Правила возведения некапитальных строений 2023
В зависимости от того, к какому типу относится здание, для него предусматриваются особые правила строительства, ввода в эксплуатацию и использования объекта. Все возводимые строения принято разделять на капитальные и некапитальные.
Некапитальное строение отличается временным характером использования и более упрощёнными правилами для строительства. Но даже такие объекты без должного урегулирования процесса их возведения могут быть признаны самостроем и подлежать принудительному сносу.
Понятие некапитального строения
Что такое некапитальное строение, указывает Градостроительный Кодекс, а именно пункт 10.2 ст. 1.
Определение такого сооружения предполагает отсутствие прочной связи с землёй и легкость его перемещения без разбора и потери первоначального вида. Это, так сказать, мобильные и легкие здания, которые не могут служить десятки лет, как, к примеру, капитальные постройки.
Пункт с определением некапитального строения действует в стране с 4 августа 2018 года. Кроме него, признаки некапитального строения отражены в пункте 38 ст. 1 ГрК РФ, где определяются законодателем элементы благоустройства.
Особые требования к объектам некапитального строительства регламентированы в Москве Постановлением Правительства Москвы № 636 от 13 ноября 2012 года.
Признаки некапитальных построек
Объект некапитального строительства в стране имеет четко обозначенные признаки и характеристики, по которым его легко отличить от капитальных зданий и сооружений.
В частности, к основным признакам временных построек относятся:
- короткий срок эксплуатации и временность использования;
- возможность быстрого и легкого перемещения объекта и его демонтажа;
- отсутствие стационарных коммуникаций;
- быстрый срок возведения объекта;
- низкая стоимость материалов и работ по строительству объекта;
- отсутствие необходимости получения разрешения на строительство.
На некапитальное строение по закону нельзя зарегистрировать право собственности.
Признаки некапитального не всегда могут быть очевидны, иногда для установления типа постройки требуется проведение специальной экспертизы.
Обычно на некапитального указывают сведения в техническом паспорте строения, в проектной документации или специальных судебных актах, уже ранее установивших статус не капитальности.
В Москве в качестве дополнительных характеристик не капитальности описывают следующие признаки:
- высота объекта должна быть не более 2,5 м;
- площадь основания не должна превышать 10 кв. м;
- должен отсутствовать фундамент;
- вместо фундамента допускается асфальтобетонное покрытие с заглублением до 0,3 м;
- располагаться строение должно на расстоянии не менее 20 м от домов, детских площадок, спортивных и образовательных учреждений.
Некапитальные строения должны быть не подключены к инженерным сетям водопровода, газоснабжения и канализации. В каждом регионе действуют свои требования к объектам некапитального строительства.
Разновидности временных построек
Чтобы было проще понять, что относится к некапитальным строениям, нужно привести примеры таких зданий. В 2023 году в стране действуют специальные ГОСТы и СНиПы, в которых также указаны черты некапитальных зданий и сооружений.
Часто объекты некапитального строения относятся также к объектам вспомогательного использования. Тогда они выглядят как временные постройки для возведения основных капитальных объектов строительства.
В целом, к некапитальным объектам можно отнести:
- Торговые павильоны.
- Остановочные комплексы.
- Площадки для обучения вождению.
- Автостоянки и парковки.
- Антенною-мачтовые сооружения связи.
- Малые архитектурные конструкции (городская мебель, игровое оборудование и все прочее, не имеющее фундамента).
- Фонтаны.
- Цирк шапито и приезжие аттракционы.
- Нестационарных общественные туалеты.
- Ангары и склады.
- Навесы.
- Телефонизированные будки и т.д.
Срок эксплуатации временного строительного объекта не должен превышать 5 лет. Такой объект обычно демонстрируется после своего использования или переносится на другое место для осуществления подобных функций.
Чем отличаются капитальные и некапитальные строения?
Отличие капитального строения от некапитального предполагает прежде всего разные виды назначения объектов и технологии их возведения.
Капитальные строения в сравнении с временными постройками имеют следующие отличительные особенности:
- заглублённый фундамент;
- высокий срок службы;
- длительное время строительства;
- наличие ограждающих и несущих конструкций;
- привязка строения к конкретному земельному участку;
- наличие коммуникаций;
- обязательная государственная регистрация объекта недвижимости.
Капитальное строение от некапитального отличает наличие благоустройства прилегающей территории, использование крепких дорогостоящих материалов, большой размер строения и высокий уровень противопожарной безопасности.
Капитальный объект значительно сложнее построить и ввести в эксплуатацию. К нему предъявляются повышенные законодательные требования. Кроме того для строительства капитального объекта требуются огромные финансовые инвестиции.
К капитальным объектам относятся все многоквартирные дома, частные жилые строения, торговые площади, учреждения различного типа и все иные объекты, строящиеся на фундаменте.
Капитальное строение нельзя взять и перенести на другое место нахождения. Для этого его придётся снести и построить заново в другом месте. С точки зрения финансовой целесообразности делать это абсолютно неэффективно.
Капитальные объекты из-за сложности их возведения и введения в эксплуатацию стоят в десятки раз дороже некапитальных временных построек.
Способы оформления некапитального строения
Временные постройки по закону в собственность не оформляются потому, что не подлежат государственной регистрации и не являются недвижимыми объектами. Соответственно и не требуется постановка на кадастровый учёт объектов некапитального строительства.
- Кадастровому учету подлежат только хозяйственные постройки площадью более 50 квадратных метров.
- Для того, чтобы ввести временную постройку в эксплуатацию, нужно соответствие СНиПам и проекту строительства.
- Временные постройки:
- не подлежат регистрации в ЕГРН;
- не являются объектами налогообложения.
Даже если объект временного характера располагается на личном участке собственника, его все равно не нужно регистрировать и уплачивать с его использования налог на имущество.
Соблюдение СНиПов требуется для соблюдения безопасности эксплуатации постройки. Она должна быть не пожароопасной, устойчивой и надежной. Ее не должно сносить ветром, она не должна разваливаться на составные части. Соблюдение правил пожарной и иной безопасности при строительстве контролирует специальная приемочная комиссия.
Регистрация некапитального объекта в виде недвижимости является нарушением со стороны владельца.
Если для ввода объекта временного строительства в эксплуатацию местные власти требуют регистрацию, это незаконно, их действия можно обжаловать. Факт собственности или точнее владения некапитальной постройкой доказывается документом о приобретении его (к примеру, куплей-продажей) или чеками на купленные для его возведения материалы.
При желании владелец некапитального сооружения вправе сдавать его в аренду другим лицам для ведения предпринимательской деятельности. Главное в этом случае убедиться в том, что в таком временном торговом павильоне не будет продаваться, к примеру, алкоголь, для которого требуются особые разрешения.
Назначение использования объекта должно быть документально зафиксировано в договоре сотрудничества.
Участок земли должен иметь строго обозначенное назначение или вид разрешённого использования. Нарушать его нельзя при возведении некапитальных построек. К примеру, на своем участке под ИЖС нельзя строить торговые павильоны и заниматься реализацией товаров или услуг.
Также строить торговые точки нельзя на территории промышленных объектов. Там подобные виды временных строений могут носить только вспомогательный промышленный характер для обеспечения работы основного объекта капитального строительства.
Некапитальный объект, построенный с нарушением норм законодательства, подлежит сносу. Виновное лицо при этом будет привлечено к административной ответственности за использование участка не по целевому назначению. Владельцу грозит штраф в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.
Некапитальные строения являются временными объектами, легко перемещаемыми и не привязанными ни фактически, ни документально к конкретным участкам земли.
Они легко и быстро строятся, не требуют государственной регистрации, не являются объектами налогообложения. В отличие от капитальных объектов строительства они не имеют фундамента, а строятся лишь с незначительным углублением.
Группа кадастровых инженеров и геодезистов
Изменение ВРИ под коммерцию Упрощенная прирезка леса
все услуги
- Гарантируем решение спорных вопросов при оформлении услуг, а также получение любой кадастровой документацииИнженеры группы работают на основании полученных сертификатов. Каждый сертификат инженера внесен в государственный реестр кадастровых инженеров. Сведения об инженерах можно получить в офисах Кадастровой палаты, Росреестра, отделениях почты РФ.Оборудование наших инженеров сертифицировано в государственных учреждениях г. Москвы. Работа выполняется в жатые сроки, процесс подготовки документации не затягивается. Доверяя нам хлопоты по грамотному оформлению недвижимости, вы снимаете с себя все риски по оформлению документов. В случае затруднительных решений, клиент будет уведомлен заранее, а любые форс-мажорные обстоятельства прописываются в договоре на этапе заключения сделки.Мы гарантируем положительный результат проведенных кадастровых работ по спорным вопросам, или предлагаем как альтернативу, решения спора через суд.
- Сроки оказания сложных услуг и размер скидки на объемные работы определяются индивидуальноЮридические лица, могут производить оплату безналичным расчётом в течение 20 календарных дней со дня предоставления счет-фактуры, перечислением на карту, расчетный счет в любом банке РФ, по указанным в договоре банковским реквизитам. Выписывание счета и бухгалтерские документы, Акт выполненных работ отсылаются Почтой России ежедневно.Льготная категория граждан может рассчитывать на снижение стоимости услуг. Пенсионеры, участники боевых действий и инвалиды, могут производить оплату как в полном объеме, так и поэтапно, внося задаток перед началом выполнения работ. Размер скидки определяется индивидуально руководством группы, исходя из объема требуемых работ.
- Доставка документов производится только по МО, в организации и юридическим лицам. Доставка документов в Москву возможна по предварительной договоренности.К физическим лицам возможен выезд на дом, для заключения договора возмездного оказания услуг. Руководство группы настоятельно рекомендует заранее обсудить удобные часы выезда на дом.
Группа кадастровых инженеров производит кадастровые, геодезические и геологические работы в Московской области.
В перечень работ группы входят поэтапные и комплексные измерения и формирование технической документации, юридическая помощь при отказах в постановке на кадастровый учет недвижимости.
Инженеры, совместно с юристами группы исправляют сложные кадастровые ошибки и наложения границ участков.
С 2004 года мы сотрудничаем в тесной связи с юридическими и физическими лицами. Инженеры группы с 2008 года участвуют в планировании строительства многоквартирных домов, составлении планов, ведут геологический контроль местности. Группой разработано огромное количество технических проектов жилых домов в Истринском и Наро-Фоминском районах Московской области.
https://www.youtube.com/watch?v=MExd1UaEu7w\u0026pp=ygVU0J_RgNCw0LLQuNC70LAg0LLQvtC30LLQtdC00LXQvdC40Y8g0L3QtdC60LDQv9C40YLQsNC70YzQvdGL0YUg0YHRgtGA0L7QtdC90LjQuSAyMDIz
Мы специализируется на услугах «под ключ», где конечная цена оговаривается на этапе заключения сделки. Если Вами движет желание получить гарантированный результат работ, проектную документацию с точными измерениями, советы опытных инженеров и соблюдение сроков сделки, то ГКИ готово оказать вам свои услуги.
Нашими работниками обеспечивается индивидуальный подход к конкретной ситуации, а целью группы остается максимальное облегчение всех манипуляции с недвижимостью. Юридические и физические лица могут смело доверить работы компании, которая станет надежным посредником между основным заказчиком работ и государственными учреждениями.
Заказчик получает прозрачность сделки и контроль всех этапов работ.
Обратившись за помощью, клиент получает не только полный комплекс кадастровых услуг на высшем уровне, но и сопровождение сделки. Благодаря большому штату высококвалифицированных сотрудников, все кадастровые процедуры выполняются в кратчайшие сроки. Все выдаваемые документы соответствуют требованиям государственных учреждений.
Комплексный подход к заказчику давно стал нормой — это позволило сократить время на работы и повысить гарантию положительного результата работ до 100%. Гарантия качественно выполненных услуг стала нормой, при оформлении объектов недвижимости.
В каком законодательном акте разъясняется, какие здания, планируемые к постройке, являются объектами капитального строительства, а какие не являются таковыми? требуется ли на здание, не являющееся объектом капитального строительства, разрешение на строите
Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В каком законодательном акте разъясняется, какие здания, планируемые к постройке, являются объектами капитального строительства, а какие не являются таковыми? требуется ли на здание, не являющееся объектом капитального строительства, разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию?
Прежде всего отметим, что в соответствии с пп. 10, 10.2 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).В этой связи считаем заслуживающей внимания следующую судебную практику.Термин «объект капитального строительства» не равнозначен термину «объект недвижимого имущества».
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2021 г. N 11-КГ21-1-К6: Термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1160/13: Ограждение является объектом капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает его отнесение к категории недвижимого имущества.
Однако термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание.
Возможность отнесения объекта к недвижимому имуществу определяется по критериям ст. 130 ГК РФ, а именно на основании оценки связи объекта с землей и возможности его перемещения без нанесения ему несоразмерного ущерба.Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2022 г.
N 309-ЭС21-17228 по делу N А07-17549/2018: Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ и разъяснениям пункта 38 постановления N 25 к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.Сооружения временного характера не являются объектами капитального строительства, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2016 г. N Ф08-8760/16 по делу N А15-1935/2015: По смыслу пункта 10 статьи 1, частей 1, 17 Градостроительного кодекса не являются объектами капитального строительства сооружения временного характера, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен.
https://www.youtube.com/watch?v=MExd1UaEu7w\u0026pp=YAHIAQE%3D
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 ноября 2016 г. N Ф03-5436/16 по делу N А04-5071/2016: По смыслу пункта 10 статьи 1, частей 1, 17 Градостроительного кодекса не являются объектами капитального строительства сооружения временного характера, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен.
https://www.youtube.com/watch?v=MExd1UaEu7w\u0026pp=YAHIAQE%3D
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2015 г. N Ф06-25818/15 по делу N А55-30115/2014: По смыслу пункта 10 статьи 1, частей 1, 17 Градостроительного кодекса не являются объектами капитального строительства сооружения временного характера, что подразумевает отсутствие у таких объектов фундаментов и неразборных стен.
Понятие «некапитальные строения, сооружения» по своему смыслу соотносится с понятием «временные строения».
Определение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2019 г. N 309-ЭС19-3619: Понятие «временные строения» по своему смыслу соотносится с понятием «некапитальные строения, сооружения», приведенным в п. 10.2 ст.
1 ГрК РФ, согласно которому некапитальные строения, сооружения — это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Отметим, что в нормах действующего законодательства понятие «здание» применяется исключительно к объектам капитального строительства и объектам недвижимости.
Это следует не только из ранее приведенного определения объект капитального строительства, но и норм Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, в силу п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет).В силу подп. 9 п. 5 ст. 8 ФЗ N 218 назначение зданий бывает следующих видов: нежилое, многоквартирный дом, жилой дом, садовый дом, гараж.В связи с изложенным если объект не имеет прочной связи с землей (т.е. имеется возможность демонтажа и перемещения без несоразмерного ущерба назначению объекта), этот объект не может являться зданием (в смысле, придаваемом данному понятию ГрК РФ, ЗК РФ и ФЗ N 218).К данным некапитальным объектам, как правило, применяют понятия «сооружение» (сооружения могут быть как капитальными, так и некапитальными) или «строение».
Отметим, что разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию необходимы для последующей постановки (построенного) объекта на государственный кадастровый учет (наряду с техническим планом) (смотрите ст. 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Положениями части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.Так, например, в силу п. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.Согласно п. 15 ст.
55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.В связи с изложенным для постройки некапитальных строений и сооружений, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуются.
Также отметим, что только объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учету.Некапитальные строения и сооружения государственному кадастровому учету не подлежат, т.к. не являются объектами недвижимости.
Так, в силу подп. 19 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом.
Вместе с тем нежилое здание может быть построено без разрешения на строительство (разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) и поставлено на государственный кадастровый учет в случае, если это прямо предусмотрено п. 17 ст. 51 ГрК РФ.
- Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
- Сухарников Иван
- Ответ прошел контроль качества
- 20 января 2023 г.
- Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Разработка проекта некапитального объекта — ГеоЗемКадастр
Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Краснодар (Приложение 1), которое было утверждено постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 28.02.2007 г. 182, регулирует сооружение нестационарных торговых сооружений.
В соответствии с данным Положением, нестационарный торговый объект (НТО) является торговым объектом, который представляет собой временное здание или временную конструкцию, не крепко связанную с земельным участком, независимо от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. В таком Положении используются такие определения и виды НТО.
Сезонные НТО могут включать в себя следующие типы:
- Торговый автомат – это техническое оборудование, которое предназначено для продажи товаров без участия продавца.
- Бахчевой развал – это специально оборудованная временная конструкция, которая представляет собой обособленную площадку для продажи сезонной бахчевой продукции.
- Елочный базар – это специально оборудованная временная конструкция, которая представляет собой обособленную площадку для розничной продажи натуральных деревьев и веток деревьев хвойных пород (ель, сосна и т.д.) перед Новым годом.
- Сезонное (летнее) кафе – это специально оборудованное временное сооружение (или комплекс сооружений), расположенное на территории стационарного объекта предприятия общественного питания, которое представляет собой площадку для дополнительного обслуживания и (или без) отдыха потребителей.
- Передвижной (буксируемый) торговый объект – это торговые лотки, палатки, автоцистерны, изотермические емкости и т.д., которые перемещаются на колесах или буксируются.
- Аттракцион – это игровая надувная комната для развлечения в общественных местах, создающая для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий.
Нижеприведенный список включает различные виды нестационарных торговых объектов (НТО) в зависимости от их сезонности и других параметров:
- Павильон – временное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров, предназначенное для одного или нескольких рабочих мест;
- Киоск – временное сооружение, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, предназначенное для одного рабочего места, на площади которого размещается товарный запас;
- Торгово-остановочный комплекс – место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для ожидания городского наземного пассажирского транспорта (навес), объединенное единой архитектурной композицией и/или элементом благоустройства, с одним или несколькими НТО.
- Нестационарные торговые объекты, которые не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации и регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Одной из особенностей некапитальных сооружений и строений является то, что их невозможно зарегистрировать и получить на них право собственности. Такие строения не проходят государственный кадастровый учёт, что обозначает их лишение правового статуса.
Хотя вы можете построить несколько некапитальных строений, важно помнить, что они обязаны быть быстро-разборными, чтобы в возникнувшем случае необходимости их можно было скоро и без вреда перевезти в прочее место.
Если не капитальные строения придется снести, то их невозможно продать или получить компенсацию за них в случае принудительного сноса, так как они не имеют правового статуса объектов недвижимости. Тем не менее некапитальные строения могут быть проданы как любая иная вещь.
ВНИМАНИЕ: Существуют риски неправильной идентификации строения!
Например, даже если строение предназначено для вспомогательного использования, но отвечает параметрам капитального объекта недвижимости, нужно провести государственный кадастровый учет.
Возьмем в качестве примера каркасные дома, которые применяются для постоянного проживания. Несмотря на то, что они на первый взгляд не требуют тяжелого капитального основания и могут быть установлены на свайных конструкциях или ленточном фундаменте, их отличает достаточная прочность и долговечность. Кроме того, они обеспечены стационарными коммуникациями.
По итогу можно сказать, что такие быстровозводимые каркасные дома могут рассматриваться как объекты недвижимости, другими словами считаться капитальными.
Таким образом, способ постройки объекта не может быть главным аспектом при определении его статуса как движимого или недвижимого имущества.
Проверяющая комиссия будет рассматривать наличие капитального основания в сочетании с иными характеристиками постройки.
Для того, чтобы подтвердить, что сооружение на вашем участке не является капитальным строением, нужно, чтобы оно имело ВСЕ признаки не капитального строения. Это говорит о том, что оно в обязательном порядке должно быть временным, вспомогательным и быстро-разборным.
Например, со следующими зданиями связаны характеристики временного, вспомогательного и быстро-разборного:
- Ангары арочного типа.
- Ангары каркасно-обшивного типа.
- Быстровозводимые модульные здания из стандартных блок-контейнеров.
- Мобильные здания сборно-разборного типа.
Однако, они могут иметь статус временного, только если их использование имеет вспомогательное значение для ключевого объекта капитального строительства на земельном участке, такого как, например, здание гостиницы, магазина, АЗС и т.д.
Сразу должны быть соблюдены два условия: возведенное строение обязано иметь только вспомогательное применение и не должно иметь признаков самостоятельного объекта недвижимости.
Иными словами, даже если быстровозводимая сборно-разборная конструкция применяется в качестве основной постройки на земельном участке в строгом соответствии с ВРИ, любое временное здание такое, как ангар или мобильное здание, даже если оно установлено на железобетонных плитах, сваях или незаглубленном фундаменте и подключено к электроснабжению по временной технологической схеме, будет считаться объектом недвижимости.
Это значит, что временные сооружения не могут иметь статуса главной постройки. Они предназначены для вспомогательного использования и не могут работать отдельно от капитального строительства.
"Письмо" Минстроя России от 04.10.2019 N 37248-ЮТ/06 "О благоустройстве дворовых территорий в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды""
- МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ПИСЬМО от 4 октября 2019 г. N 37248-ЮТ/06
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рассмотрев обращение по вопросу благоустройства дворовых территорий в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», сообщает.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования комфортной городской среды, предусмотренных Приложением 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее — Правила N 1710), субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.
- Согласно пункту 3 Правил N 1710 под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
- В соответствии с пунктами 10, 13, 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
- объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
- строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
- Согласно пунктам 36 и 38 этой же статьи:
- благоустройство территории — деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
- элементы благоустройства — декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий.
Актуализированная редакция СНиП III-10-75″ под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В соответствии с пунктом 5.1 ВСН 58-88 (р). «Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 23.11.
1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (далее — ВСН-58-88 (р)), капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
- Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, приведенный в Приложении 7 к ВСН 58-88 (р), включает работы по внешнему благоустройству.
- Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведенный в Приложении 9 к ВСН 58-88 (р), включает благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев); оборудование детских, спортивных (кроме стадионов) и хозяйственно-бытовых площадок.
- Таким образом, к объектам капитального строительства не относятся некапитальные строения, сооружения и неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В рамках благоустройства дворовой территории создаются объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации многоквартирных жилых домов, а также элементы благоустройства.
Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и ВСН 58-88 (р) работы по благоустройству, проводимые на дворовых территориях, относятся в зависимости от вида работ к текущему или капитальному ремонтам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, частям 1, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», подпунктам «е», «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.
N 491, земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
Правилами N 1710 предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются из федерального бюджета при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
При этом необходимо учитывать, что в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, определенному пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Применительно к объектам благоустройства и иным объектам, предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, расположенных на земельном участке под ним, подобных ограничений федеральным законодательством не установлено.
Таким образом, софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета возможно при условии, если осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, с прилегающей дворовой территорией, при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома. Земельный участок и имущество, созданное в результате благоустройства дворовой территории, передаются в состав общего имущества многоквартирного дома.
Заместитель Директора Департамента стратегических проектов
Ю.В.ТАЛАЛАЙКИНА