Инструкции

Статья 172.2. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества 2023

Статья 172.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества) по состоянию на сегодняшний день.

  • УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Принят
  • Государственной Думой
  • 24 мая 1996 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 5 июня 1996 года
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • Раздел VIII. Преступления в сфере экономики
  • Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности

СТАТЬЯ 172.2 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И (ИЛИ) ИНОГО ИМУЩЕСТВА)

(введена Федеральным законом от 30.03.2016 N 78-ФЗ)

  1. 1. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, —
  2. наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работамина срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
  3. 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, сопряженное с привлечением денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в особо крупном размере, —
  4. наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Ст. 172.2 УК РФ (Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

Комментарий к статье 172.2 Уголовного кодекса РФ.

Новая, актуальная редакция ст. 172.2 УК РФ.

Вернуться назад

Противодействие нелегальной деятельности на финансовом рынке

В 2021 году Банк России выявил 2679 субъектов (компаний, проектов, индивидуальных предпринимателей и др.) с признаками нелегальной деятельности, в том числе с признаками финансовых пирамид1. Это на 73% больше, чем годом ранее.

Такая динамика объясняется несколькими факторами. Нелегальные компании все активнее используют для привлечения клиентов Интернет, социальные сети и мессенджеры.

Современные технологии позволили организаторам пирамид удешевить создание новых проектов и реанимирование старых. Банк России в ответ на эти вызовы усовершенствовал процесс мониторинга подобных проектов, что повысило эффективность их выявления.

Также сократились сроки блокировки сайтов нелегальных организаций и финансовых пирамид.

С июня 2021 года регулятор публикует сведения о выявленных компаниях с признаками нелегальной деятельности. Это позволяет оперативно предупреждать потребителей о возможных рисках, связанных с незаконными финансовыми услугами. Граждане и организации сообщают в Банк России о таких случаях, эта информация также используется при выявлении нелегальных субъектов и финансовых пирамид.

1 Деятельность по привлечению денежных средств или иного имущества, при которой выплата дохода или предоставление иной выгоды осуществляется за счет привлеченных денежных средств и или иного имущества при отсутствии инвестиционной и/или иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и/или иного имущества, ответственность за которую предусмотрена статьями 14.62 КоАП РФ, 172.2 или 159 УК РФ.

Субъекты с признаками нелегальной деятельности

2021 год 2020 год
Всего 2 679 1 549
Нелегальные кредиторы 948 821
Финансовые пирамиды 871 222
Нелегальные профессиональные участники рынка ценных бумаг 860 395
Иное 111

Субъекты с признаками финансовых пирамид

871

субъект с признаками деятельности финансовой пирамиды выявил Банк России в 2021 году. Более 80% из них действовали в Интернете.

* Физические лица, индивидуальные предприниматели, потребительские общества и тому подобное.

Субъектов с признаками деятельности финансовых пирамид Банк России в 2021 году выявил почти в четыре раза больше, чем годом ранее.

Злоумышленники вовлекали людей в свои схемы, играя на возросшем интересе граждан к финансовому рынку, — практически все они обещали потенциальным жертвам помощь в инвестировании.

При этом более 80% финансовых пирамид действовали в Интернете.

Их организаторы нередко привлекали для распространения рекламы популярных блогеров, в том числе  региональных, использовали в качестве приманки названия и бренды крупнейших российских и зарубежных фирм.

Более половины (52,8%) таких проектов привлекали средства в криптовалюте или рекламировали вложения в различные несуществующие криптовалютные активы. Зачастую мошенники, пользуясь недостаточной цифровой и финансовой грамотностью потребителей, предлагали им участие в производстве криптомонет, майнинге с помощью мобильных телефонов.

Увеличилось количество финансовых пирамид, действовавших под видом онлайн-игр.

Субъекты с признаками нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг2

860

субъектов с признаками нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг выявил Банк России в 2021 году.

Подавляющее большинство выявленных нелегальных профессиональных участников рынка ценных бумаг (812 субъектов) предлагали услуги форекс-дилеров. Практически все они действовали в Интернете.

Более чем двукратный рост числа выявленных нелегальных профучастников (по сравнению с 2020 годом) связан в том числе с популярностью темы инвестиций на рынке ценных бумаг у потребителей, чем и воспользовались мошенники.

Для привлечения клиентов многие нелегальные форекс-дилеры заявляли о наличии лицензии зарубежного регулятора. Но в большинстве случаев такие сведения не подтверждались, размещаемые на сайте компаний иностранные лицензии оказывались фиктивными.

2 Лица, в деятельности которых имеются признаки предоставления на территории Российской Федерации финансовых услуг, определенных Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», без наличия соответствующего разрешения Банка России.

Субъекты с признаками нелегального кредитора3

948

субъектов с признаками нелегальных кредиторов выявил Банк России в 2021 году, из них 355 компаний незаконно использовали в наименовании слова, указывающие на осуществление микрофинансовой деятельности.

* Субъекты, предлагающие услуги кредитования в точках продаж, в отношении которых установлен адрес и вывеска/название.

Почти треть субъектов с признаками деятельности нелегального кредитора вводила потребителей в заблуждение, прикрываясь статусом микрофинансовых институтов, — они использовали его в своем наименовании либо публиковали на сайте недействующую лицензию Банка России. Таким образом, злоумышленники пытались создать иллюзию, что деятельность этих структур контролируется и поднадзорна регулятору.

В том числе в 2021 году было выявлено 60 организаций, которые занимались нелегальным кредитованием под видом возвратного лизинга (за 2019–2020 годы — 121 организация).

3 Лица, в деятельности которых имеются признаки осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских кредитов/займов, не имеющие права на ее осуществление.

Меры в отношении выявленных Банком России нелегальных организаций и финансовых пирамид

Банк России на системной основе взаимодействует с правоохранительными и другими уполномоченными органами по противодействию нелегальным компаниям и финансовым пирамидам, а также с регистраторами доменных имен.

В 2021 году по результатам рассмотрения материалов, направленных регулятором (в том числе в предшествующие годы), были приняты следующие меры:

  • возбуждено более 130 уголовных дел (по статье 159 УК РФ4, 160 УК РФ5, 171 УК РФ6, 172.2 УК РФ7, 173.2 УК РФ8);
  • возбуждено около 490 административных дел по различным статьям КоАП РФ, в том числе по статье 14.56 КоАП РФ — незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (более 290 дел);
  • принято более 3,7 тыс. иных мер реагирования10, в том числе разделегировано или ограничен доступ более чем к 3 тыс. сайтов нелегальных участников финансового рынка и финансовых пирамид. В 2021 году был принят закон, наделяющий Банк России правом инициировать внесудебную блокировку сайтов9, распространяющих информацию о финансовых пирамидах, и сайтов нелегальных участников финансового рынка. Это повысило скорость ограничения доступа к таким интернет — ресурсам.

4 Мошенничество. 5 Присвоение или растрата. 6 Незаконное предпринимательство. 7 Организация деятельности по привлечению денежных средств и/или иного имущества. 8 Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица.

9 Федеральный закон от 01.07.2021 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

10 Разделегирование сайтов, представления об устранении нарушений закона, исковые заявления об обязанности изменить наименования, о запрете деятельности и другие.

Меры в отношении нелегальных организаций и финансовых пирамид, принятые по обращениям Банка России

В 2022 году акцент в работе Банка России по противодействию незаконным практикам на финансовом рынке будет сделан на раннем предупреждении граждан о рисках, связанных с нелегальными схемами, и на ограничении распространения нелегальной деятельности через соцсети и мессенджеры.

Читайте также:  Можно ли узнать размер и площадь земельного участка по кадастровому номеру Как это сделать 2023

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 16.02.2022

Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества (172.2 УК РФ)

Привлечение денежных средств и иного имущества является важным элементом деятельности многих организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на его значимость, данная деятельность также сопряжена с рисками и требует строгого соблюдения правил, установленных законодательством. Статья 172.

2 УК РФ определяет ответственность за нарушение правил организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества. В данной статье мы рассмотрим основные положения статьи 172.

2 УК РФ, требования к организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества, примеры успешной организации такой деятельности, риски и способы их уменьшения, а также примеры нарушений правил организации деятельности и способы их предотвращения.

Основные положения статьи 172.2 УК РФ

Статья 172.

2 УК РФ определяет привлечение денежных средств и (или) иного имущества как деятельность, связанную с привлечением денежных средств или иного имущества юридических или физических лиц на условиях возмездного обязательства или участия в распределении прибыли. Организация такой деятельности возможна только при наличии специального разрешения, выданного соответствующим органом государственной власти.

Ответственность за нарушение правил организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества предусматривает штраф, лишение свободы или иные меры, установленные законодательством. При этом, если такие действия совершены организованной группой или с использованием своего служебного положения, установленные законом наказания увеличиваются.

Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества

Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества требует строгого соблюдения правил и регуляций, установленных законодательством. При этом, существует ряд требований к организации такой деятельности.

В частности, организация должна обладать соответствующей лицензией, выданной компетентным органом государственной власти.

Кроме того, организация должна предоставлять полную и достоверную информацию о своей деятельности и условиях, на которых привлекаются денежные средства и (или) иное имущество.

Примеры успешной организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества могут включать в себя банки, инвестиционные компании, фонды, краудфандинговые платформы и другие финансовые организации.

Важным аспектом успешной организации является прозрачность и понятность условий привлечения денежных средств и (или) иного имущества для инвесторов.

Кроме того, эффективная система управления рисками и контроля качества деятельности помогает уменьшить возможные риски и повысить доверие со стороны инвесторов.

Однако, организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества также сопряжена с рисками, которые могут возникнуть как для инвесторов, так и для организаций.

Риски могут быть связаны с неэффективным управлением рисками, изменением экономической ситуации на рынке, неправильным планированием и т.д.

Для уменьшения рисков необходимо разработать и применять эффективную систему управления рисками и контроля качества деятельности.

Примеры нарушений правил организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества

Несоблюдение правил организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества может привести к серьезным последствиям для организаций и инвесторов.

Примеры нарушений правил могут включать в себя непредоставление полной и достоверной информации о своей деятельности, привлечение денежных средств без соответствующей лицензии, неправомерное использование привлеченных денежных средств и (или) иного имущества и т.д.

В прошлом были знаменитые кейсы нарушений правил организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества.

Например, один из таких кейсов — это скандал вокруг деятельности компании Enron в 2001 году. Компания была обвинена в фальсификации бухгалтерских отчетов и обмане инвесторов, что привело к ее банкротству.

В результате этого скандала были потеряны миллиарды долларов инвесторов.

Одним из способов предотвращения нарушений правил является создание эффективной системы управления рисками и контроля качества деятельности. Кроме того, организации должны строго соблюдать правила и требования, установленные законодательством, и предоставлять полную и достоверную информацию о своей деятельности и условиях, на которых привлекаются денежные средства и (или) иное имущество.

Заключение

Привлечение денежных средств и (или) иного имущества является важной деятельностью, которая может принести значительную выгоду организациям и инвесторам. Однако, эта деятельность также сопряжена с рисками и требует строгого соблюдения правил, установленных законодательством. Статья 172.

2 УК РФ определяет ответственность за нарушение правил организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества, а также требования к организации такой деятельности.

Для успешной организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества необходимо разработать и применять эффективную систему управления рисками и контроля качества деятельности.

Кроме того, организации должны строго соблюдать правила и требования, установленные законодательством, и предоставлять полную и достоверную информацию о своей деятельности и условиях, на которых привлекаются денежные средства и (или) иное имущество. Только при соблюдении всех правил и требований можно гарантировать безопасность и успех данной деятельности.

В целом, организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества имеет большое значение в современном бизнесе. Она помогает компаниям и инвесторам получать дополнительные финансовые ресурсы для реализации своих проектов.

Однако, необходимо помнить, что данная деятельность также сопряжена с рисками и требует строгого соблюдения правил и регуляций, установленных законодательством.

Все организации и инвесторы, занимающиеся данной деятельностью, должны следовать принципам честности, прозрачности и открытости, чтобы избежать негативных последствий для всех участников.

Как получить помощь юриста Статья 172.2 УК РФ

Если вы столкнулись с вопросами, связанными с нарушением правил организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества, включая статью 172.2 УК РФ, вам может потребоваться помощь юриста. Ниже приведены некоторые способы получения юридической помощи.

  • Обратитесь в юридическую фирму. Вы можете обратиться в юридическую фирму, которая специализируется на вопросах, связанных с правилами организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества. Юристы этой фирмы могут помочь вам разобраться в правовых аспектах вашего дела и предоставить консультации по дальнейшим действиям.
  • Обратитесь в юридическую консультацию. В некоторых городах существуют юридические консультации, которые предоставляют бесплатные или недорогие консультации по правовым вопросам. Вы можете обратиться в такую консультацию для получения помощи по своему делу.
  • Обратитесь в общественную приемную. В вашем регионе может существовать общественная приемная, которая предоставляет юридическую помощь и консультации по правовым вопросам. Вы можете обратиться в такую приемную для получения консультации по своему делу.

Обратитесь в правозащитную организацию. В вашем регионе может существовать правозащитная организация, которая предоставляет юридическую помощь и консультации по правовым вопросам. Вы можете обратиться в такую организацию для получения консультации по своему делу.

В любом случае, важно выбрать юриста или юридическую организацию, которые имеют опыт работы с делами, связанными с правилами организации деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества, и которые могут предоставить вам профессиональную и компетентную помощь.

Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества (172.2 УК РФ), куда обращаться: что делать помощь юриста в регионах РФ

Законность финансовых пирамид

Здравствуйте Иван.

Читайте также:  Проверки контролирующими органами самозанятого арендатора 2023

https://www.youtube.com/watch?v=iKJmn2ymgLk\u0026pp=ygWuAdCh0YLQsNGC0YzRjyAxNzIuMi4g0J7RgNCz0LDQvdC40LfQsNGG0LjRjyDQtNC10Y_RgtC10LvRjNC90L7RgdGC0Lgg0L_QviDQv9GA0LjQstC70LXRh9C10L3QuNGOINC00LXQvdC10LbQvdGL0YUg0YHRgNC10LTRgdGC0LIg0LggKNC40LvQuCkg0LjQvdC-0LPQviDQuNC80YPRidC10YHRgtCy0LAgMjAyMw%3D%3D

В отношении финансовых пирамид подпадающих под российскую юрисдикцию Уголовный кодекс РФ был дополнен статьей 172.2 «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества», согласно которой:

Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, сопряженное с привлечением денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

При этом в отношении них также осуществляется контроль со стороны главного управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке, являющегося структурным подразделением Центрального банка России.

Что касается контроля деятельности иностранных организаций, оказывающих финансовые услуги, то они неподконтрольны Центральному банку России, об этом свидетельствует также информация от официальных представителей этого ведомства:

Центробанк: Ущерб от финансовых пирамид в России сократился в 3,5 раза

27.02.2017 19:36Рубрика: Экономика

Об этом «Российской газете» рассказал начальник главного управления Банка России по противодействию недобросовестным практикам поведения на открытом рынке Валерий Лях.

Как быть в том случае, если пирамида зарегистрирована за рубежом?

Валерий Лях: Надо четко понимать, что иностранные организации, оказывающие финансовые услуги, нам неподконтрольны, и в случае каких-то проблем с ними разбираться нужно будет в иностранной юрисдикции, то есть за рубежом. Даже если у этой организации есть лицензия иностранного регулятора, это мало поможет их российским клиентам.

Они же могут уйти в Интернет?Валерий Лях: Сейчас финансовые пирамиды все больше ориентируются на молодежь и, естественно, ищут своего клиента в Интернете. Там они его найдут быстрее. И скорость принятия решения о вступлении в финансовую пирамиду в Интернете выше, оно может быть сиюминутным.

Зачастую на этом и работают организаторы финансовых пирамид.При этом сайты финансовых пирамид создаются все более и более качественно, профессионально. Это уже совсем не то, что мы видели года три назад. Они зачастую «делаются» под сайты добропорядочных организаций, финансовых и не только.

Вы имеете право их блокировать?

Валерий Лях: Мы сейчас начали заниматься этой проблемой. То есть блокировкой занимаемся, естественно, не мы. Мы обращаемся с такими предложениями в разные инстанции, в том числе в суды.

Но сейчас подошли к тому, что имеет смысл блокировать сайты финансовых пирамид до решений суда, чтобы бороться с ними на ранней стадии, предотвращать значительный ущерб.

Как будет выглядеть этот механизм?Валерий Лях: Технические вопросы мы сейчас прорабатываем, чтобы все наши действия были юридически обоснованы.

Если сайт зарегистрирован не в российских доменных зонах?

Валерий Лях: Сейчас как раз все больше таких сайтов регистрируются за рубежом, и мы работаем с проблемой трансграничных псевдофинансовых услуг. Понятно, что мы также смотрим на варианты блокировки иностранных ресурсов. Я имею в виду право на обращение, а не непосредственно блокировку.

В отношении сайтов, зарегистрированных в российском Интернете, у нас такая возможность недавно появилась, мы заключили соглашения о блокировке подозрительных сайтов с Координационным центром национального домена сети Интернет и Фондом развития Интернета (управляют доменами.рф, .ru и .su. — Прим. ред.).

И теперь мы можем сами инициировать блокировку мошеннических сайтов, в том числе финансовых пирамид.Уже есть первые примеры, когда по вашим обращениям блокировались сайты?Валерий Лях: Думаю, они появятся в самое ближайшее время. Мы начинаем разворачивать эту работу, и она для нас одна из приоритетных, потому что позволяет предотвратить финансовые преступления.

А это куда эффективнее, нежели борьба с их последствиями.

rg.ru/2017/02/27/ushcherb-ot-finansovyh-piramid-v-rossii-sokratilsia-v-35-raza.html

23 мая 2017, 19:42

Статья 172.2. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г. Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г. В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г. В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г. В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г. Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г. При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г. 6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г. В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.
Читайте также:  Возмещение морального вреда при дтп 2023

О новых правилах борьбы с финансовыми пирамидами

21.04.2017 16:37

Борьба с финансовыми пирамидами по новым правилам(практика применения статьи 172.2 «Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) имущества»)

К нам в компанию, часто поступают вопросы от КПК, МФО и ломбардов о применении новой статьи 172.2 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за создание «финансовых пирамид».

Многих интересует наличие судебных прецедентов, а также вопрос о том подлежат ли уголовной ответственности учредители организации за создание финансовой пирамиды.

Ранее мы подробно описывали в виде схем способы привлечения денежных средств через МФО, Вы можете ознакомиться с нашей статьей на эту тему.

На первый вопрос на протяжении длительного времени мы всегда отвечали отрицательно, но недавно нам удалось найти первую судебную практику по этому вопросу.

Напомним, что 10 апреля 2016 года вступил в законную силу Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», на основании которого Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) был дополнен статьей 172.

2 УК РФ, предусматривающей уголовное наказание за организацию деятельности по привлечению денежных средств и (или) имущества, она же «финансовая пирамида».

Нужно отметить, что ранее содеянное преступление квалифицировали как «Мошенничество» и лиц, организовавших этот нелегальный бизнес  привлекали к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ.

В силу того, что срок действия рассматриваемой статьи составляет чуть более одного года судебная практика по данной статье сложиться не успела, единственным судебным прецедентом, которым мы располагаем, является приговор Советского районного суда г. Самары по делу №1-202/2016 от 30.09.2016г. Из текста судебного приговора следует, что правоохранительные органы выявили «финансовую пирамиду» по следующим признакам:

  • наличие рекламы, которая обещает выплату процентов с уровнем дохода заведомо выше среднего по рынку заимствований;
  • гарантия отсутствия риска при относительно высокой доходности;
  • отсутствие какой либо конкретной информации о компании (ОГРН, ИНН);
  • небольшой вклад для принятия участия;
  • гарантия возврата денежных средств, то есть быстрого обогащения, за счет вложенных средств.

В тексте судебного приговора подробно описана «схема» противоправных действий, которая была создана для извлечения прибыли путем введения клиентов в заблуждение, так, руководитель Общества с ограниченной ответственностью «Кредитно-потребительская компания Центр Сбережений» (ООО «КПК «Центр Сбережений») принимал от граждан денежные средства, которые принимались по приходно-кассовым ордерам. Принятые денежные средства от вкладчиков не проходили через контрольно-кассовую технику и не вносились на расчетный счет организации. Таким образом, руководитель умышленно  скрывал свои доходы от налоговых и других государственных органов. Соответственно, по отчетам денежные средства организации нигде не усматривались и ни во что не инвестировались (вклад в бизнес, уплата налогов, заработная плата сотрудникам). В начале организация выплачивала своим вкладчикам проценты за счет новых привлеченных клиентов, создавая видимость добросовестной работы  компании и денежных продвижений, уверяя своих клиентов в стабильности и надежности компании, а позже выплата процентов прекратилась за «отсутствием» денежных средств в организации, однако по факту  руководитель распоряжался полученными денежными средствами по своему усмотрению, таким образом, извлекая прибыль в особо крупном размере.

Советский районный суд г. Самары признал директора ООО «КПК Центр Сбережений» виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьей 172.2 УК РФ и назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы, а также удовлетворил иски потерпевших м взыскал с директора ООО «КПК Центр Сбережений» в их пользу материальный ущерб.

Дополнительного внимания заслуживает наименование организации, которое выбрал виновный «Кредитно-потребительская компания», короткое наименование «КПК».

Представляется, что выбор наименования не был случайным, так как аббревиатура КПК по общему правилу расшифровывается, как кредитный потребительский кооператив, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 18.07.2009 г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации».

В отличие от обществ с ограниченной ответственностью кооперативы поднадзорны Банку России и имеют право привлекать денежные средства от граждан. Таким образом, использование приставки КПК в названии организации вводило в заблуждение граждан обратившихся в данную компанию. 

Кто подлежит ответственности за создание «финансовых пирамид»?

Основным субъектом, который подлежит привлечению за совершение  преступления предусмотренного статьей 172.2 УК РФ является руководитель (директор) организации.

Учредители (участники) организации привлекаются к уголовной ответственности лишь в том случае, если в рамках уголовного разбирательства будет установлена их вина и причастность к совершенному преступлению.

Так, например учредитель компании может быть привлечен к уголовной ответственности  как организатор, соисполнитель, соучастник, подстрекатель. Если в ходе выяснения обстоятельств совершения преступления по статье 172.

2 УК РФ выяснится, что участники ООО совершали противоправные действия вместе с руководителем (совершение преступления по сговору), то уголовной ответственности будут подлежать все учредители (участники) общества.

Максимальное наказание за организацию деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества предусмотренное статьей 172.2 УК РФ выражается в штрафе размером до 1 500 000 руб., принудительных работах сроком до 5ти лет, лишением свободы сроком до шести лет с ограничением свободы или без такового.

Федеральным законом №54 от 09.03.2016г. в Кодекс об административных правонарушениях РФ также было внесено новшество в виде дополнительной статьи 14.

62 КоАП РФ (далее – КоАП РФ), которое предусматривает административное наказание в виде крупных штрафов для физических лиц – до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – до 1 млн. рублей, для должностных лиц до 100 тыс.

рублей за организацию, либо деятельность  по привлечению денежных средств и (или) иного имущества, но лишь в том случае, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В отличие от УК РФ в КоАП РФ есть четкое определение понятия должностных лиц, которое указывает как на руководителя организации, так и на учредителей (участников) юридического лица. Так, согласно примечанию к статье 2.

4 КоАП должностными лицами признаются привлекаются «физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц».

При этом, субъектами административных правонарушений они стали не так давно, а именно с 31 марта 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.03.2015 №67-ФЗ. 

Если у Вас возникнли дополнительные вопросы Вы можете обратится за консультацией к нашим специалистам по телефону 8(843)209-05-31 8(843)265-52-32 или на электронную почту [email protected]

Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: [email protected]