Инструкции

Права человека во время пандемии 2023

  • По мере роста осознания того, что эпидемия коронавируса может угрожать правам человека во всем мире, Организация Объединенных Наций призывает страны принять более согласованный, глобальный и ориентированный на права человека подход к этой пандемии, которую Генеральный секретарь Антониу Гутерриш назвал «общечеловеческим кризисом».
  • С самого начала вспышки коронавирусной инфекции COVID-19 официальные представители Организации по правам человека и назначенные ООН независимые эксперты подчеркивают важность защиты прав людей.
  • В ходе неофициального брифинга в Совете по правам человека 9 апреля Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет призвала к срочным и всесторонним действиям, чтобы коронавирусная инфекция COVID-19 не привела к «еще более масштабному неравенству» на фоне страданий большого числа людей.

Она добавила, что многие государства в каждом регионе — особенно в Европе — приняли беспрецедентные меры для защиты прав трудящихся и сведения к минимуму числа безработных. «Всем государствам, располагающим достаточными ресурсами, следует сделать то же самое», — сказала она.

Она отметила, что Африканский банк развития привлек крупнейшие в мире социальные облигации — в размере 3 миллиардов долларов — для оказания помощи африканским правительствам в увеличении доступности здравоохранения и других основных услуг и товаров. «Именно такое инновационное мышление нам и нужно», — подчеркнула она.

Она заявила, что ее Управление в настоящее время занимается разработкой эффективных экономических и социальных методов, принятых странами в каждом регионе — в том числе в большом количестве развивающихся стран — и доведет их до сведения членов Совета по правам человека. УВКПЧ также будет работать над интеграцией прав человека во всю работу экономических и социальных программ ООН.

Вот некоторые мнения экспертов ООН по правам человека об ответных мерах направленных на ликвидацию последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19:

«Каждый человек, без исключения, имеет право на получение жизненно необходимой медицинской помощи, и ответственность за предоставление этих услуг лежит на правительстве.

Нехватка ресурсов или использование государственных или частных схем страхования никогда не должны служить оправданием для дискриминации в отношении определенных групп пациентов.

Каждый человек имеет право на здоровье», — совместное заявление экспертов ООН по правам человека.

«Весьма вероятно, что уровень насилия в семье будет расти, как уже предполагалось в первоначальных данных, полученных от полиции и администраторов горячих линий. Для многих женщин и детей дом может быть местом страха и насилия.

Эта ситуация значительно ухудшается в случаях изоляции, таких как карантин, введенный во время пандемии COVID-19.

Все государства должны приложить значительные усилия для устранения угрозы COVID-19, но они не должны забывать о женщинах и детях, ставших жертвами насилия в семье», — Дубравка Шимонович, специальный докладчик ООН по вопросу о насилии в отношении женщин.

«Сообщения о брошенных пожилых людях в домах престарелых или о телах, найденных в приютах, вызывают тревогу. Это неприемлемо. Мы все обязаны проявлять солидарность и защищать пожилых людей от такого отношения», — Роза Корнфельд-Штейн, независимый эксперт по вопросу об осуществлении пожилыми людьми всех прав человека.

«Внутренне перемещенные лица подвергаются повышенному риску заражения коронавирусной инфекцией COVID-19 из-за ограниченного доступа к здравоохранению, воде, санитарным услугам, продовольствию и адекватному жилью. Они часто сталкиваются и с дискриминацией.

Те, кто находится в лагерях или в местах массового скопления людей, часто оказываются живущими в перенаселенных пунктах, в приютах для чрезвычайных ситуаций, физически и структурно несоответствующими для предотвращения заражения коронавирусной инфекцией.

Правительства должны сделать все возможное, чтобы внутренне переселенные лица имели доступ к воде, санитарии, средствам личной гигиены, надлежащим жилищным условиям и продовольствию», — Сесилия Хименес-Дамари, специальный докладчик по вопросу о правах человека внутренне перемещенных лиц.

Права человека во время пандемии 2023

«COVID-19 — это не только проблема сферы здравоохранения; это также и вирус, который усиливает ксенофобию, ненависть и отчуждение.

Сведения о том, что китайцы и другие азиаты подвергаются физическим нападениям; о высказываниях на почве ненависти, обвиняющих меньшинства, включая цыган, латиноамериканцев и других лиц, в распространении вируса; и о политиках, призывающих к тому, чтобы мигрантам было отказано в доступе к медицинским услугам, — все это свидетельствует о том, что государствам необходимо срочно заострить внимание на том, что права людей, в частности наиболее уязвимых и маргинализированных, должны быть защищены», — Фернан де Варенн, специальный докладчик ООН по вопросам меньшинств.

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) предоставило рекомендации по принятию ответных мер в борьбе с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, ориентированные на права человека:

  • Политика в области здравоохранения должна учитывать не только медицинские аспекты пандемии, но и правозащитные и гендерные последствия мер, принимаемых в рамках ответных мер в области здравоохранения.
  • Чрезвычайные полномочия должны использоваться законно, в интересах общественного здравоохранения, а не в качестве основы для подавления инакомыслия или замалчивания деятельности правозащитников или журналистов.
  • Меры ограничения, такие как социальное дистанцирование и самоизоляция, должны учитывать потребности людей, которые полагаются на поддержку других людей в еде, одежде и купании. Многие люди, в том числе люди с инвалидностью, полагаются в этих аспектах на семью и социальные службы.
  • Крайне важно также, чтобы любое ужесточение пограничного контроля, ограничения на поездки или ограничения свободы передвижения не препятствовали людям, которые вынуждены бежать от войны или преследований.
  • Налоговые льготы и пакеты мер социальной защиты, направленные непосредственно на тех, кто в наименьшей степени способен справиться с кризисом, имеют важнейшее значение для смягчения разрушительных последствий пандемии. Немедленные меры экономической помощи, такие как гарантированный оплачиваемый отпуск по болезни, расширенные пособия по безработице, распределение продовольствия и всеобщий базовый заработок, могут помочь избежать острых последствий кризиса.
  • Представители ЛГБТИ-сообщества также сталкиваются с повышенными рисками во время этой пандемии. Конкретные мероприятия должны быть включены в планы реагирования для решения проблем в этом направлении.
  • Государствам следует принимать во внимание особые концепции здоровья коренных народов, включая их традиционную медицину, консультироваться и учитывать свободное предварительное и осознанное согласие коренных народов при разработке профилактических мер по коронавирусной инфекции COVID-19.
  • Люди, лишенные свободы, в том числе в тюрьмах, следственных изоляторах, иммиграционных центрах, учреждениях и других местах содержания под стражей, подвергаются повышенному риску заражения в случае вспышки заболевания. Их положение должно быть отдельно рассмотрено при планировании и реагировании на кризисные ситуации.
  • Медицинские работники и соответствующие эксперты, включая ученых, должны иметь возможность свободно говорить и обмениваться информацией друг с другом и общественностью.

Кто заплатит жертвам за пандемию

Права человека во время пандемии 2023

Евгений Разумный / Ведомости

В распространении коронавируса весь мир винит Китай, а Китай – США. Интернет переполнен теориями возникновения вируса: от традиционного употребления в пищу диких животных до утечки или намеренного применения биологического оружия. Есть люди, которые считают, что реальной пандемии нет или она не опасна, есть и те, кто считает ее экспериментом над человечеством.

Есть мнение, что во всем виновата Всемирная организация здравоохранения: она якобы финансово зависима от Китая и потому скрыла серьезность проблемы в нужное время. Независимо от причин у пандемии уже очень много жертв: человеческих жизней, разоряющихся бизнесов и экономических потерь государств.

Кто, когда и сколько за это заплатит? И заплатит ли в принципе?

Нужно рассматривать два параллельных и независимых друг от друга направления: международная ответственность за возникновение и распространение пандемии и ответственность за внутригосударственные нарушения прав граждан в это время.

Взыскание убытков гражданами-жертвами с Российской Федерации юридически возможно, но рассуждать об этом в наших правовых реалиях сложно. Такая ответственность может наступить в результате виновных действий должностных лиц и организаций, приведших к причинению ущерба.

Скопление людей в метро 15 апреля, например, самим фактом подпадает под действие статей 236 и 293 Уголовного кодекса России и грозит виновным лицам ответственностью от штрафа до реального лишения свободы, а если кто-то погибнет – ответственность только усилится. Готово ли государство привлечь виновных к реальной ответственности – увидим в ближайшие дни.

Лакмусовая бумажка для слова «ответственность» за жизни людей – это цена, которую виновные платят за человеческие жизни. В нашем государстве она совсем невысока, особенно если виновник – государственный орган.

Когда погибает человек, у которого нет иждивенцев, то вся ответственность перед его семьей – только возместить моральный вред. Средний размер компенсации морального вреда, который взыскивают наши суды, – в пределах 100 000 руб.

(официальная статистика судебного департамента при Верховном суде). Такая вот смешная цена за жизни и судьбы. Потому и нет страха за людей.

Еще больший вопрос – установление национальными судами чьей-либо вины в нарушениях во время пандемии.

Для любого вида гражданско-правового наказания и возмещения нужен факт причинения вреда, негативные последствия и причинно-следственная связь с действиями виновника.

На примере истории в метро: сложно себе представить, что судья районного суда установит вину ГУВД (человек мог заразиться где угодно – и не только в метро) и взыщет реальную компенсацию в пользу простого человека.

Практический опыт показывает, что реально наказать по аналогичным делам у нас можно бизнес, но не государство.

Достаточно проанализировать практику судебных взысканий с МВД или Министерства обороны выплат за гибель близких или потерю здоровья – при малейшей возможности следует отказ в требованиях, а если никак не удается отказать, то взыскиваются мизерные суммы, причиняющие еще большие страдания близким.

Читайте также:  Как получить квартиру инвалиду 1, 2, 3 группы от государства бесплатно на льготных условиях 2023

В отношении потерь бизнеса идет очень творческий и бурный процесс создания законов, вызывающий дебаты и удивление среди юристов.

Законы написаны либо очень странно и непонятно, либо, наоборот, качественно, но с целью как можно меньше дать.

Мало вероятно, что будет установлена вина госорганов в причинении убытков бизнесу и бизнес получит какие-то компенсации. Получат только то, что государство захочет дать.

В любом случае пока еще остается работающий механизм защиты через Европейский суд по правам человека. 

Ситуации, когда практически все страны мира вовлечены в невоенный, но все же конфликт, в современной истории международного права еще не было. Тем не менее история международных разбирательств позволяет обозначить некоторые тенденции.

В 2005 г. Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция 60/147, по которой жертвы нарушений международных норм в области прав человека и нарушений гуманитарного права имеют доступ к правосудию и право на возмещение ущерба. Предусматривается как материальная компенсация, так и иные меры: реституция, сатисфакция, реабилитация и гарантии неповторения.

Для этого нужно международное разбирательство и его исполнение. 

Если бы пандемия произошла по вине компании или частного лица, то взыскать все компенсации было бы юридически намного легче. Но когда речь идет о взыскании с иностранного государства, действует юрисдикционный иммунитет, т. е.

непосредственно жертвам нельзя предъявить требования к причинителю вреда – иностранному государству и только на межгосударственном уровне этот спор может быть решен. Учеными традиционно приводится решение японского суда (Ryuichi Shimoda et al. v.

The State), отказавшего в удовлетворении компенсационных требований по иску выживших в ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки: отказ был объяснен тем, что иммунитет суверена защищает государство-ответчик от судебного разбирательства в национальных судах.

Подобные решения судов имеются также по многочисленным искам жертв Второй мировой войны к Германии: суды разных стран придерживались единой позиции, основанной на нормах международного права, отказывая в рассмотрении требований пострадавших по причине наличия иммунитета.

Но есть и другие истории, где страны конфликта заключали договор и создавали смешанные комиссии по рассмотрению взаимных претензий, а жертвы сами возбуждали иски против правительств, участвовали в процессе и напрямую получали компенсации.

Так работали компенсационная комиссия ООН по возмещению ущерба от вторжения Ирака в Кувейт и затем оккупации Кувейта, директорат по вопросам жилья и собственности и комиссия по рассмотрению исков о жилье и собственности, учрежденная распоряжением миссии ООН в Косове, комиссия по урегулированию требований о недвижимости перемещенных лиц и беженцев в Боснии и Герцеговине, комиссия по рассмотрению взаимных претензий Эфиопии и Эритреи (частные иски были предъявлены гражданами Эритреи через свое государство, по их требованиям вынесен отдельный пункт решения на общую сумму более $2 млн – Final Award Eritrea’s damages claims of 17.08.2009). 

В других случаях право граждан на компенсацию предусматривалось уставом международного органа, полномочного проводить расследования. Так было по бывшей Югославии, Руанде и по Сьерра-Леоне. Трибунал устанавливал факт вины, а жертвы возбуждали дела в рамках национального права.

Статут Международного уголовного суда, учрежденного на основании Римского статута, имеет принципиально иную позицию: сам суд получил право выносить решения о компенсации.

Для удовлетворения всех требований предусмотрено создание целевого фонда, который пополняется за счет полученных штрафов, конфискации денежных средств или иной собственности.

К слову, США и Китай – вне юрисдикции Международного уголовного суда, как, впрочем, и Россия, которая вышла из-под его юрисдикции в 2016 г.

Все эти варианты возможны только в одном случае – при проведении международного разбирательства и добросовестном поведении виновных. Размер компенсаций жертвам международных нарушений сложно типизировать – иногда это адекватные суммы, иногда чисто символические.

Суммируя, можно предположить, что в случае официального установления виновности какого-либо государства в международном разбирательстве все жертвы пандемии должны будут получить возмещение, но вид и размер такого возмещения, а также порядок его выплаты не обязательно будут соответствовать реальному ущербу.

Известно о нескольких исках, поданных гражданами разных стран к властям Китая в связи с пандемией, и наверняка это далеко не последние подобные иски. Заявители ставят в вину Китаю сокрытие данных и непринятие мер, что привело к катастрофическим последствиям. В делах фигурируют астрономические суммы требований.

Основной спорный момент – тот же суверенный иммунитет, что делает юридически крайне трудным рассмотрение иска на территории США, как того просят истцы.

Но правосудие – вещь непредсказуемая и политически управляемая, поэтому перспектива рассмотрения национальными судами этих и им подобных исков не выглядит невозможной, особенно учитывая кризис доверия к международным институтам в связи с их слабостью в период пандемии.

Одно можно утверждать с уверенностью: вопрос возмещения убытков жертвам как на национальном уровне, так и на международном будет разрешаться скорее политически, нежели юридически. И решения могут привести как к новому витку санкций и обострению конфликтов, так и к новому пониманию и принятию на себя государствами ответственности.

Автор – адвокат, член Ассоциации юристов России 

Как в России поддерживают граждан в период COVID-19

  • Увеличение выплат
    по больничным
  • Выплаты в расчете на месяц по больничным листам
    должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). 
  • О том, на кого направлена данная мера поддержки и что конкретно установлено законом, читайте в статье «Увеличение выплат по больничным: подробности» .
  • Новые правила оформления больничных

Появилась возможность оформить электронный больничный лист при удаленной консультации врача с применением телемедицины — на лечение направят, если врач диагностировал заболевание, представляющее опасность для окружающих.

Кроме того, больничные смогут оформлять руководители, которые являются единственными учредителями, а также граждане, приговоренные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду. Гражданам, совмещающим два места работы, не нужно будет оформлять больничный два раза, работодателю будет достаточно отправить номер электронного больничного.

Покупка лекарств
через интернет

У граждан появляется возможность купить
лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого
выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон
касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных,
за исключением наркотических и психотропных, – продавать
последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или
ЧС.

Читайте об этом в нашем материале: «Дистанционная продажа лекарственных средств: подробно о законе» .

Обновление:

Правительство РФ утвердило правила дистанционной продажи и доставки лекарств — онлайн можно будет приобрести безрецептурные препараты. Кабмин подписал соответствующее постановление 16 мая. Им утверждаются порядок выдачи разрешений на дистанционную торговлю медикаментами, требования к аптекам, порядок торговли, а также доставки лекарств.

Обо всех правилах покупки безрецептурных лекарств читайте в материале: «Теперь можно купить лекарства не выходя из дома»

Ответственность при обороте некачественных лекарств

Поправками в УК РФ за распространение некачественных или фальсифицированных лекарств через интернет устанавливается наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от 750 тыс. до 2,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

В соответствии с поправками в КоАП административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составит от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс.

рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей — для юрлиц.

 Для организаций и ИП в качестве альтернативного наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Подробности: «Как государство борется с контрафактными лекарствами» .

Штрафы за завышение цен на лекарства

Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.

Борьба со спекуляциями лекарств

Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.

Наш материал по этим двум темам: «Как контролируют цены на лекарства» .

Упрощение регистрации новых лекарств

Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.

Читайте: «Упрощение регистрации новых лекарств» .

(Обновление 16.11.2020)

Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий для лечения коронавируса был продлен. Процедура позволяет получить все необходимые документы для применения лекарств или использования медицинских изделий в максимально короткие сроки. Такой порядок был введен из‑за коронавируса до 1 января 2021 года. Теперь он продлевается еще на год.

Вопросы защиты прав человека во время карантина

10 апреля 2020 г. 20:44

В ходе ПМЮФ эксперты обсудили пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения COVID-19, соизмеримости этих требований в разных странах

10 апреля в рамках специального Петербургского международного юридического форума 9 1/2: Законы коронавируса состоялась сессия «Права человека в карантине».

Обсуждались пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения новой коронавирусной инфекцией, соизмеримости этих требований в разных странах с учетом позиций Европейского Суда по правам человека и Комитета ООН против пыток.

В этом году, как уже сообщалось, Форум проводится в онлайн-формате и посвящен исключительно правовым аспектам общественной жизни в условиях пандемии COVID-19 и ее последствий для права и юридической профессии.

Как сообщает «АГ», открывая мероприятие, модератор дискуссии, которым выступил Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, подчеркнул, что в условиях пандемии права граждан ограничиваются в интересах не только неопределенного круга лиц, но и в первую очередь в собственных интересах, поскольку каждый находится под угрозой заражения COVID-19. В связи с этим возникают новые, подчас неожиданные, конфликты фундаментальных прав: права на жизнь и здоровье, с одной стороны, и права на свободу передвижения – с другой. «Самый главный вопрос, который впоследствии возникнет и будет оцениваться с точки зрения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, – насколько соизмеримыми были эти пределы?» – отметил он.

Нынешнюю ситуацию Михаил Гальперин сравнил с триатлоном: «Сейчас мы все вместе пытаемся выгрести из этой ситуации. Но, когда достигнем берега, это не закончится. Дальше надо будет «гнать на велосипеде» – восстанавливать экономический рост. А затем начнется самый сложный этап – «бег» – восстановление общественного спокойствия и нормального хода жизни, в том числе прав и свобод человека».

Читайте также:  Неправильно указана дата начала трудовой деятельности 2023

10 апреля в ходе пленарного заседания специального ПМЮФ «9 1/2: Законы коронавируса» были определены направления консолидации усилий международного сообщества по борьбе с пандемией

Со-модератор, гендиректор по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос добавил, что европейские страны особое внимание уделяют международному сотрудничеству во время кризиса.

Он отметил, что накануне ЕСПЧ вынес важное решение, признав, что неадекватные условия содержания под стражей требуют эффективного восстановления людей в правах, поскольку в период пандемии и введения ограничительных мер они страдают больше других.

Спикер добавил, что Комитет ООН против пыток также выпустил ряд принципов, касающихся режима содержания лиц, оставленных без свободы, в контексте кризиса пандемии. «Реализация этих принципов будет способствовать разрешению вопросов, касающихся заключенных и иных лиц, содержащихся в условиях несвободы, на благо данных лиц, а также сотрудников пенитенциарных учреждений», – подчеркнул он.

Министр юстиции Республики Армения Рустам Бадасян в своем выступлении подчеркнул позицию ЕСПЧ, согласно которой государства несут ответственность в определении соразмерности введения ограничительных мер. «Даже в случае введения режима ЧС закон – прежде всего», – отметил он.

10 апреля в рамках специального ПМЮФ 9 1/2: Законы коронавируса министры юстиции обсудили правовые меры для борьбы с пандемией и стратегию межгосударственного взаимодействия

Спикер рассказал, какие мероприятия предпринимаются Правительством РА для предотвращения распространения коронавируса на территории республики.

Так, 16 марта принято решение о введении на территории республики режима ЧС на период до 14 апреля. Законодательством о чрезвычайных ситуациях, отметил он, предусмотрены права, которые могут быть ограничены, и право на свободу перемещений относится к такой категории.

Соответствующие поправки также были внесены в уголовное законодательство и об административных правонарушениях. Для отслеживания перемещений и контактов лиц, зараженных коронавирусом, используются специальные компьютерные программы.

Рустам Бадасян особо подчеркнул, что по окончании режима ЧС данная информация будет уничтожена. «Эти и другие превентивные меры будут гарантировать здоровье и безопасность граждан», – отметил он.

Спикер также добавил, что с точки зрения защиты гражданских прав важно понимать – все указанные меры являются временными и ограничиваются сроками ЧС.

Директор по вопросам информационного общества Директората по противодействию преступности Совета Европы Ян Кляйсен обратил внимание на то, что необходимо добиваться, чтобы меры по защите от пандемии коронавируса не свели на нет ценности и свободы общества, которые до этого были созданы.

В своем выступлении он рассказал, какую роль играют новые технологии в борьбе против пандемии. При этом он отметил важность защиты информации и персональных данных, а также роли искусственного интеллекта в такого рода программных решениях.

Ян Кляйсен затронул тему свободы выражения и защиты от фейковых новостей, касающихся пандемии и борьбы с ней. Он подчеркнул, что СМИ несут особую ответственность, чтобы своевременно и достоверно передавать информацию и предотвращать панику.

В то же время, добавил он, «нельзя глушить голос критики, когда он необходим».

Христос Якумопулос напомнил о заявлении Комитета по предотвращению пыток о необходимости защиты прав тех, кто лишен свободы, а также принадлежит к уязвимой группе населения. Также спикер добавил, что ЕСПЧ и Совет по правам человека будут осуществлять надзор за теми мерами, которые принимаются государствами – членами Совета Европы, и как они соответствуют их обязательствам.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в своем выступлении подчеркнула, что пандемия изменила жизнь каждого. Она рассказала о принятых нормативных актах, которыми введены серьезные гарантии прав человека, включая налоговые льготы и социальные выплаты. «За эти две недели мы получили 3000 обращений», – отметила омбудсмен.

По поводу ограничительных мер Татьяна Москалькова подчеркнула, что важно следить за тем, чтобы не использовались несоразмерные меры. Она обратила внимание на проблемы, которые в настоящее время испытывают трудовые мигранты.

Спикер отметила, что МВД России позволило увеличить их срок пребывания на территории нашей страны до 90 дней, но при условии личного посещения органа внутренних дел.

«Думаю, все государства не должны наказывать иностранных граждан, нарушивших срок пребывания в стране после окончания карантина», – добавила она

Спикер затронула вопрос о соблюдении прав уязвимых групп населения, а также граждан иностранных государств, находящихся в статусе обвиняемого или осужденного и желающих вернуться в свое государство.

Директор ФСИН России Александр Калашников начал свое выступление с данных статистики. Он отметил, что в учреждениях УИС содержатся свыше 523 тыс. человек, более 97 тыс. – в следственных изоляторах.

Спикер рассказал, что в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях и органах УИС в соответствии с требованиями законодательства проводится комплекс профилактических мероприятий, создан оперативный штаб для незамедлительного рассмотрения проблемных вопросов, проводится круглосуточный мониторинг ситуации, введены режимные ограничительные меры.

Федеральная служба исполнения наказаний приостановила предоставление свиданий заключенным в СИЗО

Он также пояснил, в каких условиях проводятся свидания подозреваемых (обвиняемых) с адвокатами, подчеркнув, что лицам, содержащимся под стражей, также предоставляется возможность дистанционного получения квалифицированной юридической помощи.

Александр Калашников добавил, что участие подозреваемых (обвиняемых) в судебных заседаниях на период карантина приостановлено, а осужденным по возможности предоставляются свидания посредством телекоммуникационных сетей. Он отметил, что в пенитенциарных учреждениях предприняты меры по своевременному выявлению наличия заболевания коронавирусной инфекцией путем лабораторной диагностики.

Завершил дискуссию директор ФССП, главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов. В своем выступлении он рассказал о работе службы в условиях пандемии и мерах защиты лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих возможности оплатить взыскание по исполнительному листу.

В частности, о послаблении режима, введении моратория на применение санкций в отношении граждан и юридических лиц, причем не только пострадавших от пандемии, решении не начислять пени на долги за коммунальные услуги, продлении лицензий, приостановлении обязательств по договорам займа и т.д.

Реализуемый комплекс мер поддержки, добавил он, должен предусматривать процессуальные послабления в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Также спикер рассказал о введенных ограничениях на личный прием граждан должностными лицами ССП, подчеркнув, что телефонная связь с территориальными органами и их подразделениями сохранена, о категориях жалоб, требующих незамедлительного реагирования.

В заключение он добавил, что исполнительное производство в настоящее время реализуется преимущественно с помощью электронных технологий в рамках автоматизированных систем и информационных ресурсов.

С полной видеозаписью данной сессии можно ознакомиться здесь (необходимо выбрать ее название из открывающегося списка).

Татьяна Кузнецова

Как государство помогает людям и бизнесу во время пандемии

Кредитные каникулы. Если доход за предыдущий месяц уменьшился более, чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом, можно можно получить полугодовую отсрочку по кредитам. Для этого необходимо обратиться в банк до 30 сентября 2020 года.

Отсрочку дадут по следующим видам кредитов:

  • потребительский кредит — до 250 000 ₽;
  • автокредит — до 600 000 ₽;
  • ипотека в Москве — до 4,5 млн рублей, в Московской области, Санкт-Петербурге и Дальневосточном федеральном округе — до 3 млн рублей, в остальных регионах — до 2 млн рублей.

Во время действия отсрочки проценты по кредитам, кроме ипотеки, будут начислять по льготной ставке, а срок кредитного договора автоматически продлят на льготный период. Вместо отсрочки можно попросить у банка снизить платеж по кредиту.

Автоматическое продление пособий и льгот.

До 30 сентября 2020 года не придется заново собирать документы и ходить по инстанциям, если истекает срок действия пособий и льгот — теперь их продлевают автоматически.

Пособия на детей до трех лет. Семьи, у которых было или есть право на материнский капитал, с апреля по июнь 2020 года могут получить по 5 000 ₽ в месяц на каждого ребенка до трех лет. Деньги перечисляют, даже если вы уже потратили маткапитал.

Чтобы получить выплату, нужно до 1 октября 2020 года отправить электронное заявление через Госуслуги или сайт ПФР. Если обратиться за пособием в июле или позднее — деньги перечислят сразу за три месяца.

Увеличили пособие по безработице. Теперь максимальное пособие составляет 12 130 ₽. В Москве установили дополнительную региональную выплату, в совокупности с другими пособиями по безработице можно получить 19 500 ₽.

Кто имеет право на максимальное пособие

Больничные не ниже МРОТ. Если в пересчете на полный месяц выплата по больничному меньше федерального МРОТ, работодатель обязан довести ее до МРОТ — 12 130 ₽. Правило действует до конца 2020 года.

Минимальные комиссии за переводы. С 1 мая 2020 года Центробанк устанавливает предельные комиссии для переводов между физлицами в системе быстрых платежей. За переводы до 100 000 ₽ комиссии нет, свыше 100 000 ₽ — комиссия не более 0,5% от суммы перевода, максимум — 1 500 ₽.

Читайте также:  Всё о том, как сдать землю в аренду от требований к участкам до пошаговой инструкции проведения 2023

Послабления по кредитам для заболевших коронавирусом. Центробанк рекомендует банкам и микрофинансовым организациям реструктурировать долги заболевших, не начислять пени и штрафы и не забирать имущество в счет долга.

Горячая линия для защиты трудовых прав. Если из-за ситуации с коронавирусом работодатель нарушил ваши трудовые права, то можно пожаловаться в трудовую инспекцию. Правительство пообещало следить за ситуацией на рынке труда и не допускать нарушений прав работников.

К вопросу об ограничениях конституционных прав и свобод человека и гражданина в период пандемии



В статье автор пытается определить, являются ли ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в период пандемии нарушениями.

Ключевые слова: права и свободы человека и гражданина, период пандемии, ограничение.

В данной статье речь пойдет о теме, которая, можно с уверенностью сказать, затронула каждое государство, а именно его граждан, чьи конституционные права и свободы были ограничены в связи с непростой сложившейся ситуацией, вызванной COVID-19, постигшим весь наш человеческий мир.

Здесь мы подискутируем, являются ли ограничения прав и свобод необходимыми мерами во благо граждан или же это произвол и беззаконие со стороны властей? Как всё это отражается на гражданах и на государстве? Со всеми этими и многими другими вопросами в данный момент мы сталкиваемся почти каждый день! Но многие ли об этом задумываются? Предлагаю внести некое представление и понимание.

Нам всё время твердят, что живем мы в правовом государстве, которое базируется на соблюдении законности и полной свободе личности.

Так давайте же вместе рассмотрим, нарушаются ли конституционные права и свободы человека и гражданина в период пандемии, на основании положений основных законов, высказываний юристов и учёных, а также рассмотрим на основании собственных представлений и взглядов на этот счёт не только как людей, приближенных к правоведению, но и как обычных граждан России, кем, собственно, мы и являемся.

Понятие прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «права человека и гражданина» подразумевает совместную волю общества, которую призвано обеспечить государство. Нельзя ликвидировать человеческие права, однако они могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Понятие «свободы человека и гражданина» подразумевает возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных побуждений.

Предоставляя свободы, государство чётко определяет возможность свободного самоопределения человека в различных сферах общественной жизни.

Так, Азаров А. Я. называет «права» именно правомочиями граждан в определенной сфере, внутри действия которых нет вариантов, кроме как воспользоваться или не воспользоваться, а «свободами» он называет те сферы, в которые государство не должно вмешиваться, но должно обеспечивать их защиту [5].

Иными словами, автор подразумевает, что право даёт человеку диспозитивный выбор, который предоставляет им возможность самим выбирать использовать то или иное право, или нет.

А говоря о свободах, автор пытается донести, что человек осознанно выбирает, как ему поступать в соответствии со своими желаниями, целями, идеалами, оценками и интересами.

Разобравшись с понятиями «прав и свобод человека и гражданина», мы просто не можем не упомянуть основной закон, где данные понятия закреплены.

В самой первой главе Конституции РФ, посвящённой основам конституционного строя, а именно в ст.2, сказано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [3].

Так Галимова, Л. Р., опираясь на ст. 17 и 18 Конституции, утверждает о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения; также они являются непосредственно действующими и устанавливают смысл, суть и применение законов, работу законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и гарантируются правосудием [1].

Таким образом, при проведении юридического анализа понятия «прав и свобод человека и гражданина», мы можем смело утверждать, что права и свободы человека выражают волю общества, предоставляют гражданам возможность выбора, а также, что самое важное, гарантируются Конституцией РФ и обеспечиваются принудительной силой государства.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в период пандемии

В сегодняшнем инновационном мире коронавирус влечёт актуальную и просто наболевшую проблему фактически для каждого государства. Проблемы коронавирусной инфекции, распространение и её последствия предстают более чем насущными и животрепещущими в особенности для Российской Федерации и её граждан.

С. А. Пяткина утверждает, что ст.55 Конституции РФ содержит ряд принципов, направленных на защиту прав человека и гражданина, и перечень оснований, согласно которым возможны ограничения прав и свобод [2].

То есть основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, потому в РФ не должны издаваться законы, которые бы их отменяли, однако они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так значит ли всё это, что и в период пандемии права и свободы человека и гражданина можно и даже нужно ограничить? Или всё же нельзя? Давайте разбираться.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в период пандемии как нарушение

Наверное, ни для кого не секрет, что в связи с эпидемиологической ситуацией появилось множество ограничений, в той или иной мере нарушающих конституционные права и свободы человека и гражданина, которые, по закону, нарушаться просто не должны.

Как нами уже упоминалось ранее, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, а это значит, что государство ответственно за нарушение прав и свобод человека, поскольку это является важным фактором осуществления конституционной обязанности защищать права и свободы личности. В главе 2 Конституции РФ содержатся нормы, которые обязательно гарантируют права и свободы, их равенство и собственно гарантию их защиты в случае нарушения [3].

В РФ было проведено множество ограничений, возникших из-за коронавируса, потому мы рассмотрим такое актуальное ограничение как сужение объема прав на образование, а именно дистанционное обучение, которое в определенной мере компенсирует возникшие неудобства, но не является стопроцентной заменой обычного, уже сложившегося порядка обучения. То есть миллионы студентов, посещающие занятия из дома, в большинстве случаев либо недополучают знаний, которые могли бы получить в очном формате обучения, либо же просто не слушают или занимаются своими делами, поскольку дисциплина, контроль и эффективность дистанционных занятий, увы, находятся на существенно слабом уровне.

А значит, можно согласиться, что ограничения прав и свобод, безусловно, во многих моментах ущемляют граждан и лишают их тех возможностей, на которые по Конституции РФ они имеют полное право, следовательно, такие ограничения являются нарушением конституционных основ прав и свобод человека и гражданина.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в период пандемии как не нарушение

Рассмотрим иную точку зрения. В апреле 2020 года Президентом РФ был подписан указ, согласно которому на высших должностных лиц субъектов РФ были возложены обязанности по определению территорий, где предусматривается реализация комплекса ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В нём было указано, что ограничения прав и свобод граждан вводятся высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ в рамках режимов повышенной готовности и ограничительных мероприятий (карантина) [4].

Нельзя не согласиться, что данные ограничения прав и свобод, безусловно, реализуются с целью зашиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов и безопасности государства, о чём мы, в принципе, упоминали выше.

Например, для граждан РФ ввелось ограничение, связанное с обязательным ношением масок в общественных местах, способствующим уменьшению количества вирусов и бактерий, которые могут попасть в организм, а чем меньше болезнетворных частиц попадает в организм, тем выше вероятность того, что не заболеем ни мы, ни наши близкие и, в целом, граждане РФ.

А значит, то, что мы подразумевали под «нарушением» прав и свобод человека и гражданина, связанных с их ограничением, является необходимой мерой государства, а никак не нарушением.

Делая общий вывод, при ответе на вопрос, являются ли ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в период пандемии нарушением; наше мнение разделилось.

С одной стороны, мы утверждаем, что ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в период пандемии являются нарушением, поскольку во многих моментах они ущемляют граждан и лишают их законных возможностей; а с другой стороны, мы говорим, что ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в период пандемии не являются нарушением, так как являются необходимой мерой для защиты здоровья граждан и безопасности государства. Потому мы можем сказать, что нельзя однозначно ответить на данный вопрос, так как он не содержит чёткого ответа, который был бы верным.

Литература:

  1. Галимова, Л. Р. Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 4–7.
  2. Каримова, А. Ю. Конституционное право человека и гражданина на жизнь, свободу и личную неприкосновенность / Марийский юридический вестник. 2018. Т. 1. № 3 (18). С. 113–116. (НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД)