Предоставление земельного участка в собственность 2023
Мы продолжаем знакомить вас с особенностями правового регулирования земельных отношений в 2023 году.
Ранее мы рассказали о пролонгации и корректировке мер, устанавливающих особенности земельных отношений, которые были приняты в прошедшем году, изменении сроков выполнения отдельных процедур предоставления земельных участков, а также рассмотрели особенности проведения электронных аукционов и заключения договоров в электронной форме в ГИС Торги.
Настоящий материал посвящен анализу изменений законодательства в сфере регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, включая особенности оборота невостребованных земельных долей и вопросы формирования государственного реестра земель сельхозназначения.
Часть 2.
4. Особенности оборота невостребованных земельных долей
Ключевым вопросом при анализе использования земель сельскохозяйственного назначения является анализ наличия неиспользуемых земель, поскольку выбытие земельных участков из сельскохозяйственного оборота, как правило, связано с неэффективностью собственников и невостребованностью земельных долей.
По данным Минсельхоза России,[1] несмотря на снижение площади земельных долей, включенных муниципалитетами в списки невостребованных, в среднем по стране за последние годы (рисунок 1) в отдельных регионах площадь долей достигает 600 — 1000 тыс. га. Такие масштабы усложняют органам местного самоуправления решение задач по сокращению невостребованных земельных долей, в том числе путем регистрации права муниципальной собственности на них.
Рисунок 1. Динамика изменения площади земельных долей, включенных в списки невостребованных, в Российской Федерации
Проводимая органами местного самоуправления работа по оформлению невостребованных долей в муниципальную собственность направлена на их вовлечение в хозяйственный оборот и пополнение местных бюджетов. Поэтому несовершенство нормативного регулирования оборота невостребованных земель ограничивает возможности для роста поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований.
В целях решения данной проблемы во исполнение поручения Президента России[2] разработан и принят Федеральный закон от 29.12.
2022 № 639-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 639-ФЗ), предусматривающий усовершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных.
Изменения направлены на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации[3] и предусматривают:
- наследование земельных долей, в том числе являющихся выморочным имуществом, в соответствии с гражданским законодательством;
- особенности оборота невостребованных земельных долей и связанные с ними дополнительные полномочия местных органов власти, информация о которых приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Особенности оборота невостребованных земельных долей
Кроме того, Федеральным законом № 639-ФЗ установлена обязанность органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, утверждать списки невостребованных земельных долей, в случае если общим собранием участников долевой собственности не принято решение по таким долям. Ранее указанное полномочие являлось правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Предполагается, что принятые меры позволят увеличить площадь используемых земель в целях сельскохозяйственного производства и обеспечить защиту прав собственников земельных долей.
Обращаем внимание, что помимо вышеупомянутых положений, уполномоченным органам власти в своей работе необходимо учитывать особенности предоставления и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения, обусловленные утверждением новой стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-р), с результатами анализа которых можно ознакомиться здесь.
5. Порядок ведения государственного реестра земель с/х назначения
Эффективность вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения зависит от ряда факторов, одним из которых является учет достоверных сведений о состоянии и текущем использовании земельных участков. В этих целях на федеральном уровне Минсельхозом России ведется работа по формированию государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения (далее – Реестр).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2023 № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения» определены правила ведения Реестра (далее – Правила), который является подсистемой Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения [4].
Реестр предназначен для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о землях сельскохозяйственного назначения и об их использовании, полученной по результатам государственного мониторинга земель данной категории, а также иных сведений, полученных в том числе посредством СМЭВ.
Сведения в Реестр предоставляются рядом поставщиков. Их перечень приведен на рисунке 3.
Рисунок 3. Поставщики сведений в Реестр
Рисунок 4. Сведения, предоставляемые в Реестр органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством СМЭВ
Реестр является важным источником информации для организации и проведения мероприятий по земельному надзору, а также получения сведений о фактическом использовании земельного участка, подтвержденных в ходе проведения таких мероприятий. Правилами предусмотрено безвозмездное предоставление сведений из Реестра лицам, являющимся правообладателями земельных участков, к которым относятся:
- собственники земельных участков;
- землепользователи и землевладельцы;
- арендаторы земельных участков.
Таким лицам сведения предоставляются посредством ФГИС ЕПГУ в виде паспорта земельного участка.
Как отмечено на сайте Правительства, «ресурс станет инструментом оценки состояния земель для сельскохозяйственного производства. Он позволит быстрее находить возможности для новых агропроектов, в том числе по наращиванию производства продовольствия».
Учитывая специфику сведений, содержащихся в Реестре, хочется обратить внимание на возможность использования Реестра в качестве дополнительного источника получения сведений о значениях ценообразующих факторов земельных участков сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Сбор сведений об объектах недвижимости, влияющих на их стоимость, является одной из основных и трудоемких задач в ходе проведения кадастровой оценки.
Использование информационных систем Минсельхоза России в этих целях прямо предусмотрено Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке [5], поскольку это позволяет получить важные исходные данные о земельных участках, отсутствующие в ЕГРН.
Отдельные сведения, размещаемые в Реестре, которые могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, приведены на рисунке 5.
Рисунок 5. Сведения Реестра, возможные для использования при определении кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения
Перечень лиц, которые могут быть заинтересованы в получении соответствующих сведений для использования их при осуществлении полномочий (функций), а также защиты своих законных прав и интересов, связанных с применением кадастровой стоимости земель, приведен на рисунке 6.
Рисунок 6. Лица, заинтересованные в получении сведений из реестра земель сельскохозяйственного назначения
Качество сведений и своевременность наполнения ими Реестра может оказать влияние не только на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, но и на достоверность результатов государственной кадастровой оценки таких земель. Использование дополнительных данных позволит снизить вероятность возникновения споров о результатах определения кадастровой стоимости и сократить объем недополученных налоговых и неналоговых доходов бюджетов в результате оспаривания.
- Заключение
- Необходимость реализации рассмотренных новаций законодательства, регулирующих земельные отношения, влечет не только возникновение дополнительной ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но и появление возможности использования новых инструментов для повышения эффективности деятельности в земельно-имущественной сфере.
- Грамотно организованная работа по выполнению всех необходимых требований нормативных правовых актов позволяет обеспечить комплексный подход к развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также снизить вероятность возникновения замечаний со стороны контрольно-надзорных органов.
- В связи с этим заинтересованным органам власти целесообразно:
- Привести административные регламенты по оказанию услуг по предоставлению земельных участков в соответствие с измененными положениями законодательства;
- Определить случаи установления в 2023 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, а также размер такой платы;
- Оценить уровень доступности в муниципальных образованиях сети «Интернет», достаточного для обеспечения проведения электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков, и при необходимости определить муниципальные образования, на территории которых до конца 2025 года могут проводиться «бумажные» аукционы в рамках статьи 39.18 ЗК РФ;
- Обеспечить регистрацию сотрудников профильных отделов и их обучение работе в ГИС Торги и на электронных площадках для организации электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков и заключения договоров в электронной форме;
- Учесть новые полномочия органов местного самоуправления по работе с невостребованными земельными долями;
- Рассмотреть возможность использования сведений государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель.
Больше информации о новациях законодательства в сфере земельно-имущественных отношений вы можете получить на бесплатном вебинаре, который состоится 30 марта 2022 года в 10:00. Подробности здесь.
- По всем интересующим вас вопросам соответствующей тематики Вы можете обратиться к экспертам БФТ-Холдинга:
- [email protected],
- тел. +7 (495) 784-70-00
- [1] Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году
- [2] Часть 1 подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № Пр-234ГС
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации»
[4] https://efis.mcx.ru/landing/
Получить от государства участок в собственность или аренду стало проще
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Без проведения торгов человек может приобрести в собственность ранее арендованный участок.
По такой же упрощенной процедуре граждане РФ и российские юрлица могут получить в аренду земельные участки с целью производства продукции для обеспечения импортозамещения
Правительство РФ упростило процедуру предоставления в собственность и аренду земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и участков, государственная собственность на которые не разграничена. До конца 2022 г. в определенных ситуациях предоставлять их будут без проведения торгов (Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. № 629 (далее – Постановление № 629)).
Земельный участок может быть передан в собственность без проведения торгов, если он находится у гражданина на праве аренды.
При этом участок должен быть предназначен для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд либо для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта (т.е.
в строке «Категория земель» в описании участка не должна быть указана категория «Земли населенных пунктов (поселений)»).
Как получить земельный участок в собственность бесплатно?В 2022 г. на бесплатный участок могут рассчитывать многодетные семьи и другие категории граждан, а также те, кто уже владеет земельным участком или желает осваивать свободные территории Севера, Сибири, Дальнего Востока
Но воспользоваться таким правом не получится, если были выявлены и не устранены нарушения использования земельного участка. Например, нарушением может считаться обнаруженное в рамках государственного земельного надзора нецелевое использование участка, т.е. не в соответствии с видом разрешенного использования.
Приобретение земельного участка осуществляется за плату согласно п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ. На территории Московской области цена продажи участка регулируется ст. 12 закона Московской области от 7 июня 1996 г. № 23/96-ОЗ и постановлением правительства Московской области от 2 мая 2012 г.
№ 639/16. А именно цена продажи составит 3% от кадастровой стоимости участка (если заявитель является собственником расположенного на нем здания, сооружения или помещения в них) либо будет равна рыночной стоимости, которая определяется в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Гражданам РФ и российским юридическим лицам земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов в целях осуществления ими деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения.
Перечень такой продукции устанавливается решением органа государственной власти субъекта РФ. Например, в законе Московской области от 25 марта 2022 г.
№ 32/2022-ОЗ определен перечень из 21 вида экономической деятельности (выращивание зерновых культур, производство яиц сельскохозяйственной птицы, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов и т.д.).
При желании получить земельный участок в аренду в упрощенном порядке целесообразно ознакомиться с перечнем видов деятельности или продукции для обеспечения импортозамещения, установленным решением органа госвласти конкретного субъекта РФ.
Расторжение договора аренды земельного участка по инициативе администрации муниципального образованияУчастились случаи обращения администраций муниципальных образований в суды с исками к арендаторам-физлицам для расторжения долгосрочных договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности
Земельные участки могут предоставляться независимо от содержания документации по планировке территории и документов территориального планирования или градостроительного зонирования (за исключением документации по планировке территории с размещением объектов федерального значения и документов территориального планирования РФ). Но это не касается случаев, когда осуществление деятельности по производству продукции, необходимой для импортозамещения, не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом. Иными словами, если согласно правилам землепользования и застройки территории предоставление в аренду земельного участка для осуществления деятельности по производству продукции из установленного перечня не предусмотрено, то заявитель все равно сможет его получить. При этом документы градостроительного зонирования в течение шести месяцев приводятся в соответствие с целями предоставления земельного участка.
Вопрос о сроке действия договора аренды Постановлением № 629 не урегулирован. Значит, должны применяться общие правила, установленные в Земельном кодексе РФ. Так, договор аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка заключается на срок до 49 лет по выбору арендатора (подп. 17 п. 8, п. 12 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ).
Также в Постановлении № 629 отсутствует указание на право заключения нового договора аренды участка без проведения торгов после истечения срока действия первого договора. Согласно подп. 4 п. 4 ст. 39.6, п. 15 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ такое право арендатора, в том числе преимущественное право, не предусмотрено.
Вместе с тем в соответствии со ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий и сооружений, расположенных на таких участках.
Поэтому если арендатор построил здание или сооружение для использования участка согласно виду разрешенного использования, то он имеет исключительное (преимущественное) право на приобретение этого участка в собственность или аренду даже после истечения срока действия договора аренды.
Постановлением № 629 установлено, что договор аренды должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования земельного участка, а также условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора в случае неиспользования участка в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения. Значит, если арендатор допустит нецелевое использование земельного участка, то уполномоченный государственный орган откажется от договора аренды в одностороннем порядке. Он направит в адрес арендатора соответствующее уведомление, после чего договор будет считаться прекращенным.
На территории Московской области полномочия на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (в большинстве случаев приобретаются именно такие участки), переданы органам местного самоуправления, потому предоставляют землю они. Обратиться за получением участка можно как через региональный портал государственных услуг – mosreg.ru (потребуются личный кабинет и регистрация в ЕСИА), так и через территориальные МФЦ.
Если земельный участок не сформирован и не имеет границ (когда государственная собственность на землю не разграничена), необходимо обратиться за получением услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка с приложением схемы расположения участка, которая изготавливается кадастровым инженером (ст. 39.15 Земельного кодекса РФ). После проведения необходимых работ и осуществления государственного кадастрового учета земельного участка нужно подать заявление о предоставлении участка с приложением требуемых документов.
Приватизация земельного участка в 2023 году: инструкция для дачников
Если ты до сих пор не оформила свои 6 соток в собственность, найди для этого время и силы. Срок дачной амнистии не будут продлевать вечно. Как приватизировать земельный участок и не потратить на это все лето?
Зачем это нужноКак оформить участок земли в собственностьСколько стоит приватизация участкаКому могут отказатьСроки регистрации
https://www.youtube.com/watch?v=0PEt2phi5lc\u0026pp=ygVj0J_RgNC10LTQvtGB0YLQsNCy0LvQtdC90LjQtSDQt9C10LzQtdC70YzQvdC-0LPQviDRg9GH0LDRgdGC0LrQsCDQsiDRgdC-0LHRgdGC0LLQtdC90L3QvtGB0YLRjCAyMDIz
Мы уже привыкли к тому, что дачную амнистию время от времени законодательно продлевают. В последний раз — до марта 2026 года. Это расслабляет, и многие владельцы садовых участков до сих пор так и не собрались с силами, чтобы, наконец, приватизировать свои 6 соток.
Кажется, раз тебя никто не трогает, с земли не сгоняет, значит, можно и не беспокоиться, и так сойдет. Особенно это касается пожилых людей, получивших свои дачи еще в советское время. Процедура оформления участка в собственность кажется такому человеку неподъемной, затратной и мучительной.
На самом деле, это не так.
Если ты еще не приватизировала свой участок, или у тебя есть старшие родственники, которые этого так и не сделали, изучи вопрос и воспользуйся упрощенными условиями, предоставленными государством. Они не будут действовать бесконечно долго. Итак,
зачем нужна приватизация земельного участка в собственность и как это правильно сделать?
Зачем это нужно
Известная поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — о любителях все откладывать на потом. Какой «гром» может грянуть над владельцем неоформленного участка, что ему может грозить?
- землю, которая не находится в личной собственности, могут отобрать за долги по невыплаченным взносам члена товарищества;
- участок без приватизации в СНТ могут безвозмездно вернуть в государственный фонд, если он используется не по назначению (садоводство, огородничество);
- также при нецелевом использовании участок, находящийся в муниципальной собственности, могут передать в аренду другому человеку;
- такое имущество могут изъять без компенсации, если понадобится площадка для строительства общественно важного объекта, например, автомобильной трассы или ветки железной дороги.
- неприватизированный участок по закону нельзя продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду, приобретать, передавать на условиях ренты, обменивать, оформлять в залог для получения ссуды в банке.
Как приватизировать участок земли в собственность
Лучше заранее составить для себя план с реальными сроками и действовать пошагово.
1. Выясни, можно ли приватизировать твой участок
упрощенная форма приватизации распространяется на земельные участки, которые были получены до 25 октября 2001 года
(дата вступления в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, ЗК РФ). Если твое имущественное право на дачу возникло позже, оформлять придется на общих основаниях, а это гораздо дольше и сложнее.
На упрощенную приватизацию земли имеют право не только дачники (граждане РФ, члены СНТ), но и владельцы участков ИЖС (под индивидуальное жилищное строительство) и ЛПХ (под личное подсобное хозяйство), если они находятся в пользовании по назначению более 5 лет.
2. Собери документы на приватизацию участка
На этом этапе ты сможешь прочувствовать главное преимущество «упрощенки». Ведь при оформлении на общих основаниях нужно предоставлять, прежде всего, документы, подтверждающие законность владения землей.
Это может быть официальное свидетельство о передаче земельного участка в бессрочное пользование (с правом наследования или без) или ранее действовавшее свидетельство о праве собственности.
Но если речь о дачах советских времен, когда не было частной собственности, таких документов, в большинстве случаев, просто не существует. В этом случае можно предъявлять следующие бумаги:
- выписки из документов СНТ или других организаций, где есть информация о передаче участка конкретному лицу для ведения хозяйства;
- членская книжка садоводческого товарищества;
- справки об уплате членских взносов в СНТ;
- выписка из хозяйственной книги;
- справка из БТИ;
- кадастровый паспорт участка;
- документы о праве на наследство, если участок оформляется в рамках наследственного дела.
3. Проверь, прошел ли участок межевание
Это можно сделать самостоятельно на сайте «Росреестра». Там есть карта, где по адресу легко найти соответствующий участок на территории РФ. А заодно посмотреть сопроводительную информацию к нему и проверить наличие общего описания, плана и размеров участка. Если такой информации нет, значит, тебе предстоит провести межевание и уточнить границы участка. Для этого
нужно обратиться к кадастровому инженеру — он проверит границы и отсутствие претензий со стороны людей, которым принадлежат соседние участки.
Обычно, это самая затратная и долгая процедура в процессе приватизации земли. Если с соседями противоречий нет, кадастровый инженер произведет профессиональную фиксацию границ с помощью геодезических инструментов и составит межевой план. Для упрощения и удешевления можно объединиться с соседями, которым тоже пригодится межевание.
Все они при этом должны будут подписать «Акт согласования местоположения границы земельного участка». Если с соседями есть пограничный спор, придется решать вопрос в юридическом поле — обращаться с исковым заявлением в суд.
После улаживания всех проблем с границами и межеванием участок будет поставлен на кадастровый учет и получит кадастровый паспорт, без которого невозможна приватизация.
4. Подай заявление на приватизацию участка
Подавать документы на приватизацию можно в местные органы — в администрацию муниципалитета (если земля — в муниципальной собственности) или в территориальное управление Росимущества (если земля — в собственности государства). Выяснить, кто собственник, просто — он указан в выписке из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) Выписку можно заказать на Госуслугах.
В МФЦ помимо правоустанавливающих документов нужно будет предоставить паспорт, доверенность (если ты действуешь как доверенное лицо владельца), копию геодезического плана участка, заверенного в правлении СНТ, или межевой план, акт согласования границ с соседями, расширенную выписку из Росреестра с актуальными сведениями.
Заявление заранее заполнять не нужно — это сделает сотрудник МФЦ.
Сколько стоит приватизация участка
Если все документы на месте, межевание проведено, с соседями все пограничные споры улажены, оформление действительно почти безвозмездное. Нужно будет только оплатить госпошлину — 350 руб. Но
если межевание не проведено, предстоят немалые расходы, это платная процедура.
Цена работы кадастрового инженера зависит от региона — например, в Московской области уточнение границ участка обойдется в сумму от 10 тыс. и выше, в зависимости от количества нерешенных проблем.
Кому могут отказать
Это случается нечасто, но все же возможно. В праве оформления земельного участка в собственность откажут, если:
- земля находится на особо охраняемой территории или попала в планы строительства для федеральных нужд;
- не хватает документов — невозможно доказать законность владения землей или нет кадастрового паспорта. Также откажут, если в документах будут обнаружены ошибки или недостоверные сведения;
- заявление подало физическое лицо, которое не имеет на это права, не является законным владельцем или законным представителем владельца по нотариальной доверенности.
Сроки регистрации
Здесь тоже все индивидуально — зависит от пакета документов. Если что-то не в порядке, госрегистратор может приостановить процедуру до выяснения обстоятельств. Если все собрано и предоставлено правильно и у госрегистратора нет вопросов или уточнений,
получить выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности на земельный участок, можно будет уже через 10 рабочих дней
. Соблюдение сроков для госслужащих строго регулируется. С этого момента будь готова к тому, что каждую осень ты станешь получать уведомление о необходимости заплатить земельный налог (0,3% от стоимости земли, определенной кадастром).
Изменятся правила предоставления сельскохозяйственных земель в аренду. Как подготовиться
До конца года внесите изменения в муниципальные правовые акты о предоставлении участков из земель сельхозназначения. С 1 января 2023 года эти МПА должны будут соответствовать новым правилам оборота таких земель. Права арендаторов будут ограничены. При этом гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) арендовать землю станет проще.
В новом законе есть также изменения, которые вступят в силу с 1 марта. В частности, станет больше оснований для отказа в предоставлении земли без торгов. Кроме того, органы МСУ будут по-новому определять размеры земельных долей.
Органам МСУ предстоит контролировать соблюдение новых запретов для арендаторов
Документ Федеральный закон от 14.07.2022 № 316-ФЗ изменит положения Земельного кодекса и двух федеральных законов: от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
С 1 января 2023 года для арендаторов муниципальных участков сельхозназначения появятся новые ограничения (п. 9 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). Если арендатор заключил договор без торгов, то он будет не вправе в пределах срока договора:
- сдавать арендованный участок в субаренду;
- передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу;
- передавать арендные права в залог;
- вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, общества;
- использовать арендные права в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
Новые запреты обеспечат использование земель непосредственно для сельскохозяйственного производства. До 1 января 2023 года все арендаторы должны расторгнуть договоры субаренды, вывести сельскохозяйственные земли из уставных капиталов и вернуть их из кооперативов. А органам муниципального земельного контроля предстоит проверять, соблюдают ли арендаторы новые запреты.
Сейчас Гражданский кодекс разрешает с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду и передавать права и обязанности по договору другому лицу.
Можно также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив (ст. 615 ГК). Земельный кодекс дает право сдавать муниципальный земельный участок в субаренду в упрощенном порядке.
Согласие арендодателя при этом не требуется — его достаточно уведомить, если договором аренды не предусмотрено иное. Исключение: арендаторы — резиденты особых экономических зон (п. 5 ст. 22 ЗК).
Можно будет предоставлять земли гражданам и КФХ без торгов
В 2015 году из Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ было исключено право органов власти предоставлять КФХ земельные участки без торгов.
В результате таким хозяйствам стало сложно получить землю, ведь им приходится конкурировать на аукционах с крупными сельскохозяйственными организациями. С 1 января эта проблема будет решена.
Органы МСУ получат право предоставлять в аренду участки из земель сельхозназначения КФХ и гражданам для сельскохозяйственного производства без торгов (ст. 10.1 ЗК).
Договор аренды можно будет заключить на срок до пяти лет. Сейчас можно сдавать землю в аренду для сельскохозяйственного производства на срок от 3 до 49 лет. Для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и ведения огородничества — на три года.
Чтобы получить землю без торгов в следующем году, гражданам и крестьянско-фермерским хозяйствам не придется доказывать, что у них нет земельных участков в других регионах. Вы будете рассматривать заявления о предоставлении земли в порядке их поступления. После предоставления участка без торгов арендатор будет не вправе менять его целевое назначение.
Станет больше оснований для отказа в предоставлении участка без торгов
Основания для отказа в предоставлении участка из земель сельскохозяйственного назначения без торгов перечислены в статье 39.16 ЗК. С 1 марта 2023 года к ним добавятся еще два. Посмотрите обновленный перечень.
Основания для отказа в предоставлении участка с 1 марта 2023 года
Будете по-новому определять земельные доли
С 1 марта 2023 года органы МСУ должны будут определять земельные доли, выделяемые из земель сельхозназначения, в виде простой правильной дроби, в гектарах или балло-гектарах. Сейчас при определении размеров долей, выраженных в гектарах или баллах для различных сельхозугодий, используются региональные коэффициенты.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Об особенностях регулировании земельных отношений в 2022 году
Правительством Российской Федерации 09.04.2022 принято постановление № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», которое упростит процедуру предоставления земельных участков гражданам и предпринимателям.
- Допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
- Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Процедуры раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; предварительного согласования предоставления земельного участка; предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусмотренные Земельным кодексом РФ, осуществляются в срок не более 14 календарных дней.
Процедуры продления срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.
15 Земельного кодекса РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», осуществляются в срок не более 20 календарных дней.
В срок не более 10 календарных дней осуществляется процедура подготовки проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, их подписание и направление гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка и заявление о намерении участвовать в аукционе от иных лиц не поступало.
Кроме того, государство сможет равноценно обменивать государственные или муниципальные земельные участки на частную землю, если она потребуется для строительства социально-культурных и коммунально-бытовых объектов. Эта норма также будет применяться при реализации масштабных инвестиционных проектов.
В случае если предоставление земельного участка, предназначенного для производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения, не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Правительством Российской Федерации 09.04.2022 принято постановление № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году», которое упростит процедуру предоставления земельных участков гражданам и предпринимателям.
- Допускается продажа гражданину без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину, при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
- Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Процедуры раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; предварительного согласования предоставления земельного участка; предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусмотренные Земельным кодексом РФ, осуществляются в срок не более 14 календарных дней.
Процедуры продления срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.
15 Земельного кодекса РФ при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», осуществляются в срок не более 20 календарных дней.
В срок не более 10 календарных дней осуществляется процедура подготовки проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, их подписание и направление гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка и заявление о намерении участвовать в аукционе от иных лиц не поступало.
Кроме того, государство сможет равноценно обменивать государственные или муниципальные земельные участки на частную землю, если она потребуется для строительства социально-культурных и коммунально-бытовых объектов. Эта норма также будет применяться при реализации масштабных инвестиционных проектов.
В случае если предоставление земельного участка, предназначенного для производства продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения, не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.