаменов. Не переживайте, вместе со школьниками вы их сдавать не будете. Для выпускников прошлых лет отведены досрочный (март, апрель) и дополнительный (сентябрь) периоды, а также резервные дни. В 2020 году сроки могут меняться из‑за ситуации с коронавирусом. Получать актуальную информацию можно на официальном сайте ЕГЭ.
Но если вы зарегистрированы, то вас обязательно уведомят о месте и дате экзамена.
Если вы сдаёте внутренние экзамены
Их проводит сам вуз. Для начала вам необходимо заранее узнать, какие предметы нужно сдать для выбранной специальности, а затем получить программу вступительных испытаний, в которой указано, какие знания будут проверять. Её, как правило, можно найти на сайте университета, в разделах вроде «Приёмная комиссия», «Поступающим» или «Абитуриенту».
Там же вузы обычно приводят список дополнительной литературы, которая поможет в подготовке.
Регистрация на внутренний экзамен проходит во время подачи документов обычно с июля. Вам выдадут направление и назначат дату.
Какие документы нужны для поступления
Вам могут понадобиться:
- паспорт;
- документы об образовании: аттестат или диплом;
- фотографии размером 3 × 4 см;
- информация о результатах ЕГЭ;
- медицинская справка формы 086/у (если она требуется);
- заявление (его можно написать на месте).
Точный список документов обычно указан на сайте вуза. Бумаги можно отнести в приёмную комиссию лично или отправить по почте. В большинстве университетов уже есть возможность сделать это онлайн.
Когда подавать документы
Приём заявлений от абитуриентов обычно начинается не позже 20 июня. Однако в 2020 году в связи с эпидемией коронавируса сроки могут сдвинуться на месяц или более. Следите за информацией на сайте выбранного вуза.
Для тех, кто сдаёт только ЕГЭ и поступает на очное отделение, приём документов обычно длится до конца июля. Тем, кто поступает по внутренним экзаменам, нужно успеть до их начала — примерно до середины июля. Сроки поступления в магистратуру чаще не такие строгие.
Некоторые университеты принимают желающих даже в ноябре и декабре.
Даты окончания приёма документов ежегодно могут меняться, поэтому в любом случае их нужно уточнять на сайте выбранного университета. Особенно если хотите поступать на заочку: тут каждый вуз определяет сроки приёма самостоятельно и часто они заканчиваются только в августе‑сентябре.
- Чему и зачем стоит учиться после 45, 55, 65 лет
- 150+ сервисов и приложений для подготовки к ЕГЭ. Спасут на экзаменах
- 7 профессий будущего: чему учиться сегодня, чтобы быть востребованным завтра
Как можно получить хоть какое-то образование если не закончил школу (20 лет назад)
Муж в свое время не закончил школу соответственно нет школьного аттестат,есть только курсы разные (спустя некоторое время получил).Сейчас хочет хотя бы училище закончить,но без аттестата не берут.Может у кого нибудь в жизни были такие сложности.Хочу услышать дельные советы.