Инструкции

Уход за лесной полосой прилегающей к участку в снт 2023

Насколько можно понять, прилегающие к лесу территории находятся за границей СНТ. Соседствуют с ними как физические лица – собственники участков, прилегающих к лесу, так и само СНТ как юридическое лицо – ведь его внешняя граница также проходит либо по краю участков, либо с отступом от них.

Противодействие нелегальному лесопользованию

  • заготовка древесины редких и исчезающих пород;
  • заготовка древесины на особо охраняемых природных территориях, где рубки запрещены;
  • коммерческие лесозаготовки под видом рубок ухода и санитарных рубок;
  • заготовка древесины, осуществляемая с нарушением правил и/или технологий;
  • коммерческая заготовка населением древесины под предлогом использования для собственных нужд.

Если же за разрешением обращается кто-то другой, то для рассмотрения его обращения у него, как минимум, должна быть доверенность на предоставление интересов собственника. Поэтому невозможно законно получить порубочный билет или разрешение на спил/вырубку дерева, расположенного на чужом участке, даже если оно сильно мешает.

Незаконная рубка • Они радуются чистому воздуху и тому, что природа рядом. Другой пример в собственность приобретен земельный участок с растущим на нем лесом. Пишите и задавайте вопросы, обязательно помогу!

Уход за лесной полосой, прилегающей к участку в снт — Юридический советник

В завершении поста о лесничествах в теме о незаконных рубках, хотелось бы отметить, что беспредел в добыче древесины недопустим – с ним необходимо бороться! Насколько виновны сотрудники госконтроля, вовлеченные в систему незаконной рубки, вопрос сложный и неоднозначный. Обсуждаем тему — Незаконная рубка: специалисты лесного хозяйства. Логично, что при первой же проверке инспектор пожарного надзора наложит штраф. Например, все деревья не являющиеся плодовыми, априори считаются лесными.

Особенности уголовно-правовой нормы о незаконной рубке лесных насаждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Могут ли закрыть лесоруба?

В статье рассмотрены особенности уголовно-правовой нормы о незаконной рубке лесных насаждений, исследовано понятие бланкетности уголовно-правовых норм, рассмотрены вопросы уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений. коммерческие лесозаготовки под видом рубок ухода и санитарных рубок;.

— Наибольшая проблема лежит в «серой зоне» — когда документы на рубку какие-то есть, но либо они выписаны без оснований (например, была назначена санитарная рубка, а вместо этого рубятся здоровые деревья), либо когда она назначена правильно, но вырубается не совсем то — другие породы, в другом объеме и в других местах, к примеру, за пределами лесосеки.
Уход за лесной полосой прилегающей к участку в снт 2023

Знаете ли Вы хорошего адвоката по уголовному праву?

ДаНет

Незаконная рубка: специалисты лесного хозяйства

Если не выполним — второй штраф составит уже полмиллиона рублей! Опять пострадает «общая копилка» взносов. В районе, о котором идёт речь, та же история. Участок леса необходимо освободить по требованию пожарных и создать здесь 15-метровую защитную минерализированную полосу.

Щепки летят: как в России борются с «черными лесорубами» | Статьи | Известия

Поэтому фантазировать на тему незаконных рубок, делать какие-то домыслы мне нет необходимости.

Не думаю, что мои опасения и выводы в отношении каких-либо жизненных примеров, связанных с незаконной рубкой, будут восприниматься необъективно и крайне скептически.

Хотя субъективной точки зрения никто не отменял, и вы вправе дискутировать мои выводы на блоге. Про остальные фантастические нововведения написано в этой статье. Как правильно спилить дерево можно ли сделать это самому и куда обращаться.

Прошли времена, когда основной заботой дачников и садоводов было вырастить хоть какой-то урожай на болотистой почве в условиях северного климата. Сегодня садовод должен понимать, что он тоже несёт ответственность.

Обвинения

  1. В базовый пакет обязательно войдут документы, подтверждающие право собственности на участок.
  2. Это может быть как выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), так и другие документы.

  3. Также в пакет входит заявление, в котором владелец участка описывает координаты и назначение участка, а также основные параметры дерева, то есть:
  • породу;
  • размеры;
  • возраст;
  • расположение на участке;
  • причины, по которым требуется вырубка.

Для реального противоборства с незаконной рубкой необходимо не только возглавить участковые лесничества опытными специалистами, но и привлечь их в полевую практику надзора и контроля. Обязать систематически стажировать молодых инспекторов в натуре – в непосредственных закрепленных лесных участках. Уделить именно этому вопросу заостренное внимание.

О популяции незаконной рубки • Такое в наших кооперативах с густой нарезкой из участков, встретишь нечасто. Есть ли вина лесоруба или нет в обнаруженных нарушениях, определит следствие. Пишите и задавайте вопросы, обязательно помогу!

«Союз садоводов России» рассказал, что делать, если лес слишком близко подступает к садам

Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.

Чтобы срубить деревья на участке нужно обратиться к опытным дровосекам — альпинистам, которые снабжены специальным оборудованием: страховки, когти монтажные на деревянные опоры, бензопилы.

рублей либо же любым доходом осужденного за трехлетний период. Юным инспекторам приходиться принимать решения на уровне эрудиции.

В партнерстве с волонтерами

Законы, регламентирующие вырубку

— Проблема с незаконной вырубкой лесов существует и на Кавказе, так как там также есть довольно дорогие породы древесины, а именно бук и дуб, — подчеркнул Кобяков.

— Но там практически ничего не идет на экспорт, только внутренняя переработка, а потому и масштаб противозаконных работ там не такой большой. Тем не менее проблема всё равно остается.

Ситуаций, в которых может потребоваться получение подобного разрешения, достаточно много.

Поэтому фантазировать на тему незаконных рубок, делать какие-то домыслы мне нет необходимости. Не думаю, что мои опасения и выводы в отношении каких-либо жизненных примеров, связанных с незаконной рубкой, будут восприниматься необъективно и крайне скептически.

Хотя субъективной точки зрения никто не отменял, и вы вправе дискутировать мои выводы на блоге.

Рубка без разрешительных документов

Другой пример: в собственность приобретен земельный участок с растущим на нем лесом. Новый хозяин планирует частично или полностью вырубить деревья для организации огорода. Подобный случай довольно типичен. Такая ситуация предполагает обязательное обращение в местный муниципалитет для получения разрешения на вырубку.

Имеют ли право собственники участка в СНТ спилить дерево на территории?

Для реального противоборства с незаконной рубкой необходимо не только возглавить участковые лесничества опытными специалистами, но и привлечь их в полевую практику надзора и контроля.

Обязать систематически стажировать молодых инспекторов в натуре – в непосредственных закрепленных лесных участках. Уделить именно этому вопросу заостренное внимание. Теперь же получение лицензии стало обязательным и за ее отсутствие предусмотрены штрафы.

С лесами Бахтинского сельского участкового лесничества граничат четыре десятка СНТ.

Поэтому фантазировать на тему незаконных рубок, делать какие-то домыслы мне нет необходимости. Не думаю, что мои опасения и выводы в отношении каких-либо жизненных примеров, связанных с незаконной рубкой, будут восприниматься необъективно и крайне скептически.

Хотя субъективной точки зрения никто не отменял, и вы вправе дискутировать мои выводы на блоге.

Уход за лесной полосой прилегающей к участку в снт 2023

О первоначальных (субъективных) причинах незаконной рубки

  • могут ли дать легальному лесорубу реальный срок заключения за незаконную рубку?
  • существуют ли вообще случаи реальных осуждений рядовых лесорубов?
  • могут ли подставить лесоруба работодатели?

«Незнание закона не освобождает от ответственности». Данное высказывание актуально и в случае с вырубкой деревьев. Поэтому если есть необходимость провести частичную или полную вырубку насаждений на своем участке, нужно в обязательном порядке посетить администрацию местного самоуправления и получить разрешение.

Разрешения на удаление деревьев

Наземный надзор за состоянием лесов и контроль за лесозаготовками крайне необходим. Хоть Рослесхоз и проводит аэрокосмический мониторинг за лесным фондом, однако улучшений по поводу незаконной рубки не так уж и много.

Проверить объем, интенсивность рубки и породный состав вырубленной древесины на выборочных рубках и на рубках ухода спутник или самолет не в состоянии. Теперь же получение лицензии стало обязательным и за ее отсутствие предусмотрены штрафы.

С лесами Бахтинского сельского участкового лесничества граничат четыре десятка СНТ.

Что делать, если Ваш земельный участок граничит с лесным участком или находится на землях лесного фонда?

В Российской Федерации насчитывается более 377 тыс. земельных участков, границы которых имеют подтвержденные пересечения с лесными участками. Расхождение по суммарной площади земельных участков отнесенных к землям лесного фонде, сведения о которых содержатся в лесном реестре и в Едином государственном реестре недвижимости, по мнению экспертов, составляет около 400 млн га.

Вступил в силу Закон N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» названный Законом о «лесной амнистии» и призванный устранить имеющиеся противоречия между единым государственным реестром недвижимости и лесным реестром.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости.

Целью «лесной амнистии» является защита прав добросовестных собственников, чьи участки пересекаются с землями лесного фонда.

В случае если сведения о Вашем земельном участке содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, права на земельный участок зарегистрированы до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, при выявлении органом регистрации прав пересечения при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ или обнаружением реестровой ошибки, границы лесных участков будут изменены. При этом при подготовке межевого плана кадастровый инженер может сделать пометку о возможности применения закона о «лесной амнистии».

Читайте также:  Правила возведения некапитальных строений 2023

При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в случае необходимости, подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. При этом согласование схемы расположения земельного участка обеспечивается органом, уполномоченным на ее утверждение.

В рамках «лесной амнистии» до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, со смежным лесным участком в случае если земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации.

Сведения о местоположении границ ранее учтенных лесных участков вносятся в Единый государственный реестр недвижимости региональными властями или правообладателями лесных участков на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, а также условный (или учетный) номер лесного участка в лесном реестре (при их наличии). Таким образом, Закон о «лесной амнистии» призван не только устранить имеющиеся противоречия между Единым государственным реестром недвижимости и лесным реестром, но и обеспечить сохранность земель лесного фонда Российской Федерации.

Что делать с лесом на землях сельскохозяйственного назначения

Спойлер: если ваш участок попадает под критерии обновленного Постановления Правительства №1509, значит на нем растет полноценный лес – его можно использовать, охранять, воспроизводить и защищать. Если нет, то выкорчёвывать, а землю использовать для ведения сельского хозяйства. Но обо всем по порядку.

В прошлом году Рослесинфорг начал работы по оцифровке древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения в рамках второго цикла госинвентаризации лесов.

Это позволит провести комплексный анализ зарастающих земельных участков для оценки потенциала ведения лесного хозяйства на таких участках. Работы проводились в 27 регионах, где обнаружено 13,2 млн га заросших лесом полей.

Из них в 12 регионах работы полностью закончены.

В этом году работы по выявлению заросших лесом полей будут проведены на территории 15 субъектов, общая площадь обследования составит 118,8 млн га. Самые масштабные по площади будут проведены в Амурской области, в Республике Коми и в Хабаровском крае.

Однако здесь площадь земель сельхозназначения не более 9% от площади регионов, соответственно шанс найти неучтенные леса невелик. А вот в Башкортостане и Омской области, где доля сельхозугодий достигает 57% площади региона, такие находки более чем вероятны. В пограничных с зоной СВО регионах России работы в этом году выполняться не будут.

Работы будут осуществлять 85 полевых бригад Рослесинфорга из 33 региональных филиалов.

Напомним, что если поле заросло деревьями и кустами и на нем не ведется сельхоздеятельность даже на четверти площади участка, то это уже неиспользование земли по целевому назначению – растительность нужно либо выкорчевывать, либо легализовать для дальнейшего использования.

Проблема в том, что лес на землях сельхозназначения приобретает законный статус после того, как информация о насаждениях появится в государственном лесном реестре, чему предшествует длительная бюрократическая процедура.

Здесь нужно внимательно отнестись к существующему правовому пробелу.   Заготовка древесины без прохождения необходимой процедуры на сельхозземлях запрещена, так как лес официально не учтен. Собственнику просто некуда девать древесину после расчистки для вовлечения земель в оборот, так как продавать и транспортировать ее нельзя.

В прошлом году правительство уточнило правила использования «сельскохозяйственных» лесов – штрафа можно избежать если до 1 октября 2023 года или в течение двух лет с момента оформления права собственности правообладатель подаст в Россельхознадзор заявление, форма которого появилась в Постановлении Правительства № 1043 от 8 июня 2022. К заявлению нужно приложить описание количественных и качественных характеристик насаждений, фотографии и координаты поворотных точек границ участка. Далее заявлении проверяют региональные власти. Если межведомственная комиссия согласится с тем, что земельный участок зарос на 50 и более процентов лесом и его характеристики соответствуют требуемым (площадь более 0,5 га, высота деревьев от 5 метров, лесной покров более 75% от площади земельного участка, сомкнутость крон 0,8-1), то разрешит вести на нем лесное хозяйство на вполне легальных основаниях.

Практика Рослесинфорга свидетельствует, что действующего регулирования достаточно для освоения лесов на землях сельхозназначения для всех видов использования лесов от заготовки древесины до реализации долгосрочных климатических проектов. Для этого нужно последовательно совершить ряд юридически значимых действий. 

Для начала собственник должен определить потенциально пригодные для ведения лесного хозяйства участки и провести их обследование – определить где, что и в каком количестве выросло на его земле, соответствует ли требованиям Постановления Правительства РФ №1043.

После чего можно писать заявление в Россельхознадзор с указанием цели использования лесов.

Участки смогут использоваться, например, для заготовки древесины при условии рационального лесопользования отвода и таксации лесосек, соблюдения правил заготовки древесины или для заготовки пищевых лесных ресурсов, а также для других видов лесопользования.

Ждем, что скажет межведомственнная комиссия по итогам проверки, которую должны провести региональные власти уполномоченные в области лесных отношений – соответствует ли описание насаждений, отраженное в заявлении, действительности.

Если качественные и количественные характеристики определены правильно, а участок земли нецелесообразно вовлекать в сельхозоборот, то получаем положительное заключение, в котором указано, что собственник может вести на нем лесное хозяйство. Далее можно приступать к таксации лесов.

Результаты вносят в Государственный лесной реестр – источник официальной информации о лесах страны. После всех описанных выше процедур, составляется проект освоения лесов (большой пакет документов с картами, таблицами и текстом) на 10 лет вперед.

В нем подробно описывается каждый кусочек леса – определяются все насаждения, подлежащие рубке, все последующие лесовосстановительные мероприятия, и все обязательные мероприятия по уходу за лесами, противопожарным и прочим работам.

Если цель использования лесов – заготовка древесины, то собственник выбирает из своего проекта освоения лесов лесосеки, назначенные в рубку, отводит их в натуре, подает декларацию в установленном порядке и – все. Остается лишь с требуемой периодичностью готовить и подавать отчетную информацию.

Отношения лесные и не очень, или Сага о судьбах русского леса на сельскохозяйственных землях

1 октября 2020 года вступает в силу Постановление Правительства РФ № 1509 от 21.09.2020 г. о легализации древесной растительности на заросших землях сельскохозяйственного назначения.

Правообладатели участков смогут воспользоваться «волшебным тумблером», который чудесным образом превращает землю в лес и лес в землю.

Впрочем, панацеей это решение кажется только на первый взгляд…

До недавнего времени вопрос о наличии леса на землях сельскохозяйственного назначения для их владельцев стоял достаточно остро, если не сказать, что это была настоящая головная боль.

По результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проводившейся в 2016 году, в России насчитывалось около 100 млн га заброшенных сельскохозяйственных земель.

Организация Greenpeace посчитала, что это составляет примерно одну десятую часть всех лесов России и примерно треть лесов, пригодных для ведения лесного хозяйства.

https://www.youtube.com/watch?v=PV88huBdcYM\u0026pp=ygVh0KPRhdC-0LQg0LfQsCDQu9C10YHQvdC-0Lkg0L_QvtC70L7RgdC-0Lkg0L_RgNC40LvQtdCz0LDRjtGJ0LXQuSDQuiDRg9GH0LDRgdGC0LrRgyDQsiDRgdC90YIgMjAyMw%3D%3D

Однако эти леса юридически лесами не являлись, продавать как лес их было невозможно. Вместе с тем собственники земельных участков должны были принимать меры по расчистке земель от насаждений, оплачивать дорогостоящие проекты мелиорации земель и реализовывать их за свой счет.

И ладно бы, если бы это было просто мелколесье и кустарник.

Но нет, покупатели участков могли получить на сельскохозяйственной земле в довесок здоровые деревья, иначе именуемые деловой древесиной, однако не имея никакой возможности законно реализовать ее как древесину, должны были ее уничтожить, чтоб не получить штраф или вовсе не лишиться земли.

Читайте также:  Использование торгового знака 2023

Неудивительно, что именно на такой земле возникали пожары, тушением которых закономерно было некому заниматься. Кроме того, отсутствие правового статуса растительности давало почву для многочисленных злоупотреблений и в правовом поле.

За деревьями леса не видно

Не все собственники земли знают о том, что в соответствии со ст. 6 Лесного Кодекса, леса располагаются не только на землях лесного фонда, но также и на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Но не все так просто на первый взгляд. Часть 2 ст.

77 Земельного кодекса предусматривает, что в составе земель сельскохозяйственного назначения могут выделяться земли, занятые защитными лесными насаждениями.

Таким образом, эти насаждения имеют юридический статус леса, за уничтожение которого предусмотрена, в том числе, уголовная ответственность.

Однако не всем насаждениям так повезло.

Гораздо больше тех, которые в соответствии с действующим законодательством до настоящего не имели никакого статуса, кроме статуса сорняков, портящих ценные сельскохозяйственные земли, даже если эти «сорняки» представляют собой трехметровые деревья.

Это так называемая древесно-кустарниковая растительность, причем весьма любопытно, что наше законодательство не знает такого термина, хотя в правоприменительной практике это словосочетание активно используется.

Причем если с формальной точки зрения эта растительность к лесу не имеет никакого отношения, при разрешении споров, так или иначе связанных с расчисткой сельскохозяйственных участков, суды оперируют терминами именно лесного законодательства и обращаются к актам, регулирующим именно лесные отношения.

Ранее в Лесном Кодексе РФ 1997 года была статья 134, посвященная древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, однако наличие такой растительности также допускалось для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных явлений, и, хотя рубка и предусматривалась, о правах на вырубленные растения не упоминалось.

В новом Лесном Кодексе (от 04.12.

2006 N 200-ФЗ) специальная статья 123, посвященная лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, появилась только в декабре 2018 года, однако во второй части статьи было указано, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации, а пока такого постановления (как и самой статьи 123) не было, можно сказать, что не было и отношений. То есть лес вроде есть, а вроде его и нет. А как можно срубить и украсть то, чего как бы нет? А если, ко всему прочему, и земля, на которой растет то, чего нет, никому не принадлежит, то это вообще золотая жила, и деньги можно делать просто из воздуха…

Однако государство нашло как защитить свой интерес, и серое пятно в законодательстве привело на скамью подсудимых не одного или не двух «знатоков» законов. На помощь пришел и Конституционный суд, который в своем Постановлении от 02.06.

2015 N 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть», указал на двойственность понятия леса как экологической системы и как природного ресурса.

https://www.youtube.com/watch?v=PV88huBdcYM\u0026pp=YAHIAQE%3D

Это постановление легло в основу многих судебных решений и позволило прокурорам применять общие положения природоохранного законодательства при борьбе с лесорубами, уничтожающими многолетние лесные насаждения на якобы никому не принадлежащих землях сельскохозяйственного назначения.

Материальный ущерб, причиненный Российской Федерации, рассчитывался по таксационным показателям деловой древесины и исчислялся десятками миллионов рублей, но, как известно, борьба с последствиями никогда не будет эффективнее, чем борьба с причиной проблемы.

И, в конце концов, проблемой решили заняться на самом высоком уровне.

Лес кругом, а без дров живем…

В январе этого года Владимир Путин поручил новому Правительству принять меры, направленные – дословно — на установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотрев возможность осуществления на землях такой категории всех видов использования лесов без необходимости изменения формы собственности на земельные участки и изменения категории земель. Срок исполнения поручения был установлен до 30 апреля 2020 г.

Президент и ранее обращался с подобным поручением в предыдущему Правительству, но, видимо, что-то пошло не так.

В конце сентября прошлого года увидел свет проект постановления, подготовленный Минприроды, который, однако, подвергся резкой критике со стороны экологов и аграриев, поскольку механизм задействования лесной растительности в экономической деятельности и ее оборот так в документе предусмотрен и не был.

Проект не допускал на землях сельскохозяйственного назначения ни заготовку древесины, ни разведение лесных плантаций.

Леса могли использоваться только для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов; заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений; ведения сельского хозяйства; выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, но и то – только до того момента, пока высший исполнительный орган субъекта федерации не принимал решение о том, чтобы либо ввести земли в оборот путем проведения мелиорации, либо перевести такие земли в лесной фонд. Собственно, такое решение мог принять и сам собственник земельного участка, который и без того стоял на перепутье как в русской народной сказке: направо пойдешь – штраф за необработанные земли заплатишь, налево пойдешь – проект мелиорации в копеечку влетит, а прямо пойдешь – так и вовсе земли лишишься.

Как известно, в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.

2002 N 101-ФЗ земельный участок может быть изъят у собственника принудительно, равно как и принудительно могут быть прекращены другие вещные права на участок, если он не используется по целевому назначению либо используется с нарушением законодательства, поскольку сельскохозяйственные земли являются особо ценными, и снижение плодородия почв является существенным риском.

В свою очередь расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха представляет собой культуртехническую мелиорацию, которая должна проводиться на основании разработанного с учетом требований законодательства и согласованного проекта в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ. Просто так расчищать землю нельзя, ущерб от такой расчистки, подлежащий возмещению, может исчисляться миллионами рублей. Суды однозначно становились на сторону прокуроров и удовлетворяли иски о запрещении проведения работ без согласованного проекта мелиорации.

С другой стороны, понять ответчиков тоже можно. В одном из дел в качестве довода сторона ответчика указывала на то, что проект мелиорации обошелся бы в неподъемную для сельскохозяйственного предприятия сумму.

С другой стороны, в данном случае государство допускает перевод таких земель в земли лесного фонда, если ведение сельского хозяйства на них не представляется возможным.

Однако при этом хозяин такого участка лишается и участка, и всего, что нам нем выросло, и никакого экономического смысла такие отношения не имеют.

Еще один вопрос возникает, если участок зарос, но еще не совсем лесом, ведь это все равно сырье.

Отходы деревообработки, образующиеся после очистки участков – никак иначе эту древесную растительность идентифицировать не представляется возможным – могут утилизироваться и использоваться большим количеством способов, в том числе, весьма прибыльным.

Поэтому муниципальные администрации могли запросто выдать разрешение на очистку участков от растительности предпринимателям, которые в качестве платы за работу забирали порубочные остатки и изготавливали из них, например, топливные брикеты.

Некоторые регионы, осознавая всю ценность данной «сельскохозяйственной» древесины, предпринимали попытки — хотя и не всегда успешные — законно ввести ее в оборот.

Так, Временный порядок предоставления лесных насаждений, расположенных на заросших земельных участках сельскохозяйственного назначения для заготовки древесины, был принят в Псковской области. Согласно этому документу для получения древесины граждане должны были подтвердить, что у них есть печное отопление.

Разрешительными документами на заготовку древесины, в частности, была накладная на отпуск лесных насаждений, плата за древесину определялась по ставкам, устанавливаемым для деловой древесины лесного фонда, а заготовка и сдача участков – в соответствии с требованиями Лесного кодекса.

(По некоторым данным в той же Псковской области рубку таких насаждений на землях сельскохозяйственного назначения вообще хотели запретить.)

Аналогичный «Временный порядок проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования «Томский район» нужд отопления граждан» был принят в Томской области.

Однако и порядок, и решение Думы Томской области, его утверждавшее, по иску прокурора были признаны недействующим: суд посчитал, что земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для использования гражданами для заготовки древесины для нужд отопления.

Впоследствии в Томской области был принят другой документ, утверждавший Порядок использования древесно-кустарниковой растительности на землях, находящихся в государственной собственности Томской области (утв. Постановлением Администрации Томской области от 14.06.2018 № 245а).

Данный документ регулирует порядок обращения с растительностью, которая образуется в результате строительства линейных объектов и расчистки просек.

Читайте также:  Владелец лофта отказывается вернуть залог 2023

В соответствии с документом древесная растительность подлежит материальной оценке, ее реализация осуществляется подведомственным Департаменту лесного хозяйства Томской области учреждением, а доходы от реализации поступают в областной бюджет.

Данный документ является еще одним подтверждением того, что растительность без всякого статуса приносит прибыль. Главное – правильно ее оформить.

Лес рубят ─ щепки летят, или парадоксы судебной практики

Впрочем, если собственника заросшей сельскохозяйственной земли больше всего волнуют расходы на мелиорацию, то государственные земли – настоящий клад, потому что там с первого взгляда никого ничего не волнует.

Бывшая колхозная земля, заросшая настоящим лесом во всех смыслах этого слова, зачастую становилась объектом манипуляций со стороны местных администраций, разумеется, имевших представление о стоимости растущей там древесины.

Такие земельные участки с категорией земель сельскохозяйственного назначения передавались в аренду (или находились в бессрочном пользовании) предприимчивым лесорубам, которые под видом культуртехнической мелиорации на участке с целью введения его в оборот валили там лес.

Однако суды признавали такую деятельность недобросовестной, осуществляемой в обход закона с противоправной целью. Так, в решении Томского районного суда по делу № 2-220/2018 суд указал, что действующим законодательством не предусмотрена вырубка лесных насаждений под видом культуртехнических работ.

Были расторгнуты договоры аренды земельных участков, на которых ответчик производил рубку лесных насаждений без согласования. Суд указал, что лесные насаждения не могут быть расценены в качестве древесной либо кустарниковой растительности, от которой необходимо было производить расчистку участков для использования в соответствии с их видом разрешенного использования.

Ущерб, причиненный окружающей среде, был оценен в сумму более 3 млн рублей.

По аналогичному делу (№ 2-20/2020) Бологовский городской суд Тверской области также признал недействительными договоры аренды заросших лесом земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, и последующей их субаренды, признав данные договоры мнимыми сделками.

Суд указал на то, что то обстоятельство, что земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения, а не к землям лесного фонда, не давало ответчикам права в обход установленных законом процедур осуществлять массовую рубку лесных насаждений, фактически произрастающих на данном участке.

Договоры аренды земельных участков ответчиками заведомо заключены исключительно с целью рубки лесных насаждений, в чем усматриваются признаки злоупотребления правом (ч.1 ст.10 ГК РФ). Ответчики под видом расчистки сельскохозяйственных угодий занимались заготовкой деловой древесины.

Такие действия ответчиков, связанные с очевидным отклонением от добросовестного поведения, суд квалифицировал как противоправные.

А вот Пошехонский районный суд Ярославской области полтора года назад по делу № 2-32019 за вырубку шести гектаров леса на землях сельскохозяйственного назначения взыскал ущерб в сумме 210 млн рублей.

Земли были предоставлены в бессрочное пользование обществу, которое прекратило свое существование, будучи присоединенным к другой компании, а та, в свою очередь, была признана банкротом. Именно с этой организацией решили заключить договор аренды ответчики и… не рассчитали.

Границы участка не были установлены, на кадастровый учет участок поставлен не был, таким образом, суд признал договор ничтожным. Когда же ответчики предоставили суду наспех составленный договор расчистки того же самого участка, у суда возникли закономерные сомнения относительно достоверности этого договора.

В итоге суд пришел к выводу о том, что, заключая договор аренды в отношении спорного земельного участка, ответчик знал о неиспользовании земельного участка на протяжении длительного времени в качестве какого-либо сельхозугодья (пашни, пастбища и т.п.

), о нахождении на участке лесных насаждений, и не намеревался использовать земельный участок в соответствии с его назначением, а желал использовать участок с целью вырубки на нем лесных насаждений и извлечения выгоды. Таким образом, ущерб был причинен собственнику участка, а именно – Вологодской области.

Ответственность владельцев земельных участков (садоводов) за противопожарные меры — 2023

Предлагаем ознакомиться со статьей на тему: «Ответственность владельцев земельных участков (садоводов) за противопожарные меры». На странице собрана информация с авторитетных источников и сделаны выводы. На все сопуствующие вопросы вам ответит дежурный консультант.

Так, владельцы и пользователи земельных участков, прилегающих к лесу, теперь должны будут очищать их от сухой травы, опавших листьев и стеблей после уборки урожая, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 м от леса до участка. В качестве альтернативы владельцам таких участков предлагается отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером. Обеспечивать пожарную безопасность и выполнение правила противопожарного режима на своем участке необходимо будет постоянно в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова.

Отметим, что новые правила действуют как в отношении физлиц и юрлиц, так и в отношении органов власти всех уровней (п. 72.3 Правил противопожарного режима в РФ, п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах).

Добавим, что за нарушение правил пожарной безопасности установлена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан, от 10 тыс. до 20 тыс. руб. для должностных лиц, от 50 тыс. до 200 тыс. руб. для юрлиц (ч. 1 ст. 8.

32 КоАП). При этом за нарушение этих правил в условиях особого противопожарного режима предусмотрены гораздо большие размеры штрафов: от 4 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан, от 20 тыс. до 40 тыс. руб. для должностных лиц, от 300 тыс. до 500 тыс. руб. для юрлиц (ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ).

А если нарушение правил пожарной безопасности привело к возникновению лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, то гражданин за это может быть оштрафован на 5 тыс. руб.

, должностное лицо – на 50 тыс. руб., а юрлицо – на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб. (ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ). Важно, что ИП за нарушение правил пожарной безопасности несут ответственность как юрлица (прим. в ст.

8.32 КоАП РФ).

Ответственность владельцев земельных участков (садоводов) за противопожарные меры

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 № 807 внесены изменения в Правила пожарной безопасности в лесах:

  • в соответствии с этим Постановлением земельные участки, граничащие с лесом, должны быть отделены от него специальными противопожарными барьерами;
  • заботиться о них должны собственники или пользователи этих самых крайних земельных участков — как организации, так и граждане;
  • причем весь теплый сезон — с того момента, как сойдет снег, до осенних дождей.
  • Защитный противопожарный барьер может представлять собой:
  • защитную полосу шириной 10 метров, которую владелец земельного участка должен освободить от сухой травы, валежника, мусора и прочего, что легко загорается;

«Обеспечение пожарной безопасности в садоводческих (дачных) объединениях граждан»

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливающим правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов является Федеральный закон от 15.04.1998 года № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», принятый Государственной Думой 11 марта 1998 года.

В соответствии с положениями данного документа ч ленами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива посредством объединения паевых взносов создается имущество общего пользования, находящееся в собственности такого кооператива как юридического лица.

Часть указанного имущества может выделяться в неделимый фонд.

Члены садоводческого кооператива обязаны ежегодно покрывать образовавшиеся убытки посредством внесения дополнительных взносов, а также нести субсидиарную ответственность по обязательствам такого кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов такого кооператива.

  1. Законом определены п рава и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Каждый член садоводческого объединения помимо прочих обязанностей должен:
  2. — нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства;
  3. — не нарушать права членов такого объединения;
  4. — соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты;
  5. — соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы);
  6. — выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения.

За нарушения требований установленных упомянутым законом садовод может быть подвергнут административному взысканию в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательства о пожарной безопасности, совершенное в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях. Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности предусмотрена статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.