Инструкции

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

В 2023-2024 учебном году пятидневка в школах России останется одним из самых острых вопросов образования. Несмотря на то, что Министерство Просвещения рекомендует всем образовательным учреждениям рассмотреть возможность перехода на 5-дневную неделю (норма даже внесена в новый стандарт), многие школы просто не могут отказаться от уроков в субботу ввиду особенностей учебной программы.

Предлагаем изучить все «преимущества» и «недостатки», которые таит в себе  введение пятидневка, чтобы понять, почему и в 2023-2024 году во многих школах России будут обязательные уроки по субботам.

Закон и нормы СанПиНа

Важно! В 2023-2024 учебном году обязательная пятидневка будет действовать в школах только для первоклассников. График учебы для 2-11 классов устанавливается администрацией учебного заведения с учетом особенностей утвержденного учебного плана.

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

Это значит, что новый учебный год не принесет учащимся долгожданной новости о тотальной отмене учебных суббот.

Актуальная версия СанПиНа запрещает проводить уроки в субботу для таких категорий учащихся:

  • первоклассники (также обучение возможно только в 1 смену);
  • дети в ОВЗ (речь идет о специализированных учебных заведениях, а также инклюзивных классах).

Не могут школы также нарушать установленный норматив времени, отведенного на выполнение домашних заданий учениками разных возрастных групп:

Параллель Время на выполнение д/з в часах
1 класс нет домашних заданий
2-3 классы до 1,5 ч.
4-5 классы до 2,0 ч.
6-8 классы до 2,5 ч.
9-11 классы до 3,5 ч

Естественно, базисный ФООП позволяет реализовать обучение по 5-дневному графику, но в большинстве школ страны учебный план не только обязательный федеральный образовательный стандарт. Любая учебная программа, предполагающая углубленное изучение переделенного круга дисциплин, уже никак не помещается в 5 дней без нарушения основных норм СанПиНа.

Пятидневная неделя

Активисты, выступающие «за» изменение учебного графика в сторону уменьшения количества рабочих дней с 6 до 5, детально описывают преимущества пятидневки, аргументируя свое требование.

Среди неоспоримых преимуществ короткой школьной недели:

  • 2 выходных дня, что позволит ученикам более полноценно отдохнуть, получив хоть 1 день без учебы и домашних заданий;
  • увеличение времени пребывания ребенка в семье;
  • соответствие рабочему графику родителей;
  • возможность планирования семейного отдыха;
  • наличие «длинных выходных» в периоды государственных праздников;
  • возможность выделения субботы для посещения внешкольных образовательных центров (данный пункт, по сути, нивелирует описанные выше преимущества).

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

При этом мало кто упоминает о том, что объем нагрузки, который предполагает базовый стандарт образования, остается неизменным как для 6-дневки, так и для 5-дневки. Из этого выплывают такие очевидные недостатки сокращения учебной недели:

  • увеличение количества уроков с 6-7 до 7-8 в день;
  • увеличение объема домашнего задания, которое необходимо выполнять со дня на день;
  • сокращение свободного времени в будни дни;
  • рост физической и психологической нагрузки на ребенка;
  • сокращение возможности посещать дополнительные кружки и секции.

Также не стоит забывать о том, что нормы СанПиНа предписывают не только количество учебной нагрузки, запрет на «нулевые» уроки, нормы каникулярного времени, а и устанавливают правила компоновки в расписании определенных дисциплин. Соблюдать эти нормы при пятидневке крайне сложно, а это значит, что и результативность обучения может страдать, ведь ученики будут постоянно перегружены.

Шестидневная неделя

Шестидневка в школах изначально была введена на фоне 6-дневной рабочей недели, которая была единым графиком труда до 1967 года.

Естественно, такой учебный график в те времена устраивал всех, ведь дети пребывали в учебном заведении, пока родители были заняты на основном месте труда.

 Все изменилось, когда производственный календарь получил новый сокращенный вариант, в котором рабочими стали только 5 дней в неделю.

Противники «шестидневки» в учебных заведениях России основными «минусом» старой системы называют сам факт необходимости идти в школу в выходной день. Родителям, которые в выходной день могли бы выспаться и отдохнуть, приходится вставать рано, чтобы собрать и отправить ребенка в школу.

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

На защиту 6-дневной недели часто выступают педагоги и администрация школ, приводя следующие доводы:

  • у детей меньшее количество уроков в день, что позволяет начинать занятия немного позже (в 8:30 или даже 9:00);
  • такой график позволяет детям свободно посещать кружки, секции и внешкольные учебные центры после основных 6-7 уроков;
  • 6-й учебный день обычно «разгрузочный» и содержит 4-5 уроков;
  • на субботу выносят самые простые предметы;
  • суббота – это день для организации различных школьных мероприятий, что делает жизнь учащихся более яркой и интересной.

Естественно, безальтернативной является шестидневка для школ, в которых из-за нехватки мест учащиеся занимаются в 2 (а иногда даже в 3) смены. При таком графике 1-я смена должна сесть за парты в 8:00 (помним, что нулевые уроки запрещены), 2-я смена – в 13:00, а 3-я смена – в 16:00. Очевидно, что в данном случае у детей будет не более 5 уроков в день.

Школьные предметы в 2022-2023 учебном году

С 1 сентября 2022 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который внёс несколько существенных изменений в уже имеющийся порядок в сфере обучения детей. Новые правила затронули образовательный процесс в 1-4 и в 5-9 классах.

Содержание:

  • Изменения в учебном процессе
  • Предметы в начальной школе (1-4 класс)
  • Предметы в 5-9 классах
  • Предметы в 10-11 классах

С 1 сентября 2022 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который внёс несколько существенных изменений в уже имеющийся порядок в сфере обучения детей. Новые правила затронули образовательный процесс в 1-4 и в 5-9 классах. 

Изменения в учебном процессе

У всех школьников с первого сентября в расписании появились «Разговоры о важном». Это обязательное внеурочное занятие, которое каждый понедельник проводит классный руководитель. Цель проекта — воспитание в учениках ценностного отношения к своей Родине, населяющим её народам, её истории, природе и культуре. Тематика занятий на первую четверть учебного года выглядела так:

  • 5 сентября — День знаний.
  • 12 сентября — Наша страна – Россия.
  • 19 сентября — 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского.
  • 26 сентября — День пожилого человека.
  • 3 октября — День учителя.
  • 10 октября — День отца.
  • 17 октября — День музыки.
  • 24 октября — Традиционные семейные ценности. 
  • 31 октября — День народного единства. 

«Разговоры о важном» проходят в форме диалога между учителем и учениками. Программа уроков включает игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия педагоги собирают обратную связь — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, задавать свои вопросы по теме. 

По рекомендациям предыдущего ФГОС, во многих общеобразовательных школах ученики 5-9 классов должны были изучать второй иностранный язык. Но в большинстве случаев школы сталкивались с нехваткой педагогических кадров и / или учебных часов в расписании. 

  • С нового учебного года второй иностранный появился в расписании лишь специализированных школ с углубленным изучением иностранных языков, либо в школах с профильным делением классов. Ещё в 2017 году Ольга Васильева, которая на тот момент была министром образования РФ, высказывалась против второго иностранного языка в непрофильных школах:

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо».

  1. Кроме того, новый стандарт исключил из перечня обязательных предметов: 
  • астрономию;
  • экономику;
  • право;
  • естествознание;
  • Россию в мире;
  • экологию. 

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

Их включили в программы других предметов. Например, астрономию будут изучать в курсе физики, естествознание и экологию — на уроках биологии, химии, физики.

  • Список обязательных предметов в 2022-2023 учебном году включает следующие дисциплины:
  • русский язык;
  • литературу;
  • математику;
  • историю;
  • иностранный язык;
  • физику;
  • химию;
  • биологию;
  • обществознание;
  • географию;
  • информатику.
  1. Это обязательные предметы, поскольку по ним можно сдавать экзамены.

В младшей, средней и старшей школе этот список имеет существенные отличия. Рассмотрим их подробно.

Предметы в начальной школе (1-4 класс)

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

Список предметов для учеников 1-4 классов достаточно обширен, но родителям не стоит переживать. Учебная нагрузка строго регламентирована. В неделю у первоклашек, например, не больше 21 учебного часа, у 2-4 классов — всего 23 часа. 

  • Вот основные предметы: 
  • русский язык; 
  • родной язык;
  • литературное чтение; 
  • литературное чтение на родном языке;
  • иностранный язык;
  • математика; 
  • окружающий мир; 
  • изобразительное искусство;
  • музыка; 
  • технология; 
  • физическая культура;
  • основы религиозных культур и светской этики (в 4 классе).

Кроме того, в первом классе сейчас практикуется безотметочное обучение, то есть оценки не ставятся. Учителя выстраивают систему поощрения, опираясь на свою фантазию. У кого-то это плюсы и минусы, у кого-то слова «Молодец», «Хорошо», «Старайся», а кто-то рисует красные звездочки и синие тучки.

Также первоклашкам не задают домашних заданий. Но это не означает, что ребёнок дома не может уделить время любимому или не очень предмету. На образовательной платформе iSmart  каждый школьник сможет закрепить пройденный в школе материал по основным предметам, разобраться со сложными темами по математике и русскому языку или потренировать устный счёт.

Предметы в 5-9 классах

Переход в 5 класс — важный момент в жизни каждого школьника. Пятиклассники — уже не малыши, а учащиеся средней школы. Больше предметов, больше учителей, больше ответственности, больше учебной нагрузки. На смену окружающему миру, например, приходят биология, география, история, ОБЖ.   

  1. В средней школе в учебном плане могут быть следующие предметы:
  • русский язык; 
  • родной язык;
  • литература;
  • родная литература;
  • иностранный язык; 
  • второй иностранный язык (в профильной школе или классе);
  • история; 
  • обществознание;
  • география;
  • математика, деление на алгебру и геометрию сохраняется с 7 класса, но оценка ставится одна — за курс математики; 
  • информатика; 
  • основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР);
  • физика (с 7 класса);
  • биология; 
  • химия (с 8 класса);
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • черчение.
Читайте также:  Перерасчет оплаты тепловой энергии 2023

На уроках родного языка и родной литературы новые ФГОСы предполагают изучение государственного языка республики и (или) родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка. 

Предметы в 10-11 классах

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

Ученики, которые решили получить полное среднее образование, в большинстве случаев к 10 классу уже определились с будущей  специальностью и знают, на изучении каких предметов им следует сконцентрироваться. Во многих российских школах с 10 класса существует деление по профильным направлениям — филологическое, естественнонаучное, гуманитарное и физико-математическое.

В профильных классах все обучающиеся имеют единый набор предметов, но главное различие в том, что профильных предметов в разы больше, чем остальных. Как правило, эти дисциплины выпускники выбирают для сдачи ЕГЭ. 

  • В филологических классах повышенное внимание уделяется изучению русского языка, литературы и иностранных языков.
  • В естественнонаучных углубленно изучают химию и биологию.
  • В гуманитарных классах штудируют историю, обществознание и русский язык.
  • В физико-математических классах — математику, физику и информатику.

В старших классах введён предмет «Проектная деятельность», в рамках которого ученики в течение учебного года подготавливают и защищают работу (проект) на выбранную тему. Эта работа представляет собой небольшое исследование любой общественной проблемы или объекта. Цель введения предмета — помочь школьникам в развитии творческого подхода в обучении, в самоопределении, в профориентации.

  1. Полный список предметов в старшей школе выглядит следующим образом:
  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык; 
  • математика, которая включает алгебру и геометрию;  
  • физика;
  • биология; 
  • география;
  • химия; 
  • информатика (ИКТ);
  • история;
  • краеведение; 
  • мировая художественная культура (МХК);
  • обществознание;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы финансовой грамотности; 
  • основы экономики (экономика); 
  • физическая культура;
  • проектная деятельность.

Естественно, некоторые школы в силу технической или кадровой составляющей не смогли перейти на новые стандарты в этом году.

В документе, утверждающем новые правила, указывается, что полный переход на новый ФГОС в России будет осуществлен только к 2024 году. А это значит, что установленный список школьных предметов в ближайшие два-три учебных года корректироваться не будет.

За изменениями можно следить на официальных сайтах Министерства просвещения РФ и федерального портала «Российское образование».

Школы берут функции ПТУ. С 2024 г. выпускники будут покидать школу с двумя документами — аттестатом и свидетельством о профессии

Без лишнего шума

Учитывая большую активность нашего родительского и образовательного сообщества, данная идея очень широко не обсуждалась, дабы лишний раз не «будоражить» публику, однако по степени значимости это событие трудно переоценить.

Основываясь на опыте уже существующих предпрофессиональных классов, впервые за много лет были предложены, продуманы и предложены к реализации столь радикальные изменения в школьном образовании. Фактически школа берет на себя часть функций профессиональных училищ с той лишь разницей, что профессии будут приобретаться в стенах школы, в рамках общего среднего образования.

Обучение профессиям будет проходить по единому стандарту для учеников 10-х и 11-х классов. Он включает в себя программы предпрофессионального обучения, которые будут охватывать все аспекты — учебу в школе, колледже, вузе и на предприятии.

https://www.youtube.com/watch?v=Bg5sGvUoCHw\u0026pp=ygVD0KPRh9C10LHQvdCw0Y8g0L3QsNCz0YDRg9C30LrQsCDRiNC10YHRgtC40LrQu9Cw0YHRgdC90LjQutC-0LIgMjAyMw%3D%3D

По крайней мере, так задумано. Идея состоит в том, чтобы школьник не просто учился в профильных классах, а заодно получал бы профессиональные навыки уже в школе. Это даст возможность не только получить профессию, но и сразу после школы устроиться на работу по специальности.

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

* робототехника в старших классах

Первые шаги

Столь масштабные и радикальные образовательные реформы решено начать с самого крупного города страны. Именно в Москве будет отлаживаться механизм совмещения базовых школьных предметов и профессионального образования.

Ученики 10–11-х предпрофессиональных классов столичных школ получат широкие возможности для профессиональной самореализации благодаря новому стандарту предпрофессионального образования. Он будет включать комплексные образовательные программы для каждого класса, профессиональную подготовку в колледжах и техникумах, проектно-исследовательскую работу в вузах, а также знакомство с будущими работодателями и экспертами отрасли. Учеба по единому стандарту в предпрофессиональных классах Москвы начнется с 1 сентября 2023 года

Предпрофессиональное образование уже много лет помогает московским старшеклассникам получать знания о будущей профессии и определять путь своего развития еще в школе. Однако теперь этот выбор станет более осознанным.

Новый единый стандарт образования обобщил опыт работы по всем направлениям предпрофессионального обучения и включает в себя программы, которые охватывают все аспекты — учебу в школе, колледже, вузе и на предприятии.

Например, обучение не только по профильным, но и по всем школьным предметам будет организовано с учетом выбранного направления и его специфики: в литературе, иностранных языках, истории и других предметах появятся элементы, так или иначе связанные с профессией. Уроки литературы в медицинских классах будут включать произведения о врачах, в инженерных классах займутся изучением технического английского. А оканчивать школу выпускники будут, овладев востребованными рабочими профессиями, которые они освоят в колледжах параллельно с учебой в школе

Единый стандарт проектов предпрофессионального образования поможет детям получать и академические знания, и качественную практическую подготовку к выбранной профессии. Основные принципы нового стандарта предпрофессионального образования — это:

  • адаптация программ учебных предметов под предпрофессиональные направления;
  • знакомство с актуальными профессиями на городских предприятиях;
  • получение профессии до окончания школы;
  • проектная и исследовательская деятельность на базе вузов;
  • сбалансированная учебная нагрузка.

Адаптация программ учебных предметов под предпрофессиональные направления 

Для этих целей будут обновлены программы по всем школьным предметам.

В них войдут элементы знакомства с будущими профессиями. Например, в медицинских классах в программу по литературе уже включаются произведения о врачах, отобранные совместно с Первым московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова.

Такой метапредметный подход позволит не только дать учащимся углубленные знания по химии, биологии и освоить навыки младшей медицинской сестры, но и сформировать образ врача через книги, фильмы и их обсуждение на уроках. В программу по истории включается изучение истории развития медицины, в уроки английского языка добавляются медицинская лексика и терминология.

Аналогичным образом изменятся программы во всех предпрофессиональных классах с учетом их профиля и специфики.

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

Знакомство с актуальными профессиями на городских предприятиях

В начале 10-го класса все ученики посетят профильные городские предприятия, чтобы увидеть изнутри, что представляет собой выбранная сфера в реальности, примерить на себя и более осознанно оценить свои силы и правильность выбора. К примеру, для учеников медицинских классов уже началась серия экскурсий в учреждения здравоохранения.

Получение профессии до окончания школы

Во втором полугодии 10-го и первом полугодии 11-го классов каждый ученик будет получать первую специальность и вырабатывать профессиональные навыки в колледже. Выпускники предпрофессиональных классов вместе с аттестатами получат свидетельства о профессии.

Например, ученики инженерных классов освоят профессию чертежника-конструктора, учащиеся ИТ-классов пройдут обучение по программе «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», а учащиеся медицинских классов — по программе «Младшая медицинская медсестра».

Проектная и исследовательская деятельность на базе вузов

Часть учебы в предпрофессиональных классах проходит в вузах, где для школьников проводят лекции и практические занятия. По новому стандарту во всех вузах будет действовать единая программа обучения с акцентом на проектно-исследовательскую деятельность.

Это даст школьникам понимание о развитии науки и перспективах в выбранной отрасли.

Так, будущие инженеры и ИТ-специалисты могут предложить разработки в области машиностроения, энергетики, информационной безопасности и других высокотехнологичных отраслей, а учащиеся медицинских классов — решения в области фармацевтики, биофизики, психологии и исследовательских направлений, связанных с биологией человека. Разработанные проекты ребята защищают на научно-практических конференциях. Победители и призеры получают дополнительные баллы к баллам единого государственного экзамена, что повышает шансы на поступление в вуз.

Сбалансированная учебная нагрузка

В обновленных учебных планах не будет дублирующихся тем: в школах, колледжах и вузах будут изучать разные аспекты выбранных направлений. Программы органично дополнят друг друга, за счет чего нагрузка на школьников станет более сбалансированной. Все нововведения будут доступны тем, которые впервые поступает в предпрофессиональные классы.

При этом для школьников, которые уже обучаются по своим профилям, педагоги постараются также обеспечить возможности нового стандарта. Например, учащиеся предпрофессиональных медицинских классов будут посещать столичные учреждения здравоохранения с уникальными экскурсиями для более полгого знакомства с профессией. А при окончании школы они получат профессию младшей медицинской сестры

Предпрофессиональные классы и образовательные вертикали

В Москве первые предпрофессиональные классы начали открываться еще в 2015 году. За прошедшие годы накопился необходимый опыт. Сейчас они есть уже более чем в 400 школах и объединяют свыше 52 тысяч учеников.

Читайте также:  Закон о запрете мата в соцсетях в 2023 году

Предпрофессиональные классы открыты по следующим направлениям:

  • медицинское,
  • инженерное,
  • академическое,
  • кадетское,
  • предпринимательское,
  • педагогическое,
  • спортивное,
  • медиа
  • ИТ

Узнать больше о проектах предпрофессионального образования в Москве можно на портале «Школа. Москва».

Согласно новой стратегии развития школьного профессионального образования, дети уже с седьмого класса смогут начать обучение в образовательной вертикали.

Задача проекта — помочь школьнику определиться с направлением дальнейшего обучения: пойти в колледж или выбрать предпрофессиональный класс. На сегодняшний день открыты пять вертикалей: естественно-научная, ИТ, лингвистическая, математическая и спортивная, учиться в которой можно с пятого класса. По мере понимания возможностей школ, будут открываться и другие направления.

В заключение

Задуман большой шаг в развитии общего среднего образования. Насколько он обоснован и реализуем – покажет ближайшее будущее. В случае успеха опыт создания предпрофессиональных классов с присвоением специальности выпускникам школ будет распространен на всю страну.

05.02.2023 г.

  • Вы просматриваете: _9news_976.html
  • НовыеСтарыеПолезныеБесполезные
  • Страница 1 из 1

Какая продолжительность учебной недели

Кадры

На сегодня право определять продолжительность учебной недели принадлежит образовательным организациям, то есть школы, вузы, колледжи и техникумы сами решают, пять или шесть дней учиться. Главное, чтобы нагрузка не превышала предельно допустимую и по государственным нормативам, и по возможностям учащихся.

10 апреля 2023
Миленина Нина

Первый и главный НПА — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно статье 30, образовательная организация сама регламентирует правила приема, режим занятий и т. д.

Учебная нагрузка шестиклассников 2023

Но это не значит, что, например, школам в этом вопросе предоставлена безоглядная свобода. Оглядываться и ориентироваться они обязаны на ФГОСы, а именно на Приказ Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования».

IV организационный раздел приказа устанавливает федеральный календарный учебный график: сколько недель продолжительность учебного года, его начало и конец, количество и длительность четвертей и каникул, уроков, перемен, ежедневной нагрузки в зависимости от возраста и т. д.

Высшие и средние образовательные учреждения ориентируются на действующие приказы Министерства просвещения и Минобрнауки.

Учебная нагрузка в школе

Основные (рамочные) правила для школ такие:

  • год начинается 1 сентября (или, если это выходной, в первый рабочий день) и заканчивается 20 мая;
  • четверти — I, II, III и IV (8, 8, 10 и 8 нед. соответственно), общая продолжительность года — 34 нед.;
  • продолжительность каникул — не менее 7 дней;
  • уроки — не более 45 минут, перемены — не менее 10 минут;
  • недельная нагрузка распределяется равномерно и составляет (максимум) 6 уроков в день — для 5 и 6 классов, 7 — с 7 по 9 и т. д.

Режим работы, то есть продолжительность учебных недель в школе, каждая образовательная организация определяет самостоятельно, с учетом мнения родителей.

В Приказе № 993 (пункт 27.11) представлены шесть вариантов подробного учебного плана для 5-дневной и 6-дневной недели, в том числе и вариант для школ, в которых преподают два иностранных языка. Общее одно — максимум 34 недели. В остальном — крутитесь как хотите.

Может пригодиться:

Время учебы: высшее и среднее образование

В вузах действует Приказ Минобрнауки РФ от 06.04.2021 № 245, им утверждается порядок организации деятельности по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета.

Продолжительность недели по дням и по часам на едином федеральном уровне не закреплена и определяется ученым советом. В пункте 21 порядка оговорено только соотношение времени учебы и каникул.

Что касается недельной и ежедневной нагрузок, ограничивается только время самого занятия — 90 минут.

«Это будут похороны вариативности». Как изменится школьная программа в 2023 году

1 апреля открылась запись в первый класс, но мало кто из родителей будущих первоклассников знает, что учиться их дети будут по новым правилам и учебникам. Людмила Чиркова разобралась в вопросе вместе с экспертами в области образования.

10 марта вступил в силу Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», подписанный еще в декабре 2022 года.

https://www.youtube.com/watch?v=Bg5sGvUoCHw\u0026pp=YAHIAQE%3D

А до этого, 31 августа 2022 года, в ходе Общероссийского родительского собрания министр просвещения Сергей Кравцов заявил: «Теперь есть единая федеральная программа для начальной и основной школы. Утвержден новый перечень, где практически по каждому предмету — один учебник».

Приказ о федеральном перечне учебников (ФПУ) и упомянутая Кравцовым новая Федеральная общеобразовательная программа (ФООП), которая начнет действовать в школах с 1 сентября 2023 года, по сути, меняют всю систему школьного образования в России.

До 1 сентября 2023 года все школы России должны привести свои образовательные программы в соответствие с ФООП.

Если школа хочет учить детей по своей авторской программе, ФООП для нее — нижняя планка, которую необходимо взять за основу. Школа теоретически может давать больше, чем прописано в ФООП.

Однако теперь она ограничена в выборе УМК — учебно-методических комплектов, которые можно использовать.

Федеральная основная общеобразовательная программа (ФООП) — это учебно-методическая документация, включающая в себя федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы (п. 10.1. ФЗ-273).

Как было раньше

Прямо сейчас в российских школах есть 10 образовательных программ для начальной школы. «Школа России», «Перспектива», «Гармония», «Начальная школа ХХI века», «Перспективная начальная школа», методика Эльконина — Давыдова и другие менее известные среди родителей программы начального образования.

Раньше при записи ребенка в ту или иную школу родители могли познакомиться с учителем заранее, и узнать, по какой программе он преподает.

По каждой из программ был разработан свой УМК — учебно-методический комплект, состоящий из учебников, методических рекомендаций для учителей, рабочих тетрадей и так далее.

Эти материалы прошли многолетнюю апробацию, а учителя наработали большую базу заданий по ним.

К слову, в ряде ведущих школ России даже в рамках одной параллели в разных классах начальной школы предметы могут вести по разным УМК, ориентируясь на потребности детей — и это тоже плюс вариативности, которая была до недавнего времени. С принятием новой ФООП и ФПУ многие программы и учебники будут попросту исключены из образовательного процесса.

Это не первый случай кардинальной смены курса, ранее то же самое произошло и с дошкольным образованием: новая Федеральная образовательная программа Дошкольного образования, вступившая в силу с 1 января 2023 года, по сути упразднила 21 комплексную программу, по которым детским сады работали последние десятилетия. Принятие ФООП и ФПУ для школ— продолжение унификации и стандартизации российского образования.

Что такое ФПУ

Федеральный перечень учебников — это список учебников, которые Минпросвещения разрешает использовать для обучения в школе. Сама идея не нова. Первый ФПУ разрабатывался в 1992 году по инициативе академика, профессора РАО Александра Асмолова.

Сам Асмолов так вспоминает этот проект: «В отборе участвовали разные издательства, которые предлагали учебники в соответствии со стандартами.

Целью было создание программ, учитывающих специфику региона, национальной культуры и главное психолого-возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

У детей был огромный шанс стать людьми, которые сами принимают решения, критически мыслят и в этом меняющемся мире выигрывают. Это была система вариативного образования».

В ФПУ до последнего времени, действительно, входили учебные издания и учебные методические комплекты, подготовленные разными авторскими коллективами и разработанные для разных общеобразовательных программ. Учебники издавались в разных издательствах учебной литературы.

Теперь, согласно новой концепции «единого образовательного пространства» и «единого учебника», в ФПУ по каждому предмету начальной и средней школы будет только один учебник.

Исключение сделали лишь для истории и обществознания, по этим предметам предусмотрено три и два учебника соответственно.

https://www.youtube.com/watch?v=-GpONjSAuCY\u0026pp=ygVD0KPRh9C10LHQvdCw0Y8g0L3QsNCz0YDRg9C30LrQsCDRiNC10YHRgtC40LrQu9Cw0YHRgdC90LjQutC-0LIgMjAyMw%3D%3D

Для реализации единых образовательных программ предлагается установить новый порядок разработки учебников

Так, государственный заказ на разработку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения.

Ведомство будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.

Соответствующие поправки были заблаговременно внесены 24 сентября 2022 года, когда был принят Федеральный закон N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Сергей Кравцов отметил, что новый порядок разработки учебников сделает их дешевле и сэкономит региональные бюджеты. Это, по словам министра, станет возможным в том числе за счет экономии на авторском вознаграждении, поскольку исключительные права на учебники будут у РФ, а не у авторов.

Открыв ФПУ, можно обнаружить, что почти все учебники в нем выпускаются издательством «Просвещение». И это несмотря на то, что ФАС неоднократно выносила предупреждения относительно принципов формирования ФПУ. А пункт 11 статьи 3 ФЗ «Об образовании» предусматривает «недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования».

Выкупать права на учебники продвинутых Гейдмана и Петерсон (математика), Перышкина (физика) или Граник (русский язык) у других издательств, которые ранее выпускали школьные учебники, пока никто не спешит.

Использовать учебники линейки «Школа России» — программы, которая является по сути базовой и самой распространенной по стране и права на которую находятся у «Просвещения» — выгоднее с экономической точки зрения.

В чем проблема школьных учебников

Сейчас рынок школьной и методической литературы перенасыщен. И естественно, что среди всего этого многообразия попадаются как достойные варианты, так и откровенно плохо подготовленные — с фактическими, логическими, орфографическими ошибками, сложно составленные и не понятные детям.

По мнению учителя физики Вадима Муранова, основная проблема многих современных учебников в том, что они «плохо написаны»: «Нет у нас такого учебника, который бы ребёнок открыл и сказал: „Вау, как все понятно, как все интересно“.

Учебники пишут люди, оторванные от школы. Это, как правило академики, которые со школой, учителями и тем более детьми имеют очень мало контактов. Многие учебники такие, что их просто читать даже невозможно, нужен переводчик.

Таким языком могут изъясняться в Госдуме, в министерстве, но не с детьми».

Особенно много вопросов последние годы возникало у родителей к учебникам по окружающему миру под редакцией Плешакова

Эти учебники называют воспитывающими «клиповое мышление», регулярно находят в них множество нестыковок и откровенно устаревшую информацию, а также абсурдные задания, рассчитанные явно не на учеников младших классов.

Читайте также:  Какие документы нужны для усыновления удочерения ребенка в 2023 году

Педагог начальных классов Алексей Рубин добавляет, что в принципе не существует какого-то одного уникального УМК (учебно-методического комплекта. — Прим. ред.), в каждом будут какие-то свои сложности.

В одном приходится скакать из начала в конец, чтобы осветить одну тему, в другом переизбыток творческих заданий или слишком много информации без учета возрастных и психологических особенностей учеников начальной школы.

Но все же, имея выбор, учитель может компилировать разные УМК и готовить сценарии урока, пользуясь сразу несколькими учебниками.

Еще одна сложность, по мнению Рубина, — это несоответствие между нынешними учебниками в плане темпа работы: «Я сейчас работаю с третьим классом по Гейдману (математика. — Прим. ред.), и понимаю, что в Петерсон (еще один учебник математики — Прим. ред.

) все эти темы были еще в середине второго класса, то есть если ребенок вдруг захочет перейти даже в рамках одной школы из класса в класс, он может столкнуться с тем, что попросту будет не в материале — ему либо будет скучно, потому что он это уже прошел, либо он сильно отстанет от своих одноклассников».

Одна из целей создания нового ФПУ — очистка учебного пространства от некачественных и слишком авторских учебников, чтобы дети могли переходить из класса в класс или из школы в школу и сразу ориентировались в учебном материале.

«Мы хотим исключить ситуацию, когда в школьных учебниках появляются ссылки на порносайты, блокада Ленинграда преподносится как оборона, а всей истории Великой Отечественной войны уделяется четыре страницы», — заявил заместитель председателя ГД от фракции «Единая Россия» Петр Толстой.

https://www.youtube.com/watch?v=-GpONjSAuCY\u0026pp=YAHIAQE%3D

Последний год использования «старых», согласно ФПУ, учебников — 2025-й. Это так называемый переходный период, который отводится на то, чтобы можно было закончить обучение детей по программе, которую они уже начали проходить.

Однако те дети, которые пойдут в первый класс 1 сентября 2023 года, будут учиться уже по новому единому учебнику. Новые учебники, многие из которых еще находятся разработке, будут включены в ФПУ бессрочно.

Чего опасаются учителя

По словам чиновников, смысл унификации и стандартизации образовательной программы в том, чтобы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, и на Сахалине дети имели равные образовательные возможности и у них не возникло проблем с переходом из одной школы в другую. Многие учителя считают, что сама эта идея хорошая. Вот только есть ряд «но».

Учитель русского языка начальных классов одной из московских школ, пожелавший сохранить анонимность, говорит: «Если существуют разные дети, то должно быть несколько разных учебников. Может быть не 15, но хотя бы 3–4 учебника должны быть доступны».

  • Есть и еще одна неочевидная проблема: уровень ВПР, которые существуют в начальной школе, высок, а уровень подачи материала в едином учебнике достаточно низкий.
  • «Педагог года Москвы — 2015», учитель начальных классов Алексей Рубин верит, что учебники русского языка и математики в теории возможно стандартизировать на всю страну, но, например, не учебник по окружающему миру: «Данному стандарту придется усреднить все и вся, и если единые программы и учебники по русскому языку и математике в начальной школе, например, я могу себе представить, но единый учебник по окружающему миру, написанный для всей России — нет.
  • Например, московских школьников спросят, хотят ли они навестить столицу нашей родины и увидеть Кремль

Это как минимум странно. Либо мы уберем из содержания целый набор важных тем, либо работа по адаптации учебника ляжет на плечи учителей. Оба сценария кажутся мне спорными».

Учитель физики и победитель конкурса «Учитель года — 2009» Вадим Муранов не уверен, что новый единый учебник будет понятен детям: «Понятно, что законы физики — одинаковые, может быть, так и рассуждали авторы этой концепции: „Законы же одни и те же, зачем нам разные учебники писать?“ Да, законы то одни те же, но, как правило, толкования законов — разные. И даже сами формулировки законов физики в разных учебниках различаются. И в одних они удобоваримы, а в других — нет. В отсутствии конкуренции это будут единые для всех правила и единые для всех объяснения в учебнике. И у меня нет уверенности, что новый учебник будет понятен детям».

Заслуженный учитель РФ, к. п. н., победитель всероссийского конкурса «Учитель года России — 2011» Алексей Овчинников подчеркивает: «Исследователи НИУ ВШЭ пришли к выводу, что для слабых учителей нужна работа по четким протоколам, напоминающая работу врачей в экстренных ситуациях.

Поэтому для них единообразие учебников и программ — это плюс. А для творческих учителей, которым сложно вписываться в рамки, это минус. Наверное, в итоге это повысит качество образования. Но из школ скорее всего начнут уходить неординарные личности, которых и сейчас не очень много».

Алексей Рубин, учитель начальных классов, развивает эту идею. По его словам, современные учителя ежедневно борются за внимание школьников, ведь сегодня детям доступно множество источников информации, причем, не всегда корректной. В этой конкурентной борьбе учителя на уроках должны «уходить далеко за страницы учебника», чтобы быть интересными и сохранить авторитет в глазах школьников.

Учебная нагрузка шестиклассников 2023,  Deman / Shutterstock / Fotodom

Академик, член РАО Александр Асмолов придерживается в этом вопросе более жесткой позиции: «Сегодня мы должны понимать, что 1 сентября 2023 года станет днем похорон вариативного образования в России.

Подобного рода программы унификации приведут к тому, что наше образование, наши дети, и наши учителя окажутся неконкурентоспособны в сложном изменчивом мире. Это драма для российского образования».

Учитель физики Вадим Муранов считает, что хорошо было бы привлечь к написанию учебников самих учителей. «У моих коллег есть масса интереснейших идей, форм, как подать то или иное явление, как подать тот или иной материал. И если бы учителей привлекли к созданию такого учебника, я думаю, он получился бы гораздо интереснее».

Частных школ нововведения не коснутся

Однако и эти школы в скором времени могут столкнуться с проблемой нехватки альтернативных учебников, по которым они выстраивают свои программы. «Надо успеть выкупить остатки, пока они еще есть», — честно рассказала о своих планах директор одной из частных школ Москвы.

По мнению Академика Асмолова, «учителя, если они талантливые, отложат этот единый учебник в сторону и будут работать с конкретными учениками по их потребностям. А регионы России всегда будут понимать, что у каждого из них свое неповторимое лицо. Также национальные республики — Татарстан, Башкирия и другие будут понимать, что унификация для них невозможна».

Учитель словесности московской школы, пожелавший сохранить анонимность, подтверждает его слова: «Я сейчас смотрю за народным процессом стихийным — учителя делают какие-то свои тренинги, карточки, и понимаю, что, даже несмотря на наличие единого учебника, уровень понимания материала у учеников будет разным. Потому что один учитель это даст вот так, другой учитель даст иначе. И каждый будет делать это с опорой на тех детей, которые сидят у него в классе».

А вот у учителя физики Вадима Муранова, как и у других собеседников «Мела», есть ряд опасений на этот счет: «Вообще, у учителя всегда есть возможность отбросить учебник в сторону и делать так, как он думает. Но на это нужна определенная смелость, и обладает ей далеко не каждый учитель».

Zwiebackesser / Shutterstock / Fotodom

Учебные предметы в 6 классах школ России в 2023-2024 году

Изменения в перечне основных дисциплин, которые изучаются в школе, при переходе из пятого класса в шестой — минимальные. В расписании стоят все те же предметы, что и год назад, за исключением всего одного нового. Напомним, какие предметы изучаются в 6 классе российской школы в 2023-2024 учебном году согласно действующим ФГОС.

Какие предметы проходят в 6 классе

Принципиально учебный план для шестиклассников отличается от того, что был в пятом классе, двумя вещами. Во-первых, в 6 классах больше времени уделяют изучению русского языка — под эту дисциплину каждую неделю отдаётся на один час больше. Во-вторых, в расписании появляется предмет, который школьниками ещё не изучался — обществознание.

ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных среди экзаменов по выбору. Его результаты требуются при поступлении практически повсюду, поэтому пренебрегать новым предметом точно не стоит. Особенно если родители рассчитывают, что ребёнок будет получать высшее образование.

Полный список предметов, которые в 2023-2024 учебном году изучаются в 6 классе российской школы, выглядит так:

  1. Русский язык.
  2. Литература.
  3. Родной язык и литература — не во всех школах.
  4. Иностранный язык.
  5. Второй иностранный язык — не во всех школах.
  6. Математика.
  7. История.
  8. Обществознание.
  9. География.
  10. Биология.
  11. Музыка.
  12. Изобразительное искусство.
  13. Технология.
  14. Физическая культура.

Кроме родного языка и литературы, а также второго иностранного языка, все эти дисциплины должны быть в расписании любого 6 класса российской школы.

Понятно, что родные язык и литературу преподают в основном в национальных республиках. В некоторых случаях им отдаётся достаточно много часов. А второй иностранный язык, как правило, преподаётся там, где хватает учителей разных языков.

В расписании могут стоять и другие предметы, на усмотрение руководства учебного заведения. ФГОС отдаёт под учебную программу, формируемую самой школой, несколько учебных часов в неделю.

Изображение: obrnadzor.gov.ru

Максимальная нагрузка на учеников 6 классов

Учебный год в 6 классе, согласно ФГОС, может длиться 34-35 учебных недель. Максимальное количество учебных часов в неделю — 33.

Каждый урок (учебный час) может длиться 40 или 45 минут, на усмотрение самой школы. Суммарная продолжительность каникул в течение учебного года — минимум 30 дней. Летние каникулы не могут быть короче восьми недель.

Что касается недельной нагрузки, то разные варианты примерного учебного плана, которые приводятся в образовательных стандартах, допускают разное количество учебных часов под некоторые дисциплины:

  1. Русский язык — 6 часов.
  2. Литература — 3 часа.
  3. Родной язык и литература — 3-5 часов.
  4. Иностранный язык — 3 часа.
  5. Второй иностранный язык — 2 часа.
  6. Математика — 5 часов.
  7. История — 2 часа.
  8. Обществознание — 1 час.
  9. География — 1 час.
  10. Биология — 1 час.
  11. Музыка — 1 час.
  12. Изобразительное искусство — 1 час.
  13. Технология  — 2 часа.
  14. Физическая культура — 2-3 часа.

Что касается дополнительной части учебной программы, которую формирует школа (углублённое изучение каких-то предметов, внеурочная деятельность и т.п.), то для 6 классов под это может отдаваться до 4 часов в неделю.

Заглавное изображение: Пресс-служба Минпросвещения России