КБМ таблица — официальная таблица РСА 2023 года
Дело в том, что указания Центробанка относительно этого вопроса вступят в силу позже. Коэффициент бонус-малус – это скидка за безаварийную езду в течение срока вождения.
На сегодняшний момент предусмотрено 2 переходных периода – до 1 апреля 2023 года и с 1 апреля 2023 г.
Изменения с 1 апреля 2023 года
- Водителям устанавливается только 1 КБМ, срок действия которого составляет 1 год (до 31 марта следующего года). Раньше у автовладельцев было несколько КБМ. И это создавало путаницу, у водителя были проблемы при расчете стоимости ОСАГО.Такое происходило, если человек числился одновременно в двух документах – его фамилия фигурировала в полисе ОСАГО и значилась на автомобиле другого владельца.
- Водители должны брать КБМ из единой базы, установленной Российским союзом автостраховщиков (РСА).
- Если у автовладельца значилось несколько КБМ, тогда в базу будет внесено самое минимальное значение.
Расширение тарифного коридора
Центробанк РФ поставил страховщикам рамки, в которых они могут самостоятельно назначать стоимость базового полиса ОСАГО. До вступления в силу новых правил эти рамки составляли от 3432 руб. до 4118 руб. Ни дешевле, ни дороже страховые компании не могли продавать страховые полисы.
С 9 января 2023 года тарифный коридор расширился на 20% в обе стороны. Теперь диапазон составляет от 2746 руб. до 4942 руб. При этом стоимость ОСАГО будет определяться не индивидуально для каждого автовладельца, а будет установлена по каждому отдельно взятому региону.
Например, в так называемых зеленых регионах, где количество аварий наименьшее, полисы подешевеют. А в «красных» регионах (высокоаварийные) полисы ОСАГО подорожают.
В так называемых пограничных регионах со средней статистикой аварийности полисы будут находиться на средней границе. В г. Санкт-Петербург, к примеру, базовая ставка равна 4324 руб., в Ленинградской области – 4530 руб.
Изменение в таблице возраста и стажа водителей
Раньше коэффициент возраст-стаж зависел от двух показателей:
- От возраста меньше или больше 22 лет.
- От стажа меньше или больше 2 лет.
Теперь таблица разделена на 7 категорий возраста и 8 категорий стажа. Так, к примеру для 19 летнего водителя при стаже 1 год коэффициент будет составлять 1,87; для 30–летнего автовладельца с 10-летним стажем – 0,96; для 39-летнего водителя со стажем 1 год коэффициент равен 1,63.
Пример. До вступления в силу новых правил водитель А. возрастом 34 года и опытом вождения 17 лет имел коэффициент 1. А теперь он имеет коэффициент 0,96.
Изменения при расчете КБМ ОСАГО. Расчет КБМ до 1 апреля 2023 года
Реформа КБМ с 2023 года включает в себя следующие положения:
- КБМ теперь определяется 1 раз и будет оставаться неизменной в течение 1 года. К примеру, если водитель оформил договор страхования с коэффициентом 0,96, потом через полгода продал машину и купил новую, то договор страхования по новому объекту останется прежним.
- КБМ теперь оформляется на момент подписания договора, а не с даты начала срока страхования, как было раньше.
- КБМ на мультидрайв теперь всегда будет составлять 1.
- Для юридических лиц КБМ определяется среднеарифметическим из всех КБМ данного юридического лица.
- Коэффициент применяется для всех договоров ОСАГО, в том числе для водителей-иностранцев и тех, кто едет по транзиту.
- Максимальное значение коэффициента бонус-малуса составляет 2,45, а минимальное – 0,5.
С апреля месяца 2023 года действуют такие правила при расчете КБМ:
- Расчет производится ежегодно 1 апреля.
- Коэффициент не будет перечисляться весь период (весь год значение будет неизменным). Например, если водитель летом попадет в аварию и будет ее виновником, а новый договор ОСАГО нужно будет заключить осенью, то коэффициент будет рассчитываться по состоянию на 1 апреля. При этом его значение будет изменено только 1 апреля следующего года.
- Для расчета будет браться значение КБМ, которое было рассчитано за предыдущий период, в котором была оформлена страховка.
- Если автовладелец раньше не был вписан в ОСАГО, тогда КБМ будет равен 1.
- КБМ больше не будет обнуляться, если у водителя был большой перерыв в стаже.
Полис с ограниченным числом водителей
Изменения коэффициента на неограниченный список водителей вырос с 1,8 до 1,87. Такие изменения коснутся тех, у кого автомобиль в семье, а также изменения затронут руководство тех организации, машины которых оформлены на юридическое лицо.
При расчете стоимости такого полиса берется максимальное значение КБМ среди всех водителей, допущенных к управлению одного и того же транспортного средства.
Пример. Если у Владимира коэффициент равен 0,8, а у Елены – 0,65, то при расчете стоимости полиса будет взят коэффициент 0,8.
Полис без ограничений
Если страховой договор не предусматривает ограниченное число лиц, которые могут управлять автомобилем, который принадлежит физическому лицу, тогда коэффициент КБМ в этом случае будет равен 1.
Ответы на вопросы по теме
Вопрос. Какую максимальную скидку я получу, если ни разу не был участником ДТП?
На сегодняшний день за каждый год езды без аварии скидка будет увеличиваться на 5%. Максимальный коэффициент – 0,5, то есть 50%. Такую скидку водитель может получить при длительной и безаварийной езде (на 10–й год).
Вопрос. Останется ли у меня скидка за безаварийную езду, если я поменял страховую компанию?
Нет, при смене страховой компании КБМ теперь меняться не будет. Может произойти такая ситуация, когда страховой агент при оформлении договора не сможет найти КБМ. В таком случае нужно помочь ему – найти свой коэффициент на сайте Российского союза автостраховщиков и показать его специалисту.
Вопрос. Какой будет у меня КБМ, если я впервые хочу оформить «автогражданку»?
Если водитель страхует свою автогражданскую ответственность впервые, то КБМ будет равен единице.
Вопрос. Каким будет коэффициент бонус-малуса, если я впишу в полис своего 18-летнего сына?
Поскольку в автоматизированной информационной системе ОСАГО нет данных о водителей до достижения ими 18-летнего возраста, тогда КБМ будет равен единице. В таком случае коэффициент аварийности по вашему полису будет равен единице, поскольку по правилам выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют водители, вписанные в один полис.
С 01.04.2019 г. вступили в силу новые правила расчета КБМ ОСАГО. Теперь значение коэффициента не обнуляется, даже если у водителя был перерыв в вождении (раньше скидка не сохранялась). Теперь коэффициент назначается только 1 раз в год.
Если страховка оформлена на несколько автовладельцев, которые управляют одним автомобилем, то для такой категории лиц коэффициент повысится – с 1,8 до 1,87.
Введена и новая система расчета коэффициента «возраст-стаж» с более детальным разделением ступеней – вместо 4 теперь 58. А базовые тарифные ставки стали более расширенными – на 20% вверх и вниз.
Подпишись на наш Телеграм-канал https://t.me/pravoauto чтобы быть в курсе новых штрафов и других изменений автомобильного законодательства.
Вас заинтересует:
Таблица КБМ РСА — актуальные коэффициенты
Для самостоятельного расчета положенного коэффициента бонус-малус можно воспользоваться специальной таблицей КБМ РСА. Если полученное значение отличается от используемого страховой компанией, следует выполнить восстановление. Для этого нужно подать заявление страховщику либо же заполнить онлайн-форму в сервисе КБМка.
Что такое бонус-малус
Коэффициент бонус-малус — значение, формируемое на основании страховой истории водителя и существенно влияющее на общую стоимость полиса ОСАГО. Размер КБМ не статичен, и варьируется от 0,5 до 2,45, что представляет собой скидку либо же увеличение цены страховки.
Коэффициент зависит от количества ДТП, произошедших по вине водителя за последние 12 месяцев. При их отсутствии — понижается, в ином случае возрастает.
Благодаря безаварийной езде на протяжении долгого времени можно получить скидку в размере 50 %, а за регулярные аварии, наоборот, увеличить стоимость ОСАГО практически в 5 раз.
Информация о КБМ всех водителей хранится в единой базе данных Российского союза автостраховщиков, вносить изменения в которую вправе только страховые компании. Однако запросить сведения и посмотреть свой коэффициент может каждый желающий. С помощью этого легко контролировать правильность действий страховщика и не переплачивать за оформление полиса.
Как пользоваться таблицей КБМ
Порядок расчета коэффициента не является закрытой информацией, ознакомиться с ним может каждый водитель. Для удобства вся необходимая информация внесена в единую унифицированную таблицу КБМ от РСА.
Для определения присвоенного коэффициента необходимо знать свой текущий класс. Класс также можно рассчитать по таблице, исходя из своего водительского и страхового стажа.
Водители без опыта и стажа, впервые оформляющие ОСАГО, получают 5 класс с коэффициентом 1. От этих значений следует отталкиваться при проведении расчетов.
Для расчета нужно взять период с 01.04 по 31.03 предыдущего года.
Если за это время не было ДТП, произошедших по вине водителя, класс повышается на единицу, а коэффициент снижается на 5 % (исключением являются классы 1–5, где КБМ изменяется большими шагами).
При наличии страховых возмещений, выполненных в период действия предыдущего договора ОСАГО, класс водителя понижается на определенное количество единиц (зависит от текущего уровня и количества страховых случаев).
Таблица для самостоятельного расчета:
КлассЗначение коэффициента0 страховых возмещений за период, Класс1 страховое возмещение за период, Класс2 страховых возмещения за период, Класс3 страховых возмещения за период, КлассБолее 3 страховых возмещений за период, Класс
М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Чтобы правильно определить значение, крайне важно учесть все страховые возмещения за прошедший период, поэтому лучше заниматься этим в конце года либо после его завершения.
Если значение по таблице отличается от того, что применяет страховая компания, нужно обратиться с письменным заявлением и попросить провести проверку. При выявлении расхождений страховщик обязан внести изменения и выполнить перерасчет стоимости ОСАГО.
Примеры расчета КБМ по таблице
Порядок расчета несколько меняется в зависимости от наличия наступивших страховых случаев. Рассмотрим оба варианта.
Без ДТП и аварий
Начинающий водитель без опыта и стажа получил 5 класс с коэффициентом в размере 1. За первый год у него не было аварий, произошедших по его вине. Согласно таблице, его класс повышается до 6, а коэффициент понижается на 0,05, до 0,95.
Аналогично определяется значение при безаварийной езде в будущем. Ежегодно класс будет увеличиваться, а КБМ понижаться, пока не достигнет минимального значения.
После ДТП
При понижении коэффициент определяется с учетом количества наступивших страховых случаев. Например, водитель с 10 классом и коэффициентом 0,75 признан виновником аварии. В этом случае ему будет присвоен 7 класс с коэффициентом 0,9. За 2 ДТП в течение года класс упадет до 4, а коэффициент вырастет до 1,4.
Важно отметить, что независимо от текущего класса водителя, признание виновником в 3 и более ДТП в течение года повлечет присвоение минимального класса 1 с коэффициентом в размере 2,45.
Как рассчитать КБМ онлайн
Для онлайн-расчета значения КБМ проще всего воспользоваться специальной формой на нашем сайте:
Проверка и расчеты выполняются по открытой единой базе данных РСА.
Для поиска понадобится персональная информация о водителе (ФИО и дата рождения), а также реквизиты водительского удостоверения. В течение нескольких секунд система выполнит поиск и автоматически выведет найденный результат.
- В окне поиска появится информация о текущей положенной скидке:
- При расхождении значения КБМ с табличным можно заказать онлайн восстановление в сервисе КБМка.
- Следует отметить, что проверка коэффициента бонус-малус доступна только для граждан РФ.
Как восстановить КБМ
Для восстановления КБМ водителю нужно составить заявление и передать его вместе с документами в свою страховую компанию. Также можно подать онлайн-заявление в сервис КБМка, который выполнит все необходимые действия за водителя.
Для начала выполняется проверка текущего значения коэффициента. Последовательность действий и весь алгоритм аналогичны уже рассмотренному.
- При выявлении несовпадений система предложит заполнить заявку на снижение КБМ.
- Заявка на снижение КБМ:
Стоимость услуги составляет 530 руб., но она может быть снижена в период проведения различных акций и скидок.
После оплаты сервис выполняет восстановление в течение недели. Для отслеживания текущего статуса заявки будет выслана ссылка на электронную почту.
Если после восстановления коэффициент не изменится или упадет всего на 1 класс (5 %), система автоматически вернет деньги в полном размере.
Самостоятельно рассчитать положенный коэффициент бонус-малус можно с помощью специальной таблицы. Если значение расходится с тем, что содержится в единой базе данных РСА, следует заказать его восстановления для снижения стоимости ОСАГО и возврата излишне уплаченной суммы.
Таблица классов и КБМ водителя для ОСАГО
Размер стоимости услуг по обязательному автострахованию зависит от нескольких показателей: категории транспортного средства, опыта водителя, частоты аварийных случаев, по которым производились страховые возмещения.
Чтобы поощрить аккуратных водителей, страховщиками разработана система скидок, позволяющая существенно снизить базовую цену страховки. Определение страховой ставки производится в соответствии с таблицей КБМ по расчету ОСАГО.
Класс водителя и бонус-малус
При расчете размера стоимости страховых услуг по ОСАГО принимается во внимание класс водителя и коэффициент бонус-малус (КБМ).
Водительский класс представляет собой индивидуальную характеристику, которая рассчитывается, исходя из специального тарифа по каждой категории транспортного средства с учетом его габаритов (специализированные пассажирские, легковые, грузовые) и опыта вождения.
На определение и изменение ставки коэффициента бонус-малус влияет марка автомобиля и количество попаданий в аварии. Поскольку статистика дел по аварийным происшествиям в каждом регионе своя, то и значение коэффициента также не может быть одинаковым повсеместно.
Наряду с количеством ДТП, в расчет берется возраст лица, управляющего транспортным средством. Молодому автолюбителю (опыт вождения менее трех лет) устанавливается наиболее высокий КБМ. Все вышеперечисленные показатели влияют на формирование КБМ по классам водителей и учитываются при расчете стоимости страховки.
https://www.youtube.com/watch?v=mWB0lTCZzOk
При отсутствии опыта управления автомобилем (не сформирована страховая история), заявителю присваивается наименьший уровень, равный 1.
В дальнейшем, при условии безаварийной езды системой ОСАГО предусмотрено ежегодное повышение данного уровня.
Кроме того, по каждому индексу рассчитывается коэффициент бонус-малус, позволяющий снижать сумму страховых отчислений на 5% ежегодно, при условии аккуратного вождения.
КБМ присваивается водителю, а не автотранспортному средству. Показатель является индивидуальным и находится в прямой зависимости от количества обращений в страховую компанию по вопросам компенсаций после ДТП. Чем чаще водитель был в аварийных ситуациях виновником, тем выше будет индекс КБМ и, соответственно, дороже стоимость страховых услуг.
Информацию по разделению водителей на группы можно получить в режиме онлайн на официальном сайте страховой компании или портале Российского союза автостраховщиков. Для этого в информационном поле базы данных необходимо внести следующие сведения:
- ФИО получателя страховых услуг;
- дату рождения;
- данные удостоверения на вождение автотранспортным средством.
В результате обработки вышеперечисленных сведений, сервис выдаст информацию о присвоении участнику дорожного движения определенной группы. Проверка сведений, используемых для расчета коэффициента бонус-малус, займет не более 5-7 минут.
Также интересующую информацию, определяющую класс ОСАГО, можно узнать в офисе страхового агентства при личном обращении. При себе необходимо иметь следующий пакет документов:
- Паспорт.
- Удостоверение на вождение автотранспортного средства.
- Договор на оказание страховых услуг (при наличии).
Таблица значений КБМ
Центральный Банк Российской Федерации разработал систему показателей классов КБМ в виде таблицы.
С помощью нее определяется размер скидки на страховые услуги за безаварийную езду, а также дополнительные коэффициенты, повышающие стоимость договора страхования в зависимости от количества ДТП.
Ежегодно происходит обновление заданных показателей с целью совершенствования системы расчета значений бонус-малус для водителей, оформляющих полис ОСАГО.
Таблица КБМ на 2023 год выглядит следующим образом:
Таблицу можно самостоятельно скачать на сайте РСА и распечатать для удобства использования.
Как пользоваться
Принцип определения процента скидки за услуги по обязательному страхованию автогражданской ответственности, с применением показателей таблицы КБМ простой. Для установления коэффициента необходимо владеть информацией о следующих параметрах:
- уровень водителя на дату оформления договорных отношений с автостраховщиком;
- количество аварийных случаев в течение периода срока действия страховки.
В отношении показателя аварийности берутся в расчет случаи, когда автолюбитель, на которого оформляется страхование, оказывался виновником ДТП и по данным фактам производились страховые отчисления пострадавшему.
Пользоваться таблицей КБМ следует согласно следующему алгоритму:
- определить свой водительский уровень и найти его в таблице (расположен в первом столбце таблицы);
- напротив класса (во втором столбце) указан размер скидки или показатель повышающего коэффициента, который берется в расчет при вычислении страховой премии;
- рассчитать бонус-малус на последующий страховой период.
Если страховые возмещения по фактам ДТП не производились, то автолюбитель вправе рассчитывать на применение понижающего коэффициента, располагающегося в таблице строкой ниже стандартного значения. Если в течение страхового периода были зафиксированы факты аварии, то коэффициент будет повышенный и найти его можно в строке, расположенной выше усредненного значения.
При единичном случае ДТП, КБМ располагается одной строкой выше стандартного показателя. Если аварий было много, то показатель КБМ в данном варианте располагается на несколько строчек выше (по числу аварий) усредненного показателя.
Таким образом, прослеживается прямая зависимость величины индекса автолюбителя и соответственного коэффициента бонус-малус от количества совершенных ДТП.
Чем более дисциплинирован автолюбитель, не допускавший в процессе вождения авто аварийных ситуаций, тем выше водительский класс и ниже КБМ, что дает право на получение максимальной скидки.
В таблице бонус-малус предусмотрено 13 страховых индексов. Максимального, тринадцатого значения, автолюбитель достигает в течение 10 лет безаварийного вождения. Его скидка в таком случае составит 50%.
Если же особой аккуратностью автолюбитель не отличался и с учетом частых аварий он получил наименьший индекс «М», то вернуться к показателю, равному единице, он сможет только спустя 5 лет безаварийного вождения.
Пример определения скидки
Понять принцип системы расчетов по сумме оплаты страховки ОСАГО и проверить свой коэффициент можно на конкретном примере.
Через год после окончания срока действия договора страхования аккуратный автолюбитель, на счету которого не зафиксировано ни одной аварийной ситуации, изъявил желание оформить со страховщиком новый договор ОСАГО. При расчете стоимости страховки к нему, в качестве бонуса за безаварийную езду, был применен сниженный показатель бонус-малус.
Данный норматив рассчитывался при помощи таблицы КБМ. Предположим, дисциплинированному автолюбителю присвоен в прошедшем году 10 уровень. Продвигаясь по первому столбцу таблицы вниз (с учетом безаварийности водителю присваивается новый класс) останавливаемся на цифре 11.
Данному показателю соответствует коэффициент 0,6 (расположен во второй колонке, напротив показателя класса), это означает, что скидка по договору ОСАГО составит 40%.
Изначально автолюбителю, не имеющему стажа вождения автомобиля, устанавливается третий класс и коэффициент, равный единице. При этом размер стоимости страхового полиса равен базовой ставке. По истечении каждого безаварийного года класс водителя повышается, а КМБ снижается на 5%, что влечет повышение размера предоставляемой скидки.
Если в период действия страхового договора неопытный автолюбитель (3 класс) стал виновником одного ДТП, то его класс снижается до единицы. Соответственно в следующем году за страховой полис ему придется заплатить на 55% больше размера базовой ставки.
При неоднократном ДТП (два и более), размер страховых услуг для водителя повысится почти в два с половиной раза (на 145% от размера базовой ставки).
Из приведенных примеров видно, что можно существенно сэкономить на приобретении полиса ОСАГО. Вместе с тем, чтобы не стать жертвой недобросовестных страховщиков, которые ради получения наибольшей выгоды готовы утаить размер причитающейся водителю скидки, крайне важно уметь вычислять размер страховой премии самостоятельно. Тем более что это совсем несложно.
Таблица КБМ в 2021 году — официальная таблица РСА
Класс водителяКБМБазовая стоимость Количество выплат по ОСАГО страховой компанией в течение года0 выплат1 выплата2 выплаты3 выплаты4 и более выплат
М | 2.45 | 245% | 0 | М | M | M | M |
0 | 2.3 | 230% | 1 | М | M | M | M |
1 | 1.55 | 155% | 2 | М | M | M | M |
2 | 1.4 | 140% | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 100% | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0.95 | 95% | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0.9 | 90% | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0.85 | 85% | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0.8 | 80% | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0.75 | 75% | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0.7 | 70% | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0.65 | 65% | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0.6 | 60% | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0.55 | 55% | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0.5 | 50% | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Официальная Таблица КБМ содержит систему коэффициентов в 2020 году, применяемых для расчета размера страховой премии. Благодаря таблице, страховой агент определяет размер оплаты за страховку ОСАГО при переоформлении полиса. Все коэффициенты и расчеты заданы РСА.
Использование системы выступает мерой поощрения клиентов, не участвующих в ДТП, а также способом финансового наказания тех, кто регулярно фигурирует в аварийных ситуациях. Таким образом, тот, кто водит аккуратно и не попадает в аварии, получает скидку и платит меньшую стоимость полиса ОСАГО. А те, кто создают аварийные ситуации, справедливо платят за страхование в следующем году больше.
- Как влияет коэффициент на стоимость полиса возможно, используя таблицу КБМ. В нее входят:
- 1) Класс водителя. Параметр сохраняется, его значение отражено в предыдущей страховке;
- 2) КБМ водителя. Вычисляется по формуле;
- 3) Класс, который назначается при оформлении нового полиса.
- Самостоятельно узнать о размере скидки, предоставляемой при последующем оформлении полиса, возможно, воспользовавшись калькулятором ниже.
Калькулятор переплаты по ОСАГО
Ваш стаж (полных лет):
Внимание! Вы переплачиваете за полис ОСАГО, на % больше, чем следует!
Например при базовой стоимости полиса в 6200 рублей, ваша цена должна быть руб. Экономия составляет рублей.
Восстановить КБМ
Таблица для произведения расчетов КБМ содержит сведения о классе ОСАГО, значении коэффициента бонус-малус и количестве аварийных ситуаций, в которых участвовал водитель за год. В совокупности эти параметры влияют на класс ОСАГО.
Для того что бы пользоваться таблицей важно знать значение КБМ, вы можете бесплатно узнать свой КБМ на сайте https://кбм24.рф/
Если водитель оформляет полис ОСАГО в первый раз, то он получает 3 класс, а значение КБМ равно 1. В таком случае гражданин не сталкивается с надбавками, но и не получает скидку.
Пример выполнения расчетов:
Водитель оформил полис ОСАГО в первый раз, за год действия страховки стал виновником 2-ух ДТП, которые повлекли страховые выплаты. Так как страхователь не обладает историей, то по умолчанию ему присваивается 3 класс и КБМ равный 1. Участие в 2-ух авариях снижает его класс до М. Так, продление договора для гражданина обойдется дороже в 2,45 раза.
Важно: многие водители в погоне за скидками скрывают информацию об авариях. Идти на такой шаг достаточно рискованно, поскольку при наступлении страхового случая, страховщик обнаружит факт участия в ДТП и откажет в предоставлении выплаты. Это чревато высокими материальными расходами, производить которые придется из своего кармана.
Класс водителя определяется, отталкиваясь от размера страховых выплат, которые были осуществлены по вине страхователя. Если ДТП произошло без регистрации в ГИБДД, то это не отразится на показателе КБМ.
Авария, влекущая предоставление страховой выплаты, снижает класс водителя. Допустим, коэффициент страхователя был равен 9. Его вина в одном ДТП и осуществление выплаты снизит класс до 6, две аварийные ситуации до 3, а фигурирование в трех и более авариях отбросят водителя в самый низ классового рейтинга.
Класс М — это определенный сигнал, означающий, что клиент — источник убытков для страховой. И стоимость его полиса будет больше в 2,45 раза. Не стоит забывать, что класс ОСАГО является возможностью для водителя получить скидку при оплате полиса. Год безаварийной езды является основанием для предоставления скидки.
Рассчитать персональный размер скидки достаточно просто, если знать формулу. Из значения коэффициента вычитается 1, полученная разница умножается на 100%.
Пример. Класс водителя составляет 9, а КБМ — 0,7. Считаем по формуле: (0,7-1)*100% = 30%. Оформление страховки на следующий год будет дешевле на 30%.
С 1 апреля изменится кбм в осаго. для кого подорожают страховки и почему выгодно продлить полис сейчас?
С 1 апреля начнут действовать новые коэффициенты «бонус-малус» (КБМ). Максимальная скидка по ОСАГО для автовладельцев, которые не были виновниками ДТП, вырастет, а для аварийных водителей полисы, напротив, станут дороже. Впрочем, не только им придется платить больше. Спросили у экспертов, кому еще и почему.
Как работает КБМ
КБМ, или, говоря простым языком, скидка за безаварийное вождение, — один из коэффициентов, которые применяют страховые компании для расчета стоимости ОСАГО. На него, как и на другие коэффициенты (территориальный, стаж и возраст автовладельца, количество допущенных к управлению водителей, мощность авто), умножается базовая ставка полиса.
«КБМ не зависит от региона или стажа вождения, а также пола и возраста водителя или параметров авто, — объясняет руководитель проектного офиса страховой вертикали Банки.ру Александр Макаров.
— Он зависит только от количества страховых случаев конкретного автомобилиста, которые были урегулированы страховой компанией в предыдущем году. Причем в ОСАГО под понятие «страховой случай» попадает не любое ДТП со страхователем, а только то, где он был признан виновником.
То есть если в прошлом году виновником ДТП были не вы, то этот случай не повлияет на ваш КБМ».
Обновляется КБМ один раз в год 1 апреля для всех автомобилистов, и в течение года он не пересматривается, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль. Кроме того, ваш КБМ одинаков для всех видов транспорта, которыми вы управляете.
За каждый год безаварийной езды положена скидка в размере 5%, а максимально возможная экономия до последнего времени была 50% (при КБМ 0,5), которую водитель мог получить на десятый год безаварийной езды. Теперь она увеличится.
Как изменится КБМ
С 1 апреля 2022 года базовый коэффициент, который присваивается начинающим водителям, увеличивается с 1 до 1,17. Верхние и нижние границы «коридора» КБМ расширяются. Минимальный коэффициент станет меньше на 4 процентных пункта, снизившись с прежних 0,5 до 0,46. То есть скидка за езду без аварий будет уже 54% вместо прежних 50%.
При прочих равных условиях средняя цена полиса ОСАГО для безаварийного водителя, по оценке Российского союза автостраховщиков, станет меньше на 8% по сравнению с той, которая была ранее.
Но в рамках коридора каждый страховщик имеет возможность управлять тарифами, поэтому цена может различаться в разных компаниях для одного и того же водителя.
Максимальный коэффициент, который применяется к автовладельцам, наиболее часто становящимся виновниками ДТП, напротив, увеличивается с прежних 2,45 до 3,92. И полис может подорожать до 60%.
Таблица расчета КБМ, приведенная в указании ЦБ от 08.12.2021 № 6007-У
Источник: Банк России
№ п/п | Класс КБМ на период КБМ | Коэффициент КБМ на период КБМ | Класс КБМ | ||||
0страховых возмещений за период КБМ | 1страховое возмещение за период КБМ | 2страховых возмещения за период КБМ | 3страховых возмещения за период КБМ | Более 3 страховых возмещений за период КБМ | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | М | 3,92 | 0 | М | М | М | М |
2 | 0 | 2,94 | 1 | М | М | М | М |
3 | 1 | 2,25 | 2 | М | М | М | М |
4 | 2 | 1,76 | 3 | 1 | М | М | М |
5 | 3 | 1,17 | 4 | 1 | М | М | М |
6 | 4 | 1 | 5 | 2 | 1 | М | М |
7 | 5 | 0,91 | 6 | 3 | 1 | М | М |
8 | 6 | 0,83 | 7 | 4 | 2 | М | М |
9 | 7 | 0,78 | 8 | 4 | 2 | М | М |
10 | 8 | 0,74 | 9 | 5 | 2 | М | М |
11 | 9 | 0,68 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
12 | 10 | 0,63 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | 11 | 0,57 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
14 | 12 | 0,52 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
15 | 13 | 0,46 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Пять столбцов таблицы справа показывают взаимосвязь между количеством страховых возмещений и коэффициентом КБМ водителя на следующий год. Рассчитать самостоятельно свой новый КБМ несложно, главное — знать, каким он был с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года:
— если по вине водителя не случилось в 2021 году ни одного ДТП, то после 1 апреля 2022 года КБМ перемещается на одну строку вниз, то есть улучшается;
— если ДТП были, то перемещается на несколько строк вверх, то есть его КБМ ухудшается. И растет КБМ более резко, чем снижается.
Например, у водителя до конца марта был минимальный КБМ (0,46), и он за прошлый год стал виновником лишь одного ДТП — значит, его КБМ станет после 1 апреля равняться 0,78.
А вот вернуться обратно к минимальному значению ему можно будет лишь через шесть лет безаварийной езды. Если ДТП по вине водителя было больше чем одно, то КБМ растет еще сильнее.
«Допустим, с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года ваш КБМ был 1,4 (или 1,76 в соответствии с новой градацией). В предыдущем году вы стали виновником двух ДТП, и страховщик дважды выплачивал возмещение по полису ОСАГО.
Это значит, что после 1 апреля 2022 года ваш КБМ станет максимальным — 3,92, — приводит пример Александр Макаров. — Еще один пример: предположим, что водитель имеет минимальный КБМ — 0,46. Если у него не будет ДТП в наступающем году, то КБМ так и останется на этом уровне.
Если же произойдет одно ДТП по его вине, то он подрастет до 0,78, если два — до 1,17, если три — до 2,25, а если четыре и более, то КБМ станет максимальным — 3,92.
То есть при одном ДТП по вине водителя стоимость ОСАГО вырастет на почти на 70%, при двух — на 154%, при трех — на 390%, а если ДТП будет больше трех, то стоимость ОСАГО вырастет в 8,5 раза».
В этом году, когда мы переходим со «старых» КБМ на «новые», будет действовать методика пересчета, закрепленная в указании ЦБ. В этом случае, даже если у водителя не было страховых возмещений по ОСАГО, но при этом его КБМ был в прошлом году максимальным (2,45), то с 1 апреля 2022 года он станет еще выше — 2,94, потому что теперь это значение соответствует нулевому классу КБМ.
- Итак, стоимость ОСАГО с 1 апреля 2022 года изменится:
- — для водителей, имеющих класс М, ставших виновниками как минимум двух ДТП — полис вырастет в цене на 60%;
- — для начинающих водителей увеличится на 20%;
- — для опытных водителей, которые за рулем без аварий десять лет или более, страховка подешевеет больше всего — на 8%.
Получается, что средняя стоимость страховых полисов с 1 апреля станет выше. Но возможность получения скидки на покупку ОСАГО уже в следующем году призвана стимулировать ездить без аварий.
Почему лучше продлить полис до 1 апреля
Директор страховой вертикали Банки.ру Елена Перфильева считает, что продлить полис заранее имеет смысл тем автомобилистам, у которых срок действия ОСАГО заканчивается в апреле и КБМ высокий. Например, действующий до 1 апреля 2022 года коэффициент 2,45, в этом случае даже при безаварийном вождении после 1 апреля значение КБМ вырастет до 2,94.
То есть страховка подорожает на 20% (2,94/2,45 * 100 = 1,2). Еще один пример: в прошлом году вы не попадали в ДТП по своей вине, но ваш КБМ был 1,55. Первоапрельское изменение коэффициентов повысит его с 1,55 до 1,76, а вместе с ним ОСАГО подорожает примерно на 13,5%.
Плюс с учетом повышения базовых тарифов может получится, что даже для безаварийных водителей стоимость полисов вырастет.
«Поскольку с 1 апреля коэффициенты КБМ для части автомобилистов вырастут, имеет смысл приобрести страховой полис заранее, то есть до 1 апреля 2022 года, — говорит она. — На Банки.
ру работает единственный на рынке сервис, который позволяет физлицам использовать метод быстрой пролонгации.
После заполнения анкеты на этапе выдачи цены первыми мы показываем предложения по пролонгации полиса в прошлой компании, которые, как правило, дешевле для клиента, а потом все остальные».
Кроме изменений КБМ стоимость ОСАГО в ближайшие месяцы может начать расти из-за подорожания автозапчастей и увеличения стоимости ремонта, о чем рассказывал Банки.ру.
Если КБМ неправильный или обнулился
Если ваш КБМ оказался некорректным или вообще обнулился (а такое случается), хотя ранее у вас была скидка и по вашей вине не случалось ДТП, нужно обратиться к своему страховщику — только он может исправить в АИС ОСАГО неверные сведения.
В РСА советуют написать в страховую компанию заявление о внесении изменений, приложить к нему информацию о замене водительского удостоверения или изменении других сведений, которые сообщали при заключении договора ОСАГО.
Получив заявление, страховщик обязан проверить значение вашего коэффициента КБМ в АИС ОСАГО и, если полученный КБМ не совпадает с примененным страховщиком, пересчитать стоимость полиса исходя из нового значения коэффициента. От этого цена страховки изменится.
Если возникнет переплата, то страховая компания должна ее вернуть вам по заявлению.
- Если страховщик ваше заявление проигнорировал, можно пожаловаться на него в Банк России через интернет-приемную официального сайта, приложив документы:
- — сведения о действующем договоре ОСАГО (серия, номер) либо его копию;
- — номера водительских удостоверений (старого и нового) либо их копии;
- — документы, подтверждающие факт уведомления страховщика об изменении сведений (ответ страховой компании при наличии), копию вашего экземпляра заявления с отметкой страховой компании о принятии заявления или чеки, квитанции, уведомления оператора почтовой связи).
- Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru