Изменения

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

Тема, правомерно ли поступают инспекторы ГИБДД, играя в «прятки» с водителями на дорогах страны, не сходит с уст общества и страниц СМИ еще с 90-х. С 20 октября 2017 года, в правила надзора за соблюдением ПДД внесены изменения.

Тому причиной является приказ МВД N 664 и новый Административный регламент ГИБДД. Люди все чаще обсуждают, что якобы новый регламент, чуть ли неофициально разрешает прятать патрульную машину от прямого видения водителей.

Попробуем разобраться, так ли это, и как должен реагировать водитель на внезапно возникшего, невесть откуда инспектора.

Как инспектор из табакерки: предупредить или выявить

В первую очередь, зафиксируем, что государство возложило на полицию, а равносильно и службу ГИБДД, три основные обязанности: Предупреждение, пресечение и выявление правонарушений.

Естественно, в любом праве, как институте, правозащитные функции всегда главенствуют над функциями карательными. Проще говоря, слуга закона в большей степени, обязан приложить все усилия для предупреждения нарушения, нежели из-за «кустов», это самое нарушение выявлять.

Что гласит буква закона?

Что же представляет собой пресловутый новый Административный регламент? Это инструмент, который наравне с Федеральным законом «О полиции», регулирует законность действий ГИБДД. В статье 8 этого закона четко прописано, что: степень открытой деятельности полиции, напрямую зависит от того, противоречит ли это требованиям законодательства Российской Федерации.

Можно сказать, черным по белому написано, что инспектору ГИБДД, запрещено вести скрытое выявления правонарушений. При этом из вышеизложенного явно следует, что о спрятанной в кустах или за углом патрульной машине и радаре, речи быть не может.

А вот с регламентом не так все просто!

Быстро законы пишутся, да нескоро в них разобраться.

Из этой же статьи следует, что публичное освещение исполнения полицией своих должностных обязанностей ограничивается, при возникновении противоречий к исполнительному производству, в частности по административным делам.

Практически в 100% случаях, характерные для деятельности ГИБДД делопроизводств, будь то нарушение правил, штраф за превышение скорости, лишение водительских прав и прочее, относятся, непосредственно к кодексу об административных правонарушениях.

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?Знак 1.33

Вот теперь мы можем обратиться к пункту 63, Административного регламента, введенного в действие приказом No 664.

С одной стороны, в пункте написано, что инспектор обязан расположить патрульный автомобиль, таким образом, чтоб он был виден. Мало того, на машине должны быть четко видны специальные опознавательные знаки ГИБДД.

А с другой стороны, если дело касается выявления нарушителей в аварийно-опасных местах, то авто можно и спрятать.

Хотя четкого определения, какой участок дороги является аварийно-опасным тоже нет.

Предупреждающий знак 1.33, непосредственно не указывает на аварийно-опасный участок притом, что устанавливается он именно перед ним. Знак носит предупреждающий характер и сигнализирует о «прочих опасностях». Если обратиться к Федеральному закону, то в нем более четко указано, какой участок является аварийным.

Если на определенном участке, конкретной длины и расположенном в конкретном месте за год происходит от трех до пяти ДТП, соответственно такой участок и является аварийно опасным.

В том случае если вы захотите доказать, что инспектор вам остановил в неположенном месте, будьте готовы, что на практике информацию о том, сколько ДТП произошло в том или ином месте за год, очень трудно будет найти. Причем спрятать можно и за природным ландшафтом (горка, овраг и т. д.

), за поворотом, ну и за кустами, с одной оговоркой, что кусты как элемент дорожной сети были посажены искусственно.

Кто прав, кто виноват?

Из вышеизложенного следует, что по новому регламенту, сотрудники ГИБДД, могут исполнять свои должностные обязанности таким образом, как того требует конкретная ситуация.

При возникновении спорных моментов у представителя полиции будет масса возможностей аргументированно доказать правомерность своих действий.

В принципе адекватному и законопослушному водителю, боятся того, что в кустах спрятана камера видеофиксации или инспектор с радаром, абсолютно ни к чему. В конце концов, ГИБДД и создана для того, чтобы следить за соблюдением правил дорожного движения.

Вывод и судебная практика

Из вновь измененного регламента следует, что автомобиль ДПС с нанесенными элементами специальной окраски и специальными сигналами во время служебного дежурства должен быть виден всем участникам дорожного движения.

Руководство МВД ставит задачу перед сотрудниками, в первую очередь предотвратить нарушение ПДД, а не скрытно его фиксировать. Но при определенных факторах, у сотрудников существуют вполне законные основания, все-таки машину прятать.

Например, если при осуществлении контроля над соблюдением ПДД с помощью средств фото и видеофиксации, прямой видимости мешает рельеф местности.

Немаловажным пунктом документа является и то, что сотрудники ДПС без спец. формы и на автомобиле без спец. окраски, могут вас остановить за нарушение правил, только на стационарных постах. Есть пункт и о досмотре вашего транспортного средства.

А судебный практики, который бы скрытое наблюдение за движением со стороны ГИБДД было бы признано незаконным, попросту НЕТ!

Можете попытаться найти подобные решения в Едином банке судебный решений на bsr.sudrf.ru – не получится.

Получается, что при необходимости (а она, формально, есть почти всегда) ГИБДД вполне может скрываться и в кустах, и за препятствиями ради выявления и пресечения правонарушений.

Отныне досмотр и сверку номеров двигателя могут производить только притом, если существует ориентировка на конкретный автомобиль. Досмотр должен осуществляться в присутствии двух понятых, не имеющих отношения к службе в структурах ГИБДД.

Также обязательным условием данной процедуры, является составление протокола досмотра. Полностью законным будет, если вы пожелаете зафиксировать на фото или видеоаппаратуру, как сотрудники исполняют свои должностные обязанности.

Прописан и пункт, касающийся подозрений инспектора на счет, не находится ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

При возникновении такой ситуации сотрудник ГИБДД обязан самостоятельно отвезти водителя на прохождение нужных экспертиз, а при отсутствии подтверждений факта опьянения доставить его обратно к личному транспортному средству.

Всем удачи на дорогах, берегите себя и соблюдайте правила дорожного движения. А если вам нужна помощь юриста — пишите или звоните нашим специалистам по номерам горячей линии прямо сейчас!

Вот засада! 6 мест, где чаще всего дежурят инспекторы ДПС — журнал За рулем

  • 1. Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах? 1.1. Как определить аварийно-опасный участок дороги?
  • 1.2. Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов
  • 2.

    Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?

  • В интернете на фоне вступления в силу нового Приказа №664 вместе со своим Административным регламентом всё чаще пишут якобы об официальном разрешении прятать патрульную машину ДПС в кустах, за зданиями или в других местах при ловле нарушителей.

    Якобы в изменённом регламенте внесён пункт об этом. Так ли это и могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664 в 2022 году, давайте разбираться!

    Для начала отметим, что на полицию, коей является и служба ГИБДД, возложены обязанности по пресечению и предупреждению нарушений, а также их выявлению.

    При этом, первые две задачи явно имеют приоритет перед третьей, согласно самой формулировки «безопасности дорожного движения», функцией которой наделена полиция.

    Какую бы иллюзию инспекторы ни питали в отношении выявления нарушений, правозащитные функции в любом праве всегда первичны перед законоисполнительными!

    Вас также заинтересует:

    • Отстранение от управления транспортным средством в вопросах и ответах
    • Куда и как пожаловаться на нарушение инспектора ДПС?
    • Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?

    Как можно останавливать автомобиль

    Чтобы остановить автомобиль на дороге, инспектор ГИБДД подает особый жест. Требование для остановки может подаваться с помощью громкоговорителя, либо рукой. Кроме того, сотрудник ДПС может применять диск с красным светящимся сигналом, либо жезлом. Инспектор показывает место для остановки машины. В темное время суток сигнал подается световыми сигналами, если есть такая возможность.

    https://www.youtube.com/watch?v=aaRsL43eSi0\u0026pp=ygVm0JzQvtCz0YPRgiDQu9C4INCT0JjQkdCU0JQg0L_RgNGP0YLQsNGC0YzRgdGPINCyINC60YPRgdGC0LDRhSDQv9C-INC90L7QstC-0LzRgyDQn9GA0LjQutCw0LfRgyDihJY2NjQ_

    Инспектор не имеет права останавливать автомобиль в тех местах, где по Правилам дорожного движения это запрещено. Однако существуют исключения. Например, водителя остановили для помощи в пресечении преступления, либо причинения вреда здоровью.

      ГИБДД в городе Махачкала — адреса, режим работы, телефон

    Права и обязанности инспектора после остановки

    После того, как автомобиль остановился по требованию инспектора ГИБДД, он обязан:

    1. Без задержки подойти к водителю.
    2. Поздороваться, назвать звание, должность, фамилию, имя, отчество.
    3. При обращении к автовладельцу правую руку приложить к головному убору.
    4. Назвать причину остановки.
    5. Показать по требованию водителя служебное удостоверение. Не забудьте записать данные сотрудника по документу.
    6. Потребовать передать документы без удерживающих устройств, напомнить права и обязанности автовладельца в случае привлечения его понятым.
    7. Не затягивать время остановки.
    8. Разъяснить суть правонарушения, если оно имеет место.

    Кроме обязанностей, инспектор ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из автомобиля в следующих ситуациях:

    1. У водителя выявлены признаки болезни или опьянения.
    2. Для проведения личного досмотра, осмотра автомобиля, либо груза.
    3. Для сверки номеров агрегатов автомобиля с данными в документах.
    4. При необходимости участия водителя в оказании помощи или для процессуальных действий.
    5. Для устранения поломки машины или нарушения перевозки груза.

    Зная эти права и обязанности сотрудников полиции, не препятствуйте их выполнению, и не нарушайте закон.

    Патрульные автомобиль без цветографических схем

    Как Вы могли заметить, выше говорилось только про автомобили со специальными цветографическими схемами. Но существуют автомобили и без таковых. Тем не менее такие автомобили тоже могут контролировать дорожное движение. Но они не могут останавливать Ваш автомобиль, а лишь передадут на другой пост или автомобиль информацию в случае нарушения.

    44.

    При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

    Останавливаться или нет, если автомобиль без цветографических схем или стоит в кустах?

    На основании изменений, внесенных в административный регламент, возникает резонный вопрос: «останавливаться или нет?».

    Правильный ответ на него — останавливаться. Это связано с тем, что регламент ГИБДД — это документ ГИБДД. А документ водителей — Правила Дорожного Движения.

    Причем существует штраф:

    Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства — влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот рублей.

    Так что останавливаться или нет в темном лесу — вопрос открытый. Пожалуй, лучше не остановиться и заплатить штраф, чем остановиться и попасть в скверную ситуацию. А вообще, не нарушайте правила, и никто Вас не остановит. Удачи на дорогах!

    Читайте также:  Оформление ДТП с аварийным комиссаром – разница и риски

    Прямые длинные улицы

    Организация постов на прямых, хорошо просматриваемых улицах, осуществляется с целью выявления нетрезвых водителей и тех лиц, которые управляют машинами с тонировкой. Если водитель знает, что едет с нарушением, то нередко он начинает паниковать заранее, понимая, что он рискует нарваться на проверку. И опытные инспекторы без труда выявляют таких автомобилистов

    Увидев патрульную машину, злостные нарушители чаще всего выполняют следующие действия:

    • резко тормозят;
    • перестраиваются в крайний левый ряд;
    • пытаются развернуться и т. д.

    Если водителю нечего бояться, он ведет себя спокойно и уверенно. Соответственно, он не будет резко менять направление движения.

    https://www.youtube.com/watch?v=aaRsL43eSi0\u0026pp=YAHIAQE%3D

    Именно на длинных улицах подозрительные маневры видны особенно хорошо. Поэтому если инспекторы увидят, что какая-то машина резко развернулась и пытается скрыться, то, скорее всего, они пустятся в погоню, чтобы разобраться в причинах странного поведения водителя.

    Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?

    Но главный для обычного водителя вопрос заключается, конечно же, в законности выявленного нарушения, если патрульный автомобиль был спрятан в кустах или за другими объектами незаконно.

      Какие документы нужны для карты водителя на тахограф

    Увы, но при обжаловании такого штрафа против Вас будут играть два главных факта:

    1. во-первых, из-за достаточно скользкой и двоякой трактовки регламента далеко не факт, что должностным лицом или судьёй, рассматривающим жалобу, будет выявлено процессуальное нарушение,
    2. во-вторых, такое процессуальное нарушение даже в случае наличия его состава, скорее всего, малозначительно и никак не отвергает штрафа; возможен вариант, когда штраф (лишение прав или другую меру наказания) оставят в силе, но и к инспектору за нарушения регламента будут применены дисциплинарные санкции.

    Понятие патрульного автомобиля

    Из приведенных ниже абзацев самая важная для нас мысль состоит в том, что патрульный автомобиль может быть как с нанесенными цветографическими схемами (они представляют собой надписи ГИБДД, ДПС и т.п.), так и без них.

    К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».

    Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.

    Имеют ли право дорожные полицейские прятаться от водителей?

    Общество
    »
    Практика
    »
    Как отстоять права

    Уверен, большинство водителей с более или менее солидным стажем встречались с такой ситуацией: едешь себе спокойно по трассе, без нарушений, и вдруг из придорожных кустов вскакивает инспектор ДПС с радаром — нарушаете, превышаете! А, собственно, могут ли дорожные полицейские прятаться в кустах? На этот вопрос «Правде.Ру» ответили эксперты.

    Как-то раз нынешним летом едем на рыбалку по не очень оживленной трассе с бывшим (уволился в 2011 году по сокращению штатов) полковником полиции. Он за рулем чувствует себя, что называется, как рыба в воде.

    Ведет спокойно и уверенно, не дергается, правил не нарушает. Во всяком случае, старается. И вдруг впереди, метрах в ста, из-за будки пригородной автобусной остановки на дорогу выходит молоденький сержант ДПС с радаром в руках. По его сигналу останавливаемся.

    «Сухой закон» — только для велосипедистов

    Оказывается, по словам сержанта, полковник превысил допустимую на этом участке трассы скорость аж на пять километров в час. И показывает окошечко переносного радара: действительно, какое-никакое превышение есть. Водитель спокойно выходит из машины и вдруг начинает грозно отчитывать молодого сержанта: мол, нарушаете инструкцию такую-то, приказ МВД такой-то, положение ГИБДД такое-то…

    Номера ведомственных приказов, инструкций и так далее сыплются, как из рога изобилия. Растерянный сержант краснеет и машет рукой: да поезжайте уже, только от меня отстаньте! Довольный экс-полковник садится за руль.

    Смеется: законы надо знать, сотрудникам дорожной полиции прятаться от водителей в каких-нибудь кустах или будках не положено.

    Собственно, именно по этому поводу напористый полковник и наехал на растерявшегося дорожного полицейского, не умудренного особым опытом.

    ДТП: послание на три буквы

    Но оказывается, мудрый полковник использовал не столько собственное знание ведомственных правил, сколько незнание их молодым сержантом в форменном канареечном светоотражающем жилете. В данной ситуации закон действительно что дышло: в отдельных случаях инспекторы ДПС скрытно следить за дорогой все-таки могут! Даже на автомобиле, не разукрашенном служебной символикой.

    Вот что пояснил корреспонденту «Правды.Ру» Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, полковник полиции в отставке Виктор Николаевич Корзун:

    «В былые времена совершенно официально было три формы несения службы: скрытая (работа на машинах без специальной раскраски), открытая (работа на патрульных автомобилях в местах, где чаще всего происходят нарушения ПДД с целью их профилактики) и смешанная. В 2009 году вышел специальный регламент, предусматривающий несколько иные нормы патрулирования на трассах, в 2011 году он был дополнен.

    Правда, честно говоря, ясности во взаимоотношениях ГИБДД и водителей больше не стало. Например, в одном абзаце регламента сказано, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается.

    И тут же дана расшифровка: патрульный автомобиль — это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесенаспециальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов и так далее…. То есть если на машине отсутствуют синие полоски, аббревиатуры ДПС и красно-синие мигалки, то значит, патруль вне закона?

    Как бы не так! В следующем абзаце говорится (постараюсь повторить дословно), что «контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме, с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля». То есть, исходя из этого пункта регламента, следует, что инспектору разрешено хоть на личном «Жигуленке» следить за порядком на трассах! Согласитесь, тут есть некое скрытое противоречие, которое можно использовать как угодно…».

    Новые штрафы — старые ездоки

    А насколько все-таки правомерно гаишнику прятаться от водителей в кустах? На этот вопрос «Правде.Ру» отвечает кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

    «Тут ситуация довольно сложная и достаточно противоречивая. Формулировки в нормативных документах несколько расплывчаты, что позволяет трактовать их достаточно вольно.

    И ведь ничего не поделаешь! Дежурство на дорогах регламентируют специальные наставления по работе дорожно-патрульной службы, а там четко написано: сотрудник ДПС должен выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

    А вот всего лишь несколько строк из приказа Министерства внутренних дел от 31 декабря 2009 года (цитирую по первоисточнику): «При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения…».

    Но внимательно читаем далее: «В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Короче говоря, дорожный инспектор с радаром может вполне спрятаться за бугром, за поворотом, даже по сути дела и в кустах. И никаких служебных регламентов не нарушит!

    Ученые узнали, откуда на дорогах «чайники»

    По сути, из положений приказов МВД и регламента ГИБДД следует, что патрульная машина однозначно может быть скрыта за придорожными кустами или автобусной остановкой только при условии, что контроль за дорожным движением ведется с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения.

    Правда, есть еще один нюанс, который известен всем водителям. Если вы едете нормально, не нарушая правил, то никакой инспектор, который хоть в кустах сидит, хоть открыто на обочине стоит, не страшен!».

    Читайте самое интересное в разделе «Общество»

    Сотрудникам ГИБДД запретят прятаться в кустах

    © ТАСС

    Министерство внутренних дел разработало обновленные правила «осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства о безопасности дорожного движения».

    Проект приказа МВД — это многостраничный документ. Из нового в нем фактически только скрытый надзор на дорогах. Его суть в том, что сотрудники госавтоинспекции в штатском смогут фиксировать опасное вождение, выезд на встречку или разговор по мобильному телефону за рулем.

    Однако, поскольку эти сотрудники ГИБДД без формы, то они не смогут остановить машину и составить протокол, а должны будут передать информацию нарядам автоинспекции, которые находятся при исполнении.

    И только эти сотрудники в форме могут задерживать нарушителей и оформлять протоколы.

    https://www.youtube.com/watch?v=LAGcSX1YEYc\u0026pp=ygVm0JzQvtCz0YPRgiDQu9C4INCT0JjQkdCU0JQg0L_RgNGP0YLQsNGC0YzRgdGPINCyINC60YPRgdGC0LDRhSDQv9C-INC90L7QstC-0LzRgyDQn9GA0LjQutCw0LfRgyDihJY2NjQ_

    Скрытое патрулирование — это обычная мировая практика. В России же это может превратиться в кормушку для госавтоинспекторов, предупреждает автоэксперт Артем Бобцов:

    Артем Бобцов, автоэксперт

    «Меня лично штрафовали в Европе на машине, которую вообще невозможно было отличить ни от какой другой, там внутри сидели полицейские, больше того, там находились внутри скрытые проблесковые маячки, то есть при нарушении они их включали и моментально из обычной машины превращались в полицейскую. Я думаю, что это, кстати, следующий этап реформы ГИБДД. Всегда найдется повод вас остановить. В этом смысле, наверное, новая норма — да, она ГИБДД немного развяжет руки в той части, чтобы водителя, опять же, беспричинно останавливать либо вести скрытую фиксацию в таких местах, где не нарушить просто нельзя: либо дорожные работы — приходится на встречную полосу выезжать, либо кто-то сломался, и водители вынуждены нарушать, когда по-другому просто не проехать, и, видимо, придется водителям снова по привычке идти в суд, там доказывать свою правоту».

    Особо оговаривается и порядок передачи документов. Если инспектор обнаружит в них деньги, он обязан вернуть владельцу все переданное целиком и попросить предоставить бумаги еще раз, уже без купюр.

    Еще одна деталь — для сотрудников ДПС хотят установить правила видеофиксации «административных действий», в частности их хотят обязать предупреждать участников дорожного движения о съемке, и сами инспекторы не смогут выходить из поля обзора видеокамеры, если их снимает остановленный водитель или пассажир, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

    Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»

    «Это малое изменение, но тем не менее оно много меняет.

    Наверное, имеет смысл вспомнить ряд видеороликов, снятых на южном, так называемом отпускном направлении, где водители, которых привлекали к административной ответственности под разными предлогами, не согласные с этим, пытались снимать инспекторов, которые просто прятались в автомобиль. Конечно, это выглядело на видео комично, но с юридической точки зрения к таким инспекторам никаких вопросов предъявить было нельзя, потому что они действовали в рамках действующего административного регламента, который совершенно ничего не говорил о том, как должен вести себя инспектор, если его снимают на видео водитель или пассажир. Вот сейчас это все, кончено, будет по-другому, и я напомню, что за нарушение требований административного регламента полицейских реально привлекают к ответственности».

    В МВД постоянно идет анализ ситуаций, которые нуждаются в регламентировании, и за пару-тройку лет накапливается определенный пакет поправок, который потом принимается. Это делается для упрощения судебных разбирательств, отмечает автоюрист Игорь Озеров:

    Читайте также:  Какие выплаты можно получить по ОСАГО после ДТП?

    «Сегодняшние поправки также можно будет оспаривать или не оспаривать. Какой-то принципиальной разницы не появилось. Просто прописали те, видимо, нюансы, которые возникали в судах, чтобы в дальнейшем они меньше возникали. Как я вижу это регламент — он более уже с наработками о спорных ситуациях, чтобы их в дальнейшем меньше было».

    В Москве за 2020 год и первые три месяца 2021 года были задержаны 304 водителя по статье «Дача взятки». Против них возбуждены уголовные дела. А вот сколько инспекторов взяли деньги столичная Госавтоинспекция статистику не опубликовала.

    Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

    1. Необычная акция
    2. Раскрываем секреты содержимого машины ГИБДД

    В патрульном автомобиле должен быть ряд приспособлений. Без большинства из них стражи порядка не могут заступать на дежурство.

    Укомплектовывая свой транспорт, сотрудники ДПС следуют не только ПДД, но и ведомственным инструкциям. Если полицейский что-то забудет, это расценят как дисциплинарный проступок. А уж если отсутствие нужного атрибута помешает поймать преступника, инспектора и вовсе могут уволить со службы.

    Так как же заглянуть внутрь патрульного автомобиля и посмотреть, что же в нем находится?

    Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?

    Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:

    • Федеральный закон «О полиции»,
    • Административный регламент, введённый в действие Приказом №664.

    Первый в своей статье 8 говорит нам о том, что действия полиции носят публичный характер, но и противоречия возможности прятать патрульный автомобиль за кустами, зданиями, сооружениями, холмами и другими объектами нет.

    https://www.youtube.com/watch?v=LAGcSX1YEYc\u0026pp=YAHIAQE%3D

    Поэтому давайте обратимся непосредственно к регламенту. Пункт 63 регулирует сразу три положения и условия видимости патрульной машины.

    Итак, первый абзац пункта 63 говорит нам следующее:

    63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

    Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!

    В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

    Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №664 (точнее, его регламенту), но только при двух определённых условиях (выполнении одного любого из них):

    1. ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги,
    2. применяется фото- или видеофиксация нарушений ПДД.

    Причём, практически всегда в 2021 году при выявлении нарушений сотрудники ГИБДД используют видеокамеру. Это факт.

    Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет.

    Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.

    Но самое главное заключается в том, что никаких смысловых изменений в Приказе №664 и не произошло. В регламенте Приказа №185 содержалась практически такая же формулировка, лишь слегка видоизменённая. Поэтому захлестнувшие интернет новости о том, что только после выхода нового Приказа ГИБДД могут прятаться в кустах, не более чем «утка».

    Как определить аварийно-опасный участок дороги?

    Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:

    Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.

    Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в своей статье 2:

    аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

    Как видим, статус аварийно-опасного участок приобретает при наличии за отчётный год определённого количества ДТП на нём. Вот только такую информацию Вы нигде не найдёте, даже отправив официальный запрос в ГИБДД. Максимум — это статистика ДТП по районам субъектов России на официальном сайте статистики ГИБДД.

    Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.

    Поэтому прятать машину в кустах сотрудникам ГИБДД на практике можно практически везде. Но это ещё не всё. Выше мы говорили о том, что пункт 63 регламента имеет ещё и третий абзац.

      Skoda Octavia I – заслуживает внимания

    Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов

    Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:

    Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

    https://www.youtube.com/watch?v=OHOYYVk_iPk\u0026pp=ygVm0JzQvtCz0YPRgiDQu9C4INCT0JjQkdCU0JQg0L_RgNGP0YLQsNGC0YzRgdGPINCyINC60YPRgdGC0LDRhSDQv9C-INC90L7QstC-0LzRgyDQn9GA0LjQutCw0LfRgyDihJY2NjQ_

    Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и «мигалка» патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.

    Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и «мигалку» в кустах при выявлении нарушений.

    Ещё кое-что полезное для Вас:

    • Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?
    • Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
    • Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать и проверять документы у пешеходов и пассажиров?

    Необычная акция

    Главные засады и разводки ГИБДД против дачников — журнал За рулем

    Информация о расположении камер видеофиксации на дорогах страны стала общедоступной.

    Безопасность и соблюдение правил дорожного движения обеспечивается не только мерами патрулирования, но и внедрением комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Они включают в себя средства фото-, видеофиксации, а также специальные измерительные приборы.

    После заявления Президента РФ, где говорил — камеры не нужно скрывать и прятать. Он указал, что установка комплексом не является целью наказания нарушителей и сбора штрафов. Основной задачей все-таки должно стать повышение дисциплины на дорогах, соблюдение водителями скоростного режима и, как следствие, сокращение аварий.

    Поэтому с 31 июля 2021 года официальный источник ГИБДД открыл раздел, содержащий информацию о местах установки онлайн камер, которые обнаруживают нарушения и в автоматическом режиме передают их в общую систему.

    Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?

    Но главный для обычного водителя вопрос заключается, конечно же, в законности выявленного нарушения, если патрульный автомобиль был спрятан в кустах или за другими объектами незаконно.

      Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

    Увы, но при обжаловании такого штрафа против Вас будут играть два главных факта:

    1. во-первых, из-за достаточно скользкой и двоякой трактовки регламента далеко не факт, что должностным лицом или судьёй, рассматривающим жалобу, будет выявлено процессуальное нарушение,
    2. во-вторых, такое процессуальное нарушение даже в случае наличия его состава, скорее всего, малозначительно и никак не отвергает штрафа; возможен вариант, когда штраф (лишение прав или другую меру наказания) оставят в силе, но и к инспектору за нарушения регламента будут применены дисциплинарные санкции.

    Какие нарушения фиксируют камеры?

    Современные комплексы, установленные для фиксации нарушений, способны реагировать на следующие ситуации:

    • превышение скоростного режима свыше установленных норм;
    • нарушение требований дорожной разметки;
    • проезд на знак светофора, запрещающий движение автотранспорта;
    • выезд за пределы линии «Стоп»;
    • выезд на полосу встречного движения;
    • выезд на тротуар;
    • движение по обочине;
    • движение по полосе, предназначенной для проезда общественного транспорта;
    • выезд на перекресток при заторе;
    • отсутствие ближнего света фар и дневных ходовых огней;
    • проезд по запрещающие дорожные знаки: «Въезд запрещен», «Движение грузовых автомобилей запрещено»;
    • для тяжелых грузовиков нарушение правил оплаты проезда;
    • поворот, выполненный из второго ряда;
    • непредставление преимущественного права пересечения дороги пешеходами на специально оборудованных пешеходных переходах;
    • движение грузовых транспортных средств на автомагистралях и дорогах для автомобилей далее второй полосы.

    Установка знака и нанесение разметки фотовидеофиксация

    В 2021 году в правилах дорожного движения описаны табличка 8.23 и горизонтальная дорожная разметка 1.24.4, указывающие на наличие камер фотовидеофиксации на данном участке дороги.

    https://www.youtube.com/watch?v=OHOYYVk_iPk\u0026pp=YAHIAQE%3D

    Указанные знак и разметка применяются с 2013 года. Они рассмотрены в соответствующей статье.

    Однако многие водители до сих пор ошибочно считают, что перед каждой камерой ГИБДД должен быть установлен знак и нанесена разметка. Это утверждение неверно. Камера может не быть обозначена заранее, это не будет являться нарушением.

    Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?

    Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:

    • Федеральный закон «О полиции»,
    • Административный регламент, введённый в действие Приказом №664.

    Первый в своей статье 8 говорит нам о том, что действия полиции носят публичный характер, но и противоречия возможности прятать патрульный автомобиль за кустами, зданиями, сооружениями, холмами и другими объектами нет.

    Читайте также:  Максимальную скорость на трассах могут увеличить

    https://www.youtube.com/watch?v=LAGcSX1YEYc\u0026pp=YAHIAQE%3D

    Поэтому давайте обратимся непосредственно к регламенту. Пункт 63 регулирует сразу три положения и условия видимости патрульной машины.

    Итак, первый абзац пункта 63 говорит нам следующее:

    63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

    Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!

    В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

    Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №664 (точнее, его регламенту), но только при двух определённых условиях (выполнении одного любого из них):

    1. ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги,
    2. применяется фото- или видеофиксация нарушений ПДД.

    Причём, практически всегда в 2021 году при выявлении нарушений сотрудники ГИБДД используют видеокамеру. Это факт.

    Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет.

    Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.

    Но самое главное заключается в том, что никаких смысловых изменений в Приказе №664 и не произошло. В регламенте Приказа №185 содержалась практически такая же формулировка, лишь слегка видоизменённая. Поэтому захлестнувшие интернет новости о том, что только после выхода нового Приказа ГИБДД могут прятаться в кустах, не более чем «утка».

    Как определить аварийно-опасный участок дороги?

    Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:

    Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.

    Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в своей статье 2:

    аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

    Как видим, статус аварийно-опасного участок приобретает при наличии за отчётный год определённого количества ДТП на нём. Вот только такую информацию Вы нигде не найдёте, даже отправив официальный запрос в ГИБДД. Максимум — это статистика ДТП по районам субъектов России на официальном сайте статистики ГИБДД.

    Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.

    Поэтому прятать машину в кустах сотрудникам ГИБДД на практике можно практически везде. Но это ещё не всё. Выше мы говорили о том, что пункт 63 регламента имеет ещё и третий абзац.

    Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов

    Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:

    Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

    https://www.youtube.com/watch?v=OHOYYVk_iPk\u0026pp=ygVm0JzQvtCz0YPRgiDQu9C4INCT0JjQkdCU0JQg0L_RgNGP0YLQsNGC0YzRgdGPINCyINC60YPRgdGC0LDRhSDQv9C-INC90L7QstC-0LzRgyDQn9GA0LjQutCw0LfRgyDihJY2NjQ_

    Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и «мигалка» патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.

    Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и «мигалку» в кустах при выявлении нарушений.

    Ещё кое-что полезное для Вас:

      Запрет правого руля. Что ждет автомобилистов в 2021 году?

    • Обязан ли водитель открывать багажник инспектору ГИБДД?
    • Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
    • Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать и проверять документы у пешеходов и пассажиров?

    Большой брат: все, что нужно знать о камерах фиксации нарушений ПДД и методах их обнаружения

    Будущее наступило, и «фотоэлементы заменили этих парней»: сотрудника ГИБДД на дороге уже не встретишь, зато камера – на каждом столбе. Да что там столбе, они еще и дрейфуют по городу в многочисленных служебных машинах. И не спрятаться, не скрыться, сколько фиговым листочком ни прикрывай самое значимое (зачеркнуто) номерной знак. Но способы не нарываться есть.

    Дисклеймер

    Определимся с позицией: нарушать Правила дорожного движения – себе дороже, и не только с точки зрения здоровья, но и по совести.

    В целом за годы размножения камер на дорогах в России ездить стало спокойнее и приятнее, откровенный лихаческий беспредел сейчас встретишь редко.

    В то же время, по мнению многих автомобилистов, не обходится без перегибов на местах и «кормушек».

    Какие бывают штрафы ГИБДД через камеры и радары

    Сонмы аппаратуры, что гроздями свисают с каждого мало-мальски пригодного для установки оной столба, не позволят проскочить даже мыши:

    • нарушение скорости
    • нарушение разметки
    • поворот из неположенной полосы
    • пересечение стоп-линии
    • встречка
    • обочина
    • автобусная полоса
    • и, конечно же, запрещающий сигнал светофора

    Камеры средней скорости на дорогах научились вычислять тех, что предпочитали притормаживать перед «инспектором на столбе» и отрываться на участке между двумя. Каждый пешеход, что разговаривал по телефону или ждал попутку близ «зебры», теперь платный, а недавно взялись за «святое»: ремень безопасности.

    Отследить камеры на дороге несложно – органы и не скрывают их расположение, посмотреть камеры ГИБДД онлайн можно прямо на сайте ведомства: есть и база камер и радаров, и схема их размещения с периодическим обновлением. Помимо карты камер ГИБДД для водителей доступны мобильные приложения «Камеры контроля скорости», у которых довольно высокий рейтинг по отзывам пользователей.

    Нейросети для ремней и телефонов и ловля на ОСАГО

    Камеры постоянно обучаются, используя в том числе нейросеть, поэтому список фиксируемых нарушений регулярно расширяется.

    Штраф за общение без специального снаряжения – гарнитуры или встроенных в магнитолу «свободных рук» — решение отнюдь не инновационное, весь Старый Свет давно уже познал это правило через «кнут».

    Другое дело – как аппаратура будет отличать телефон от очечника, пачки сигарет или, например, выносного жесткого диска, с которого вот-вот заиграет музыка? Или их тоже теперь нельзя трогать в движении? А как насчет солнцезащитного козырька? Можно ли за ним спрятаться?

    Источник: соцсети

    Один из крупных производителей камер для различных регионов РФ так прокомментировал нововведение для Matador.Tech:

    «У систем фотофиксации нарушений два подхода. Первый – алгоритмический: просматривается каждый кадр в цвете, если тут было так, то тут должно быть так. Поэтому легко протестировать номер машины: он обладает своими определенными характеристиками – черно-белое в прямоугольнике, легко вычисляемое. Используя номерной знак, можно вычислять множество нарушений, в том числе и сложные.

    Но ремень может выглядеть по-разному – на многих машинах он черный, но есть ведь и светлые, бежевые. Одежда и угол зрения камер разные – нет четкого понимания, как выглядит нарушение.

    Нейронная сеть – это условно черный ящик, который обладает огромным набором данных. Нейронная сеть обучаема: ей показывают 10 миллиардов фото банана, и она понимает, что это банан, когда видит его. Словно человеческий мозг.

    Это надежная система, сейчас и для определения номеров используют «нейроны».

    С телефоном и ремнем, видимо, будет сделано то же самое. Камер много, в базе накопились миллиарды высокоточных фото внутри машин. Обученный прибор с заложенным алгоритмом будет надежно фиксировать. Еще несколько лет назад об этом говорили – видимо, сеть обучалась, «смотрела» на ремень и телефон.

    Теоретически должно работать хорошо. Фото в распоряжении у московских органов контроля очень много. Телефон у головы – это характерный признак, действительно камера может определить.

    Дальше в любом случае проверяет инспектор ГИБДД или сотрудник ЦОДД. Они принимают решение. Например, в Дубае система не определяет номера: камера фотографирует телефон у головы, человек смотрит фото и сам определяет номер машины.

    У нас же очень хорошо автоматизировано.

    • Телефон у лица – тоже яркий понятный объект. Просто в руке – сложнее, зависит от угла зрения камеры – она довольно высоко, на 3-5 метрах висит, поэтому тут сложно сказать, увидит ли за козырьком или в руке под панелью»
    • .
    • Конкретики пока не много, но очень скоро мы все узнаем подробности.

    Следующий шаг – проверка на наличие полиса ОСАГО. Кстати, разговоры по мобильному телефону или «серф» во всемирной паутине за рулем теперь облагается пошлиной. Ни много ни мало – 1500 рублей. Получите, распишитесь, оплатите в сберегательной кассе.

    Виды камер и радаров

    Чтобы разобраться в вопросе и найти единственное верное решение, нужно тщательно изучить матчасть: простыми словами, узнать «охотника» в лицо. Но тут есть маленькая, буквально крошечная проблемка: видов камер уже около сотни, а новинки появляются намного чаще, чем у одного плодовоовощного бренда.

    Перечислять их просто бессмысленно: во всех этих «автодориях», «кречетах», «визирах», «парконах» и прочих разберется только узкоспециализированный профи.

    Принцип работы «Автодории», например, — измерение средней скорости движения на участке между радарами, причем расстояние между комплексами может быть любым.

    Это, кстати, медленно, но верно позволяют отучать нервных водителей от резких рефлекторных торможений почти в пол перед столбами с «оком».

    Схема работы комплекса, замеряющего среднюю скорость на участке