Меры государственной поддержки строительной отрасли в 2023 году
Какие механизмы поддержки рынка строительства и развития жилищной сферы существуют в России и как еще могут поддержать застройщиков
Shutterstock
В России вновь открылось обсуждение того, какими могут быть новые инструменты поддержки строительства жилья. Беспрецедентные меры поддержки застройщиков были запущены еще в 2020 году, во время пандемии коронавирусной инфекции. Многие из них были продлены в 2022-м.
Рассказываем, какие еще меры поддержки строительной отрасли могут появиться, а какие уже действуют в России.
Какие новые меры поддержки предлагают стройотрасли
В июне федеральное правительство рассмотрит вопрос о новых мерах поддержки ипотеки.
В этом контексте вице-премьер Марат Хуснуллин предложил изучить варианты использования рассрочки и ссудо-сберегательных касс. По его словам, эти механизмы могли бы поддержать спрос наряду с ипотекой.
Он также добавил, что перспективными сегодня являются сельская и дальневосточная ипотеки, правительство думает об их дальнейшем развитии.
В конце марта о новых мерах поддержки из-за сокращения объемов выдачи ипотеки говорили и в Минстрое России. Как отмечал тогда замминистра Никита Стасишин, предложения еще формулируются, итоговые решения еще не приняты, ключевой же момент — не допустить сокращения объемов выдачи ипотечных кредитов.
Президент Владимир Путин в апреле заметил затоваривание на рынке жилья в России, которое может в дальнейшем привести к сокращению объемов строительства. По его словам, эти риски нужно снижать.
Президент отметил, что следует поддерживать долгосрочное устойчивое развитие строительного сектора и спрос на жилье.
Он напомнил, что в стране действуют программы льготной и семейной ипотеки (со ставками 8% и 6%).
«Средняя распроданность по всему портфелю строящихся проектов составляет 31%, а степень готовности — около 42%. В целом такое соотношение соответствует нормальной модели проектного финансирования», — отмечает руководитель аналитического центра «Дом.РФ» Михаил Гольдберг.
В случае дальнейшего снижения спроса для проектов с низкой строительной готовностью и распроданностью возникают риски снижения темпов наполняемости счетов эскроу, роста ставок по проектному финансированию и ухудшения финансового состояния застройщиков, рассказал Гольдберг «РБК-Недвижимости».
По его словам, для поддержки проектов жилого строительства возможно реализовать программу субсидирования ставок проектного финансирования, в рамках которой ставка для застройщиков не будет подниматься выше ключевой ставки ЦБ (в настоящее время составляет 7,5%) вне зависимости от динамики продаж.
Такая программа существенно поддержит рынок и даст возможность застройщикам продолжить запуск новых проектов при любом сценарии, считает руководитель аналитического центра «Дом.РФ».
По мнению же президента ГК «Страна Девелопмент» Александра Гайдукова, важными мерами для развития строительной отрасли могут стать упрощение процедур по внесению изменений в градостроительные документы.
Сейчас этот процесс может порой занимать годы, что в значительной степени увеличивает срок согласования новых проектов.
Другим важным механизмом, по его мнению, может стать масштабирование практик по реализации проектов комплексного развития депрессивных районов в населенных пунктах — речь тут идет прежде всего о вовлечении в экономический оборот давно не используемых участков земли.
В январе Владимир Путин поручил правительству к 1 июня представить предложения по льготной ипотеке для молодежи. В марте президент поручил разработать льготную ипотеку для переселенцев из зон ЧС. Кроме того, Минфин готовит предложения по запуску льготной ипотеки для чиновников. Она должна будет мотивировать их к «эффективному труду».
Shutterstock
Какие меры поддержки стройотрасли уже действуют
Программы поддержки строительного сектора в России Гольдберг из «Дом.РФ» разделяет на два обширных блока. Первый — это разнообразные меры поддержки спроса.
Сюда в том числе входят различные льготные ипотечные программы с субсидируемой ставкой. «По объемам и по числу выданных кредитов на них по стране приходится 50% и 30% соответственно.
Если говорить о первичном рынке, то эти показатели близки к 90%», — говорит Михаил Гольдберг.
Сейчас в России действует несколько льготных ипотечных программ, которые субсидирует правительство. Самые распространенные — ипотека на новостройки под 8% и семейная ипотека под 6% годовых.
Также есть сельская ипотека под 3%, дальневосточная ипотека под 2% и льготная ипотека для жителей новых регионов под 2%. Специальная программа предусмотрена для IТ-специалистов, ставка по ней не превышает 5% годовых.
Помимо этого, региональные власти могут запускать собственные льготные программы.
: Лизинг жилья и токeны: что кроме ипотеки поддержит спрос в 2023-м
Второй крупный блок программ — это поддержка предложения на рынке жилья. Среди них — предоставление земельных участков по 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», реализация земли на аукционах. Также важным механизмом, который позволяет создать комфортную жилую среду, являются проекты комплексного развития территорий (КРТ).
Наконец, один из новых инструментов — механизм инфраструктурных облигаций. «Сейчас все большую популярность набирают кредиты на развитие инфраструктуры проектов — это кредиты «ВЭБ.РФ» и инфраструктурные облигации «Дом.РФ», которые позволяет строить инфраструктуру (социальную, дорожную, инженерную и так далее) при реализации больших комплексных проектов», — говорит Михаил Гольдберг.
Механизм инфраструктурных облигаций заработал в конце 2021 года. Институт развития размещает долговые ценные бумаги, а привлеченные таким образом средства передает застройщикам под льготную ставку, субсидируемую из госбюджета.
Первый в России дом, возведенный с привлечением этого механизма, был сдан в ноябре 2022 года — это проект ЖК «Домашний» от ГК «Страна Девелопмент». Банк «Дом.
РФ» предоставил проектное финансирование, а участок под застройку был получен на аукционе «Дом.РФ».
Также «Страна Девелопмент» получила разрешение на строительство в Тюмени первого дома жилого комплекса «Авторский» на участке под программу КРТ по Ирбитской улице в феврале 2023 года.
ЖК рассчитан на 403 квартиры общей жилой площадью 18,2 тыс. кв. м.
Участок под застройку площадью 8,4 га был передан девелоперу по итогам первого в России аукциона на право реализации проекта КРТ, также проведенного «Дом.РФ».
Расширение механизма инфраструктурных облигаций для строительства социальных и транспортных объектов, расходы по которым также частично несут частные девелоперы, способно простимулировать застройщиков возводить качественные и полностью готовые для проживания ЖК и целые районы, уверен президент ГК «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков.
«Ни в одной стране мира о застройщиках не заботятся так, как в России. У нас запустили механизмы, связанные с продажей земли под застройку на «аукционах за долю», инфраструктурные облигации «Дом.РФ», что привело к моментальному улучшению экономики проектов. Все это помогает нам реализовывать проекты доступного жилья», — добавил Гайдуков.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»
Меры поддержки стройотрасли и ЖКХ
Внесены изменения в порядок регулирования деятельности региональных операторов по капремонту. В частности, если в проекте договора о капремонте есть условие о казначейском сопровождении расчетов в части выплаты аванса или условие о банковском сопровождении договора, то заказчик может предусматривать в этом проекте договора выплату аванса в определенном размере.
Установлены особенности применения Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в госсобственности субъекта РФ или в муниципальной собственности. Эти особенности действуют до 1 января 2024 г., если решение предоставить финансовую поддержку принято правлением Фонда в 2019 — 2021 гг.
Они касаются размера аванса, предназначенного для подготовки проекта модернизации или для его реализации. Размер аванса может составлять до 50% общего объема финансовой поддержки.
При этом при расчете оставшейся части средств Фонда, которая подлежит перечислению по мере завершения отдельных мероприятий по подготовке проекта модернизации, отдельных этапов работ в рамках его реализации, аванс не учитывается, а общая сумма поддержки, перечисленной до ввода объекта системы коммунальной инфраструктуры в эксплуатацию после завершения его строительства, реконструкции, модернизации, не может превышать 90% общего объема финансовой поддержки, решение предоставить которую приняло правление Фонда.
Внесены изменения в законодательство, регулирующее строительную отрасль. Предусмотрено, в частности, следующее:
— при выполнении мероприятий по ч. 3 — 7 ст. 5.2 ГрК РФ для реализации проекта по строительству объекта капстроительства от застройщика, технического заказчика по общему правилу не будут требовать представить документы, сведения, материалы, которые есть у соответствующих органов и организаций;
— дополнен перечень приоритетных объектов инфраструктуры;
— расширен круг объектов капстроительства, для которых установлены особенности, в частности, продления разрешений на строительство. В него включены объекты, по которым не выданы разрешения на ввод в эксплуатацию и разрешения на строительство которых выданы после 1 января 2022 г. в период до 1 января 2023 г.;
— с 3 до 10 млн руб. увеличен размер обязательств по одному договору строительного подряда, работы по которому вправе выполнять подрядчик, не имеющий членства в СРО.
Кроме того, расширены полномочия Правительства РФ, в том числе по регулированию в 2022 — 2023 гг. особенностей выдачи ряда документов и согласований, необходимых для строительства.
Правительство РФ также наделено правом определять случаи и порядок авансирования по договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в размере свыше 30%.
Определены случаи, когда получать указанные заключение и разрешение не требуется.
Установлены особенности осуществления градостроительной деятельности в 2022 — 2023 гг.
Так, в рамках их реализации Правительство РФ утвердило Правила выдачи разрешений на строительство нелинейных объектов на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, выдачи соответствующих градостроительных планов земельных участков. Выдача разрешения на строительство объекта в соответствии с Правилами возможна, если соблюдены определенные условия. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается по Правилам, если разрешение на строительство было выдано в соответствии с ними.
В 2022 — 2023 гг. действует особый порядок подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве.
В частности, пригодность строительных ресурсов может подтверждаться техническим свидетельством подведомственного Минстрою России учреждения — ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве».
Такое свидетельство составляется на основе заключения о пригодности строительных ресурсов. Для выполнения работ по подготовке технического свидетельства заявитель предоставляет в учреждение определенные документы. Срок действия такого свидетельства — два года.
Утвержден временный порядок проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Документ утвержден в связи с введением моратория на подготовку отрицательных заключений по результатам проведения такой госэкспертизы.
Даны разъяснения по указанному временному порядку. В частности, отмечается, что данный порядок — это локальный нормативный акт ФАУ «Главгосэкспертизы России», он распространяется только на госэкспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, которую проводят работники учреждения.
Уточнен исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, которые необходимы застройщику, техзаказчику для выполнения мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капстроительства. В частности, из списка исключены некоторые документы, например договор на проведение историко-культурной экспертизы.
Действуют особые положения о государственной экологической экспертизе. В частности, установлено:
— до 31 декабря 2024 г. продлевается действие положительного заключения государственной экологической экспертизы, если его срок истекает (истек) с 14 марта 2022 г. до 31 декабря 2023 г. Есть условие: объект такой экспертизы реализуется без отступления от документации, получившей положительное заключение экспертизы, с учетом положения;
— когда в 2022 — 2023 гг. экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений может не проводиться.
Скорректированы Правила, по которым Фонд развития территорий предоставляет юрлицам займы для реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры.
В частности, с одного до двух месяцев со дня заключения договора займа увеличен срок исполнения заемщиком обязанности представить в фонд в отношении каждого объекта инфраструктуры, включенного в проект, заключение по результатам технологического и ценового аудита или положительное заключение госэкспертизы проектной документации.
Установлены особенности начисления и уплаты в 2023 г. пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг и неисполнение других обязательств.
С 1 августа 2022 г. до 1 января 2024 г. пени начисляют и уплачивают исходя из минимальной ключевой ставки Банка России, выбранной из двух величин: ставки, действовавшей на 27 февраля 2022 г. (9,5% годовых), и ставки на день фактической оплаты (исполнения обязательства):
- — за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взносов на капремонт;
- — несвоевременную и (или) неполную оплату услуг по договорам по законодательству о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, обращении с ТКО;
- — просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета энергоресурсов.
Правительство РФ вправе устанавливать особенности регулирования жилищных отношений в части начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за неоплату некоторых коммунальных услуг до 31 декабря 2023 г. включительно.
Установлены особенности правового регулирования в электроэнергетике, тепло-, газо-, водоснабжении и водоотведении. В частности, в 2022 и 2023 гг.
не применяются установленные ограничения по непревышению объема финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ, над объемом таких потребностей, определенным в соответствии с укрупненными нормативами цены технологических решений капстроительства объектов электроэнергетики.
Кроме того, внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ в сфере электроэнергетики. В частности, в Правилах оптового рынка электрической энергии и мощности определены особенности регулирования отношений в условиях санкций.
Максимальный срок депонирования средств на счете эскроу может быть продлен по заявлению участника долевого строительства на срок до двух лет. Это правило применяется и к договорам участия в долевом строительстве, заключенным до 14 марта 2022 г.
- Упрощен порядок проведения правовой экспертизы документов, необходимых для государственного кадастрового учета и госрегистрации прав на объекты капстроительства.
- В 2022 — 2023 гг. упрощаются процедуры:
- — подготовки и согласования проектов генеральных планов;
- — общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам генпланов, правилам землепользования и застройки, планировки и межевания территорий.
- Не проводится повторная проверка прав на землю и соблюдения требований к ограничению использования земли после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разрешения на строительство, актов приемочной комиссии, а также после направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Утверждены особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капстроительства, разрешений на ввод в эксплуатацию. В частности, на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, который истекал в период с 13 апреля до 1 августа 2022 г.
На два года продлено действие квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, срок действия которых истекает с 14 марта 2022 г. по 31 декабря 2023 г.
До 1 января 2024 г. строительные СРО могут предоставлять своим членам займы из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Общий объем займов не должен превысить 50% объема средств такого фонда. Правительство РФ установит, в частности, предельный размер займа для одного участника СРО.
Федеральный закон от 19.12.2022 N 519-ФЗ
Приняты меры антикризисной поддержки строительной отрасли
Для защиты национальных интересов России подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств. Документ устанавливает ряд мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации в стране.
ФЗ закрепляет за Правительством Российской Федерации в 2022 году право устанавливать особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на российские аналоги при условии, что такая замена не приводит к увеличению сметной стоимости строительства. Также Правительство будет определять особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе в части оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, без дополнительного проведения государственной экологической и государственной историко-культурной экспертизы.
Правительство Российской Федерации наделено правом установить особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию, размещения сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
В целях оказания поддержки проектировщикам, строительным компаниям и компаниям, выполняющим инженерные изыскания, Федеральным законом разрешается предоставление займов саморегулируемыми организации своим членам за счет средств компенсационных фондов.
Правительство будет определять особенности оценки соответствия требованиям техрегламентов продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ, в том числе в зависимости от страны ее происхождения, определять особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, включения в реестр, а также иных разрешительных режимов. Правительство, а также высший исполнительный орган субъекта РФ в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта смогут установить дополнительные случаи и порядок заключения контрактов с единственным поставщиком.
Кроме того, за Правительством закреплено право установить случаи и порядок списания неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактами по 44-ФЗ, определять особенности осуществления градостроительной деятельности – отдельными законами без внесения изменений в Градостроительный кодекс.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № 1730 "Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации "Строительство"
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную государственную программу Российской Федерации «Строительство».
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1730
Комплексная государственная программа Российской Федерации «Строительство»
Стратегические приоритеты и цели в сфере комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство»
I. Оценка текущего состояния сферы строительства и управления государственными капитальными вложениями
- Строительная отрасль имеет существенное значение в развитии России, оказывая прямое влияние на экономический потенциал страны и обеспечивая повышение уровня и качества жизни населения, развитие реального сектора экономики и сектора услуг.
- Сфера строительства охватывает различные области, включая социальную, коммунальную, транспортную, промышленную,
- сельскохозяйственную, энергетическую и другие области, функционирование которых напрямую влияет на возможности повышения благополучия граждан посредством улучшения жилищных условий, создания рабочих мест, производства продукции, развития логистики и иных направлений.
- На сегодняшний день строительный сектор имеет значительный потенциал для ускорения темпов развития российской экономики.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем работ по виду деятельности «Строительство» в 2021 году составил порядка 10,8 трлн. рублей (прирост на 6 процентов к 2020 году, в сопоставимых ценах).
Строительная отрасль объединяет более 480 тыс. строительных организаций и формирует около 6 процентов совокупной валовой добавленной стоимости по экономике в целом.
Валовая добавленная стоимость строительной отрасли (в сопоставимых ценах) в 2021 году была на 1,9 процента выше уровня 2011 года, что говорит о наличии потенциала для увеличения доли строительной отрасли в валовом внутреннем продукте страны.
На примере 2020 года объем капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности составил порядка 1 трлн. рублей за счет средств федерального бюджета.
В 2020 — 2022 годах плановый объем инвестиций по федеральной адресной инвестиционной программе (далее — адресная программа) составил порядка 2370 млрд. рублей (без учета государственного оборонного заказа), из них в 2020 году — 739 млрд. рублей, в 2021 году — 746 млрд. рублей, в 2022 году — 885 млрд. рублей.
- Указанных средств недостаточно для финансового обеспечения в полном объеме новых объектов капитального строительства, предлагаемых главными распорядителями бюджетных средств к включению в адресную программу, при одновременном включении в нее переходящих объектов капитального строительства.
- В то же время за последние годы наблюдается рекордно низкий объем ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных в адресную программу.
- Так, по итогам реализации адресной программы в 2021 году было введено 148 объектов капитального строительства (63,5 процента объектов, предусмотренных к вводу в рамках адресной программы).
- Кроме того, не стоит забывать о наличии большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета, среди которых есть объекты социального назначения.
По данным единой межведомственной информационно-статистической системы, сформированным на основе сведений об использовании бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в адресную программу, по итогам 2020 года не завершено строительство более 2094 объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, финансирование которых осуществлялось с привлечением средств федерального бюджета. Так, строительство 1724 объектов продолжается, в том числе 933 объектов в рамках адресной программы, строительство 256 объектов приостановлено или законсервировано и строительство 114 объектов окончательно прекращено.
- Строительная отрасль в настоящее время претерпевает некоторые трудности, вызванные в первую очередь низкой внешней инвестиционной активностью и санкционным давлением на российскую экономику, а также волатильностью цен на строительные ресурсы.
- За период 2020 — 2022 годов достигнуты следующие основные результаты, оказывающие влияние на строительную отрасль:
- создана публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства», к функциям которой относится обеспечение строительства, реконструкции за счет средств федерального бюджета объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
- расширены основания для перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы, между годами и (или) объектами капитального строительства, мероприятиями (укрупненными инвестиционными проектами), объектами недвижимого имущества;
- введена практика опережающего финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета строительства, реконструкции объектов капитального строительства, прежде всего в рамках дорожной деятельности, что позволяет ускорить строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства;
- реализованы мероприятия по компенсации в 2022 году за счет средств федерального бюджета удорожания строительства, реконструкции объектов капитального строительства в связи с ростом цен на строительные ресурсы;
- запущен механизм финансирования инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
- установлены правила принятия решений о списании объектов незавершенного строительства или затрат, понесенных на незавершенное строительство объектов капитального строительства федеральной собственности, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета;
- внедрена возможность направления застройщиками (техническими заказчиками) изменений, внесенных в проектную документацию, на повторную экспертизу, осуществляемую в форме экспертного сопровождения.
- Вместе с тем в сфере реализации комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство» (далее — Программа) сохраняются следующие основные проблемы:
- дефицит финансирования ежегодно формируемой адресной программы;
- низкий уровень ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета;
- строительство объектов капитального строительства с низкими технико-экономическими показателями и энергоэффективностью;
- недостаточность принятых мер по обеспечению сбалансированности адресной программы для достижения результатов, установленных документами стратегического планирования Российской Федерации;
- длительность процедуры принятия решений об осуществлении капитальных вложений и включения объектов капитального строительства в адресную программу, а также перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию адресной программы;
- наличие большого количества объектов незавершенного строительства, финансовое обеспечение которых осуществлялось полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
- позднее (во втором полугодии) принятие бюджетных обязательств, низкий уровень кассового исполнения бюджета по расходам, связанным с капитальными вложениями, и высокий объем остатков неиспользуемых бюджетных ассигнований на указанные цели по итогам финансового года.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями
- Строительная отрасль является двигателем восстановления экономики при преодолении последствий кризисных явлений.
- Программа направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями в увязке с иными государственными программами Российской Федерации, содержащими цели и задачи строительства, реконструкции объектов капитального строительства и реализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), а также с не включенными в состав государственных программ Российской Федерации направлениями деятельности федеральных государственных органов и (или) иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, соответствующими сфере (отрасли) реализации Программы и подлежащими дополнительному отражению в ней.
- Приоритеты и цели государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями сформированы с учетом целей и показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, в том числе в следующих документах:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р.
- Приоритетами государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются: увеличение объемов строительства объектов современной инфраструктуры, необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности адресной программы.
- На достижение указанных приоритетов направлены следующие цели государственной политики, которые должны быть достигнуты при реализации Программы:
- увеличение к 2027 году не менее чем в 1,5 раза объема ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включенных (подлежащих включению) в адресную программу, по отношению к объему ввода таких объектов в 2022 году;
- сокращение к 2027 году не менее чем в 2 раза количества незавершенных объектов капитального строительства, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями, способы их эффективного решения
- Основными задачами Программы являются:
- обеспечение развития систем коммунальной инфраструктуры, а также транспортной, социальной, туристической и иной инфраструктуры в рамках реализации адресной программы, в том числе необходимой для формирования комфортной и безопасной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах;
- повышение уровня транспортной безопасности;
- минимизация негативного воздействия строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду;
- экологическое оздоровление водных объектов.
- Способами эффективного решения указанных задач в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями являются:
- переход к среднесрочному (пятилетнему) планированию капитальных вложений, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, путем формирования перечня объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества;
- сокращение сроков и оптимизация процедур принятия решений (в том числе с исключением избыточных) при осуществлении капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, а также процедур перераспределения бюджетных ассигнований на указанные цели;
- сокращение инвестиционно-строительного цикла;
- цифровизация процедур, применяемых при управлении государственными капитальными вложениями;
- расширение механизмов опережающего строительства и досрочного ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;
- создание и ведение федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства, а также реализация мероприятий по сокращению количества таких объектов.
IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года
Достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года осуществляется путем решения таких задач, как создание и развитие систем коммунальной инфраструктуры, создание и развитие транспортной, социальной и туристической инфраструктуры.
V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Задачами Программы по обеспечению достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (включая сельские территории субъектов Российской Федерации), входящих в состав приоритетных территорий, являются создание и развитие современных систем коммунальной инфраструктуры, а также современной транспортной, социальной и туристической инфраструктуры, обеспечивающей комфортные условия для жизни граждан в указанных субъектах Российской Федерации.
Меры государственной поддержки строительной отрасли в 2023 году 2023
Особое внимание в ходе совещания с кабмином, которое состоялось 23 марта 2023 года, было уделено ситуации в строительной отрасли. Президент РФ Владимир Путин отметил, что вопрос поддержки стройкомплекса страны, учитывая его системообразующую роль в экономике, имеет значимое социальное измерение.
О подготовленном комплексе решений для повышения устойчивости экономики рассказал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. В частности, он отметил, что «большой пакет предложен для строительной индустрии».
- Задайте вопрос через через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65
«В прошлом году она показала рекордные результаты, и мы готовим новые мероприятия. Они помогут российским строителям не сбавлять высокие темпы ввода в эксплуатацию гражданских и промышленных объектов. Буквально вчера [22 марта] был рассмотрен третий комплекс мер.
Он затрагивает вопросы сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла и создания инфраструктуры, а также сохранение порядка изменения цены госконтракта в связи с ростом стоимости ресурсов», – сказал глава кабинета министров.
Подробно о ключевых направлениях по поддержке строительной отрасли в своем докладе рассказал профильный вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Он отметил, что со всеми органами госвласти, регионами и заказчиками настроена системная работа в режиме штабов.
«Основные наши стройки не остановятся, а мы их, наоборот, будем ускорять. Для этого мы приняли целый ряд решений, в том числе в пакете антикризисных мер, – сообщил Марат Хуснуллин. – Все по плану их выполняем, выпускаем постановления, большое количество законов уже выпущено, и целый ряд нормативных актов у нас находится на исполнении».
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров поддержал направления, о которых рассказал Марат Хуснуллин, особенно с акцентом на металлургию.
«Мы с коллегами из Минстроя, Минтранса сейчас готовим в том числе комплексное предложение в Правительстве для рассмотрения – запуск инфраструктурных строек, где будет большой объем утилизироваться металла с точки зрения поддержания коллективов металлургических предприятий, чтобы продолжали работать доменные печи, – сказал глава Минпромторга России. – Поэтому для нас сегодня инфраструктурные проекты для металлургии – это крайне важно».
Министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что ведомство совместно с вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным подготовило предложение по так называемому ипотечному меню.
«Мы согласовали объемы дополнительных ассигнований, которые придется нам выделять в этот период. Но считаем, что ипотека – это тот драйвер, который позволит поддержать нашу и экономику, в первую очередь строительный сектор, и позволит, главное, нашим людям улучшить свое жилье», – сказал глава Минфина России.
- Подводя итоги совещания, Владимир Путин поддержал озвученные предложения, подчеркнув, при этом, что:
- · необходимо выделить в текущем году дополнительные средства в размере не менее 120 млрд рублей на строительство и ремонт автомобильных дорог в регионах;
- · оперативно разворачивать инфраструктурные планы, запускать новые стройки для стимулирования внутреннего спроса на продукцию, прежде всего, металлургической промышленности, а начатую работу в этом направлении держать на постоянном контроле;
- · добиться того, чтобы на жилищный рынок выходили новые объекты, а российские граждане имели реальную возможность приобрести жилье, в том числе с помощью ипотеки;
- · дополнительно поддержать застройщиков: не только продолжить упрощение регуляторики, но и запустить новую программу льготного кредитования строительных компаний, которые осваивают территории, продвигают проекты создания качественного современного жилья.
- Президент России обозначил принципиальную позицию – ставки по специальным ипотечным программам останутся неизменными:
-
· по программе семейной ипотеки – 6%;
· по сельской ипотеке – 3%; - · по дальневосточной ипотеке – 2%.
Владимир Путин обратил внимание на то, что каждая из этих программ имеет ограничения по срокам, и граждане должны об этом знать, своевременно планировать расходы в рамках семейного бюджета, реализуя свои планы на улучшение жилищных условий.
Также глава государства сообщил о намерении гибко регулировать льготную ипотеку. С учетом тенденций ипотечного рынка Правительство предложило увеличить ставку до 12%, а предельный размер льготной ипотеки для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 12 млн рублей, для всех остальных регионов – до 6 млн рублей.
«Будем смотреть, как сработают все эти решения. Ориентир – портфель ипотечных кредитов в текущем году должен вырасти не меньше, чем в прошлом году», – подвел итог Владимир Путин.
Помнить о мотивах. Рассказываем о мерах господдержки строительной отрасли
По просьбе Business Class эксперт консалтинговой компании «ЮКЕЙ» в области недвижимости и земли Анжелика Сабурова систематизировала информацию о мерах государственной поддержки строительной отрасли.
В течение 2023 года в России было принято много антикризисных мер, касающихся строительства и земельных отношений. Были приняты десятки разрозненных нормативно-правовых актов. Собрав их воедино, можно увидеть основную тенденцию – снижение бюрократической нагрузки, упрощение ряда процедур, сокращение сроков и прочие послабления для участников.
Документация для строительства
- С 13 апреля 2023 года действуют особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию.
- Российское правительство в условиях кризиса продлило действие ряда документов:
- – На один год продлеваются срок действия разрешений на строительство объектов капитального строительства, который истекает в период с 13 апреля до 1 августа 2023 года;
- – Также на один год увеличивается срок использования указанной в градостроительном плане земельного участка информации для выдачи разрешения на строительство и для внесения в него изменений, а также для подготовки проектной документации, истекающий в период с 13 апреля 2023 года до 1 января 2023 года.
Проектирование
- Отчасти упрощаются процедурные моменты при осуществлении строительной деятельности:
- – По решению застройщика не требуется проведение государственной экспертизы проектной документации, если в ней заменены строительные ресурсы на аналоги и при этом сметная стоимость строительства не изменилась;
- – Предусматривается возможность неоднократного продления сроков проведения государственной экспертизы проектной документации.
Предоставление публичных земель
- Установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- – В 2023 году в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций установлен новый случай, когда государственный или муниципальный участок предоставляется в аренду гражданам или российским юридическим лицам без проведения торгов для осуществления деятельности по производству импортозамещающей продукции;
- – также теперь земли предоставляются в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта либо для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предоставленных в аренду этому гражданину.
Аренда публичных земельных участков
Договоры аренды государственных и муниципальных земель теперь могут быть пролонгированы:
– До 1 марта 2023 года арендатор публичного участка может потребовать от арендодателя заключить дополнительное соглашение для увеличения срока действия договора аренды максимум на 3 года.
Основания заключения договора и задолженность по арендной плате не имеют значения.
Важно, чтобы на дату обращения не истек срок действия договора; чтобы арендодатель не заявил в суд требования о расторжении договора и чтобы отсутствовали нарушения законодательства при использовании земли.
– Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут установить льготную арендную плату по договорам аренды государственных и муниципальных земель на срок не более года и размером не менее 1 рубля.
Санкции к застройщикам
- До 1 января 2023 года предусмотрен мораторий в отношении финансовых санкций к застройщикам:
- – С 29 марта до 31 декабря 2023 включительно не начисляются неустойки (пени) за нарушение сроков передачи объекта долевого строительства.
- – В отношении соответствующих требований, предъявленных к застройщику до 29 марта 2023, предоставляется отсрочка до 31 декабря 2023 включительно.
- На сегодняшний день уже имеется судебная практика, когда участнику долевого строительства отказывают во взыскании всей заявленной суммы неустойки, снижают ее в значительной степени.
Проверки бизнеса
- До конца 2023 года будет действовать мораторий на проведение проверок бизнеса.
- – Плановые проверки будут сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля;
- – Определены исключительные основания проведения в 2023 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок.
В числе исключений непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- – Большое внимание будет уделяться дистанционному, «бесконтактному» мониторингу, в рамках которого будет изучаться информация в проектных декларациях, ежеквартальной отчетности, а также фотографии строящихся объектов, на основании чего будет формироваться прогноз угрозы срыва сроков ввода в эксплуатацию дома.
- Безусловно, послабления, предоставленные бизнесу, должны упростить некоторые процедуры; помочь скорректировать планы, не попадая при этом под действие санкций, однако они не должны повлечь злоупотребления со стороны разумных и осмотрительных участников гражданского оборота, поскольку суды в текущих реалиях четко просматривают цели и мотивы сторон и при наличии признаков недобросовестного поведения могут отказать в защите прав.
Третий пакет мер поддержки: закупки «под ключ», сокращение сроков оплаты по контракту, особенности казначейского сопровождения и другие изменения в законодательстве о закупках
В рамках реализации третьего пакета мер поддержки экономики и строительной отрасли, в частности в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 99018-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает установление в Законе № 223-ФЗ срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, который должен составлять по общему правилу не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в целях исключения случаев необоснованного затягивания заказчиками оплаты поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.
Законопроектом также вносятся изменения в Закон № 223-ФЗ, предусматривающие: установление особенностей заключения и исполнения договоров, предметом которых является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и (или) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства. В частности, закрепляется возможность осуществления закупок в сфере строительства «под ключ», что позволит заказчикам: определить поставщика (подрядчика, исполнителя), который отвечает перед заказчиком за исполнение всего комплекса необходимых «работ и оснащение объекта капитального строительства. упростить осуществление таких закупок, поскольку в этом случае заказчик проведет одну закупку вместо нескольких, что в свою очередь обеспечит ускорение общего срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.
- Законопроектом также вносятся изменения в Закон № 44-ФЗ, предусматривающие:
- · сокращение максимального срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта с 30 июня 2023 г. до семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
- · наделение Правительства Российской Федерации полномочиями на установление случаев, при которых к участникам закупок заказчиками будет применяться обязательное требование об отсутствии соответствующей информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- · уточнение оснований для рассмотрения вопроса о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков в случае неисполнения или исполнения ненадлежащим образом ими, предусмотренных заключенными с ними контрактами. В частности, вводится возможность рассмотрения вопроса о включении информации в такой реестр в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии надлежащих оснований;
- · установление возможности до 1 января 2024 года осуществлять закупки, предусматривающие заключение контрактов, предметом которых может быть одновременно выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта;
· продление до 31 декабря 2024 г. ранее установленного до 31 декабря 2023 г.
на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особого порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях осуществления закупок оборудования и техники, работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капитального строительства (включая автомобильные дороги), работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений территорий для обеспечения государственных нужд и муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя.