Административный штраф назначенный иностранному гражданину 2023
Российская Федерация, как и любое другое государство мира, стремится контролировать въезд и выезд иностранцев на свою территорию, а также перемещение гостей из других стран. Одним из инструментов этого управления является штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина.
Нарушение миграционного законодательства наказуемо, санкциям могут подвергнуть как приезжего из другого государства, так и гражданина РФ, на жилплощади которого проживает нарушитель. Размер штрафа зависит от обстоятельств и региона, в котором было зафиксировано правонарушение.
Сроки регистрации и достоверность
Важно понимать, когда иностранные граждане из разряда гостей переходят в разряд нарушителей. Это происходит в следующих случаях:
- Не была осуществлена регистрация в положенный период. Для большинства приезжих установлен семидневный срок, в течение которого они обязаны дать знать ГУВМ МВД РФ о своем въезде на территорию Российской Федерации. Для некоторых стран предусмотрены иные сроки.
- Человек дал знать о своем приезде, как и положено по закону, но его регистрация в силу неких обстоятельств (мошенничества, неправильных действий) оказалась недостоверной.
- Гость РФ зарегистрирован в одном месте, а проживает в другом.
- Временная прописка на территории России истекла по сроку, а гражданин или гражданка не покидает страну.
В некоторых случаях доказать вину несложно. Бывают ситуации, когда закон оказывается на стороне нарушителя.
Для помощи в правильной и быстрой оформлении регистрации обращайтесь к специалистам миграционного центра migron.ru, который работает на территории РФ с 2014 года.
Вопрос достоверности
Просроченная регистрация — наиболее часто встречающееся нарушение. Но бывает и так, что иностранца наказывают штрафом, в то время как он уверен, что имеет прописку, так как зарегистрировался по приезде в Россию.
Даже при малейших подозрениях на отсутствие регистрации необходимо предпринять действия по проверке факта ее достоверности. Сайт ГУВМ МВД на данный момент не располагает инструментами для проверки того, зарегистрирован иностранец или нет.
Чтобы удостовериться, заинтересованное лицо может позвонить в территориальный орган ГУВМ МВД РФ. Это способ получения неофициальной информации. Он не всегда действенный, так как у миграционных служащих есть право отказать, мотивируя свои действия законом о защите персональных данных.
Не смогут отказать, если обратиться в ГУВМ МВД РФ письменно, указав, по какой причине необходима проверка достоверности регистрации.
Размер штрафа колеблется в рамках от 2000 до 7000 рублей. Чаще всего наказывают за просрочку по месту пребывания или проживания. Всегда учитываются обстоятельства.
Если у иностранных граждан просрочена регистрация, их могут не привлечь к ответственности, если нарушение было допущено по уважительной причине, к примеру, болезни, смерти близкого родственника и т. п.
Случаи злостного нарушения миграционного законодательства (повторяются неоднократно, длительная просрочка и т. п.) наказываются не только штрафами в предусмотренных размерах, но и депортацией.
Кодекс административных правонарушений не рассматривает такие обстоятельства, как просрочки.
Наказание предусмотрено за те факты, когда гость не обратился за регистрацией по месту пребывания или месту жительства в отделения управления по вопросам миграции.
По своей сути просроченный документ из ГУВМ МВД РФ больше не может считаться временной регистрацией, так как теряет силу. К его владельцу применяется статья 18.9 КоАП РФ, предусматривающая определенный размер штрафа как для иностранца, лишившегося временной прописки, так и для владельца жилой площади, на которой продолжает свое пребывание нарушитель.
Штраф за просроченную регистрацию не избежать и в тех случаях, когда иностранец уже был зарегистрирован, но несвоевременно обратился за продлением временной регистрации. ГУВМ МВД РФ официально установила сроки рассмотрения заявлений: 7 рабочих дней — обращаться по поводу продления регистрации следует заблаговременно.
Административный штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина колеблется от 2000 до 7000 рублей
Действия нарушителя
Несоблюдение российских правил учета иностранцев дает право представителям ГУВМ МВД РФ оштрафовать нарушителя.
Если ваши документы на временную регистрацию просрочены, действовать нужно в зависимости от ваших дальнейших планов.
Те, у кого есть желание остаться в РФ, должны немедленно обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД РФ и объяснить, по какой причине регистрационный бланк оказался просроченным. В таком случае штрафы, если нет веских уважительных причин, все равно полагаются, но избежать депортации на срок до 5 лет в ваших силах.
Окончательное решение по каждому вопросу принимает инспектор. За ним закреплено право депортировать нарушителя или ограничиться штрафными санкциями к нему и принимающей его стороне. Как правило, если подобная ситуация возникла впервые, иностранцу идут навстречу.
Гражданину другой страны важно показать, что он не продлил регистрацию по месту нахождения из-за оплошности. Если были уважительные причины (смерть родных, болезнь, необходимость срочного лечения и т. п.), можно не беспокоиться о штрафах. Главное, доказать документально, что есть реальная причина, помешавшая своевременно покинуть страну.
Согласно вступившему в силу 23 февраля 2021 года приказу МВД России N856 утвержденного от 10.12.2020 года был обновлен регламент предоставления государственных услуг по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
С 23 февраля 2021 года введены новые формы бланков уведомления прибытия и убытия.
Скачать актуальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания.
Оборотная сторона 1 листа
Оборотная сторона 2 листа
КоАП РФ, ст. 18.8
Размер штрафа и за что он полагается, установлены в статье 18.8 КоАП РФ. Если гражданином или гражданкой, въехавшими на территорию РФ, не были предприняты никакие действия для регистрации на территории страны, а срок допустимого нахождения в России без уведомления властей подошел к концу, предусмотрены штраф и депортация.
В большинстве областей размер санкций колеблется в пределах 2000–5000 рублей. Если речь идет о таких городах, как Санкт-Петербург и Москва, — от 5000 до 7000 рублей.
Если у вас по каким-либо причинам нет документов, дающих право находиться в России (к примеру, утерян), это нарушение также предусматривает штрафные санкции и предъявление требования в установленный срок выехать за пределы России.
Размеры штрафов довольно лояльны: от 2000 до 7000 рублей.
Если обнаружили утерю уведомления о регистрации, немедленно сообщите в ГУВМ МВД РФ, это позволит избежать наказания. Важно знать, что, если факт нарушения обнаружен в Ленинградской или Московской области, а также в Москве или Санкт-Петербурге, размер штрафа будет выше, чем в других регионах РФ.
- Заплатить придется от 5000 до 7000 рублей, а также в этом случае предусмотрено выдворение нарушителя за пределы РФ в административном порядке.
- В таком же размере полагается штраф иностранцам, которые дважды в течение одного года нарушили миграционное законодательство.
- Высылка иностранца может быть контролируемой (миграционные служащие фиксируют передвижение гражданина к границе или сопровождают его), при этом она осуществляется за счет государства или не контролируемой (нарушителя обязуют за свой счет выехать из РФ на определенный срок).
Наниматели и собственники, допустившие проживание на своих жилых площадях незарегистрированных иностранцев, штрафуются на сумму от 2000 до 4000 рублей (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).
Иные расценки предусмотрены для юридических лиц. С них за неисполнение обязанностей принимающей стороны взимается штраф от 400 000 до 500 000 руб. (ч. 4 ст. 18.9 КоАП).
Штрафуют ли проживающих не по месту регистрации
Если вы зарегистрировались в одном месте, но в итоге проживаете в другом, это также является нарушением статьи 18.8 Кодекса. Однако в данном случае статья противоречит конституционному праву каждого гражданина на свободу передвижения по стране. Вы имеете право ездить в гости, отдыхать на курортах и просто путешествовать.
Очень сложно доказать, что иностранец нарушает миграционное законодательство, если было обнаружено, что он живет не там, где зарегистрирован. Как правило, в таких случаях суд принимает сторону гражданина.
Что такое фиктивная прописка
Инвестиции и покупка недвижиммости в Дубай. Гарантированный доход 7-10% годовых в валюте. Все подводные камни и личный опыт, как заработать, а не потерять 40% из-за неправильных инвестиций.
Все подробности — подписывайтесь на проверенный телеграмм канал https://t.me/homeindubai.
Как переехать жить в Дубай с семьей: резидентская виза, банковские счета, выбор жилья, школа для ребенка, все на личном опыте — https://t.me/homeindubai.
Как правило, нарушения миграционных норм происходят из-за оплошности или незнания законов Российской Федерации. Однако бывают ситуации, когда правонарушения совершены умышленно. В некоторых из таких случаев административная ответственность заменяется уголовной.
К уголовным нарушениям относится фиктивная регистрация гостей из других стран (ст. 322.2 УК РФ). Речь идет о нашумевшем феномене «резиновых квартир», когда на небольшой площади прописывается большое количество иностранных граждан. За такое правонарушение могут наказать не только штрафом, но и посадить за решетку на срок до 3 лет.
По закону фиктивной будет признана прописка в следующих случаях:
- Произведенная с использованием фальшивых документов.
- При даче информации были использованы недостоверные сведения.
- Иностранный гражданин не планировал проживать по адресу регистрации.
- Россиянин, владелец жилплощади, предоставивший ее для регистрации, никого не планировал на нее вселять.
В этих случаях законом предусмотрены штрафы от 100 000 до 500 000 рублей либо в размере доходов нарушителя, получаемых в течение 3 лет. Вместо штрафов может быть применено лишение свободы на срок до 3 лет.
Фиктивность регистрации устанавливается с большим трудом. Предпосылкой для ее установления может служить обнаруженная непригодность квартиры или иной жилплощади для проживания, малая доля владельца в предоставляемой для прописки собственности, количество регистрируемых на одной жилплощади иностранцев, значительно превышающих норму.
Миграционное законодательство совершенствуется. Санкции предусмотрены для того, чтобы установить порядок на территории страны и четко регулировать миграцию населения.
Для юридической помощи, оформлении регистрации для легального нахождения в России обращайтесь к специалистам миграционного центра migron.ru, успешно работающего в России с 2014 года.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Я превысил 90-дневный разрешенный срок пребывания на территории РФ на 120 дней, какое наказание мне грозит в данном случае?
Вам будет назначен административный штраф в размере от 2000 рублей до 5000 рублей (для г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа составляет от 5000 до 7000 рублей) и, кроме этого, в отношении Вас может быть принято решение о запрете на въезд на территорию РФ.
В отношении меня было вынесено Постановление об административном выдворении за пределы РФ, в рамках которого мне необходимо оплатить административный штраф в размере 2000 рублей, где я могу узнать реквизиты для его оплаты?
Реквизиты для оплаты административного штрафа указаны в самом Постановление об административном выдворении за пределы РФ.
Мне был назначен административный штраф в рамках ч. 1 ст. 18.8 КоАП в размере 2000 руб., что меня ожидает, если я своевременно его не оплачу?
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Я являюсь физическим лицом и не исполнил своевременно обязанность принимающей стороны, тоесть, не оформил временную регистрацию иностранному гражданину, пребывающему по адресу принадлежащего мне жилого помещения, что меня ожидает?
Вы будете привлечены к административной ответственности в рамках ч. 4 ст. 18.9 КоАП, предусматривающей административный штраф для граждан в размере от 2000 руб. до 4000 руб.
Какой максимальный размер административного штрафа мне может быть назначен за отсутствие временной регистрации сроком более года в г. Москве?
Размер административного штрафа в рамках ст. 18.8 КоАП за нарушения, совершенные в г. Москве и Московской области, не превышает 7000 рублей, но, в дополнение к нему, Вам будут установлены ограничений на въезд на территорию РФ.
Оцените пост Загрузка…
Памятка иностранным гражданам о последствиях уклонения от исполнения административного наказания — МО Усть-Ижора
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения административного наказания в виде административного штрафа
Согласно статьи 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа (Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации)
- Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Необходимо учитывать, что за уклонение от уплаты административного штрафа в срок согласно статьи 20.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
- Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.
Следует знать, что согласно статьи 32.10 Порядок исполнения постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации):
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в течение пяти дней после дня вступления в силу постановления судьи о назначении соответствующего административного наказания.
В соответствии со статьей 20.25 ч. 3 (Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации)
Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Въезд в Российскую Федерацию может быть ограничен согласно статьям 26 и 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-Ф «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», если:
- — иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации;
- — неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, — в течение трех лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;
- — иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, — в течение пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.
Необходимо знать, что согласно статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-Ф «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Штрафы ГИБДД: основание для выдворения иностранца из РФ
Для выдворения иностранца из России есть несколько оснований, среди которых значится совершение административного правонарушения 2 раза в год. Могут ли иностранца отправить на родину за нарушение правил дорожного движения?
Проживая и работая в России, иностранцы точно также должны соблюдать российские законы, а за совершенные правонарушения – нести ответственность (ч. 3 ст. 62 Конституция РФ).
В чем различия между депортацией и выдворением?
Выдворение представляет собой наказание иностранца за нарушение законов на территории России, которое происходит на основании судебного решения. А депортация происходит по причине того, что иностранец незаконно находится на территории России. Например, у него истекли сроки разрешительных документов.
Иностранные граждане, которые подлежат депортации, находятся в специальных учреждениях (ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
На практике – это Центры временного содержания иностранных граждан, в которых ограничена их свобода перемещения (ЦВСИГ).
Например, в г. Москве и Московской области таких ЦВСИГ три: в деревне Сахарово, в Егорьевске, в Королеве.
Может ли стать основанием для выдворения иностранца нарушение ПДД?
Одним из оснований для выдворения иностранца является совершение административного правонарушения. Например, иностранец может приобрести автомобиль и несколько раз нарушить правила дорожного движения. В этом случае иностранца ждет административное наказание (ст. 33 Закона № 115-ФЗ).
При назначении наказания суды учитывают личность виновного, наличие смягчающих обстоятельств.
https://www.youtube.com/watch?v=yB01_uw60k8\u0026pp=ygV10JDQtNC80LjQvdC40YHRgtGA0LDRgtC40LLQvdGL0Lkg0YjRgtGA0LDRhCDQvdCw0LfQvdCw0YfQtdC90L3Ri9C5INC40L3QvtGB0YLRgNCw0L3QvdC-0LzRgyDQs9GA0LDQttC00LDQvdC40L3RgyAyMDIz
Процедура выдворения выглядит так: сначала судом выносится постановление об административном правонарушении. По истечении 10 дней вступает в силу решение суда о выдворении, если оно не обжалуется иностранцем.
После получения на руки документа о выдворении иностранец должен покинуть пределы России в течение 5 дней. После выдворения иностранцу могут запретить въезд в Россию на 5 лет.
- Нарушение ПДД – частая причина административного правонарушения.
- Например, иностранец, имея ВНЖ, управлял транспортным средством на территории РФ.
- И нарушил сразу несколько правил дорожного движения:
- управление автомобилем в неисправном состоянии (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ);
- невыполнение требований уступить дорогу пешеходам и другим участником дорожного движения (ч. 1 ст. 12.18 КоАП РФ);
- управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ);
- нарушение требований к перевозке детей (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ).
То есть в период своего пребывания в России иностранец неоднократно (два и более раза) привлекался к административной ответственности.
Привлечение иностранных граждан к административной ответственности
Основания привлечения иностранных граждан к административной ответственности
Как следует из ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности в случае совершения на территории РФ административных правонарушений.
Основные виды административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, за совершение которых предусмотрено назначение административного наказания содержатся в главе 18 КоАП РФ.
Наиболее распространенными правонарушениями в сфере миграции являются: нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания) (ст. 18.8 КоАП РФ), нарушение правил нахождения в РФ (ст. 18.9 КоАП РФ), незаконный труд в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ), нарушение срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ).
- Как правило, за первичное привлечение к административной ответственности по вышеуказанным статьям КоАП РФ органами полиции назначается наказание в виде штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей.
- При повторном совершении данных правонарушений возможно назначение судом наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
- Основания административного выдворения иностранных граждан за пределы РФ
- Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Данная мера административного наказания может устанавливаться в качестве как основной, так и дополнительной санкции. Право назначения административного выдворения принадлежит судьям районных судов, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ — должностным лицам пограничных органов и войск.
В качестве дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации может быть назначено за совершение отдельных видов нарушений миграционного законодательства (ч. 2 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.4, ст. 18.8, 18.10, ч. 1 ст. 18.11, ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ).
В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ч. 2 ст. 6.8, ч. 2 ст. 6.9, ч. 2 ст. 6.16.1 КоАП РФ), и за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащим реадмиссии, обязательных правил, связанных с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии (ст. 18.18 КоАП РФ).
В качестве обязательного дополнительного наказания административное выдворение за пределы РФ назначается за уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения ранее назначенного ему наказания в виде административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).
Выдворение из РФ возможно путем самостоятельного выезда – за счет иностранного гражданина при соответствующем уведомлении МВД РФ.
Если у иностранного гражданина нет документов, подтверждающих его личность, либо нет уведомления о постановке на миграционный учет (регистрации), либо если правонарушение совершено повторно – суд может вынести решение о помещении иностранца в ЦВСИГ (центр временного содержания иностранных граждан). В таком случае выдворение возможно как за счет государства, так и за счет самого иностранного гражданина.
По каким критериям принимается решение при наличии выбора о назначении наказания в виде штрафа и административного выдворения за пределы Российской Федерации?
Изучение практики применения судами административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства показало, что решения судей о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения всегда должны быть мотивированы и подтверждены данными, свидетельствующими о действительной необходимости применения к лицу столь суровой меры ответственности, а также о ее соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в административном процессе.
Наиболее распространенным основанием для освобождения иностранных граждан от наказания в виде административного выдворения за пределы РФ является наличие у последних семейных отношений с гражданами РФ (супруга, дети, один из родителей и т.п.).
- Также основаниями для неназначения наказания в виде административного выдворения могут быть:
- — характер и тяжесть совершенного правонарушения;
- — наличие у иностранного гражданина разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента на осуществление трудовой деятельности;
- — длительность проживания иностранного гражданина в РФ;
- — отношение к уплате российских налогов, наличие доходов, обеспеченность жильем на территории РФ;
- — род деятельности и профессия;
- — законопослушное поведение;
- — обращение о приеме в российское гражданство.
- Оспаривание выдворения
Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд.
Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь.
В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.
Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.
Последствия выдворения
Административное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ является специальным видом наказания. Помимо выдворения из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры.
Это запрет на последующее посещение РФ на протяжении 5 лет -жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить.
Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.
Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: вид на жительство, патент, разрешение на работу и т.п.
Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.
Прокуратура Сунтарского района
Прокуратура Сунтарского района |
Прокуратура |
Ответственности иностранных граждан в сфере миграции
Ноябрь 2019 год
Вс вновь отменил административное наказание в виде выдворения иностранца
24 декабря 2018 г. Верховный Суд РФ вынес Постановление по делу № 18-АД18-70, в котором отменил административное выдворение гражданина Армении Арсена Абраамяна в качестве наказания за административное правонарушение, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В документе (имеется в распоряжении «АГ») отмечается, что 13 февраля 2018 г. в г. Сочи при проведении проверочных мероприятий инспектором ОИК ОВМ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю был обнаружен гражданин Республики Армения Арсен Абраамян, который незаконно находился на территории России, нарушив режим пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.
Рассмотрение дела первой и апелляционной инстанциями
В постановлении суда первой инстанции от 14 февраля (есть у «АГ») отмечается, что Абраамян уклонился от выезда из России по истечении 15-дневного срока с момента расторжения (прекращения) трудового договора с ним, а также срока, предусмотренного п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ.
В судебном заседании Абраамян вину не признал, пояснив, что о расторжении трудового договора не знал, заработная плата ему не выплачена, а трудовая книжка не возвращена. Тем не менее суд признал его виновным в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 18.
8 КоАП и назначил наказание в виде административного штрафа в 2000 руб. с выдворением за пределы России.
До выдворения суд постановил содержать Абраамяна в Центре временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии.
Защита обжаловала данное решение и просила отменить выдворение, указав при этом, что Арсен Абраамян состоит в браке с гражданкой России и воспитывает их совместную дочь 2016 г.р., а также несовершеннолетнего сына супруги от ее первого брака. Однако решение первой инстанции было оставлено в силе.
При этом в решении (есть у «АГ») суд отметил, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие нарушителем мер к легализации своего нахождения на территории России.
Кроме того, отмечалось, что при назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и назначил наказание обоснованно.
Назначение дополнительного наказания в виде выдворения, как указано в решении второй инстанции, основано на данных, подтверждающих необходимость применения данной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.
Доводы жалобы в ВС
Не согласившись с решениями судов, защита обратилась в ВС с просьбой исключить наказание в виде выдворения, оставив только штраф в 2000 руб. В жалобе (имеется в распоряжении «АГ») отмечается, что согласно ч. 9 ст.
97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
в случае расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства – члена Союза вправе без выезда с территории этого государства в течение 15 дней заключить новый договор.
Указывалось, что трудовой договор предположительно был расторгнут по инициативе работодателя, однако сторона защиты не получила ни единого документа о том, какое положение ст. 81 Трудового кодекса РФ послужило основанием для этого.
Кроме того, в деле отсутствуют доказательства выполнения работодателем положений ст. 84.1 ТК. «Незаконность действий работодателя привела к тому, что Абраамян А.К.
не смог соблюсти пятнадцатидневный срок на заключение нового… договора, что повлекло за собой особые юридические последствия», – сообщается в жалобе.
Кроме того, отмечалось, что заявитель не имел целью уклоняться от выезда из России, а находился с семьей для ее обеспечения. Долгое время он легитимно находился на территории страны с надлежащим оформлением документов, «однако случайные обстоятельства привели к невозможности их оформления в установленный срок».
Защита обратила внимание, что суды не учли позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 5 мая 2014 г.
№ 628-О, где указаны важные основания, по которым административное наказание в виде выдворения за пределы РФ не может быть применено к иностранному гражданину.
В частности, выдворение оседлого (осевшего, поселившегося) мигранта безотносительно к наличию или отсутствию «семейной жизни» приводит к нарушению права на уважение его «частной жизни».
Суды, по мнению защиты, также не приняли во внимание позицию КС, которую он выразил в Определении от 4 июня 2013 г.
№ 902-О, о том, что суды, не ограничиваясь только формальными основаниями применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранца или апатрида необходимыми и соразмерными; правовые позиции КС не исключают необходимости из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из России, так и о временном проживании на ее территории.
Также в жалобе подчеркивалось, что ВС поддерживает позицию о нарушении прав при выдворении гражданина, у которого в РФ проживают родственники. В частности, защита сослалась на п. 23.1 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 г.
№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП», согласно которому выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции по защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, отмечено в документе, выдворение из страны отца будет нарушать права детей, установленные ч. 2 ст. 54 СК РФ.
В заключение защита обратила внимание, что при назначении наказания были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и личность виновного, на основании чего был назначен минимальный размер штрафа.
Правовая позиция ВС
В постановлении по делу Арсена Абраамяна Верховный Суд отметил что, в деле имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.
Суд подчеркнул, что назначение административного выдворения должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения данной меры, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Кроме того, ВС сослался на положения ст.
8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, и вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права недопустимо, за исключением случаев, когда оно предусмотрено законом и необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, а также экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Суд учел, что заявитель проживал в России с семьей, что свидетельствует о сложившихся в течение длительного времени устойчивых семейных связях.
Как отмечается в постановлении, в соответствии с п. 2 ст.
27 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или апатриду въезд в страну не разрешается, если в отношении данного лица вынесено решение об административном выдворении за пределы России, депортации либо о его передаче иностранному государству согласно международному договору о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права гражданина на уважение семейной жизни.
Суд также сослался на правовую позицию, выраженную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 15 июля 1999 г.
№ 11-П, согласно которой конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Кроме того, в Постановлении КС от 27 мая 2008 г. № 8-П отмечается, что меры, устанавливаемые в уголовном законе для защиты конституционных ценностей, должны определяться исходя из адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) причиненному вреду. Данные позиции, как указал ВС, могут быть распространены на административную ответственность.
Кроме того, отмечается в документе, согласно Постановлению КС от 14 февраля 2013 г.
№ 4-П правила применения мер административной ответственности должны учитывать не только характер правонарушения и его опасность для защищаемых законом ценностей, но и причины и условия его совершения, а также личность нарушителя и степень его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий вреду, причиненному в результате нарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав гражданина или юрлица и общего интереса.
ВС отменил административное выдворение иностранца спустя три года после назначения наказанияПри этом Суд сослался на правовые позиции Конституционного Суда по данному вопросу, а также положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод
В рассматриваемом случае, с учетом личности правонарушителя и обстоятельств дела, ВС указал, что назначение ему наказания в виде выдворения противоречит требованиям ст. 8 Конвенции. С учетом правовой позиции КС, выраженной в указанных постановлениях, вынесенные решения в отношении Арсена Абраамяна подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение административного наказания в виде выдворения.
Интересно отметить, что 24 декабря 2018 г. ВС вынес еще одно постановление, которым также отменил административное выдворение иностранного гражданина спустя три года после назначения ему такого наказания, ссылаясь на аналогичные доводы.
Комментарий адвоката
Комментируя «АГ» постановление ВС, адвокат АП Краснодарского края Роман Романов, представлявший интересы Арсена Абраамяна, отметил, что вступил в дело лишь на момент обжалования решений нижестоящих инстанций в Верховном Суде и ему пришлось исправлять положение доверителя, который в суде первой инстанции был вынужден защищать свои интересы самостоятельно.
«На мой взгляд, большой ошибкой тех, кого привлекают как по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, так и по иным составам административных правонарушений, является неверная оценка ситуации и последствий при рассмотрении дела в первой инстанции без привлечения защитника», – пояснил он.
Адвокат отметил, что высшие судебные органы не единожды указывали нижестоящим судам, что вопрос о назначении наиболее строгих наказаний должен быть произведен с особой оценкой всех обстоятельств дела. «Считаю, что это обязывает суд при рассмотрении дела по первой инстанции дать особую оценку назначению наиболее строгого наказания, но, к сожалению, этого не происходит», – подчеркнул он.
Роман Романов считает, что позиция ВС по данному вопросу должна помочь адвокатам добиваться исключения административного наказания в виде выдворения, поскольку качество мотивировочной части судебного акта и доводы, содержащиеся в нем, являются достаточными, последовательными и логичными. Адвокат выразил надежду, что со временем у защитников появится возможность добиваться подобных решений на уровне первой инстанции, а судьи на данном этапе смогут свободно и законно, при наличии оснований, исключать выдворение из административного наказания.