Правила использования беспилотного летательного аппарата 2023
Запреты на беспилотники в целях безопасности регионы стали вводить еще в 2022 году. РБК разбирался, где действуют ограничения и что грозит их нарушителям
Максим Блинов / РИА Новости
Какие регионы ввели прямые запреты на использование беспилотников
К началу июля запрет на использование беспилотников ввели 60 регионов.
Большая часть регионов ввела ограничения после конца октября 2022 года постановлениями губернаторов, которые прямо ссылаются на указ президента от 19 октября № 757.
Он был посвящен мерам, связанным с другим указом, который устанавливал для регионов четыре уровня реагирования — от максимального, военного положения (для новых регионов: ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей), до уровня базовой готовности.
При этом запреты на беспилотники ввели регионы из разных категорий, в том числе из списка субъектов с базовым уровнем готовности — среди них, например, Мордовия и Приморский край.
В Пермском крае запрет установлен решением оперативного штаба по обеспечению базовой готовности, аналогично — в Челябинской области. В Орловской области решение оперштаба подразумевает полеты только при наличии специального разрешения областной администрации, сообщали местные СМИ.
- В Свердловской области в конце января решили внедрить защиту от дронов (технические средства для их обнаружения) на предприятиях атомной промышленности, а в мае уже запретили запускать беспилотники в регионе.
- В Ульяновской области указ губернатора устанавливает, что использовать беспилотники можно только по согласованию с оперативным штабом региона.
- В Коми решили ввести запрет на использование беспилотников в границах зон 28 промышленных объектов, принадлежащих АО «Интер РАО — Электрогенерация», АО «Транснефть-Север» и ООО «Газпром трансгаз Ухта».
В ДНР запрет на использование беспилотников ввели еще в августе 2022 года — до подписания договора о включении республики в состав России. В постановлении госкомитета обороны делалось исключение для дронов органов власти и силовых структур, а также для представителей СМИ. Также в августе запрет ввели в Крыму, тоже с оговоркой для органов власти.
Какие еще решения ограничивают использование беспилотников
Также в ряде регионов установлен временный режим ограничения на использование воздушного пространства.
В главном центре ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения) на запрос РБК ответили, что центр установил временный режим в границах, обусловленных координатами, указанными в представлении Минобороны, и ограничил использование воздушного пространства полностью или частично в воздушном пространстве Московского, Ростовского и Симферопольского региональных центров ЕС ОрВД, над следующими регионами:
- Смоленская область;
- Брянская область;
- Калужская область;
- Орловская область;
- Тульская область;
- Липецкая область;
- Курская область;
- Белгородская область;
- Тамбовская область;
- Воронежская область;
- Волгоградская область;
- Ростовская область;
- Астраханская область;
- Ставропольский край;
- Краснодарский край;
- Республика Адыгея;
- Республика Калмыкия;
- Республика Крым;
- а также над новыми субъектами — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями.
В нескольких перечисленных в ответе ЕС ОрВД регионах действует желтый уровень террористической опасности, который предполагает повышенные меры контроля.
Что такое желтый уровень террористической опасности и где он действует
В граничащих с Украиной Белгородской, Брянской, Курской областях, в двух районах Воронежской области, на севере Крыма и на территории нескольких районов Краснодарского края с 11 апреля 2022 года был введен желтый уровень террористической опасности.
В конце апреля власти Краснодарского края отменили режим, аналогичное решение через месяц приняли в Воронежской области, в мае власти Крыма исключили из своего списка Ленинский район, а в августе — Керчь. 8 октября, после теракта на Крымском мосту, в Ленинском районе и Керчи снова ввели желтый уровень опасности.
В тот же день режим объявили в Темрюкском районе Краснодарского края.
Особый режим предполагает усиленную работу всех правоохранительных органов, а жителям регионов рекомендуют избегать массового скопления, всегда брать с собой удостоверение личности и быть бдительными.
Всего уровней террористической опасности три: синий (повышенный), желтый (высокий) и красный (критический). Желтый вводится, если есть подтвержденная информация о реальной возможности совершения теракта, следует из классификации Национального антитеррористического комитета.
В Белгородской области в связи с уровнем опасности губернатор Вячеслав Гладков среди рекомендаций населению упоминал о необходимости обращаться в органы, если услышали звук беспилотника.
В Брянской области в сообщении о желтом уровне опасности упоминался запрет на полеты «всех воздушных судов, в том числе квадрокоптеров».
В правительстве Брянской области в ответе на запрос РБК в феврале 2023 года отмечали, что запрет не распространяется на воздушные суда госавиации, а контроль за соблюдением правил осуществляют органы транспортной прокуратуры во взаимодействии с правоохранительными органами «через имеющиеся технические и оперативные возможности». 30 марта 2023 года появился указ губернатора о запрете использования беспилотников на территории региона.
В Курской области, где также установлен желтый уровень, «усиленные меры по защите и охране территории предполагают ограничение использования БПЛА в бытовых целях для обеспечения безопасности населения», отвечали РБК в пресс-службе правительства региона.
В июле 2022 года губернатор Роман Старовойт рекомендовал жителям области не запускать беспилотники. Он добавил, что все подобные устройства принудительно сажают и проверяют, при этом часть из них приходит в негодность.
В мае 2023 года губернатор сообщил, что оперштаб принял решение запретить использование беспилотников «из-за непрекращающихся провокаций с сопредельной территории».
В департаменте общественной безопасности Севастополя на запрос РБК ответили, что «в связи с проведением специальной военной операции по представлению Министерства обороны Российской Федерации установлен временный режим запрета использования воздушного пространства в Республике Крым, городе Севастополе и части акватории Черного моря».
В пресс-службе губернатора Кубани напомнили об ответственности за использование беспилотников: «Антитеррористическая комиссия Краснодарского края предупреждает, что при несанкционированных запусках беспилотных летательных аппаратов жителей и юридических лиц привлекут к установленной законом административной и иной ответственности, беспилотники будут принудительно приземлять».
Каких беспилотников касается запрет
Как правило, в региональных постановлениях отмечено, что запрет не распространяется на беспилотники, используемые органами власти и подведомственными организациями, органами местного самоуправления или по договору с ними.
«Принятые органами местной власти указы приостанавливают предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства населенного пункта всем беспилотным воздушным судам независимо от максимальной взлетной массы», — поясняет эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании «Флай Дрон» Никита Данилов.
В ответе главного центра ЕС ОрВД также указывалось, что в ограничениях использования воздушного пространства речь идет в том числе о запуске «любых видов БВС» (беспилотных воздушных судов. — РБК). Такая деятельность в границах временного режима возможна только при наличии спецразрешения Национального центра управления обороной, подчеркнули в ЕС ОрВД.
Что грозит за нарушение запрета на использование беспилотников
Административные санкции за нарушение использования воздушного пространства описаны в ст. 11.4 КоАП (с оговоркой — если действие не содержит уголовно наказуемого деяния):
- штраф за нарушение пользователем федеральных правил использования воздушного пространства предусмотрен для граждан в размере 20–50 тыс. руб., для должностных лиц — 100–150 тыс. руб., для юрлиц — 250–300 тыс. руб. (либо им могут назначить приостановку деятельности на срок до трех месяцев).
- штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление подобной деятельности, предусмотрены для граждан в размере 30–50 тыс. руб., для должностных лиц — 50–100 тыс. руб., для юрлиц — 300–500 тыс. руб. (либо приостановка деятельности на срок до трех месяцев).
Правила использования воздушного пространства были закреплены постановлением правительства в 2010 году и предусматривают разрешительный и уведомительный порядок использования неба для разных классов зон.
В правительстве Брянской области, к примеру, на запрос РБК отметили, что за период с 24 февраля 2022 года по 15 февраля 2023 года было выявлено пять случаев нарушения, по всем из них были назначены штрафы.
Уголовная ответственность за использование воздушного пространства без разрешения (когда такое разрешение требуется по закону), описана в ст. 271.1 УК РФ. Если такие действия повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрен тюремный срок до пяти лет, если повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц — срок до семи лет.
В главном центре ЕС ОрВД также отметили, что есть риски применения военными спецсредств к выявленным объектам нарушения режима ограничений, с учетом «особенностей причин установления временного режима».
Закон о квадрокоптерах в РФ 2023. Нужно ли регистрировать квадрокоптер? 150 вместо 250 грамм — Все о квадрокоптерах
Одна из важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России. Что нам ожидать, где и как регистрировать и что нам грозит за нарушение?
На этой странице собрана максимально актуальная информация о законе и его поправках, а также, регулярно отправляются запросы в МинТранс для актуализации информации.
Весной 2019 года Д.А.Медведев подписал закон о необходимости регистрации дронов массой от 250 грамм до 30 кг, а также появилась информация (на оф.сайте, ссылка в статье) о поправке, по которой нам спокойно разрешат летать на высоте до 150 метров и вдали от людей — на расстоянии от 50 метров. И разрешили.
Минимальную взлетную массу снизили до 150 грамм 19 марта 2022, об этом читайте ниже!
С 29 декабря 2020 владельцы беспилотных гражданских воздушных судов могут получить услугу по учету беспилотных воздушных судов в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Подробнее читайте ниже.
Законопроект все же приняли (его подписал Д.А.Медведев, ссылка на документ в оранжевом блоке ниже), позже (3 февраля 2020 о ней ниже) была принята поправка, которая разрешила нам с вами летать на высотах до 150 метров. Приведу для вас статью в качестве справки с сайта https://rg.ru
Беспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты на высоте до 150 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Об этом говорится в проекте постановления Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Правда, если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя.
Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.
В январе в Госдуму был внесен законопроект, совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе.
Так, полиции предлагается предоставить право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими».
Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий», сказано в законопроекте.
По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василия Пискарева, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. «Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф», — поясняет депутат.
Василий Пискарев добавляет, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами. Так, в Москве использование без разрешения беспилотников — коптеров, дронов, авиамоделей и других — в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом министерства транспорта.
Пискарев напоминает, что за последние годы число нарушений закона с использованием беспилотников выросло вдвое.
Было несколько случаев, когда дроны приближались к авиационной технике во время военных парадов и их репетиций — так было в Екатеринбурге и в Хабаровске. Лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения.
В 2016 году из-за очень низко летящего дрона чуть не пострадали дети — школьники, приехавшие на экскурсию на Куликово поле.
«Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы, и наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан»,- считает Пискарев. Но пока законопроект не дошел до первого чтения.
Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2022 № 415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658»
Правительство внесло изменения в законопроект, теперь минимальная взлетная масса дрона, который необходимо ставить на учет, должна быть не более 0.15 кг или 150 грамм. Напомним, ранее вес начинался с 250 грамм до 30 кг. Дроны, весом от 250 грамм до 30 кг необходимо ставить на учет на основании закона!
Ссылка на официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203210034 с публикацией данного постановления.
Начиная с 19 марта 2022, у граждан и владельцев дронов с массой более 150 грамм, есть 60 дней, чтобы поставить свой аппарат на учет. Ссылка на официальный сайт и инструкция как это сделать, находится ниже.
Так что, теперь всем владельцам съемочных дронов (например, DJI mini, как самый популярный такого веса) и даже некоторых TinyWhoop придется регистрироваться на официальном сайте и ставить свои дроны на учет. Производители тут уже навряд ли смогут подстроиться, так как у версий 249 грамм и так урезали все, что можно.
В остальном ничего не меняется и соответствует тому, что написано ниже этого предложения.
Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ
Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров. За оперативную новость спасибо нашему читателю!
Текстовая выдержка
Пункт 52 изложить в следующей редакции:
«52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на Использование воздушного пространства.
Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.».
- Дополнить пунктом 52 следующего содержания:
- «52. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
- а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;
б) на удалении не менее 5 КМ от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.».
Кратко, что теперь можно:
- Летать на высотах не более 150 метров;
- Не надо подавать план полета и согласовывать полет, если ваша авиамодель весит менее 30 кг.
Регистрировать авиамодель с взлетной массой более 250 грамм и до 30 кг все также нужно!
Что нельзя:
- Нельзя летать в диспетчерских зонах, в близи аэропортов и диспетчерских зон, охранных зонах;
- Нельзя летать над массовыми мероприятиями (митинги, соревнования, демонстрации, концерты и прочие культурные мероприятия.
Официальная ссылка на поправку: http://publication.pravo.gov.ru
Получение разрешения на полеты БПЛА через МФЦ (обновление от 5.04.2021)
В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:
«Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».
Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.
Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.
Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:
Обновление от 19.02.2021 — Пришел ответ от МинТранса!
Краткое и и на понятном языке объяснение:
Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.
Ссылки для постановки на учет
В ответе также сказано, что план полета (помню, для БВС от 30 кг) можно подать через интернет, но как это сделать не очень понятно, также нет никакой ссылки на такую форму. Если вы знаете куда можно направить план полета онлайн, пишите в х.
Уважаемый ***** **********!
Правила пилотирования и регистрации беспилотников в РФ в 2023 г
Рынок любительских и коммерческих БПЛА на территории Российской Федерации значительно вырос за последние несколько лет. В 2019 году российское правительство издало Постановление №658, по которому теперь все владельцы дронов определенной массы должны были поставить свои беспилотники на учет, зарегистрировав их в Росавиации.
19 марта 2022 года правительством было принято несколько поправок к этому постановлению, и сегодня обязательной регистрации подлежат все БПЛА весом более 150 граммов. При этом максимальный вес регистрируемого по этим правилам дрона не изменился и составляет 30 кг.
Если вы совсем недавно приобрели коптер, то перед запуском своего БПЛА должны знать следующее:
- Беспилотные летательные аппараты на территории РФ подлежат обязательной регистрации в Росавиации, если их вес находится в диапазоне от 150 граммов до 30 килограммов. Подробнее о том, как зарегистрировать дрон, мы уже писали ранее.
- Все полеты должны осуществляться только в дневное время, когда беспилотник хорошо и отчетливо виден оператором, а высота запуска не должна превышать 150 метров.
- Законодательно в России запрещено запускать любительские и коммерческие БПЛА в следующих зонах: в пределах аэродромов, в зоне стратегических или специальных объектов, которые обозначены как области, в пределах которых запуск любых летательных средств ограничен. Спешим отметить, что за 2022-начало 2023 года был издан ряд постановлений на региональном уровне, запрещающих или ограничивающих полеты дронов. Поэтому перед запуском своего БПЛА обязательно уточните, не запрещено ли у вас в области, крае или республике проводить полеты беспилотников без выдачи разрешения соответствующего регионального органа. В особенности это касается приграничных регионов европейской части России, где губернаторы приняли постановление о временном ограничении использования коптеров для полетов без согласования и одобрения региональных оперативных штабов.
- Запрещен запуск БПЛА в местах массового скопления людей.
Любой запуск дрона над городом или поселением должен быть согласован с органами местной администрации. При этом требования к регистрации БПЛА всё те же – от 0,150 до 30 кг. поставить дрон на учет владелец обязан не позднее 10 дней с даты его покупки.
Правила в отношении больших БПЛА
Беспилотные летательные аппараты с массой более 30 килограммов должны быть поставлены на учет в ФСБ и проходят отдельную процедуру регистрации. При этом для получения разрешения на использование такого тяжелого дрона вы должны указать свое полное имя, контактный телефон, адрес и ИНН.
Запрашивается также техническая информация о возможностях беспилотного летательного аппарата (количество и тип двигателей, их мощность, максимальный вес коптера при взлете, название фирмы-изготовителя БПЛА и год его производства, серия и номер БПЛА и т.д.).
Большие коптеры также обязаны проходить процедуру сертификации, о чем сказано в п. 9 ст. 37 Воздушного кодекса РФ.
Полеты и фото/видеосъемка
Ввиду того, что по закону запускать дрон над населенным пунктом и местами скопления людей нельзя, даже для проведения свадебной съемки вы должны взять соответствующее разрешение у владельца территории, над которой будет проходить съемка, или муниципальных властей. Разрешенные и запрещенные для полета зоны в Москве можно уточнить на официальной странице мэра Москвы.
Любительские и коммерческие дроны, как правило, используются для проведения фото- и видеосъемки. Если вы собираетесь запускать коптер именно с этой целью, вам необходимо уведомить управление ФСБ в вашем регионе о своих намерениях. При этом в заявлении должны быть указаны как все данные БПЛА, так и сведения об операторе дрона.
Также прописываются место проведения полета и цель, для которой необходима съемка. После получения разрешения, которое должно быть выдано в 10-дневный период, владелец и оператор дрона связывается уже с региональным центром Единой системы по организации воздушного движения для согласования точного маршрута передвижения своего БПЛА.
Управление полетов должно выдать свое разрешение на проведение запланированного мероприятия с использованием беспилотника.
Советуем владельцам дронов и их операторам не пренебрегать выполнением предписанных норм и процедур, ведь за это грозит административная ответственность. Оплата штрафа ложится на плечи владельца БПЛА.
Так, несанкционированный запуск дрона над запрещенной территорией грозит штрафом в размере 20,000 – 50,000 рублей для физических лиц, 100,000 – 150,000 рублей для должностных лиц и 250,000 – 300,000 рублей для юридических лиц. Кроме того, для последней категории может быть введено административное приостановление деятельности сроком до 90 дней.
Если дрон был запущен без предварительно выданного разрешения и в процессе полета или приземления причинил вред здоровью человека или стал причиной его смерти, то в данном случае предусмотрена уже уголовная ответственность.
В завершении статьи снова призовем всех будущих владельцев дронов обязательно изучать законодательную базу перед покупкой беспилотника, а также выполнять все предписанные законом процедуры регистрации, сертификации и получения разрешений для полетов.
Регистрация дронов и квадрокоптеров в 2023 году: что нужно знать
Правила регистрации квадрокоптеров постоянно меняются — в частности, снижается максимальная взлётная масса устройств, подлежащих постановке на учёт. Взлётная масса — это специальный параметр, обозначающий максимальную массу, с которой воздушное судно может летать безопасно.
Как было раньше. До 2019 года обязательной регистрации подлежали только беспилотники со взлётной массой больше 30 кг — например, тяжёлые армейские или сельскохозяйственные квадрокоптеры. С тех пор законодательство в их отношении не изменилось: для их учёта существуют отдельные правила.
Что изменилось. 27 сентября 2019 года правительство выпустило постановление, согласно которому нужно регистрировать БПЛА взлётной массой от 250 граммов — то есть, практически все лёгкие гражданские беспилотники. А в прошлом году этот параметр решили снизить до 150 граммов.
https://www.youtube.com/watch?v=pRu9h5gidKE\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Короткий ответ: практически все. С 19 марта 2022 года учёту подлежат все летательные аппараты со взлётной массой больше 150 граммов. Неважно, что это — квадрокоптер, дрон или авиамодель, — теперь государству нужно сообщать обо всех воздушных судах тяжелее детского вертолётика.
Иллюстрация: Skillbox Media
Что будет, если не зарегистрировать дрон. За управление беспилотником, не поставленным на учёт, предусмотрен штраф от 2000 до 2500 рублей или запрет на полёты до одного года.
В какой срок это нужно сделать. Только что купленное или завезённое в Россию устройство нужно поставить на учёт в течение 10 рабочих дней. Но, если сделать это позже, ничего страшного не случится: штраф за просрочку выписать не могут — только за использование коптера без регистрации.
Любые беспилотники легче 150 граммов можно запускать без постановки на государственный учёт. Правда, беспилотниками их можно назвать с большой натяжкой — это скорее детские игрушки, которые мало подходят для серьёзных задач.
Впрочем, если вы хотите развлечься, сделать селфи или поснимать что-то без мороки с регистрацией и получением разрешения, маленькие дроны — то что нужно. Тем более что и среди них есть классные модели с приемлемой камерой и объёмной батареей:
- DJI Ryze Tello;
- Syma X15A Black;
- Syma X20S;
- Pilotage Shadow FPV;
- DJI Mavic Mini Combo.
Если же дрон нужен вам для работы или серьёзной профессиональной съёмки, лучше изучить процедуру регистрации — если разобраться, ничего сложного в ней нет.
Запрет на дроны в России с 3 мая 2023: где можно и где нельзя запускать беспилотники | Ямал-Медиа
Dose Media/UnsplashПосле атаки двух дронов на Кремль, которую власти сочли покушением на президента Владимира Путина, регионы России начали вводить запреты на запуск гражданских беспилотников. «Ямал-Медиа» рассказывает, где действуют ограничения, какие правила есть в ЯНАО и что грозит нарушителям.
Запрет на запуск беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) действовал в некоторых регионах России еще до инцидента в Кремле. В Ярославской области и Северной Осетии гражданские дроны запретили запускать с 29 декабря 2022-го, в Тульской области — с 3 ноября, с Тамбовской — с 10 января этого года. Аналогичный запрет введен в ДНР, Крыму, Самарской и Саратовской областях, Адыгее, Бурятии, Удмуртии, Краснодарском крае.
После участившихся атак беспилотников на нефтебазы и другие критические объекты, а также налета БПЛА на резиденцию президента мэр Москвы Сергей Собянин запретил запускать беспилотники в столице. С этого момента и другие регионы закрыли небо для дронов, в их числе:
- Санкт-Петербург (с 3 по 15 мая в радиусе 150 километров от города);
- Республика Алтай (с 5 по 10 мая);
- Кемеровская область (с 6 по 10 мая);
- Амурская область (с 6 по 9 мая);
- Калининградская область (9 мая);
- Свердловская область (до особого распоряжения);
- Омская область (до особого распоряжения).
На момент написания статьи около 50 регионов страны ввели запрет на запуск гражданских беспилотников. Ниже на инфографике они показаны на карте, но после публикации добавились новые субъекты.
Сроки запрета на запуск беспилотников в России
В ряде регионов запрет на полеты дронов действует до особого распоряжения. Помимо уже перечисленных это Рязанская, Ростовская, Пензенская, Новгородская, Магаданская области, Татарстан, Мордовия, Марий Эл, Приморский край и другие.
В некоторых субъектах ограничения вводятся только на период майских праздников. Где-то даты определены иначе: например, в Тверской области полеты БПЛА запрещены с 4 апреля до 15 мая. Правила в каждом регионе разные, так что жителям субъектов стоит предварительно уточнять информацию об этом в местных администрациях.
Глава компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян рассказал «Ямал-Медиа», что запрет касается всех гражданских сфер: это мониторинг инженерных сооружений, линий электропередач, нефтепроводов, экологический мониторинг.
Я надеюсь, что здравый смысл возобладает и запрет не будет на год или два. Смысл все-таки в безопасности. Мне кажется, сейчас разберутся, найдут средства защиты и противодействия, подредактируют правила, и все будут летать.
Эдуард Багдасарян
глава компании «Аэрокон»
Что будет, если запустить дрон во время запрета
Багдасарян объяснил, что запрет распространяется на все беспилотные летательные аппараты гражданского применения любого взлетного веса и любого типа. При этом регионы вводят исключение для дронов органов государственной власти и силовых структур.
Государственная система регулирования обеспечивает идентификацию владельцев и операторов БПЛА. Кроме того, на полет любого аппарата нужно заранее получать разрешение, добавил эксперт.
По существующей сейчас системе все дроны должны иметь регистрационные номера, должны быть зарегистрированы и их владельцы, и разработчики. Есть единая государственная система регистрации беспилотных аппаратов. На самом аппарате наносятся соответствующие знаки, и, если дрон целый, по ним должны определить владельца.
Эдуард Багдасарян
глава компании «Аэрокон»
Наказания за нарушение использования воздушного пространства зафиксированы в статье 11.4 КоАП. Для физических лиц предусмотрен штраф от 20 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — 100-150 тысяч, для юридических — 250–300 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до трех месяцев.
За запуск дронов лицами, у которых вообще нет разрешения пользоваться воздушным пространством, штрафы выше: 30-50 тысяч рублей для физлиц, 300-500 тысяч для юрлиц.
Если запуск БПЛА без разрешения (или иное нарушение правил использования воздушного пространства) повлек по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрен тюремный срок до пяти лет, если двух и более лиц — срок до семи лет (статья 271.1 УК РФ).
Правила запуска дронов в ЯНАО в 2023 году
Власти Ямало-Ненецкого автономного округа не вводили запрет на полеты гражданских БПЛА в регионе.
Ранее стало известно, что в 2024 году на Ямале и Чукотке появятся первые базы для дронов. На Севере беспилотники будут использовать для доставки, мониторинга окружающей среды, метеорологической разведки, обеспечения безопасности трубопроводов.
Также в следующем году на Ямале планируют запустить сервис для беспилотников аналогичный Flightradar24. В нем будет интерактивная карта зон для полетов, где можно будет получить информацию о движении БПЛА.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».
Бпла встроят в единую систему регулирования
В ходе форума «Аэронекст 2022» одной из главных тем обсуждения стало формирование технологического единства всех видов авиации. Обособление любого из сегментов, как подчеркнул генеральный директор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев, открывая форум, может привести к печальным последствиям.
Начальник Управления сертификации Росавиации Наталья Кириллова назвала основной задачей создание единой системы сертификации и учета летательных аппаратов, в том числе беспилотных. Уже с 1 января вступают в силу новые Правила летной годности, адаптированные под специфику беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), как техническую, так и связанную с их эксплуатацией.
Не менее важной задачей является учет БПЛА. В Росавиации уже зарегистрировано более 68 тыс. аппаратов, и это количество быстро растет. Впрочем, по оценке Глеба Бабинцева, на один зарегистрированный аппарат может приходиться до семи незарегистрированных, которые эксплуатируются без получения всех необходимых разрешений.
Сертификацию самих БПЛА Наталья Кириллова назвала важной задачей. По ее оценкам, сертификация типовых конструкций будет завершена к сентябрю 2023 г. Слухи о дороговизне этой процедуры она назвала сильно преувеличенными, стоимость в относительных показателях существенно ниже, чем для традиционной авиационной техники.
Исполнительный директор ФАУ «Авиационный регистр Российской Федерации» Александр Книвель обратил внимание на проблему отсутствия в России сертифицированных для БПЛА двигателей и воздушных винтов, что усложняет процесс сертификации изделия в целом. Также много сложностей связано с тем, что разработкой БПЛА часто занимаются выходцы из других сфер, которые плохо понимают требования к авиационной технике, и данное обстоятельство уже вызывает целый комплекс проблем при сертификации.
Также Александр Книвель посетовал, что работа учреждений, которые занимаются сертификацией авиатехники, не субсидируется. В итоге отставание от других стран по выработке нормативной базы существенно — в лучшем случае пять лет.
Начальник Управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуард Войтовский также высказался за единый подход к регулированию и сертификации всех видов авиационной техники, как пилотируемой, так и беспилотной.
По его оценке, пока удавалось избегать серьезных происшествий только благодаря низкой интенсивности движения. Поэтому он призвал включить в требования к БПЛА обязательную установку систем идентификации и экстренной связи.
Это позволит устранить значительную часть возможных проблем.
Однако Эдуард Войтовский признал, что беспилотная техника имеет много типов и применять одни и те же подходы к тяжелым БПЛА, которые могут подниматься на тысячи метров и пролетать большие расстояния, и легким дронам нецелесообразно.
Соответственно, можно выделять области, где эксплуатация БПЛА определенных классов возможна без ограничений.
Также возможно выделение областей, где применение БПЛА не несет больших рисков — например, сельскохозяйственное применение, но при условии, что полеты будут проходить в пределах одного поля и на определенной высоте.
Директор АНО «Центр развития транспортных технологий» Алексей Рогозин предложил и вовсе выделить БПЛА сельскохозяйственного назначения в отдельную категорию. По его мнению, риски, связанные с их эксплуатацией, не ниже, чем у традиционной сельхозтехники.