Ошибки при раскрытии ежеквартальных отчетов эмитентов 2023
- Вниманию руководителей, главных бухгалтеров, сотрудников финансовых, налоговых и юридических департаментов компаний
- Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.
- 13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).
В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии.
При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.
Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.
Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации
В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:
- годового отчета;
- годовой бухгалтерской отчетности;
- списков аффилированных лиц;
- ежеквартального отчета;
- консолидированной финансовой отчетности.
На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:
|
Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ[4], Федресурс[5] и официальный сайт Центрального Банка.
Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:
- о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом[6];
- о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи[7];
- о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения[8].
Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность[9].
Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.
Новые методики расчета показателей финансовой деятельности
Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).
Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11].
После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).
Новые сроки подачи отчета эмитента
Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.
После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].
Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента.
С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].
Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].
Раскрытие консолидированной отчетности
Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.
Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].
Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:
- специализированными обществами и ипотечными агентами;
- субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
- в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].
Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21]. Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22]. |
Помощь консультанта
Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.
[1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года
[2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)
[3] Пункт 1.3 Нового Положения
[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц
[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности
[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения
[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения
Эмитенты по-прежнему смогут не раскрывать чувствительную информацию | РБК Инвестиции
Правительство определило, какие сведения эмитенты могут по-прежнему полностью или частично не раскрывать и какие для этого могут быть основания
Shutterstock
Правительство решило, какую корпоративную информацию эмитенты
ценных бумаг
по-прежнему могут не раскрывать для защиты от возможных ограничений. Постановление от 4 июля 2023 года № 1102 уже подписано, сообщается на сайте кабмина.
Среди сведений, которые эмитенты могут не раскрывать:
- информация о составе органов управления и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью эмитентов;
- информация об аффилированных лицах и дочерних организациях;
- информация о финансовых вложениях, операциях в иностранной валюте, сделках, включая данные о том, что такие сделки не совершались;
- информация о сегментах деятельности эмитента в части сведений об оказании им услуг, о производимой продукции, закупке товаров, выполнении некоторых работ, сведения о контрагентах, их отраслевой и географической структуре.
Одновременно в этим постановление определяет перечень оснований, при наличии которых эмитенты будут вправе ограничить раскрытие указанных данных. Это в том числе действующие в отношении компании или организации ограничительные меры, наличие статуса уполномоченного банка и ведение деятельности «на территории новых регионов России».
«Утвержденные нормы учитывают необходимость дальнейшего развития рынка капитала и долгового финансирования, для которого требуется раскрытие информации, и важность защиты данных, чувствительных с точки зрения введения возможных внешних ограничений», — следует из пресс-релиза, опубликованного на сайте правительства.
В марте 2022 года российские эмитенты получили право полностью или частично не раскрывать корпоративную информацию. Первоначально разрешение на частичный или полный отказ действовало до 31 декабря 2022 года, позднее его продлили до 1 июля 2023 года.
В мае «Ведомости» узнали, что власти намерены обсудить с бизнесом возврат к раскрытию корпоративной информации. Источники газеты отмечали, что далеко не все компании готовы вернуться к режиму полной прозрачности. Среди причин этого назывались в первую очередь санкционные риски, а также нежелание ассоциироваться с поставками для нужд Минобороны.
Между тем еще в феврале в Минфине выразили надежду, что во втором полугодии эмитенты возобновят раскрытие финансовой отчетности, в том числе за прошлые периоды.
«Мы бы хотели, чтобы компании опубликовали отчетность за те периоды, за которые эта отчетность не была опубликована, то есть 2021 и 2022 годы. Мы бы хотели, чтобы все-таки отчетность была опубликована, чтобы не было этой серой зоны», — заявил тогда глава департамента финансовой политики Минфина Иван Чебесков.
Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее
С 1 апреля 2023 года эмитентам ценных бумаг нужно по-новому раскрывать информацию
Рассмотрим часть поправок подробнее.
Идентификационные признаки ценных бумаг
Если сообщение (в т.ч. о существенном факте) должно содержать идентификационные признаки ценных бумаг, надо указать:
- вид ценных бумаг;
- для акций — их категорию (тип);
- серию ценных бумаг, если она есть;
- регистрационный номер выпуска (допвыпуска) ценных бумаг и дату его регистрации. То же касается программы облигаций;
- международный код (номер) идентификации ценных бумаг (ISIN), если есть;
- международный код классификации финансовых инструментов (CFI), если есть;
- иные признаки, которые эмитент обозначил в решении о выпуске.
Сейчас нет единого перечня признаков для разных случаев их публикации.
Формат раскрытия сведений и электронная подпись
Публиковать в ленте новостей или на интернет-странице сообщения и документы потребуют в виде цифровых образов или электронных документов. Их нужно будет заверять квалифицированной ЭП эмитента или уполномоченного им лица.
https://www.youtube.com/watch?v=35PiDma95J8\u0026pp=ygVq0J7RiNC40LHQutC4INC_0YDQuCDRgNCw0YHQutGA0YvRgtC40Lgg0LXQttC10LrQstCw0YDRgtCw0LvRjNC90YvRhSDQvtGC0YfQtdGC0L7QsiDRjdC80LjRgtC10L3RgtC-0LIgMjAyMw%3D%3D
Правила не затронут иностранных эмитентов.
Установят, что надо размещать 1 файл-архив, если эмитент обязан опубликовать на интернет-странице, например, документ из нескольких частей.
Изменение электронного образа документа
Если эмитент опубликует на интернет-странице электронный образ с нечитаемой информацией, вместо него надо разместить файл, который позволяет полностью изучить документ и его реквизиты. Одновременно нужно разместить сообщение о замене. В нем обяжут указать:
- наименование документа, образ которого заменяют, и дату его раскрытия;
- отчетный период его составления, если такой период установили;
- дату публикации измененного образа;
- сведения о том, что документ опубликовали из-за того, что в предыдущем были нечитаемые данные.
Сейчас таких правил нет. Однако ранее ЦБ РФ пояснил: в подобной ситуации нужно повторно раскрыть исходный документ, но с более высоким качеством сканирования. Также регулятор посоветовал указать причины повторной публикации.
Раскрытие информации при конкурсном производстве
С даты начала конкурсного производства не нужно будет размещать сведения.
Уточнят: правило с перечнем исключений не освобождает от обязанности раскрывать дату, когда АО планирует направить заявление о внесении в ЕГРЮЛ записей о ликвидации компании. Речь идет о юрлицах, которые публично разместили ценные бумаги.
Публикация сведений перед избранием членов совета директоров
Ошибки при раскрытии ежеквартальных отчетов эмитентов 2023
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о принятии Центральным Банком РФ нового Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, совершенствующего и упрощающего процедуру раскрытия.
13 мая 2020 года опубликовано новое Положение Центрального Банка «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»[1] («Новое Положение»), которое заменит собой действующее на данный момент Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года[2] («Действующее Положение»).
- Задайте вопрос через через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65
В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии. При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.
Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.
Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации
В соответствии с Новым Положением эмитенты с 1 октября 2021 года будут освобождены от обязанности раскрывать в лентах новостей агентств, аккредитованных Центральным Банком на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах («Лента Новостей»)[3], сообщения о раскрытии в сети «Интернет» следующих документов:
- годового отчета;
- годовой бухгалтерской отчетности;
- списков аффилированных лиц;
- ежеквартального отчета;
- консолидированной финансовой отчетности.
На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:
- «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации»;
- «Анализ, Консультации и Маркетинг»;
- «Система комплексного раскрытия информации и новостей»;
- «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»;
- «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов».
Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ [4] , Федресурс [5] и официальный сайт Центрального Банка.
Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:
- о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом [6] ;
- о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи [7] ;
- о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения [8] .
Одновременно с этим перечень раскрываемой в форме сообщений о существенных фактах информации был дополнен в рамках Нового Положения. Например, в будущем эмитенты должны будут раскрывать сведения о совершении подконтрольными им и имеющими для них существенное значение организациями сделок, в совершении которых имеется заинтересованность [9] .
Полный перечень сведений, раскрываемых в форме сообщений о существенных фактах, предусмотрен пунктами 13.9.1 – 13.9.37 Нового Положения.
Новые методики расчета показателей финансовой деятельности
Принятие Нового Положения также изменяет правила расчета показателей финансовой деятельности эмитентов. С 1 октября 2021 года информация о финансовом состоянии эмитента, подлежащая публикации в проспекте ценных бумаг и в отчете эмитента, может формироваться на основе Международных стандартов формирования отчетности[10] («МСФО»).
Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11].
После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).
Новые сроки подачи отчета эмитента
Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.
После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].
Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента.
С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].
Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].
Раскрытие консолидированной отчетности
Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.
Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].
Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:
- специализированными обществами и ипотечными агентами;
- субъектами малого или среднего предпринимательства, ценные бумаги которых не включены в котировальный список биржи;
- в отношении ценных бумаг которых зарегистрирован только проспект эмиссии акций, при условии, что такие акции не допущены к организованным торгам[20].
- Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.
- Напомним, что в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с МСФО определяется как группа[21].
- Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22].
Помощь консультанта
- Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в законодательстве изменения и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных и регистрационных процедур, предоставить комментарии по спорным вопросам применения положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.
- [1] Положение Центрального Банка от 27 марта 2020 года № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2020 № 58203), вступит в силу 01 октября 2021 года
- [2] Положение Центрального Банка от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 12 декабря 2015 года № 35989)
- [3] Пункт 1.3 Нового Положения
- [4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц
- [5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности
[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения
[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения
Какие компании перестали раскрывать результаты
Как делать деньги из денегЛучшее об инвестициях за неделю — в вашей почте каждый понедельник. Бесплатно.
ЦБ РФ выпустил похожую рекомендацию для российского банковского сектора, в которой регулятор обязал кредитные организации временно сократить объем публикации отчетности.
Сначала послабления были введены до 1 октября 2022 года, а потом их продлили до первого квартала 2023 года, обязав все российские банки возобновить раскрытие финансовых результатов в апреле 2023 года.
В итоге из четырех крупных российских банков, акции которых торгуются на Мосбирже, три в 2022 году перестали раскрывать свои финансовые результаты. Это был Сбербанк, ВТБ и банк «Санкт-Петербург». TCS Group вместо полноценного отчета перешла к публикации усеченного пресс-релиза.
Кроме Сбербанка и ВТБ еще шесть государственных компаний перестали раскрывать свои результаты. Это «Мосэнерго», ОГК-2, ТГК-1, «Аэрофлот», НМТП и «Ростелеком».
Самым странным выглядит решение дочерних предприятий «Газпрома»: «Мосэнерго», ОГК-2 и ТГК-1 (MOEX: MSNG, OGKB, TGKA), — бизнес которых целиком ориентирован на Россию. Свое решение эта тройка пока никак не прокомментировала, санкций против отрасли или самих компаний пока нет.
«Ростелеком» (MOEX: RTKM или RTKMP) — крупный провайдер цифровых услуг и сервисов, занимающий лидирующие позиции на российском рынке высокоскоростного доступа в интернет, платного ТВ, хранения и обработки данных.
Руководство компании воспользовалось поблажкой от государства после ввода пятого пакета санкций ЕС, в котором европейские страны ограничили экспорт в Россию передовых технологий и телекоммуникационного оборудования. Кроме этого, на «Ростелеком» наложены санкции США, а президент компании Михаил Осеевский подпал под санкции Евросоюза.
В 2023 году компания продолжит пользоваться послаблениями от государства, так как «Ростелеком» сейчас готовит новую крупную M&A-сделку, которая может сделать его крупнейшим оператором мобильной связи в России. В конце января стало известно, что госхолдинг ведет переговоры по приобретению «Мегафона» у USM Group. В 2020 году «Ростелеком» консолидировал 100% акций другого оператора — Tele2.
- НКНХ (MOEX: NKNC или NKNCP) и «Казаньоргсинтез» (MOEX: KZOS или KZOSP) — это два химических предприятия из Республики Татарстан, у которых недавно сменился основной собственник: в 2021 году крупнейшая российская нефтехимическая компания «Сибур» выкупила все активы инвестиционного холдинга «ТАИФ», куда входили эти эмитенты.
- В 2022 году обе компании столкнулись с новыми западными санкциями: под ограничительные меры подпал экспорт химической и нефтехимической продукции из России, после чего менеджмент этих предприятий принял решение временно сократить публикацию финансовых результатов, чтобы бизнесу было проще перестроить свои продажи.
- У НКНХ на экспорт приходилось 48% продаж, у «Казаньоргсинтеза» — 19%.
Кроме НКНХ и «Казаньоргсинтеза» от раскрытия информации также отказался «Акрон» (MOEX: AKRN) — один из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. Его основной собственник Вячеслав Кантор в 2022 году подпал под санкции Великобритании. При этом никакие ограничительные меры против самой компании не вводились.
ПИК (MOEX: PIKK) — крупнейший российский девелопер. Санкции против компании не вводились, весь ее бизнес находится в РФ, поэтому решение менеджмента перестать публиковать финансовые результаты особенно сложно понять. Единственным объяснением может служить только тот факт, что под ограничительные меры подпал второй по величине акционер застройщика — ВТБ, он владеет 18,74% бумаг ПИК.
«Инарктика» (MOEX: AQUA) — это крупнейшая российская компания в секторе товарного выращивания рыбы, основные активы которой расположены на Северо-Западе России. В 2022 году из-за геополитической обстановки предприятие столкнулось с трудностями: основные поставщики комбикормов из Норвегии, Дании, Финляндии отказались от сотрудничества.
«Сургутнефтегаз» (MOEX: SNGS или SNGSP) — крупная энергетическая компания, которая добывает в России около 11% от всей извлекаемой нефти.
Сейчас предприятие готовится к новым западным санкциям и введению «потолка» цен на российскую нефть.
Чтобы минимизировать эффект от этих ограничений, менеджмент перестраивает свой экспорт, поэтому компания на время отказалась от публикации финансовых результатов.
Отказ публиковать отчетность негативно сказывается на фондовом и финансовом рынке — на это обращали внимание и Мосбиржа, и ЦБ. По словам директора департамента листинга биржи Екатерины Нагаевой, новые правила снизили доверие к рынку и повысили риски инвесторов.
Сейчас каждый эмитент сам решает, какой объем информации он хочет раскрыть, но Мосбиржа рекомендовала сохранять «разумный» объем раскрытия и выделила список обязательных для раскрытия существенных фактов.
ЦБ в своем отчете указывал, что отказ от раскрытия информации, если он продлится «чрезмерно долго», может привести к «искажениям, неэффективному распределению ресурсов в финансовом секторе и экономике, накоплению чрезмерных рисков в финансовых организациях».
Пока точно неясно, когда компании вернутся к полному раскрытию информации, так как право эмитентов не раскрывать определенную информацию уже один раз переносили. За возврат к прозрачности выступают ЦБ и Минфин, но, вероятно, окончательное решение будет принимать правительство этой весной.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.
Ошибки эмитентов при раскрытии информации на рынке ценных бумаг
Вопросы раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, несмотря на многочисленные публикации по данной теме, а также наличие обширной судебной практики, остаются актуальными и в настоящее время.
Безусловно, благодаря активной деятельности ФСФР России и ее территориальных органов, а также вышеперечисленным факторам общая ситуация раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг значительно улучшилась.
Все больше эмитентов раскрывают информацию с соблюдением сроков, объема и порядка, установленных нормативными правовыми актами.
Однако количество возбуждаемых РО ФСФР России в ЦФО (с 01.09.2013 г. — МУ СБР в ЦФО (г. Москва)) административных дел по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) по-прежнему остается значительным.
Хочется обратить внимание на то, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.
19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возникает и в том случае, если из всего огромного списка документов и информации, подлежащих раскрытию, эмитентом не раскрыт только один документ или представлена недостоверная/ вводящая в заблуждение информация только в одном пункте ежеквартального отчета или другого раскрываемого документа.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки эмитентов, допускаемые ими при раскрытии информации, повторение которых может служить основанием для привлечения к административной ответственности.
Раскрытие информации о стоимости изготовления копий документов общества
В соответствии с п. 1.11 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 04.10.2011 г.
№ 11-46/пз-н (далее — Положение), эмитент должен опубликовать на странице в сети Интернет банковские реквизиты своего расчетного счета (счетов) для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в п. 1.
11 Положения, и размер (порядок определения размера) таких расходов. В настоящее время у большого числа эмитентов на странице в сети Интернет выявляется отсутствие такой информации.
При этом необходимо учитывать, что, если копии поименованных выше документов предоставляются бесплатно, это обстоятельство обязательно должно быть указано на странице в сети Интернет.
Указание «копии документов предоставляются за плату, не превышающую расходы по их изготовлению», по мнению автора, не может считаться надлежащим определением порядка, так как не позволяет заинтересованному лицу оценить расходы, которые могут возникнуть в связи с заявленным им требованием по предоставлению копий.
СеминарДмитрия Оленькова
Семинар
Обзор требований новой редакции Положения о раскрытии информации 714-п. Взаимодействие с акционерами. Внесение информации в Федресурс. Обзор новых требований по раскрытию, предусмотренных ст. 30 ФЗ о РЦБ
(Программа семинара может быть дополнена с учётом происходящих изменений в законодательстве)
19-20 октября 2021 г.
АНО ДПО «Бизнес школа МФЦ» приглашает принять участие в работе нашего совместного с Информационным агентством «Интерфакс – ЦРКИ» (г.
Брянск) консультационного семинара, посвященного анализу НОВЫХ требований по раскрытию информации, анализу требований по раскрытию информации и предстоящим изменениям в требованиях к раскрытию, а также новым нормативным актам Банка России в сфере корпоративных отношений, в том числе новым Стандартам эмиссии. с 1 октября 2021 года (Положение Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»
Темы семинара (по дням):
19 октября 2021 г. (10.00-17.00) «Обзор требований новой редакции Положения о раскрытии информации 714-п. Взаимодействие с акционерами. Внесение информации в Федресурс»
20 октября 2021 г. (10.00-17.00) «Обзор новых требований по раскрытию, предусмотренных ст. 30 ФЗ о РЦБ: отчёт эмитента, сущфакты, отчётность по МСФО и РСБУ. Дополнительные требования для ПАО»
Время проведения: 19-20 октября 2021 г. с 10.00 до 17.30 час.
Место проведения: г. Брянск, ул.Дуки,59/11, Образовательный центр НЕО (Бизнес школа МФЦ).
- Приглашаем: руководителей компаний, бухгалтеров, корпоративных юристов, специалистов, отвечающих в акционерном обществе за раскрытие информации и корпоративные действия.
- Ведущий семинара: Оленьков Дмитрий Николаевич — директор Центра раскрытия корпоративной информации Интерфакс, член Совета директоров ПАРТАД, ведущий эксперт в области раскрытия информации, участник разработки новой редакции Положения о раскрытии информации.
- 19 октября 2021 года
«Обзор требований новой редакции Положения о раскрытии информации 714-п. Взаимодействие с акционерами. Внесение информации в Федресурс»
Акционерная форма собственности, даже при сравнительно небольшом количестве акционеров, накладывает на АО дополнительные обязательства, связанные с раскрытием информации, соблюдением требований законодательства по взаимодействию с акционерами. В связи с этим важно разобраться, какие новые требования к раскрытию информации предъявляет к АО новая редакция Положения о раскрытии информации №714-п, вступающая в силу с 1.10.2021.
В россии компании будут раскрывать финансовую отчетность с 1 июля
МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Российские компании с 1 июля должны будут начать раскрывать финансовую отчетность, так как право не раскрывать ее или делать это в ограниченном объеме заканчивает свое действие. Банк России и Минфин РФ продолжают выступать за раскрытие финансовой отчетности, при этом министерство допускает, что могут быть исключения.
Право не раскрывать финансовую информацию или делать это частично появилось у российских компаний в марте 2022 года. Банк России также разрешал до 1 июля 2023 года не раскрывать чувствительную к санкционным рискам информацию о конечном бенефициаре владельца организации, выпускающей цифровые финансовые активы.
Как ранее заявлял директор департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Чебесков, Минфин рассчитывает, что эмитенты начнут раскрывать свою отчетность со второго полугодия 2023 года, в том числе за те периоды, в которые они имели право не раскрывать финансовую информацию или делать это в ограниченном объеме.
В конце марта 2023 года правительство РФ подготовило перечень мер по расширению инвестиционной активности в экономике, а также на стратегической сессии в кабмине определило пять направлений для развития российского финансового рынка. Говоря об одном из направлений, первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов озвучивал предложение кабмина возобновить определенное раскрытие информации эмитентами, чтобы не нанести им вреда.
С июля 2023 года банки начнут раскрывать информацию о самом факте реорганизации, а также частично информацию о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность банков, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования. Вместе с тем с учетом стабилизации экономической ситуации в РФ и восстановления прибыльности банковского сектора регулятор принял решение не продлевать послабления, которые по плану заканчивают свое действие в первой половине 2023 года.
Послабления, которые также завершат свое действие 1 июля
Так, не будет продлена отсрочка при формировании резервов на возможные потери по ссудам, прочим активам и условным обязательствам кредитного характера юридических лиц. В ЦБ пояснили, что продление меры нецелесообразно с учетом восстановления прибыльности сектора и предоставленных долгосрочных послаблений по надбавкам к достаточности капитала.
Не будет продлена мера, позволяющая не признавать дефолт по заемщику, обусловленный действием мер ограничительного характера. Прекращение действия меры синхронизировано с отменой отсрочки по доформированию резервов по юридическим лицам. Также банкам будет нельзя использовать «старые» отчетности в отношении юридических лиц — эмитентов и контрагентов.
Ранее ЦБ РФ сообщил, что планирует до конца 2023 года предоставить право кредитным организациям не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию.
Речь идет о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах, связанных с этим существенных условиях реорганизации, часть информации о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность банков, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.