Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля 2023
За убийство в уголовном законодательстве всех стран предусмотрено весьма суровое наказание — за решеткой можно провести как десять лет, так и всю жизнь, а то и вовсе — закончить ее на электрическом стуле.
Но о какой бы стране речь ни шла, особняком стоит целостность и сохранность слуг народа — то есть деятелей государства и его главы.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-64-11 Москва
Скрыть содержание
Еще в XVI веке была предусмотрена смертная казнь за покушение на царя, либо приближенных к нему чинов.
Понятие
Общественный деятель — лицо, принимающее активное участие в работе различных объединений. Какую должность это лицо там занимает, значения не имеет.
- К общественным деятелям относятся: руководители профсоюзов, ответственные представители науки, культуры, массовых движений, политических партий.
- Государственным деятелем называют человека, занимающего ответственную должность в органах власти.
- Это, к примеру: министры и ответственные работники министерств, губернаторы, работники администрации Президента РФ, депутаты.
Преступление в виде посягательства на жизнь чиновника или общественного деятеля описана в ст. 277 УК РФ.
Деяние это напрямую связано с активной профессиональной деятельностью «слуг народа».
Совершая попытку убить члена общественного объединения или чиновника, злоумышленник преследует цель:
- пресечь эту их активную деятельность;
- отомстить за нее или наступившие в результате нее последствия.
Уголовно-правовая характеристика
Состав преступления
- Объектом в данном случае является жизнь человека и политическая система Российской Федерации (конкретно принцип многопартийности, политического и идеологического многообразия).
- Субъектом считается человек, достигший шестнадцати лет — гражданин РФ, иностранец или же лицо без гражданства.
- Если покушается несовершеннолетний, он, как предписывает статья 20 УК, несет ответственность как за убийство (ст. 105 УК) или за покушение на убийство (статьи 30 и 105)
- .
Объективная сторона в данном случае есть сами действия, путем совершения которых преступник пытался убить. Причем неважно, удалось злоумышленнику исполнить задуманное или нет.
Допустим, детонатор бомбы не сработал или же стрелявший «промазал», квалификация все равно будет та же.
Субъективную сторону составляет умысел в действиях злоумышленника. Он осознает, что может серьезно навредить тому, на кого покушается ( и это не частное лицо, а представитель властей или общественник) или даже убить его и желает это сделать.
Последствиями для данного деяния являются наступившая смерть, также ущерб здоровью той или иной степени тяжести.
Они учитываются не при квалификации деяния, а при оценке его опасности и при вынесении меры наказания.
Квалифицирующие признаки
Чтобы преступление квалифицировалось именно по статье 277 УК РФ, важно чтобы потерпевший активно проявил себя на государственной службе или в общественной деятельности .
То есть, был не простым клерком, а стоял «у руля» власти ( например, это министры, их заместители, депутаты любого уровня) и прекращение его деятельности означает изменение в той или иной мере самой системы, политической обстановки в стране.
Может быть, эти изменения или реформы уже наступили и гибель будет означать месть за них. Или же этот человек был главой политической партии, а его убийство освободит дорогу сопернику в дележе сфер влияния или опять же будет актом мести.
- Отдельно стоят дипломаты, представители международной организации, находящиеся под международной защитой или же «слуги народа» другой страны (список таких определен Конвенцией ООН в 1973 году).
- Покушение на них будет квалифицироваться по-иному, в частности , как преступление против мира.
- Если же лицо, на которое было совершено покушение — простой госслужащий, мелкий клерк, не занимает видных и активных постов, то его жизнь и здоровье «оценивает» уже другая статья Уголовного кодекса — 105 («Умышленное убийство).
- Или же — статьи 295 и 317, если речь идет о служителе Фемиды, следователе или работнике правоохранительных органов.
Какое наказание и ответственность предусмотрено?
За попытку убийства «слуги народа», неважно, удалось это или нет, грозит лишение свободы- от 12 до 20 лет . Либо — пожизненный срок или смертная казнь.
Даже в очевидном случае, когда потерпевший — именно «неугодный» государственник, не всегда квалифицируют деяние именно статьей 277. Значение имеет, как уже говорилось, субъект.
Так например, пятнадцатилетний Ильющенков, возомнивший себя народным мстителем, попытался застрелить из охотничьего ружья депутата Государственной Думы Федерального собрания. Депутата удалось спасти.
Суд квалифицировал преступление не по 277 статье УК, где убийца может быть, что называется, от шестнадцати и старше, а «всего лишь», по статье 105 (ч. 2, пункт «б»).
- Здесь многое зависит от общественной опасности и масштабов совершенного деяния.
- Даже активное сотрудничество со следствием не всегда поможет.
- Так , арестованного в 2010 году террориста Али Тазиева, которому вменили, среди прочего в том числе и покушение на жизнь государственного деятеля, осудили по верхней границе статьи 277 — пожизненное заключение.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-64-11 Москва
Адвокат по ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля)
Опытные адвокаты по статье 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) в Москве предоставят Вам защиту при возбуждении и расследовании уголовного дела.
С практической точки зрения уголовные дела рассматриваемой статьи очень редки. Имеется ввиду уголовные производства, где есть обвиняемый. Чаще всего возбуждаются дела, когда обвиняемый не известен – то есть по факту.
Основная масса таких преступлений совершаются людьми тщательно подготовившимися, поскольку возникают не по внезапно возникшему умыслу. А возникают из чувства мести за ту или иную государственную/общественную деятельность.
Поэтому план совершения скрупулёзно прорабатывается.
Но тем не менее, каков бы не был тщательно проработанный план – правоохранительным органам удаётся зацепиться за человека, который совершил преступление в рамках ст. 277 УК РФ, либо принимал участие в его совершении. Однако не всегда человек на которого падает подозрение, виновен в его совершении.
В любом случае при необходимости квалифицированную помощь Вам окажут адвокаты по статье 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) в Москве.
Наши опытные специалисты, обладая широким спектром юридических познаний, окажут наилучшую защиту как на стадии предварительного следствия, так и на судебной стадии рассмотрения.
Некоторые особенности ст. 277 УК РФ…
Фактически, преступление совершённое по ст. 277 УК РФ является аналогией ст. 105 УК РФ. Отличие по большому счёту состоит только в потерпевшем. При этом не обязательно должно быть причинение смерти государственному или общественному деятелю. Покушение на жизнь такого деятеля, также подпадает под квалификацию рассматриваемого преступления.
Преступление совершается только с прямым умыслом, а лицо, которое может быть привлечено к уголовной ответственности – должно достигать 16-тилетнего возраста.
Целью совершения преступления служит прекращение деятельности государственного/общественного деятеля. Санкция преступления за совершение преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ составляет от 12 до пожизненного лишения свободы. Поэтому, при возникновении юридической помощи Вам необходим грамотный адвокат по ст.
277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля). Поскольку уголовные дела указанной категории производств обычно имеют широкий резонанс, необходимо понимать, что будут они расследоваться довольно долго. Соответственно, мерой пресечения будет только заключение под стражу (арест).
Которая в ходе расследования будет только продлеваться.
Как правило, при продлении срока заключения под стражу не приходится надеяться хотя бы на домашний арест. Однако есть такой нюанс. А именно: когда у предварительного следствия нет доказательств (или их недостаточно), что именно этот человек совершил преступление – правоохранители начинают постепенно «выводить его из дела». Технически это выглядит следующим образом.
При последующем продлении срока заключения под стражу, следователи и прокурор просят назначить – домашний арест. Далее и вовсе могут отпустить человека под подписку о невыезде. А после приостановить дело, либо прекратить его вовсе. Основания при этом будут формальными.
Однако без участия опытных специалистов добиться этого будет очень сложно. Наши адвокаты по статье 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) в Москве, имеют колоссальный опыт и знают все тонкости при осуществлении защиты.
Поэтому рекомендую – при задержании Вашего родственника, друга или знакомого, не тянуть со временем и сразу же обратиться к адвокатам. Поскольку оттягивание времени обращения может негативно отразится на дальнейшей судьбе подзащитного.
При задержании подзащитный может наговорить «много лишнего». Зафиксированная информация с его слов, может значительно повлиять на исход дела. Опровергнуть его слова далее будет очень проблематично. Это надо знать. Вот почему необходимо обращаться за помощью чем можно раньше.
Если же уголовное дело закончили и хотят передать в суд, то рекомендую выбрать суд с присяжными заседателями. На мой взгляд, это будет самое рациональное решение, поскольку доверие больше всё таки именно в этот порядок рассмотрения. Я уверен, что если смотреть реальную статистику – оправдательных больше именно в суде присяжных заседателей.
При этом надо понимать, что суд с присяжными заседателями кардинально отличается от «обычного» суда. Там необходим опыт убеждения. Иными словами присяжным заседателям необходимо доходчиво объяснить, почему необходимо учесть одни доказательства, а к другим отнестись критически.
Очень большой вклад при «разъяснении» этих доказательств, вносит адвокат по ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля). Юридически грамотный специалист всегда сможет обосновать своё видение произошедшего.
Поэтому, если Вы ходите обеспечить своему близкому человеку надёжную защиту – обращайтесь к нашим высококвалифицированным специалистам. Они сделают всё возможное для защиты прав своего доверителя. Многолетний опыт это доказывает!
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля: состав преступления и наказание
Наверняка, многие слышали такое понятие как «депутатская неприкосновенность», которое в любой стране встречается морем критики и недовольства, так происходит и в Российской Федерации в том числе.
Расценивается эта неприкосновенность как элемент вседозволенности и безнаказанности, что, по мнению некоторых политологов, окончательно «вбивает клин недоверия» к правящей структуре страны.
В настоящей статье речь пойдёт не о неприкосновенности, а схожем по своему смыслу положению — это ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, а также о том, в чём заключаются квалификационные особенности этого деяния, и какое наказание ожидает виновных.
Наказание за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.
Состав и квалификация
Итак, сразу же стоит начать с положений статьи 277 Уголовного Кодекса РФ, которая и раскрывает суть рассматриваемого преступления, а именно:
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность, — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
Из приведённого положения можно сделать вывод, что объект посягательства по ст.
277 УК РФ — это общественные отношения и суждения, складывающиеся из конституционных и политических основ и из обеспечения беспрерывного исполнения государственных и общественных положений.
Но, кроме перечисленных основ, обязательным объектом данного преступления является покушение/посягательстве на жизнь, то есть наличие умысла на причинение смерти.
Это важный момент, так как отсутствие у виновного желания убить государственного или общественного деятеля, даже если был причинён тяжкий вред здоровью, состава рассматриваемого преступления не образует. Принимая во внимание вышеприведённые аспекты и основываясь на действующих нормативно-правовых актах, можно выделить следующих лиц, которые могут быть признаны потерпевшими по статье 277 УК РФ:
Государственные деятели | Общественные деятели |
Президент РФ | Члены общественной палаты России |
Члены Правительства РФ | Благотворители и меценаты России |
Судьи Конституционного Суда РФ | Руководители не запрещённых религиозных конфессий |
Члены Совета Безопасности | Руководители профессиональных союзов |
Помощники и советники Президента РФ | Руководители политических партий |
Депутаты федеральных и региональных уровеней | Руководители общественных объединений |
Кандидаты в Президенты | Руководители оппозиционных партий, движений и организаций |
Члены избирательных комиссий | |
Кандидаты в исполнительные и законодательные органы власти РФ |
Список этот может продолжать ещё очень долго, главное, что необходимо понимать, — это то, что деятельность «потерпевших» должна быть основана на законны основаниях и зарегистрирована должным образом. При этом потерпевшим не может являться лицо с иностранным гражданством или лицо, представляющее международную организацию, а также родственников вышеперечисленных категорий граждан.
Объективная сторона рассматриваемого преступления носит усечённый характер, и считается оконченным с момента осуществления виновным лицом любых действий, связанных с фактическим посягательством на жизнь общественного или государственного деятеля, например, с целенаправленной стрельбой в жизненно важные органы, удар ножом в область сердца и т. п.
С субъективной стороны, кроме прямого умысла на причинение смерти деятелю, необходимо наличие мотивов на пресечение осуществления потерпевшим своей законной государственной или политической деятельности или в качестве мести за её совершение.
К примеру, предположим следующую выдуманную ситуацию: Гражданин «А», был крайне несогласен с решениями местного главы администрации, гражданина «Б», своего родного небольшого поселения.
Несмотря на то, что действия «Б» не нарушали положений действующего законодательства, по крайней мере, напрямую, жители поселения «кричали в голос» от его решений.
Гражданин «А», радикально настроенный на изменение установленных главой администрации порядков, во время открытия очередного сомнительного заведения в городе, используя охотничье ружьё, произвёл два точных выстрела в гражданина «Б» в область груди. По воле случая, пострадавшего удалось спасти.
Заключение
Несмотря на то, что в положениях статьи 277 УК РФ в качестве наказания предусмотрена и смертная казнь, её применение невозможно в силу действующего моратория.
Спорным моментом является то, что санкционная составляющая по рассмотренной теме более суровое, нежели за государственную измену или шпионаж, так как те не предусматривают пожизненное лишение свободы.
Законодатель пояснил это наличием дополнительного объекта преступления — пресечение законной деятельности, но даже его наличие не снижает спорность тяжести наказания в глазах некоторых политологов и юристов.
Статья 277 УК РФ — Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Общественные и государственные деятели возглавляют партии, министерства, города, регионы, общественные организации, принимают законы и регулируют их работу.
Из-за своей известности и особенностей профессиональной деятельности госдеятели и общественники нередко подвергаются опасности. Они представляют интересы, которые могут противоречить интересам других людей.
Кроме того, их деятельность нередко критикуется обществом и оппозицией.
По этой причине законодательство Российской Федерации обеспечивает должную безопасность общественным и госдеятелям, что зафиксировано в Конституции, Федеральных нормативных актах и постановлениях Правительства РФ.
Рассмотрим статью Уголовного кодекса РФ, согласно которой посягательство на жизнь государственных деятелей и общественников признается уголовным преступлением, изучим состав преступления, судебную практику и другие аспекты.
Суть статьи 277 УК РФ Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Согласно статье 277 УК РФ, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля – это уголовное преступление, которое наказывается тюремным заключением на срок от 12 лет до пожизненного.
Целью выступает убийство госдеятеля для того, чтобы прекратить государственную или другую политическую деятельность. Мотивом может быть месть, личная неприязнь, ограбление и прочее.
Объект преступления – обеспечение беспрепятственного осуществления профессиональных полномочий государственным и общественным деятелем. Дополнительный объект – жизнь человека.
Под государственным деятелем понимается лицо, чья деятельность носит политический характер.
Общественный деятель – это лицо, которое занимается политической или общественной деятельностью. Такой человек может быть руководителем, членом или активным участником политических партий, общественных движений, общественных фондов, профессиональных союзов.
Комментарий к ст. 277 УК РФ говорит о том, что потерпевшими по этой статье могут выступать государственные деятели, в ряду которых:
- Президент РФ;
- члены Правительства РФ;
- судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
- члены Совета Безопасности;
- советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители;
- уполномоченные при Президенте РФ;
- депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней;
- руководители министерств, служб, агентств и их заместители;
- другие государственные служащие, которые реализуют функции власти на федеральном и региональных уровнях.
В число государственных деятелей также включены официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избиркомов и т. п.
Уголовная ответственность
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за попытку убийства государственного или общественного деятеля с целью прекращения его общественной или политической деятельности. Выражено это в статье 277 УК РФ (Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля).
Важно!
Проблемы применения положений уголовного закона, посвященных посягательствам на жизнь государственных или общественных деятелей
В настоящей статье автор произвел анализ проблемных аспектов в рамках уголовного законодательства, сопряженных с посягательствами на жизнь государственных или общественных деятелей. В качестве практической основы в настоящей статье использованы положения судебной практики, изложенных в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
Ключевые слова: государственный деятель, общественный деятель, жизнь, посягательство.
Рассматривая проблемные аспекты в рамках правоприменительной деятельности, отметим, что положение о неприкосновенности государственного или общественного деятеля, заключенного в содержание ст. 277 УК РФ, имеет направленность на жизнь и здоровье таких лиц.
- Несмотря на использование терминов государственный либо общественный деятель, их толкования в статьях УК РФ не содержится, как и в иных положениях российского законодательства. Обращаясь к положениям специальной литературы, посвященной рассматриваемой проблематике, к
- К государственным деятелям можно отнести руководящий состав и иных лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в органах законодательной исполнительной и судебной властей, однако деятельность таких лиц должна носить обязательный политический характер.
- Раскрывая понятие «общественный деятель», отметим, что к ним законодатель относит как правило лиц, осуществляющих руководство деятельностью политических партий и иных общественных объединений как на общероссийском уровне, так и иных объединений.
Однако, перечень указанных лиц — государственных деятелей, может быть дополнен, по мнению А. Н. Игнатова, и высшими должностными лицами муниципальной власти [1, с.768]. По мнению А. В. Наумова же: «Государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве» [2, с.353]. Как нам представляется данная позиция является достаточно обоснованной.
Для определения потерпевшей стороны Е. А. Иванченко [3, с.578] принято решение применять положения Федерального закона РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [4] и Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5].
Эта рекомендация не решит проблему установления круга лиц, признаваемых потерпевшими по ст. 277 УК РФ; ее использование лишь даст возможность определить виды соответствующих служб в Российской Федерации и не более того.
Как нам представляется, предложение Е. А. Иванченко не сможет разрешить возникшие проблемы по установлению объекта преступления. Данное предложение могло только позволить определить к каким государственным ведомствам относятся потерпевшие лица.
Нам представляется, что в случае признании потерпевшим судьи, то данное преступление квалифицируется уже по ст. 295 УК РФ. Также на основании положения п. 3 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1992 г.
№ 3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья не имеет права «принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности» [6].
Соответственно, уголовное законодательство осуществляет правовую охрану исключительно деятельности, которая не противоречит нормам действующего российского права.
Поэтому судьи в рамках рассматриваемой группы общественных правоотношений не могут быть в качестве потерпевших лиц, поскольку посягательства в отношении судей квалифицируются по соответствующим статьям УК РФ (ст. 105 или 295 УК РФ).
Однако, в судейском корпусе присутствуют должностные лица — руководители высших судебных органов, в компетенцию которых входит решение организационных вопросов деятельности в том числе в определении судебной политики в рамках судопроизводства.
Соответственно, преступные посягательства в отношении данных лиц будут подлежать квалификации по ст. 277 УК РФ.
Также достаточно дискуссионными в рамках рассматриваемых правоотношений выступают вопросы о признании в качестве потерпевших лиц соответствующих деятелей зарубежных стран. Мнения разделились: ряд ученых убеждены, что «жизнь и здоровье иностранных государственных или общественных деятелей должны подлежать уголовно-правовой охране российским законодателем» [7, с.576].
Сторонники иного подхода, считают, что «в настоящей редакции уголовного закона не содержится положений об ответственности за посягательства на жизнь и здоровье государственных деятелей, однако в настоящее время созрели предпосылки для ее включения в ст. 277 УК РФ» [1, с.770].
Мы не разделяем рассмотренные авторские позиции, поскольку, как нам представляется, уголовный кодекс России уже предусмотрел уголовную ответственность за преступные посягательства на иностранных граждан в диспозиции ст.360 УК РФ. Поэтому, считаем, что дополнение какими-либо дополнительными квалификационными признаками в т. ч. в ст. 277 УК РФ представляется нецелесообразным.
Существуют также некоторые затруднения в рамках толкования термина «посягательство». В. Мальцев включает в понятие посягательство «действия, направленные на угрозу жизни и здоровья потерпевших лиц, в т. ч. сопряженные с уничтожением или причинением ущерба имуществу» [9, с.11].
В связи с тем, что понимание термина «посягательство на жизнь» как убийства или покушения на убийство является ныне господствующим в теории уголовного права, практическое значение приобретает вопрос об уголовно-правовой оценке приготовления к убийству государственного или общественного деятеля.
С известной долей условности можно сказать, что посягательство синонимично нападению, поэтому с объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 277 УК РФ, может быть совершено только посредством насильственных действий, но не путем бездействия или психического воздействия на потерпевшего.
Правда, само понятие насилия не следует толковать чрезмерно узко и ограничивать его лишь действиями, влекущими смерть в результате механических повреждений организма потерпевшего. В этом плане важным представляется разъяснение Пленума Верховного Суда РФ, данное в Постановлении от 27 декабря 2002 г.
№ 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое»: «В случаях, когда в целях хищения чужого имущества в организм потерпевшего против его воли или путем обмана введено опасное для жизни или здоровья сильнодействующее, ядовитое или одурманивающее вещество с целью приведения потерпевшего в беспомощное состояние, содеянное должно квалифицироваться как разбой» [10].
Точно так же следует расценивать как посягательство на жизнь насильственное или путем обмана введение в организм потерпевшего смертельно опасного количества наркотических средств, психотропных, сильнодействующих или ядовитых веществ с целью причинить смерть. Сказанное обуславливает необходимость хотя бы коротко остановиться на проблеме способа совершения преступления.
По нашему мнению, под ним можно понимать признак объективной стороны преступления, характеризующий прием или комплекс приемов, обеспечивающих исполнение основного общественно опасного деяния.
Соответственно, для квалификации преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, необходимо наличие либо цели и мотива совершения преступления. Однако, убийство в рамках рассматриваемого преступления подлежит уголовно-правовой оценке по соответствующей уголовной статье в рамках преступлений против личности. Обращаясь к положениям п.
12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г.
№ 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», «если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля… путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по статье 205 УК РФ. Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по статье 277 УК РФ» [11].
Среди наиболее значимых проблем в рамках квалификации преступных посягательств на жизнь и здоровье государственных и общественных деятелей с помощью общественно опасных методов. Так диспозиция ст. 277 УК РФ не содержит в себе положений о дифференциации ответственности, соответственно квалификация таких преступления будет происходить совокупно со ст. 277 УК РФ [12, с.89].
Также отметим, о существующей проблеме квалификации ст. 277 УК РФ при совершении преступных деяний в отношении двух и более лиц. В рассматриваемом случае такое деяние будет рассматриваться как одно единое преступление в рамках данной статьи.
На основании сложившейся судебной практики по ст. 295 и 377 УК РФ, можно констатировать что посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей по ст. 277 УК РФ не квалифицируется, поэтому такие преступления квалифицируются как убийство по ст. 105 УК РФ.
- Таким образом, рассмотрев проблемы применения статей уголовного закона, посвященных посягательствам на жизнь государственных или общественных деятелей следует отметить, что правоприменителю необходимо тщательно исследовать фактические обстоятельства преступного деяния, его объективные и субъективные признаки.
- Статистические показатели правоприменительной практики по данному виду преступных посягательств являются достаточно незначительными, что в свою очередь свидетельствует не о достаточном уровне безопасности государственных и общественных деятелей от посягательств на их жизнь, а о сложностях правоприменителя в рамках квалификации данных преступных деяний, и также отсутствии действенного уголовно-правового механизма привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
- Литература:
1. Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Курс российского уголовного права. В 2 т. Т. 2. Особенная часть. — М., 2002. — 816 с.
2. Наумов А. В. Российское уголовное право. В 3 т. Т. 3: Особенная часть. — М., 2018. — 499 с.
3. Российское уголовное право. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Э. Ф. Побегайло. — М., 2008. — С. 578.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
В ст. 277 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность.
Указанный состав преступления является необычным, поскольку является по своей конструкции усеченным. Это означает, что посягательство будет окончено не только в случае убийства, но и покушения на убийство.
Наступление смерти или причинение вреда здоровью любой тяжести либо полное отсутствие таких последствий охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации при наступлении вредных последствий по статьям об убийстве (ст.
105 УК) либо умышленном причинении вреда здоровью (ст. ст. 111, 112 УК).
Государственными деятелями являются руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также органов прокуратуры РФ, субъектов РФ, чья деятельность носит политический характер.
К ним относятся Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов РФ).
Общественными деятелями являются лица, возглавляющие руководящие органы, входящие в их состав или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Посягательство на жизнь членов семьи и близких родственников государственных или общественных деятелей не образует состава преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, оно будет квалифицироваться по иным статьям УК РФ.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В указанное деяние совершил несовершеннолетний от 14 до 16 лет, его деяния квалифицируются по ст. 105 УК РФ. Субъективная сторона характеризуется наличием прямого умысла, т.е.
лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Обязательным элементом субъективной стороны является цель (в целях прекращения государственным или общественным деятелем его деятельности) или мотив (месть за деятельность, выполняемую государственным или общественным деятелем).
В качестве наказания за совершение преступления, предусмотренного ст. 277 УК РФ, предусмотрена лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью. В настоящий момент смертная казнь как вид наказания на территории Российской Федерации не назначается и не исполняется.
Указанное связано с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в составе Пленума рассмотрел 09 ноября 2009 года дело по ходатайству Верховного Суда РФ об официальном разъяснении положений пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», и пришел к выводу о неприменении смертной казни в Российской Федерации.
Вопросы квалификации.В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» разъясняются некоторые вопросы квалификации преступлений.
- Так, например, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по статье 205 УК РФ (террористический акт).
- Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по статье 277 УК РФ.
- Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по статье 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование) или статье 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).
Глава 3 Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ)
В результате изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство в 2006 г., из диспозиции ст. 277 УК исключено заключенное в скобки название деяния — «террористический акт», в остальной части диспозиция статьи не изменилась.
Данное преступление представляет собой индивидуально направленный террористический акт. Его объектами являются конституционные основы политической системы в РФ и жизнь человека (двухобъектное преступление). Потерпевшими при террористическом акте могут быть две категории граждан — государственные и общественные деятели.
Государственные деятели — это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти прежде всего федерального уровня, а также субъектов Федерации, чьи служебные функции носят явно выраженный политический характер.
К государственным деятелям относятся Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, руководители органов власти субъектов Федерации и другие высокопоставленные лица, в частности, занимающие государственные должности категории «А». Законодатель не установил нижней границы понятий государственного и общественного деятеля, оставив этот вопрос предметом толкования. Как представляется, определяющим здесь является не столько должностное или общественное положение лица, сколько политический характер его служебных функций и смысл посягательства, заключающийся в целях (мотиве) данного преступления.
Общественные деятели — руководители и видные функционеры политических партий, других общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений федерального или регионального значения. К общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены широко известные, влиятельные в обществе представители средств массовой информации, культуры, науки, образования.
Расправа с членами семьи и близкими государственного или общественного деятеля, уничтожение или повреждение его имущества независимо от мотивов и целей деяния не относится к террористическому акту по ст. 277 УК. Такие деяния квалифицируются самостоятельно.
Объективную сторону террористического акта образует посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, которое охватывает убийство и покушение на него.
Преступление считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Причинение ему смерти охватывается тем же составом и дополнительной квалификации не требует (формально-материальный состав).
Субъективная сторона террористического акта характеризуется виной в виде прямого умысла и специальной целью (либо мотивом). Лицо осознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность причинения ему смерти и желает ее наступления.
Если умысел лица был направлен не на убийство потерпевшего, а, например, на причинение тяжкого вреда его здоровью, то состава террористического акта, независимо от целей и мотивов деяния, не будет. Такое посягательство квалифицируется по ст. 111 УК.
Обязательные признаки состава террористического акта — цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего либо мотив мести за такую деятельность.
Цель прекращения государственной или иной политической деятельности потерпевшего подчеркивает политической характер посягательства.
Государственную или общественную деятельность потерпевшего террорист стремится прекратить именно ввиду ее политического характера (содержания, направленности общественно-политической значимости).
Подобное социальное содержание имеет и мотив мести за такую же прошлую деятельность.
Если расправа с потерпевшим учиняется в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга, а равно по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести, а также на почве сведения личных счетов, из ревности, корысти и т.п., то такое посягательство квалифицируется как преступление против личности (по ст. 105 или другим статьям УК в зависимости от направленности умысла).
Субъектами террористического акта по ст. 277 УК могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Подростки в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность по ст. 105 УК.
Опасность таких преступлений определяется тем, что посягательства на лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность, могут привести к дестабилизации политической обстановки в стране, обострить противоречия в политической сфере, негативно отразиться на международном положении страны и пр.
К лицам, осуществляющим государственную деятельность, относятся лица, наделенные законодательными, исполнительными, судебными или иными властными функциями в государственном аппарате, проводящие в жизнь политику государства. Это представители высшего руководства, члены правительства, руководители различных ведомств, депутаты и др. как федерального уровня, так и субъектов Федерации. Их принято называть государственными деятелями.
К числу лиц, осуществляющих общественную деятельность (общественные деятели), относятся руководители различных общественных организаций (например, профессиональных, религиозных), политических партий, массовых движений и иных общественных объединений.
Представляется, что к таким лицам можно отнести и наиболее активных участников таких организаций и объединений.
Сомнение вызывает предложение относить к таким лицам по функциональному признаку представителей средств массовой информации, культуры, науки, образования*(56).
Как нам кажется, специально выделять лиц этих категорий вряд ли целесообразно, так как они могут подпадать под понятие «государственный деятель» либо «общественный деятель» в зависимости от осуществляемых функций в государственных органах либо общественных органах и объединениях.
В Уголовном кодексе 1960 г. предусматривалась ответственность за посягательство не только на государственного или общественного деятеля, но и на представителя власти (ст. 66), а также представителя иностранного государства (ст. 67).
Кодекс 1996 г. вполне обоснованно исключил указание на представителя власти, поскольку посягательства на таких лиц в зависимости от осуществляемых ими функций в системе государственной власти подпадают либо под признаки ст.
277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), либо ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), либо ст.
317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа).
Что же касается посягательства на представителя иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений (ст. 67 УК 1960 г.), то такие действия подпадают под признаки ст.
360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), в которой в качестве обязательного признака состава преступления предусмотрена цель — провокация войны или осложнение международных отношений.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) осуществляется с целью прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт).
Объектом рассматриваемого преступления является прежде всего*(57) установленная конституцией РФ политическая система России. Однако это преступление посягает и на второй дополнительный, но обязательный объект — на жизнь государственного или общественного деятеля.
Потерпевшим в этих случаях является государственный или общественный деятель. Члены его семьи потерпевшими не признаются. посягательство на их жизнь, даже если оно связано с деятельностью указанных выше лиц, квалифицируются не по ст. 277 УК, а по иным статьям в зависимости от характера действия, последствий и других обстоятельств дела.
В социально-политическом смысле террористический акт представляет собой насильственный метод подавления политических противников и зачастую может являться составной частью более общего явления — терроризма (ст. 205 УК). Статья 277 УК по отношению к ст. 205 УК является специальной нормой, подлежащей преимущественному применению и предусматривающей ответственность за более опасное, нежели терроризм, преступление.
С объективной стороны террористический акт осуществляется путем посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, что предполагает как убийство, так и покушение на него. При покушении на указанного деятеля последнему может и не быть причинен вред, например, преступник стрелял и промахнулся.
Лишение жизни, причинение вреда здоровью или непричинение по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, на квалификацию не влияет, но может учитываться при индивидуализации наказания. Таким образом, последствие не является обязательным признаком рассматриваемого преступления.
Однако при лишении жизни или причинении вреда здоровью необходимо установить причинно-следственную связь между действиями виновного и смертью или причинением вреда здоровью.
Факультативные признаки объективной стороны преступления (способ, место, обстановка и пр.) в качестве обязательных признаков в ст. 277 УК не указаны. Однако наличие таких признаков может повлечь ответственность виновного по совокупности. Например, осуществление террористического акта в отношении определенного лица путем взрыва в месте скопления людей (митинги, собрания и пр.).
Террористический акт признается оконченным с момента либо причинения смерти, либо совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни государственного или общественного деятеля.
С субъективной стороны террористический акт совершается только с прямым умыслом.
Виновный сознает, что посягает на жизнь государственного или общественного деятеля, предвидит возможность или неизбежность лишения такого лица жизни и желает совершить такие действия, надеясь на наступление такого последствия, как смерть потерпевшего.
Обязательным признаком объективной стороны является цель — либо прекращение государственной или иной политической деятельности, либо месть за такую деятельность. Наличие этих целей исключает возможности совершения преступления с косвенным умыслом.
Мотивы террористического акта различны (например, враждебное отношение к существующему строю, власти, к деятельности, осуществляемой государственным или общественным деятелем, националистические, религиозные). Они на квалификацию рассматриваемого преступления не влияют, но должны учитываться при назначении наказания.
В тех случаях, когда указанная в ст.
277 УК цель отсутствует и виновный посягает на жизнь государственного или общественного деятеля из корыстных, личных и тому подобных побуждений, содеянное должно квалифицироваться по иным статьям Кодекса в зависимости от направленности умысла, например, убийство или покушение на убийство в связи с осуществлением потерпевшим своего общественного долга (ч. 2. ст. 105 УК).
Субъектом террористического акта может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица от 14 до 16 лет, принимавшие участие в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, могут быть привлечены к ответственности по ст. 105 УК.
В случаях фактической ошибки, когда субъект убивает не государственного или общественного деятеля, а иное лицо (например, охранника, водителя), ответственность наступает по совокупности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и умышленное убийство иного лица.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля следует отличать от состава терроризма (ст. 205 УК).
Разграничение этих преступлений должно проводиться по объекту (объектом терроризма является общественная безопасность, а террористического акта — основы конституционного строя), объективной стороне (терроризм осуществляется путем взрывов, поджогов или иных общеопасных действий, а терракт — путем посягательства на жизнь строго определенных законом лиц) и по субъективной стороне (терроризм осуществляется с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения, воздействия на принятие определенного решения органами власти, а террористический акт — с целью прекратить государственную либо общественную деятельность потерпевшего или отомстить ему за такую деятельность).
Террористический акт отнесен законодателем к числу особо тяжких преступлений, за совершение которого предусмотрена возможность определения судом пожизненного лишения свободы или смертной казни.
Ответственность за преступление, аналогичное рассмотренному, предусмотрена уголовным законодательством ряда зарубежных стран.
Так, весьма детально регламентирована ответственность за террористические акты в Уголовном кодексе Франции. В разд. II «О терроризме» в гл. 1. «О террористических актах» и гл. 2 «Особые положения» наказание дифференцируется в зависимости от характера действий.
Под террористическим актом понимаются «умышленное посягательство на жизнь, умышленные посягательства на неприкосновенность человека, похищение или незаконное удержание человека в закрытом помещении» (ст. 421-1) и иные действия.
состав террористического акта не ограничивается характером осуществляемой потерпевшим деятельности. Цель же этого деяния определяется как цель «серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора».
В целом же это преступление отнесено законодателем Франции к числу преступлений против нации, государства и общественного порядка.
В законодательстве некоторых стран хотя и не говорится о террористических актах, однако предусмотрена ответственность за посягательства на лиц, осуществляющих верховную власть. Например, в Испании предусмотрена ответственность за убийство Короля, Регента и других лиц (ст.
485 УК), в Польше — за посягательство на жизнь Президента Республики (ст. 134 УК), в Швеции — за нападение на Короля или члена Королевской семьи или Регента, правящего на месте Короля (ст. 2 гл. 18 УК).
Преступления в этих случаях не ограничиваются указанием на какую-то специальную цель.
Ответственность за посягательство на жизнь Президента предусмотрена и в Уголовном кодексе Узбекистана (ст. 158). В этой же статье установлена ответственность за умышленное причинение телесного повреждения Президенту (ч. 2) и за публичное оскорбление или клевету в отношении Президента Республики (ч. 3).
В Уголовном кодексе Казахстана ч. 1 ст. 167 текстуально совпадает со ст. 277 Кодекса РФ, однако в ч. 2 говорится о тех же действиях, совершенных в отношении Президента Республики Казахстан.
В ст. 359 УК Белоруссии, предусматривающей ответственность за террористический акт, данный состав дополнен указанием на цель дестабилизации общественного порядка либо воздействия на принятие решений государственными органами.
Дополнительное указание на цель ослабления основ конституционного строя и безопасности государства содержится в ст. 310 УК Таджикистана.
Со ст. 277 УК РФ текстуально совпадает ст. 294 УК Кыргызстана.
В других странах террористический акт чаще всего предполагает применение того или иного насилия в отношении лиц, не облеченных специальными полномочиями, и относится к числу преступлений, посягающих на общественный порядок.
.