Причины снятия с очереди на улучшение жилищных условий 2023
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Каждая семья или гражданин мечтают об улучшении условий проживания – расширение жилплощади, переезд в благоустроенное помещение, переселение из аварийного дома. Помимо использования семейных сбережений или ипотечного кредита, в ряде случаев можно претендовать на выделение недвижимости за счет государства или местных властей. Для этого нужно соблюсти требования ЖК РФ и местных нормативных актов – пройти учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кто имеет право на улучшение жилищных условий?
Желание переехать в новое жилье или расширить жилплощадь за счет государства должно соответствовать требованиям ЖК РФ. Прежде всего, необходимо признание нуждающимся в улучшении жилищных условий – потребуется подтвердить факт отсутствия жилья либо несоответствия условий проживания законодательным нормативам.
Обратимся к ст. 51 ЖК РФ, в которой зафиксированы все критерии для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. На постановку в очередь можно рассчитывать при следующих обстоятельствах:
- отсутствие недвижимости в собственности или по соцнайму, т.е. у заявителей попросту нет квартиры или иного объекта для постоянно размещения;
- если уровень обеспечения жилплощадью в квартире ниже учетной нормы;
- если помещение не отвечает нормативным критериям, т.е. является непригодным;
- если среди жильцов есть больной, чье заболевание включено в специальный федеральный реестр, а в квартире проживает несколько семей.
Обратите внимание!
Подтверждение указанных обстоятельств является обязанностью граждан, подающих заявление. Местные власти будут проверять основания только по факту поступления документов.
Если у граждан нет ни одного объекта недвижимости для размещения, они однозначно нуждаются в улучшении жилищных условиях и без проблем будут поставлены на учет. Сложнее определить факт несоблюдения учетной нормы жилплощади, для этого учитываются следующие правила:
- под учетной нормой понимается минимальный предел площади, превышение которого не дает права на постановку в очередь (как правило – 6 кв. м на человека);
- размер этого показателя утверждается на уровне местных властей, поэтому даже для соседних населенных пунктов он может отличаться;
- указанная норма не может превышать минимальный размер площади для предоставления жилья, т.е. 18 кв. м на одного члена семьи.
Важное правило – для уровня обеспеченности учитываются все объекты недвижимости, принадлежащие по праву собственности или соцнайма.
Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы на федеральном уровне и не могут произвольно изменяться региональным или местным законодательством. Однако субъекты РФ и местные власти вправе утверждать собственные программы – в форме выделения квартир отдельным категориям граждан (например, многодетным семьям), субсидий, средств на условиях софинансирования и т.д.
Переселение из аварийного жилья
Одним из критериев для постановки на учет является несоответствие жилья законодательным нормативам. Такие требования перечислены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 № 47. Аварийность здания, в котором находится помещение, подразумевает непригодность для проживания.
Для положительного решения вопроса о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий по этому критерию учитываются следующие правила:
- аварийность связана с существенным повреждением или разрушением несущих конструкций и элементов здания;
- установление этих обстоятельств происходит в комиссионном порядке, путем обследования дома, проведения экспертиз и составления акта;
- для признания дома или помещения аварийным местные власти издают постановление на основании акта комиссии.
Обратите внимание!
Сам факт ветхости жилья по причине значительного износа не является признаком аварийности. Кроме того, аварийность подразумевает невозможность восстановления здания с помощью капитального ремонта.
Таким образом, проживание в аварийном объекте недвижимости является законным основанием для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, даже если размер жилплощади соответствует учетной норме. Переселение из аварийного жилья происходит по федеральным и региональным программам, в том числе путем выделения субсидий из бюджета.
Получение субсидии на улучшение жилищных условий
Выделение субсидий на покупку или ремонт недвижимости предусмотрено федеральной программой «Жилище». Выделение средств происходит только при подтверждении факта постановки на учет, а после получения субсидии семья будет исключена из очереди.
Вот по каким правилам выделяются субсидии на улучшение жилищных условий:
- обратиться за выделением бюджетных средств может семья, которая фактически состоит в очереди;
- документы подаются через местные властные органы (муниципалитеты или районные администрации);
- выделение средств происходит только в рамках бюджетного финансирования на текущий календарный год, т.е. граждане не смогут получить деньги сразу после постановки в очередь.
Обратите внимание!
Самостоятельные программы субсидирования утверждаются региональными и местными властями, их содержание может существенно отличаться.
В частности, за счет бюджета субъектов РФ происходит выделение субсидий для молодых семей, отвечающих критериям по возрасту и уровню обеспеченности жилплощадью. В большинстве регионов молодой семьей признаются супруги, если их возраст не достиг 35 лет.
В отдельные категории льготников, имеющих право на внеочередное или первоочередное выделение субсидий, включаются:
- ветераны ВОВ или боевых действий;
- граждане, размещенные в ветхих и аварийных домах, а также зданиях, которые собираются сносить;
- инвалиды различных групп, имеющие справку МСЭК;
- многодетные семьи (для них предусматривается возможность получить и земельный участок для возведения собственного дома);
- воспитанники детских домов, достигшие возраста 18 лет.
Точный перечень льготников нужно уточнять в отделах соцзащиты населения или администрации МО. Субсидия может быть реализована на покупку или ремонт жилья, реконструкцию дома с увеличением жилплощади и т.д.
Куда обращаться за улучшением жилищных условий?
Заявление на улучшение жилищных условий подается в муниципалитет по адресу проживания. Исключение сделано только для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих, уволенных в запас без предоставления жилья, и т.д.). В состав документов нужно включить:
- заявление, подписанное каждым членом семьи (за детей подпись ставят законные представители – родители, опекуны и т.д.);
- документ, подтверждающий наличие в собственности или пользовании объекта, не соответствующего норме;
- акт о непригодности помещения для проживания;
- постановление о признании дома аварийным;
- справка о регистрации по месту жительства;
- паспорт и свидетельство о рождении на каждого заявителя;
- свидетельство о браке.
По факту получения указанных бланков и форм заявителю сообщается регистрационный номер, а постановка на учет происходит путем издания постановления главой муниципалитета.
Заявление на улучшение жилищных условий
Юридическим основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий выступает заявление. В тексте этого документа, адресуемого в муниципалитет, нужно указать следующие данные:
- полный состав лиц, претендующих на учет;
- список объектов недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности или соцнайма;
- основание, по которому заявители просят признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий (аварийность объекта, несоответствие учетной норме и т.д.);
- личные подписи всех заявителей.
В большинстве регионов составить и подать заявление можно не только в местной администрации, но и через МФЦ.
Заявление о постановке на учет рассматривается в течение 30 дней. Однако при проверке документов могут выявляться основания для отказа в удовлетворении заявления. К числу таких обстоятельств относятся:
- несоответствие критериям, указанным в ст. 51 ЖК РФ и муниципальных актах;
- недостоверные сведения, представленные заявителями (умышленное сокрытие квартиры, принадлежащей одному из членов семьи и т.д.);
- устранение оснований для постановки на учет (например, завершение капитального ремонта дома и снятие статуса аварийности);
- умышленное ухудшение условий для постановки на учет (например, продажа собственно жилья в пределах 5 лет до обращения).
Об отказе выносится мотивированное решение, которое можно обжаловать через суд.
Резюме
- Чтобы получить жилье за счет государства или муниципалитета, нужно подать заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий.
- Основанием для учета является отсутствие жилья, несоответствие учетной норме, непригодность квартиры или дома для проживания, наличие заболевания по федеральному перечню.
- Одним из вариантов улучшения условий является выделение бюджетной субсидии – ее можно направить на покупку или ремонт квартиры и частного дома.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Сняли с очереди на жилье, как восстановиться: что делать, причины и основания, судебная практика
Главная » Жилищные споры » Улучшение жилищных условий » Снятие с очереди на улучшение жилищных условий — как восстановиться?
1 302 просмотров
Для получения сертификата на улучшение жилищных условий нужно отстоять очень длинную очередь. Но что делать, если через несколько лет нахождения в очереди, заявителя из нее исключают? Какие существуют причины таких действий и что нужно предпринять – читайте в этой статье.
Какие основания для снятия с очереди?
В каких случаях снимают с очереди? Существует несколько основных, наиболее распространенных вариантов, которые используются чаще всего. Но помимо них существуют и другие причины.
Для того, чтобы уточнить причину снятия с очереди в каждом конкретном случае необходимо внимательно изучить извещение об этом. В данном документе всегда указывается причина.
Исходя из нее и нужно предпринимать или не предпринимать те или иные действия.
Самостоятельный отказ от участия в программе
Основной является причина, когда снимают заявителя с очереди на том простом основании, что он сам этого потребовал. Заявление на снятие нужно писать лично. Другое дело, что иногда сотрудники государственных органов ошибаются и могут вместо заявителя снять с очереди другого человека. В таком случае можно смело обращаться в суд.
Пример: Иванов И.П. больше не нуждается в квартире и добровольно отказывается от участия в программе. Он пишет соответствующее заявление, чтобы его сняли с очереди. Из-за ошибки оператора, снимают не Иванова И.П., а Иванова И.Н.
, который также стоит в очереди.
Последний, сразу после получения уведомления, может потребовать копию заявления, которое он якобы написал и на том основании, что этот документ заполнял не он и, соответственно, никакого отношения к нему не имеет, может потребовать восстановления в очереди.
https://www.youtube.com/watch?v=j6wfcclFQWI\u0026pp=ygVq0J_RgNC40YfQuNC90Ysg0YHQvdGP0YLQuNGPINGBINC-0YfQtdGA0LXQtNC4INC90LAg0YPQu9GD0YfRiNC10L3QuNC1INC20LjQu9C40YnQvdGL0YUg0YPRgdC70L7QstC40LkgMjAyMw%3D%3D
Еще одна распространенная причина снятия с учета – переезд в другой населенный пункт. Как только заявитель прописывается по новому адресу, он автоматически теряет право на помощь от государства. Как следствие, его сразу же снимают с учета (исключают из очереди).
По отношению к Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю действует исключение.
Если у заявителя по какой-то причине улучшилось финансовое состояние, он больше не может считаться малоимущим. Как следствие, не может претендовать и на улучшение жилищных условий. Его исключают из очереди. Улучшение может иметь разный характер:
- Появились дополнительные источники дохода.
- Переход на новую работу с существенным увеличением зарплаты.
- Получение наследства и так далее.
Получение помощи от государства
Если заявитель уже получил помощь, логично что он автоматически исключается из очереди. Помощь также может быть разной:
- Сертификат.
- Право на социальное жилье.
- Участок под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) и так далее.
Неверные данные
Еще одна распространенная причина – предоставление ложных данных. Иногда при рассмотрении заявки какие-то нюансы ускользают от сотрудника государственной организации. Впоследствии, при регулярной проверке информации или получении новых, уточненных данных, заявителя могут исключить из очереди из-за того, что он изначально предоставил неверные данные.
Несмотря на то, что большая часть указанных причин является вполне обоснованной, нередко допускаются ошибки или указываются причины, которые не соответствуют реальному положению дел. В такой ситуации требуется восстанавливать очередь.
Восстановление в очереди на жилье вставших до 2005 года и позже может происходить по двум основным схемам:
- Личное обращение в органы, которые уведомили об исключении из очереди. Самый простой вариант и с него всегда нужно начинать. Если возникла ошибка или основание указано неверно, а также при условии, что заявитель может это доказать (допустим, как указано в примере, в начале этой статьи), то руководство государственной структуры может пойти на встречу и восстановить заявителя в очереди добровольно. Если это невозможно по какой-то причине или если получен отказ в восстановлении в очереди – можно обращаться в суд.
- Обращение в суд. Как сказано выше, это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если заявителя отказались восстанавливать в очереди добровольно. Документы, полученные в процессе попытки восстановиться добровольно покажут, что человек пытался решить проблему в досудебном порядке, но у него не получилось. Нередко это играет решающую роль при принятии решения в суде.
Порядок действий
- Получить извещение о том, что заявителя сняли с очереди. Оно направляется тем же способом, что и уведомление о постановке в очередь, а также любая другая аналогичная информация. Еще при подаче заявления на постановку на учет, человек указывает, каким образом его нужно уведомлять о результатах рассмотрения заявки.
Обычно это или обычное письмо по адресу регистрации или же письмо на электронную почту. В извещении указывается причина снятия с очереди. Нужно ее внимательно изучить и разобраться, соответствует ли она действительности или нет. Если нет – переходим к следующему шагу.
- Обратиться в структуру, которая прислала извещение.
Обычно контактные данные есть в этом самом документе. Если нет, можно найти исходя из названия структуры. Нужно объяснить ситуацию и потребовать восстановить в очереди. Если откажутся – требовать, чтобы отказ в восстановлении был оформлен документально.
Такой отказ выдают далеко не всегда, даже после требования заявителя.
Это не критично, особенно если заявитель может доказать, что он пробовал обращаться в эту инстанцию.
- Составить исковое заявление. Лучше всего для заполнения документа привлекать опытного юриста. В противном случае истец может что-то не учесть, упустить важные данные и так далее.
- Подготовить остальные документы (список см.ниже).
- Направить документы и иск в суд.
- Дождаться даты заседания и, желательно, присутствовать на нем.
- Получить решение суда и дождаться, пока оно вступит в силу.
- С решением отправиться в ту же инстанцию, которая исключила заявителя из очереди.
- Написать заявление на восстановление в очереди и приложить к нему решение суда.
Если суд, по какой-то причине, выдал не устроившее заявителя решение, его можно попробовать оспорить, подав на апелляцию.
https://www.youtube.com/watch?v=j6wfcclFQWI\u0026pp=YAHIAQE%3D
К исковому заявлению нужно прикладывать следующие документы:
- Паспорт заявителя.
- Извещение о снятии с очереди.
- Письменный отказ в восстановлении в очереди (если получилось его взять).
- Документы, подтверждающие тот факт, что причина снятия с очереди неверная.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Доверенность на представителя и его паспорт (при необходимости).
Исковое заявление
Исковое заявление составляется с учетом требований ст.131 ГПК РФ. Содержание этого документа может несколько изменяться в зависимости от возникшей ситуации и особенностей. Именно из-за последней причины и рекомендуется пользоваться услугами опытного юриста.
Содержание
В иске должна фигурировать следующая информация:
- Название суда, куда направляется заявление.
- Данные истца (ФИО, контактные данные и адрес).
- Данные ответчика.
- Стоимость иска. В данном случае – 300 рублей.
- Название документа, которое располагается под шапкой, в центральной части листа.
- Особенности проблемы.
- Доказательства правоты истца.
- Требование о восстановлении в очереди.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата и подпись.
Предложенный образец не является универсальным и может не подходить в определенных ситуациях.
Скачать образец иска о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий
Расходы
Восстановление в очереди, как и постановка на учет, производится бесплатно, но только при условии, что заявитель смог договориться с отделением социальной защиты (или другой организаций, по требованию которой человека сняли с очереди) о том, что его восстановят добровольно. В противном случае придется обращаться в суд и нести дополнительные расходы:
- Госпошлина: 300 рублей. Заявления такого типа относятся к неимущественным, так как истец не требует, чтобы ему вернули недвижимость или что-то выплатили. Он просто хочет, чтобы решение государственной структуры, по вине которой его сняли с очереди, было признано недействительным.
- Сбор доказательств: индивидуально. Чаще всего платить не придется вообще, но в некоторых случае нужно будет заказывать дополнительные документы, справки и иные бумаги, что может стоить денег. Также нередко требуется нотариальное заверение и это тоже дополнительные расходы.
- Оформление доверенности: от 2 тысяч рублей. Актуально только в том случае, если заявитель хочет, чтобы его интересы в суде представлял опытный юрист-представитель. Учитывая тот факт, что добиться нужного результата без квалифицированной помощи получается далеко не всегда, пользоваться помощью специалистов приходится во многих случаях.
Сроки
Примерные сроки на восстановление в очереди:
- Извещение о снятии с очереди: около 1 недели с момента снятия.
- Обращение в государственную структуру с требованием восстановить в очереди: от 1 недели до 1 месяца.
- Рассмотрение дела в суде: около 2-3 месяцев.
- Вступление в силу судебного решения: 1 месяц.
- Восстановление в очереди после повторного обращения заявителя: около 1-2 недель.
В среднем на все это уходит от 3-4 месяцев и до полугода. Иногда можно попробовать справиться быстрее, но многие элементы никак не зависят от заявителя и потому он не может их контролировать.
Если к моменту восстановления в очереди заявителя его очередь уже прошла, можно попробовать потребовать, чтобы восстановили в очереди сразу на первой позиции (чтобы следующее распределение средств сразу было направлено заявителю).
Как доказывает практика, некоторые государственные структуры восстанавливают человека на той же позиции, на которой он находился к моменту снятия с очереди, что несправедливо. В такой ситуации можно пробовать еще раз обращаться в суд.
Несколько случаев из судебной практики:
Пример №1: В суд обратился Симонов Е.П. с требованием признать решение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий недействительным. Исходя из материалов дела, Симонов Е.П.
потерял право находится в очереди на том основании, что он приобрел новую недвижимость. Симонов Е.П. утверждает, что он ничего не приобретал и данные закралась ошибка. При проверке информации выяснилось, что именно Симонов Е.П.
действительно не приобретал недвижимость. Она была куплена другим участником очереди, однофамильцем и тезкой, Симоновым Е.М.
По ошибке сотрудника государственной организации, информация о покупке недвижимости была внесена в базу данных неверно, из-за чего с очереди сняли не того человека. На основании полученной информации, суд принимает решение удовлетворить иск заявителя.
Пример №2: В суд обратилась Федорова Е.В. с требованием признать решение о снятии с очереди недействительным. Как заявляет сама Федорова, ее сняли с очереди якобы из-за резко улучшившегося финансового состояния. Федорова отмечает, что ни она, ни члены ее семьи, не поменяли работу и не получили повышения.
Представитель государственной организации отмечает, что все сказанное выше – верно, но заявитель не уточнила тот факт, что в прошлом месяце получила крупное наследство и на данный момент является собственницей обширного жилого частного дома.
Изучив предложенную информацию, суд принял решение отказать в удовлетворении иска так как условия проживания семьи Федоровой существенно улучшились.
Восстановиться в очереди может быть сравнительно сложно, особенно если приходится доказывать собственную «невиновность». В этом окажут помощь опытные юристы. На бесплатной консультации они расскажут об основных особенностях такой процедуры. Кроме того, специалисты могут выступать в качестве представителей клиента как при общении с государственными структурами, так и при обращении в суд.
Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните +7(499)369-98-20 — Москва и Московская область
- позвоните +7(812)926-06-15 — Санкт-Петербург и область
Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру
Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.
В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.
Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.
Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…
Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».
семья была в списках, а потом ее исключили
А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.
А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.
Позиция трех судов
Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.
Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье
Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.
Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.
Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)
Родственник, но не член семьи
Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.
При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.
Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.
Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.
Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.
ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).
Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.
Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.
Проблема в формальном подходе
Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции
. Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.
В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.
группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры high market) 6место По количеству юристов 9место По выручке 21место По выручке на юриста Профайл компании
приводит в пример другое дело.
Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020).
Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов
По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.
Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.
Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.
Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?
Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:
- площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
- жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
- в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
- нет жилья.
Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:
- граждане России;
- проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
- не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
- признаны малоимущими (ст. 7 закона).
Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.
* имена и фамилии изменены редакцией
Снятие с жилищной очереди по закону – незаконно
Всех жителей Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, волнует вопрос о продвижении в очереди по предоставлению им новых жилых помещений.
В связи с реновацией указанный вопрос стал невероятно обсуждаем, так как если дом расселяется по программе реновации, то проживающим в указанном доме гражданам, состоящим на жилищном учете, одновременно улучшаются жилищные условия (чего ранее предусмотрено не было).
Однако хотелось бы разобраться в следующем: каким образом указанная гарантия работает и будет ли она работать при обеспечении жилищных прав жителей Москвы?
В СМИ активно обсуждался Закон о реновации, да и до настоящего времени споры не утихают, при этом незамеченными остались поправки в ч. 4 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г.
№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее – Закон), внесенные Законом г. Москвы от 28 декабря 2016 г. № 55 и вступившие в силу 9 января 2017 г.
, которые затрагивают жилищные права столичных жителей.
Старая редакция ч. 4 ст. 8 Закона Согласно старой редакции ч. 4 ст. 8 Закона жители Москвы признавались нуждающимися в жилых помещениях, если проживали в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в Приложении № 1 к этому Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения.
В силу этого приложения благоустроенные жилые помещения в Москве должны соответствовать следующему стандарту: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка), независимо от материала стен.
Таким образом, если в жилом помещении, которое находилось в пользовании (собственности) жителя Москвы, не было хотя бы централизованного горячего водоснабжения, это жилье уже не могло учитываться при определении уровня обеспеченности жилым помещением указанного жителя Москвы.
Несмотря на такую редакцию Закона, Департамент городского имущества г. Москвы снимал с жилищного учета жителей столицы только лишь на основании того, что у них на праве собственности имелась, например, дача, которая по ошибке была задекларирована как жилой дом, или, что еще хуже, дом в глухой деревне без каких-либо коммуникаций.
Справедливости ради необходимо отметить, что такие дела имели положительную практику в суде, т.е. суды в подобных случаях удовлетворяли требования москвичей, восстанавливали их на жилищном учете. Однако, по статистике, из десяти снятых с жилищного учета в суд обращались двое – таким образом жилищная очередь в Москве и продвигалась.
ДГИ г. Москвы, зная, что подобные его действия судами признавались незаконными, все равно снимал с жилищного учета жителей Москвы по указанным основаниям, даже если они предоставляли в ДГИ сведения об отсутствии коммуникаций в принадлежащих им домах.
Новая редакция статьи Скорее всего, в силу того что суды, как правило, удовлетворяли иски москвичей о признании незаконным снятия с жилищного учета «по причине наличия в собственности садового дома, дома без коммуникаций», ч. 4 ст. 8 Закона с 9 января 2017 г.
действует в новой редакции: «Жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: заявители проживают в жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения».
Таким образом, если ранее при определении уровня обеспеченности не должны были учитываться любые дома, в которых отсутствовал хотя бы один вид коммуникаций, то после вступления в силу указанных изменений не должны учитываться только жилые помещения в многоквартирных домах, не имеющих коммуникаций. Это, я так понимаю, например, «бараки», которые имеют статус многоквартирного дома.
Считаю, что количество подобных жилых помещений в многоквартирных домах (без коммуникаций) невелико. Такие жилые помещения могут быть в поселках, деревнях. Соответственно, и иски в суды по таким делам, скорее всего, будут сведены на нет.
Каким образом на практике будут применяться положения ч. 4 ст. 8 Закона С начала 2017 г. ДГИ г. Москвы начал «массово» снимать с жилищного учета жителей Москвы по причине наличия в собственности (пользовании) домов, дач.
Со стоящих на жилищном учете требуют заключения о непригодности жилого дома к проживаю, в противном случае ДГИ г. Москвы издается распоряжение о снятии с жилищного учета. В настоящее время по подобным делам решений суда пока еще нет.
Однако с учетом правила «закон обратной силы не имеет» считаю однозначным то, что применение указанных изменений в ч. 4 ст. 8 Закона к жителям Москвы, уже стоящим на жилищном учете, недопустимо.
Указанная статья Закона в действующей редакции может быть применена только при определении уровня обеспеченности граждан жилым помещением при постановке на жилищный учет, т.е. к тем жителям Москвы, которые встали на жилищный учет после 9 января 2017 г.
Неконституционность ч. 4 ст. 8 Закона, изложенной в новой редакции На мой взгляд, имеются основания полагать, что ч. 4 ст. 8 Закона в действующей редакции противоречит Конституции РФ, а именно ст. 19 (равенство всех перед законом), ст. 40 (право на жилище).
Считаю, что нахождение в пользовании (собственности) жителя Москвы жилого помещения в многоквартирном доме без необходимых коммуникаций абсолютно равнозначно нахождению в его собственности просто жилого дома (дачи) без коммуникаций. Утверждение об обратном противоречит Конституции РФ.
Вывод На сегодняшний день сложилась следующая ситуация. Вместо того чтобы при имеющихся сотнях решений о признании незаконными распоряжений Департамента городского имущества о снятии с жилищного учета изменить политику ДГИ, т.е.
не принимать заведомо незаконные распоряжения (а перед принятием распоряжения запросить информацию о наличии/отсутствии в доме необходимых коммуникаций), власти Москвы пошли по иному пути: проигнорировав положительную практику судов по указанному вопросу, изменили законодательство г.
Москвы и исключили возможность дальнейшего принятия положительных для москвичей решений судов по указанному вопросу.
Сняли с очереди на квартиру
Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».
- На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.
- К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.
- Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.
Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.
Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди
Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.
Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.
В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.
Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.
Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.
Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета.
Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.
2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).
Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.
Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.
Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя
Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.
Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н.
со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было.
При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.
В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.
Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н.
приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н.
, притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.
В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г.
№29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н.
не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата.
Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г.
Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.
То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.
Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет
В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.
Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.
В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г.
Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И.
была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:
«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».
Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:
- в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
- в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
- в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И.
по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.
Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили
Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.
Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3.
Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий.
После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г.
Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.
Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.
N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.
Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде.
Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения.
Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.
ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).
- Читайте еще по данной теме:
- Егоров Константин Михайлович, юрист
- Телефон: 8 (495) 740-55-17
- Источник: Московские юристы