Мотоцикл между рядами: можно ли ездить? Штраф 2023
Когда-то это должно было случиться: бесконечная вольница для мотоциклистов заканчивается. В Москве уж точно. Если раньше можно было без последствий пересекать сплошные линии разметки и превышать скорость, то теперь жди наказания.
Стрелка СТ, АвтоУраган, Автодория, Крис, Арена, Кордон — в былые времена все эти штуки у обычного мотоциклиста ассоциировались разве что с прозой Толкиена, а теперь и ему пришлось узнать названия камер фотофиксации нарушений ПДД.
Большой Брат начал приглядывать и за теми, кто на двух колесах! Даже ранее «неприкосновенная» МКАД, Московская кольцевая автодорога, теперь тоже «платная» для мотоциклистов — кроме, пожалуй, «мотополосы», то есть обочины между левым рядом и отбойником.
Причем месяц назад эту полосу начали переносить — и, похоже, в следующем сезоне падет и этот внематричный Зион, эдакий островок беспробочного и относительно безопасного мотоциклетного счастья.
Как с этим жить и что делать?
Большинство автомобилистов давно знают ответ: не нарушать. Но суровые одинокие волки дорог, ловцы ветров и вечные странники (офисный планктон, использующий мотоцикл только как удобное транспортное средство, из этого списка исключаем) не могут просто так принять неизбежное, понуро изогнувшись буквой «зю».
И в ход пошли сотни уловок для сокрытия государственного регистрационного знака — начиная с обыкновенной грязи и заканчивая сложными конструкциями с электроникой и хитрыми кнопками, поднимающими и убирающими планку с номером в нужный момент. Часть поклажи или багажная сетка могут «случайно» перекрывать госзнак.
Есть и настоящие исследователи, поворачивающие номер на 15 градусов, — предполагается, что так будут и волки целы, и овцы сыты, и пастух не беременный: дескать, камеры «не видят».
Я лично знаю хитреца, который с таким скособоченным номером намеренно в течение недели проезжал под камерами АвтоУраган-ВСМ-2 (их в Москве большинство) — и без последствий. Но вот Стрелка-Плюс, например, такие номера видит — проверено.
Важнее, что встреча этих экспериментаторов с сотрудниками ГИБДД будет заканчиваться статьей 12.2 Кодекса об административных правонарушениях.
Причем если первая часть этой статьи за нечитаемые номера предполагает штраф в размере 500 рублей либо предупреждение, то вторая — уже 5000 рублей или лишение прав на срок до трех месяцев.
Это за езду с номерами, «видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков либо позволяющих их видоизменить или скрыть».
Самые ответственные закачивают в свои мобильные телефоны специальные приложения, предупреждающие о наличии «хвостовых» камер, — и понуро выслушивают нотации по всему маршруту. Кстати, эти приложения тоже не панацея: камер становится все больше, программы не всегда оперативно обновляются. Да и внимание от дороги они отвлекают, а терять концентрацию на мотоцикле нельзя ни на секунду!
Кроме того, в Москве в течение мотосезона весьма активно орудует мотобат. Мир не без добрых самаритян — если вы беспредельщик, о вас обязательно доложат.
Так что мотоциклисты становятся все мрачнее и мрачнее. А те, кто и раньше следовал букве закона, двигаясь вместе с автомобилистами в общем потоке (помните про штрафы за перестроения через полосы?), ситуацию лишь усугубляют. И сами не доберутся быстрее, и трафик не разгрузят.
Или возрадуемся, что мы хотя бы в границах проезжей части приблизились к несбыточному равенству перед законом?
Как водится, все сложнее.
В Европе, за исключением Германии, потоки скутеристов и мотоциклистов между рядами — обыденное явление. Равно как и остановки за стоп-линией на светофорах.
Это не вызывает бурю негодования сограждан и не наказывается штрафами.
Ведь именно «междурядье» серьезно разгружает улицы — и не зря его узаконили Эстония, Нидерланды, Норвегия, Польша, Франция, Греция, Япония, Португалия, Испания, Великобритания, Южная Африка…
В США легитимно ездить между рядами можно в Калифорнии — по-английски это lane splitting или filtering.
Согласно исследованиям АМА (American Motorcyclist Association), авторитетной организации, занимающейся вопросами безопасности мотоциклистов, в Калифорнии происходит на 30% меньше столкновений мотоциклов с задней частью автомобилей по сравнению с Техасом или Флоридой, где езда по междурядью запрещена. У нас в России это, кстати, легально.
Но даже в столице, где концентрация мотоциклистов максимальна, водители автомобилей могут открыть дверь прямо в пробке, не посмотрев в зеркало. И в этом смысле наше междурядье разительно отличается: там filtering, а у нас русская рулетка — в любой момент могут «убрать».
А самое главное — если ты едешь на мотоцикле между рядами, то неизбежно рано или поздно пересечешь сплошную разметку, которая у нас рассчитана только на автомобили. И станешь нарушителем. Злостным, поскольку ты на двух колесах.
К чему я? К тому, чтобы к двухколесному транспорту относились как к благу, а не как к напасти. Чтобы рассчитывали разметку и настройку камер фотофиксации с учетом езды мотоциклистов по междурядью.
Но и мотобратьям нужно понимать, что вольница — позади. То, что мы видим сейчас, лишь начало эпохи абсолютной вселенской слежки.
И какой бы путь минимизации штрафов вы ни выбрали, помните, что сигналящий почем зря всем и вся «всадник апокалипсиса», ревущий прямоточным глушителем и слепящий всех непременным дальним светом, выглядит как дикарь в цивилизованном обществе.
Для европейцев все наши закрытые, загрязненные или отсутствующие на мотоциклах номера — такая же дикость, как индивидуум, севший справлять нужду в зале консерватории. Хотите выглядеть так же?
А тем, кому свобода дороже всего на свете, дорога одна — на кольцевую трассу. Или в мотокросс.
Мотоциклистов могут начать штрафовать за езду между рядами
Депутат-единоросс Светлана Бессараб подготовила законопроект, который, в случае его принятия, заставит мотоциклистов, предпочитающих лавировать между рядами или двигаться параллельно другому транспорту в одной полосе, отказаться от этой затеи.
В противном случае — большой штраф. Соответствующие поправки предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ).
За параллельное движение с другими транспортными средствами в одной полосе предлагается штрафовать мотоциклистов, водителей мопедов и мотороллеров на три тысячи рублей. При наличии признаков опасного вождения и лавирования между рядами штраф может составить 15 тыс. рублей.
Альтернативное наказание — лишение водительского удостоверения на срок от двух до шести месяцев. В настоящее время законопроект направлен на обсуждение в правительство.
Депутат из «Единой России» объяснила свое желание наказывать мотоциклистов по всей, так сказать, строгости закона исключительно из… заботы о их безопасности. Когда они обгоняют другой транспорт по той же полосе или опасно лавируют между автомобилями, они подвергают опасности прежде всего самих себя.
Уговаривать их не делать это бесполезно. Выход один — штрафовать. Штрафовать на месте (если догонят) или с помощью камер автоматической фиксации нарушений ПДД.
Стоит ли мотоциклистам напрягаться? Пока не стоит. В правительстве уже доказали, что относятся к поступающим на их рассмотрение документам очень серьезно. Не исключено, что они прислушаются ко мнению уважаемых экспертов.
Не, я тут ни при чем.
А вот директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев указал на то, что мотоциклисту крайне важно стоять перед светофором первым в ожидании зеленого сигнала.
Если он безопасно и медленно объезжает стоящие на перекрестке автомобили, чтобы занять такое место, не стоит воспринимать это как опасное действие (это я уже добавил от себя — прим. «Карфактум»).
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает с другой стороны, что движение между рядами является одним из преимуществ мотоцикла. Закон о штрафах, препятствующих делать это, воспрепятствует полноценному использованию этого вида транспорта.
Меня самого иногда бесят байкеры на проезжей части. Но, с другой стороны, я не представляю себе мотоциклиста, который будет стоять на перекрестке строго за старой, пердящей «развалюхи», ожидая зеленого сигнала.
Понимаю я и то, что смертность среди мотоциклистов остается в стране высокой. Так, с начала 2020 года в России произошло 2,7 тыс. ДТП с участием водителей двухколесного транспорта, в которых погибли 304 человека.
Езда между рядами на мотоцикле штраф
В Госдуме подготовили и направили на рассмотрение правительству законопроект, запрещающий мотоциклистам движение между рядами и опасное лавирование. Об этом сообщают «Известия».
Согласно документу, за нахождение в одном ряду с другим транспортом владельцы мопедов и мотоциклов будут платить 3 тыс. руб. Если движение будет носить признаки опасного вождения и лавирования между рядами, сумма штрафа вырастает до 15 тыс. руб. Кроме того, мотоциклиста могут лишить прав на срок от двух до шести месяцев.
По мнению автора законопроекта, депутата Госдумы Светланы Бессараб, штрафы позволят защитить как автомобилистов, так и мотоциклистов.
Парламентарий утверждает, что обычная ширина полос в городах, составляющая около 2,75 м, не позволяет вместить одновременно и мотоцикл, и автомобиль.
Поэтому движение байкеров между рядами подвергает опасности их самих и других участников дорожного движения. Для фиксирования правонарушений Бессараб предлагает использовать камеры наблюдения, ГИБДД и видеорегистраторы.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин согласен с тем, что езда между рядами часто приводит к ДТП с участием мотоциклистов. Однако Травин уверен, что опасное лавирование практически невозможно контролировать из-за высокой скорости движения байкеров.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов выступил против законопроекта, который, по его мнению, лишает смысла езду на мотоцикле. «Движение между рядами — одно из преимуществ мотоцикла, иначе зачем он нужен?», — пояснил он.
Член сообщества «МотоМосква» Артем Гусляев согласился, что запрет на нахождение с машиной в одной полосе лишает мотоциклистов преимуществ на дороге и сводит к минимуму смысл их использования. Гусляев считает, что если езду между рядами запретят, это вынудит байкеров пересесть на автомобили, что приведет к увеличению автопотока.
Сейчас в ПДД нет прямого запрета на нахождение двух транспортных средств в одном ряду. При этом между ними должен соблюдаться безопасный боковой интервал. Однако четкого определения этого расстояния нет.
В 2017 году правительство поручило МВД, Минтрансу и правительству Москвы проработать возможность разрешения мотоциклистам двигаться между рядами. В ГИБДД сочли это нецелесообразным, поскольку байкеров не штрафуют за нахождение в одной полосе с другим транспортом.
Источник
Может ли мотоцикл ехать между рядами?
Можно ли мотоциклистам ездить между рядами в 2022 году?
В Кодексе дорожного движения нет прямого запрета на движение на мотоцикле между полосами. Велосипедисты, едущие таким образом, — нормальное явление во многих странах. В России, однако, она имеет юридическую двусмысленность. То, что не запрещено законом, разрешено. Логично, что ехать против потока машин не совсем безопасно. Однако в законе не указано, какое расстояние должно быть между соседними автомобилями для безопасного движения.
Инспекторы ГИБДД и суды Российской Федерации руководствуются правилами дорожного движения при определении виновника ДТП. Ниже мы выясним, какими документами руководствуются государственные органы.
По правилам существуют различия в определении ряда и полосы
Ключевые термины, имеющие значение:
- Линейная разметка — это размеченные линии на проезжей части, разделяющие ее на отдельные полосы. (но не в строках)
- Разметка полосы движения — любой продольный участок проезжей части, достаточно широкий для того, чтобы транспортные средства могли проезжать в ряд. Полоса движения может быть обозначена разметкой, а может и не быть.
- Понятие «ряд» не фигурирует в принятом GDPR 2022. Это вспомогательный критерий при определении дорожной полосы. В правилах есть пункт 9.1, косвенно относящийся к формированию рядов: количество полос определяется обозначенными линиями, а если их нет, то это делает участник дорожного движения (с учетом габаритов транспортного средства и безопасных зазоров).
- Боковые размеры — в правилах вождения нет конкретных цифр. Предполагается, что клиренс должен быть достаточным для безопасного вождения. Если причиной аварии стало нарушение зазора, это означает, что зазор был недостаточен для безопасности участников движения. Если ничего не произошло, значит, все было в соответствии с правилами дорожного движения.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, могут ли мотоциклисты ездить между полосами движения: Запрета нет, так как в действующем Дорожном кодексе отсутствует понятие полосы движения. Полоса считается актуальной, если по ней движутся автомобили.
Если по дороге движется двухколесный транспорт, существует разница между понятиями «полоса» и «ряд». Из-за этой формальности большинство велосипедистов считаются нарушителями. Ниже мы объясним, почему это так важно.
Не получили ответа на свои вопросы? Наши автоюристы готовы помочь вам. Это совершенно бесплатно!
Штраф для такси за движение по автобусной полосе в 2022 году
Формально такси не являются общественным транспортом, но они должны соблюдать законы и правила, касающиеся пассажирских перевозок.
В 2022 году такси смогут ездить по выделенной полосе для автобусов без штрафа при соблюдении следующих условий
- наличие официальной регистрации бизнеса — лицензии на пассажирские перевозки;
- оснащение транспортного средства таксометром
- Наличие соответствующих опознавательных знаков — «шашечки» на кузове, оранжевый опознавательный фонарь на крыше.
Мотоциклистов хотят вывести из «сумрака» – Коммерсантъ FM
Жизнь мотоциклистов может серьезно усложниться — депутаты Госдумы предлагают наказывать их за опасное лавирование и движение между рядами машин. Штрафы предусмотрены от 3 до 15 тыс. руб.
Кроме того, мотоциклиста могут лишить прав на срок от двух до шести месяцев. Авторы законопроекта полагают, что такие меры защитят всех участников движения.
Обычная ширина дорожных полос в городах — чуть меньше 3 м — не позволяет вместить и четырех- и двухколесный транспорт.
Но на самом деле ситуация обратная. Именно движение между рядами обеспечивает безопасность мотоциклистов, объясняет координатор сообщества «Мотомосква» Дмитрий Щеголев:
«Инициатору данного законопроекта необходимо еще раз посетить такие страны, как Италия, Таиланд, Испания, потому что там очень сильно развито движение двухколесных транспортных средств. Аварийных ситуаций там в разы меньше, чем на дорогах общего пользования в Российской Федерации. Это связано именно с организацией движения и с культурой вождения.
Мотоциклу безопаснее всего двигаться на 5-10 км/ч быстрее потока — это европейская практика.
https://www.youtube.com/watch?v=92yjHh5u9hQ\u0026pp=ygVX0JzQvtGC0L7RhtC40LrQuyDQvNC10LbQtNGDINGA0Y_QtNCw0LzQuDog0LzQvtC20L3QviDQu9C4INC10LfQtNC40YLRjD8g0KjRgtGA0LDRhCAyMDIz
Если вы приедете в Италию, Испанию, там для мотоциклов отдельно даже вынесены стоп-линии. Они называются moto-stop, то есть он находится на светофорах, и мотоциклы стоят перед машинами.
Двухколесному транспортному средству безопаснее находиться в видимости от водителя четырехколесного транспортного средства, то есть между транспортными средствами.
Иначе, если мотоциклист будет в потоке, его будет не видно, машина в него может врезаться».
Можно ли найти компромиссное решение? Президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агрэ считает, что нужно лишь разрешить мотоциклистам двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта: «Этот компромисс должен быть в первую очередь с точки зрения того, что сами водители двухколесного транспорта все-таки должны осознавать те риски, на которые они на сегодняшний день идут, двигаясь между рядами. Нужно понимать, что ситуация сегодня складывается таким образом, что автомобилисты слишком часто отвлекаются на различные телефоны, девайсы и навигаторы. И каждый раз, когда водитель отводит глаза от управления транспортным средством, машина начинает вилять. Соответственно, если в этот момент мотоциклист движется в междурядье, и автомобиль вильнул, его снесет в любом случае. Наверное, одно из достаточно корректных решений — это все-таки рассмотреть возможность движения по выделенным полосам, потому что ездить между рядами действительно крайне опасно. И каждый раз, когда мотоциклист двигается таким образом, он подвергает себя очень большому риску».
Сейчас движение мотоциклистов между рядами правилами дорожного движения не запрещено. В ГИБДД неоднократно разъясняли, что должна лишь соблюдаться безопасная дистанция.
Примечательно, что три года назад правительство пыталось законодательно урегулировать этот вопрос и разрешить мотоциклистам двигаться между рядами.
Но в ГИБДД тогда ответили, что это нецелесообразно, поскольку штрафов за такую езду не выписывают.
Глеб Силко
«Потеряется смысл мотоцикла»: байкерам могут запретить ездить между рядами
В Госдуме разработали законопроект, запрещающий мотоциклистам ездить между рядами.
За параллельное движение с другими транспортными средствами в одной полосе владельцев мотоциклов может ждать штраф от 3 до 15 тысяч рублей.
Однако, если будут зафиксированы признаки опасного движения, то санкции могут дойти вплоть до лишения свободы. «МИР 24» узнал у экспертов, насколько целесообразен данный законопроект.
«Вряд ли этот законопроект пойдет на пользу, ведь тогда теряется смысл мотоцикла. Это двухколесное транспортное средство и со своими габаритами оно может двигаться по одной полосе с автомобилями, не причиняя неудобства никому.
Само движение между полосами предусматривает более успешный проезд пробок.
Я бы, скорее, наоборот, давал мотоциклистам государственные дотации за то, что они летом разгружают транспортные потоки в крупных городах», – считает президент мотоклуба Z-BROTHERS Олег Брейтер.
По мнению Олега Брейтера, с принятием законопроекта меньше мотоциклов на дорогах не станет, скорее, это приведет к тому, что владельцы двухколесного транспорта будут нарушать ПДД.
«Если законопроект будет принят, то вряд ли на дорогах станет меньше мотоциклистов, его просто будут нарушать, и кроме неудовольствия это ничего не вызовет. Я езжу и на мотоцикле, и на автомобиле, и всегда с пониманием отношусь ко всем участникам дорожного движения. Этот законопроект можно назвать антинародным», – отмечает Олег Брейтер.
Как говорит юрист международной юрфирмы «Ильяшев и Партнеры»Максимилиан Гришин, в российском законодательстве уже урегулированы ПДД для мотоциклистов и владельцев мопедов, в том числе по движению по междурядью и опасному лавированию. А само понятие «опасная езда» включает в себя совокупность повторяющихся нарушений ПДД, куда входят частые маневры на дороге, создание помех для других участников.
«Я считаю любое регулирование в этой сфере больше популизмом, чем рабочим инструментом. Как раньше ни пытались их контролировать – вводили госрегистрацию, начали ставить на учет и выдавать российские номера, ввели категорию А – ничего не работает.
Главная проблема – мотоциклистов невозможно поймать. Камеры не успевают их фотографировать, инспектор редко может находиться в пробке в междурядье, также часто у них отсутствует номер.
Поэтому водители мотоциклов и мопедов этим активно пользуются и ускользают ненаказанными», – говорит Максимилиан Гришин.
Однако с этим утверждением не согласен автоюрист Дмитрий Славнов. По его мнению, штрафы мотоциклистам приходят в том же порядке, что и владельцам автомобилей. Алгоритм камеры за доли секунды фиксирует номер транспортного средства и обрабатывает его, если было нарушение. Кроме того, сейчас все больше распространены мотобаты.
«Мотоциклист ничем не отличается от рядового автовладельца. У него точно такие же правила, он точно так же сдавал на категорию, мотоциклист такой же участник дорожного движения, как и автовладелец.
У нас одно и то же законодательство для всех, почему идут двойные стандарты? Все, кто управляют транспортными средствами, перед законом равны. Если разметка 1.5 позволяет перестраиваться из ряда в ряд, то здесь никакого нарушения нет.
Однако если такое происходит на сплошной полосе – то штрафовать необходимо», – комментирует Дмитрий Славнов.
Как считает Дмитрий Славнов, вопреки распространенному мнению, владелец мотоцикла чаще соблюдает ПДД, чем автомобилист. Это обуславливается тем, что мотоциклист больше заботится о своей безопасности, поэтому чаще перестраховывается, а статистика показывает, что ДТП с мотоциклами происходит в несколько раз меньше, чем с автомобилями.
«Любая санкция нуждается в адекватном применении. Пока непонятно, как будут ловить мотоциклистов. Суммы штрафов небольшие и существенно на ситуацию не повлияют. Здесь нужно действовать не законом, а общей культурой», – заключает Максимилиан Гришин.
Байкеров в пробку: почему мотоциклам хотят запретить езду между рядами | В России
В иностранных новостях недавно звучало, что французские мотоциклисты (вернее, организация мотоциклистов под названием Fédération française des motards en colère (FFMC), что переводится как Французское объединение злых байкеров) организовали протесты из-за запрета на езду в междурядье. Неужели французы соскучились по жёлтым жилеткам?
Всё немного сложнее.
Прежде чем вы встанете между машинами
Не имеет значения, идем ли мы по разметке между машинами или за линией машин, которые то и дело трогаются и останавливаются. Достаточно секунды невнимательности, чтобы попасть в больницу с раздавленными конечностями. Езда по переполненным улицам рискованна для мотоциклиста, независимо от того, есть ли у вас машины по бокам или впереди или позади вас.
Также стоит помнить, что нет четких положений, запрещающих или разрешающих движение по разметке. Поэтому решение о том, выписывать ли штраф, находится в руках конкретного сотрудника ГАИ. Начните с спорить и вы можете обнаружить, что вместо простого предупреждения вы получите максимально возможный штраф.
Мотоциклы 250 кубов — мощь в движении
Чтобы движение между автомобилями было достаточно безопасным, необходимо выполнение как минимум трех условий:
- Машины должны двигаться медленно и близко друг к другу, чтобы можно было предсказать возможную смену полосы движения.
- Водитель мотоцикла должен уметь предвидеть движения окружающих транспортных средств.
- Навыки мотоциклиста должны быть настолько высокими, чтобы он мог легко удерживать свое транспортное средство на расстоянии нескольких сантиметров от машин, совершать резкие уклонения или резко тормозить.
Если вы чувствуете себя неуверенно на мотоцикле или если машины движутся со скоростью 50-60 км / ч, не выбирайте линию между ними.
В таком движении водители транспортных средств могут неожиданно перепрыгивать с полосы на полосу, а вы не можете предположить, что водители заметят вас в зеркале. Или что они включат свои указатели поворота, прежде чем повернут рулевое колесо.
Помните, что езда на мотоцикле по разметке не является обязательной. Если вы не согласны с риском, не позволяйте никому уговаривать вас на это, не поддавайтесь соблазнам.
Байкеров в пробку: почему мотоциклам хотят запретить езду между рядами
Сезонный хайп, летнее обострение — каких только эпитетов уже не применили участники дорожного движения к новому законопроекту. Государственная дума вдруг решила позаботиться о здоровье мотоциклистов и запретить им ездить в междурядье. Сейчас, например, можно вот так проскакивать пробки между машин, а после вступления закона в силу — никаких поблажек — копти воздух на общих основаниях.
«За последние 5 лет у нас погибли на дорогах более 38 тысяч мотоциклистов, необходимо отметить, что в 29 раз больше смертности среди любителей мотоциклов, чем среди автолюбителей», — говорит автор проекта, депутат Светлана Бессараб.
https://www.youtube.com/watch?v=92yjHh5u9hQ\u0026pp=YAHIAQE%3D
Точность цифр оставим на совести авторов законопроекта. Они словно насмотрелись в Сети роликов про мотохулиганов. Для них все, кто на двух колёсах, одинаково опасны. И нарушители, и те, кто аккуратно объезжает автомобили, предупреждая гудками, аварийкой либо звуком мотора.
Поддержали думцев и некоторые автоэксперты.
«Зафиксировать как-то это нарушение сложно, камеры не очень работают в этом смысле и вообще. Мотоциклист не может находиться в 2 полосах одновременно. Как правило, он находится в одной полосе с попутным автомобилем, по разделительной он ездить не будет, там скользко», — говорит Игорь Моржаретто.
То есть надо будет, во-первых, кардинально изменить правила, а затем еще и изобрести новые камеры, которые будут фиксировать эту самую езду в «междурядье».
Не исключено, что законопроект постигнет судьба статьи Административного кодекса за «Опасное вождение». Ввести ее ввели, назначили штраф в пять тысяч, но про то, чтобы по ней наказывали кого-нибудь, что-то не слышно.
Тем временем в самом мотосообществе активно обсуждают стремление законодателей помножить двухколесные средства передвижения «на ноль».
При попытке примерить нарождающийся закон на себя у мотоциклистов, прежде всего, возникает вопрос: а как ездить-то в таких условиях? Ведь даже система охлаждения у многих мотоциклов не приспособлена для долгого стояния в пробках.
Драйвер с пятнадцатилетним стажем, инструктор по вождению, у которого в семье два мотоцикла — для себя и для жены, — говорит, что вынужден будет пересмотреть сам принцип использования двухколесного транспорта. Больше ездить за городом, а в столице пересесть на автомобиль.
«Надо понимать, с какой целью принимается закон? Пока все, что принимается, сделано с одной целью: сделать нашу жизнь более неудобной и более платной», — говорит мотоинструктор Анатолий Харитонов.
Большинство учеников Анатолия в мотошколе как раз приходят учиться с одной целью – победить московские пробки, пересесть с автомобиля на мотоцикл в летний сезон. Но если им запретят ездить, руководствуясь здравым смыслом, все они опять сядут в легковушки и внедорожники. Станет ли при этом пробок меньше – большой вопрос.
Размер имеет значение
Мощный туристический мотоцикл с двигателем 1500 куб. см, с боковыми панелями и обтекателями, он не намного уже, чем небольшой автомобиль. Поэтому, проезжая по городу на таком мотоцикле, забудьте о протискивании между машинами.
Если вы в основном ездите по городу, рассмотрите одноцилиндровый эндуро объемом 350-650 куб. см. Эти машины, как правило, узкие, имеют большой клиренс и гораздо меньше выступающих пластиковых деталей, которые можно поцарапать, сломать или случайно зацепить.
В городе «меньше» означает то же, что и «легче».
Междурядье и шашки: что такое опасное вождение мотоцикла?
История опасного вождения
Уже больше года, с 8 июня 2021 года имеет силу дополненный пункт 2.7 ПДД об опасном вождении, за нарушение которого в статье 12.38 КоАП предусмотрено наказание в размере 5 000 рублей.
Напомним, как закон трактует само понятие: «Опасное вождение – неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Отметим, что столь привычное для законотворчества нагромождение причастных оборотов разбивается на давно известные пункты ПДД – то есть за каждое наказание, следующее через точку с запятой, уже давно существует наказание.
При этом в перечисление не включено нарушение скоростного режима, которое очень часто становится причиной ДТП, а также отсутствует понятие движения в повороте со скольжением (то есть попросту дрифт), которым столь часто злоупотребляют «уличные гонщики» и которое максимально логично вписывалось бы в обновлённый пункт ПДД.
Но вернёмся к тем нарушениям, которые в формулировку вошли, а далее рассмотрим тонкости, которые обычно остаются без внимания в многочисленных интернет-спорах на эту тему.
Дорожный мотоцикл 600 кубов какой выбрать
Седло горит, а сердце плачет
По поручению первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова была создана так называемая «электронная библиотека», наглядно описывающая вышеперечисленные нарушения и, в теории, помогающая однозначно определить нарушителя путём сверки с «эталоном».
Новости / Авто и общество Опасное вождение запретят с 8 июня Текст соответствующего постановления правительства РФ уже появился на официальном интернет-портале правовой информации, теперь норма вступит в силу спустя семь дней, то есть 8 июня 2021 года… 5188 0 12 01.06.2016
Эта самая «библиотека» представляет собой сайт опасноевождение.рф, где посредством анимированных роликов представлены все виды нарушений, могущие подпасть под понятие опасной езды. Для удобства каждому виду нарушителей придумали своё название: «Шашки», «Нервяки», «Торопыги», «Грядки», «Воспитатели» и почему-то одинокий «Упёртый».
Один из роликов, а именно «Грядки», привёл к многочисленным прогораниям сёдел клапанов (и просто сёдел) в российском мотоциклетном сообществе. Большую часть времени в этом ролике фигурирует мотоциклист, движущийся на спортбайке по так называемому междурядью – то есть, буквально, между двух рядов трафика, — видимо, для красочности картинки изредка ещё и «козля» на заднем колесе.
https://www.youtube.com/watch?v=1z1TPNNTmyg\u0026pp=YAHIAQHwAQG6AwIYAg%3D%3D
Что сказать, внутренний мир мотоциклиста отличается от внутреннего мира автомобилиста примерно в той же степени, в какой конструкция мотоцикла отличается от конструкции автомобиля, и для бурления моторного масла в картере российского мотосообщества обычно хватало куда меньших поводов. Байкеров можно понять – они реально наиболее ущемлённые в правах участники дорожного движения в РФ, а тут ещё и междурядье, совершенно естественное для каждого «мотобрата», отныне как будто запрещают, по сути сводя к нулю смысл использования мотоцикла!
В интернете замелькали статьи с заголовками вроде «Понятие «опасное вождение» уничтожит российских байкеров», авторы которых, ставя во главу угла пресловутый ролик, высказывались в том смысле, что обновлённый пункт ПДД выглядит драконовской мерой по отношению к поклонникам двух колес. Ведь теперь, чтобы не нарушать, ты якобы должен стоять в пробке вместе с автомобилями, находясь в своей полосе и ни в коем случае не двигаясь между полосами, ведь в этом случае, с точки зрения закона, ты не соблюдаешь так называемый боковой интервал.
Совершенно справедливо в этих статьях указывалось на то, что мотоцикл в большинстве случаев просто конструкционно не приспособлен для долгого стояния в пробке, особенно на жаре, как не приспособлена к этому и экипировка мотоциклиста.
Можно заметить, что и на зимнем морозе или под дождём для мотоциклиста куда естественным выглядит вариант не стоять за коптящим «дизелем», а побыстрее добраться до дома. А теперь это, получается, запрещено? На самом деле нет.
За опасную езду, состоящую из так называемых «грядок» ни одного мотоциклиста невозможно наказать, и вот почему.
Есть нюанс
А точнее, даже несколько. Попросим обратить на них внимание не только мотоциклистов, но и автомобилистов, интересующихся данной проблематикой. Смотрите, в обновлённом пункте 2.7 указаны условия, при которых «срабатывает» понятие «опасная езда»:
- Вы должны совершить одно из перечисленных нарушений несколько раз подряд, или же совершить несколько разных из этого списка, но опять-таки подряд, они должны быть «следующими друг за другом»;
- Ваши действия должны привести к ситуации, которая создаёт угрозу ранения и гибели людей, а также угрозу каких-либо повреждений;
- Всё это касается вас и тех участников, которые двигаются в одном с вами направлении и с той же скоростью.
Третье условие для нас сейчас не особенно важно, зато оно отлично даёт понять, насколько сыры пока что формулировки обновлённого пункта.
Например, фраза «с той же скоростью» — в каком смысле она применена? Кто будет мерить скорость, зачем и с какой точностью это нужно определять? Другие условия из представленного выше перечня вызывают не меньше вопросов. Начнём теперь уж по порядку, с первого.
Напомним, что за каждое из перечисленных в определении «опасная езда» нарушений уже полагается наказание. Зачем же нужно было объединять их под единой «шапкой»? Справедливости ради нужно сказать, что в ряде случаев штрафовать за опасную езду действительно логичнее, нежели за каждое нарушение в отдельности.
Например, если вы, инспектор ГИБДД, преследуете нарушителя, летящего по Садовому кольцу на самостоятельно бронированном ЗИЛ-130, постреливающего из РПГ в бабушек и перевозящего в правой ноздре три килограмма вещества под названием «ниакок», вам вряд ли с руки выписывать этому господину штраф за каждое перестроение без поворотника.
Но вот во всех остальных случаях составление протокола за опасную езду может вызвать трудности – ведь инспектор каким-то образом должен некоторое время наблюдать за нарушителем и выявить, что здесь он резко затормозил, сразу (!) после этого воспрепятствовал обгону, а потом перестраивался при интенсивном движении и осмелился не соблюсти дистанцию до движущегося впереди транспорта.
По второму условию (ваши действия привели ситуации, которая создаёт угрозу гибели…) есть сомнения того же рода – каким образом инспектор установит, что ваши действия создают угрозу? Собственно, расследования, проводимые активными членами мотосообщества, говорят именно об этом – в ГИБДД подтверждают, что методика выявления данного нарушения не разработана.
https://www.youtube.com/watch?v=RMTcIruZ1ME\u0026pp=YAHIAQHwAQG6AwIYAg%3D%3D
Источник фото: видео ниже
Ну и, наконец, если касаться конкретно пресловутого типа нарушений «грядки», который вызвал столько «мотоциклетных» споров.
Теперь мы понимаем, что чтобы быть «опасным водителем», вы должны повторить «грядки» несколько раз подряд, что едва ли вообразимо, или же сочетать «грядки» с другими пунктами произвольной программы: резко тормозить, препятствовать обгону, перестраиваться при занятых полосах (играть в «шашки») и далее по списку – то есть конкретно «косячить» и быть, например, близким другом того чувака на бронированном ЗИЛ-130.
Обтяжка деталей мотоцикла виниловой пленкой под карбон.
Кроме шуток, в этом случае вы действительно будете демонстрировать опасное вождение, ничем не будете отличаться от четырёхколёсных чудаков на букву «м» в глазах честных участников дорожного движения и, безусловно, будете заслуживать наказания.
Беспечный ездок
Сюжеты на центральных каналах, якобы рассказывающие о введении в действие обновлённого пункта Правил применительно к мотоциклистам, притянуты за уши: на самом деле, по словам самих же дикторов этих сюжетов, мотоциклистов штрафуют не за собственно опасную езду, а за другие, отдельные нарушения, которые и ранее были в ПДД – в частности, за скоростной режим и несоблюдение дистанции. Опасная езда сейчас зачастую приплетается ради красного словца и получения требуемой для горения сёдел температуры, но мы-то с вами теперь знаем, что если вы честный парень (или честная девушка), волноваться по-прежнему не о чем.
Помните печальную концовку фильма Easy Rider? Да минет чаша сия каждого честного мотоциклиста и пусть будет уверен он, что никакой дорожный самосуд ему не грозит. В частности – от служителей закона в связи с «опасной ездой».
Потому что заметим ещё раз: ещё до появления понятия «опасная езда» нарушение за несоблюдение бокового интервала (которое, как правило, возникает при езде в междурядье) тоже предусматривалось – это пункт 9.10 ПДД.
Но никому не приходило в голову штрафовать за него мотоциклистов.
Во-первых потому, что ни в одном месте нашей с вами галактики, опять-таки, нету методики по которой измеряется этот боковой интервал, и нет точных его значений в цифрах. А во-вторых потому, что каждый здравомыслящий инспектор понимает, что никакой угрозы нормальный байкер, спокойно едущий между машинами, не представляет. Гладких дорог и попутного ветра!
Давайте поспорим в х, но будем уважать друг друга на дорогах. Это – главное.
- Опрос
- Можно ли на мотоцикле ездить между рядов?
- Ваш голос
Полоса — препятствие: мотоциклистам хотят запретить лавировать в потоке
В Госдуме предложили штрафовать мотоциклистов и владельцев мопедов за опасное лавирование между рядами и параллельное с другим транспортом движение в одной полосе. Соответствующие изменения предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Штрафы составят от 3 тыс.
до 15 тыс. рублей. Законопроект уже направлен на обсуждение в правительство. Эксперты согласны: байкеры часто создают аварийные ситуации на дорогах. Но если запретить им лавировать, ездить на мотоцикле не будет смысла, так как движение между рядами — основное преимущество этого вида транспорта.
Принцип вместимости
Разработанный законопроект предполагает, что за параллельное движение с другими транспортными средствами в одной полосе мотоциклисты и владельцы мопедов могут быть оштрафованы на 3 тыс. рублей. Если такое движение содержит признаки опасного вождения и лавирования между рядами, наказание может составить 15 тыс. рублей или от двух до шести месяцев лишения водительских прав.
— Необходимо защитить как автомобилистов, так и мотоциклистов. В ДТП погибает почти в 30 раз больше водителей мотоциклов, чем автолюбителей, — подчеркнула в разговоре с «Известиями» автор документа, депутат Госдумы Светлана Бессараб.
— Объективно мотоциклисты не защищены от травм в силу особенностей их транспорта. Обычная ширина полос в наших городах может составлять 2,75 м или даже меньше. Если поставить на такую полосу внедорожник, он займет 2 м.
Сколько остается на мотоциклистов, которые и в таких условиях идут на обгон, подвергая себя опасности? Исправить это можно только большими штрафами.
Согласно статистике, размещенной на официальном сайте ГИБДД, за последние пять лет зафиксировано 35,5 тыс. ДТП с участием мотоциклов, мопедов и приравненных к ним транспортных средств. В результате погибло 3958 человек, еще более 38 тыс. получили ранения.
— Мотоциклисты действительно создают опасность и аварийные ситуации. Часто случаются ДТП с их участием. Водители открывают двери на светофоре, мотоциклисты в них врезаются. Мотоциклы не всегда помещаются между машинами, когда едут по разделительной полосе, — отметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Однако, добавил он, это практически невозможно контролировать, потому что байкеров догнать сложно, а специализированных подразделений в Госавтоинспекции не так много.
По мнению Светланы Бессараб, фиксировать правонарушения можно традиционным способом — привлекать автоинспекцию, а также использовать камеры наблюдения и видеорегистраторы.
Два колеса — на свалку
Директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев в разговоре с «Известиями» высказался против законодательной инициативы.
— С точки зрения безопасности, конечно, если мы не можем уменьшить смертность, нужно вводить запреты. Но в реальности всё зависит от адекватности тех, кто передвигается на мотоциклах и мопедах, — сказал он.
— Если, например, запретить мопеду объезжать автомобили, он не сможет первым вставать в ряд при старте со светофора.
А для двухколесного транспорта очень важно, чтобы поток ехал за ним — ему нужна скорость, чтобы не попасть под четырехколесный.
Не поддержал законопроект и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
— Движение между рядами — одно из преимуществ мотоцикла, иначе зачем он нужен? Это по сути прямой запрет езды на мотоцикле, — пояснил он свою позицию.
Ранее обсуждался вопрос о том, чтобы официально разрешить мотоциклистам находиться на одной полосе параллельно с автомобилем, напомнил член сообщества МотоМосква Артем «Лисандр» Гусляев. Планировались поправки в ПДД, но они так и не были внесены.
— Сейчас прямого запрета нет, и все этим пользуются, — отметил эксперт.
Если законопроект будет принят, пропадет смысл использования мотоцикла, согласен он: если находиться с машиной в одной полосе будет нельзя, то объезжать пробки не получится. В итоге мотоциклисты пересядут за руль и поток автомобилей увеличится, считает эксперт.
Новый инструмент вряд ли будет рабочим, уверен юрист международной юрфирмы «Ильяшев и Партнеры» Максимилиан Гришин.
— Как раньше ни пытались контролировать мотоциклистов и владельцев мопедов — ввели госрегистрацию, начали ставить на учет и выдавать российские номера, утвердили категорию А — ничего не работает, — отметил он.
— Главная проблема — мотоциклистов невозможно поймать. Камеры не успевают их фотографировать, инспектор редко может находиться в пробке в междурядье. У мотоциклов часто отсутствует номер.
Поэтому их владельцы ускользают безнаказанными.
Поправки в КоАП — не первая попытка запретить мотоциклистам двигаться между рядами. В 2016 году занимавший тогда должность первого вице-премьера Игорь Шувалов поручал МВД и Минтрансу проработать предложения по внесению соответствующих изменений в ПДД. МВД выдвинуло контраргументы.
Пересечение сплошной линии и так запрещено правилами дорожного движения. А параллельное движение нескольких транспортных средств в пределах одной полосы не запрещается при условии соблюдения безопасного бокового интервала. И если полоса широкая — 3–4,5 м, — то в ней помещаются и автомобиль, и мотоцикл.
В Минтрансе тоже посчитали нецелесообразным вносить такие поправки в ПДД. Вопрос был снят с повестки дня.