Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44 фз по шагам в 2023 году
В ходе исполнения госконтракта нередко возникает ситуация, при которой его необходимо расторгнуть в одностороннем порядке.
Основания для одностороннего отказа от госконтракта предусмотрены действующим законодательством и оговариваются в тексте договора. Расторжение договора несет за собой определенные юридические последствия.
Одним из основных вопросов в данной ситуации является, с какого момента расторгается государственный контракт и когда прекращается его действие.
Такие основания предусмотрены ч. 15 ст. 95 Закона 44-ФЗ. Наиболее распространенными являются:
- предоставление исполнителем недостоверных данных о себе или о поставляемом товаре;
- исполнитель или поставленная им продукция перестали соответствовать требованиям, установленным в извещении.
Расторжение договора возможно исключительно по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, более того, такие основания необходимо отразить в тексте договора. К ним законодательство относит следующие:
- исполнитель не передает товар;
- товар поставлен без необходимых документов;
- неоднократно нарушены сроки поставки;
- подрядчик не устранил в указанный заказчиком срок выявленные недостатки выполненных работ.
Порядок одностороннего расторжения
Основанием для расторжения договора является внутренний документ заказчика. Такое решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней после надлежащего уведомления поставщика.
Если договор заключен по результатам электронных процедур, решение формируется с использованием ЕИС и размещается в системе. Законодательством не установлен порядок его формирования при проведении закрытых конкурсов и аукционов, закупки у единственного поставщика. Его форма законодательно не установлена и является произвольной.
Следует отметить, что десятидневный срок при расторжении контракта дается сторонам с целью исправления поставщиком обстоятельств, послуживших основаниями для одностороннего отказа заказчика от исполнения договора. В том случае, если выявленные нарушения будут устранены, заказчик отменяет не вступившее в силу решение, и контракт продолжает действовать на ранее установленных условиях.
Таким образом, положения ч. 13 ст. 95 44-ФЗ устанавливают, через какое время после надлежащего уведомления поставщика об одностороннем расторжении контракт считают расторгнутым. Одновременно с этим в ст. 191 ГК прописано, что течение периода времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события.
Давайте рассмотрим на примере, как считать срок 10 дней при одностороннем отказе от исполнения контракта для заказчика:
- дата надлежащего уведомления поставщика — 1 июня 2023 года;
- начиная со следующего дня, то есть со 2 июня отсчитываем 10 календарных дней;
- срок истекает 12 июня 2023 года.
Обратите внимание, если 10 день для расторжения по 44-ФЗ приходится на выходной, как в нашем примере, то в соответствии с положениями ст. 193 Гражданского кодекса днем окончания срока является ближайший следующий за ним рабочий день.
Учитывайте, что в печатной версии решения об одностороннем расторжении указывают предполагаемую дату вступления его в силу.
Алгоритм действий заказчика при отказе от контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
- Сформируйте решение в ЕИС.
- Подпишите и разместите его в системе.
- Не позднее одного часа оно направляется исполнителю. Это надлежащее уведомление об одностороннем отказе.
Датой поступления исполнителю решения признается день его размещения в ЕИС, с этого момента следует определять, в какой срок решение об одностороннем отказе вступит в законную силу по 44-ФЗ, отсчитайте десятидневный срок со дня, следующего за днем его размещения.
- Отказаться от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур, закрытых электронных процедур, следует так:
- заказчик с использованием ЕИС формирует решение, подписывает его ЭЦП и размещает его в системе;
- если закупка связана с поставкой ТРУ, составляющих гостайну, и размещение информации о процедуре в ЕИС запрещено законом, то такой документ не публикуется на официальном сайте, а передается уполномоченному лицу лично под роспись либо направляется с соблюдением требований законодательства о гостайне;
- направление письменного уведомления возможно и при расторжении контракта с единственным поставщиком;
- размещенный в ЕИС документ в течение одного часа направляется подрядчику автоматически;
- поступление его поставщику является надлежащим уведомлением.
- Рассчитайте срок вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта с поставщиком с даты уведомления, такой датой считается:
- число, указанное в расписке, если документ передавался лично под роспись;
- день получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику заказной корреспонденции;
- в случае размещения решения в ЕИС, дата такого размещения.
Составлять сопроводительное письмо в указанных случаях нет необходимости, такого требования закон не содержит, но если письмо составляется, то включите решение в его текст либо предусмотрите его как приложение.
Решение вступает в законную силу, если подрядчик не исправил обнаруженные недочеты, послужившие основанием одностороннего отказа и заказчик его не отменил, а в день вступления в силу решения об одностороннем расторжении направьте информацию о расторжении договора в реестр контрактов. В течение 2 рабочих дней, следующих за днем вступления вашего решения в силу, направьте обращение в ФАС о включении исполнителя в РНП.
Односторонний отказ поставщика
Такая возможность предусмотрена ч. 19 ст. 95 44-ФЗ. Поставщик вправе отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством при условии, если в договоре указано право заказчика на такой отказ.
Порядок уведомления заказчика об отказе поставщика от исполнения договора аналогичен уведомлению поставщика заказчиком. Решение поставщика вступает в законную силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления заказчика.
Не ранее чем через десять дней на заключение контракта нарушение срока 44-ФЗ по ст. 193 ГК РФ, в случае если срок выпал на нерабочий день, он переносится на ближайший, следующий за выходным рабочий день.
В случае одностороннего отказа поставщика от исполнения договора, не позднее двух рабочих дней заказчик направляет обращение в ФАС о включении такого поставщика в РНП.
Порядок расторжения контракта в ЕИС c претензионной перепиской заказчика
Шаг 1. Настройте права доступа в ЕИС
В личном кабинете заказчика ЕИС зайдите в раздел «Администрирование», затем в подраздел «Пользователи организации», «Права доступа пользователя». Проставьте галочки в блоке «Работа с документами одностороннего отказа от контракта», как на рисунке 1. Если вы не разрешите доступ пользователю, новые разделы для заполнения сведений ЕИС в реестре контрактов не отобразятся.
Шаг 2. Предусмотрите односторонний отказ в извещении
Чтобы возможность одностороннего отказа от контракта появилась в карточке контракта, его нужно предусмотреть, когда формируете извещение о закупке. Для этого отметьте, что контрактом предусмотрена такая возможность.
Именно это требование перейдет автоматически в карточку контракта. Смотрите на рисунке 2, как предусмотреть возможность одностороннего расторжения контракта в извещении, чтобы она позже отобразилась в карточке контракта.
Шаг 3. Сформируйте односторонний отказ от контракта
Чтобы сформировать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, зайдите в реестре в карточку того контракта, по которому есть основания, чтобы его расторгнуть. Нажмите на кнопку сформировать односторонний отказ, как на рисунке 3.
Заполните и отправьте уведомление поставщику, чтобы соблюсти новый порядок претензионной переписки в ЕИС
Теперь составлять претензию и вести переписку с поставщиком по ненадлежащему исполнению обязательств по контракту необходимо в ЕИС путем передачи друг другу электронных уведомлений (ч. 16 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Шаг 4. Заполните решение об отказе от контракта и прикрепите файлы
Заполните сведения решения об одностороннем расторжении контракта. Для этого выберите реестровый номер получателя из выпадающего списка. Затем внесите номер решения в поле «Номер уведомления». Поставьте предполагаемую дату (рисунок 4), когда решение вступит в силу.
Для этого к дате, когда вы опубликуете решение в ЕИС, прибавьте десять календарных дней. Считайте со дня, следующего за датой публикации решения в ЕИС. На одиннадцатый день решение вступит в силу.
В следующем поле «Причина расторжения контракта» напечатайте весь текст решения с изложением оснований и причины отказа от контракта в одностороннем порядке. Затем прикрепите подтверждающие скан-копии документов.
Шаг 5. Опубликуйте решение об одностороннем расторжении контракта
Опубликуйте решение об одностороннем отказе от контракта в ЕИС. Для этого в карточке контракта в разделе документы через треугольник опубликуйте созданный проект решения.
Шаг 6. Отмените решение в 10-дневный срок, если поставщик исправился
После того как опубликовали решение об отказе от контракта, у вас есть 10 дней, чтобы поставщик исправился. То есть устранил те недочеты по контракту, которые вы отразили в решении. Либо начал исполнять контракт. Поставщик уведомит вас ответом на размещенное решение также посредством ЕИС. Уведомление претензионной переписки вы также увидите в карточке контракта, как на рисунке 6.
Если документы весят много, переходите на бумагу. Объем электронных уведомлений по каждому контракту для каждой из сторон не должен превышать в ЕИС 150 Мб. Если вы не укладываетесь в этот объем, обмен документами в ходе одностороннего расторжения контракта проводите в бумажном формате (п. 7 постановления от 27.01.2022 № 60).
Шаг 7. Заполните сведения об отмене решения об одностороннем отказе
Заполните дату, когда отменили свое решение об одностороннем отказе от контракта. При проверке сведений сработает контроль. Дата отмены должна быть больше хотя бы на один день от даты публикации решения об отказе от контракта. Далее прикрепите уведомление поставщика об устранении недочетов по контракту и скан-копию решения об отмене, как на рисунке 7.
Шаг 8. Направьте сведения в контрольный орган
Если поставщик в отведенный 10-дневный срок не устранил нарушения по контракту, то вы направляете сведения в территориальное отделение УФАС в течение двух рабочих дней после того, как решение вступило в силу. Делаете это также в ЕИС. Выбираете одно из трех оснований, когда обращаетесь в ФАС, чтобы внести недобросовестного поставщика в РНП (рисунок 8).
Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-фз: законные основания, судебная практика
Предметом контракта являлись проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы.
В техническом задании в том числе был установлен график их производства. Работы по плану должны быть начаты 18.06.2012 и закончены через полтора года с момента подписания договора.
Цикл производства работ включал подготовку рабочей и сметной документации, возведение многоквартирных домов и сдачу их в эксплуатацию.
Контрактом было предусмотрено, что исполнитель оформляет рабочую документацию, позволяющую получить разрешение на застройку, согласовывает ее с заказчиком и контролирующими службами, после чего передает заказчику.
Подрядчик к указанному в контракте сроку не выполнил данные работы, поэтому заказчик подал иск в Арбитражный суд по вопросу расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ. Свои требования он основал также на п. 1 ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ.
При выполнении подрядных работ в рамках муниципального или государственного контракта несоблюдение оговоренных сроков является существенным нарушением. Суд установил, что рабочая и сметная документация была оформлена частично и передана заказчику позже той даты, которая обозначена в контракте.
Основываясь на вышеизложенных фактах, суд установил, что ответчик не обеспечил исполнения работ по договору в установленные сроки, что признано существенным нарушением его условий (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).
Также суд отметил, что заказчик предпринял шаги для досудебного урегулирования конфликта, то есть он направил подрядчику предложение о прекращении действия контракта.
Требование истца о расторжении контракта судом было удовлетворено.
Контракт был заключен на поставку расходных материалов для копировально-множительной техники. В обязанности поставщика входило предоставление необходимой документации: счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара.
Контракт содержал требования относительно упаковки товара: она должна обеспечивать сохранность при производстве погрузо-разгрузочных работ, при транспортировке; иметь маркировку, содержащую информацию об индексе, количестве, весе, стране и названии фирмы-производителя, модели оборудования, для которого предназначен данный расходный материал.
Также в договоре содержалось условие относительно срока поставки – не позже 5-го дня после подписания контракта, то есть к 11.04.2014.
Односторонний отказ от госконтракта: причины и процедура | Контур.Закупки
Наиболее простым способом разорвать госконтракт для заказчика является односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика же это может повлечь негативные последствия. Однако контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе. Но кто бы ни разорвал контрактные отношения, для этого нужны веские основания.
Когда можно расторгнуть госконтракт
Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:
- В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
- Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации.
Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.
Основания для отказа
Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта.
В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них.
Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.
Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:
- Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
- Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
- Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).
Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:
- поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
- поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
- заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
- заказчик неоднократно допустил невыборку товара.
Что касается договора возмездного оказания услуг, то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств.
Но есть условие — издержки второй стороны должны быть возмещены.
Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель — если возместит убытки заказчика.
Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда. У заказчика они таковы:
- если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
- если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
- если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
- если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.
У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:
- если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
- если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).
Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке
В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.
На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.
Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее.
Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно.
Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.
По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП.
Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить.
Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.
Практика ФАС и судов
Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств.
Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать — в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт.
То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).
Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ
Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ Алгоритм расторжения контракта заказчиком Расторжение по инициативе поставщика Порядок расторжения договора поставщиком
Контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке, если исполнитель или госзаказчик не соблюдают условия. Расскажем, когда стороны могут расторгнуть договор и в каких случаях у исполнителя есть риск попасть в РНП.
Когда договор можно расторгнуть в одностороннем порядке
Контракт по 44-ФЗ можно прекратить по согласию сторон, по решению суда и в порядке одностороннего отказа от исполнения в соответствии с ГК РФ. Стороны могут отказаться от контракта, если выполняются два условия:
- Одна из сторон нарушила существенные условия договора и конкретные обязательства, прописанные в тексте контракта. В гражданском кодексе существенными называют нарушения, которые несут для другой стороны такой ущерб что «она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ).
- В тексте договора прописано условие, что его можно расторгнуть в одностороннем порядке. Если заказчик не указал этого в контракте, то отказаться от исполнения нельзя. Тогда прекратить исполнение договора может только суд, если стороны не договорились мирно.
Когда заказчик может отказаться от контракта по 44-ФЗ
Заказчик обязан отказаться от контракта, если:
- участник заявил ложные данные, благодаря которым победил в закупке;
- продукция не соответствует документации о закупке;
- расторгнут инвестиционный контракт на товар, который произвели или модернизировали в России.
Такую обязанность госзаказчика устанавливает ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
В других случаях госзаказчик по своему усмотрению принимает решение об отказе от исполнения договора, если исполнитель нарушил существенные условия:
- поставил некачественный товар, некачественно выполнил работы;
- несколько раз нарушил сроки поставки;
- не успел сдать работы в срок.
Компания «Дарина» победила в электронном аукционе на оказание услуг по уборке помещений и заключила контракт со школой № 1021.
«Дарина» некачественно вела уборку в здании, о чем госзаказчик написал в актах приемки работ. Школа направляла исполнителю претензии и требовала устранить замечания.
Компания на претензии не реагировала, замечания не устранила. Школа взыскала с нарушителя штраф и расторгла договор в одностороннем порядке.
Заказчик может привлечь экспертов и провести экспертизу товара, работ, услуг, прежде чем отказаться от договора. В таком случае он может расторгнуть договор, только если экспертиза выявила нарушения со стороны исполнителя.
Бывает, что заказчики решают расторгнуть договор без существенных оснований и не платят исполнителю за оказанные услуги. Если вы считаете, что исполнили обязательства, а госзаказчик неправомерно отказался от договора, обращайтесь в суд и отстаивайте свою точку зрения. В судебной практике есть примеры, когда суд признал решение заказчика расторгнуть контракт незаконным.
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области заключило контракт с фирмой «Интеграл» на выполнение работ по мониторингу и выявлению редких видов животных и растений. Фирма предоставила отчет по мониторингу в срок.
Заказчик провел экспертизу выполненных работ и на ее основании решил расторгнуть контракт. Свое решение Министерство обосновало тем, что отчет поставщика не соответствует ГОСТу, нормативным документам и представлен поверхностно.
Исполнитель написал заказчику письмо с подробными ми по отчету и попросил отменить решение об отказе. Госзаказчик в ответ на письмо выставил новые замечания. «Интеграл» их устранил, направил новый отчет заказчику и обратился в суд, так как посчитал, что заказчик нарушил процедуру принятия работ.
Суд провел независимую экспертизу по выполненным работам, которая показала, что отчет исполнителя соответствует условиям госконтракта и техзадания.
Замечания, которые выявил заказчик, не являются существенными и не влияют на «общую положительную оценку работы».
Кроме того, Министерство должно было отменить решение о расторжении, если исполнитель за десять дней исправит замечания, что он не сделал.
Суд признал решение заказчика неправомерным, взыскал с Министерства в пользу исполнителя задолженность по оплате договора, судебные расходы и расходы на экспертизу, которую поставщик проводил дополнительно (№А42-1718/2015).
Алгоритм расторжения контракта заказчиком
Заказчик оформляет решение в свободной форме, в котором указывает:
- реквизиты договора, который хочет расторгнуть;
- основание расторжения;
- срок, в течение которого решение вступает в силу.
В течение трех рабочих дней заказчик размещает решение в ЕИС и направляет его поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении.
Дополнительно заказчик может отправить поставщику телеграмму, факс, письмо по электронной почте. Главное для заказчика — это подтверждение о том, что поставщик получил документ, а значит, он надлежаще уведомлен (ч. 12 ст.
95 44-ФЗ). С этого момента у поставщика есть десять дней, чтобы исправить нарушения.
Заказчик отменит решение об отказе, если исполнитель устранит нарушение за десять дней. При повторном нарушении такого шанса не будет, заказчик не отменит решение.
Если поставщик не устранил нарушение в срок, то решение об отказе вступает в силу, контракт прекращает действовать, исполнителя вносят в РНП.
Порядок расторжения договора контролирует ФАС. Исполнителя не включат в РНП, если госзаказчик нарушил порядок и сроки, например, не уведомил поставщика или не опубликовал в ЕИС в срок сведения об отказе от контракта.
Расторжение заказчиком контракта по ФЗ № 44 в одностороннем порядке
Можно ли расторгнуть контракт в одностороннем порядке без веских причин?
ФЗ № 44 не связывает право Заказчика на отказ от контракта с конкретными нарушениями со стороны Исполнителя, в законе указано, что право на отказ должно быть закреплено в контракте, а основание для отказа должно быть предусмотрено гражданским законодательством.
Вместе с тем, некоторые положения ГК РФ позволяют Заказчику отказаться от договора без каких-либо причин.
Так, в статье 717 ГК определено, что Заказчик вправе в любой момент до сдачи ему результата отказаться от исполнения договора.
При этом он должен уплатить подрядчику часть цены пропорционально выполненной работы, а также возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда в установленных пределах.
Учитывая тот факт, что при определении оснований для одностороннего отказа от контракта ФЗ № 44 делает отсылку к ГК РФ, формально для недобросовестных Заказчиков появляются правовые возможности для немотивированных односторонних отказов от исполнения контрактов.
На практике сложились разные подходы относительно того, может ли Заказчик отказаться от контракта по правилам статьи 717 ГК РФ, или лишен такой возможности.
Согласно позиции, высказанной Министерством экономического развития РФ, односторонний отказ Заказчика допускается только при нарушении Исполнителем условий контракта. К такому выводу приводит системный анализ частей 8, 9 и 11 статьи 95 ФЗ № 44 [1].
Кроме того, в письмах разъясняется, что ФЗ № 44 предусматривает обязанность Заказчика отменить решение об отказе, если Исполнитель устранил те нарушения, которые привели к указанному решению.
Следовательно, именно нарушения, допущенные Исполнителем, могут являться основанием к принятию Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике.
Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в своих решениях указал, что признание за Заказчиком безусловного права на отказ от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, позволяет немотивированно отказаться от исполнения контракта в любой момент, что влечет злоупотребления со стороны недобросовестных Заказчиков. Односторонний отказ не может быть произвольным, и допустим только в случае нарушения условий контракта.[2]
Однако в судебной практике встречался и прямо противоположный подход к рассматриваемому вопросу.
Так, в некоторых случаях, оценивая законность отказа Заказчика от исполнения контракта, суды исходили из того, что статья 717 ГК РФ не обязывает Заказчика указывать мотивы отказа от исполнения договора, при этом законом предусмотрено право заказчика по своей инициативе отказаться от контракта.
Гражданское законодательство не ставит право Заказчика на отказ от исполнения контракта в зависимость от факта надлежащего исполнения второй стороной контракта своих обязательств.[3]
Исходя из разъяснений гос.органов и сложившейся судебной практики, в настоящий момент право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта находится во взаимосвязи с фактом допущенных Исполнителем нарушений условий контракта. При этом уточняется, что такие нарушения должны быть существенными.
Кроме того, если Заказчик безосновательно отказался от контракта, его могут привлечь к административной ответственности по статье 7.32 КоАП (нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта).
Штрафы в этом случае достигают 50 000 рублей для должностных лиц и 200 000 рублей для юридических лиц.
По нашему мнению, указанная позиция справедлива, ведь только в случае отказа от контракта по причине допущенных контрагентом нарушений можно говорить о равноправии сторон в отношениях, связанных с исполнением гос.контракта.
Односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика. Часть 2. Уведомление поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта
Уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является важной частью предписанной законом процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта. Соблюдение данной процедуры для заказчика также важно, как для поставщика важно четкое понимание, был он уведомлен надлежащим образом или нет, и какая дата считается датой надлежащего уведомления.
https://www.youtube.com/watch?v=-khVVgpIgLE\u0026pp=ygWEAdCg0LDRgdGC0L7RgNC20LXQvdC40LUg0LrQvtC90YLRgNCw0LrRgtCwINCyINC-0LTQvdC-0YHRgtC-0YDQvtC90L3QtdC8INC_0L7RgNGP0LTQutC1INC_0L4gNDQg0YTQtyDQv9C-INGI0LDQs9Cw0Lwg0LIgMjAyMyDQs9C-0LTRgw%3D%3D
Необходимость соблюдения заказчиком данного этапа одностороннего отказа от исполнения контракта обусловлена в том числе предусмотренной административной ответственностью за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта: для должностных лиц это 50 000,00 рублей; для юридических лиц 200 000,00 рублей (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). Кроме того, от даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта отсчитывается срок на вступление решения в силу (ч. 13 ст. 95 Закона о КС).
Поставщику нужно знать процедуру уведомление об одностороннем отказе потому что, во-первых, это дает ему однозначное понимания даты, с которой начинает течь десятидневный срок на устранение нарушений (ч. 14 ст.
95 Закона о КС), а, во-вторых, ненадлежащее уведомление об одностороннем отказе является основанием (хоть и не безусловным как показывает практика правоприменения) для отказа антимонопольным органом во включении сведений о поставщике в РНП и признании судом недействительной сделки по одностороннему отказу от исполнения контракта.
По традиции начну с того, «как это написано в законе».
Порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентируется ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. Согласно данной норме:
решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из содержания данной нормы при прямом ее толковании вытекает следующее. При одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик обязан осуществить следующие действия, направленные на уведомление Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, и в следующие сроки:
Действие | Срок |
Разместить в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта | 3 рабочих дня с момента принятия Решения |
Направить Решение Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика | 3 рабочих дня с момента принятия Решения |
Направить Решение Поставщику телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. | 3 рабочих дня с момента принятия Решения |
Только совокупное выполнение ВСЕХ этих действий считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно закону. Я понимаю мотивы законодателя: максимально формализовать данную процедуру, чтобы лишить все стороны контракта возможности злоупотрблять своими правами.
Для контрактной системы свойственен императивный метод правового регулирования (основан на предписанном обязывании и запрещении), одновременно, вопросы изменения и расторжения любого договора (в том числе и контракта) лежат в поле граждаского законодательства, которое предусматривает бОльшую свободу для сторон, а также активно оперирует понятием «злоупотребление правом». Поэтому судебная система периодически выступает в роли некоего «уравновешивателя», который призван найти баланс между императивными предписаниями закона и фактическими обстоятельствами, когда необходимо защитить и восстановить права добрсовестного участника правоотношений.
При применении данной нормы суды первоначально исходили из необходимости толковать ее прямо и без изъятий: есть 3 действия, предписанных законом, которые должны быть выполнены заказчиком, чтобы поставщик считался уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта; если хотя бы одно из них не выполнено – поставщик не считается уведомленным надлежащим образом.
Например, признавая законным решение антимонопольного органа об отказе во включении сведений о поставщике в РНП, суд поддержал позицию ФАС, указав, что для того, чтобы поставщик (исполнитель, подрядчик) считался уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, необходимо выполнение заказчиком одновременно всех вышеперечисленных действий, указанных в части 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов1; при этом отдельно отмечено, что согласно данным, размещенным на официальном сайте закупок — http://zakupki.gov.ru, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте с нарушением установленного частью 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов срока (Постановление АС Московского округа от 06.07.2017 года по делу № А40-209087/2016). Фактическое же уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта не устанавливалось вовсе.