Оформление путевых листов для водителей 2023
Путевой лист — это документ для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. Он нужен, чтобы списывать топливо в состав расходов.
Путевой лист оформляет собственник или владелец транспортного средства, если транспорт передается во временное пользование или сдается в аренду — арендодатель. На каждое ТС нужно заполнять отдельный документ.
На этой странице — образец заполнения путевого листа, а также все актуальные требования.
Форма путевого листа в 2023 году
Обязательного бланка путевого листа нет. Есть форма, которую можно самостоятельно доработать: добавить или убрать ненужные поля.
Скачайте бланк бесплатно!
Зарегистрируйтесь в онлайн-сервисе печати документов МойСклад, где вы совершенно бесплатно сможете:
- Скачать бланк и образец путевого листа
- Заполнять и печатать документы онлайн — это очень удобно
Составлять путевые листы должны индивидуальные предприниматели и организации всех форм собственности, которые используют транспорт в своей деятельности.
Бланк путевого листа надо закрепить в учетной политике.
Проверьте, что форма, которую вы используете, соответствует всем требованиям. О них — далее.
Путевые листы: что учитывать
Правила оформления путевых листов утверждает Минтранс. Они действуют для юрлиц и ИП, которые используют легковые машины, грузовики, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Обратите внимание на изменения в правилах с 1 марта 2023:
- Перевозчиков освободили от обязанности вести журнал регистрации путевых листов.
- Путевые листы можно либо оформлять в бумажном виде, либо формировать электронные согласно ФЗ от 06.03.2022 № 39.
- Обновили состав обязательных реквизитов путевого листа, о них — далее.
Обязательные реквизиты путевого листа
Минтранс перечислил обязательные реквизиты путевого листа в Приказе от 28.09.2022 г. № 390. Они действуют с 1 марта 2023 до 1 марта 2029 года.
Чтобы получить допуск к эксплуатации транспортного средства, а потом списать топливо в расходы, надо указывать следующую информацию.
Срок действия документа
Период, в течение которого водитель может ездить по этому путевому листу.
Информация о лице, оформившем документ
Юрлицо указывает полное наименование — название и организационно-правовую форму, адрес в пределах местонахождения, номер телефона и ОГРН.
ИП — ФИО, адрес регистрации по месту жительства, номер телефона и ОГРНИП.
Информация о ТС
Во-первых, сведения о транспортном средстве включают тип — легковое или грузовое, марку, модель и госномер.
Во-вторых, техническое состояние. Ответственный за техконтроль сотрудник:
- заполняет дату и время проведения контроля технического состояния транспортного средства;
- заполняет дату и время выпуска автомобиля на линию;
- проставляет отметку «выпуск на линию разрешен» или «выпуск на линию не разрешен».
Здесь же вписываются показания одометра:
- при выезде с парковки и возвращении на нее после смены;
- при приеме-сдачи транспортного средства следующему водителю в конце рабочего дня;
- при приеме-сдаче транспортного средства следующему водителю в конце смены, если на одно ТС формируется несколько путевок.
Если один автомобиль используют несколько водителей, показания одометра в момент передачи заполняет и заверяет подписью водитель, принимающий ТС. Для электронного путевого листа это делает сотрудник организации, у которого есть усиленная электронная подпись.
Информация о водителе / водителях ТС
ФИО и сведения о предсменном / предрейсовом и послесменном / послерейсовом медосмотре.
Данные о медосмотре — дату и время проведения — заполняет медработник и заверяет своей подписью. Если это электронный документ — использует УКЭП или УНЭП, сформированную на Госуслугах.
Также медработник ставит пометку:
- по результатам предсменного, предрейсового медосмотра — «прошел предсменный медосмотр, к выполнению трудовых обязанностей допущен»;
- по результатам послесменного, послерейсового медосмотра — «прошел послерейсовый медосмотр».
Вид перевозки
Варианты: коммерческая, для собственных нужд, передвижение о работа спецтранспорта.
Примеры коммерческих перевозок:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- перевозка пассажиров и багажа легковыми такси;
- перевозка грузов по договору перевозки или фрахтования;
- организованные автобусные перевозки детских групп.
Вид сообщения
Варианты:
- городское; — в пределах населенного пункта
- пригородное — между населенными пунктами с расстоянием между ними до 50 км;
- междугороднее — между населенными пунктами с расстоянием между ними более 50 км.
Образец заполнения путевого листа для легкового автомобиля
Так как обязательной формы бланка нет, за основу можно использовать форму № 3, главное — указать все обязательные реквизиты.
Образец заполнения путевого листа для грузового автомобиля
Форму бланка путевого листа грузового автомобиля выбирают в зависимости от того, как работает компания. Унифицированного варианта нет. Можно выбрать:
- Форму N 4-с. Ее используют в компаниях, которые оплачивают труд водителей сдельно.
- Форму N 4-п. Этот документ применяют, чтобы учитывать рабочее время водителя, который получает деньги за отработанный период.
Срок действия путевого листа
Путевой лист нужно оформить или сформировать в электронном виде до выпуска транспортного средства на линию.
Срок действия и время оформления путевого листа зависит от продолжительности и количества рейсов.
Продолжительность рейса | Когда оформлять | Срок действия |
В день делается один или несколько рейсов в течение смены | До старта первого рейса | В течение дня |
Рейс продолжается больше одной смены | До начала рейса | На срок рейса или на число календарных дней, на которые приходится смена |
Если одно ТС используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину.
Путевой лист для ИП нужно составлять перед каждой поездкой. Нельзя оформлять путевой лист на месяц. Образец используется тот же, что и выше.
Штраф за отсутствие путевого листа
Путевой лист подтверждает маршрут следования ТС, его техническую исправность, способность водителя управлять авто.
Документ могут проверить представители Минтранса, ГИБДД, Роструда и Росздравнадзора. Если его нет — штраф за отсутствие путевого листа грозит как водителю, так и организации. Его размер варьируется от 500 до 30 000 рублей.
Кроме того, путевые листы проверяют сотрудники трудовой инспекции и ИФНС, по ним они отслеживают соблюдение работодателем норм трудового законодательства, правильность начисления зарплаты и соблюдение норм списания ГСМ.
На практике получается так: в дороге могут потребовать права, регистрационные документы и документы на право владения, пользования, распоряжения ТС.
Таким образом, у водителя могут спросить полис ОСАГО, путевой лист, разрешительные документы на перевозимый груз. Например, разрешение нужно для перевозки лома или отхода цветных металлов. Если водитель не указан в полисе ОСАГО, лучше выписать ему доверенность.
Подробно о нарушениях и штрафах — в таблице:
Нарушение | Кто проверяет и штрафует | Нормативный документ | Размеры штрафов |
Водитель работает без путевого листа | ГИБДД | Ст. 12.3, 12.31.1 КоАП | Водитель — 500 руб.Директор — 20 тыс. руб.Юрлицо и ИП — 100 тыс. руб. |
Путевой лист не подтверждает расходы на работу ТС | ФНС | НК РФ, ст. 122 | 20% от доначисленного налога |
Нет отметки о медосмотре | ГИБДД или Минтранс | Ст. 12.31.1 КоАП | Водитель — 3 тыс. руб.Директор — 5 тыс. руб.Юрлицо — 30 тыс. руб. |
Роструд | Ст. 5.27 КоАП | Директор — от 15 до 25 тыс. руб.Юрлицо — от 110 до 130 тыс. руб.ИП — 15-25 тыс. руб. | |
Росздравнадзор | Ст. 11.32 КоАП | Водитель — 1 000 — 1 500 руб.Директор — 2-3 тыс. руб.,Юрлицо и ИП — 30-50 тыс. руб. | |
Нет отметки о техническом контроле | ГИБДД или Минтранс | Ст. 12.31.1 КоАП | Водитель — 3 тыс. руб.Директор — 5 тыс. руб.Юрлицо — 30 тыс. руб. |
Часто задаваемые вопросы
Отвечаем на распространенные вопросы.
Нужен ли путевой лист для ИП?
Да. Путевые листы для ИП на своем авто должен выписывать сам предприниматель. Это новое правило Минтранса 2021 года. Если ИП, владеющий автомобилем, одновременно и водитель, он должен оформлять путевой лист на себя.
Можно ли использовать электронный путевой лист?
Да, с 1 марта 2023.
В этом случае сотрудники, которые его заверяют, обязаны использовать электронную подпись — УКЭП или УНЭП.
Сколько составляет срок хранения путевых листов в организации?
Путевые листы и журнал их учета надо хранить пять лет.
Какой бланк путевого листа легкового автомобиля лучше использовать?
Лучше взять путевой лист по форме 3. Сегодня эту форму используют чаще всего и дорабатывают при необходимости. Скачать образец можно выше в этой статье.
Кто имеет право подписывать путевые листы?
Сотрудник, который отвечает за путевые листы, контроллер техсостояния машины, медработник. В небольших компаниях обычно за диспетчера подписывает бухгалтер, а за механика — водитель.
На какой срок выдается путевой лист?
Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одной смены.
- Новая форма транспортной накладной
- Договор поставки товара
Путевые листы
- Главная →
- Журнал →
- Бухучет
С марта 2023 года изменился порядок заполнения путевых листов, а еще для них появилась электронная форма. Разбираемся, какие реквизиты в путевых листах обязательны с 2023 года и как их теперь заполнять.
Содержание
Что такое путевой лист и зачем он нужен
Если в собственности компании есть транспорт или же она занимается перевозками, ей приходится часто оформлять путевые листы. Это нужно для внутреннего учета транспорта, передвижения водителей, контроля за расходом ГСМ (п. 14 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ — Устава автомобильного транспорта).
Еще путевой лист нужен чтобы подтвердить цель поездки для полиции. Кроме того, путевой лист можно использовать как первичный документ, чтобы обосновать расходы в бухгалтерском и налоговом учете:
- на эксплуатацию авто;
- на оплату труда водителей;
- на компенсации сотрудникам, которые используют личный транспорт в работе.
Путевой лист обязателен, если компания (ч. 1 ст. 6 Устава) сама занимается перевозками — перевозит пассажиров и багаж, грузы или предоставляет свой транспорт по договору аренды с экипажем. При аренде без экипажа автомобиль использует арендатор: именно он и составляет путевой лист (ч. 1 ст. 6 Устава).
Путевой лист лучше оформить, если:
- сотрудник периодически использует машину, чтобы перевозить грузы для нужд компании;
- в других целях, для перевозок по заданию компании.
Минтранс объяснил, почему нужно оформлять путевые листы для каждой поездки (Письмо от 17.03.2017 № 03-525ПГ). Если компания перевозит грузы и пассажиров не по договору, а для себя, на нее распространяются все правила и обязанности перевозчиков (п. 3 Постановления Пленума ВС от 26.06.2018 № 26). А по этим правилам надо делать «путевку» для каждой рабочей машины.
Что поменялось в путевых листах с 2023 года
Порядок оформления путевых листов изменили с 1 марта 2023 года (Приказ Минтранса от 28.09.2022 № 390):
- Название, номер путевого листа больше не относятся к обязательным реквизитам. Но если путевой лист используется как первичный документ для подтверждения расходов, нужно указывать его название (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
- Вместо сведений о собственнике автомобиля теперь пишем сведения о компании или предпринимателе, которые выдали «путевку».
- Виды перевозок и сообщения заполняем по новым правилам.
- Медработники и технические специалисты могут подписывать электронную «путевку» своей усиленной КЭП/НЭП.
- Журнал заполнения путевых листов больше необязателен. Компании ведут его по своему усмотрению. Если вы ведете такой журнал, распечатайте, прошнуруйте и пронумеруйте его страницы.
С 11 марта 2023 года появилось еще одно важное изменение — введен электронный формат путевого листа (Приказ ФНС от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@). Пока что применение электронного путевого листа — это право, а не обязанность: организации и ИП могут выбирать между бумажным и электронным документом.
Электронный путевой лист состоит из четырех файлов обмена:
- о рейсе и его особенностях;
- о результатах предсменного, предрейсового медосмотра;
- о показаниях одометра при выезде с парковки или при приеме машины от другого водителя;
- о показаниях одометра при заезде машины на парковку или при сдаче другому водителю.
Электронный лист оформляют через оператора ЭДО, который передает сведения в ГИС ЭПД — госсистему электронных перевозочных документов. Подписывают электронный лист УКЭП или УНЭП.
Если компания использует электронный вариант путевого листа, при приеме груза можно предъявить его или бумажную распечатку. Полиции тоже можно показать электронный путевой лист.
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
Попробовать
Какая форма и реквизиты обязательны для путевых листов
Можно использовать унифицированную форму путевого листа из Постановления Госкомстата от 28.11.1997 № 78 или же разработать бланк самостоятельно с учетом отраслевых особенностей. Форму собственной разработки утвердите в учетной политике.
Но какой бы ни была форма путевого листа, в нем должны быть все обязательные реквизиты из Приказа Минтранса № 390 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
- название и дата документа (эти реквизиты не относятся к числу обязательных, но нужны, если путевой лист используется в бухгалтерских и налоговых целях);
- срок действия путевого листа;
- название компании или ФИО индивидуального предпринимателя;
- тип, марка, модель и регистрационный номер машины;
- ФИО водителя;
- дата и время выезда/возвращения на парковку;
- показания одометра;
- отметки о техническом контроле и медосмотре;
- вид перевозки;
- вид сообщения.
Путевой лист для легкового автомобиля обычно заполняют по типовой форме № 3 из Постановления Госкомстата № 78, включая в нее все обязательные реквизиты.
Для такси заполняют типовую форму № 4. Для грузоперевозок используют типовые формы № 4-С или № 4-П. Если у вас автобус, воспользуйтесь типовой формой № 6.
Путевой лист надо передать водителю до выпуска машины на линию (п. 11 Состава сведений из приказа № 390). На каждый автомобиль оформляют одну «путевку». А если одну машину будут посменно использовать несколько водителей, надо сделать путевой лист для каждого из них.
Как заполнять путевой лист
Вы сами выбираете, как оформить путевой лист — на бумаге или в электронном виде. Главное — включить в него все обязательные реквизиты.
Приведем пошаговую инструкцию по заполнению путевого листа.
Шаг 1. Заполняем срок действия
«Путевку» можно оформить на день, неделю, месяц или другой срок:
- если оформляете на день, укажите дату использования в формате ЧЧ.ММ.ГГГГ;
- если оформляете больше чем на день, укажите даты начала и окончания «путевки».
Шаг 2. Заполняем сведения об оформителе
Юрлица указывают свое полное наименование, адрес, телефон и ОГРН. Индивидуальные предприниматели — ФИО, адрес, телефон, ОГРНИП.
Шаг 3. Заполняем информацию по транспорту
Укажите:
- тип, марку и модель, номер госрегистрации автомобиля;
- марку и модель, номер госрегистрации прицепа — если у машины есть прицеп;
- инвентарный номер — для троллейбусов и трамваев;
- предрейсовый технический контроль — дату, точное время и результат. Предрейсовый контроль не надо заполнять, если используйте легковое авто для собственных нужд и не перевозите в нем пассажиров и грузы (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ);
- выпуск/возвращение транспорта на линию — дату и точное время;
- показания одометра при въезде/выезде/передаче ТС следующему водителю — полные километры пробега. Если нужно сделать несколько «путевок» на одну машину, показания одометра сверяют и пишут на каждом листе при сдаче-приемке авто следующему водителю. Под показателями ставит подпись технический специалист или водитель, который принимает ТС.
А вот маршрут — необязательный реквизит путевого листа. Однако без подробного маршрута сложно доказать рабочий характер поездки. А это может привести к спорам с налоговой.
Причем суды становятся как на сторону налоговиков, так и на сторону плательщиков:
- Решение в пользу ФНС — Постановление АС МО от 21.08.2018 № Ф05-12699/2018.
- Решение в пользу налогоплательщика — Постановление АС ПО от 29.03.2016 № Ф06-6442/2016.
Поэтому если вы используете путевой лист для подтверждения расходов, маршрут заполнять очень желательно.
Шаг 4. Заполняем сведения о водителе
Пишем ФИО водителя, а также дату, точное время и результаты предсменного и послесменного медосмотра.
Если водитель прошел медосмотр — у него нет заболеваний и признаков опьянения — медработник пишет в «путевке»: прошел предсменный медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен. После рейса водители тоже проходят медосмотр, и если он пройден, в «путевке» указывают: прошел послерейсовый медицинский осмотр.
Шаг 5. Заполняем сведения о виде перевозки
Есть несколько вариантов:
- Коммерческая — перевозка пассажиров и багажа регулярными рейсами и по заказу, перевозки на такси, перевозка грузов по договору. К коммерческим относят и организованные перевозки детей на автобусе по договору фрахтования (Постановление Правительства от 23.09.2020 № 1527). Если перевозите детей, укажите «организованная перевозка группы детей» автобусом. Перевозки по заказу или для собственных нужд здесь не подойдут (Письмо Минтранса от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ).
- Для собственных нужд — перевозка пассажиров и багажа, грузоперевозки собственным транспортом. Договоры перевозок, фрахтования по ним не заключают.
- Работа специального транспорта. Это перевозки специальными автомобилями, автобусами необщего пользования.
Шаг 6. Заполняем сведения о виде сообщения
Указываем:
- городское — если запланирована поездка в границах одного населенного пункта;
- пригородное — если поездка между пунктами на расстоянии не больше 50 километров;
- междугородное — если поездка между пунктами на расстоянии больше 50 километров;
- международное — если поездка пройдет за пределами российских границ или в России, но с пересечением границ или транзитом.
Если запланировано несколько видов сообщения, указываем все через запятую.
Шаг 7. Подписываем «путевку»
Путевой лист подписывают:
- водитель;
- врач;
- технический специалист.
Врач и техспециалист ставят отметку о предрейсовом и послерейсовом осмторах водителя и транспорта. Если «путевку» заполняют на бумаге, специалисты расписываются собственноручно. Если же оформляют электронный путевой лист, нужны УКЭП или УНЭП ответственных сотрудников. Когда ведете электронный журнал путевых листов, подписывайте его электронной подписью.
Образец заполнения путевого листа
Ответственность за путевые листы
Если путевой лист необходим по Уставу автомобильного транспорта, то за его отсутствие или ошибки в нем грозит ответственность. Наказание зависит от вида нарушения.
За отсутствие путевых листов
Положена административная ответственность:
- для водителя — предупреждение или штраф в 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ);
- для должностного лица — штраф от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ). За повторное нарушение наказание строже.
За ошибки при составлении путевого листа
За эти нарушения штрафуют разные ведомства:
- Если нет отметок о технических и медицинских осмотрах. ГИБДД или транспортный надзор штрафуют водителей на 3 000 рублей, должностных лиц — на 5 000 рублей, а организацию — на 30 000 рублей (ч. 2, 3 ст. 12.31.1, ст. 23.3, ст. 23.36 КоАП РФ, Письмо Минтранса от 02.02.2021 № Д3-194-ПГ).
- Если нет отметок об обязательном медосмотре в начале смены, Роструд оштрафует должностных лиц или ИП на 15 000 — 25 000 рублей, организацию — на 110 000 — 130 000 рублей (ч. 3 ст. 5.27.1, ст. 23.12 КоАП РФ, п. 21 Постановления Пленума ВС от 23.12.2021 № 45).
- Если нет отметок об обязательном медосмотре, Росздравнадзор оштрафует должностное лицо на 2 000 — 3 000 рублей, организацию или ИП — на 30 000 — 50 000 рублей (ст. 11.32, п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Визуализируйте в одной таблице отчетность и требования контролирующих органов по всем клиентам
Подробнее
Налоговая ответственность за отсутствие путевых листов
Когда путевой лист используют как первичный документ для подтверждения расходов (на ГСМ, зарплату водителей и т.д.), но не все «перевозочные» расходы подтверждены путевыми листами или в них есть ошибки, могут быть штрафы по ст. 120 НК РФ.
Отсутствие первички — грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ). Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей. А если в результате отсутствия первичных документов оказалась заниженной налоговая база, штраф составит 20% от недоимки, но не меньше 40 000 рублей.
Но вы можете оспорить требование инспекции об уплате налога и отправить все подтверждающие документы через Контур Экстерн.
Вниманию перевозчиков! С 1 марта 2023 года применяется путевой лист с обновленным составом сведений — Ространснадзор
Минтранс приказом от 28 сентября 2022 г. № 390 утвердил новый состав сведений путевого листа, а также порядок его оформления. Их следует применять с 1 марта 2023 года до 1 марта 2029 года. Действующий ранее приказ Минтранса России от 11 сентября 2020 г. № 368 утратит силу.
Вместо сведений о собственнике (владельце) транспорта (ТС) надо указывать сведения о лице, оформившем путевой лист. Из документа исключили наименование и номер путевого листа.
- Путевой лист должен содержать следующие сведения о:
- 1) сроке действия путевого листа: дата (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один календарный день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован;
- 2) лице, оформившем путевой лист: для юридического лица — полное наименование, адрес в пределах местонахождения, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица; для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;
- 3) транспортном средстве:
- тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства согласно паспорту транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом) — марку и модель прицепа (полуприцепа);
- государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом) — его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);
- дату (число, месяц, год), время (часы, минуты) и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения;
- показания одометра (полные километры пробега);
4) водителе (водителях) транспортного средства:
- фамилию, имя, отчество (при наличии);
- дату (число, месяц, год), время (часы, минуты), результат проведения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра (если обязательность проведения послерейсового, послесменного медицинского осмотра предусмотрена законодательством Российской Федерации) ;
5) виде перевозки:
а) коммерческие перевозки:
- регулярная перевозка пассажиров и багажа;
- перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования (в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем);
- перевозка пассажиров и багажа по заказу;
- перевозка пассажиров и багажа легковым такси;
- организованная перевозка групп детей автобусами (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования);
- б) перевозки для собственных нужд;
- в) передвижение и работа специальных транспортных средств;
- 6) виде сообщения:
- городское;
- пригородное;
- междугородное.
Собственник (владелец) сможет, как и сейчас, указывать в путевом листе дополнительные сведения.
Путевой лист можно оформить не только на бумаге, но и в электронном виде. Это делает собственник (владелец). Если ТС передали в аренду с экипажем, то путевой лист заполняет арендодатель.
- Отметки о медосмотре в электронном путевом листе медработник заверяет усиленной квалифицированной ЭП или усиленной неквалифицированной ЭП, которая создана на Госуслугах.
- Теми же подписями заверяют отметки:
- — о дате и времени выпуска ТС на линию, а также о дате, времени и результате предрейсового контроля технического состояния;
— о дате, времени и показаниях одометра при выезде ТС с парковки и заезде на нее. Эти же отметки заверяют при передаче ТС последующему водителю в случае, когда на ТС оформляют несколько путевых листов на каждого водителя.
В первом случае подпись ставит работник, который отвечает за техническое состояние и безопасную эксплуатацию ТС, во втором — тот, кого назначит руководитель (ИП).
Порядок заполнения путевого листа является лицензионным требованием, за неисполнение которого предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1.2 КоАП (Санкция данной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей).
Путевой лист можно оформить в электронном формате
Опубликовано 30 Марта 2023
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о внесении изменений в правила обмена электронными перевозочными документами, которые расширяют функционал государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Теперь в системе перевозчики (собственники транспортных средств) в добровольном порядке могут формировать путевой лист, договор фрахтования и заказ (заявку).
Использование электронного путевого листа помогает оптимизировать бизнес-процессы, сделать их более прозрачными, как внутри компании, так и при взаимодействии с контрольно-надзорными органами, а также повысить уровень безопасности на дороге за счет исключения человеческого фактора и верификации данных. Переход на электронный документооборот на транспорте – это прежде всего удобно, в том числе за счет отказа от бумажных документов.
Дмитрий Баканов, заместитель министра транспорта Российской Федерации: «Минтранс продолжает планомерную работу, направленную на повышение скорости, прозрачности оформления документов для всех участников рынка и безопасности перевозок. Переход на электронный путевой лист – еще один шаг в этом направлении.
Цифровой документ можно будет предъявлять сотруднику ГИБДД в виде QR-кода на дороге в любом месте, даже там, где нет покрытия сетей связи. С 2024 года Минтранс России вместе с Минцифры и ФНС будут работать над введением обязательных требований к использованию электронного документооборота на транспорте.
Это позволит убрать с рынка бумажные документы».
Вступление в силу изменений в законодательство касается пассажирских и грузовых автомобильных перевозчиков.
Переход на электронный документооборот начался с 1 сентября 2022 года, когда для участников рынка грузовых автомобильных перевозок появилась возможность формировать электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд с последующей их передачей в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Алекандр Егоричев: «В ходе подготовки к переходу на электронный путевый лист, электронный договор фрахтования и электронный заказ (заявку) ФНС России утвердила форматы соответствующих документов.
Наш общий подход – переход на электронный документооборот – должен помогать бизнесу высвобождать время и ресурсы на расширение основного бизнеса, таким образом, электронный документооборот будет способствовать росту реального сектора экономики и экономики страны в целом».
Участники рынка могут работать с ГИС ЭПД через аккредитованных Минтрансом России операторов ИС ЭПД, их список опубликован на сайте Министерства.
Генеральный директор одного из аккредитованных операторов ИС ЭПД ООО «Такском» Денис Булкаев: «Путевой лист считается внутренним документом организации и служит для учёта контроля работы транспортного средства и водителя.
Реализация и внедрение внутреннего электронного документооборота упрощает и систематизирует процесс. В среднем на 30% сокращается время проставления всех отметок в путевом листе. Кроме временных затрат, снижаются издержки, связанные с распечаткой, передачей, хранением документов.
Развитие ГИС ЭПД и массовый переход бизнеса на ЭДО позволит одновременно и сделать процессы прозрачнее, и упростить регулирование в сфере перевозок».
О преимуществах перехода на электронный документооборот рассказал Кирилл Каликин, операционный директор группы компаний «Монополия»: «Внедрение ЭПЛ – еще один шаг в сторону обеления рынка, что, безусловно, является стимулом развития добросовестной конкуренции на рынке транспортной логистики. Уход от бумажного документооборота ускоряет ведение отчетности и помогает точнее рассчитывать затратную часть компании. Со своей стороны можем сказать, что активно готовимся к внедрению функционала на платформе, который обеспечит возможность оформления электронных документов».
С 1 сентября 2023 года вступают в силу нормы Федерального закона от 29.12.2022 № 629-ФЗ, позволяющие на добровольной основе при оформлении электронного путевого листа использовать данные прохождения предрейсового и послерейсового осмотра водителей с применением телемедицинских технологий.
Максим Владимиров, исполнительный директор компании MedPoint 24, которая более пяти лет организует услуги автоматизированных осмотров для российских компаний во всех отраслях, отметил: «Принятие закона, официально разрешающего проведение дистанционных медицинских осмотров – важный драйвер для цифровизации транспортной отрасли, который уже сейчас меняет рынок. Интерес к проведению медицинских осмотров в дистанционном формате существует давно. Наш опыт показывает, что автоматизация и цифровизация услуги предрейсового осмотра дает более объективные показатели, которые нельзя исказить и всегда можно проверить. Кроме того, дистанционный формат значительно сокращает временные затраты: в среднем один осмотр на наших программно-аппаратных комплексах занимает 3-4 минуты, что в 3 раза быстрее по сравнению с процедурой очного осмотра у медика».
С 29 марта путевой лист можно оформлять в электронном виде
С 29-го марта 2023-го года путевой лист в России можно оформлять в электронном виде.
Именно с этого числа вступило в силу Постановление Правительства РФ, которое добавило в функционирующую Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) путевой лист, а также договор фрахтования и заявку (заказ). Таким образом, теперь в электронный вид переведены уже шесть транспортных документов.
Напомним: ГИС ЭПД в России запустили с 1-го сентября прошлого года. Однако до недавнего времени она позволяла обмениваться только тремя видами перевозочных документов — транспортной накладной, сопроводительной ведомостью и заказ-нарядом.
Расширить функционал планировали с 1-го марта, однако, как видим, процесс несколько затянулся. Хотя уже с 11-го марта вступил в силу приказ Федеральной налоговой службы (ФНС), который утвердил формат электронного путевого листа, электронного договора фрахтования и электронной заявки (заказа).
А еще ранее, с 1-го марта, начал действовать обновленный порядок оформления путевых листов, где наряду с бумажным появился, наконец, и электронный вариант.
Сейчас же, с 29-го марта, ГИС ЭПД позволяет уже оформлять шесть видов электронных перевозочных документов — транспортную накладную, путевой лист, сопроводительную ведомость, заявку (заказ), договор фрахтования и заказ-наряд.
В целом, напомним, взаимодействие с системой осуществляется через специальных операторов электронного документооборота, которые получили соответствующий допуск (их реестр опубликован на сайте Министерства транспорта РФ). Именно оператор предоставляет свою платформу для оформления документов и именно он должен перенаправлять все необходимые данные в ГИС ЭПД. При этом у каждого участника перевозки может быть свой оператор.
В настоящее время еще допускается выбор формата документа — бумажный или электронный. Однако в 2024-м году намерены оставить только один возможный вариант — электронный, сделав, как следствие, именно его обязательным.
«С 2024-го года Минтранс России вместе с Минцифры и ФНС будут работать над введением обязательных требований к использованию электронного документооборота на транспорте. Это позволит убрать с рынка бумажные документы», — подтвердили в пресс-службе Министерства транспорта РФ.
Там также уточнили, что электронные перевозочные документы можно использовать и для проверок на дорогах. Во-первых, с 1-го марта 2023-го года и сами Правила дорожного движения предусматривают такую возможность. А во-вторых, надзорные органы, по словам заместителя министра транспорта Дмитрия Баканова, обеспечены необходимыми для этого устройствами.
«Цифровой документ можно будет предъявлять сотруднику ГИБДД в виде QR-кода на дороге в любом месте, даже там, где нет покрытия сетей связи», — отметил он.
«Использование электронного путевого листа помогает оптимизировать бизнес-процессы, сделать их более прозрачными, как внутри компании, так и при взаимодействии с контрольно-надзорными органами, а также повысить уровень безопасности на дороге за счет исключения человеческого фактора и верификации данных», — пояснили в Министерстве транспорта.
«Путевой лист считается внутренним документом организации и служит для учета контроля работы транспортного средства и водителя. Реализация и внедрение внутреннего электронного документооборота упрощает и систематизирует процесс.
В среднем, на 30% сокращается время проставления всех отметок в путевом листе. Кроме временных затрат, снижаются издержки, связанные с распечаткой, передачей, хранением документов.
Развитие ГИС ЭПД и массовый переход бизнеса на ЭДО (электронный документооборот – прим.
) позволит одновременно и сделать процессы прозрачнее, и упростить регулирование в сфере перевозок», — прокомментировал расширение функционала ГИС ЭПД генеральный директор одного из аккредитованных операторов (ИС ЭПД ООО «Такском») Денис Булкаев.
«Внедрение ЭПЛ (электронного путевого листа – прим.) — еще один шаг в сторону обеления рынка, что, безусловно, является стимулом развития добросовестной конкуренции на рынке транспортной логистики.
Уход от бумажного документооборота ускоряет ведение отчетности и помогает точнее рассчитывать затратную часть компании», — отметил, в свою очередь, операционный директор группы компаний «Монополия» Кирилл Каликин.
При этом стоит напомнить, что с 1-го сентября этого года вступают в силу законодательные поправки, которые позволят проводить удаленные медицинские осмотры водителей в качестве основной меры контроля. Одновременно с возможностью оформлять путевой лист в электронном виде это ускорит процесс проверки и фиксации ее результатов.
«Принятие закона, официально разрешающего проведение дистанционных медицинских осмотров, — важный драйвер для цифровизации транспортной отрасли, который уже сейчас меняет рынок. …
Наш опыт показывает, что автоматизация и цифровизация услуги предрейсового осмотра дает более объективные показатели, которые нельзя исказить и всегда можно проверить.
Кроме того, дистанционный формат значительно сокращает временные затраты: в среднем, один осмотр на наших программно-аппаратных комплексах занимает 3-4 минуты, что в 3 раза быстрее по сравнению с процедурой очного осмотра у медика», — заключил Максим Владимиров, исполнительный директор компании MedPoint 24, которая более пяти лет организует услуги по орагнизации удаленных медицинских осмотров.