Льготные условия

Изменение наименования субъекта

Порядок
изменения состава российской федерации
и наименований ее субъектов
 —
предусмотренные Конституцией РФ
основания и процедуры внесения изменений
в состав РФ, а также изменений в
наименования субъектов РФ. Статья 65
Конституции РФ закрепляет поименный
исчерпывающий перечень субъектного
состава РФ.

В то же время существует
конституционная возможность преобразования
краев и областей в республики, автономного
округа в область, образования на
территории субъектов РФ новых субъектов
РФ, раздела одного субъекта на два,
принятия в состав РФ соседствующего с
ним государства, придания статусу
какого-либо из субъектов особых отличий
от статуса иных субъектов, изменения
наименований субъектов РФ. Так, Указом
Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 в связи
с изменением наименования Чувашской
Республики — Чаваш республики на
Чувашскую Республику — Чувашия новое
наименование включено в ч. 1 ст. 65
Конституции РФ. Поэтому в самой Конституции
(ч. 1 ст. 137) предусмотрен особый порядок
изменения ст. 65. Положения этой статьи
могут быть изменены федеральным
конституционным законом только в
случаях: а) принятия в РФ и образования
в ее составе нового субъекта РФ; б)
изменения конституционно-правового
статуса субъекта РФ. Конституция (ч. 2
ст. 137) оговаривает, что в случае изменения
наименования субъекта Федерации его
новое наименование подлежит включению
в ст. 65 Конституции РФ. В соответствии
с постановлением Конституционного Суда
РФ от 28 ноября 1995 г., содержащим официальное
разъяснение ч. 2. ст. 137 Конституции РФ,
определен упрощенный порядок включения
в ст. 65 нового наименования субъекта
РФ. При этом постановление специально
оговаривает, что новое наименование
субъекта РФ, подлежащее включению в ст.
5 Конституции РФ в упрощенном порядке,
не может затрагивать основы конституционного
строя, права и свободы человека и
гражданина, интересы других субъектов
РФ в целом и интересы других государств,
а также вести к изменению состава РФ
или конституционно-правового статуса
ее субъекта, не должно содержать указания
на иную форму правления, чем предусмотренная
Конституцией РФ, затрагивать государственную
целостность РФ, подразумевать или
инициировать какие-либо территориальные
претензии, противоречить светскому
характеру государства и принципу
отделения церкви от государства, ущемлять
свободу совести, включать в себя
противоречащие Конституции РФ
идеологические и иные общественно-политические
оценки, игнорировать исторические или
этнические традиции.

Постановлением
установлено, что изменение наименования
субъекта РФ в соответствии с ч. 2 ст. 137
Конституции включается в текст ст. 65
Конституции указом Президента РФ на
основании решения субъекта РФ, принятого
в установленном им порядке. В спорных
случаях Президент использует
предоставленные ему Конституцией (ч. 1
ст. 85) согласительные процедуры.

Постановление особо оговаривает: не
является изменением наименование
субъекта РФ в смысле ч. 2 ст.

137 Конституции
РФ, и, следовательно, не может быть
произведено в указанном порядке такое
переименование, которое затрагивает
основы конституционного строя, права
и свободы человека и гражданина, интересы
других-субъектов РФ, России в целом либо
интересы других государств, а также
предполагает изменение состава РФ или
конституционно-правового статуса ее
субъекта. Основные условия и процедуры
принятия в РФ и образования в его составе
нового субъекта РФ закреплены в
Федеральном конституционном законе от
17 декабря 2001 г. «О Порядке принятия в
Российскую Федерацию и образования в
ее составе нового субъекта Российской
Федерации».

Российской
Федерации (статья 65 Конституции РФ).

Статья
65
1.

В
составе Российской Федерации находятся
субъекты Российской Федерации:

          
Республика Адыгея (Адыгея), Республика
Алтай, Республика Башкортостан, Республика
Бурятия, Республика Дагестан, Республика
Ингушетия, Кабардино-Балкарская
Республика, Республика Калмыкия,
Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Карелия, Республика Коми,
Республика Марий Эл, Республика Мордовия,
Республика Саха (Якутия), Республика
Северная Осетия — Алания, Республика
Татарстан (Татарстан), Республика Тыва,
Удмуртская Республика, Республика
Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская
Республика — Чаваш республики; Алтайский
край, Краснодарский край, Красноярский
край, Приморский край, Ставропольский
край, Хабаровский край;

          
Амурская область, Архангельская область,
Астраханская область, Белгородская
область, Брянская область, Владимирская
область, Волгоградская область,
Вологодская область, Воронежская
область, Ивановская область, Иркутская
область, Калининградская область,
Калужская область, Камчатская область,
Кемеровская область, Кировская область,
Костромская область, Курганская область,
Курская область, Ленинградская область,
Липецкая область, Магаданская область,
Московская область, Мурманская область,
Нижегородская область, Новгородская
область, Новосибирская область, Омская
область, Оренбургская область, Орловская
область, Пензенская область, Пермская
область, Псковская область, Ростовская
область, Рязанская область, Самарская
область, Саратовская область, Сахалинская
область, Свердловская область, Смоленская
область, Тамбовская область, Тверская
область, Томская область, Тульская
область, Тюменская область, Ульяновская
область, Челябинская область, Читинская
область, Ярославская область; Москва,
Санкт-Петербург — города федерального
значения; Еврейская автономная
область;

          
Агинский Бурятский автономный округ,
Коми-Пермяцкий автономный округ,
Корякский автономный округ, Ненецкий
автономный округ, Таймырский
(Долгано-Ненецкий) автономный округ,
Усть-Ордынский Бурятский автономный
округ, Ханты-Мансийский автономный
округ, Чукотский автономный округ,
Эвенкийский автономный округ,
Ямало-Ненецкий автономный округ.
2.
Принятие в Российскую Федерацию и
образование в ее составе нового субъекта
осуществляется в порядке, установленном
федеральным конституционным законом.

Комм.Андриченко
Л.В.

Российская
Федерация — государство с уникальной
государственной структурой. В составе
субъектов Российской Федерации в
настоящее время насчитывается 89
субъектов: 21 республика, 6 краев, 49
областей, 2 города федерального значения,
1 автономная область и 10 автономных
округов.

В них проживает более 140 наций
и народов, исторически объединившихся
на российской земле в многонациональный
народ Российской Федерации. 
      
В п.1
ст.65 Конституции
все субъекты Российской Федерации
перечислены не случайно.

Включение
названия каждого субъекта Федерации в
эту статью служит цели закрепления
субъектов в составе Российской Федерации
и является правовым основанием для
использования его государственными
органами конституционных прав, таких,
например, как право законодательной
инициативы, право на вхождение в Совет
Федерации двух представителей (см.
ст.95 и 104).

Следует учесть, что в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
от 9 января 1996г. No.

20 «О включении новых
наименований субъектов Российской
Федерации в статью 65 Конституции
Российской Федерации», а также в связи
с изменением наименований Ингушской
Республики и Республики Северная Осетия
соответственно на Республику Ингушетия
и Республику Северная Осетия — Алания
эти новые наименования включены в ч.1
ст.65 Конституции
вместо прежних.

Немного позже в
соответствии с аналогичным Указом
Президента Российской Федерации от 10
февраля 1996г. «О включении нового
наименования субъекта Российской
Федерации в статью 65 Конституции
Российской Федерации» и в связи с
изменением наименования Республики
Калмыкия — Хальмг Тангч на Республику
Калмыкия новое наименование этой
Республики также было внесено в ч.1
ст.

65 Конституции
Российской Федерации. Поэтому при
переиздании текста Конституции Российской
Федерации новые наименования субъектов
должны быть внесены в текст
Конституции. 
      
В сравнении с 1978г. — годом принятия
предпоследней и четвертой по счету
Конституции Российской Федерации —
число субъектов Российской Федерации
значительно возросло.

Изменились
наименования и правовой статус субъектов
Федерации. В число субъектов Российской
Федерации вошли 49 областей и 6 краев, а
также 2 города федерального значения.

Статус республик, кроме 16 бывших
автономных республик, приобрели также
4 автономные области — Адыгейская,
Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская
и Хакасская, а из автономных областей
осталась только одна — Еврейская. В
1992г. Чечено-Ингушская Республика была
разделена на Чеченскую Республику и
Ингушскую Республику.

 
      
Субъекты Российской Федерации различаются
между собой по величине территории,
численности и плотности населения, его
национальному составу. Так, при наличии
таких сравнительно небольших по
территории субъектов, как Калининградская
область (15,1 тыс. кв. км) и Республика
Адыгея (7,6 тыс. кв.

км), имеются и такие
значительные по размеру территории
субъекты, как Республика Саха (Якутия),
занимающая 3102 тыс. кв. км. и Красноярский
край, территория которого — 2401 тыс. кв.
км. Такие субъекты по своей территории
превосходят многие иностранные
государства. Например, Республика Саха
(Якутия) почти равна Индии и в 2 раза
больше Индонезии; Республика Коми (415,9
тыс. кв.

км.) больше вместе взятых
Великобритании, Греции и Бельгии. 
      
Самые крупные по численности населения
субъекты Российской Федерации — города
федерального значения Москва (более 9
млн. человек) и Санкт-Петербург (более
5 млн. человек), а также Московская область
(почти 7 млн. человек) и Краснодарский
край (более 5 млн.

человек) — входят в
состав Российской Федерации наряду с
такими относительно малочисленными
субъектами, как Республика Тыва — всего
307 тыс. человек, Республика Калмыкия —
328 тыс. человек, Камчатская область —
473 тыс. человек.

Читайте также:  Кто может использовать эцп

 
      
Субъекты Российской Федерации различаются
и по ряду других признаков — уровню
развития экономики в целом, наличию и
развитию отдельных отраслей промышленности
и сельского хозяйства, историческим
традициям, национальной культуре всего
или части населения.

Однако, как следует
из Конституции, эти и другие особенности
не влияют на конституционно-правовой
статус субъекта Российской Федерации. 
      
Как известно, действующая Конституция
закрепила преобразование России в
подлинное федеративное государство,
провозгласив равноправие субъектов
как между собой, так и в отношениях с
федеральной властью.

Конституция
сохранила те наименования субъектов,
которые они дали сами себе.
В ст.137 Конституции
Российской Федерации предусмотрено,
что при изменении субъектом Федерации
своего наименования «…новое наименование…
подлежит включению в статью 65 Конституции
Российской Федерации».

Это говорит о
том, что вопрос о наименовании субъекта
относится к компетенции самого субъекта
(что следует также из положений
ст.71, 72, 73).
Внесение нового наименования в Конституцию
Российской Федерации происходит уже
автоматически на основании указа
Президента Российской Федерации. На
это указывает Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 28 ноября
1995г.

по делу о толковании ч.2
ст.137 Конституции
Российской Федерации. Именно так были
внесены изменения в ст.65 приведенным
выше Указом Президента Российской
Федерации от 9 января 1996г. 
      
Сказанное не относится к изменениям
наименований субъектов, связанных с
изменением их статуса (например, при
замене названия «край» или «область»
названием «республика»). Эти вопросы
решаются уже на основании ч.2 комментируемой
статьи. В ней устанавливается возможность
принятия в Российскую Федерацию и
образования в ее составе новых субъектов.
При этом могут быть различные варианты
изменения числа субъектов Российской
Федерации: путем слияния двух или более
субъектов и образования на их основе
нового субъекта или распада имеющегося
субъекта на две или более части, каждая
из которых выразила желание стать
отдельным субъектом Российской Федерации;
кроме того, возможно вхождение в состав
Российской Федерации новой территории
на правах самостоятельного субъекта. 
      
Предусматривается, что подобные проблемы
могут решаться в порядке, установленном
федеральным конституционным законом.
Он подлежит разработке и принятию в
соответствии с Конституцией, Представляется,
что в законе будет разработана процедура
принятия в Российскую Федерацию и
образования в ее составе нового субъекта;
в нем следует также установить гарантии
добровольности вхождения в Российскую
Федерацию новых субъектов, соблюдения
международно-правового принципа
самоопределения народов.

Статья 137 Конституции России

Текст Ст. 137 Конституции РФ последняя редакция на 2023 год:

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 137 Конституции Российской Федерации

В ч. 1 ст. 137 закреплен особый порядок изменения ст. 65 Конституции в следующих случаях: принятия в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, изменения конституционно — правового статуса субъекта Российской Федерации.

До настоящего времени ни законодательство, ни практика еще не дали ответа на вопрос о том, как должны решаться эти вопросы, однако, по нашему мнению, принятию поправок к ст. 65 должно предшествовать выполнение следующих условий, которые вытекают из смысла ст. 65, ст. 66 и 137 Конституции.

Принятие в Российскую Федерацию, а также образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации осуществляются в каждом отдельном случае федеральным конституционным законом в соответствии с теми общими требованиями, которые будут установлены, согласно ст. 65, федеральным конституционным законом о порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта.

Иная ситуация возникает при изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (например, при преобразовании края или области в республику либо автономного округа в область).

Конституция не предусматривает необходимости принятия какого-либо специального закона об общем порядке решения этих вопросов. В каждом отдельном случае должен приниматься особый федеральный конституционный закон, изменяющий статус субъекта Российской Федерации, при условии взаимного, как предусмотрено ст. 66, согласия Российской Федерации и соответствующего субъекта РФ.

И наконец, особый порядок установлен на случай изменения наименования субъекта Российской Федерации. Инициатива в решении подобных вопросов может принадлежать только субъектам Российской Федерации, причем федеральные органы, как явствует из ч. 2 ст. 137, не вправе отказать в принятии соответствующих конституционных поправок.

Данный вопрос стал предметом особого рассмотрения Конституционного Суда, который в Постановлении от 28 ноября 1995 г. дал следующее толкование ч. 2 ст. 137 Конституции:

«Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа…

включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента РФ основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке.

В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно — правового статуса ее субъекта».

Во всех случаях, рассмотренных выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в отличие от федеральных законов о внесении поправок к иным положениям гл. 3-8 Конституции, одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Статья 137 Конституции Российской Федерации

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Комментарий к ст. 137 Конституции РФ

1. Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65, определяющую состав РФ и конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ, является, согласно ст. 137 (ч.

1) Конституции, ФКЗ о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. Принятие ФКЗ по такому вопросу происходит не в общем законодательном процессе, а в специальном порядке.

Круг субъектов законодательной инициативы для данного случая общий согласно ч. 1 ст. 104; не требуется и одобрения законодательными органами двух третей субъектов РФ.

Предложения об изменениях состава РФ исходили из различных соображений и целей: уменьшение «чрезмерного» количества субъектов РФ, более полное соответствие субъектов РФ существующим социально-экономическим и культурным связям между территориями РФ, укрупнение небольших по населению и уровню экономического развития субъектов РФ, включение экономически слабых и нуждающихся в федеральных дотациях субъектов РФ в состав смежных и более мощных субъектов РФ («доноров» федерального бюджета), ограничение возможностей развития различных сепаратистов и т.п.

Некоторые предложения (объединение одной группы субъектов РФ в Уральскую Республику, другой группы — в Сибирскую, третьей группы — в Дальневосточную Республику) не встретили достаточной поддержки.

Не было поддержано и предложение о восстановлении нарушенного в 30-х годах единства Бурятской автономии путем объединения Республики Бурятии, двух бурятских автономных округов и небольших разделяющих их территорий.

Так, в конце прошлого века в Санкт-Петербурге и Ленинградской области активно обсуждался, но так и не был решен вопрос об их объединении в один субъект РФ.

Было осуществлено образование новых субъектов РФ в результате разделения прежде существовавших (например, разделение Чечено-Ингушской Республики на две республики: Чеченскую и Ингушскую; объединение двух субъектов РФ (например, Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край); включения территорий некоторых автономных округов с их ликвидацией в состав тех субъектов РФ, в составе которых эти округа состояли до этого (Красноярский край, Иркутская, Читинская, Тюменская области и др.).

Вопрос об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ неоднократно возникал и решался тем или иным образом. Незадолго до принятия Конституции 1993 г.

Читайте также:  Оформление актов о технологическом присоединении

произошло преобразование некоторых автономных областей в республики в составе РФ (Адыгея, Алтай), подтвержденное Конституцией.

Вопрос о своем преобразовании в республики ставился, например, в Чукотском автономном округе, в Свердловской области, но был решен отрицательно. В каждом случае положительного решения вопросов такого рода тоже требуется ФКЗ.

Вопрос о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта извне ее границ на практике не возникал. Иногда даже в отдельных субъектах Федерации (например, Чечня) возникал вопрос о выходе из состава РФ. Но Конституция, упоминая о возможности вступления в состав РФ нового субъекта, не предусматривает возможности отделения от нее.

Могут возникнуть и вопросы, связанные с нецелесообразностью сохранения шести (а фактически даже семи) предусмотренных в ст. 5 и 65 Конституции разных видов конституционно-правового статуса равноправных субъектов Федерации.

Различий в правовом статусе краев и областей или автономной области и автономных округов практически нет; оправданно ли вообще сохранение номинально различных, но практически тождественных статусов? Не следует ли установить, при каких условиях (по составу населения и др.

) субъект РФ может иметь статус этнической автономии? Ведь в одних случаях «титульный» этнос не составляет и 2-3 процентов, в других — до 20, а иногда и 75 процентов (например, в Туве)? В иных областях национальное меньшинство может составлять 15 процентов и более, но автономии нет.

Во многих автономиях население в огромном большинстве является русским, эти субъекты РФ реально являются обыкновенно русскими региональными областями (или даже республиками) с высокой степенью гарантированности социально-экономических прав и законных интересов этнических меньшинств, которая несомненно должна быть значительно повышена.

2. Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта РФ. Согласно ст.

71-73 Конституции, изменение наименования субъекта РФ относится к исключительной компетенции законодательной власти данного субъекта РФ.

Включение нового наименования субъекта РФ рассматривалось как техническая операция, в связи с чем ее порядок не был никем точно определен.

В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта РФ. Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции.

Конституционный Суд Постановлением от 28 ноября 1995 г. N 15-П (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 48-68) определил, что изменения наименования субъектов РФ включаются в текст ст.

65 Конституции указом Президента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.).

Не является изменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РФ в целом либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Поправки в Конституцию РФ: новые имена, новые регионы

РАПСИ продолжает цикл публикаций по конституционной тематике в рамках рубрики «Исторические хроники».

В предыдущих материалах рассказывалось об истории принятия Основного закона страны и о предусмотренных им федеральных конституционных законах.

Заключительная тема цикла депутата Госдумы РФ первого созыва, журналиста, сопредседателя историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Аллы Амелиной — поправки, внесенные в Конституцию РФ.

Новая российская Конституция была принята в декабре 1993 года. А уже в феврале 1994-го возникла ситуация, требовавшая внесения в нее поправки. Именно тогда была принята конституция Республики Ингушетия, в которой она и стала именоваться именно так (ранее, по Конституции РФ – Ингушская Республика).  

Напомним, что в 1991 году состоялся референдум по вопросу восстановления ингушской государственности путем образования Ингушской Республики в составе РСФСР.

В 1992 году Верховный Совет РФ принял Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Соответствующая поправка была внесена в Конституцию РСФСР 1978 года.

Чечено-Ингушетия официально была разделена на Ингушскую и Чеченскую республики.

В том же 1994 году свои новые конституции приняли Республика Северная Осетия-Алания (ранее — Северная Осетия) и Республика Калмыкия (ранее — Республика Калмыкия Хальмг Тангч). 

В соответствии со статьей 137.2 Конституции РФ «в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации». 

Но каков порядок этого включения? Федеральным законом? Конституционным законом? Указом президента РФ? Четкого ответа на этот вопрос Основной закон не дает. А потому Госдума РФ обратилась за разъяснением в Конституционный суд (КС) РФ. 

Дело о толковании данной статьи КС РФ рассматривал в ноябре 1995 года.

Основанием к этому, по формулировке суда, «явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании части 2 статьи 137 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно того, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в статью 65 Конституции РФ нового наименования субъекта РФ».

Интересный нюанс содержится в преамбуле постановления КС: «Статьи 71 и 72 Конституции РФ не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению РФ, ни к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Следовательно, в силу статьи 73 Конституции РФ решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов РФ.

Такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, является правовым основанием для внесения нового наименования в статью 65 Конституции РФ».

Само же постановление гласило, что изменения наименований субъектов РФ «включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ». Разумеется, если переименование «не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств».

На основании этого постановления в 1996 году было издано два президентских указа о включении в Конституцию РФ новых наименований: в январе — Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия — Алания, а в феврале — Республики Калмыкия. Администрации президента РФ поручалось при переиздании текста Конституции РФ учесть новые наименования. 

Это были единственные поправки, внесенные в Конституцию РФ в период президентства Бориса Ельцина. Следующие относятся уже к нулевым годам.

  • Перечислим те, которые связаны с переименованиями субъектов РФ и вносились указами президента РФ.
  • В 2001 году Чувашская Республика — Чаваш республика переименована в Чувашскую Республику — Чувашию.
  • В 2003 году Ханты-Мансийский автономный округ стал именоваться Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

И, наконец, в 2019 году Кемеровская область получила двойное название: Кемеровская область — Кузбасс (сокращенное от кузнецкий угольный бассейн). При этом обе части являются официальными — как вместе, так и по отдельности. 

Термин «Кузбасс» предложил еще в середине XIX века действительный член Императорского Русского географического общества Петр Александрович Чихачев. 

Изменения в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносились также на основании федеральных конституционных законов о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также, об изменении конституционно-правового статуса регионов. 

Таким образом с 2004 по 2014 годы в нее были включены Забайкальский, Камчатский, Красноярский и Пермский края; Иркутская область (объединенная с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом); Республика Крым и Севастополь. Подробно об этом рассказывалось в публикации «Как изменялось в ХХI веке федеративное устройство РФ».

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 3 октября

Читайте также:  Взыскание задолженности за электроэнергию с члена снт

Правовые основы изменения наименования субъекта российской федерации

  • ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗМЕНЕНИЯ НАИМЕНОВАНИЯ
  • _ _ __W W _ _
  • СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Ольга Александровна МИРСКАЯ,
  • аспирант Академического международного института
  • E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье анализируются правовые основы изменения наименования субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания, правовые основы, изменение, наименование, субъект Российской Федерации.

Annotation. Analysis of problems changing the name of the subject of the Russian Federation.

Key words and word combinations: legal basis, the change, names, the subject of the Russian Federation.

Научный руководитель и рецензент — А. В. Агутин, доктор юридических наук, профессор

  1. За истекший после принятия Конституции России срок в текст Основного закона страны было внесено четыре поправки, касающиеся изменения наименования пяти субъектов Российской Федерации, в том числе изменены наименования следующих субъектов Российской Федерации (их наименования приводятся в соответствии с действующими на настоящее время):
  2. ■ Республики Ингушетии,
  3. ■ Республики Калмыкия,
  4. ■ Республики Северная Осетия — Алания,
  5. ■ Чувашской Республики — Чувашия и
  6. ■ Ханты-Мансийского автономного округа — Югра.

В соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции России в случае изменения наименования рес-

публики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции России.

Вместе с тем конституционные нормы не определяют основания и механизм (процедуру) изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также порядок включения в ст. 65 Конституции России нового наименования субъекта Российской Федерации.

В связи с этим по запросу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Конституционный Суд РФ постановил, что изменения наименования республики, края,

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2013

области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ включаются в текст ст. 65 Конституции России указом Президента РФ на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке1.

  • Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно принять решение об изменении своего наименования и сам устанавливает порядок принятия такого решения.
  • Однако механизм (порядок) принятия решения субъектом Российской Федерации об изменении своего наименования федеральным конституционным законодательством не определен.
  • Сложившееся положение может вызвать значительные расхождения в трактовке субъектами Российской Федерации как исследуемой конституционной нормы, так и последующего постановления Конституционного Суда России.
  • Различия в трактовке субъектами Российской Федерации процедуры принятия такого решения могут привести к возникновению на территории Российской Федерации разной правовой практики по немаловажному конституционному вопросу.
  • В связи с этим возникает необходимость в разрешении исследуемого вопроса либо на уровне федерального конституционного закона, либо на уровне отдельных положений (главы, подраздела, статей) такого закона.
  • В указанных положениях федерального конституционного закона необходимо отразить общую процедуру (порядок) принятия на уровне субъекта Российской Федерации решения об изменении своего наименования.
  • В частности, в данных законоположениях следует указать:
  • ■ субъектов права законодательной инициативы о принятии такого решения (отметим, что субъектами Российской Федерации может быть реализован и иной, помимо законодательного, порядок принятия рассматриваемого решения, что представляется недопустимым);
  • ■ субъектов возможного согласования указанной инициативы;
  • ■ орган, рассматривающий такую законодательную инициативу;
  • ■ субъекта утверждения и обнародования данного решения;
  • ■ этапы принятия подобного решения с конкретными временными интервалами рассмотрения законодательной инициативы о необходимости изменения наименования субъекта Российской Федерации;
  • ■ порядок обжалования принятого решения, а также порядок направления принятого решения Президенту России.

1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-11 / СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4868.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2013

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Конституционно-правовой статус субъекта (региона) РФ

В Конституции РФ закреплено 6 видов субъектов РФ — республики, города федерального значения, края, области, автономная область, автономные округа. При этом в статье 5 Конституции РФ особо подчёркивается, что субъекты РФ равноправны. В статье 65 Конституции РФ субъекты РФ перечислены в алфавитном порядке, что подтверждает принцип равноправия субъектов РФ.

Существует мнение, что республики в составе РФ являются государствами и имеют больший конституционно-правовой статус, чем другие субъекты РФ. Республики обладают всей полнотой государственной власти, кроме полномочий, которые отнесены к исключительной компетенции РФ, а также полномочий, которые отнесены совместному ведению РФ и субъектов РФ.

  • Республика имеет свою конституцию, свою территорию, систему органов государственной власти, республиканское гражданство, государственный язык, символы республики (герб, гимн, флаг).
  • Республики образованы по национальному принципу, при котором большинство населения республики или относительное большинство населения принадлежит к одной национальности.
  • Что касается других субъектов РФ, то они также обладают всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые отнесены к исключительному предмету ведения РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Итак, основной принцип конституционно-правового статуса субъектов РФ — то, что субъекты РФ равноправны, независимо от вида субъекта РФ, поэтому республики имеют такой же правовой статус, как и область, край, автономный округ.

Отличия касаются лишь в названии учредительных документов, но конституция республики имеет такой, же правовой статус, как устав другого субъекта РФ.

Наличие государственного языка в республики и национального гражданства указывают лишь на то, что республики образованы по национальному принципу, а края, области – по территориальному принципу, автономные образования по национально-территориальному принципу.

  1. Конституционно-правовой статус субъекта РФ (независимо от вида субъекта) определяется следующим составом:
  2. • Субъект РФ имеет свой Учредительный документ (Конституция для республики, Устав для других субъектов РФ) и своё законодательство;
  3. • Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границы субъекта РФ и изменение границы между субъектами РФ может быть произведено только по взаимному согласию субъектов РФ.

• Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти на основании принципа разделения властей. Имеется Законодательный (Представительный) орган, который принимает законы – Областная, Краевая Дума, Республиканский парламент.

Исполнительную власть представляет – Администрация области, края, Республиканское правительство.

Судебную власть представляют созданные в системе суды общей юрисдикции — мировые судьи, а также в субъекте РФ может быть создан Конституционный (Уставной) суд субъекта РФ, который даёт толкование Конституции (уставу) субъекта РФ и проверяет на соответствии законы субъекта РФ нормам Конституции (Уставу) субъекта РФ.

С теоретической точки зрения, изменение конституционно правового статуса субъекта РФ может быть в следующих формах:

• Образование нового субъекта РФ путём соединения существующих субъектов РФ и упразднения отдельных субъектов РФ (ч.2 статьи 65 Конституции РФ);

• Преобразование субъекта РФ без изменения территориальных границ субъекта РФ (ч.5 статьи 66 Конституции РФ). Эта форма преобразования предполагает изменения вида субъекта РФ, т.е. например, область преобразуется в край.

При этом нужно различать изменение вида субъекта РФ и изменение наименования субъекта РФ без изменения вида.

Изменение наименования субъекта РФ проходит по упрощённой процедуре, решение об изменении наименования принимает субъект РФ, а Президент РФ издаёт Указ о внесении нового наименования субъекта РФ в Конституцию РФ.

Поэтому, изменения наименования субъекта РФ не влечёт изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Что касается изменения вида субъекта РФ, то в принципиальном смысле для субъекта РФ ничего не меняется т.к. все виды субъектов РФ равноправны (статья 5 Конституции РФ). Если, например, край изменит свой вид и станет республикой, то нужно будет принять конституцию республики, вместо Устава края, возможно появление собственного государственного языка, национального гражданства.

Итак, если область станет краем или край республикой, то изменение базовых принципов не произойдёт т.к. основной принцип конституционно-правового статуса субъектов РФ закреплён в статье 5 Конституции РФ, в которой указано, что все субъекты РФ равноправны.