Инструкции

Статья 436 ГПК РФ. Обязанность суда приостановить исполнительное производство 2023

Статья 436 ГПК РФ. Обязанность суда приостановить исполнительное производство 2023

  • Статьями 436, 437 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрены случаи, в которых суд обязан или вправе приостановить исполнительное производство, со ссылкой на Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
  • В части 1 статьи 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» определены случаи, при наступлении которых суд обязан полностью или частично приостановить исполнительное производство.
  • Для приостановления исполнительного производства на основании данной нормы суду достаточно установить наличие одного из указанных в ней случаев и определиться с объёмом требований исполнительного документа, в отношении которого следует вынести соответствующее определение.
  • Часть 2 статьи 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает случаи, когда суд может приостановить исполнительное производство полностью или частично.
  • Для приостановления исполнительного производства по основаниям, указанным в этой норме, лицо, обратившееся в суд с соответствующим заявлением, должно обосновать необходимость приостановления исполнительного производства полностью или частично, а суд должен мотивировать принятое решение по поставленному заявителем вопросу.

Исходя из положений вышеуказанных норм, приостановление исполнительного производства не может быть произвольным. Суд обязан или вправе приостановить исполнительное производство только в случаях, прямо предусмотренных в этих статьях, либо в иных случаях, также прямо предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство приостанавливается судом до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (часть 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Вопрос о приостановлении исполнительного производства рассматривается судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель (ч. 1 ст. 440 Гражданского процессуального кодекса РФ).

  1. Срок рассмотрения заявления о приостановлении исполнительного производства – 10 дней.
  2. По заявлению судом выносится определение, которое направляется сторонам исполнительного производства и судебному приставу-исполнителю.
  3. На определение суда о приостановлении исполнительного производства может быть подана частная жалоба (часть 3 статьи 440 Гражданского процессуального кодекса РФ).
  4. Следует отметить, что оспаривание судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, не является безусловным основанием для приостановления исполнительного производства в порядке статьи 39 ФЗ «Об исполнительном производстве».
  5. Для случая оспаривания вступившего в законную силу судебного постановления такой порядок установлен статей 381 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой при оспаривании судебного акта в кассационном порядке вопрос о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационной жалобе или ином ходатайстве разрешается судьей, изучающим кассационную жалобу.
  6. Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», разъяснено, что вопрос о приостановлении исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного постановления в зависимости от момента поступления такой просьбы может разрешаться судьей либо одновременно с истребованием дела, либо после его истребования, но до окончания производства в суде кассационной инстанции.
  7. Таким образом, вопрос приостановления исполнительного производства в связи с подачей кассационной жалобы на вступившее в законную силу решение суда вправе рассматривать судья кассационной инстанции при истребовании дела и при наличии просьбы об этом в жалобе.
  8. В части 1 статьи 40 ФЗ «Об исполнительном производстве» определены случаи, при наступлении которых судебный пристав-исполнитель обязан полностью или частично приостановить исполнительное производство.
  9. Часть 2 статьи 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает случаи, когда судебный пристав-исполнитель может приостановить исполнительное производство полностью или частично.

Статьей 42 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены сроки приостановления исполнительного производства: исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1), а также указано, что суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления (ч. 2).

Приостановленное исполнительное производство возобновляется определением того же суда (ч.4).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Материал статьи взят из открытых источников

Дата актуальности материала: 27.11.2022

Статья 436 ГПК РФ, действующая редакция гражданского процессуального кодекса на 2023 год с ми

(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)

Суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Комментарий к статье

  1. ста (об исключении из описи) влечет приостановление исполнительного производства на срок до вступления решения суда по данному делу в законную силу. Аналогично определяется срок при оспаривании исполнительных действий, а также исполнительного документа либо судебного акта или акта другого органа, на основании которого он выдан.

    Срок приостановления действует до окончательного рассмотрения вопроса по существу.

  2. Подача жалобы на действия органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, приостанавливает исполнительное производство на срок до вступления в силу решения суда, которым разрешается данное дело.

    Например, административный штраф не подлежит взысканию до тех пор, пока суд не разрешит спор по жалобе на действия административных органов, наложивших штраф.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 2 октября 2007 г.

N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

В Определении Московского городского суда от 2 апреля 2013 г.

по делу N 11-4130 указано следующее: «Подача кассационной (надзорной) жалобы на вступившее в законную силу решение суда не является ни одним из предусмотренных в законе обстоятельств, которые приводят к приостановлению исполнительного производства, и положения ст. ст. 436, 437 ГПК РФ, которые отсылают к ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве», на данную жалобу Н.Л. не распространяются.

Отсюда следует, что, отказывая в удовлетворении жалобы Н.Л., суд обоснованно исходил из того, что оснований для приостановления исполнительного производства судом первой инстанции не имеется.

Анализ ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указывает на то, что приостановление исполнения решения суда по основанию обжалования решения суда в кассационном (надзорном) порядке находится в компетенции суда кассационной (надзорной) инстанции, в связи с чем суд первой инстанции не вправе разрешить указанный вопрос.

Приостановление исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции допустимо только при наличии просьбы об этом в надзорной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве (часть 1 статьи 381 ГПК РФ)» .

———————————

Архив Московского городского суда. Дело от 2 апреля 2013 г. N 11-4130.

Справочно: Исполнительное производство.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на соцсети

https://www.youtube.com/watch?v=wjhUILtYP4s\u0026pp=ygWTAdCh0YLQsNGC0YzRjyA0MzYg0JPQn9CaINCg0KQuINCe0LHRj9C30LDQvdC90L7RgdGC0Ywg0YHRg9C00LAg0L_RgNC40L7RgdGC0LDQvdC-0LLQuNGC0Ywg0LjRgdC_0L7Qu9C90LjRgtC10LvRjNC90L7QtSDQv9GA0L7QuNC30LLQvtC00YHRgtCy0L4gMjAyMw%3D%3D

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Поделиться с друзьями

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области

О приостановлении исполнительного производства и судебного процесса в случае участия лица в СВО

Федеральным законом от 29.12.

2022 № 603-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части гарантий для мобилизованных и иных лиц.

Согласно данным изменениям суд обязан приостановить производство по делу в случае участия гражданина, являющегося стороной в деле, в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в проведении контртеррористической операции, призыва его на военную службу по мобилизации, заключения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, если такой гражданин не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отношении этих же лиц приостанавливается исполнительное производство, за исключением требований по алиментным обязательствам, обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца. 

Заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства О.В. Гарина

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Федеральным законом от 29.12.2022 № 603-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части гарантий для мобилизованных и иных лиц.

Согласно данным изменениям суд обязан приостановить производство по делу в случае участия гражданина, являющегося стороной в деле, в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в проведении контртеррористической операции, призыва его на военную службу по мобилизации, заключения им контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, выполнения им задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта, если такой гражданин не заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В отношении этих же лиц приостанавливается исполнительное производство, за исключением требований по алиментным обязательствам, обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца. 

Заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства О.В. Гарина

Статья 437. Право суда приостановить исполнительное производство

СТ 437 ГПК РФ

Суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Комментарий к Статье 437 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья предусматривает право суда приостановить исполнительное производство.

Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и федеральным законом, полностью или частично в случаях:

  • — оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • — оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • — нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • — принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • — обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

— в иных случаях, предусмотренных ст. 40 указанного Федерального закона.

Статья 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 29 Постановления от 17 ноября 2015 г.

N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что «суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании соответствующего исполнительного документа.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона «Об исполнительном производстве» может быть разрешен судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление» .
———————————

Российская газета. 2015. N 270.

Другой комментарий к Статье 437 ГПК РФ

Гпк рф. статья 436. обязанность суда приостановить исполнительное производство

Добавить в избранное В избранное

Статья 436. Обязанность суда приостановить исполнительное производство

Суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Добавить в избранное В избранное Порядок приостановления исполнительного производства

Приостановить исполнительное производство может как судебный пристав, так и суд соответствующей инстанции. Однако для этого важно наличие быть хотя бы одного из оснований.

Производство приостанавливается лишь на строго ограниченный срок до момента устранения причин, из-за которых дальнейшее исполнение было затруднено или невозможно.

Из нашей статьи вы узнаете, кто и при выполнении каких условий может приостановить производство, как это делается и какие могут быть последствия для сторон.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Отказ в возбуждении исполнительного производства может последовать только в случаях, предусмотренных законодательством. Соответственно, если оснований для отказа нет, соответствующее постановление пристава можно признать незаконным. О том, в каком случае судебный пристав может отказаться возбуждать исполнительное производство и как обжалуется неправомерный отказ, читайте в статье далее.

Отказ от апелляционной жалобы в арбитражный суд — образец

Отказ от апелляционной жалобы в арбитражный суд — образец этого документа представлен в статье. Он позволяет подавшему жалобу лицу инициировать прекращение производства по ее рассмотрению. Из статьи читатель также узнает о законодательных основаниях для подачи такого отказа.

Заявление приставам о прекращении исполнительного производства

Заявление приставам о прекращении исполнительного производства — образец, доступный для скачивания по ссылке в статье, позволит грамотно подготовить индивидуальный документ. Из статьи вы узнаете, как правильно заполнить заявление, в каких случаях оно должно быть написано и куда его подавать. 

Составляем заявление об отзыве исполнительного листа

Заявление об отзыве исполнительного листа, согласно ст. 46 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, является основанием для окончания производства по инициативе взыскателя. Им может быть банк, государственный орган или иное лицо, направившее ходатайство о возбуждении производства в отношении должника у приставов. Как составить заявление, читайте далее.

Возможно ли возобновление исполнительного производства после его окончания

Возобновление исполнительного производства после его окончания возможно, но производится только если на это есть основания, которые предусмотрены законом.

Под окончанием производства понимается не только завершение исполнительных действий из-за истечения срока давности исполнительного документа, но и его прекращение по ряду других причин.

В статье приведем алгоритм действий в разных ситуациях, в том числе тогда, когда действия пристава можно признать незаконными.

Статья 436. Обязанность судьи приостановить исполнительное производство. Судья обязан приостановить исполнительное производство в случае:

смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника; утраты должником дееспособности; участия должника в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы взыскателя, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов; предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), на которое обращено взыскание по исполнительному документу; оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается федеральным законом; подачи жалобы в суд на действия органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; вынесения определения судьей, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного постановления.Комментарий к статье 4361. Обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий, по своему характеру могут быть такими, что в момент их возникновения невозможно определить, когда они отпадут. В этом случае совершение исполнительных действий не может быть отложено, ибо невозможно точно определить новый день исполнения исполнительного документа. Возникает необходимость в приостановлении исполнительного производства. Приостановление исполнительного производства — это временное прекращение судом исполнительных действий, вызванное, как правило, объективными (т.е. не зависящими от судебного пристава-исполнителя и сторон) обстоятельствами, которые препятствуют дальнейшему развитию исполнительного производства и в отношении которых невозможно определить, когда они будут устранены и когда наступит возможность возобновления исполнительного производства. Приостановление исполнительного производства существенно отличается от отложения исполнительных действий: — исполнительное производство приостанавливается на неопределенный срок, в то время как при отложении совершения исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель всегда обязан точно определить новое время совершения исполнительных действий; — приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли суда, судебного пристава-исполнителя и сторон, отложение же исполнительных действий, как правило, вызвано причинами субъективного порядка; — откладывая совершение исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель назначает новое время совершения исполнительных действий. Для возбуждения же приостановленного исполнительного производства суду необходимо вынести специальное определение. 2. Приостановление исполнительного производства может иметь место лишь при наличии оснований, указанных в ст. ст. 436, 437 ГПК, а также в ст. ст. 20, 21 ФЗ. Перечень этих оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В зависимости от оснований закон делит приостановление исполнительного производства на два вида: обязательное и факультативное. Обязательное приостановление исполнительного производства имеет место при таких обстоятельствах, которые всегда препятствуют его дальнейшему развитию. Наличие этих обстоятельств всегда препятствует судебному приставу-исполнителю надлежащим образом защитить права взыскателя или должника, поэтому-то исполнительное производство и должно быть приостановлено до тех пор, пока они не будут устранены. Основания же факультативного приостановления исполнительного производства в зависимости от конкретных обстоятельств дела могут и не препятствовать производству различных исполнительных действий. Следовательно, при наличии таких обстоятельств судебный пристав-исполнитель не всегда лишен возможности надлежащим образом защитить права сторон в исполнительном производстве. 3. В ст. 436 ГПК и в ст. 20 ФЗ «Об исполнительном производстве» перечислены основания, при наличии которых суд обязан приостановить исполнительное производство: а) основания обязательного приостановления исполнительного производства, изложенные в абз. 1 ст. 436 ГПК РФ, гораздо шире по сравнению с п. 1 ст. 361 ГПК РСФСР 1964 г. Помимо смерти должника, такими обстоятельствами теперь являются и объявление умершим или признание его безвестно отсутствующим. Любое из приведенных выше обстоятельств служит основанием для обязательного приостановления исполнительного производства, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство. Если спорное правоотношение не допускает правопреемство, то исполнительное производство подлежит прекращению (см. комментарий к ст. 439). К новым основаниям обязательного приостановления исполнительного производства, приведенным в абз. 1 комментируемой статьи, следует отнести и факт возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника; б) факт утраты должником дееспособности должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда о признании гражданина недееспособным; в) сам факт участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов является основанием для обязательного приостановления исполнительного производства. Если же в таких условиях оказался взыскатель, то исполнительное производство должно быть приостановлено только в том случае, если он просит об этом суд. Ходатайство взыскателя о приостановлении исполнительного производства должно быть заявлено в письменной форме; г) предъявление иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи), на которое обращено взыскание по исполнительному документу, является обязательным условием приостановления исполнительного производства. Предъявление такого иска в суд с нарушением установленного порядка не приведет к возбуждению производства по делу, а следовательно, и не должно повлечь приостановление исполнительного производства; д) суд обязан приостановить исполнительное производство в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, когда такое оспаривание допускается законом. Так, например, суд рассматривает споры о признании не подлежащих исполнению исполнительной надписи нотариуса или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке. В случае предъявления такого иска в суд исполнительное производство по выданному исполнительному документу должно быть приостановлено; е) исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению и в случае подачи жалобы в суд на действия органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в частности в случае подачи жалобы на постановление органов пожарного надзора о наложении штрафа за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности; ж) приостановить исполнение судебного постановления могут только судьи, которым законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебных постановлений, вынесенных судами общей юрисдикции. В соответствии с ч. 4 ст. 381 в случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве. 4. Судья, рассматривая надзорную жалобу, вправе приостановить исполнение не только решения, но и определения суда, например, определения суда кассационной инстанции, которым отменено решение суда первой инстанции и вынесено новое решение, определения об обеспечении иска, определения об утверждении мирового соглашения. Вместе с тем судья не вправе приостановить исполнение постановления суда общей юрисдикции, которое в силу закона подлежит немедленному исполнению. По этому вопросу и в судебной практике, и в теории гражданского процессуального и арбитражного процессуального права в течение многих десятилетий существует единое мнение. Пленум Верховного Суда СССР еще в Постановлении от 21 марта 1968 г. указал, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, не вправе приостановить исполнение решения, подлежащего немедленному исполнению. Эта позиция была подтверждена и в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 10 от 13 декабря 1974 г., где было указано, что должностные лица, которым предоставлено право принесения протестов в порядке надзора, могут до окончания производства в порядке надзора приостановить исполнение решений, определений и постановлений, за исключением случаев, когда они в силу закона или по решению суда в пределах предоставленных ему прав обращены к немедленному исполнению.

Такая точка зрения по рассматриваемому вопросу среди юристов считалась и считается бесспорной и разделяется всеми, как практиками, так и теоретиками . ————————————

Гражданское процессуальное законодательство: Комментарий / Под ред. М.К. Юкова. М., 1991. С. 536 — 537; Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова, В.В. Похмелкина. М., 1995. С. 380; Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. М.К.

Треушникова. М., 1996. С. 439; Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. М., 1997. С. 401 — 402; Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. М.К. Треушникова. М., 1999. С. 473; и др.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (под ред. М.К. Треушникова) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Издательство «Спарк», юр. бюро «Городец», 1997 (изд. второе, исправленное и дополненное).

Эта позиция является логичной и правильной, ибо решение подлежит немедленному исполнению в силу императивного предписания, содержащегося в Федеральном законе, которое не может быть изменено усмотрением суда, вынесшего решение, или должностных лиц, имеющих право на рассмотрение надзорной жалобы.

Нельзя приостановить исполнение решения суда, если оно уже исполнено. Распоряжение о приостановлении такого решения является беспредметным. Поэтому должностное лицо, имеющее право приостановления исполнения судебного постановления, прежде чем принять распоряжение о его приостановлении, должно убедиться в том, что судебный акт не исполнен.

В ГПК прямо не указано, на какое время может быть приостановлено судьей исполнение судебного постановления. Анализ правовых норм, содержащихся в гл. 41 ГПК РФ, позволяет сделать вывод, что исполнение судебного акта приостанавливается до окончания производства в порядке надзора.

Под окончанием производства следует понимать: а) принятие судьей определения об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции; б) принятие судом, рассматривающим дело в порядке надзора, решения об оставлении надзорной жалобы без удовлетворения.

Приведенный в ст. 436 перечень оснований для обязательного приостановления исполнительного производства является исчерпывающим.

Статья 436. Обязанность суда приостановить исполнительное производство

Новая редакция Ст. 436 ГПК РФ

Суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Комментарий к Статье 436 ГПК РФ

Статья 436 ГПК РФ носит отсылочный характер.

ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает обстоятельства, при которых возможно приостановление исполнительного производства как судом, так и судебным приставом-исполнителем. Основания для приостановления исполнительного производства судом содержатся в ст. 39 данного Закона и не являются исчерпывающими.

  • Приостановление может быть обязательным и факультативным, полным или частичным.
  • К основаниям, при которых суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично, относятся:
  • — предъявление иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • — оспаривание результатов оценки арестованного имущества;
  • — оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • — в иных случаях, предусмотренных ФЗ.

Исполнительное производство приостанавливается судом до устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. По приостановленному исполнительному производству применение мер принудительного исполнения не допускается. В срок совершения исполнительных действий не включается время, в течение которого исполнительное производство было приостановлено.

Приостановление исполнительного производства производится судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Вопрос рассматривается в 10-дневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя.

Однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о приостановлении исполнительного производства.

  1. По результатам рассмотрения заявления судом выносится определение, которое направляется взыскателю, должнику, а также судебному приставу-исполнителю, на исполнении которого находится исполнительный документ.
  2. На определение суда о приостановлении может быть подана частная жалоба.
  3. Приостановленное судом исполнительное производство возобновляется определением того же суда после устранения обстоятельств, повлекших за собой его приостановление.

Другой комментарий к Ст. 436 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит отсылку к Федеральному закону «Об исполнительном производстве».

Приостановление исполнительного производства — это прекращение исполнительных действий на неопределенный срок на основании случаев, указанных в законе.

При приостановлении никакие исполнительные действия не допускаются в той части, в какой исполнительное производство приостановлено.

Выделяют обязательное и факультативное приостановления исполнительного производства судом (см. ст. 437 ГПК и комментарий к ней).

2. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судья обязан приостановить исполнительное производство в случае:

  • — предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • — оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • — оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • — в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
  • Кроме того, следует учитывать, что Федеральный закон «Об исполнительном производстве» обязывает судебного пристава-исполнителя приостановить исполнительное производство в случаях:
  • — смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • — утраты должником дееспособности;
  • — участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством РФ, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • — отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства о взыскании задолженности по текущим платежам, которое в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
    ———————————

СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.