Орган повседневного управления
- РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС (схема 1).
- Схема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
- федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;
- региональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;
- территориальный, охватывающий территорию субъекта Российской Федерации;
- местный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый, охватывающий территорию объекта.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Таких подсистем насчитывается более трех десятков.
Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства; финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Структура координирующих органов управления РСЧС представлена на схеме 2.
Основные задачи КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
- контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объекгов в условиях ЧС;
- наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в состоянии готовности пунктов управления;
- разработка нормативных правовых актов в обласги защиты населения и территорий от ЧС;
- разработка и осуществление федеральных целевых и научно-технических программ, разработка и реализация территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных средств на случай возникновения ЧС;
- взаимодействие с другими КЧС, военным командованием и общественными объединениями по предупреждению и ликвидации ЧС;
- руководство работами по ликвидации ЧС;
- планирование и организация эвакуации населения из районов ЧС, размещения его в безопасной зоне и возвращения в места постоянного проживания;
- сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и сил РСЧС к действиям в ЧС.
Необходимо подчеркнуть, что в КЧС входят ответственные представители соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, что позволяет заблаговременно реализовать меры по предупреждению ЧС, а в экстремальных условиях — оперативно мобилизовать ресурсы соответствующей территории и эффективно ликвидировать ЧС. Задачи объектовых КЧС:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;
- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала
организаций и объектов к действиям в ЧС. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы управления ГОЧС, структура которых приведена на схеме 3. Схема 3. Структура постоянно действующих органов управления РСЧС
Размещение органов повседневного управления РСЧС (схема 4) осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
Схема 4. Состав органов повседневного управления РСЧС
Режимы функционирования РСЧС В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности — при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпи-фитотий;
- режим повышенной готовности — при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
- режим ЧС — при возникновении и во время ликвидации ЧС.
- Силы и средства ликвидации ЧС Важнейшая составная часть РСЧС — ее силы и средства (схема 5).
- Схема 5 Состав сил и средств РСЧС
Силы и средства РСЧС | Силы и средства наблюдения и контроля |
Силы и средства ликвидации ЧС |
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удается предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возникновение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управления и население. В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:
- учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;
- формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;
- военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;
- территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;
- военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;
- соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и инженерных войск Минобороны России;
- аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
- территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;
- отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС.
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координацию и руководство ликвидацией данной ЧС.
При недостаточности имеющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формирования. Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов.
https://www.youtube.com/watch?v=r2NBwRw5wFk\u0026pp=ygU60J7RgNCz0LDQvSDQv9C-0LLRgdC10LTQvdC10LLQvdC-0LPQviDRg9C_0YDQsNCy0LvQtdC90LjRjw%3D%3D
Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).
Органы повседневного управления на муниципальном уровне
- Инна Смирнова
- Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
- преподавательский стаж — 15 лет
Предложить статью
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?
Органы повседневного управления на муниципальном уровне – это совокупность дежурных диспетчерских и иных служб, действующая на территории муниципального образования с целью осуществления координации и функционирования диспетчерских и дежурных служб.
Данные службы создается при органах муниципального управления, которые специально уполномочены на решение задач в сфере защиты граждан муниципального образования и их территорий от различных ситуаций чрезвычайного характера и для организации гражданской обороны на муниципальном уровне.
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципальных образований создается при органах управления гражданской обороны и чрезвычайными ситуациями. При отсутствии такого органа, например, в сельских районах и небольших городских поселениях, создание единой дежурно-диспетчерской службы осуществляется при органе муниципального управления.
В тех городах, которые являются административными центрами регионов России, создание единой дежурной диспетчерской службы может осуществляться совместно с органами повседневного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций региона.
Крупные города создают районные или окружные единые дежурно-диспетчерские службы.
Задачи функционирования органов повседневного управления на муниципальном уровне
Органы повседневного управления на муниципальном уровне призваны решать комплекс задач, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, осуществление приема сообщений относительно угроз или фактов возникновения чрезвычайных ситуаций от граждан муниципального образования или хозяйствующих субъектов;
- во-вторых, проведение анализа и оценки достоверности информации о возможности возникновения или происшествия чрезвычайные ситуации, доведение информации до дежурной диспетчерской службы, обязанной реагировать на такие сообщения;
- в-третьих, осуществление сбора и обработки информации, требуемой для разработки и принятия решений, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- в-четвертых, осуществление сбора сведений о наличии угроз или фактов возникновения чрезвычайных ситуаций из различных источников, в качестве которых могут выступать дежурно-диспетчерские службы, службы контроля, системы мониторинга и так далее;
- в-пятых, осуществление обработки и анализа информации о чрезвычайных ситуациях, оценка масштабов этих ситуаций, определение состава дежурных диспетчерских служб, ответственных за сопровождение чрезвычайной ситуации;
- в-шестых, осуществление обобщения, оценки и контроля данных об обстановке, эффективности мер, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации;
- в-седьмых, информационное обеспечение деятельности дежурных диспетчерских служб, привлекаемых к сопровождению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- в-восьмых, осуществление контроля по результатам реагирования на вызовы единой диспетчерской службы на территории муниципального образования;
- в-девятых, формирование доклада о наличии угроз или возникновении чрезвычайных ситуаций и так далее.
«Органы повседневного управления на муниципальном уровне» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость
Численность и категории органов повседневного управления на муниципальном уровне
Органы повседневного управления на муниципальном уровне классифицируются по категориям, среди которых можно выделить следующие:
- первая категория дежурно-диспетчерской службы, образуемая в муниципальных образованиях, имеющих численность населения более 1 миллиона человек;
- вторая категория дежурно-диспетчерской службы, создаваемая в муниципальных образованиях, имеющих численность населения от 250 тысяч человек до 1 миллиона человек;
- третья категория дежурно-диспетчерской службы, создаваемая в муниципальных образованиях, имеющих численность населения от 100 до 250 тысяч человек;
- четвертая категория дежурно-диспетчерской службы, создаваемая в муниципальных образованиях, имеющих численность населения от 50 до 100 тысяч человек;
- пятая категория дежурно-диспетчерской службы, создаваемая в муниципальных образованиях, численность населения которых не превышает 50 тысяч человек.
Численный сменный состав органов повседневного управления на муниципальном уровне определяется категорией дежурно-диспетчерской службы и наличием особых характеристик муниципального образования (к примеру, наличие на территории муниципального образования объектов, относящихся к потенциально опасным).
Для первой категории диспетчерской службы численность специалистов в оперативной смене колеблется от 20 до 25 человек, для второй – от 15 до 20 человек, для третьей – от 10 до 15 человек, для четвертой – от 5 до 15 человек, для пятой – от 2 до 5 человек.
Режим работы органов повседневного управления на муниципальном уровне
Органы повседневного управления на муниципальном уровне могут функционировать в нескольких режимах, к числу которых относятся:
- во-первых, повседневный режим;
- во-вторых, режим повышенной готовности, устанавливаемый при наличии угрозы чрезвычайной ситуации;
- в-третьих, режим чрезвычайной ситуации.
Установление второго и третьего режимов работы органов повседневного управления на муниципальном уровне осуществляется на основании решения руководства органа муниципального управления.
https://www.youtube.com/watch?v=r2NBwRw5wFk\u0026pp=YAHIAQE%3D
Повседневный режим работы органов повседневного управления подразумевает осуществление круглосуточного дежурства, позволяющего данным органам находиться в состоянии перманентной готовности к необходимости экстренного реагирования на возможность угрозы чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности предусматривается на случай необходимости осуществления совместных действий различными дежурно-диспетчерскими службами, функционирующими в пределах территории муниципальных образований.
Режим чрезвычайной ситуации органов повседневного управления устанавливается при возникновении чрезвычайной ситуации.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата последнего обновления статьи: 12.11.2022
- Инна Смирнова
- Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
- преподавательский стаж — 15 лет
Предложить статью
Задать вопрос
С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы
Как работает сервис?
Трудности с написанием работы?
Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!
Наши статьи цитируют
Научные журналы
Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ
Электронные образовательные системы
Решение любого учебного вопроса за 300₽
Задать вопрос эксперту
Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»
Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд
Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram
Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!
Перейти в Telegram Bot
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Состоит из территориальных и функциональных подсистем.
Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает:
- координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности;
- постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях;
- органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
- резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
- резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
- резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
7.4. Назначение, основные задачи и структура РСЧС
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения – для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.
- РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
- Основными задачами РСЧС являются:
- 1 ) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;
- 2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;
- 3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
- 4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- 5) подготовка населения к действиям при ЧС;
- 6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- 7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- 8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- 9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- 10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- 11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- 12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Структура органов РСЧС
- Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
- Рассмотрим каждый элемент структуры органов РСЧС.
- Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.
- Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.
- Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
- Координирующими органами РСЧС являются:
- 1) на федеральном уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
- 2) на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На территории Российской Федерации организовано шесть таких центров в регионах: СевероЗападный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный с центром в Москве, Южный с центром в Ростове, Приволжско-Уральский с центром в Екатеринбурге, Сибирский с центром в Новосибирске, Дальневосточный с центром в Хабаровске;
- 3) на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- 4) на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного управления;
- 5) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
- Для нас наибольший интерес представляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
- Основными задачами объектовых КЧС являются:
- 1) руководство разработкой и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС;
- 2) организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;
- 3) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство их ликвидацией и эвакуацией работающего персонала объектов;
- 4) руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- 5) организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объектов к действиям в ЧС.
- Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
- 1) на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);
- 2) на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- 3) на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;
- 4) на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
- Органами повседневного управления РСЧС являются:
- 1) стационарные пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), подвижные пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;
- 2) дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
- Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях) оснащаются современными средствами передвижения (автотранспортом, вертолетами, самолетами), техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к использованию.
- В состав РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее 3 суток и находящиеся в состоянии полной готовности (силы постоянной готовности).
- Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.
Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.
- Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органов МЧС России.
- Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ.
- Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам:
- 1) режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий;
- 2) режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
- 3) режим чрезвычайных ситуаций – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:
- 1) в режиме повседневной деятельности:
- а) осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- б) планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- в) совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- г) создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- д) осуществление целевых видов страхования;
- 2) в режиме повышенной готовности:
- а) принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
- б) усиление дежурно-диспетчерской службы;
- в) усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- г) принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
- д) приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;
- 3) в режиме чрезвычайных ситуаций:
- а) выдвижение оперативных групп в район ЧС;
- б) определение границ зоны чрезвычайных ситуаций;
- в) организация защиты населения;
- г) организация ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- д) организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- е) осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайных ситуаций, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, как отмечалось ранее, создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляет МЧС России. На всех других уровнях осуществляется планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Основное внимание обращается на предупреждение ЧС и снижение их масштабов, предотвращение и максимальное снижение потерь населения и ущерба объектам экономики в случае возникновения ЧС.
РСЧС: расшифровка, структура и задачи
Обновлено 27 марта 2023 Просмотров: 152 265 Дмитрий Петров
- Рсчс – это…
- Задачи
- Структура РСЧС
- Режимы функционирования
- Заключение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждому из нас важно знать, что в случае наступления чрезвычайной природной или техногенной катастрофы нас не бросят на произвол судьбы.
https://www.youtube.com/watch?v=fwpl3LiJrrw\u0026pp=ygU60J7RgNCz0LDQvSDQv9C-0LLRgdC10LTQvdC10LLQvdC-0LPQviDRg9C_0YDQsNCy0LvQtdC90LjRjw%3D%3D
Как правило, во всем мире функцию предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ликвидацию их последствий берет на себя государство. В Российской Федерации эту функцию выполняет РСЧС.
Сегодня поговорим, что такое РСЧС, как расшифровывается, какова ее структура, каковы ее основные задачи.
Рсчс – это…
РСЧС – это аббревиатура наименования «Российская Система Чрезвычайных Ситуаций», но это сокращение только части наименования.
Полное же название системы, которая была создана в 1992 году, звучало так: «Российская единая Система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций». Согласитесь, аббревиатуру «РЕСПЛЧС» выговорить довольно трудно. Поэтому было принято сокращение РСЧС.
В наши дни наименование еще более изменилось: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Постановление Правительства № 794 от 30.12.2003 г.), но аббревиатуру оставили прежнюю.
РСЧС создана с целью объединения отдельных организаций и учреждений для оптимизации решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС.
То есть для того, чтобы в случае возникновения чрезвычайной ситуации единый центр руководства приступил бы к немедленной работе, координируя и направляя деятельность спасателей, медицинской помощи, служб жизненного обеспечения населения и т.д.
Задачи РСЧС
Основные задачи РСЧС:
- предупреждать наступление природных и техногенных катастроф;
- минимизировать возможные последствия ЧС;
- ликвидировать ЧС.
Если же детализировать задачи всех служб системы, то получится целый перечень необходимых к проведению мероприятий:
- разрабатывать и выполнять специальные профилактические программы по предотвращению ЧС, в том числе – внедрять в практику научные разработки по прогнозированию природных катаклизмов и уменьшению масштабов негативных последствий после ЧС;
- обеспечивать техническую оснащенность и физическую готовность структур, предназначенных для выполнения спасательных действий при возникновении ЧС;
- проводить подготовку населения к возможным ЧС (учения, тренировки, наглядная агитация, разъяснительная работа и т.д.);
- координировать работу всех уровней РСЧС (про уровни – в следующем разделе);
- ликвидировать последствия ЧС;
- изучать методики проведения расчета материального ущерба от возможных ЧС;
- создавать финансовый резерв на случай ликвидации последствий ЧС, в том числе – для помощи пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры пострадавших территорий;
- создавать и оборудовать пункты мед.помощи и пункты временного размещения людей в случае ЧС;
- поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.
Структура РСЧС
Структура (что это?) РСЧС состоит из 5 уровней и относится к иерархическому типу организации.
На схеме изображены следующие уровни системы (от высшего к низшему):
- федеральный (государственный уровень);
- межрегиональный (уровень 6 федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжско-Уральского, Сибирского, Дальневосточного);
- региональный (дифференциация (это как?) по субъектам РФ);
- муниципальный (уровень муниципальных образований);
- объектовый (конкретные объекты, например, АЭС (атомные электростанции), крупные промышленные предприятия и т.д.).
- Каждый из перечисленных уровней находится в координационном подчинении у вышестоящего уровня, но действует автономно.
- Например, если произошло землетрясение на Курильских островах (а там они случаются довольно часто), то будет действовать региональный уровень РСЧС (Сахалинской области), а также муниципальный и объектовый.
- В случае необходимости будут задействованы вышестоящие межрегиональный и федеральный уровни.
- Каждый из уровней РСЧС имеет собственный комплекс сил и средств, способный в автономном режиме выполнять поставленные перед РСЧС задачи.
- В этот комплекс входят:
- органы управления:
- координационные органы (комиссии), осуществляют координацию работы вверенных им сил, а также организуют взаимодействие с остальными уровнями РСЧС;
- постоянно действующие органы управления (подразделения МЧС различного уровня);
- органы повседневного управления – пункты управления РСЧС, осуществляют непрерывный мониторинг в режиме реального времени вверенных территорий;
- непосредственно силы и средства, находящиеся в состоянии постоянной готовности (специалисты, техника, оснащение, т.е. аварийно-спасательные службы и общественные формирования), готовые выполнять аварийно-спасательные работы в зоне ЧС в течение 3 суток в автономном режиме;
- резервы материальных ресурсов (финансы, оборудование для обеспечения жизнедеятельности людей, медикаменты, продукты, вещи);
- системы обеспечения связи и оповещения населения.
Режимы функционирования РСЧС
Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.
Следовательно, существует 3 возможных режима:
- ЧС нет;
- ЧС возможна;
- возникновение ЧС.
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
Теперь о каждом из режимов немного подробней.
- Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
- мониторинг окружающей среды;
- прогнозирование вероятности ЧС;
- разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
- подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
- резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
- подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
- ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
- Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
- усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
- усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
- информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
- принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
- уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
- эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
- Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
- непрерывный контроль за обстановкой;
- оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
- выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
- выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;
- информирование вышестоящих уровней РСЧС;
- восстановление или организация системы жизнеобеспечения населения.
Заключение
Чрезвычайная ситуация, независимо от причин ее возникновения – это нелегкое испытание и для людей, и для структур, призванных их защищать.
Природа каждый год проверяет РСЧС нашей страны на прочность. Это масштабные природные пожары, возгорания крупных технических объектов, мощнейшие наводнения.
- Мы можем быть уверены, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации нас не оставят с бедой один на один.
- Читайте наш блог, это информативно и познавательно.
- Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
- Безопасность
- Закон и Право
- Организации
Главная/ ЧАстые ВОпросы/ Безопасность