Оформление придомовой территории в собственность 2023
Но под ним понимается, что это земельный участок, который находится возле частного домостроения, которым хозяин дома может пользоваться, имеет право оформить в собственность, ухаживать и др.
Многие собственники сталкиваются с проблемой содержания такой территории, не знают, сколько метров прилегающей территории к частному дому за забором можно приватизировать, как правильно распоряжаться этой землей и ухаживать за ней.
Общие понятия
Под прилегающей территорией к дому понимается земельный участок, которым владелец жилой недвижимости пользуется и который обслуживается им же.
Такая территория может находиться как в собственности гражданина, на чью фамилию оформлен дом, так и быть арендованной или вообще быть бесхозной. Однако независимо от того, кто владеет этой землей, на ней можно поставить забор.
Важно определить, что такое прилегающая территория к зданию:
- Это земельный надел, который находится во владении и пользовании хозяина жилого дома. Придомовая территория, которая расположена внутри забора, используется владельцем для ведения хозяйства внутри принадлежащего ему участка.
- Если земля находится за забором, то в большинстве случаев ее собственником является местный орган власти. В некоторых ситуациях такая земля может оказаться ничейной, а иногда ею даже могут владеть несколько граждан.
Пользоваться прилегающей территорией к забору в 2023 году могут те граждане, которые смогут доказать, что нуждаются в ней. Например, собственнику необходима эта территория, чтобы осуществлять перевозку груза, въезжать в дом на автомобиле и др.
Просто переставить забор и расширить границы прилегающей территории без нарушения общего права соседей нельзя. Необходимо документально оформить дополнительную территорию в собственность.
Площадь прилегающей территории по закону
В законах нигде не указано, сколько метров должна быть прилегающая к зданию территория. Квадратура земельного надела, примыкающего к дому, зависит от территории частного дома и приватизированного или арендованного земельного участка, принадлежащего собственнику.
Также размер прилегающего участка зависит и от других факторов, таких как:
- количество зарегистрированных в частном доме лиц;
- требования соседей к свободному доступу до транспортных и инженерных линий;
- наличие построек вблизи прилегающей территории;
- наличие озеленения и др.
Чтобы определить, как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории, необходимо пройти ряд этапов:
- Составить план границы участка. Обозначить на нем придомовую местность, находящуюся в собственности муниципалитета.
- Удостовериться в том, что присвоение прилегающей территории не нарушает прав соседей.
- Подать заявление в муниципалитет об оформлении права собственности на прилегающую территорию.
- Если участок не принадлежит муниципалитету, тогда собственник дома должен подать заявление в муниципалитет о возможной приватизации территории. К заявлению представить доказательства того, что территория является бесхозной.
- В течение 3 недель заявителю должен быть предоставлен ответ. При положительном решении уполномоченный орган инициирует проведение кадастровых работ по вопросу расширения территории.
- Заявитель должен обратиться к кадастровому инженеру, чтобы тот подготовит проект соглашения о присоединении земельного участка.
- После подписания договора собственнику нужно обратиться в Росреестр и зарегистрировать право собственности на расширенное землевладение.
Аренда прилегающей к дому территории
Прилегающую территорию к частному дому в 2023 году можно не только оформить в качестве собственности, но и взять ее в аренду у государства.
Для этого нужно:
- Подать заявление о предоставлении участка в аренду, отправившись в местный муниципалитет.
- Получив одобрительное решение, заключить договор с местными органами власти на аренду земли. Пользование участком подразумевает ежемесячную выплату арендатором определенной суммы в государственную казну.
Не всегда в муниципалитете дают добро на взятие участка в аренду. В некоторых ситуациях заявителю могут отказать:
- если на прилегающей земле проходят важные коммуникации;
- если при передаче в аренду территории будет значительно уменьшена ширина уличного пространства;
- если земля имеет историческое и/или культурное значение для города/поселения;
- если на участок претендуют другие граждане.
Прилегающая территория к МКД
Границы придомовой территории определяются законодательством, а также нормативными актами. В государственном кадастровом учете указаны пределы земельной территории многоквартирного дома. Туда могут входить разные объекты, детские площадки, дороги, участки озеленения, гаражи, автостоянки и др.
Многие жильцы не знают, какие конкретно границы придомового участка установлены законом. При выяснении размеров прилегающей территории к многоквартирному дому, нужно исходить из размера участка по проекту, выделенного в границах для строительства.
Чтобы выяснить размер территории, следует обратиться к государственному кадастровому инженеру, который сможет выдать специальную выписку. Специалист должен представить гражданам документы на землю и на ее владельца.
Возможно 2 варианта:
- Прилегающая к частному дому территория принадлежит муниципалитету, но собственники квартир в МКД могут ею пользоваться.
- Некоторые собственники могут выкупить часть земельного участка, который считается прилегающей территорией.
Ответы на вопросы по теме
Какое расстояние от забора является прилегающей территорией?
При составлении плана земельного участка учитывается площадь, находящаяся в собственности гражданина. Прилегающей территорией считается расстояние в 1,5 м от внешней части забора. Именно это расстояние и считается придомовой территорией.
Чья обязанность делать уборку прилегающей территории?
Если территория является собственностью муниципалитета, то осуществлять уборку территории должен он. Если же прилегающий участок собственник оформил в свою собственность или взял его в аренду у местных органов власти, тогда осуществлять уборку этой территории должен он.
Благоустройство участка, прилегающего к дому, подразумевает выполнения ряда мероприятий:
- уборка мусора, его вывоз – бытовые отходы должны помещаться в металлические мусоросборники максимальным объемом в 100 л. Летом и весной нужно окрашивать мусоросборники;
- уход за зелеными насаждениями, высадка кустарников, деревьев, цветов. Сжигать мусор любого вида на прилегающей территории запрещено. Не рекомендуется высаживать на примыкающем к дому участке тополь, шелковицу и другие деревья, которые могут засорить участок;
- установка лавочек, скамеек, беседок, арок и т. п.;
- удобрение земли, завоз новой земли;
- создание фонтана, водоема и др.
Могу ли я сделать невысокий забор в четырех метрах от калитки?
Если территория, на которой вы хотите поставить ограждение, не входит в границы вашего участка, тогда запрещено будет делать забор, поскольку это уже будет самозахват.
За самовольное использование земельного участка, принадлежащего муниципалитету или являющегося бесхозным, предусмотрена ответственность (согласно ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ) в виде штрафа в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не меньше 5 тыс. руб.
Территория, примыкающая к частному дому, может быть как собственностью муниципалитета, так и собственника дома либо же и вовсе быть ничейной.
Если хозяин дома хочет оформить бесхозный участок на себя, тогда ему нужно обратиться в муниципалитет. То же действие нужно произвести, если он хочет выкупить участок у государства либо взять его в аренду. Следует помнить, что обязательным условием для использования прилегающей территории является уход за ней.
Место у подъезда: ваша придомовая территория может вам не принадлежать
Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.
Если границы прилегающего к многоквартирному дому участка не определены и он не поставлен на кадастровый учет, то его собственником является государство, а не жильцы.
Тогда кто должен его содержать и платить за это? Как участком могут распорядиться? Как жильцам узнать, в чьем ведении он находится, и стать его собственниками?
Многим может показаться интуитивно понятным, какая именно территория прилегает к конкретному дому.
Такому впечатлению зачастую способствуют особенности планировки городской застройки: если некоторые дома вынуждены «делить» между собой общее пространство или вообще не имеют явно выраженной «своей» территории, то участки земли, примыкающие к более обособленным домам, напротив, выглядят как выделенные исключительно для них.
Расположенные на таком вроде бы несомненно относящемся именно к этому дому участке земли объекты (зоны прогулок и отдыха, детские и спортивные площадки и т.п.) воспринимаются как «принадлежащие» жителям дома. Но такое мнение далеко не всегда оказывается верным.
Закон действительно устанавливает1, что собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом.
Но это правило не начинает действовать полноценно до соблюдения одного условия: участок под домом (и прилегающий к нему) должен быть сформирован, т.е.
органы власти должны определить его точные границы (провести межевание), после чего поставить отграниченный объект на кадастровый учет.
Это условие сейчас не соблюдено в отношении земельных участков, прилегающих к большому количеству многоквартирных домов (а если говорить о Москве – то и к большинству домов): участки под ними не сформированы. Это означает, что по закону собственником таких участков является государственное или муниципальное образование. Тогда термин «придомовая территория» имеет крайне неопределенное или условное значение.
Собственники помещений многоквартирного дома вправе инициировать процесс формирования земельного участка, на котором расположен их дом. Для этого им нужно принять на общем собрании решение о направлении в органы власти заявления о его формировании. Но итоговый размер и конфигурацию предоставленного участка спрогнозировать довольно сложно.
Он точно будет включать «подошву» и отмостку дома. А вот прочая территория, сколь бы очевидно она ни воспринималась как придомовая, может, вопреки ожиданиям, не войти в сформированную площадь.
Такое возможно по многим причинам, связанным с градостроительным и земельным зонированием территории данного города (поселения), имеющимися проектами застройки и т.п.
Пока земельный участок не сформирован, жильцы формально не являются его собственниками, но и не остаются вовсе бесправными.
Государственные и муниципальные образования, считаясь собственниками таких участков, существенно ограничены в возможностях их использования и распоряжения ими.
Они обязаны учитывать те права собственников помещений дома на примыкающую территорию, которые хоть и отсутствуют сейчас, но должны возникнуть в будущем2.
Так, орган власти не вправе передать, например для строительства или иных целей, часть того участка, который в дальнейшем должен быть сформирован и стать общим имуществом собственников помещений дома.
Если он нарушит этот запрет, собственники смогут оспорить его решение в суде.
Для этого им потребуется доказать, что если бы участок уже был сформирован по должным правилам, то он включал бы в себя и часть, незаконно отданную другому лицу (но следует отметить, что такая задача может оказаться крайне сложной).
Кроме того, в некоторых регионах России собственники помещений дома вправе оградить прилегающую к нему территорию от въезда «посторонних» автомобилей (но не прохода пешеходов!) вне зависимости от того, сформирован земельный участок или нет.
Например, таким правом обладают собственники помещений в Москве ‒ оно может быть реализовано в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в г. Москве» (в контексте этого акта «придомовую территорию» следует понимать крайне условно). Для установки ограждения (шлагбаума, ворот и т.п.
) собственникам помещений необходимо принять соответствующее решение на общем собрании и получить одобрение совета депутатов муниципального образования.
По общему правилу, содержать свое имущество и уплачивать налоги за него обязан собственник.
Существенных исключений из этого правила нет: если участок, прилегающий к многоквартирному дому, не сформирован и считается принадлежащим государственному или муниципальному образованию – его содержат за счет бюджетных средств; если же он считается общим имуществом собственников помещений дома – источником средств на его содержание являются их платежи. То есть пока органы власти бездействуют и не формируют прилегающий к дому земельный участок, собственники помещений экономят на тратах, связанных с его содержанием, например на уборке, ремонте дорог, элементов благоустройства и проч.
Вместе с тем большинство домов сейчас находится в управлении «традиционных» управляющих компаний – по существу, государственных или муниципальных. Независимо от того, кто считается собственником придомового участка, – как правило, его содержит та же управляющая компания.
Отличаются только правовые и экономические основания, по которым УК тратит средства на содержание участка: если земля государственная, компания получает за это плату из государственного или муниципального бюджета; если земля передана собственникам, на эти нужды должны использоваться деньги, уплаченные владельцами помещений в качестве жилищно-коммунальных платежей. Однако в силу некоторых причин, связанных с социальной политикой государства, размер платы, вносимой жителями за жилищные услуги, зачастую не зависит от формы собственности на прилегающую к дому землю: обладатели «своей» доли у дома платят столько же, сколько и жители, ожидающие ее выделения.
Как жильцам выбрать способ управления домом?В домах, где все помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, стало обязательным проведение открытого конкурса для выбора управляющей организации. Но если в доме большая часть помещений находится в частной собственности, жильцы могут сами выбрать способ управления. Как понять, какой из них окажется подходящим и повлияет ли он на размер платы за жилищно-коммунальные услуги?
При существующем разнообразии оснований, по которым разные организации могут оказаться обязанными содержать прилегающую к дому территорию, одним из немногочисленных способов выявить ответственное за нее лицо может оказаться обращение к местному органу власти. Он должен быть осведомлен: если в его ведении находится участок – кому он поручил его содержание; если нет – какая организация управляет домом и обязана содержать землю, ставшую общим имуществом собственников помещений.
Кардинально иной может быть ситуация у владельцев квартир в домах, которыми управляют частные компании, товарищества собственников жилья или жилищные кооперативы.
Эти управляющие организации вынуждены планировать свои сметы ‒ а значит, и размер взносов с каждого метра помещения в доме – таким образом, чтобы обеспечить содержание не только здания, но и участка около него. Владельцы квартир в таких домах могут прочувствовать ощутимость трат на содержание собственной придомовой территории.
Впрочем, в подобном случае больший размер платежей должен компенсироваться возможностью более действенного контроля за содержанием территории и эффективными механизмами воздействия на свою управляющую организацию.
(Можно ли не оплачивать ЖКУ, если управляющая компания не занимается содержанием дома, обязательно ли уплачивать взносы на капремонт и как оспорить решение общего собрания – читайте в статье «О чем спорят управляющие компании и жильцы?».
Как жильцам отстаивать свои права в споре с УК об отключении воды, отопления или электричества, уборке придомовой территории, оплате коммунальных услуг и о решении общего собрания собственников – читайте в статье «Управляющая компания vs жильцы».)
1 Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
2 Пункты 66–68 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 г.
Сотрудники правоохранительных органов нередко считают преступными действия, которые чиновникам казались законными. Как госслужащему или управленцу государственной компании неожиданно не стать подозреваемым в злоупотреблении должностными полномочиями? Не позаботился о сохранности имущества компании или продал его за бесценок, назначил себе премию без разрешения участников или совершил убыточную сделку с их согласия… Эти и другие ошибки порой обходятся директору ой как дорого – в миллионы рублей
Приватизация придомовой территории в МКД
К придомовой территории в многоквартирном доме относится не только земля, на которой расположено здание, но и участок, прилегающий к строению.
Изначально данная территория принадлежит муниципалитету, однако, может быть передана владельцам помещений, расположенных в МКД.
Владельцы квартир многоквартирного дома, в свою очередь, с правом собственности придомового участка приобретают не только правомочия, но и определенные обязанности.
Можно ли приватизировать придомовую территорию в многоквартирном доме?
Согласно ст.36 ЖК РФ, каждый из владельцев помещений, расположенных в МКД, вправе пользоваться не только квадратными метрами, находящимися в собственности, но и общими помещениями, а также придомовой территорией. Кроме того, лица, купившие недвижимость в многоквартирном доме, могут являться совладельцами участка, прилегающего к строению. В данном случае речь идет о:
- земле, на которой возведено здание;
- элементах озеленения и благоустройства участка;
- детских и спортивных площадках;
- парковочных местах;
- проездах, отведенных для специализированного транспорта;
- котельных и подстанциях, обеспечивающих жилой дом ресурсами;
- других объектах инфраструктуры, прилегающих к МКД.
Данный вид приватизации не предусматривает возможность раздела земли на несколько частей, каждая из которых будет принадлежать одному собственнику. Кроме того, территорию, прилегающую к МКД нельзя обособить ограждениями, которые впоследствии будут препятствовать проходу жителям соседних домов.
Таким образом, оформленная в собственность земля не может быть поделена на обособленные участки, принадлежащие конкретному владельцу. После приватизации территорией продолжает распоряжаться совет собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме, а доля каждого из них остается условной (не выраженной в конкретном участке).
Правовая основа
Процедура приватизации придомовой территории строго регламентируется такими законодательными актами, как:
Кроме того, при оформлении земельного участка, прилегающего к МКД, как муниципалитет, так и собственники должны следовать следующим нормативно-правовым документам:
Кому разрешено приватизировать придомовую территорию в МКД?
На приватизацию земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому, вправе рассчитывать:
- застройщики, возводящие многоквартирный дом и прилегающие к нему строения;
- владельцы коммерческих или жилых помещений, расположенных в МКД;
- лицо, уполномоченное собственниками дома;
- управляющая компания;
- индивидуальные предприниматели и юридические лица;
- группа собственников, действующая лично или через законного представителя.
Каждый из владельцев помещений, расположенных в многоквартирном доме, может приватизировать часть придомовой территории самостоятельно, мнение остальных собственников, при этом, не учитывается.
В данном случае речь идет об оформлении участка, размер которого пропорционален доле собственности от общей площади МКД.
Приватизация же земли, прилегающей к МКД, в полном размере возможна лишь по решению общего собрания.
Перечень необходимых документов
- заявление о формировании земельного участка;
- схема разделения общего имущества на доли собственников;
- документы, подтверждающие факт проведения собрания жильцов, содержащие в себе список присутствующих;
- доверенности от собственников, не присутствующих на собрании по определенным причинам;
- протокол собрания;
- заявление о приватизации территории;
- межевой план;
- квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины;
- план МКД;
- документы, подтверждающие личности собственников, а также их право на владение имуществом;
- технический паспорт объекта.
Подать вышеперечисленные документы уполномоченное лицо может как в отдел Росреестра по месту нахождения объекта, так и в ближайший Многофункциональный центр.
Заявление на приватизацию
Заявление на приватизацию придомовой территории многоквартирного дома – документ, наличие ошибок в котором приводит к отказу в оформлении земли в собственность и возврату всего пакета бумаг. Именно поэтому составлять его необходимо с особой внимательностью и в строго установленной форме. Документ должен обязательно содержать:
- Наименование органа-получателя.
- ФИО, место проживания или пребывания заявителя.
- Суть заявления. В тексте его необходимо указать данные одного или нескольких собственников МКД, адрес, по которому расположено строение, а также кадастровый номер объекта недвижимости. Далее по тексту излагается сама просьба предоставить в собственность земельный участок, на котором возведено здание, а также прилегающую к нему территорию.
- Перечень бумаг, прилагаемых к заявлению.
- Дату составления и подпись заявителя.
Скачать образец заявления на приватизацию придомовой территории можно здесь.
Заполненный бланк заявления на приватизацию придомовой территории многоквартирного дома вместе с прилагаемым пакетом документов передается в компетентный орган для дальнейшего рассмотрения. В случае, когда от лица собственников помещений, расположенных в МКД выступает доверенное лицо, к заявлению прилагается решение общего собрания о назначении представителя.
Пошаговая инструкция приватизации
Оформление в собственность территории, прилегающей к МКД, производится по следующему алгоритму:
- Проведение общего собрания собственников многоквартирного дома, к которому прилегает земельный участок. Мероприятие считается действительным только при условии, что в нем участвовало более 50% собственников всех помещений, расположенных в МКД, а сама приватизация возможна при поддержке более половины присутствующих.
- По результатам проведенного собрания оформляется протокол, отражающий повестку и окончательное решение, а также утверждается лицо, которое будет действовать от имени всех владельцев.
- Далее происходит подача заявления установленного образца в комитет земельных ресурсов.
- Проведение процедуры межевания земельного участка, прилегающего к МКД, компетентной организацией.
- Получение паспорта объекта и постановка прилегающей к многоквартирному дому территории на кадастровый учет.
- Регистрация права собственности в Росреестре.
- Получение Свидетельства, подтверждающего право собственности на прилегающий земельный участок.
Для успешного проведения приватизации придомовой территории многоквартирного дома необходимо тщательно проверять правильность заполнения документов на всех этапах процедуры, поскольку наличие ошибок и неточностей значительно затянет оформление.
Процесс межевания
Межевание придомовой территории в МКД перед приватизацией – обязательная процедура, позволяющая установить четкие границы участка, расположенного возле одного или нескольких строений. Как правило, инициаторами мероприятия выступают местные власти, однако, при отсутствии финансирования, данная обязанность возлагается на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.
https://www.youtube.com/watch?v=r1cEJus8qUQ\u0026pp=ygVh0J7RhNC-0YDQvNC70LXQvdC40LUg0L_RgNC40LTQvtC80L7QstC-0Lkg0YLQtdGA0YDQuNGC0L7RgNC40Lgg0LIg0YHQvtCx0YHRgtCy0LXQvdC90L7RgdGC0YwgMjAyMw%3D%3D
Процедура межевания состоит из нескольких этапов:
Приватизация придомовой территории в многоквартирном доме: закон
Все чаще российские собственники квартир и помещений в МКД озадачиваются статусом общего имущества – лестничных клеток, общих балконов, чердачных и подвальных помещений.
Острым вопросом становится и приватизация придомовой территории в многоквартирном доме для организации возможности распоряжаться пространством в соответствии с нуждами дома.
Что собой представляет эта процедура, какие имеет нюансы и особенности – рассмотрим ниже.
Понятие придомовой территории
Придомовой или прилегающей считается территория, непосредственно примыкающая к границам многоквартирного дома и использующаяся для обеспечения его нормальной эксплуатации.
Законы, по которым можно определить состав придомовой территории многоквартирного дома, следующие:
- Жилищный кодекс (29.12.2004 N 188-ФЗ) – п. 4 ч. 1 ст. 36;
- Правила содержания общего имущества многоквартирного дома (утв. Постановлением Правительства № 491 от 13.08.2006) – пп. е), ж) п. 2 раздела I.
Правилами установлено, что придомовая территория МКД включает:
- земельный участок, на котором расположен данный дом;
- элементы озеленения и благоустройства, относящиеся к многоквартирному дому;
- коллективные автостоянки и гаражи;
- детские и спортивные площадки.
Внимание! Какие именно площадки относятся к дому, нужно смотреть по границам, указанным в ЕГРН. Для этого нужно заказать выписку на многоквартирный дом, в графической части которой будут схематично указаны ориентиры и конфигурация участка. Дополнительная информация хранится в технической документации ТСЖ или УК, обслуживающей дом.
Несмотря на то, что по закону придомовая территория автоматически должна принадлежать собственникам, на практике получается, что из-за особенностей ведения кадастрового учета в период принятия ключевых кодексов (Земельного, Жилищного, Гражданского) большая часть территорий осталась неразграниченной. В настоящее время такая земля остается на балансе города / поселка, а для перевода ее в собственность МКД необходима специальная процедура – приватизация.
Зачем нужна приватизация
По общему правилу, до оформления придомовой территории в собственность жильцов ей владеет и распоряжается муниципалитет. После приватизации формальными собственниками становятся владельцы помещений в многоквартирном доме. Это позволяет им:
- решать, как именно использовать внутридворовую территорию – например, для размещения детского комплекса, оборудования парковки или зеленой зоны отдыха для всех жильцов, установки гаражей;
- производить оперативный ремонт оборудования, не дожидаясь решения властей;
- эффективно влиять на УК или ТСЖ, у которых больше не будет возможности сослаться на бездействие администрации;
- сдавать участок в аренду владельцам магазинов, ремонтных лавок и т.п.
Перераспределяется и финансовое бремя. Поскольку бремя содержания имущества всегда лежит на собственнике, то с момента приватизации заботы о финансировании лягут на жильцов.
Стоит ли оформлять – плюсы и минусы
Однозначно сказать, стоит оформить землю при МКД в собственность или нет – нельзя, поскольку универсального решения здесь не может быть. У этой возможности есть как преимущества, так и недостатки, и окончательный вариант зависит от индивидуальной ситуации.
Преимущества | Недостатки |
+ возможность полностью распоряжаться земельным участком в соответствии с нуждами дома;
|
– процедура достаточно трудоемкая;
|
Внимание! Помните, что приватизация придомовой территории не означает, что землю можно будет поделить на всех и каждому раздать по небольшому участку. Территория останется общей и распоряжаться ей можно будет по общему согласию.
Основная рекомендация: принимая решение о приватизации придомовой земли, обращайте внимание на количество квартир и настрой собственников. Измерить активность можно по числу присутствующих на ежегодных общих собраниях, на которых УК (ТСЖ) представляет годовой отчет.
Инициатива будет успешной в небольших домах с заинтересованными жильцами, а в крупных комплексах с неактивными собственниками – скорее всего, провалится.
Кто имеет право приватизировать
Требовать оформления прав на весь земельный участок, прилегающий к уже заселенному дому, могут:
- собственники помещений МКД – квартир, комнат, некоммерческих помещений;
- инициативная группа собственников, заручившаяся позицией общего собрания;
- один представитель дома (например, Председатель Совета), избранный собственниками;
- УК, ТСЖ.
Если дом только строится, начать приватизацию вправе застройщик. Главное условие – чтобы титульный собственник дома (собрание жильцов или застройщик) изъявил желание на приватизацию.
Внимание! У отдельных собственников есть возможность приватизации только части придомовой территории пропорционально доле в праве на имущество многоквартирного дома. Нужно понимать, что фактический размер такого участка будет совсем небольшим. Процедура приватизации в данном случае окажется невыгодной.
Порядок действий
Процедура, как приватизировать придомовую территорию многоквартирного дома, осуществляется в несколько последовательных этапов. Проще всего сначала создать инициативную группу и наметить порядок действий с ориентировочными сроками и стоимостью оформления.
В каждом регионе существуют свои нюансы приватизации муниципальных земель. Перед проведением собрания и последующими этапами рекомендуем проконсультироваться со специалистом по управлению муниципальной собственностью вашего населенного пункта. Чиновник расскажет о местных нюансах приватизации и распечатает разработанные администрацией бланки заявлений.
Шаг 1. Проводим общее собрание собственников
Общее собрание собственников по вопросу приватизации придомовой территории проводится по правилам любого другого общего собрания – например, годового:
- инициативная группа формирует сообщение, которое размещается в общедоступном месте или рассылается каждому лично – в зависимости от того, как это предусмотрено в данном многоквартирном доме;
Придомовой участок МКД — что это и как оформить
Размеры придомового участка определяются при строительстве жилого дома на основе нормативных требований Градостроительного кодекса РФ, окружающей застройки, количества квартир и этажей, наличия предусмотренных проектом встроенных помещений общественного назначения, подъездных путей и т.п. Размеры придомовой территории определяют по специальным формулам.
Границы и площадь придомового земельного участка фиксируются в градостроительных планах города, техническом паспорте дома. Перед вводом дома в эксплуатацию все помещения дома и земельный участок проходят инвентаризацию, при этом составляется технический паспорт, а помещения дома и земельный участок ставятся на кадастровый учет.
В реальной практике в силу несовершенного учета объектов недвижимости или недобросовестности исполнителей в субъектах и муниципальных образованиях возникает ситуация, когда план отведенного при строительстве придомового земельного участка оказывается утерян или уничтожен, когда администрация муниципального образования, например, в силу только ей известной “целесообразности”, решила “оптимизировать” земельные участки вокруг многоквартирных домов, обрезав их по край наружной отмостки.
В таких домах права собственников оказываются нарушенными, они утрачивают возможность, предоставленную жилищным законодательством, по распоряжению своим первоначальным участком, ставится под угрозу качество проживания, возникает вероятность, что вблизи дома или даже вместо детской площадки появится торговый киоск, либо под лукавым предлогом развития предпринимательства будет выстроена коммерческая автомобильная стоянка. Соседние многоквартирные дома одного двора, где было создано общее ТСЖ (или могло бы быть создано), оказываются разделенными узкой полоской муниципальных земель, проходящих прямо через детские городки, спортивные площадки, места отдыха. Товарищества собственников жилья в таких домах, как бы хорошо они ни работали, государственная жилищная инспекция закроет при первой же проверке, поскольку дома утратили смежные границы, а это основное требование ст. 136 ЖК РФ при создании многодомных ТСЖ). В ситуации, когда хороших управленцев мало, особенно в малых городах России, такая практика бьет по самому чувствительному – вредит росту активности граждан, становлению ответственного собственника. У жителей исчезает интерес и практическая возможность создания специального счета капремонта. Словом, такая практика муниципального управления наносит ущерб сохранению жилого фонда в надлежащем состоянии и незаконна.
Помимо нарушения нормативных положений Градостроительного кодекса РФ, определяющего размеры земельного участка, для таких домов исчезают и смежные границы земельных участков с соседними домами, что формально приводит к нарушению требований ст. 136 ЖК РФ, установленных для многодомных ТСЖ (ТСН).
Если такое произошло, собственникам необходимо принять все меры для восстановления своих прав на землю.
- Если по строительным нормам на придомовой территории многоквартирного дома можно оборудовать платную парковку, с автомобилистов можно получать неплохой доход.
- Можно дать разрешение на установку киоска на территории двора и распоряжаться всем вместе арендной платой его владельца.
- Собственники придомовой территории имеют право требовать арендную плату с хозяев парикмахерских, супермаркетов и других заведений, которые располагаются на первых этажах с соответствующими подъездными путями и пристройками, построенными на общем земельном участке.
Чтобы в полной мере распоряжаться своим земельным участком, собственники дома должны обратиться в Росреестр для включения в состав общего имущества земельного участка придомовой территории. На языке юристов такая регистрация является не правоустанавливающей, а правоподтверждающей.
Это означает, что все права и обязанности владельца по отношению к своей дворовой территории жильцы дома уже приобрели при покупке или приватизации квартиры. При этом жители должны получить в администрации план земельного участка, выделенного при строительстве дома.
Часто администрации городов противятся выдаче планов или по какой-то причине их не имеют.
В таких случаях придется восстанавливать план участка в судебном порядке, руководствуясь свидетельскими показаниями, фактом размещения на придомовой территории элементов инженерной инфраструктуры, малых форм благоустройства территории дома.
Суды, как правило, признают земельный участок общей долевой собственностью на основании надлежаще подготовленных документов. Затем с решением суда и необходимыми документами следует обратиться в территориальное управление Росреестра за государственной регистрацией права общей долевой собственности на придомовую территорию.
Регистрация земельного участка в общую долевую собственность требует некоторых усилий, но в итоге жители будут уверены, что распоряжаться землей возле своего дома будут только они.
От решения – оформлять или не оформлять землю зависит, что вы будете лицезреть из окон своего жилища: благоустроенный зеленый двор с детской площадкой или несанкционированные свалки и автомобильные стоянки.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежат помещения вспомогательного и технического характера, инженерное оборудование и придомовой земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения, благоустройства, объектами инженерной инфраструктуры.
К федеральным нормативным правовым актам, в которых тем или иным способом прописаны права собственников помещений в многоквартирном доме на объекты общего имущества, в том числе прилегающую к нему территорию, относятся:
- Жилищный кодекс РФ (ст. 36, 37);