Статья 291 ГПК РФ. Содержание заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь 2023
1. В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.
2.
В заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Комментарий к Ст. 291 ГПК РФ
1. Заявление (упомянутое в ст. 291) должно включать сведения:
а) предусмотренные в ст. 131 ГПК, и в частности:
сведения о суде, в который подается заявление (полное наименование и почтовый адрес);
данные о заявителе (его Ф.И.О., место жительства) либо о его представителе (о том, кто может выступать представителем, см. коммент. к ст. 48-54 ГПК). Анализ ст. 22, 262, 291 ГПК и ст. 27, 28 АПК показывает, что по данной категории дел заявителем может быть и ЮЛ (см. об этом коммент. к ст. 22): в этом случае в заявлении указываются место нахождения и наименование (фирменное наименование) ЮЛ:
просьба заявителя о признании имущества бесхозяйным. При этом необходимо конкретно указать о намерении принять это имущество в свою собственность;
перечень приложенных к заявлению документов (в частности, об уплате госпошлины);
иные сведения в соответствии со ст. 131 (см. коммент. к ней);
б) предусмотренные в самой ст. 291:
о том, какая (движимая) вещь подлежит признанию бесхозяйной. Должны быть описаны ее основные признаки: ее характер, название, место нахождения, назначение и другие необходимые для правильного разрешения вопроса сведения (см. коммент. к ст. 290);
о доказательствах фактического владения лицом имуществом, а также о невозможности установить собственника имущества (выписки из данных бухучета о том, что имущество поставлено на учет, акт принятия его на учет, данные о том, что собственник вещи неизвестен, о том, что он отказался от имущества, и т.д.);
о доказательствах, свидетельствующих об отказе от движимой вещи (например, если владелец оставил на вещи записку об этом, сообщил об этом в письме и т.д.). См. об этом также коммент. к ст. 290.
§ 7. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права
собственности на бесхозяйную недвижимую
вещь
Согласно ч.
1 ст. 225ГК РФ бесхозяйной является
вещь, не имеющая собственника или
собственник которой неизвестен либо,
если иное не предусмотрено законами,
от права собственности на которую
собственник отказался.
Понятие бесхозяйных
вещей является собирательным, охватывающим
такие разновидности, как брошенные
собственником вещи, находки, безнадзорные
животные, клады.
Действующим
законодательством предусмотрено
несколько способов приобретения права
собственности на бесхозяйные вещи.
Выбор того или иного способа зависит
от вида этих вещей (движимые и недвижимые),
ценности (малоценные, клады и иные вещи),
способа выбытия из владения собственника
(утерянные, выброшенные либо иным путем
выбывшие из владения собственника, в
том числе похищенные и выморочные), а
также от места обнаружения бесхозяйной
вещи.
В соответствии с ч.
ч. 2,3,4
ст. 225,ч.
2 ст. 226ГК РФ судебный порядок
признания права собственности на
бесхозяйные вещи применяется в отношении
брошенных движимых вещей, не подпадающих
под правилач.
2 ст. 226ГК РФ о простом завладении,
а также в отношении бесхозяйных
недвижимостей.
Заявление о признании движимой вещи
бесхозяйной подается в суд лицом,
вступившим во владение ею, по месту
жительства или месту нахождения
заявителя. Заявление о признании движимой
вещи, изъятой федеральными органами
исполнительной власти в соответствии
с их компетенцией, бесхозяйной подается
в суд финансовым органом по месту
нахождения этой вещи.
По делам о признании недвижимой вещи
бесхозяйной и признании права собственности
на бесхозяйную недвижимую вещь заявителем
может выступать только уполномоченный
орган местного самоуправления (как
правило, это администрация в лице
Комитета по управлению муниципальным
имуществом) либо орган, уполномоченный
управлять имуществом, находящимся в
собственности города федерального
значения Москвы или Санкт-Петербурга.
Прежде, чем подавать заявление в суд о
признании права собственности на
бесхозяйную недвижимую вещь, уполномоченный
орган должен обеспечить ее постановку
на учет в качестве бесхозяйной .
Если в течение года со дня постановки
бесхозяйной недвижимой вещи на учет
никто не заявит о своих правах на нее,
то соответствующий орган, уполномоченный
управлять имуществом, может обратиться
в суд с заявлением о признании права
собственности на данную вещь. Неисполнение
данной обязанности и несоблюдение
установленного порядка принятия на
учет и снятия с учета бесхозяйных
недвижимых вещей влечет невозможность
обращения в суд и признание права
собственности на них. В этом случае суд
должен отказать в принятии заявления
либо прекратить уже возбужденное
производство по делу.
———————————
ПостановлениеПравительства РФ от 17 сентября 2003 г. N
580 «Об утверждении Положения о принятии
на учет бесхозяйных недвижимых вещей»
// СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668.
Содержание заявлений как о признании
движимой вещи бесхозяйной, так и о
признании права собственности на
бесхозяйную недвижимую вещь должно
соответствовать общим требованиям (ст.
131,ч.
3 ст. 263ГПК РФ). В то же время имеются
дополнительные требования (ст.
291ГПК РФ).
-
Для движимых вещей требуется указать
следующие сведения: -
— описание основных признаков, физических
характеристик вещи; -
— доказательства наличия вещи в объективной
действительности; -
— доказательства непосредственного
владения вещью заявителем; -
— доказательства, свидетельствующие об
отказе предыдущего собственника от
вещи. -
Для недвижимых вещей заявление должно
содержать: -
— описание основных признаков, физических
характеристик вещи; -
— доказательства наличия вещи в объективной
действительности; -
— доказательства постановки выявленной
недвижимой вещи на учет в качестве
бесхозяйной в установленном порядке,
срок нахождения вещи на таком учете; -
— доказательства, свидетельствующие об
отсутствии собственника вещи.
Судья начинает подготовку дела к
судебному разбирательству после принятия
заявления, руководствуясь ст.
292ГПК РФ, а также отдельными
нормамист.
150ГПК РФ. Действующее законодательство
едино регулирует порядок подготовки и
рассмотрения дел по заявлениям в
отношении как движимого, так и недвижимого
имущества.
При подготовке дела к разбирательству
суд по собственной инициативе независимо
от представленных заявителем доказательств
должен выяснить, может ли вообще
конкретная вещь быть бесхозяйной,
собрать информацию о бывших собственниках,
владельцах, предполагаемых настоящих
обладателях бесхозяйной вещи путем
направления запросов в различные
организации, которые, по его мнению,
могут располагать нужными сведениями.
В соответствии с ч.
2 ст. 263,ч.
2 ст. 292ГПК РФ суд обязан рассматривать
дело с участием заявителя, привлекать
к участию в деле иных заинтересованных
лиц.
По заявлениям о признании движимого
имущества бесхозяйным лицами, участвующими
в деле, будут заявитель, собственник
(если таковой известен), иные заинтересованные
лица (к примеру, правопреемники
собственника; орган исполнительной
власти, изъявший имущество у собственника,
владельца; организации, у которых изъятое
имущество находится на ответственном
хранении). По делам о признании недвижимого
имущества бесхозяйным и признании права
собственности на бесхозяйную недвижимую
вещь в качестве заинтересованных лиц
могут быть привлечены предполагаемые
правообладатели имущества (если они
установлены), в частности, лица,
добросовестно, открыто и непрерывно
владеющие недвижимым имуществом как
своим собственным независимо от срока
такого владения.
В качестве заинтересованных лиц могут
привлекаться только те лица, которые
имеют какие-либо притязания на заявленную
вещь, все остальные могут привлекаться
в качестве свидетелей лишь для
представления сведений о возможном
правообладателе.
При выявлении ранее неизвестного
собственника бесхозяйной вещи суд по
общему правилу оставляет поступившее
заявление без рассмотрения и разъясняет
заявителю, собственнику и заинтересованным
лицам о возможности разрешить спор о
праве в исковом порядке.
Доказательствами отказа собственника
от движимой вещи можно считать, во-первых,
непосредственное его волеизъявление
(в письменной, устной форме, но обязательно
подлежащее фиксации) об отказе от своего
права; во-вторых, совершение иных
действий, свидетельствующих об оставлении
вещи, таких как ее выброс, длительная
невостребованность, отсутствие
надлежащего содержания. Совершение
таких действий можно подтвердить
свидетельскими показаниями, физическим
состоянием самой вещи. Для недвижимых
вещей в качестве доказательств отсутствия
собственника могут выступать свидетельские
показания; акты описи бесхозяйной вещи;
акты технического состояния, составленные
при ее выявлении; выписки из ЕГРП об
отсутствии зарегистрированных прав на
вещь; акты постановки вещи на учет в
качестве бесхозяйной; справки, получаемые
с целью установления собственника
недвижимого имущества; сведения о
земельном участке, на котором находится
недвижимое имущество, и др. Невозможность
обнаружения государственным или
муниципальным органом собственника
недвижимой вещи в течение года с момента
постановки ее на учет в качестве
бесхозяйной может быть также подтверждена
текстами публикаций в СМИ, электронными
объявлениями о поиске заинтересованных
в данной недвижимой вещи лиц.
По результатам судебного разбирательства
суд выносит решение об отказе или об
удовлетворении заявленного требования.
Признав, что вещь не имеет собственника
либо собственник неизвестен или отказался
от вещи, суд выносит решение о признании
вещи бесхозяйной и признании права
собственности заявителя на эту вещь.
В
решении должны быть четко обозначены
индивидуально-определенные характеристики
вещи, признанной бесхозяйной и переданной
новому собственнику.
Права на недвижимое имущество,
установленные решением суда, подлежат
государственной регистрации. Момент
возникновения права собственности
определяется моментом вступления в
законную силу решения суда.
Копия
вступившего в законную силу решения в
отношении прав на недвижимое имущество
подлежит в трехдневный срок направлению
в орган, осуществляющий государственную
регистрацию прав (ст.
28Федерального закона от 21 июля
1997 г.
N 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним»).
Наличие вступившего в законную силу
решения о признании имущества бесхозяйным
не лишает права заинтересованных лиц
обратиться в суд за защитой своих
субъективных прав и охраняемых законом
интересов, спор о которых судом не был
рассмотрен и разрешен. Защитить свое
право данные лица могут путем подачи
самостоятельного искового заявления.
Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов
Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах.
Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают.
Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.
- Когда имущество нельзя признать бесхозяйным
- Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной
- Вещь считается бесхозяйной, если:
- она не имеет собственника;
- ее собственник неизвестен;
- собственник отказался от прав на нее.
Это установлено пунктом 1 статьи 225 ГК.
Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п.
19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).
Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).
Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.
ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала.
Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи.
Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.
Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).
Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет
Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже
Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления.
Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет.
Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).
Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.
ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.
Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК).
Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).
Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества
Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет
По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.
ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.
Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей.
В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет.
При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).
Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.
ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.
Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него.
Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).
Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом
Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.
Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана.
Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности.
Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.
Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.
ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании.
По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности.
Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.
Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве.
Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.
2018 № 5-КГ18-227).
Выводы и рекомендации
Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду
1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.
2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.
3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.
Заявление о признании вещи бесхозяйной
Право собственности на имущество, чей хозяин не известен, который отказался от него, оформляется в судебном порядке путем подачи заявления о признании вещи бесхозяйной. Указанной процедуре посвящены статьи 225, 226 Гражданского кодекса РФ и глава 30 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заявление рассматривается в порядке особого производства, что означает предполагаемое отсутствие спора о праве, ответчика по делу, сокращение временных затрат рассмотрения дела и судебных расходов.
Граждане и юридические лица могут признавать бесхозяйными только движимые вещи, так как в отношении недвижимости правом подачи такого рода заявлений обладают только местные органы власти (муниципальные).
Гражданин может оформить право собственности на недвижимый объект только путем подачи искового заявления о праве собственности по приобретательной давности при условии, что такое имущество не поступило в муниципальную собственность.
Бесхозяйной считается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен. Это может быть движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги. Отсутствие собственника означает принятие мер по его установлению (подача объявлений, владение вещью как собственной).
Брошенные собственником (когда точно известно, кто это) или оставленные им движимые вещи могут быть также признаны бесхозяйными (например, вещи, которые не указаны прямо в договоре купли-продажи, но оставленные вместе с предметом такого договора). Отказ может быть выражен в письменной форме (в ходе переписки, например), в форме бездействия (непринятие мер по возвращению такого имущества в свою собственность). То есть в указанном случае намерение собственника оставить вещи должно явно вытекать из обстоятельств, при которых новый владелец получил их.
Найденные другим лицом вещи, или находка, не являются бесхозяйными. Владелец должен сообщить о находке, в том числе в органы полиции или местного самоуправления (когда он не знает собственника и других лиц, которые могли бы ее получить). Право собственности на находку приобретается по истечении 6 месяцев с даты обращения в уполномоченные органы и при условии отсутствия обращения собственника за вещью.
Не требуется признание вещи бесхозяйной в судебном порядке и установления права собственности на нее, когда движимые вещи найдены на своем земельном участке, и стоимость их не превышает 5 МРОТ, брошенные лом металлов, бракованная продукция и другие отходы. Если собственник земельного участка начинает их использовать, предпринимать меры по их сохранности и т.п., собственность на них возникает автоматически в силу закона.
Не будут бесхозяйными вещи лица, которое признано безвестно отсутствующим или умершим, ведь они перейдут в порядке наследования новым собственникам.
Содержание заявления определено признаками бесхозяйной вещи. Составляется документ владельцем вещи (его представителем при наличии доверенности с правом подписания заявления и подачи его в суд), в тексте указывается наименование вещи, ее индивидуальные признаки, обстоятельства, при которых гражданин вступил во владение, действия, которые свидетельствуют о владении бесхозяйным имуществом. Обязательно приводятся доказательства отсутствия собственника вещи либо отказа от права собственности на нее.
Так как такое заявление рассматривается в порядке особого производства, ответчик в деле отсутствует, но могут принимать участие заинтересованные лица (например, налоговые органы, другие граждане и юридические лица).
Заявление о признании вещи бесхозяйной подается в суд по месту жительства владельца. Госпошлина за рассмотрение судом составит 300 руб., квитанцию об уплате которой необходимо обязательно приложить к заявлению, в противном случае суд оставит заявление без движения.
Судья вправе в досудебном порядке предпринять меры по установлению собственника бесхозяйной вещи: запросить сведения в органах власти, организациях, у граждан. Вправе вызвать в суд лиц, которым известны сведения о собственнике или об обстоятельствах владения бесхозяйным имуществом.
Если собственник вещи объявится и заявит свои требования на имущество, рассмотрение дела будет прекращено и заявитель (владелец) вправе будет подать в суд исковое заявление.
Решение суда и признании вещи бесхозяйной принимается одновременно с передачей такой вещи в право собственности заявителя.
В ___________________________
(наименование суда)
Заявитель: _________________________
(ФИО полностью, адрес)
Заинтересованные лица: ____________
(ФИО полностью, адрес)
-
ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании вещи бесхозяйной
«___» ________ ____г. (указать дату) мною на территории ________________ (указать место обнаружения вещи) была (были) обнаружена (обнаружены) следующая брошенная вещь (вещи): ____________________________________ (наименование вещи, отличительные признаки), что подтверждается свидетельскими показаниями (если есть свидетели): ________________________ (указать Ф.И.О. и адреса).
В целях обнаружения собственника вещи мною предприняты следующие меры: ____________________________________________(описать действия по выявлению лиц, которые являлись собственниками вещи). До настоящего времени собственник вещи не известен (либо отказался от нее путем ___________ (в чем выражен отказ от права собственности)).
Иные лица, оспаривающие права заявителя на указанную вещь, отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 225-226 Гражданского кодекса РФ, статьями 290-291 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Прошу:
- Признать движимую вещь: __________ (наименование) бесхозяйной и признать право собственности на нее.
Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):
- Копии заявления
- Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
- Документы, подтверждающие факт владения движимой вещью
- Документы, подтверждающие факт отсутствия (отказа) собственника
- Другие доказательства, подтверждающие основания заявления о признании вещи бесхозяйной
Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись: _______
Скачать образец: