Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации 2023
Запреты на беспилотники в целях безопасности регионы стали вводить еще в 2022 году. РБК разбирался, где действуют ограничения и что грозит их нарушителям
Максим Блинов / РИА Новости
Какие регионы ввели прямые запреты на использование беспилотников
К началу июля запрет на использование беспилотников ввели 60 регионов.
Большая часть регионов ввела ограничения после конца октября 2022 года постановлениями губернаторов, которые прямо ссылаются на указ президента от 19 октября № 757.
Он был посвящен мерам, связанным с другим указом, который устанавливал для регионов четыре уровня реагирования — от максимального, военного положения (для новых регионов: ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей), до уровня базовой готовности.
При этом запреты на беспилотники ввели регионы из разных категорий, в том числе из списка субъектов с базовым уровнем готовности — среди них, например, Мордовия и Приморский край.
В Пермском крае запрет установлен решением оперативного штаба по обеспечению базовой готовности, аналогично — в Челябинской области. В Орловской области решение оперштаба подразумевает полеты только при наличии специального разрешения областной администрации, сообщали местные СМИ.
- В Свердловской области в конце января решили внедрить защиту от дронов (технические средства для их обнаружения) на предприятиях атомной промышленности, а в мае уже запретили запускать беспилотники в регионе.
- В Ульяновской области указ губернатора устанавливает, что использовать беспилотники можно только по согласованию с оперативным штабом региона.
- В Коми решили ввести запрет на использование беспилотников в границах зон 28 промышленных объектов, принадлежащих АО «Интер РАО — Электрогенерация», АО «Транснефть-Север» и ООО «Газпром трансгаз Ухта».
В ДНР запрет на использование беспилотников ввели еще в августе 2022 года — до подписания договора о включении республики в состав России. В постановлении госкомитета обороны делалось исключение для дронов органов власти и силовых структур, а также для представителей СМИ. Также в августе запрет ввели в Крыму, тоже с оговоркой для органов власти.
Какие еще решения ограничивают использование беспилотников
Также в ряде регионов установлен временный режим ограничения на использование воздушного пространства.
В главном центре ЕС ОрВД (Единая система организации воздушного движения) на запрос РБК ответили, что центр установил временный режим в границах, обусловленных координатами, указанными в представлении Минобороны, и ограничил использование воздушного пространства полностью или частично в воздушном пространстве Московского, Ростовского и Симферопольского региональных центров ЕС ОрВД, над следующими регионами:
- Смоленская область;
- Брянская область;
- Калужская область;
- Орловская область;
- Тульская область;
- Липецкая область;
- Курская область;
- Белгородская область;
- Тамбовская область;
- Воронежская область;
- Волгоградская область;
- Ростовская область;
- Астраханская область;
- Ставропольский край;
- Краснодарский край;
- Республика Адыгея;
- Республика Калмыкия;
- Республика Крым;
- а также над новыми субъектами — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями.
В нескольких перечисленных в ответе ЕС ОрВД регионах действует желтый уровень террористической опасности, который предполагает повышенные меры контроля.
Что такое желтый уровень террористической опасности и где он действует
В граничащих с Украиной Белгородской, Брянской, Курской областях, в двух районах Воронежской области, на севере Крыма и на территории нескольких районов Краснодарского края с 11 апреля 2022 года был введен желтый уровень террористической опасности.
В конце апреля власти Краснодарского края отменили режим, аналогичное решение через месяц приняли в Воронежской области, в мае власти Крыма исключили из своего списка Ленинский район, а в августе — Керчь. 8 октября, после теракта на Крымском мосту, в Ленинском районе и Керчи снова ввели желтый уровень опасности.
В тот же день режим объявили в Темрюкском районе Краснодарского края.
Особый режим предполагает усиленную работу всех правоохранительных органов, а жителям регионов рекомендуют избегать массового скопления, всегда брать с собой удостоверение личности и быть бдительными.
Всего уровней террористической опасности три: синий (повышенный), желтый (высокий) и красный (критический). Желтый вводится, если есть подтвержденная информация о реальной возможности совершения теракта, следует из классификации Национального антитеррористического комитета.
В Белгородской области в связи с уровнем опасности губернатор Вячеслав Гладков среди рекомендаций населению упоминал о необходимости обращаться в органы, если услышали звук беспилотника.
В Брянской области в сообщении о желтом уровне опасности упоминался запрет на полеты «всех воздушных судов, в том числе квадрокоптеров».
В правительстве Брянской области в ответе на запрос РБК в феврале 2023 года отмечали, что запрет не распространяется на воздушные суда госавиации, а контроль за соблюдением правил осуществляют органы транспортной прокуратуры во взаимодействии с правоохранительными органами «через имеющиеся технические и оперативные возможности». 30 марта 2023 года появился указ губернатора о запрете использования беспилотников на территории региона.
В Курской области, где также установлен желтый уровень, «усиленные меры по защите и охране территории предполагают ограничение использования БПЛА в бытовых целях для обеспечения безопасности населения», отвечали РБК в пресс-службе правительства региона.
В июле 2022 года губернатор Роман Старовойт рекомендовал жителям области не запускать беспилотники. Он добавил, что все подобные устройства принудительно сажают и проверяют, при этом часть из них приходит в негодность.
В мае 2023 года губернатор сообщил, что оперштаб принял решение запретить использование беспилотников «из-за непрекращающихся провокаций с сопредельной территории».
В департаменте общественной безопасности Севастополя на запрос РБК ответили, что «в связи с проведением специальной военной операции по представлению Министерства обороны Российской Федерации установлен временный режим запрета использования воздушного пространства в Республике Крым, городе Севастополе и части акватории Черного моря».
В пресс-службе губернатора Кубани напомнили об ответственности за использование беспилотников: «Антитеррористическая комиссия Краснодарского края предупреждает, что при несанкционированных запусках беспилотных летательных аппаратов жителей и юридических лиц привлекут к установленной законом административной и иной ответственности, беспилотники будут принудительно приземлять».
Каких беспилотников касается запрет
Как правило, в региональных постановлениях отмечено, что запрет не распространяется на беспилотники, используемые органами власти и подведомственными организациями, органами местного самоуправления или по договору с ними.
«Принятые органами местной власти указы приостанавливают предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на использование воздушного пространства населенного пункта всем беспилотным воздушным судам независимо от максимальной взлетной массы», — поясняет эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании «Флай Дрон» Никита Данилов.
В ответе главного центра ЕС ОрВД также указывалось, что в ограничениях использования воздушного пространства речь идет в том числе о запуске «любых видов БВС» (беспилотных воздушных судов. — РБК). Такая деятельность в границах временного режима возможна только при наличии спецразрешения Национального центра управления обороной, подчеркнули в ЕС ОрВД.
Что грозит за нарушение запрета на использование беспилотников
Административные санкции за нарушение использования воздушного пространства описаны в ст. 11.4 КоАП (с оговоркой — если действие не содержит уголовно наказуемого деяния):
- штраф за нарушение пользователем федеральных правил использования воздушного пространства предусмотрен для граждан в размере 20–50 тыс. руб., для должностных лиц — 100–150 тыс. руб., для юрлиц — 250–300 тыс. руб. (либо им могут назначить приостановку деятельности на срок до трех месяцев).
- штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление подобной деятельности, предусмотрены для граждан в размере 30–50 тыс. руб., для должностных лиц — 50–100 тыс. руб., для юрлиц — 300–500 тыс. руб. (либо приостановка деятельности на срок до трех месяцев).
Правила использования воздушного пространства были закреплены постановлением правительства в 2010 году и предусматривают разрешительный и уведомительный порядок использования неба для разных классов зон.
В правительстве Брянской области, к примеру, на запрос РБК отметили, что за период с 24 февраля 2022 года по 15 февраля 2023 года было выявлено пять случаев нарушения, по всем из них были назначены штрафы.
Уголовная ответственность за использование воздушного пространства без разрешения (когда такое разрешение требуется по закону), описана в ст. 271.1 УК РФ. Если такие действия повлекли по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрен тюремный срок до пяти лет, если повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц — срок до семи лет.
В главном центре ЕС ОрВД также отметили, что есть риски применения военными спецсредств к выявленным объектам нарушения режима ограничений, с учетом «особенностей причин установления временного режима».
Ответственность при использовании воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами
29.03.2023
В соответствие с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ беспилотное воздушное судно – воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
Самовольное использование лицом воздушного пространства является нарушением действующего законодательства, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях1 это глава 11 «Административные нарушения на транспорте». В частности, ее статьи 11.4 «Нарушение правил использования воздушного пространства» и 11.5 «Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов».
Частью 2 статьи 11.
4 КоАП за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на юридических лиц — от трехсот до пятисот тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Части 1 и 2 статьи 11.5 КоАП определяют наказание за причинение по неосторожности легкого и среднего вреда здоровью из-за нарушения допуска к полетам или правил подготовки и выполнения полетов.
Для граждан предусмотрено наказание в виде штрафа от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей ши лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев при причинении легкого вреда здоровью и от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей ши лишение права управления воздушным судном на срок до одного года при причинении среднего вреда здоровью.
Часть 5 статьи 11.5 полет на не поставленном на учет БВС наказывается штрафом от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей ши лишением права управления воздушным судном на срок до одного года.
В Уголовном кодексе Российской Федерации – это статья 271.1 «Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
В соответствии со статьей 271.
1 УК использование воздушного пространства Российской федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью ши смерть человека наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности ши заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Тоже деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух ши более лиц наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности ши заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Старший инспектор оперативного направления ОМВД России
по Усть-Катавскому городскому округу Е.В. Василькина
Фото из открытых источников
Ответственность владельцев беспилотных летательных аппаратов
Возлагая на владельцев беспилотных воздушных судов обязанность осуществить их регистрацию, законодатель устанавливает запрет на использование незарегистрированных беспилотных летательных аппаратов, подлежащих государственному учету. Указанный запрет подкреплен ответственностью, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление воздушным судном, не поставленным на государственный учет, является административным правонарушением, ответственность за совершение которого установлена ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере от двух до двух тысяч пятисот рублей.
Кроме того, нарушение пользователями воздушного пространства и лицами, не наделенными в установленном порядке правом на его использование, федеральных правил использования воздушного пространства, при условии, что такое нарушение не образует состав преступления, влечет ответственность по ч. 1 и 2 ст. 11.4 КоАП РФ, в виде штрафа на граждан в размере до пятидесяти тысяч рублей, на должностных лиц — до ста тысяч рублей, на юридических лиц — до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Например, Вологодский транспортный прокурор в отношении жителя Вологды возбудил дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства) и ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ (управление воздушным судном, не поставленным на государственный учет).
Установлено, что для любительской фото- и видеосъемки житель Вологды без получения разрешения Администрации города Вологды и уведомления органов аэронавигации произвел запуск квадрокоптера рядом с территорией музейного комплекса. Выяснилось, что и на учете в федеральном агентстве воздушного транспорта беспилотник не состоит. Потеряв управление, квадрокоптер упал на крышу Софийского собора.
По результатам рассмотрения возбужденных дел виновный привлечен к административной ответственности в виде штрафов в общей сумме 22 тысячи рублей.
В том случае, если использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, ответственность наступает в соответствии с частью 1 статьи 271.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Если последствием такого преступления явилась смерть двух и более лиц, наказание установлено ч. 2 ст. 271.1 УК РФ в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Нарушение правил использования воздушного пространства
Александр Чучаев, профессор МГЮА им. О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=vlJYTX_743o\u0026pp=ygWpAdCh0YLQsNGC0YzRjyAyNzEuMS4g0J3QsNGA0YPRiNC10L3QuNC1INC_0YDQsNCy0LjQuyDQuNGB0L_QvtC70YzQt9C-0LLQsNC90LjRjyDQstC-0LfQtNGD0YjQvdC-0LPQviDQv9GA0L7RgdGC0YDQsNC90YHRgtCy0LAg0KDQvtGB0YHQuNC50YHQutC-0Lkg0KTQtdC00LXRgNCw0YbQuNC4IDIwMjM%3D
Статьей 271.1 УК РФ, которой Кодекс дополнен Федеральным законом от 7 ноября 2011 г.
N 304-ФЗ, предусмотрена уголовная ответственность за «использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека».
Таким образом, под уголовно-правовую охрану поставлен порядок использования воздушного пространства России, под которым понимается пространство над территорией РФ, в том числе над внутренними водами и территориальным морем. В отношении воздушного пространства Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом (ст. 1 Воздушного кодекса РФ).
Преступление выражается в незаконном использовании воздушного пространства России. «Использование» означает деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и др.
), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений; деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость; проведение взрывных работ и т.д.
), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Следует иметь в виду, что в районах, находящихся за пределами территории РФ, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществление деятельности в области авиации возложены на Россию, производится в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944).
Порядок выдачи разрешений закреплен в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 743).
Вид разрешения зависит от структуры воздушного пространства. Выделяются:
а) класс «A» — разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все они осуществляются при наличии соответствующего разрешения.
Исключение из этого правила составляют следующие случаи: отражение воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации; предотвращение и пресечение нарушений Государственной границы РФ, защита и охрана экономических и иных законных интересов России в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; пресечение и раскрытие преступлений; оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; поиск и спасение пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиск и эвакуация с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов; предотвращение и пресечение нарушений порядка использования воздушного пространства;
б) класс «C» — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и по правилам визуальных полетов. В этом случае также требуется разрешение на использование воздушного пространства, при этом возможны те же исключения из правил, которые предусмотрены применительно к воздушному пространству класса «A»;
в) класс «G» — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и по правилам визуальных полетов, однако разрешения на использование воздушного пространства данного класса не требуется.
Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации предусмотрены разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства.
В первом случае пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) при наличии разрешения на использование воздушного пространства, выданного главным, зональным или районным центром Единой системы организации воздушного движения РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=vlJYTX_743o\u0026pp=YAHIAQE%3D
Разрешение на использование воздушного пространства РФ при выполнении международного полета выдается на основании представленного плана полета и одного из документов, указанных в ст.
120 Федеральных правил (например, международного договора РФ; разрешения, выдаваемого Правительством РФ, на выполнение международных полетов воздушных судов иностранных государств, с которыми Российская Федерация не имеет дипломатических отношений, а также на выполнение международных полетов экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации, и др.).
Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения. Этот порядок устанавливается в отношении использования воздушного пространства класса «G», т.е.
верхнем и нижнем воздушном пространстве, где не предоставляется диспетчерское обслуживание или не осуществляется управление полетами воздушных судов.
Пользователи, производящие полеты в воздушном пространстве указанного класса, уведомляют соответствующие органы обеспечения воздушного движения (управления полетами) в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.
По смыслу ст. 271.1 УК РФ нарушение уведомительного порядка использования воздушного пространства РФ не образует состава рассматриваемого преступления. Ответственность за столкновения с воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, с препятствиями при выполнении полетов несет командир воздушного судна по другим статьям УК РФ в зависимости от наступивших последствий.
Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека или его смерти. Указанные последствия должны находиться в прямой причинной зависимости с допущенным нарушением правил использования воздушного пространства.
При отсутствии указанных последствий нарушение использования воздушного пространства образует административно-правовой деликт (ст. 11.4 КоАП РФ).
Субъективная сторона нарушения правил использования воздушного пространства характеризуется виной в форме неосторожности, об этом прямо сказано в ст. 271.1 УК РФ.
Ответственность по указанной статье несет пользователь воздушного пространства, под которым понимается лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации).
Причинение смерти двум и более лицам в результате нарушения правил использования воздушного пространства охватывается ч. 2 ст. 271.1 УК РФ.
Нарушение Правил использования воздушного пространства необходимо отличать от ряда сходных деяний и в первую очередь от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 271 УК РФ.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 304-ФЗ сделана формальная оговорка, добавленная в ст.
263 УК РФ, согласно которой ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена несет лицо, обязанное соблюдать эти правила, за исключением случаев, предусмотренных ст. 271.1 УК РФ.
Однако, основываясь на этом, вряд ли можно разграничить данные преступления. Скорее указанная оговорка лишь свидетельствует о том, что исключается идеальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 263 и 271.1 УК РФ; для отграничения необходимо указать различия, относящиеся к их сущности.
В первую очередь данные преступления отличаются по объекту. В отличие от нарушения правил использования воздушного пространства преступление, предусмотренное ст. 263 УК РФ, причиняет урон безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта.
Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.
https://www.youtube.com/watch?v=SncAiLHAvjQ\u0026list=PLoOUI8Ot3eDfYIZHAOFGO3qHSpkafSW2P
Кроме того, это преступление характеризуется нарушением правил безопасности движения и эксплуатации, а не правил использования воздушного пространства. Эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу авиации.
Все ведомственные акты можно разделить на четыре группы: 1) регулирующие безопасность движения; 2) регулирующие безопасность эксплуатации; 3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации; 4) регламентирующие допуск лиц к работе.
Надо иметь в виду, что к нормативным актам, нарушение которых образует состав преступления, предусмотренного ст.
263 УК РФ, относятся не только нормы, которые прямо именуются правилами (инструкциями) безопасности движения и эксплуатации транспорта. Наименование нормативного акта — это лишь формальный признак.
Для выяснения, устанавливает ли норма правило безопасности движения или эксплуатации транспорта, надо исходить из ее содержания.
Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта в ведомственных нормативных актах сформулированы по-разному. Одни представляют собой категорические предписания, другие — категорические запреты.
В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются рекомендации.
Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле, поэтому невыполнение этих рекомендаций не образует состава данного преступления.
Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий характер, другие — более конкретный. Суд должен сослаться в приговоре на те и другие правила. При этом по каждому делу должно быть точно установлено: а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение; б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.
Под нарушением правила, о котором говорится в ст. 263 УК РФ, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации авиации, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.
Указанные в законе нарушения могут выражаться как в форме действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия. Эта обязанность установлена ведомственными нормативными актами.
Наряду с нарушением правил безопасности движения в ст. 263 УК РФ говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает нарушение как правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование воздушного транспорта.
Помимо объективной стороны сравниваемые преступления отличаются и по субъекту преступления. В обоих случаях ответственности подлежит специальный субъект, однако их характеристика и круг лиц различны.
Как уже указывалось, субъектом преступления по ст. 271.1 УК РФ является пользователь воздушного пространства, тогда как по ст.
263 УК РФ — лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта.
Таким образом, в последнем случае речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана: а) с организацией безопасности функционирования транспорта; б) с его движением или эксплуатацией. Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта.
Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том случае, если оно: 1) совершено лицом, зачисленным на работу в систему воздушного транспорта; 2) совершено во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности.
Нарушение Правил использования воздушного пространства необходимо отличать от нарушения правил международных полетов, ответственность за которое предусмотрена ст. 271 УК РФ.
Во-первых, у них различные объекты преступления. При нарушении правил международных полетов терпит урон урегулированный нормами права режим воздушного пространства России, неприкосновенность Государственной границы РФ.
Во-вторых, иным является содержание объективной стороны. В преступлении, предусмотренном ст. 271 УК РФ, она характеризуется несоблюдением указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов.
Согласно Воздушному кодексу РФ, международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с ее законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами.
Гражданские воздушные суда России осуществляют международные полеты по разрешениям, выдаваемым в установленном порядке.
Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве России допускаются на основании и в соответствии с условиями международных договоров, специальных разрешений на совершение разовых полетов.
До начала выполнения такого полета эксплуатант должен сообщить специально уполномоченному органу в области гражданской авиации опознавательные знаки иностранного воздушного судна.
Международные полеты подразделяются на: а) регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию; б) специальные; в) чартерные (заказные); г) эпизодические (разовые).
В соответствии с принципом государственного суверенитета над воздушным пространством каждое государство вправе самостоятельно устанавливать правила полетов любых воздушных судов, находящихся в пределах его территории. Это общепринятая норма, подтвержденная международными соглашениями и закрепленная законами многих стран.
В то же время развитие гражданской авиации и увеличение интенсивности полетов привели к необходимости разработки и внедрения в практику единообразных норм, касающихся международных полетов.
Такие правила были разработаны Организацией международной гражданской авиации (ИКАО) и представлены в виде международных стандартов (приложение 2 к Чикагской конвенции 1944 г.).
Россия обязана применять на своей территории приемлемые и соответствующие ее интересам международные стандарты.
Следует иметь в виду, что закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК РФ, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила.
- В-третьих, указанное преступление в отличие от нарушений правил использования воздушного пространства, имеет формальный состав и считается оконченным с момента нарушения правил международных полетов.
- В-четвертых, его субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
- В-пятых, субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.
Норму о преступлении, предусмотренном ст. 271.1 УК РФ, законодатель расположил в гл. 27 УК РФ, видимо, признав, что деяние также относится к числу так называемых транспортных. Однако это решение является ошибочным.
Как явствует из характера затрагиваемых преступлением общественных отношений, сущности нарушаемых правил, деяние следует признать посягательством на порядок управления, а не на безопасность движения или эксплуатации транспорта.
Место нормы в системе Особенной части УК РФ — вопрос не только и не столько законодательной техники, сколько сущностный, имеющий значение по крайней мере для двух моментов: во-первых, определения правовой природы преступления; во-вторых, его соотношения с другими преступлениями.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части установления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства от 07 ноября 2011
ПринятГосударственной Думой18 октября 2011 годаОдобренСоветом Федерации26 октября 2011 года
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2954; 1998, N 26, ст.3012; 2003, N 50, ст.4848; 2009, N 7, ст.788; N 52, ст.6453; 2010, N 31, ст.4164; 2011, N 11, ст.1495) следующие изменения:
- 1) абзац первый части первой статьи 263 после слов «эти правила,» дополнить словами «за исключением случаев, предусмотренных статьей 271_1 настоящего Кодекса,»;
- 2) главу 27 дополнить статьей 271_1 следующего содержания:
- 1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —
- наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
- 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.».
Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2002, N 22, ст.2027; N 30, ст.3020, 3029; N 44, ст.4298; 2003, N 27, ст.2700, 2706; N 50, ст.4847; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 1, ст.13; N 23, ст.2200; 2006, N 28, ст.2975, 2976; N 31, ст.3452; 2007, N 1, ст.
46; N 24, ст.2830, 2833; N 49, ст.6033; N 50, ст.6248; 2009, N 1, ст.29; N 11, ст.1267; N 44, ст.5170; N 52, ст.6422; 2010, N 1, ст.4; N 15, ст.1756; N 19, ст.2284; N 21, ст.2525; N 27, ст.3431; N 30, ст.3986; N 31, ст.4164, 4193; N 49, ст.6412; 2011, N 1, ст.16, 45; N 15, ст.2039; N 23, ст.3259; N 30, ст.
4598, 4605) следующие изменения:
1) пункт 1 части третьей статьи 31 после слов «269 частью третьей,» дополнить словами «271_1 частью второй,»;
2) подпункт «а» пункта 1 части второй статьи 151 после цифр «271,» дополнить цифрами «271_1,».
Внести в статью 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; 2007, N 26, ст.3089; 2009, N 52, ст.6412) следующие изменения:
- 1) в абзаце первом части 1 слово «пространства -» заменить словами «пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -«;
- 2) в абзаце первом части 2 слово «пространства, -» заменить словами «пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -«.
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
- ПрезидентРоссийской ФедерацииД.Медведев
- Москва, Кремль7 ноября 2011 года
- N 304-ФЗ
- Электронный текст документаподготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:Собрание законодательства Российской Федерации,
N 45, 07.11.2011, ст.6334