Органы имеющие право осуществлять налоговые проверки 2023
Плановых проверок будет мало. Но предписания снова выдают при любых нарушениях, и для этого достаточно профилактического визита, от которого нельзя отказаться
Мораторий на плановые проверки продлили до 2030 г. на основании Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372. Это значит, что:
- плановые контрольно-надзорные мероприятия (КНМ) и плановые проверки проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также опасных производственных объектов II класса опасности и гидротехнических сооружений II класса опасности (п. 11(3) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336);
- вместо плановых КНМ проводятся профилактические визиты, от которых нельзя отказаться, в отношении образовательных учреждений дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, чьи объекты отнесены к категориям высокого или чрезвычайно высокого риска (п. 11(4) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).
Мораторий не касается налогового контроля, прокурорского надзора и других проверок, которые не подпадают под регулирование федеральных законов от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.
Отменили норму, которая позволяла надзорному органу выдавать предписания об устранении нарушений только в том случае, если нарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Теперь предписания снова выдаются при любых нарушениях, даже незначительных (подп. «б» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 7(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).
Если предписание выдано до 1 марта 2023 г. и срок его исполнения истек, то в 2023-м внеплановая проверка или внеплановый инспекционный визит могут проводиться лишь по согласованию с прокуратурой.
И только в том случае, когда предписание выдано в связи с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (подп. «а» п.
6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, подп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).
По общему правилу профилактический визит проводится при наличии «джентльменских договоренностей» между проверяемым и надзорным органом (ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ). То есть, несмотря на то что профилактический визит называют «обязательным», организация вправе от него отказаться, и ей за это ничего не будет (ч. 6 ст. 52 Федерального закона № 248-ФЗ).
Порядок проведения профилактического визита предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336.
Вместе с продлением моратория на проверки это постановление было дополнено новым положением: организации не вправе отказаться от профилактических визитов, которые проводятся по поручению президента или правительства (подп. «ж» п.
6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336).
Если в ходе такого визита надзорный орган обнаружит нарушение, то выдаст предписание о его устранении, которое организация будет обязана исполнить.
Профилактический визит по поручению предусматривает оценку соблюдения обязательных требований, проведение осмотров, испытаний, экспертиз и инструментальных обследований, отбор проб (образцов) и истребование документов.
На визит по поручению дается 1 рабочий день. Он может быть продлен, когда необходимо инструментальное обследование, но не более чем на 4 рабочих дня.
Течение срока, отведенного на визит, могут приостановить, если нужно провести экспертизу или испытание.
До конца 2030 г. компании могут подать заявление об изменении категории риска своей деятельности или объекта контроля в том же порядке, что и досудебную жалобу на решение надзорного органа (подп. «в» п. 6 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2023 г. № 372, п. 8(1) Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, глава 9 Федерального закона № 294-ФЗ).
Надо указать в заявлении номер объекта контроля из единого реестра видов контроля и подать его в орган, который присваивал категорию риска. Срок рассмотрения заявления – не более 5 рабочих дней со дня регистрации. Подать заявление в таком порядке можно будет с 15 мая 2023 г.
У каждого надзорного органа свои критерии отнесения объектов контроля к категориям риска. Например, Роскомнадзор относит к категории высокого риска компании, которые обрабатывают специальные или биометрические персональные данные и привлекались к административной ответственности за нарушения в этой сфере (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2021 г. № 1046).
Внесены изменения в Правила формирования и ведения единого реестра контрольных мероприятий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604. Например, теперь надзорный орган не вправе проводить плановое КНМ, если заблаговременно не внес его в реестр.
Единый реестр видов контроля синхронизирован с порталом госуслуг. Через него предприниматели могут отслеживать информацию о предстоящих проверках, видеть принятые решения по итогам КНМ и обжаловать их в досудебном порядке при помощи специального сервиса.
Фатима Зангиева, юрист Коллегии адвокатов г. Москвы «Минушкина и партнеры»:
Благодаря мораторию госорганы стали реже внепланово проверять бизнес. Но, вероятно, это происходит за счет увеличения количества внеплановых проверок прокуратуры и документарных проверок, которые госорганы проводят после поступления заявлений о нарушениях.
Мораторий распространяется на проверки, которые подпадают по действие федеральных законов № 248-ФЗ и № 294-ФЗ. Данные законы не касаются, в частности, прокурорского надзора, правосудия и проведения административного расследования.
Соответственно, органы прокуратуры не ограничены в проведении проверочных мероприятий в период действия моратория.
В результате происходит следующее: госорган собирает материалы по факту правонарушения и направляет их в прокуратуру, которая затем принимает решение и проверяет компанию или предпринимателя.
Приведу пример из области применения миграционного законодательства. Полиции становится известно, что иностранец работает без патента. Его везут в суд и привлекают к ответственности по ч. 2 ст. 18.
10 КоАП РФ. Затем сотрудник полиции направляет рапорт в миграционный орган, который следом проводит документарную проверку. В этом случае компании грозит штраф до 800 тыс. руб. (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).
Раньше миграционные органы действовали на основании вышеупомянутых федеральных законов и Приказа МВД от 28 июня 2022 г. № 468: выносили распоряжения о проведении проверки на территории объекта. А сейчас они действуют на основании Приказа МВД от 29 августа 2014 г. № 736: вызывают представителей компаний по заявлениям, поступающим в КУСП (книгу учета сообщений о правонарушениях).
Есть еще одна проблема – компаниям и ИП отказывают в преференциях, которые недавно предусмотрели в КоАП РФ для снижения административной нагрузки. Это происходит, когда прокуратура проводит проверку и возбуждает дело об административном правонарушении.
Например, нам отказывают в объединении дел по ст. 4.4 КоАП РФ и предоставлении 50-процентной скидки при уплате штрафа по ст. 32.2 КоАП РФ. Поэтому сейчас мы ходатайствуем о направлении судом запроса в Конституционный Суд РФ и будем обращаться туда сами.
фотобанк Freepik/@katemangostar
Большую часть бизнеса освободили от плановых проверок в 2023 году
Алена Геращенко
юрист-эксперт в сфере комплаенса
Профиль автора
1 октября правительство РФ утвердило особенности проверок для бизнеса на 2023 год.
Компании и ИП, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, до конца 2023 года вряд ли привлекут внимание органов власти. Прийти к ним могут, если раньше были жалобы или если они уже привлекались к административному наказанию, например за неисполнение предписания контролирующего ведомства.
- У крупных компаний, которые работают с опасными объектами и гидротехникой и ведут высокорискованную деятельность, больше шансов столкнуться с проверками.
- Кроме проверок, к бизнесу могут прийти с профилактическим визитом, то есть просто побеседовать — без штрафов и наказаний.
- Рассказываем обо всем подробнее.
Как зарабатывать на своем делеЛучшие материалы о бизнесе в вашей почте каждую неделю. Бесплатно
Шанс, что к бизнесу придут с проверкой, зависит от категории риска, к которой отнесена фирма или ИП. Есть компании, для которых в 2023 году ничего не изменится. С любыми проверками к ним по-прежнему могут прийти.
К ним относятся:
- Компании и ИП чрезвычайно высокого и высокого риска.
- Компании и ИП, работающие с опасными производственными объектами второго класса опасности.
- Компании и ИП, работающие с гидротехническими сооружениями второго класса.
У каждого контролирующего органа есть свои критерии классификации компаний по рискам. Для одного органа бизнес может быть связан с высоким риском, а для другого — нет.
Для Росприроднадзора компании с высоким риском — те, что негативно влияют на окружающую среду. Например, добывающие полезные ископаемые.
Если предприниматель предлагает услугу отбеливания зубов и делает это без лицензии, Роспотребнадзор может оштрафовать ИП, присудить категорию значительного риска и включить в список объектов контроля для плановых проверок.
Компании с высокой категорией риска чаще всего крупные. Но такую категорию могут присвоить и малому бизнесу.
Роскомнадзор включил в список контроля в области связи многих предпринимателей. Источник: rkn.gov.ru
Шанс попасть в список компаний и ИП с высоким риском возрастает, если бизнес привлекался к административной ответственности за последние три года. Или если контролирующее ведомство выдало предписание об устранении нарушений, но они так и не были устранены.
Чтобы не подпадать под дополнительные проверки, выполняйте рекомендации, которые вам выдают.
Бизнес периодически проверяют разные государственные ведомства: Роструд, Роспотребнадзор, МЧС и другие.
Это может быть документарная проверка, когда изучают документы компании. Или выездная, когда инспекторы приезжают на территорию компании или ИП и смотрят на разные аспекты их работы.
Проверка может быть плановой, то есть по заранее установленному графику, или внеплановой — например, по жалобе клиента.
С внеплановыми проверками все по-прежнему — они полностью не отменены, но ограничены. Их могут провести, если есть жалобы сторонних лиц. Например, Роскомнадзор может прийти с проверкой внепланово, если поступило десять и больше жалоб. Или могут прийти из трудовой инспекции по жалобе сотрудника.
Запрет на 2023 год касается именно плановых проверок. В 2023 году у большинства компаний и ИП их не будет.
Узнать, включен ли ваш бизнес в график плановых проверок на конкретный год, можно в разделе «Поиск проверок» на сайте Генпрокуратуры. На 2023 год пока ничего не намечено, информация появится в начале следующего года.
А также информацию о проверках на 2023 год в январе — феврале можно будет найти на сайтах надзорных органов. Вот их список:
На сайте Генпрокуратуры можно узнать, какие плановые проверки будут у вашей компании в течение года. Просто введите ИНН. Источник: proverki.gov.ru
ru» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/q-y2c0ZMplIHGYu2m0Ri8EtYJoYSp_hTfI0u7Jn5n_4/w:1200/aHR0cHM6Ly9vcGlz/LWNkbi50aW5rb2Zm/am91cm5hbC5ydS9t/ZXJjdXJ5L2NoZWNr/cy0yMDIzLTA2Lmc4/bTh2bS4ucG5n»>
Если кликнуть на номер мероприятия, можно узнать подробности о проверке. Почему она проводится, когда будет проходить и в каком виде. Источник: proverki.gov.ru
Кроме плановых проверок в 2023 году отменили некоторые контрольные мероприятия, обычно их устраивают без предупреждения. Вот какие мероприятия не могут проводить.
Проверки, в отношении которых не действует риск-ориентированный подход, по-прежнему проводятся. Например, те, что относятся к постоянному государственному контролю — скажем, проверка промышленной безопасности, объектов электросетевого хозяйства или оборудования, работающего под высоким давлением.
От выездных налоговых проверок до 3 марта 2025 года освобождены ИТ-компании. Такая проверка может быть, только если ее назначил руководитель налоговой.
Надзорные ведомства также могут прийти с профилактическим визитом. В отличие от плановых проверок, такой визит не грозит штрафами и наказаниями. Инспектор просто беседует и дает рекомендации.
Профилактический визит может быть обязательным и необязательным.
Обязательный — визит, от которого отказаться нельзя. Прийти с таким визитом в 2023 году могут только к образовательным организациям — государственным и муниципальным школам, детским садам и колледжам, которые относятся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. Частному бизнесу это не грозит.
Об обязательном визите предупредят минимум за пять дней до даты проведения. По итогам профилактического визита бизнесу могут выдать предписание об устранении нарушений — его придется исполнить.
Необязательный — визит, участие в котором добровольное. Стать его инициатором может контролирующее ведомство или сам бизнес.
Если с необязательным визитом приходит ведомство, от него можно отказаться не позднее чем за три рабочих дня до даты визита. Отказы от профилактических визитов должны быть мотивированными. Будет нелишним документально подтвердить, что компания временно не может принять профилактический визит.
Например, отказ можно подтвердить:
- листком нетрудоспособности ответственного работника;
- уведомлением о проведении профилактического визита в компании другим органом власти.
Перед любым визитом бизнесу должны отправить уведомление.
Любые компании или ИП могут попросить регулятора прийти с визитом. Это нужно, если бизнес хочет проверить, все ли он делает по закону. Профилактический визит — своего рода консультация с инспектором органа власти.
Бизнесу тут важно знать, что после профилактического визита к нему могут прийти и с проверкой — если инспектор решит, что она нужна.
Если бизнес включен в план проверок на 2023 год, можно попросить о проведении профилактического визита. Прислать обращение с просьбой нужно более чем за два месяца до проведения запланированного контрольно-надзорного мероприятия. Если проверка должна быть у вас в начале 2023 года, отправить запрос на профилактический визит нужно уже в этом году.
Бизнес, который не включен в план проверок на 2023 год, тоже может подать заявку на профилактический визит. Например, небольшой производитель молочной продукции, не имевший ранее проблем с Роспотребнадзором, вряд ли будет стоять в плане проверок. Поэтому можно звать Роспотребнадзор с профилактическим визитом, если это необходимо.
Форма приглашения на профилактический визит может быть любой. Как именно отправить приглашение, зависит от региона и органа, который вы хотите пригласить. Контакты для отправки заявки ищите на сайте ведомства. Например, вот контакты Гострудинспекции по Курской области.
Оформить профилактический визит можно и на госуслугах. Для этого нужно сначала выбрать категорию, например «Контроль в сфере образования» или «Муниципальный земельный контроль», и далее конкретную услугу — «Профилактический визит».
Новые правила распространяются на 2023 год. До конца 2022 года действуют старые правила, по которым прийти с проверками могут к более широкому списку компаний.
Ждет ли вас плановая проверка в этом году, можно узнать на сайте Генпрокуратуры.
К другим компаниям и ИП до конца 2022 года могут прийти с обязательным профилактическим визитом. Отказаться от него нельзя.
Внеплановые проверки и контрольные мероприятия до конца 2022 года также могут быть проведены после согласования с прокуратурой РФ. На это должна быть причина. Вот возможные варианты:
- Компания или предприниматель причинили вред жизни или тяжкий вред здоровью человека. Например, в большой партии детского талька были обнаружены примеси асбеста.
- Что-то угрожает обороне страны. Например, хакеры провели атаки на важные объекты инфраструктуры, поэтому необходимо расследовать утечку данных.
- Руководитель или замруководитель налоговой службы распорядился проверить, как компания либо ИП использует контрольно-кассовую технику.
- В 2023 году число проверок и других контрольных мероприятий сократится.
- У малого и среднего бизнеса шансов попасть на проверку меньше. Большинство проверок будет у крупных предприятий, которые относятся к высоким категориям риска.
- Количество профилактических визитов может вырасти. Это просто беседа, без последствий в виде штрафов и санкций. Но к ним тоже нужно готовиться. Я бы рекомендовала воспринимать их как репетицию проверки.
- Отказаться от профилактического визита можно, если он добровольный. Но отказы должны быть объяснены. От обязательного профилактического визита отказаться нельзя.
- Компании или ИП могут сами пригласить орган власти с профилактическим визитом — если хотят проверить, что в их работе все по закону.
Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.
Налоговые проверки в 2023 году — список организаций
Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте.
Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст.
88 НК РФ).
Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.
Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.
Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.
Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки.
В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом.
Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).
Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов.
Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым.
На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.
Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.
В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной, подробно разъяснилии эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к правовой системе и переходите к подсказкам от экспертов.
О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».
Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2023 год?
Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?
Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.
2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов».
Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.
Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.
Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.
График налоговых проверок на 2023 год
Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).
Мораторий на проверки бизнеса продлили на 2023 год
В следующем году малый и средний бизнес не потревожат проверками. Рассказываем хорошие новости и про организации, к которым всё-таки могут прийти контролирующие органы.
Мораторий на проверки продлили на 2023 год — Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 г. Мера коснётся компании и ИП, которые входят в реестр малого и среднего предпринимательства (МСП). Однако, есть исключения.
Кого продолжат проверять в 2023 году
В 2023 году проверки коснутся предприятий, которые:
- имеют высокий или чрезвычайно высокий риск;
- работают с опасными производственными объектами второго класса опасности;
- используют гидротехнические сооружения второго класса.
Для остальных административная нагрузка останется минимальной. Но это не значит, что правил не существует. За нарушения обязательно проверят, причём основательно и со всеми вытекающими.
К категории высокого риска относятся предприниматели, которые нарушали административные правила в течение трёх последних лет. Чем больше проступков, тем выше шанс получить проверку.
Степень риска зависит и от ведомства — у каждого свои критерии. Например, Роскомнадзор руководствуется Постановлением Правительства РФ от 29.06.2021 г. № 1045.
Росприроднадзор следит за организациями, которые наносят вред окружающей среде. Лесозаготовителям, добытчикам полезных ископаемых могут назначить проверку, несмотря на мораторий.
Чаще это относится к крупному бизнесу, но даже маленьким и средним фирмам иногда присваивают высокую группу риска. Данные уточняют на сайте профильного ведомства или консультируются по телефону горячей линии.
Что запретили, а что оставили
Мораторий распространяется на плановые проверки Роскомнадзора, Ростехнадзора, МЧС, трудовой инспекции и других ведомств. Мера действует на документарные и выездные мероприятия.
Внеплановые проверки сохранили, но с оговорками. Контролирующие органы придут по жалобам, указанию федерального органа или прокуратуры. Например, Роскомнадзор проверит магазин, если получит более десяти жалоб от покупателей.
Также мораторий ограничивает проведение:
- контрольных и мониторинговых закупок;
- выборочного контроля;
- рейдового осмотра.
Продолжат действовать меры постоянного государственного контроля — ст. 97 Закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ. Эти мероприятия актуальны для крупных промышленных предприятий, МСП переживать не стоит.
Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок ФНС освободили только ИТ-компании, которые прошли аккредитацию в Минцифры РФ — письмо от 24.03.2022 г. № СД-4-2/3586@.
Профилактические визиты для всех
Профилактический визит — «дружеская» беседа с сотрудником контролирующего органа. Специалист рассказывает о существующих нормах и даёт рекомендации по их соблюдению. Даже если он найдёт нарушения, штрафа не будет. Но на организацию составят предписание, по которому придётся устранить недочёты.
Профилактические визиты бывают:
- Обязательные — отказаться нельзя. В 2023 их будут проводить в образовательных учреждениях, которые связаны с государством или муниципалитетами.
- Необязательные — разрешено отказаться, но как минимум за три дня до назначенной даты. Отказ лучше чем-то мотивировать — например, листком нетрудоспособности ответственного сотрудника.
О мероприятии предупреждают за пять рабочих дней. Организациям и ИП разрешено запрашивать профилактический визит по собственной инициативе. Но после него могут назначить внеплановую проверку, если найдут серьёзные нарушения.
Коротко
- Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2023 год. Но мера не распространяется на предприятия из групп высокого и чрезвычайно высокого риска.
- Бизнес освободили от плановых контрольных мероприятий. Внеплановые проверки будут проводить по жалобам клиентов или сотрудников.
- Мораторий не распространяется на меры постоянного государственного контроля.
- Налоговая служба продолжит камеральный и выездной контроль. До 03.03.2025 г. от проверок освободили только ИТ-компании.
- Ведомства продолжат проводить профилактические визиты, по результатам которых бизнес не штрафуют за нарушения.
Однако, оставляют предписания и обязывают устранить недочёты.
Статья актуальна на 08.12.2022
Выездная налоговая проверка: принцип проведения и как ее избежать в 2023 году
Несмотря на широчайшие полномочия, которые ИФНС получает при выездной проверке, отдельного определения ей Налоговый кодекс не дает. Но определение можно вывести самостоятельно, если проанализировать текст ст. 82, ст. 88 и ст. 89 НК РФ, где говорится про этот вид проверки.
Выездная налоговая проверка — мероприятие налогового контроля, в рамках которого, проверяющие могут присутствовать на территории налогоплательщика и изучать правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период на основании любых документов.
В этом и заключается ее коренное отличие от камеральной проверки, при которой инспекторы находятся исключительно в стенах ИФНС, а ревизия охватывает лишь данные из конкретной декларации или расчета налогоплательщика.
В рамках выездной проверки инспекторы могут изучать любые документы по тем налогам, в отношении которых она назначена — как по одному, так и по нескольким налогам. В том числе, вообще по всем налогам, которые платит компания (ИП).
А вот период, или как еще говорят, «глубина» проверки ограничен. В рамках ВНП можно контролировать уплату налогов не больше, чем за три года, предшествующих тому, в котором она назначена (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом инспекторы могут также изучать и обязательства за текущий год — тот, в котором началась ВНП.
Так, если проверка назначена в 2023 году, то под нее могут попасть 2020, 2021, 2022 годы и уже прошедшая часть 2023 года. А вот «взять под контроль» 2019 год и предшествующие периоды ИФНС не сможет.
Единственное исключение — если сам налогоплательщик подал уточненку во время проверки. В этом случае ИФНС вправе проверить также период, к которому она относится, даже если он выходит за пределы трех лет. Но при этом проверка должна касаться только внесенных уточнений (п. 42 Обзора судебной практики № 3 (2018), утв. Президиумом ВС 14.11.2018).
На протяжении последних 15 лет выездные налоговые проверки носят плановый характер. Известны и критерии, на основании которых составляется этот план: они приведены в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Критерии можно условно разделить на две группы. В первую попадут обстоятельства, связанные с налоговыми обязательствами компании, а во вторую — общеэкономические индикаторы ее деятельности.
Любая проверка — это стресс для предпринимателя. Но к ней можно подготовиться заранее. Оцените вероятность визита к вам налогового инспектора с помощью сервиса Контур.Экстерн
Попробовать
Шансы попасть под ВНП существенно выше у компаний и ИП:
- с низкой (в сравнении со среднеотраслевым показателем) налоговой нагрузкой;
- с высокой (более 89 %) долей вычетов по НДС. Показатель рассчитывается за последние 12 месяцев;
- которые постоянно (на протяжении двух и более лет) показывают налоговый убыток либо ведут деятельность с высоким налоговым риском: через цепочку контрагентов, с привлечением фирм-однодневок и т.д. Или не представляют в налоговую пояснения, документы.
А еще при составлении плана ВНП учитывается «миграция» между налоговыми инспекциями. Если компания меняет ИФНС, то начиная со второго раза риск попасть в план проверок возрастет.
Отдельные налоговые критерии установлены для плательщиков на специальных налоговых режимах, а также для ИП на ОСН.
Первые рискуют попасть под ВНП, если в течение года как минимум два раза были на грани (в пределах 5 %) «слета» со спецрежима из-за невыполнения лимитов по доходам, стоимости ОС, количеству работников.
А вторые — если профессиональный налоговый вычет (расходы) по декларации составят более 83 % от дохода.
В качестве экономических индикаторов, повышающих риск проведения выездной проверки, ИФНС учитывает:
Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее
- низкую среднемесячную зарплату в расчете на одного работника — в сравнении со среднеотраслевым показателем;
- низкую рентабельность деятельности — ниже среднеотраслевого показателя на 10 % и более;
- несоответствие между доходами и расходами. В зоне риска — все возможные сочетания: рост расходов опережает рост доходов; падение доходов быстрее, чем падение расходов; рост расходов при падающих доходах.
В отношении некоторых плательщиков ФНС не может проводить выездные проверки. Это компании, перешедшие на налоговый мониторинг, аккредитованные ИТ-фирмы, мобилизованные ИП и учредители.
Налоговый мониторинг — особая форма налогового контроля для крупных организаций (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Он предполагает оперативное взаимодействие с ИФНС по раскрытию текущей финансово-хозяйственной информации и указания на допущенные нарушения в режиме реального времени.
Один из плюсов такого взаимодействия — практически полный запрет на проведение выездных проверок за период, в котором проводится (проведен) мониторинг (п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Исключения:
Как упростить подготовку форм налогового мониторинга
- ВНП проводит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за ИФНС, проводившей мониторинг;
- досрочное прекращение мониторинга;
- компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;
- в периоде, за который мониторинг не проводится, подана «уменьшающая» уточненка за период налогового мониторинга.
Аккредитованные ИТ-организации на ближайшие два года освобождены от выездных проверок. Такая мера предусмотрена Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Запрет действует до 3 марта 2025 года.
Правда, при необходимости ИФНС может его обойти: разрешены проверки, если они назначаются с согласия вышестоящего руководства.
Для получения «визы» инспекция-инициатор проверки должна подготовить мотивированный запрос (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
Уже назначенные ВНП в отношении IT-фирм должны быть завершены в обычном порядке. При этом инспекциям запрещено приостанавливать проверки, а также продлевать их срок (Письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).
Частичная мобилизация, объявленная Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647, повлияла на выездные проверки. Ограничения коснулись мобилизованных ИП, а также компаний, где мобилизованные являются единственными учредителями (участниками) и одновременно выполняют функции руководителя.
Выездные проверки по таким налогоплательщикам приостановлены независимо от этапа, на котором они находились. Также в отношении мобилизованных не будут назначаться новые ВНП.
Контрольные мероприятия, включая назначение новых проверок, возобновятся 29 числа третьего месяца после демобилизации этих лиц (Постановление Правительства от 20.10.2022 № 1874).
Название подразумевает, что выездная проверка проходит на территории плательщика. Однако в реальности инспекторов у себя за все время ВНП можно так и не увидеть.
Сегодня практически все контрольные мероприятия в рамках ВНП проводятся без выхода к налогоплательщику: проверяющие присылают требования о предоставлении документов, а проверяемый на эти требования отвечает. Полученные документы ИФНС изучает, сверяет их между собой и с другими имеющимися у нее данными. А затем на основании анализа выносит вердикт по проверке.
Помимо работы с документами, в рамках ВНП инспекторы могут допрашивать свидетелей. Причем не только контрагентов, но и работников, в т. ч. бывших, а также руководителя проверяемой компании (ст. 90 НК РФ, Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.05.2018 № Ф01-1539/2018 по делу № А43-24714/2017).
При этом представителя компании-работодателя на такие допросы ИФНС вправе не пускать (Определение ВС от 16.06.2020 № 301-ЭС20-8110 по делу № А29-1607/2019).
Поэтому если организация хочет контролировать ход допросов своих работников, инициатива должна исходить от самого допрашиваемого: он вправе явиться на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи (ст.
48 Конституции РФ). Предоставить такого адвоката может и работодатель.
В рамках ВНП инспекторы могут осмотреть помещения и территорию плательщика, а также провести выемку документов и других предметов, в т. ч. жестких дисков или компьютеров. Есть у ИФНС и право на проведение инвентаризации у налогоплательщика (п. 13 ст. 89, ст. 92, ст. 94 НК РФ).
Формально выездная проверка должна завершиться за два месяца. Отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда издано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и п. 5 ст. 6.1, п. 6 и п. 8 ст. 89 НК РФ). Однако из-за того, что руководство ИФНС вправе приостанавливать проверку, обычно ВНП длится гораздо дольше.
Часто ИФНС приостанавливает проверку на время запроса документов у партнеров компании, банков и других лиц (подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ). Ставить на паузу проверку можно только один раз по каждому контрагенту. Общий срок таких приостановок может достигать 9 месяцев.
Во время «тайм-аута» ИФНС не может (п. 9 ст. 89 НК РФ, п. 26 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57):
- проводить мероприятия на территории плательщика;
- направлять ему требования о предоставлении документов;
- получать от него объяснения;
- допрашивать его сотрудников.
Зато допрашивать других свидетелей, рассылать запросы третьим лицам, проводить прочие аналитические и контрольные мероприятия в стенах ИФНС не запрещается.
Несмотря на то, что ВНП носит исключительно плановый характер, сам план не публикуется. Поэтому узнать о проверке заранее невозможно. А значит, меры по подготовке к ВНП должны носить, скорее, рутинный, чем экстренный характер.
Так, пройти проверку проще, если в компании хорошо организован процесс издания и хранения документации. Выездная проверка — огромный поток запросов о предоставлении документов от ИФНС. Правильно организованный документооборот существенно снижает затраты на подготовку ответов и защищает от штрафов за нарушение сроков представления документов.
А если вспомнить, что игнорирование запросов ИФНС в рамках камеральных и встречных проверок — один из критериев, увеличивающих шансы попасть под ВНП, то налаженный документооборот можно рассматривать и как превентивную меру, позволяющую избежать выездной ревизии.
Еще один способ «подложить соломки» — периодическая самостоятельная проверка налоговых обязательств. Отлично, если хотя бы раз в год вы привлечете квалифицированных специалистов, которые посмотрят на налоговый учет глазами ИФНС и укажут на слабые места и возможные доначисления.
Лучше самостоятельно «снять» спорные расходы или вычеты и сразу доплатить налог с небольшими пенями, чем делать это спустя несколько лет по итогам ВНП, когда сумма пеней вырастет до величины недоимки, да еще и «приправится» штрафами.