Управление хозяйственными обществами
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах
- Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах регулируются нормами ГК.
- Содержание
- Хозяйственное товарищество – особый вид юридического лица, целью деятельности которого является получение материальной выгоды.
- Данное юрлицо является коммерческой организацией, основанной учредителями, имеющей определенный уставный капитал.
- Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах регулируются нормами Гражданского кодекса.
- Хозяйственные товарищества создаются в двух формах:
- Полное товарищество.
- Товарищество на вере.
Хозяйственные общества могут осуществлять деятельность в виде:
- Общества с ограниченной ответственностью;
- Акционерного общества.
В учредительной документации может быть указано, что от имени юридического лица правомочны выступать несколько лиц – действовать совместно или независимо.
Граждане, представляющие юридическое лицо, обязаны работать в его интересах. Для проверки деятельности предприятия необходимо проводить внутренний и внешний аудит.
Главным управляющим органом товариществ и обществ является собрание участников.
Важным документом, регулирующим их деятельность, является корпоративный договор. Документ, цель которого — осуществление своих прав членами предприятия.
Признаки юридического лица:
- Орган управления — часть юридического лица, имеющий определенное оформление. Он может быть представлен одними или несколькими физическими лицами (в зависимости от норм закона и положений учредительной документации).
- Формирование органа должно быть согласовано с требованиями законодательства.
- Органы могут осуществлять контроль деятельности юридического лица.
- Орган управления имеет определенные полномочия. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения должно соответствовать интересам общества и согласоваться с нормами права.
Характерной чертой органов управления товариществ и обществ является отсутствие права быть самостоятельным участником правоотношений.
Орган юридического лица является представителем юридического лица и выступает от его имени.
Понятие исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества
Исключительная компетенция – полномочия, которые, согласно нормам законодательства, находятся в ведении определенного органа. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения влечет обязательное его выполнение.
Совокупность прав и полномочий органа управления юридического лица определяется учредительной документацией и нормами права.
Юридическое лицо имеет характерный признак – правоспособность, что обуславливает компетенцию органа управления данного юридического лица.
Компетенция органа управления составляет предмет его деятельности. Определить компетентность органа можно путем составления перечня вопросов, которые он уполномочен решать.
Объем прав и обязанностей определяется и отображается в учредительной документации.
Собрание участников хозяйственного общества является главным управляющим органом общества, который принимает ключевые решения в его деятельности. Собрание может быть очередным (определяется согласно учредительной документации) или внеплановым (при необходимости решить срочные проблемы).
Управление в хозяйственных обществах
Акционерное общество — распространенная форма предпринимательской деятельности и организации хозяйствующих субъектов в странах с развитой рыночной экономикой.
Акционерным обществом признается организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Отличие АО от других организационно-правовых форм хозяйствования заключается в том, что движущей силой (основным фактором) деятельности АО является объединенный капитал в акциях, принадлежащий акционерам и организованный в форме уставного капитала.
В соответствии с действующим законодательством (Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об акционерных обществах») АО могут осуществлять любые виды деятельности (кроме запрещенных законами РФ), создаются без ограничения срока функционирования, обладают хозяйственной самостоятельностью. Они являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование и печать, могут создавать филиалы и участвовать в капитале других обществ.
АО, создаваемые в системе АПК, разделяются на две основные группы: закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО). Различия между ними заключаются в способах формирования и движения уставного капитала и обращения акций.
В закрытых акционерных обществах акции (вклады) могут переходить от одного владельца к другому только с согласия большинства акционеров (если иное не предусмотрено уставом).
В Уставе ЗАО четко оговариваются условия движения акций (вкладов): выделение имущественного и земельного паев, обмен, продажа и покупка акций в рамках общества и др.
Число учредителей, как правило, равно числу участников.
В открытом акционерном обществе акции могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг, продажа акций осуществляется в форме открытой подписки.
Акции могут переходить от одного лица к другому без согласия иных акционеров. Число учредителей меньше числа участников общества. Им принадлежит контрольный пакет акций.
Такое общество заинтересовано в привлечении капитала со стороны в любых формах для расширения деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что акционеры открытого и закрытого АО обладают равным объемом прав по распоряжению принадлежащими им на праве собственности акциями. Различие этих двух типов состоит лишь в процедуре реализации этих прав.
Участник ОАО может во всех случаях отчуждать принадлежащие ему ценные бумаги, не оповещая об этом остальных акционеров.
Участник ЗАО при определенных видах сделок обязан оповестить остальных акционеров и выждать срок, установленный законом и Уставом общества, в течение которого остальные акционеры или общество могут воспользоваться правом преимущественного приобретения продаваемых акций.
Закон различает обыкновенные и привилегированные акции. Главным различием между ними является то, что последние предоставляют своим владельцам преимущество перед владельцами обыкновенных акций в получении дивидендов общества или ликвидационной стоимости.
Владельцы обыкновенных акций в соответствии с законом и Уставом АО могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, имеют право на получение дивидендов; имеют право на получение части имущества при ликвидации общества.
Все обыкновенные акции должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять владельцам одинаковый объем прав.
Обыкновенная акция дает ее владельцу право участия в управлении АО по всем вопросам его компетенции в отличие от привилегированной акции, которая такого права не дает.
Акционерное общество — сложная форма с точки зрения внутренней организации, так как она предполагает несколько органов управления и контроля, распределение между ними компетенции, определенные порядок осуществления действий от имени акционерного общества, механизмы принятия решений, ответственность за причиненные обществу убытки.
В акционерных обществах, насчитывающих порой десятки тысяч акционеров, вряд ли можно рассчитывать на единство мнений всех акционеров в вопросах организации управления, поэтому особенно велика роль законодательного регулирования. Такую роль призваны сыграть нормы ГК РФ и Закон РФ «Об акционерных обществах».
Закон в соответствии с нормами ГК РФ сохраняет трехзвенную структуру органов управления в акционерном обществе (исключение составляют акционерные общества с числом акционеров — владельцев голосующих акцией менее 50).
Это означает, что в акционерном обществе создаются и действуют общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган, каждый из которых принимает решения по вопросам деятельности в соответствии со своей компетенцией.
В закрытых акционерных обществах, а также в открытых акционерных обществах с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 совет директоров (наблюдательный совет) может не создаваться (по усмотрению участников-акционеров), тогда его функции выполняет общее собрание акционеров.
Разделение компетенции между несколькими органами управления обществом основывается на разделении функций по оперативному, текущему руководству деятельностью, контролю за ее осуществлением и результатами.
Текущее руководство акционерным обществом предполагает не только профессионализм лица или нескольких лиц, его осуществляющих, но и определенную их самостоятельность в принятии решений.
В то же время для предотвращения возможных злоупотреблений со стороны управляющих-профессионалов, которые могут привести к тяжелым экономическим последствиям, необходимо наличие одного или нескольких органов, осуществляющих контрольные функции за их деятельностью, а также принимающих решение по основным, наиболее важным для общества и акционеров вопросам. Принципиальная схема управления АО в сельском хозяйстве представлена на схеме (рис. 13).
- Общее собрание акционеров
- Ревизионная комиссия
- Совет директоров (наблюдательный совет)
- Исполнительный директор (руководитель рабочего органа)
- Рабочий аппарат управления
- Производственные и обслуживающие подразделения предприятия, их органы самоуправления (собрания, советы, исполнительный аппарат)
Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Через участие в общем собрании акционеры общества — владельцы голосующих акций — реализуют свое право на участие в управлении деятельностью.
- В соответствии со ст. 103 ГК РФ в компетенцию общего собрания АО входят:
- — внесение изменений и дополнений в Устав общества или утверждение Устава акционерного общества в новой редакции;
- — избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;
- — образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
- — утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков;
- — решение вопросов о реорганизации или ликвидации общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов.
- Закон «Об акционерных обществах» дополняет компетенцию общего собрания АО: утверждение аудитора общества, решения о консолидации и дроблении акций, участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях коммерческих организаций и др.
Общее собрание может быть двух видов: годовое и внеочередное. Внеочередное общее собрание созывается в любое время по решению совета директоров, требованию ревизионной комиссии или аудитора общества, а также по требованию акционеров, владеющих не менее чем 10 % голосующих акций.
- Закон предусматривает три формы проведения общего собрания:
- очная — вопросы повестки дня обсуждаются и по ним принимаются решения в присутствии акционеров;
Институт компетенции органов управления хозяйственного общества в призме конкурирующих оценок
Юридическое лицо, в том числе хозяйственное общество, приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
https://www.youtube.com/watch?v=nNMB4Amks-A\u0026pp=ygVG0KPQv9GA0LDQstC70LXQvdC40LUg0YXQvtC30Y_QudGB0YLQstC10L3QvdGL0LzQuCDQvtCx0YnQtdGB0YLQstCw0LzQuA%3D%3D
Их компетенция определяется законом и учредительными документами.
Наряду с основными (классическими) органами управления хозобщества — высшим органом (ОСА, ОСУ), советом директоров (коллегиальным органом управления), правлением (коллегиальным исполнительным органом) и единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором), закон допускает наделение в определенных ситуациях управленческими правами основное общество (по принятию решений из свода вопросов компетенции ЕИО дочернего общества), управляющую организацию или ИП (то же), председателя совета директоров (в ООО), отдельных участников компаний (в частности, при подготовке и проведении внеочередных общих собраний), арбитражного управляющего и коллегий кредиторов (советов, собраний) в случае банкротства общества, специальных юрлиц (при санировании хозобществ-банков), а также ликвидационную комиссию (на стадии ликвидации юрлица).
Обращение к конкретным конфликтным ситуациям показывает, что применение института компетенции органа или иной структуры управления, являющегося основополагающим в теории и практике корпоративного управления и права и по этой причине в целом довольно глубоко и многосторонне апробированным, продолжает интриговать совладельцев, топ-менеджеров, специалистов и консультантов компаний своими нюансами, в ряде случаев довольно неожиданными. Анализу некоторых из них посвящена настоящая статья.
Конкуренция органов управления в принятии определенного решения
Какой орган управления основного общества принимает решения, действуя в качестве высшего органа управления стопроцентного» дочернего общества?
Согласно п. 3 ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ Об акционерных обществах» (далее — ФЗ об АО)
в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно.
При этом положения закона, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
Аналогичная норма предусмотрена ст. 39 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — ФЗ об ООО).
В диверсифицированных холдингах сложилась своего рода традиция оформлять такие решения актом единоличного исполнительного органа удерживающей компании — основного общества.
В подобных случаях издается соответствующий приказ по обществу или просто составляется решение единственного участника, как правило, заверяемое регистратором или нотариусом.
При этом документ обретает не два, а три оригинальных экземпляра: два, как правило, передаются управляемому обществу (как того требует ФЗ об АО), один остается в холдинг-компании.
Между тем в ходе некоторых конфликтов, участники которых, защищая свои права и интересы, призывают внимательнее вчитываться в положения устава основного общества, устанавливающие компетенцию его органов управления, упомянутые обычаи корпоративного управления» испытаний в ходе судебных разбирательств не выдерживают. Приведем пример.
Дело № А60-23746/2015
Фабула. Значимый миноритарий (доля в размере 1/3 уставного капитала) основного общества (далее — Группа Т.»), освобожденный от занимаемой должности ЕИО 100-процентной дочки» (далее — Т.-Энерго») решением ЕИО основного общества, пытался оспорить данное решение. Проиграл в связи с пропуском срока исковой давности.
В то же время суды, исходя из того, что в уставе основного общества имеется положение, согласно которому руководство дочерними обществами в целом осуществляет ОСУ материнской компании, согласились с истцом в том, что он как миноритарий и при этом экс-ЕИО дочки» имел право на подачу данного иска (хотя оспаривалось не решение ОСУ основного общества, а именно решение ОСУ дочки», принятое ЕИО первого), и признали, что порядок принятия решения был нарушен. Следовало принимать решение ОСУ, а не решение ЕИО материнской структуры. Выигравшего иск ответчика такая мотивировка не устроила, он пытался оспорить фрагменты мотивировочной части решения суда первой инстанции в окружном суде. Последний, однако, разделил позицию своих коллег.
https://www.youtube.com/watch?v=nNMB4Amks-A\u0026pp=YAHIAQE%3D
Фрагменты постановления Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2016.
В соответствии с положениями п. 7 и п. 7.16 устава ООО Группа Т.» решение вопросов, связанных с управлением дочерними обществами, относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Избрание и прекращение полномочий единоличного исполнительного органа в дочернем обществе является вопросом, связанным с управлением дочерним обществом. Следовательно, решение данного вопроса не отнесено к компетенции единоличного исполнительного органа ООО Т.-Энерго», а относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО Группа Т.» lt;.
..gt;Заявители полагают, что п. 7.16 Устава общества Группа Т.» не может толковаться расширительно, поскольку противоречит принципам гражда�… ✂
Контролируем управление хозяйственным обществом
Контроль над руководством компании – головная боль для многих собственников бизнеса. Оно и понятно, ведь если не «держать руку на пульсе», то у наемных руководителей рано или поздно наверняка возникнет желание «урвать» кусок пирога.
Именно поэтому большинство собственников предпочитают устанавливать жесткий, почти тотальный контроль над действиями директора. Но это, увы, далеко не всегда приводит к желаемым результатам, а даже наоборот – сильно затрудняет работу фирмы.
Так как же выбрать оптимальную систему контроля и как воплотить ее в жизнь?
Проблема контроля над руководителем компании – одна из ключевых для собственников бизнеса. Предстоящие годовые собрания участников и акционеров – лишний подвод задуматься над этим. Не секрет, что у наемных руководителей нередко возникает желание если не взять под контроль весь бизнес, то перераспределить доходы от него в свою пользу.
С психологической точки зрения истоки ситуации понятны. Многим свойственно переоценивать собственный вклад в общее дело, зачастую недооценивая вклад партнеров или других лиц. А когда к этому примешивается возможность «сорвать куш» и уверенность в своей безнаказанности, злоупотребления неизбежны.
Единственная возможность избежать таких ситуаций – создание эффективной системы контроля над деятельностью исполнительных органов управления компанией со стороны владельцев бизнеса.
Рассмотрим несколько наиболее простых инструментов для малого и среднего бизнеса, основывающихся как на корпоративных правоотношениях и сложившейся практике правоприменения, так и на иных рычагах взаимодействия.
Кому это надо?
Прежде чем начать разговор, необходимо четко определить, о чьем контроле будет идти речь. На наш взгляд, в современных условиях необходимо выделять две категории собственников бизнеса. Назовем их условно «инвесторы» и «предприниматели». Каждая из этих групп имеет хоть и схожие, но все же разные подходы к бизнесу.
Классическими представителями первой категории являются портфельные инвесторы. Их основной интерес – получение максимальной прибыли за счет владения ценной бумагой или долями в обществе.
Мы не будем рассматривать крайний вариант этого типажа, к которому относятся активные игроки биржевого рынка. Купил, вовремя продал, получил прибыль – вот их цель и кредо.
Им практически не интересно, сколько «откатов» было у генерального директора или какие убытки его действия нанесли компании, если это не приводит к падению стоимости ценных бумаг.
Впрочем, на рынке присутствуют игроки «на длинных позициях». Они заинтересованы в стабильном росте экономических показателей компании и высоком уровне прибыли, поскольку именно от этого зависит стоимость ценных бумаг в долгосрочной перспективе и, конечно же, размер дивидендов.
Однако им не нужен и не интересен оперативный контроль над деятельностью организации и оперативная информация о ее функционировании. Главное для инвесторов – стабильность и высокие экономические показатели компании.
Именно на эту категорию рассчитаны годовые собрания акционеров и участников, по своей природе «отчетно-выборные».
Вторая категория собственников бизнеса – предприниматели. Бизнес для них – это их детище, и они всеми силами стараются его развивать и совершенствовать. Эта категория стремится участвовать в повседневной деятельности, решать не только стратегические, но и текущие вопросы хозяйственной жизни.
Крайним вариантом данной категории является единственный участник общества с ограниченной ответственностью или акционер, одновременно занимающий пост ее руководителя. В этой ситуации он контролирует себя сам и управляет имуществом фирмы так, как ему удобно.
В больших корпорациях, по понятным причинам, преобладают инвесторы, и даже когда контрольный пакет находится у одного лица или семейного клана, интересы такого предпринимателя лежат в плоскости стратегических уровней управления, минуя оперативный контроль.
Для них, так же как и для портфельных инвесторов, более актуален контроль «по результату» деятельности. То есть не оперативный надзор над деятельностью, а соответствие набора определенных показателей деятельности компании их представлениям и ожиданиям.
Малый и средний бизнес, наоборот, создаются только одним лицом либо являются симбиозом инвесторов и предпринимателей. Первые вкладывают в бизнес деньги, вторые – собственное участие в деле (часто вместе с деньгами, в тех или иных пропорциях).
Поэтому в создании оперативной системы контроля над действиями руководителя заинтересованы прежде всего инвесторы небольших компаний, опасающиеся за собственные вложения, и предприниматели. Именно с их точек зрения мы и будем рассматривать ситуацию.
Контроль деятельности
Любой контроль построен на получении оперативной информации о деятельности подконтрольного субъекта. Руководитель организации в этом случае не является исключением. Получение информации в рамках организационной структуры возможно по формализованным и неформальным каналам.
Структура и компетенция органов хозяйственных обществ
Действующее корпоративное законодательство предоставляет учредителям хозяйственного общества широкие возможности в выборе структуры его органов. Всего можно выделить четыре основные структуры органов хозяйственного общества.
Существует еще и пятая модель, характеризующаяся тем, что функции единоличного исполнительного органа общества осуществляются по договору управляющей организацией или управляющим (абз. 3 п. 1 ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст.
42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»), которые не становятся при этом органами общества, так же как доверительный управляющий не приобретает статус собственника в отношении переданного в доверительное управление имущества.
Относительно правовой природы договора, заключаемого между управляющим и хозяйственным обществом, в юридической литературе нет единого мнения. Вопросов не вызывает лишь гражданско-правовая квалификация отношений, возникающих между хозяйственным обществом и управляющим.
Неотъемлемыми элементами любой структуры органов хозяйственного общества, какую бы ни выбрали учредители, являются общее собрание участников (акционеров), единоличный исполнительный орган и ревизионная комиссия (ревизор) общества.
Что касается коллегиального исполнительного органа, то его образование не является обязательным.
Если уставом общества предусмотрено наличие единоличного и коллегиального исполнительных органов, то такой устав должен определять также компетенцию коллегиального органа. Совет директоров может быть образован в любом хозяйственном обществе.
Однако в акционерных обществах с числом акционеров — владельцев голосующих акций 50 и более создание совета директоров является обязательным (абз. 2 п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Таким образом, первая структура органов хозяйственного общества характеризуется наличием следующих органов: общее собрание участников (акционеров), совет директоров, единоличный и коллегиальный исполнительный органы, ревизионная комиссия.
Для второй структуры характерно отсутствие совета директоров.
В третьей структуре не образуется коллегиальный исполнительный орган. Наконец, четвертая структура не имеет ни совета директоров, ни коллегиального исполнительного органа.
Помимо выбора структуры органов существенное значение для реализации интересов отдельных участников (акционеров) имеет определение объема компетенции того или иного органа общества.
Отметим, что устав хозяйственного общества в обязательном порядке помимо сведений о структуре органов общества должен содержать информацию об их компетенции (п. 3 ст. 11 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
С выходом органа общества за пределы своей компетенции при совершении сделок от имени общества законодатель связывает негативные последствия (ст. 174 ГК РФ).
Компетенция органа общества неразрывно связана с правоспособностью самого хозяйственного общества.
Органы общества в свою очередь не могут действовать произвольно, они функционируют в строгом соответствии со своей компетенцией, определенной законом, иными правовыми актами и уставом общества.
Таким образом, компетенция выступает правовым средством, с помощью которого права и обязанности хозяйственного общества — юридического лица преобразуются в полномочия его органов.
Спорным является вопрос относительно правомерности отнесения к органам хозяйственного общества такого образования, как ликвидационная комиссия.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами хозяйственного общества (п. 3 ст. 21 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 3 ст. 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В этой связи Г.С.
Шапкина характеризует ликвидационную комиссию как орган управления, занимающий особое положение. Это обусловлено тем, что она создается лишь при ликвидации общества и отсутствует в нормально функционирующих организациях.
Признав, что данная позиция заслуживает внимания, отметим, что, на наш взгляд, ликвидационная комиссия вряд ли может быть признана органом хозяйственного общества.
Таким образом, ликвидационная комиссия не является органом управления хозяйственного общества. Она представляет собой образование, осуществляющее управленческие полномочия, входящие в компетенцию органов хозяйственного общества, с целью проведения процесса его ликвидации.
Тем более не становится органом управления хозяйственного общества арбитражный управляющий. Как следует из ст.
2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
Таким образом, управление делами хозяйственного общества в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться структурами (ликвидационная комиссия) и лицами (арбитражный управляющий), которые при этом не становятся органами общества.
Управленческие функции осуществляются ими не в целях организации и упорядочения деятельности хозяйственного общества, а для решения поставленной перед ними законом особой задачи, к которой можно отнести, например, проведение процесса ликвидации общества.
Также не являются органами общества структуры, обеспечивающие функционирование органов общества, деятельность которых неразрывно связана с работой того или иного органа общества (счетная комиссия — общее собрание).
В свою очередь, органы хозяйственного общества представляют собой его структурно обособленные составляющие, не обладающие правосубъектностью и, как следствие, лишенные права выступать в качестве самостоятельных субъектов гражданских правоотношений, в том числе корпоративных правоотношений.
Действующее законодательство квалифицирует корпоративные права как разновидность обязательственных – согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
- Представляется, что корпоративные права следует разделить на имущественные и неимущественные – организационно-управленческие права, которые, с нашей точки зрения, в составе корпоративных правоотношений имеют самостоятельный характер и придают корпоративным правоотношениям ту особую специфику, которая позволяет отграничить их от других видов правоотношений.
- К организационно-управленческим правам участников корпораций относятся:
- 1. права, связанные с участием в управлении делами общества;
- 2. права, связанные с осуществлением контроля над деятельностью органов управления общества и финансово-экономическим состоянием общества;
- 3. права на получение информации о деятельности общества
- К имущественным правам участников корпорации следует отнести:
- 1. право на участие в распределении прибыли;
2. право на получении части имущества общества – ликвидационной квоты.
- В отдельную группу прав выделяют так называемые преимущественные права
- 1. Права, связанные с участием в управлении делами общества:
- На основе анализа положений ГК РФ, Закона об АО и Закона об ООО к числу субъективных корпоративных прав, носителями которых являются участники корпоративных организаций, следует отнести:
- 1. право на участие в управлении делами корпоративной организации
- 2. право на получение информации о ее деятельности
- 3. право на участие в распределении ее прибыли
4. право на ликвидационную квоту.
Право на участие в управлении делами корпоративной организации в общем виде зафиксировано в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Оно находит свое законодательное закрепление также в п. 2 ст. 31 Закона об АО и в п. 1 ст. 8 Закона об ООО. Стоит заметить, что не все участники корпоративных организаций обладают данным правом. Как усматривается из п. 1 ст.
67 ГК РФ участники хозобщества вправе участвовать в управлении делами общества, за исключением случаев, предусмотренных Законом об АО. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 34 Закона об АО акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты, если иное не предусмотрено уставом общества.
Данное ограничение установлено с целью побуждения акционеров к скорейшему исполнению возложенной на них корпоративной обязанности по внесению вкладов в уставный капитал АО при его учреждении.
После исполнения этой обязанности сохранение указанного ограничения недопустимо, а исключение из статуса акционера права на управление делами АО возможно только на основании п. 1 ст. 32 Закона об АО.
Согласно положениям данной нормы акционеры — владельцы привилегированных акций лишены права на участие в управлении делами АО, за исключением специально оговоренных Законом об АО случаев.
Отсутствие в правовом статусе акционера — владельца привилегированных акций права на участие в управлении связано, прежде всего, с юридической природой привилегированных акций, которые выпускаются АО не с целью полноправного участия их владельцев в управлении обществом, а с целью привлечения финансовых средств для реализации тех или иных инвестиционных задач. Акционеры — владельцы привилегированных акций не вправе требовать возврата переданных в счет оплаты акций денежных средств (иного имущества, в т.ч. определенного родовыми признаками) ни при каких обстоятельствах. Они лишь вправе продать или иным образом отчудить принадлежащие им привилегированные акции, выручив за это определенный объем денежных средств (иного имущества), который может не совпадать с объемом переданных в счет оплаты акций денежных средств (иного имущества). Разница между ценой отчуждения и ценой приобретения привилегированных акций может быть как положительной, так и отрицательной. Кроме этого, они также вправе рассчитывать на ликвидационную квоту, но только в случае ликвидации АО. В этом плане примечательными являются положения п. 7 ст. 63, ст. 64 ГК РФ, ст. 23 Закона об АО, которые не относят акционеров, в т.ч. владельцев привилегированных акций, к числу кредиторов общества, а выделяют их в особую группу лиц, имеющих право на получение имущества ликвидируемого АО, но только в случае его наличия после полного расчета со всеми кредиторами общества. К тому же следует учитывать, что денежные средства (иное имущество), переданные в счет оплаты привилегированных акций составляют уставный, а не заемный капитал АО.
Вместе с этим, в прямо указанных в Законе об АО случаях акционеры — владельцы привилегированных акций все же приобретают право на участие в управлении обществом. Так, согласно п. 4 ст. 32 Закона об АО эти акционеры участвуют в ОС с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации АО.
Акционеры — владельцы привилегированных акций определенного типа также приобретают право голоса при решении на ОС вопросов о внесении изменений и дополнений в устав АО, ограничивающих права акционеров — владельцев привилегированных акций этого типа, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и/или определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам — владельцам привилегированных акций иного типа преимуществ в очередности выплаты дивиденда и/или ликвидационной стоимости акций. Привилегированные акции превращаются в голосующие также при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 5 ст. 32 Закона об АО, а именно: акционеры — владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе АО, за исключением акционеров — владельцев кумулятивных привилегированных акций, приобретают право участвовать в ОС с правом голоса по всем вопросам его компетенции начиная с собрания, следующего за годовым ОС, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Акционеры — владельцы кумулятивных привилегированных акций определенного типа имеют право участвовать в ОС с правом голоса по всем вопросам его компетенции начиная с собрания, следующего за годовым ОС, на котором должно было быть принято решение о выплате по этим акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате дивидендов.
Как справедливо подчеркивалось в юридической литературе, право на участие в управлении делами хозобщества. имеет сложную структуру, поскольку включает в себя целый ряд правомочий. Перечень этих правомочий не всегда определяется одинаково. По мнению некоторых авторов, право на управление включает в себя следующие правомочия:
- · право на участие в ОС с правом голоса на нем
- · право требовать проведения внеочередного ОС
- · право самостоятельного созыва и проведения внеочередного ОС
- · право на участие в формировании повестки дня ОС (право вносить предложения и право требовать их включения в повестку дня ОС),
- · право на участие в формировании списка кандидатов в органы общества (право выдвигать кандидатуры и право требовать их включения в список кандидатов в органы общества).
Некоторые ученые включают в состав правомочий, входящих в структуру этого права, также право быть избранным в органы управления общества. Однако думается, что данное правомочие не охватывается содержанием права на участие в управлении, поскольку п. 2 ст. 66, ст.ст. 69, 70 Закона об АО, п.п. 3, 6 ст. 32, п. 1 ст. 40, п. 1 ст.
41 Закона об ООО допускают возможность избрания в состав органов управления (совета директоров, исполнительных органов) общества физических лиц, не являющихся его участниками.
К тому же, полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Это означает, что возможность быть избранным в названные органы общества не входит в состав содержания права участников на управление делами общества, а является составной частью правосубъектности любого дееспособного физического лица (в т.ч. предпринимателя) и коммерческой организации.
Структура органов управления в хозяйственном обществе
Общее собрание акционеров/участников |
Коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) Обязателен для публичных АО |
Коллегиальный исполнительный орган правление/дирекция Формируется факультативно как в публичных, так и в непубличных обществах. Обязателен только в случаях, указанных в законах. |
Единоличный исполнительный орган
|
Модель управления хозяйственого общества зависит от того, является ли оно публичным или нет (так, например, для публичного общества обязателен коллегиальный орган – наблюдательный или иной совет[34]), а так же определяется его индивидуальными особенностями, в том числе распределением пакета акций (долей), включая наличие или отсутствие контрольного или блокирующего участия в уставном капитале, совмещением функций собственников и менеджеров, присутствием различного рода инвесторов: стратегических, институциональных (инвестиционных, пенсионных фондов, страховых компаний и пр.) и другими обстоятельствами. Путем выбора модели управления акционеры (участники) определяют наиболее оптимальный способ реализации своих интересов.
Высшим органом управления хозяйственного общества является общее собрание участников или акционеров (ч. 1 ст. 65.3 ГК РФ, п. 1 ст. 32 Закона об ООО, п. 1 ст. 47 Закона об АО). Все остальные органы общества непосредственно или опосредованно (через совет директоров) формируются и наделяются компетенцией общим собранием.
Под компетенцией общего собрания участников (акционеров) следует понимать допустимый законом перечень вопросов, по которым общее собрание правомочно принимать решения.
Закон так же знает понятие – исключительная компетенция общего собрания – это наиболее значимые вопросы, которые не могут быть переданы на рассмотрение другому органу управления хозяйственного общества (п. 2 ст. 65.3, п.
2 ст. 67.1 ГК РФ, п. 1 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
К вопросам исключительной компетенции общего собрания относятся, в частности, внесение изменений и дополнений в устав, принятие решений о реорганизации и ликвидации общества, избрание совета директоров, уменьшение уставного капитала общества.
Среди вопросов неисключительной компетенции общего собрания участников (акционеров), т. е.
тех вопросов, которые могут быть переданы на решение совету директоров, можно выделить вопросы так называемой альтернативной и смешанной компетенции.
Вопросы общего собрания можно отнести к альтернативной компетенции, если на основании диспозитивной нормы Закона уставом общества эти вопросы могут быть отнесены к компетенции другого органа.
Альтернативность заключается в возможности выбора участниками более приемлемого для них варианта распределения полномочий между органами управления обществом.
К вопросам альтернативной компетенции общего собрания акционеров относятся, например, увеличение уставного капитала путем выпуска дополнительных акций (за исключением случаев, предусмотренных в п. 3, п. 4 ст.
39 Закона об АО) и внесение в связи с этим изменений и дополнений в устав общества, образование исполнительных органов хозяйственного общества и досрочное прекращение их полномочий.
По вопросам смешанной компетенции