Обязан ли водитель садиться в служебную машину по новому Приказу №664?
Те или иные обязанности водителей описаны в разделе 2 ПДД, и многие автолюбители ошибочно думают, что только Правилами им и стоит руководствоваться, всё остальное писано не для них. Но есть ещё множество правовых актов, которые регулируют права водителя. В частности, он обязан подчиняться законным требованиям инспекторов и не препятствовать выполнения ими своих служебных обязанностей. И давайте рассмотрим ещё более частный случай — обязан ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника полиции?
Правовая основа требования ДПС выйти из ТС
Итак, ФЗ «О полиции» указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. 2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. 3.
Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. 4.
Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).
При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!
Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.
Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.
Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?
На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:
- досмотр ТС,
- личный досмотр,
- задержание,
- отстранение от эксплуатации авто,
- доставление.
Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права.
И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее.
Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!
Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона.
Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину.
К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.
Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?
Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.
Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:
- когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
- в целях досмотров, осмотров,
- для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
- когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
- когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
- если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.
Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.
Если инспектор требует открыть багажник
Представим ситуацию, когда инспектор требует открыть багажник. Законно ли его требование, и должен ли водитель выйти из автомобиля, чтобы сделать это (если, конечно багажник не открывается из салона)?
Тут ключ кроется в том, требует или просит инспектор ДПС открыть багажник. Ведь на практике Вы не услышите этих слов почти никогда. Сотрудник просто скажет что-то вроде: «Откройте багажник!».
В этом случае уточните у него, требование это или просьба.
- Если это требование, то, как мы описали выше, любые требования должны основываться на нормах закона. Иное не допустимо. И существует лишь два основания законности требования открыть багажник — это досмотр автомобиля или же досмотр личных вещей водителя или пассажиров. И в обоих случаях такое процессуальное действие должно быть предварено соответствующим протоколом: досмотра ТС либо досмотра личных вещей соответственно. Если протокола нет, то и требование незаконно, а вместе с ним и отказ от него ненаказуем.
- Если просьба, то тут всё ещё проще — Вы вправе отказаться от просьбы.
Правовая база
В том случае, если требование сотрудника ГИБДД является законным, водитель, в свою очередь, несет обязательство выполнения такого действия.
Определение такого обязательства устанавливается на основании действующего регламента ГИБДД, вступившего в силу в октябре 2020 года, где четко определены права и обязанности автоинспекторов, в том случае и установлены четких границы должностных полномочий.
При озвучивании требования выйти из транспортного средства полицейский не имеет права превышать имеющиеся у него полномочия и, кроме того, каким-либо образом подстрекать или побуждать (даже в косвенной форме) к совершению водителя или его пассажиров действий противоправного характера.
К запрету принуждения выйти из машины также относится положение закона, в соответствии с которым любое ограничение прав граждан допускается исключительно при наличии сопутствующих обстоятельств, отдельно предписанных в нормативно-правовых актах.
При отсутствии таких обстоятельств сотрудник автоинспекции не имеет права ссылаться на любые интересы (службы, государства), целесообразность, распоряжения вышестоящих должностных лиц.
Стоит отметить, что в настоящий момент любой автомобилист имеет право осуществлять видеосъемку общения с автоинспектором и любое превышение полномочий, которое будет им допущено, повлечет за собой негативные последствия для него.
В связи с этим выполнение такого действия водителями иногда помогает наладить общение на дороге исключительно в правовой форме с соблюдением всех прав водителя.
Обязан ли водитель садиться в машину ДПС
Правовую основу обязанности водителя занять место в патрульном автомобиле составляет тот же регламент. И такой обязанности у водителя нет. Момент этот спорный, так как почему-то некоторые средства массовой информации пишут о том, что обязанность такая всё же есть.
А вот правду — почему водитель не обязан садиться в патрульный автомобиль, можно раскрыть, приведя всего одну цитату из административного регламента. Пункт 93.3 говорит нам следующее:
93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения: … 93.3. Занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Как видим, ключевое слово здесь «предложить». Это значит, что водитель может по праву отказаться от такого «заманчивого» предложения. И санкций за это к нему применено быть не может.
Так, просто для составления протокола и других материалов дела, в которых он даже может фигурировать обвиняемым, обязанности садиться в патрульную машину нет, равно как и оформлять их на улице — Вы можете оставаться на своём месте водителя.
Использование при служебной необходимости
Данный пункт является одним из наиболее неприятных для автовладельцев. Он предоставляет возможность представителям силовых ведомств на использование частных автомобилей в служебных целях.
Согласно п. 2.3.3. действующей редакции ПДД, сотрудники правоохранительных органов имеют право позаимствовать транспортное средство у любого водителя при наличии служебной необходимости.
Это может быть буксировка транспортного средства, преследование лиц, совершивших правонарушение, доставка пострадавших в больницу или проезд к месту совершенного преступления.
- Сотрудники правоохранительных органов, на основании просьбы водителя, обязаны выдать ему специальную справку, а также обеспечить компенсацию причиненного ущерба, при его наличии.
- В итоге, работникам ГИБДД и других подразделений, разрешается садиться в остановленную машину только с разрешения водителя, или в ситуациях, предусмотренных законом.
Какое наказание за невыполнение требования выйти из машины
В Административном кодексе существует специальная санкция за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Повторимся, что именно законного требования.
Но санкция эта достаточно жёсткая, хотя и предусматривает вилку наказаний. Водителя ждёт мера наказания от штрафа от 500 рублей до административного ареста на 15 суток. Всё будет зависеть от тех или иных обстоятельств невыполнения требования, а также от вреда и опасности, причинёнными таким нарушением.
Санкцию эту предусматривает статья 19.3 КоАП в своей части 1. Подробной градации там к сожалению не указано, поэтому всё будет зависеть от сотрудников и судебного решения.
Выходить или не выходить?
Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.
А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя.
Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями.
На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.
В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.
Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя.
И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить.
Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.
Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.
Важные моменты
В таких случаях инспектор ГИБДД вправе потребовать следовать за ним и даже может при необходимости применить предварительное административное задержание в отношении водителя.
Обратите внимание: о таком задержании протокол может быть составлен непосредственно после задержания и препровождения его в отделение полиции. В этом случае не является обязательным участие понятых.
Все полученные во время процедуры материалы, а также фиксация вещественных доказательств к соответствующем протоколу прилагаются.
Данный протокол должен подписать именно тот инспектор, который его составил.
Также здесь должны быть подписи владельца автомобиля, который был досмотрен, и лица, в отношении которого было заведено производство об административном правонарушении.
Если владелец транспортного средства или еще кто-то отказывается такой документ подписать, об этом обязательно делается соответствующая запись в документе. Копию протокола отдают владельцу автомобиля, который было подвержено досмотру.
Что делать, если гаишник агрессивен и применяет силу
Реальность показывает, что даже хорошее знание своих прав не всегда спасает от незаконных действий со стороны сотрудников ГИБДД.
Поэтому при разговоре с ними следует быть крайне внимательным. Если вы видите, что гаишник агрессивен, лучше не вступать с ним в длительные споры.
Если против вас применяют силу, не стоит сопротивляться. После произошедшего необходимо как можно быстрее подать жалобу в вышестоящие органы или обратиться в суд. Любые попытки оказать сопротивление могут привести к печальным последствиям.
Обязан ли водитель садиться в патрульную машину ДПС для составления протокола
Начнём с того, что даже останавливать автомобиль без веской причины сотрудник ДПС не имеет права.
Официальный ответ ГИБДД о запрете проверки документов у водителей, которые ничего не нарушили
Если остановил, то обязан представиться и сообщить, причину остановки: что нарушено, или какой есть повод для проверки документов, или кому там понадобилась ваша помощь.
Инспектор говорит: «Я здесь закон» и вынуждает подчиниться? А вы напомните ему закон и не давайте себя запутать.
Обязан ли водитель садиться в машину инспектора ДПС
А когда водителя настойчиво приглашают пройти в машину инспекции, то это, в большинстве случаев, незаконно.
Хотя вышедший 23.08.2017 года приказ МВД №664 многих сбил с толку. В этом Регламенте исполнения надзорных функций есть пункт 93.3, где говорится, что сотрудник вправе предложить (но не потребовать!) водителю пройти в патрульный автомобиль для оформления процессуальных документов.
Вот и начали доблестные стражи дороги таскать всех подряд в свою машину под очень размытым предлогом «оформить протокол». Протокол чего? Ничего же не нарушено?
А вот там, в патрульной машине, что-нибудь и накопают. Инспектор ещё только собирается заполнять протокол, у него ничего на водителя пока нет. Но если тот покорно идёт за ним в машину «с люстрой», значит, не понимает своих прав и будет делать всё, что скажут.
В салоне казённого автомобиля водителю, часто испуганному и растерянному, начнут задавать провокационные вопросы, оказывая психологическое давление.
Вопрос-ловушка, типа «Ну, что, нарушили?» — может быть поставлен так, что водитель невольно признает вину или ляпнет что-нибудь на камеру.
Опытный в таких делах инспектор пользуется преимуществом своего положения и «бомбит» вопросами. Это помогает ему выудить как можно больше информации и размотать бедолагу на нарушение или взятку.
Как нужно разговаривать с ДПС
Если уже сели в машину, то не болтайте — вы не на приёме у семейного психолога, никаких разговоров по душам. Уйдите в отказ, никакой конкретики. Инспектор поймёт, что вы «как рыба об лёд», а ничем не подкреплённый протокол ему не нужен.
Вы можете даже не выходить из своей машины. Помните, что для приглашения в патрульный автомобиль по состоянию на 2020 год существует только два законных пункта:
Бывает, инспектор «по-свойски» просит пройти к нему в машину, чтобы не заполнять бумаги на ветру, типа неудобно. Поинтересуйтесь: это просьба или требование?
В просьбе можете с чистой совестью отказать, а требование — это уже превышение служебных полномочий, любой юрист скажет.
Отчётливо, под запись своего регистратора или телефона скажите, что не будете этого делать и попросите инспектора обосновать свои требования. «Слишком умный» водитель — заноза для ДПСника, решившего срубить бабок или протокол полёглому.
Если инспектор настойчив или, например, ушёл с вашими документами в свой патрульный автомобиль и не собирается возвращаться, смело набирайте 102, 112 или горячую линию МВД. Он сам принесёт вам документы уже через минуту.
Многие сталкивались с тем, что гаишники просят присесть в патрульный автомобиль для составления протокола. И ведь многие пойдут. А для чего все это делается? Никто особо не задавался вопросом.
Нужно ли садиться в машину ГИБДД для составления протокола
На самом деле все достаточно просто. У инспектора не хватает железобетонных оснований выписать штраф, т.е. инспектор предполагает, что при должном раскладе его протокол завернут, а водитель отделается легким испугом.
А как же получить эти железобетонные доказательства вины? Правильно, сделать так, чтобы водитель сам признал свою вину. Вот и пытаются гаишники затянуть водителей в свой автомобиль, потому что в нем стоит видеорегистратор, который то и запишет ваше признание.
Инспектор будет чуть ли не умолять пойти к нему в машину, потому что ему видите ли удобнее писать протокол сидя в машине. Ничего страшного, ведь это он вас остановил.
Идет дождь или не снег? Не беда, пусть сходит в машину, напишет протокол и принесет его вместе с документами на ознакомление и подпись.
Инспектор будет мягко так стелить, типа,
Ну это же не страшно, просто небольшое нарушение, за него же права не отбирают
Вы же согласны, что нарушили?…, Ну, а кто не нарушает?… Ну со всяким бывает…, Какой же русский не любит быстрой езды?
Все! Вы фактически признали вину и доказать обратное в суде будет сложно.
Поэтому, если вы будете оспаривать нарушение, то никогда не садитесь в патрульный автомобиль, т.к. это чревато негативными последствиями для вас.
Останавливая вашу машину по причине разбирательств какого-то нарушения, инспектора ГИБДД часто просят пересаживаться в их патрульную машину. Для чего это делается и стоит ли идти с ними? Какой подвох в этих действиях?
Дело в том, что в спецмашине ГИБДД устанавливаются два видеорегистратора. Один обычный, направленный на проезжую часть перед машиной, а второй смотрит в салон.
Таким образом, в случае каких-то спорных ситуаций у инспекторов всегда имеется возможность документального подтверждения собственных действий.
Но вот когда вы садитесь к ним в автомобиль, они начинают вести себя довольно вежливо и при помощи некоторых психологических уловок пытаются вынудить вас признать свою вину. Например, могут говорить что-то типа следующих фраз:
- «Ничего страшного в нарушении нет, но оно все же есть?»
- «Мы сейчас оформим всё по минимуму, можете оплатить на месте»
- «Я же не злодей какой-нибудь, всё понимаю. Права забирать не буду, только небольшой штраф»
Подобные действия инспекторов расслабляют водителей, которые готовы признать вину ради снижения размера штрафа.
Человек в погонах стремится расположить к себе, а виновник, не чувствуя никакого подвоха, стремится как можно быстрее закончить с оформлением протокола и продолжить движение.
Зачем инспектор ГИБДД просит пройти в патрульную машину
Вот здесь самое интересное. Нужно понимать, что не каждое нарушение может быть зафиксировано при помощи технических средств – радаров, камер и прочего.
Бывает, например, что водитель немного пересёк двойную сплошную только одним колесом. А расположение камеры не позволяет достоверно это подтвердить. Выходит, что прямых доказательств вашего нарушения не имеется.
Да и сами инспектора ГИБДД – практически обычные люди, которые стараются не доставлять себе лишних хлопот. А среди водителей довольно много простачков, что готовы тут же предложить озвученную сумму и тоже не испытывать каких-то неудобств.
Провозиться с несговорчивым водителем больше, чем обычно, инспектор, конечно же, не горит желанием. Тем более, когда нет официального подтверждения нарушения.
Почему не стоит садиться в патрульную машину ДПС, даже если нарушил
Пусть это звучит несколько банально, но садиться в машину к инспектору водителя не может заставить никто. Поэтому иногда стоит, как говорится, «упереться», не садиться в машину, говорить о своей невиновности и дальнейших действиях по оспариванию действий инспектора.
Чтобы особо не заморачиваться с последующими разбирательствами, которые ещё неизвестно к чему приведут, ГИБДДшник часто просто отпускает водителя.
Тем более что за день инспектору наверняка попадётся несколько нарушителей, готовых решить вопрос за деньги в короткое время.
Нужно ли садиться в машину к гаишникам и что будет за отказ
Вопрос о том, можно ли не садиться в автомобиль к инспектору ДПС отечественные водители в массе своей, судя по всему, даже не задают. Ведь человека в форме априори следует беспрекословно слушаться. Сказал – шагайте за мной, значит шагайте. Узнали себя? Конечно, узнали…
Зачем гаишники зовут водителей в свою машину? Очевидно, это в том числе психологический прием – нарушитель или человек, которого хотят сделать таковым, находится на «чужой территории».
Если он робок и мнителен, да еще и не слишком хорошо знает свои права, равно как и Правила дорожного движения на пару с КоАП, то в спецтранспорте с цветографической схемой и проблесковыми маячками на него проще оказать давление.
И необязательно оно будет грубым! Инспектор может попытаться втереться в доверие фразами вроде «Иван Петрович, ну вы же нарушили, мы оба это знаем, а я вынужден выполнять свою работу».
Обратимся к букве закона, а, именно, к пункту 93 Приказа МВД РФ №664, который вступил в силу 20 октября 2017 года. В нем сказано, что сотрудник вправе предложить (ключевое слово – предложить!) участнику дорожного движения выйти из транспортного средства в определенных случаях, а, именно:
- наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния
- для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза
- для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах
- когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции
- необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов
- когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника
Здесь стоит отметить и пункт 93.
3: » Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов».
Но мы опять подходим к рекомендательному посылу. По факту садиться в машину к гаишникам вовсе необязательно, и гражданин водитель от подобного предложения вполне может отказаться.
» В этом нет никакой необходимости. Вообще, выходить из автомобиля необходимо исключительно для участия в тех или иных процессуальных действиях (освидетельствование на состояние опьянения, участие в качестве понятого, осмотр или досмотр транспортного средства).
Проверять документы инспектор вполне может без нашего присутствия в патрульном автомобиле. А подписать процессуальные документы (протокол или расписаться в получении копии постановления) можно и у себя в машине.
Но сотрудники ДПС, как правило, прибегают к таким уловкам, чтобы удостовериться, например, в наличии оснований для медосвидетельствования. Так сказать, «понюхать» водителя именно в салоне патрульной машины», – говорит автоэксперт и юрист Сергей Смирнов.
Тем не менее, в ряде случаев, связанных с составлением процессуальных документов, а, именно:
- Административный протокол о задержании на основании статьи 27.4 КоАП РФ
- Протокол о досмотре автотранспортного средства на основании статьи 27.9 КоАП РФ
- Протокол об отстранении от управления автомобилем на основании статьи 27.12 КоАП РФ
В завершении отметим, что попытки инспектора обвинить вас в неподчинении представителю власти неправомерны, поскольку предложение проследовать в патрульный автомобиль является не требованием и не обязанностью, но правом.
Инспектор требует сесть в патрульный автомобиль
Часто случается, что инспектор ГИБДД предлагает водителю занять место в патрульном автомобиле для составления протокола или проверки документов. Автолюбитель повинуется, опасаясь, что в результате отказа он будет отвечать в соответствии с законом за неповиновение требованию сотрудника полиции. Или ему припишут совершение какого-нибудь серьезного правонарушения.
Когда и для чего инспектор просит проследовать в патрульную машину
Не все владельцы автомобилей знают о своих правах. Этим могут воспользоваться недобросовестные инспекторы. Причина – желание получить взятку. Севшего в патрульную машину автолюбителя ожидает диалог, направленный на вымогательство.
Случается такое редко, потому что современные патрульные машины оборудованы видеонаблюдением с записью звука. Конечно, сотрудники ГИБДД могут сослаться в случае необходимости на поломку прибора, но обычно все-таки стараются не рисковать.
Чаще всего приглашение в патрульную машину применяется, чтобы, пользуясь юридической неграмотностью водителя, с помощью несложных психологических приемов заставить его признаться в нарушении, которого не было или которое сложно доказать.
Цель очевидна: запись на камеру с признанием может не только помочь выполнить план по раскрытию преступлений, но и заставить запуганного шофера заплатить ту самую взятку, чтоб уладить вопрос. Ведь такая запись для суда является доказательством.
Можно ли отказаться садиться в машину
В соответствии с п. 93.3 Приказа №664 МВД РФ от 23.08.2017 сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю пройти в служебное помещение или сесть в патрульный автомобиль только в случае, если его участие нужно для оформления процессуальных документов.
Предложить – не потребовать. Можно безбоязненно отказаться садиться в машину, сославшись на Приказ №664. Инспектор в состоянии заполнить протокол самостоятельно, а подписать его нарушитель может и в своем автомобиле.
Протокол, который инспектор составляет при нарушении ПДД, является процессуальным документом, на основании сведений которого (если нет других доказательств) будет приниматься решение о виновности водителя.
Если документы в порядке, ПДД не нарушены, человек может это доказать с помощью свидетелей или фото- и видеоматериалов, вопрос закрыт. Если правонарушение имеется, прежде чем подписать составленный протокол, нужно внимательно прочитать его.
При несогласии с написанным в протоколе нужно на свободном месте написать «не согласен». В строке «свидетели» обязательно сразу поставить длинный прочерк, чтоб они вдруг не появились ниоткуда. Копию протокола нужно обязательно получить на руки.
Пометка «требую юридической помощи» в протоколе поможет в случае необходимости обжаловать вынесенное в постановлении решение. Если правила не нарушались, то «подпись нарушителя» в конце нужно заменить на «подпись водителя».
Если инспектор сразу пишет постановление, а автомобилист не признает вину, нужно требовать составления протокола (п. 142 Приказа №664), на основании которого можно оспорить в суде вынесенное постановление.
Иногда проще все-таки сесть в патрульную машину. Для водителя важно не потягаться с инспектором в знании законов, а с наименьшими потерями продолжить свой путь.
Ведь если на месте не удастся доказать сотруднику ГИБДД незаконность его распоряжений, то, прежде чем его привлекут к ответственности, можно оказаться задержанным на основании ч. 1 ст. 19.
3 КоАП за неповиновение требованию полицейского. Результатом спора будет только потеря времени.
- iarriba
- Распечатать
Обязан ли водитель садиться в машину гаишника при оформлении документов
Останавливая нарушителя, сотрудники ГИБДД часто приглашают его пройти в патрульную машину для составления протокола. Если дело происходит около стационарного поста, то его зовут в служебное помещение. Обязан ли автовладелец ходить «в гости» к полицейским, разобрался портал «АвтоВзгляд».
Если сотрудник правоохранительных органов вас куда-то зовет для составления протокола, задайте ему прямой вопрос: «Это требование или просьба?» Потому что требовать этого от водителя инспектор ГИБДД по закону не может.
Пункт 93.
3 Приказа МВД № 664 гласит, что сотрудник вправе лишь предложить автовладельцу занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
https://www.youtube.com/watch?v=aaRsL43eSi0\u0026pp=ygV_0J7QsdGP0LfQsNC9INC70Lgg0LLQvtC00LjRgtC10LvRjCDRgdCw0LTQuNGC0YzRgdGPINCyINGB0LvRg9C20LXQsdC90YPRjiDQvNCw0YjQuNC90YMg0L_QviDQvdC-0LLQvtC80YMg0J_RgNC40LrQsNC30YMg4oSWNjY0Pw%3D%3D
Так что у вас есть полное право отказаться от подобных приглашений, и в этом случае угрозы полицейского административным арестом на пятнадцать суток за «неповиновение законному распоряжению» будут незаконны.
Ведь только требования стража порядка должны выполняться беспрекословно, если они правомерны, а предложения и просьбы всегда можно отклонить.
Поэтому ознакомиться с составленным протоколом и подписать его вы имеете право, сидя в своей машине.
Кроме того, даже требовать от водителя покинуть автомобиль инспектор имеет право только после оформления постановления о досмотре или задержании, а также в случае отстранения гражданина от управления транспортным средством. Например, если установлен факт наличия алкоголя в его крови. В остальных ситуациях, согласно Регламенту ГИБДД, страж порядка может только предложить ему выйти из машины.
Вы имеете право отказаться это сделать, даже если представитель правоохранительных органов подозревает, что вы нетрезвы. Дунуть в алкотестер вы можете, не покидая из салона, но при положительном результате вам уже придется выйти.
К тому же по регламенту полицейский имеет право просить вас покинуть автомобиль для сверки номеров агрегатов и узлов, для участия в процессуальных действиях, для досмотра салона и багажника, для устранения технической неисправности авто, нарушения правил перевозки грузов, а также когда поведение водителя «создает угрозу личной безопасности сотрудника». Конечно, в подобных случаях не стоит руководствоваться только одними принципами. Ведь просьба гаишника может быть вполне убедительна: например, когда требуется оказать помощь людям, пострадавшим в ДТП.
Может ли ППС остановить машину и проверить документы?
Какие права у сотрудника ППС в 2021 году?
Сразу отметим, что данный и все нижеобсуждаемые вопросы – достаточно сложные, а порой спорные. Кстати, на большинстве других сайтов вы можете прочитать простые истины и понять, что всё в этом очень просто:
- сотрудник ППС имеет право остановить авто,
- также он уполномочен проверять документы,
- вы обязаны ему предъявить права, СТС и полис ОСАГО,
- а ещё он может составить протокол о нарушении ПДД.
И всё, казалось бы, просто. Есть Правила дорожного движения, обязывающие водителей делать всё вышеперечисленное по требованию сотрудника полиции, коим и является инспектор ППС. Есть Устав патрульной службы и есть ещё закон О полиции.
Однако, большинство «авторов» таких ресурсов изучают документы поверхностно.
Но, впрочем, правда здесь одна – если речь идёт не о кардинальном нарушении ваших прав, то проще остановиться, дать документы на проверку и поехать дальше… Однако, мы ниже будем рассматривать, как всё это должно работать по законам 2021 года.
А законы эти (и не только законы) состоят из следующих нормативно-правовых актов:
- собственно, ПДД – здесь содержатся обязанности водителей (которые должны работать строго в совокупности с правами уполномоченных полицейских),
- Кодекс об административных правонарушениях содержит общие принципы и права полиции по части привлечения к ответственности: составления протоколов и вынесения постановлений о штрафах,
- Федеральный закон №3-ФЗ О полиции, содержащий исчерпывающий перечень прав и обязанностей полиции,
- Административный регламент, введённый Приказом №664, подробно регламентирующий действия полицейских при выполнении административных процедур,
- Приказ №80 О вопросах работы ППС.
Все эти документы в совокупности и будем брать в основу ответов на наши вопросы ниже. Итак, начнём!
Вас также заинтересует:
- Могут ли ГИБДД патрулировать в гражданском или личном автомобиле, останавливать и штрафовать?
- Инспектор ДПС увидел/снял на видео нарушение, но не остановил – что будет?
- Имеет ли право Росгвардия останавливать автомобили и проводить досмотр по новым законам?
Порядок действий и памятка по общению с полицейскими
- Будьте спокойны. Если вы начинаете нервничать, то полицейские это заметят и это лишь укрепит их уверенность в вашей виновности.
- Отвечайте кратко и односложно, можете совсем не отвечать.
- Попросите показать удостоверение. Запомните данные оттуда или сфотографируйте.
Данные которые понадобятся для идентификации остановившего вас сотрудника полиции: Ф.И.О., из какого он участка.
- Спросите почему вас задержали. Попросите разъяснить права и обязанности, ссылайтесь на закон.
- Если вас хотят обыскать без вашего согласия и без понятых, а также если вы чувствуете опасность исходящую от полицейских, то можете позвонить 02 или на телефон доверия МВД и сказать, что неустановленные лица хотят вас обыскать с нарушением законодательства, затем назвать данные полицейских остановивших вас.
Попросите проверить их, а также спросить законны их действия или нет.
- Если и это не помогло. То требуйте составить протокол досмотра, а также привлечь понятых. Если вас все-таки начали досматривать с понятыми или без, то помните основные правила:
— В случает если у вас не отобрали телефон, то начинайте снимать все действия полиции.
— Сами ничего не доставайте из карманов, на случай того если вам, что-то подкинули, то тогда там останутся ваши отпечатки пальцев. — Если просят, что-нибудь подобрать с земли, ссылаясь, что это выпало у вас из кармана, не поднимайте.
Может ли ППС останавливать автомобили?
И начнём мы с одного из самых распространённых мифов и «фейков», в который верят не только граждане, начитавшись разного рода как под копирку написанных статей в интернете, но даже сами служащие в ППС. Что ж, доля правды здесь, действительно, есть – сотрудник ППС имеет право остановки транспортных средств… Но далеко не во всех случаях. Но давайте по порядку!
При попытке остановки машины инспектором ППС последний будет ссылаться чаще всего только на ПДД. А ведь и правда, здесь всё чётко и просто:
- пункт 2.4 Правил указывает, что право остановки автомобилей предоставлено регулировщикам,
- идём в определение регулировщика в пункте 1.2 и видим, что к таковым относятся сотрудники полиции в том числе.
Впрочем, сотрудник ГАИ имеет форму с полосками световозвращающего материала и нагрудный знак круглой формы. У ППС знак овальный и световозвращающих элементов на форме нет. Это сделано специально. ППСник регулировщиком быть не может, и права остановки, на самом деле, не имеет.
Осталось выяснить, является ли полицейским представитель ППС? Да, разумеется, это настоящий сотрудник полиции – об этом прямо говорит даже само название Устава в Приказе №80.
И что же, ППС всё-таки может останавливать машины и проверять документы? Не всё так просто! Обязанность водителя выполнять требования сотрудника полиции строго взаимосвязана с законностью предъявляемого подобного требования. А вот законность зачастую бывает спорная, потому что право инспектора ППС именно остановки автомобиля связано только с обеспечением определённых задач.
То есть нам нужно понять, уполномочены ли ППС правом и обязанностью остановки транспортных средств. Ответ на этот вопрос даёт несколько нормативных актов.
Подпункт 20 пункта 1 статьи 13 ФЗ О полиции указывает, что сотрудник полиции наделён правом останавливать автомобили. Но пункт 2 этой же статьи сразу предписывает, что проводить действия, указанные в пп. 20 уполномочены лишь те сотрудники, которые имеют право непосредственно на это. Таким образом, нам нужно понять, уполномочены ли прямо в каком-нибудь законе ППС останавливать машины.
Обратимся сначала к Административному регламенту… Но здесь, к сожалению, ответа на наш с вами вопрос нет.
Хотя, здесь есть разделение на ГИБДД, участкового и так далее – упоминается просто полицейский: ни в части исчерпывающего списка процедур, ни в части непосредственно порядка остановки.
Кстати, по последней ссылке настоятельно рекомендуем прочитать основания для возможности этой процедуры.
Зато ответ есть в Уставе ППС. Полномочия нарядов этого ведомства включают в себя обеспечение безопасности дорожного движения. Но не любые процедуры в этом направлении, а только перечисленные в пункте 218 Устава.
В частности, уполномоченность сотрудника ППС остановки транспортного средства появляется при исполнении им следующих обязанностей:
- предотвращение управления автомобилем в состоянии опьянения,
- предотвращение вождения лицом, который не достиг возраста, когда ему может быть предоставлено такое право (и то, если возраст будет очевиден),
- пресечение других нарушений ПДД, но только тех, которые очевидно влекут угрозу жизни и здоровью других людей,
- если водитель создаёт помехи для дорожного движения – но здесь право остановки дано только при взаимодействии с ДПС,
- пресечение нарушений пешеходами в пределах компетенции сотрудника ППС.
Как итог, получаем, что остановить автомобиль ППСник может, к примеру, если видит, что водитель едет пьяный, если очевидно, что за рулём малолетний водитель, когда водитель едет прямиком на остановочную площадку с людьми или стреляет автоматной очередью из машины и подобные нарушения.
Что касается пешеходов, то здесь нарушения уже могут быть любыми, включая переход дороги в неположенном месте. На возможности инспектора ППС в этом случае влияет лишь его компетенция – так как нормативными актами она не установлена, то определяет её внутренний приказ для его наряда или распоряжение начальства.
А вот следующие основания, как примеры, не являются законными:
- остановка автомобиля сотрудником ППС только для проверки документов,
- если она осуществляется в рамках мероприятия (например, «Трезвый водитель»),
- если водитель проехал на красный сигнал светофора,
- если автолюбитель выехал на встречку
- и другие нарушения ПДД, которые прямо не прописаны в Уставе (пункты в списке выше).
Разумеется, при совершении преступления (и наличии признаков преступления) ППС обязан пресечь его (пункт 216 Устава). Например, водитель сбил пешехода и пытается скрыться.
Экспертное мнение
Юрий Панченко
Автоинструктор, правозащитник, автор книг. Стаж 10 лет.
Сотрудники ППС могут работать на дороге только совместно с сотрудниками ГАИ по приказу руководителя органа внутренних дел – так указывает пункт 29 Административного регламента.