Какое решение может принять прокуратура по жалобе?
В государственные органы прокуратуры могут оформлять свои обращения лица с заявлениями. Каждый гражданин нашей необъятной страны, иностранное лицо, человек без гражданства, должностной сотрудник, организация – все они вправе обращаться в этот орган в целях получения справедливого решения по вопросу защиты собственных гражданских прав от нарушения.
Жалобы в прокуратуру рассматриваются в рамках вопросов любого рода и включают в себя как незначительные, так и масштабные дела.
Какие заявления подаются в прокуратуру
Строгой формы шаблонов, в которых могли бы подаваться заявки, не предусмотрено, поскольку подобная документация составляется и оформляется в рамках свободного официально-делового стиля, в котором отсутствуют лишние эмоции и эпитеты.
Не требуется и использования чрезмерной юридической терминологии, норм закона и личной (субъективной) оценки сложившихся обстоятельств. В ходе рассмотрения дел во внимание не принимаются ошибки и помарки.
Заявление составляется в рамках свободного официально-делового стиля, в котором отсутствуют лишние эмоции и эпитеты
Существует огромное количество причинных факторов, в соответствии с которыми заинтересованное лицо может подать соответствующую жалобу. К основным можно отнести следующие моменты:
- задержка заработной платы;
- отсутствие предоставления со стороны государственной структуры набора запрашиваемых сведений;
- противозаконные деяния начальства по увольнению;
- отказ в регистрации в органах ЗАГС.
Полная форма жалобной бумаги должна включать в себя несколько базовых моментов:
- наименование и адрес органа прокуратуры;
- фамилия, имя, отчество заявляющего лица, контактные сведения о нем (адрес, факс, тел.);
- причины и обстоятельства, в соответствии с которыми происходит подача документа (это могут быть различные неправомерные действия со стороны потенциальных ответчиков);
- перечень предъявляемых требований заявителя (восстановление прав, пресечение дальнейшего их нарушения и т. д.);
- подпись, дата.
Есть также несколько моментов, которые необходимо помнить в процессе составления юридической бумаги:
- в последнюю очередь производится рассмотрение несодержательных и объемных писем: важно, чтобы документ не содержал лишних и ненужных сведений, «воды», был составлен по факту и емко;
- требования, предлагаемые со стороны заявителя, должны быть реалистичными, а не взятыми из головы, т. к. жалобы, в которых слишком много «заоблачных» требований, не подлежат рассмотрению и вовсе;
- со стороны заявителя в документе должны быть предоставлены реальные доказательства того факта, что его права были нарушены: личные мнения и убеждения остаются в стороне и игнорируются сотрудниками органа.
Для 100% рассмотрения жалобы ее составление должно осуществляться согласно требованиям инструкции, связанной с порядком обращений граждан. Также немаловажную роль играет соблюдение норм переписки в деловом тоне: текст должен быть четким, актуальным и достоверным, содержать доказательства и набор необходимых реквизитов.
Порядок рассмотрения заявлений
Срок рассмотрения заявления в прокуратуре включает в себя время его предварительного и дальнейшего изучения.
Предварительное
В процессе подачи жалобы она подлежит фиксации, а далее – вынесению решения в предварительном порядке. Разумеется, заявитель получает письменное уведомление об этом результате. Делается это посредством почты, вне зависимости от статуса заявителя.
При некорректной подаче жалобы она оставляется без внимания и игнорируется. Если все верно, создается соответствующее решение на последующую работу и осуществление проверочных мероприятий.
Обратите внимание! Заявительная бумага может быть подана в подведомственные структуры или направлена в прочие государственные службы.
Когда подача жалобы осуществляется повторно или представляет собой дополнение к имеющимся предоставленным бумагам, она может быть запросто приобщена к ведению основного процесса.
Сроки рассмотрения в данной ситуации составляют 3 дня с момента регистрации заявления в прокуратуре и его внесения в учетную книгу. Именно на протяжении этого времени и производится создание предварительного решения.
Дальнейшее
После принятия к рассмотрению на предшествующем этапе стартует основная проверка. Обязательно дальнейшее решение предоставляется в адрес заявителя в форме специального уведомления. На основании решения представителей органа, жалоба может быть:
- удовлетворена в частичном или полном порядке, если необходимо защитить права и интересы истца или исполнить его требования о компенсации;
- направлена для детального изучения в нижестоящие структуры;
- разъяснена лицу по каждому из предоставленных требований и оснований;
- отклонена, если требования не обоснованы, а нарушения не замечены.
В соответствии с этим порядком, сроки могут колебаться, исходя из содержания и структуры обращения.
Сроки рассмотрения
Вообще на практике существует два типа срока изучения жалоб – общий и сокращенный:
- Общий. Он подразумевает временной интервал, составляющий не более 30 дней. Он нужен для того, чтобы прокуроры могли произвести проверки и выявить нарушения. Понятно, что это потребует определенных временных затрат. Срок может быть увеличен в связи с необходимостью расширения доказательной базы со стороны заявителя и принесения им дополнительных бумаг. Об этом заявитель получит отдельное уведомление. Получается, что изначально общий период составляет не менее 30 дней, но может и продлеваться при рассмотрении особых дел и в рамках индивидуальных условий. Для его продления происходит формирование соответствующего ходатайства с детальным изложением мотивов.
- Сокращенный. Этот срок действует в отношении тех жалоб, которые не нуждаются в предоставлении вспомогательных материалов и проведении проверок. Рассмотрение заявлений такого плана осуществляется на протяжении 15 дней. Истребование дополнительных документов по этим бумагам не производится, сами требования не предполагают проведения трудоемких мероприятий и процессов, что и обеспечивает высокий показатель скорости проведения разбирательств.
Так, срок ответа на заявление в прокуратуру составляет 15 или 30 дней.
Важно знать! Отдельная категория жалоб включает заявления, поданные лицами, участвующими в уголовном производстве. Они изучаются на протяжении 3-х дней, а максимально возможный период в случае продления не превышает 10 суток.
Какие не получают рассмотрения
По факту рассматриваются все письма граждан. После того как представители службы осуществят первичное ознакомление, прокурор принимает решение о том, нужно ли сделать обращение к последующему разбирательству, или можно ограничиться имеющимся материалом и принять решение. Но в отношении некоторых заявлений могут произойти заминки:
- непринятие к рассмотрению по причине объективных обстоятельств;
- передача в нижестоящие прокурорские службы и филиалы;
- перенаправление в целях проведения проверочных мероприятий в стенах правоохранительных органов и служб;
- возврат обратно заявителю с указанием основных причин.
Без ответа могут быть обращения, которые содержат помарки и огрехи
Во избежание переадресации поданного письма в иные инстанции, необходимо сначала сделать самостоятельное обращение к руководству компании, деятельность которой и вызвала необходимость в создании жалобы. Если там вы получили отказ, можно формировать обращение в прокуратуру. Без ответа могут быть обращения, которые содержат помарки и огрехи:
- не указаны сведения о заявителе, а письмо считается анонимным;
- отсутствует достаточное количество данных для того, чтобы вопрос считался разрешенным;
- имеется непосредственное вмешательство сторонних граждан в компетенцию надзорных и контролирующих органов и служб;
- в тексте присутствуют элементы нецензурной лексики, угрозы для жизни и здоровья;
- в письме не содержится какого-либо смысла, логической цепочки, а заявитель является нетрудоспособным;
- обращение формируется повторно, и в нем не предоставляются новые факты и сведения;
- клевета на других лиц не признается правдивой, как и обвинение их в том, чего они не совершали.
Если не рассматривают
Вследствие осуществления всестороннего разбирательства прокуратура отправляет заявителю ответ с решением. В любом случае заявитель получит письмо, содержащее ответ, даже если заявление не будет подлежать рассмотрению.
Не отвеченными остаются лишь письма, являющиеся анонимными, т. е. не содержащие обратного адреса. Проверочные мероприятия признаются завешенными в ходе рассмотрения всех вопросов, освещенных в заявительной бумаге.
Об итогах разбирательства, которое было проведено, заявитель уведомляется в обязательном порядке.
Если было вынесено соответствующее прокурорское предоставление, заявитель должен получить детальную информацию о том, когда и где он может провести ознакомление с результатами исполнения решения.
Если заявка носит коллективный характер, направление ответа может быть осуществлено в адрес ответственных лиц.
Заключение
Таким образом, органы прокуратуры действуют в соответствии с законодательством и рассматривают все вопросы и задачи, поставленные в рамках поданной жалобы. Традиционно срок рассмотрения составляет от 3-10 дней (для уголовных дел) до 15 или 30 дней (для иных обстоятельств).
Что такое прокурорская проверка и как она проходит
Решение о проведении проверки прокуратурой принимается на основе полученных данных о совершенном правонарушении. Действия этого надзорного органа помогут защитить ваши права и законные интересы. Как проходит контроль, и какие меры принимаются?
Горячая линия для консультаций граждан: 8 (800) 301-93-70
Прокурорская проверка на основании поступившей жалобы — что это такое
Надзорный орган проверяет исполнение нормативных актов должностными лицами, представителями коммерческих и некоммерческих организаций. Основание для такого действия – заявление от лица, чьи интересы были нарушены. После изучения обстоятельств дела принимается решение о возмещении ущерба, если он был причинен.
Решение прокурора о проведении комплексной проверки принимается по заявлению, которое направляется в электронном виде или по почте, а также передается во время личного приема. При этом жалобу можно подать не только на организации, но и на физических лиц, например, на шумных соседей.
Порядок проведения, кто принимает решение
В ходе изучения обстоятельств дела представитель власти направляет запросы в официальные органы, посещает организацию лично. Порядок проведения прокурорской проверки включает в себя требование предоставить документацию. Контролируемое лицо обязано передать официальные бумаги в течение двух дней с момента получения требования.
Кроме того, представитель надзорного органа имеет право прийти в офис, опросить сотрудников.
Решение о проведении мероприятия принимает прокурор или лицо, его замещающее. При этом они обязаны уведомить о предстоящей процедуре, в документе указываются цели и основания его проведения.
Если одной проверки оказалось недостаточно, орган власти может расширить мероприятие или назначить новую процедуру, об этом также необходимо уведомить организацию не позднее дня, в который было принято такое решение.
Меры прокурорского реагирования на заявления и обращения граждан включают в себя:
- Требование представить официальные бумаги, статистические данные, другую информацию по существу дела.
- Просьба о выделении специалистов, экспертов для решения вопроса.
- Вызов лица для разъяснения нарушения законодательства.
- Привлечение виновных лиц к административной и уголовной ответственности.
Если прокурор выявляет нарушения, не относящиеся к его компетенции (например, неуплата налогов), он уведомляет об этом другие органы (ФНС).
Если проверяемое лицо не подчиняется требованиям представителя власти, его ждет административный штраф. Для предпринимателей он варьируется от 50 до 100 тыс. рублей, кроме того, возможно приостановление деятельности.
Основания для начала, цели и задачи
Решение о проведении прокурорской проверки принимается в целях выявления нарушений и преступлений при ведении бизнеса, выполнении должностными лицами своих обязанностей. Основная задача – защита прав гражданина, привлечение виновных к ответственности, профилактика дальнейших правонарушений. В качестве оснований выделяется следующее:
- Поступление информации о нарушении правомочий и свобод (обращение от клиента на контроле прокуратуры, жалоба).
- Факт правонарушения нельзя установить без проведения проверки.
- Данные о преступлении содержатся в средствах массовой информации, официальных источниках (в уголовном, административном деле).
Чтобы начать проверку, прокурор изучает информацию из жалобы, при этом документ должен быть подписан заявителем, анонимные обращения рассматриваться не будут.
Пошаговая инструкция, как подать жалобу в прокуратуру через интернет
Виды проверок, можно ли к ним подготовиться
Выделяют документарные мероприятия (представитель власти просто направляет запрос и изучает документы), выездные, плановые и внеплановые процедуры.
Перед каждой проверкой сотрудник обязан направить уведомление не позднее дня ее проведения. Однако по факту этот документ направляется в последний момент, поэтому подготовиться к неприятному процессу вряд ли удастся. При документарной проверке у вас будет всего два дня, чтобы привести в порядок официальные бумаги.
Именно поэтому компании рекомендуется иметь штатного юриста, который поможет защитить интересы, не допустить нарушений при визите прокурора.
Законодательство не предусматривает мораторий на плановые процедуры, поэтому предприниматели должны быть готовыми к ним в любой момент.
Заявление о проведении прокурорской проверки
Скачать образец заявления о проведении прокурорской проверки
Сроки осуществления прокурорской проверки
Стандартная продолжительность – 30 календарных дней. В течение этого времени выдается ответ прокурора на полученное обращение, принимаются меры, если они необходимы.
В исключительных ситуациях проверка продлевается на аналогичное время.
Если же и его оказалось недостаточно для рассмотрения дела, допускается следующее продление на 30-дневный срок, однако для этого нужно решение Генерального прокурора или его заместителя.
Текущий период может приостанавливаться. Иногда представителю власти требуется дополнительное время для изучения материалов, проведения исследований. Прерывание возможно максимум на полгода (если есть решение генпрокурора, то можно прибавить аналогичный срок).
Каким может быть результат, можно ли обжаловать
Если нарушений не обнаружено, то для предпринимателя или другой организации не наступает никаких неприятных последствий. Если таковые все же нашлись, прокурор предпринимает следующие действия:
- Выносит протест на нормативный акт, противоречащий нормам законодательства, нарушающий правомочия и интересы гражданина.
- Добавляет представление об устранении нарушения.
- Составляет мотивационный акт о начале производства о нарушении административного характера.
- Выносит предостережение и напоминание о необходимости соблюдать закон.
Обжаловать результаты проверки можно в суде, для этого составляется заявление. В документе указываются ваши данные, наименование органа, информация по существу дела, допущенные прокурором нарушения, доказательства. В качестве приложений могут выступать постановления представителя власти, видеозаписи, аудио.
Таким образом, прокурорская проверка призвана выявить несоблюдение закона, привлечь виновных к ответственности и защитить права пострадавшего лица.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:8 (800) 301-93-70 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ)Это быстро и бесплатно!
Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области
Срок и порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры. Аппарат прокуратуры области.
Разъясняет и.о. начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Г.В. Какшин.
Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности Российской прокуратуры и регулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.
2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказом Генеральной прокуратуры России от 30.012013 № 45 ”06 утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации”.
Так, согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя.
Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.
2007 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорам предложено работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.
Обращения могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, информационным системам общего пользования. Рассматриваются также обращения граждан, направленные средствами массовой информации.
Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию имя и отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
Обращения граждан после их поступления в органы прокуратуры до передачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.
Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
По результатам предварительного рассмотрения принимается одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
- В органах прокуратуры обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
- По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
- — «удовлетворено» приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
- — «удовлетворено повторное обращение» обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
- — «отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
- — «разъяснено» — по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
- — «принято иное решение» обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
- — «направлено» обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
- Не подлежат разрешению обращения:
- — не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес);
- — в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;
- — содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры;
- — если текст письменного обращения не поддается прочтению.
- На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостатках в обращениях, препятствующих их рассмотрению.
- Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры прием населения проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.
Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю.
Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них дается руководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Разъясняет и.о. начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Г.В. Какшин.
Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности Российской прокуратуры и регулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.
2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказом Генеральной прокуратуры России от 30.012013 № 45 ”06 утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации”.
Так, согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя.
Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.
2007 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорам предложено работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.
Обращения могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, информационным системам общего пользования. Рассматриваются также обращения граждан, направленные средствами массовой информации.
Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию имя и отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.
Обращения граждан после их поступления в органы прокуратуры до передачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.
Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
По результатам предварительного рассмотрения принимается одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
- В органах прокуратуры обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
- По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
- — «удовлетворено» приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
- — «удовлетворено повторное обращение» обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
- — «отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
- — «разъяснено» — по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
- — «принято иное решение» обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
- — «направлено» обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
- Не подлежат разрешению обращения:
- — не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес);
- — в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;
- — содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры;
- — если текст письменного обращения не поддается прочтению.
- На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостатках в обращениях, препятствующих их рассмотрению.
- Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры прием населения проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.
Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю.
Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них дается руководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.
Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
ФЗ «О прокуратуре» (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.
https://www.youtube.com/watch?v=B7wCQp5L_sI\u0026pp=ygVd0JrQsNC60L7QtSDRgNC10YjQtdC90LjQtSDQvNC-0LbQtdGCINC_0YDQuNC90Y_RgtGMINC_0YDQvtC60YPRgNCw0YLRg9GA0LAg0L_QviDQttCw0LvQvtCx0LU_
Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 30.01.
2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Генеральный прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.
Порядок приема и регистрации обращений установлен «Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2011 г. N 450.
Органы прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:
-
- Управление по рассмотрению писем и приему граждан — в составе Генеральной прокуратуры РФ (см. Положение об управлении);
- отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан — в прокуратурах субъектов РФ.
Функции органов прокуратуры по рассмотрению писем и приему граждан:
-
- непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан;
- оказание помощи по рассмотрению и разрешению обращений начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам;
- осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы.
Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.
Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод.
Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.
Виды обращений в органы прокуратуры:
-
- индивидуальные (поданы самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными);
- коллективные.
Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в органы прокуратуры с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Порядок приема, учета, регистрации обращений в органах прокуратуры
- Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры — организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора.
- При рассмотрении обращения не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия.
- Не является разглашением сведений направление письменного обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
- Ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.
- Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений:
-
- принять заявление или жалобу к своему производству;
- поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику;
- передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру;
- приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления;
- направить в суд для приобщения к материалам судебного дела;
- направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.
Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.
https://www.youtube.com/watch?v=B7wCQp5L_sI\u0026pp=YAHIAQE%3D
Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:
-
- о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
- о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
- об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
- об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.
Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры и органах следственного комитета, в частности:
-
- о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
- о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
- о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по жалобам и обращениям;
- о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.
Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь :
-
- способствует организации их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан;
- помогает улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.
Организация работы по рассмотрению и разрешению обращений в органах прокуратуры
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры.
Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает.
В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях.
В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю.
О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ.
В соответствии с действующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обращений и заявлений».
Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.
После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы.
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством.
Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом.
Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.
Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопастности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также обращения, взятые на особый контроль.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты.
Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению.
О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссылкой на закон.
Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.
По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).
В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.
По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки.
При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб.
На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.