Оспаривание отказа в приеме в 10 класс 2023
Законных оснований, по которым ребенка могут не принять в 10 класс, не так много, но они есть.
Это и двойки в аттестате, и достижение ребенком совершеннолетия, и отсутствие мест в школе. Подробнее ниже.
Двойки в аттестате или по результатам ОГЭ
Структура школьного образования выглядит следующим образом:
При этом каждый последующий этап возможен только при успешном окончании предыдущего (ч. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Хотя бы один «неуд» в аттестате или за ОГЭ говорит о том, что ребенок не освоил программу основного общего образования (9 классов). Следовательно, он не может быть допущен к освоению среднего общего образования, то есть в 10 класс такого ученика школа не примут и будет правы.
Достижение ребенком 18 лет
Всё та же ч. 5 ст. 66 закона «Об образовании» гласит, что обязательность получения среднего общего образования (11 классов) сохраняется только до тех пор, пока ученику не исполнится 18 лет.
Конечно, совершеннолетний девятиклассник — явление редкое, но вполне возможное. Поэтому если случилось так, что к моменту окончания 9 класса ребенку уже есть восемнадцать, школа вправе отказаться принимать его в 10 класс.
В школе нет мест
В силу ч. 4 ст. 67 закона «Об образовании» школа может не принять ребенка в 10 класс по причине отсутствия свободных мест.
Но! Это не значит, что дорога в 10 класс закрыта вообще: в такой ситуации родителям следует обратиться в региональное управление образования с заявлением о зачислении в другую школу — ту, где места есть.
Ребенок не прошел отбор в профильный класс
Школы очень часто склонны формировать старшие классы профильными — с углубленным изучением тех или иных предметов. И здесь правила отбора устанавливает само учебное заведение в соответствии с нормами регионального законодательства.
Например, одним из условий может быть отсутствие в аттестате или по результатам ОГЭ оценок ниже четверки. Всё это вполне законно, но есть один нюанс:
Если ребенок собирается в 10 класс в школу по месту прописки, принять его обязаны даже с тройками в аттестате или за ОГЭ.
Руководство школы может попытаться отказать, ссылаясь на то, что обычного 10 класса в школе не будет, а будут только профильные. Но закон в этом случае на стороне ученика:
Для этого даже необязательно набирать еще один 10 класс: закон не запрещает делить детей на «профильных» и «обычных» в пределах одного класса. Например, в классе 25 человек, из них 15 получают образование по профилю, а остальные 10 — без углубленного изучения отдельных предметов.
Да, для школы это не совсем удобно — придется составлять отдельное расписание, но закон превыше комфорта работников образования.
Совет: ознакомьтесь с Порядком индивидуального отбора в профильные классы вашего региона. Возможно, ваш ребенок соответствует прописанным в них условиям.
Итак, мы перечислили все законные основания, по которым ребенка могут не принять в 10 класс. Что же делать, если руководство школы озвучивает совсем другие причины, например тройки в аттестате? Жаловаться. Куда и как — сейчас расскажем.
Что делать, если ребенка не берут в 10 класс: пошаговая инструкция
Ребенка не хотят брать в 10 класс из-за троек в аттестате, не совсем примерного поведения или по другим причинам — это незаконно! Рекомендуем действовать по следующей схеме:
1. Получение письменного мотивированного отказа в зачислении ребенка в 10 класс.
Не предоставить такой отказ вам не могут, вы ведь писали заявление на зачисление ребенка в 10 класс, значит, по нему должно быть принято решение. Не дают? Ничего страшного: напишите запрос и отправьте его в школу заказным письмом с отметкой о вручении адресату. В пределах одного населенного пункта письма доставляются быстро, поэтому много времени вы не потеряете.
Жаловаться можно в управление образования по вашей области (краю, республике и т. д.) или в прокуратуру района, на территории которого расположена школа.
Еще лучше — убить сразу двух зайцев, то есть подать жалобу в управление образования, а копию — в прокуратуру.
Есть еще суд, но в данном случае это совсем крайняя мера — судебный процесс может затянуться на долгие месяцы, а в сентябре ребенок уже должен быть в школе.
Как написать жалобу: рекомендации и образец
Вот несколько выдержек из нормативно-правовых актов, которые могут помочь не только в составлении жалобы, но и в предварительной беседе с директором школы — возможно, после этого необходимость в подаче жалобы отпадет:
- ст. 5 закона «Об образовании»: ч. 3 гарантирует каждому доступ к бесплатному среднему общему образованию;
- ст. 67 закона «Об образовании»: в соответствии с ч. 4 прием в
- государственную или муниципальную школу детей, проживающих на территории, за которой эта школа закреплена, обязателен, а в силу ч. 5 отказ в зачислении возможен исключительно по причине отсутствия в школе свободных мест;
- ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в зачислении ребенка в 10 класс может обойтись руководству школы штрафом от 30 000 до 50 000 рублей, а самой учебному заведению — от 100 000 до 200 000 рублей.
Чтобы не тратить время на составление жалобы, предлагаем воспользоваться готовым образцом, который вы можете найти в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.
***
Школа имеет право не взять ребенка в 10 класс, но оснований для этого немного. Если отказ в зачислении явно незаконен, его можно и нужно обжаловать — никто не может лишать детей права на образование.
***
Еще больше полезной информации — в рубрике «Образование».
Правила приема в 10 класс в 2023 году: по каким причинам могут не взять, как обжаловать отказ
У ребенка в аттестате за 9 класс есть тройки. Он хотел бы продолжить обучение в 10 классе. Но в нашей школе набирают только профильные классы, куда сыну не хватает баллов. Могут ли нам отказать в приеме в 10 класс?
— На самом деле это распространенная ситуация. Родители выпускников 9-х классов часто сталкиваются с отказом в зачислении детей в 10-й класс. В качестве причин может значиться отсутствие мест или не прохождение по «среднему баллу». В статье расскажем, кого не возьмут в 10 класс и что делать в случае неправомерного отказа.
Чем регламентируется прием ребенка в 10 класс
В ч.3 ст.5 273-ФЗ «Об образовании» каждому человеку гарантирован доступ к общему среднему образованию.
На основании ч.5 ст.66 273-ФЗ «Об образовании» начальное, основное, среднее общее образование являются обязательными. Поэтому получение аттестата за 9 класс не является основанием для отчисления ребенка из школы, если он желает продолжить обучение в 10 классе.
Порядок приема в 10 класс не регулируется федеральным законодательством. Он опирается на региональные правовые нормы и должен быть прописан школой в уставе или положении. При этом ст.67 273-ФЗ «Об образовании» предусмотрен обязательный прием всех граждан, желающих продолжить обучение соответствующего уровня.
Обязательно ли идти в 10 класс, если не поступил в колледж
Ребенок обязан учиться до 18 лет, пока не получит среднее общее образование. Выпускник 9 класса может продолжить обучение в школе или лицее, колледже или техникуме, либо в форме семейного/самообразования.
Таким образом, ребенок может досрочно прекратить обучение в школе только в случае перевода на другую форму получения образования (из очной – на семейное или вечернее), либо — в другую школу или колледж.
Может ли школа проводить конкурсный отбор в 10 класс
Образовательные учреждения имеют право организовать классы для обучения по узкопрофильным направлениям: физико-математическому, гуманитарному, химико-биологическому, техническому и пр. Школьники сами выбирают нужный им профиль обучения из числа имеющихся.
При приеме в профильные классы с углубленным изучением предметов школа вправе проводить конкурс с учетом индивидуальных достижений и оценок.
Набор по конкурсу в профильные классы проводят в соответствии с региональными нормативными документами, а также внутренним школьным регламентом согласно ч.5 ст.67 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Поэтому, чтобы понять, правомерно ли проведение конкурса для приема в 10 класс, нужно изучить региональное законодательство, а также локальные документы, утвержденные школой.
Какие документы нужны для приема в 10 класс
Для того чтобы продолжить обучение в школе, необходимо написать заявление о приеме в 10 класс и предоставить его в школу в двух экземплярах. Один экземпляр следует передать секретарю школы, а второй — забрать с отметкой о получении.
К заявлению прилагается паспорт или свидетельство о рождении, а также аттестат об общем образовании.
Когда начинается набор в 10 класс
Обычно документы для зачисления в 10 класс начинают принимать с конца июня-начала июля, после подведения итогов ОГЭ. Но единые даты отсутствуют – их определяют региональные власти.
Итоговые рейтинги по зачислению детей в профильные и общеобразовательные 10 классы публикуются до 31 августа. Части при формировании списков учитывают дату получения документов, поэтому чем раньше подать заявление, тем больше шансов стать десятиклассником.
С какими оценками возьмут в 10 класс
Ребенка могут взять в первый класс, если он сдал ОГЭ и получил аттестат, то есть с оценками не ниже тройки.
Гид по ОГЭ-2023: правила, расписание, какие предметы сдавать, минимальные баллы
Также школа вправе утвердить минимальный балл по ОГЭ для зачисления в профильный 10 класс. Рекомендованный порог баллов утвержден Рособрнадзором, хотя он не обязателен к применению.
Минимальные баллы по ОГЭ для зачисления в профильный класс в 2023 году
Предмет | Количество баллов |
Русский язык | 26 |
Математика | для естественнонаучного и экономического профиля — от 18 для физико-математического – от 19 |
Физика | 31 |
Химия | 27 |
Биология | 33 |
География | 23 |
Обществознание | 29 |
История | 26 |
Литература | 32 |
Информатика | 14 |
Иностранный язык | 55 |
По каким причинам могут отказать в приеме в 10 класс
Отказать в приеме в 10 класс из-за низкой успеваемости, непрохождения конкурса, места жительства или личного отношения к школьнику не могут. Но есть несколько законных оснований для отказа.
Отсутствие мест
Единственная законная причина, по которой школьнику могут отказать в зачислении в 10 класс, это отсутствие мест (на основании ч.4 ст. 67 273-ФЗ «Об образовании»).
Но даже если в школе отказались принимать ребенка, это не значит, что в 10 класс он не пойдет. Родителям необходимо обратиться в департамент образования с заявлением о зачислении ребенка в другое образовательное учреждение, где есть места.
С тройками
Если у ребенка в аттестате за 9 класс имеются тройки, возможно, что учителя предложат ему забрать документы и прекратить обучение. Но если ребенок желает продолжить учиться, то школа не имеет права отказаться принимать заявление от ученика с удовлетворительными оценками в аттестате. Школьнику, имеющими тройки, не могут отказать в зачислении при условии:
- наличия свободных мест;
- успешной сдачи ОГЭ;
- получения аттестата.
В случае если в данной школе нет мест, то территориальные органы управления образованием обязаны обеспечить возможность продолжения обучения в другой школе города, где есть свободные места.
Без прописки
При приеме ребенка в 10 класс не учитывается принцип территориальной привязки.
Учащиеся вправе выбрать образовательное учреждение по своему усмотрению (на основании ст.34 273-ФЗ «Об образовании»). То есть они могут продолжить обучение в той же школе или выбрать — другую.
Если в школе, в которой ребенок закончил 9 классов, нет мест, то родители могут обратиться в департамент образования для устройства ребенка — в другую.
Если в школе только профильные классы
Школа и территориальные органы управления образованием обязаны гарантировать доступность образования всем выпускникам 9 классов, желающим продолжить обучение.
Чтобы обеспечить это право школьникам, помимо профильных классов, должны быть организованы и универсальные, для всех желающих.
Следить за тем, чтобы мест в 10 классах было достаточно, должны в региональных органах управления образованием.
При этом школа имеет право принимать детей только на профильное обучение, если желающие учиться в общеобразовательном классе отсутствуют или поступить по одному из профилей могут все желающие.
Даже если школа набирает только профильные классы, то ребенок, не прошедший отбор, может продолжить обучение в другой школе с учетом территориальной доступности. В любом случае школьнику должны гарантировать возможность получения образования в непрофильных классах, в которые принимают всех желающих, имеющих аттестат об основном общем образовании.
Двойки в аттестате или по ОГЭ
Школьника переводят на следующий этап обучения только после успешного окончания предыдущего этапа (на основании ч.5 ст.66 273-ФЗ «Об образовании»).
Если у ребенка есть двойки или он не сдал ОГЭ, это говорит о том, что он не освоил программу среднего общего образования. Ему не выдадут аттестат и не переведут в 10 класс. Школьника оставят на повторное обучение в 9 классе и дадут возможность пересдать ОГЭ.
Достижение ребенком 18 лет
Право получения ребенком среднего общего образования сохраняется за ним до достижения 18 лет. Если школьник достиг совершеннолетия, то школа может отказаться брать его в 10 класс.
Конституционный Суд РФ признал нарушением отказ в зачислении ребенка в десятый класс
Такое решение Конституционный суд вынес в Постановлении от 23 июля 2020 г. №39-П по жалобе гражданина И.И. Пикулина. Судьи пришли к выводу, что нормы Федерального закона «Об образовании в РФ» (п.1 ч.1 ст. 61 и ч. 5 ст. 67) не противоречат Конституции, но сделали оговорку.
Они отметили, что эти нормы предполагают обязательное продолжение обучения в школе для тех, кто освоил программу основного общего образования, но не прошел конкурс в профильный класс.
Правда, такому ребенку не могут гарантировать обучение в той же школе, а могут предложить продолжить обучение – в другой, территориально доступной. Территориальная доступность не обязательно означает пешую доступность. Ребенку могут предложить ближайшее учебное заведение, где будет набираться 10 класс с общеобразовательной программой.
Кроме того, КС отметил, что образовательная организация должна заблаговременно информировать детей и родителей о предстоящем отборе.
Таким образом, Конституционный Суд РФ разрешил отчислять школьников, не прошедших в профильные классы, но при условии их поступления в другую школу.
Куда жаловаться на отказ в зачислении ребенка в 10 класс
Если ребенку незаконно отказывают в зачислении в 10 класс и лишают его права на бесплатное получение образования, то родители могут подать жалобу (согласно ч.5 ст.66, ч.3,5 ст.67 ФЗ-273 «Об образовании»):
- в школу;
- в местный отдел образования;
- в отделение Рособрнадзора;
- в прокуратуру по месту жительства.
Жалобу можно подать из-за отказа принять ребенка в 10 класс из-за троек в аттестате или отсутствия прописки, либо на отсутствие достаточного количества мест в универсальных классах.
Незаконный отказ в зачислении ребенка в 10 класс является административным правонарушением и преследуется согласно ст.5.57 КоАП. Данная статья предусматривает штрафы:
- для должностных лиц – 30000-50000 р.;
- юридических лиц – 100 000 – 200 000 р.
Краткое содержание
Перечень оснований для отказа в приеме ребенка в 10 класс законодательно ограничен. Правила и критерии отбора детей в 10 класс должны быть четко прописаны в региональном Постановлении или внутреннем акте школы.
В школе нет мест – должны устроить ребенка в другую школу | Тройки в аттестате |
Непрохождение конкурса в профильный класс – при условии устройства в общеобразовательный | Отсутствие прописки |
Двойки в аттестате, несданный ОГЭ – школьника оставят на повторное обучение в 9 классе | Личное отношение к школьнику |
Школьнику исполнилось 18 лет |
Если ребенка незаконно лишают права на продолжение образования в школе, отказ можно обжаловать.
Кс разобрался, можно ли не принимать учеников в старшие классы — новости право.ру
Конституционный суд опубликовал постановление, в котором оценил соответствие Конституции положений закона «Об образовании» относительно отбора в профильные классы с углублённым изучением определённых предметов.
В этом сюжете
Дочь заявителя Игоря Пикулина не приняли в 10 класс школы, в которой она училась, и отчислили с аттестатом о получении основного общего образования.
Причиной стало то, что для старших классов в образовательном учреждении предусмотрено профильное обучение с углублённым изучением отдельных предметов.
Отбор туда проходит на основании рейтинга успеваемости и личных достижений. Дочь Пикулина его не прошла.
Её отец подал иск к образовательной организации и департаменту образования администрации Омска. Он требовал признать это решение незаконным и зачислить дочь в 10 класс. Центральный районный суд Омска отказал в иске, поскольку ч. 5 ст.
67 закона № 273-ФЗ «Об образовании» даёт образовательным организациям право проводить отбор при наборе на профильное обучение. Наличие только классов с углублённым изучением некоторых предметов для учащихся, которые получают среднее общее образование, суд также не счёл нарушением.
К тому же дочь Пикулина зарегистрирована не на территории, закреплённой за школой, с которой он судился.
https://www.youtube.com/watch?v=wqxnFmE03U8\u0026pp=ygVJ0J7RgdC_0LDRgNC40LLQsNC90LjQtSDQvtGC0LrQsNC30LAg0LIg0L_RgNC40LXQvNC1INCyIDEwINC60LvQsNGB0YEgMjAyMw%3D%3D
Омский областной суд подтвердил решение первой инстанции. В передаче жалобы в кассационную инстанцию Пикулину отказали.
Пикулин считает, что п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 5 ст.
65 закона «Об образовании» дают общеобразовательному учреждению возможность отчислить учащегося без согласования с его родителями после получения основного общего образования и лишить школьника права на получение среднего общего образования в той же организации. По мнению Пикулина, это нарушает конституционные права на образование и свободное развитие человека.
Конституционный суд подчеркнул, что среднее общее образование является таким же обязательным, как и основное, и на него распространяются те же законные гарантии.
Образовательные организации имеют право вводить профильные курсы, выбирать образовательные и учебно-методические технологии, но обязаны при этом выполнять требования законодательства об образовании и в полном объёме реализовывать право учащихся на образование.
Отказать в приёме учащегося государственная или муниципальная образовательная организация может лишь в строго ограниченном числе случаев.
К ним относится и индивидуальный отбор для профильного обучения или углублённого изучения отдельных предметов, указал КС.
При этом как приём в образовательную организацию может быть оформлен и переход на ступень среднего общего образования после окончания основного общего образования в той же организации.
В то же время результаты вступительных испытаний при отборе в профильные классы не могут служить основанием для отчисления учащихся. Порядок такого отбора определяет региональный законодатель. В Омской области такими полномочиями обладают органы исполнительной власти, которые осуществляют госуправление в сфере образования.
В этом сюжете
Конституционный суд отметил, что в разных субъектах страны вопросы отбора в учебные заведения регулируют по-разному. В одних регионах, в том числе в Омской области, такой порядок установлен в подзаконных актах, в других – в законах. Второй вариант предпочтительнее в силу важности этой проблемы, подчеркнул КС.
Вопрос о возможности отчисления тоже решён в регионах по-разному: некоторые из них, например Воронежская область и Бурятия, установили, что отказ по итогам отбора в профильный класс не является основанием для отчисления, в других субъектах страны определён только порядок испытаний, но не их последствий для учащихся.
КС указал, что право устанавливать индивидуальный отбор, закрепленное ч. 5 ст. 67 закона «Об образовании», не может быть основанием для лишения возможности продолжить обучение в конкретной организации без гарантий получения среднего общего образования в другом образовательном учреждении (с учётом его транспортной доступности).
В то же время этот закон, как и Федеральный стандарт среднего общего образования, не запрещает формировать только профильные 10 и 11 классы и допускает, что учащиеся не смогут продолжить обучение в той же образовательной организации без углублённого изучения предметов.
Конституционный суд отметил, что первостепенное значение в вопросах образования имеют интересы несовершеннолетних учащихся, а не персонала образовательных учреждений. Именно интересами детей должны руководствоваться законодатели на федеральном или региональном уровне.
В том числе органы госвласти и муниципального самоуправления должны учитывать их, если образовательная организация создаёт профильные классы при отсутствии возможности дать среднее образование без углублённого изучения предметов.
В таких случаях полномочные органы должны конкретизировать механизмы, которые гарантируют права учащихся, желающих получить образование по общему профилю.
В том числе следует заранее информировать их и их родителей о запланированном отборе, чтобы они могли подготовиться к нему или учли, что должны будут перейти в другую школу, если не готовы к углублённому обучению.
Таким образом, п. 1 ч. 1 ст. 61 и ч. 5 ст. 65 закона «Об образовании» по своему правовому смыслу не противоречат Основному закону, указал Конституционный суд.
При этом данные нормы подразумевают обязанность властей обеспечить непрерывность обучения детей по общеобразовательным программам среднего образования.
Иное понимание этих положений необоснованно ограничивает права учащихся, которые хотят продолжить обучение по общему профилю.
https://www.youtube.com/watch?v=wqxnFmE03U8\u0026pp=YAHIAQE%3D
При этом пересматривать дело Пикулина теперь нет смысла, поскольку его дочь уже продолжила обучение в другой образовательной организации, добавил КС.
Решение Верховного Суда РФ от 18.08.2022 N АКПИ22-460
- ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Именем Российской Федерации
- РЕШЕНИЕ от 18 августа 2022 г. N АКПИ22-460
- Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Е.,
с участием прокурора Власовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.
о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458,
установил:
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г.
N 458 (далее — Приказ) утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — Порядок). 11 сентября 2020 г.
нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России), N 59783, и опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru).
Пунктом 17 Порядка установлено, что прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в пунктах 9, 10 и 12 Порядка, а также проживающих на закрепленной территории, начинается 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года (абзац первый). Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение детей, указанных в абзаце первом этого пункта, в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс (абзац второй).
К.
обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующими абзац первый пункта 17 Порядка в части установления срока для приема заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в пункте 12 Порядка, в период с 1 апреля по 30 июня текущего года, а абзац второй этого же пункта в части установления срока издания руководителем общеобразовательной организации распорядительного акта о приеме на обучение детей, указанных в абзаце первом этого пункта, в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс, ссылаясь на их противоречие положениям пункта 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также — СК РФ), части 3.1 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) и нарушение права ее дочери на преимущественный прием на обучение в первый класс в то же образовательное учреждение, в котором в десятом классе продолжит обучение старшая дочь.
В обоснование заявленного требования административный истец указала, что установленные оспариваемыми в приведенной части пунктами Порядка сроки зачисления детей в первый класс лишают права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию детей, полнородные и неполнородные братья или сестры которых в том же году оканчивают обучение по программе основного общего образования (девятый класс) и успешно проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА), поскольку распорядительный акт о прекращении образовательных отношений в связи с завершением обучения старшего ребенка в таком случае будет издан раньше, чем распорядительный акт о возникновении образовательных отношений между образовательной организацией и младшим ребенком. При этом на дату зачисления старших детей в десятый класс при принятии ими решения о продолжении обучения и получении среднего общего образования установленный оспариваемыми положениями Порядка срок зачисления в первый класс младших детей истечет.
Административный истец К. в судебном заседании поддержала заявленное требование и просила его удовлетворить.
Административный ответчик Министерство просвещения Российской Федерации (далее также — Минпросвещения России) и заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях (отзыве) на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением установленного порядка, оспариваемые нормы не противоречат актам большей юридической силы и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представители Минпросвещения России А. и Минюста России М. поддержали изложенные в возражениях и письменном отзыве правовые позиции, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом N 273-ФЗ, частью 8 статьи 55 которого установление порядка приема на обучение по основным общеобразовательным программам отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, согласно пункту 1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г.
N 884, является Минпросвещения России, которое на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает порядок приема на обучение по основным общеобразовательным программам (подпункт 4.2.
21 пункта 4 названного положения).
- Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
- Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ).
- В силу части 1 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с данным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
- Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 273-ФЗ (часть 2 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ).
Часть 3.1 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ предоставляет детям право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.
- Аналогичное положение содержится также в абзаце втором пункта 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации и абзаце первом пункта 12 Порядка.
- По смыслу части 4 статьи 53, части 4 статьи 61 Федерального закона N 273-ФЗ основанием как для возникновения, так и для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение либо, соответственно, об отчислении обучающегося из этой организации.
- Согласно части 1 статьи 61 данного закона образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в связи с получением образования (завершением обучения) либо досрочно по основаниям, установленным частью 2 этой статьи.
- Следовательно, предусмотренное указанными выше нормами федерального законодательства право преимущественного приема детей на обучение распространяет свое действие в период обучения в образовательной организации их полнородных и неполнородных братьев и (или) сестер, то есть до издания организацией распорядительного акта об отчислении обучающегося по любому из оснований, предусмотренных данным законом.
- Закрепляя право на общедоступное, бесплатное обучение по основным общеобразовательным программам в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
- Реализация федеральным органом государственной власти возложенных на него полномочий, в свою очередь, должна осуществляться на основе закрепленных в законе принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, максимально учитывать интересы всех детей и исходя из соображений баланса указанных интересов не допускать необоснованного предоставления дополнительных гарантий прав лицам, которым они не предоставлены законом.
- Суд считает заслуживающим внимания утверждение административного ответчика о том, что установленные Порядком сроки приема заявлений обеспечивают баланс интересов всех категорий детей, поступающих в первый класс, изменение данных сроков повлечет необоснованное предоставление права преимущественного приема поступающим, чьи полнородные и неполнородные брат и (или) сестра отчисляются из образовательной организации в связи с завершением обучения по образовательным программам основного общего образования без продолжения обучения по образовательным программам среднего общего образования в той же организации или в связи с завершением обучения по образовательным программам среднего общего образования.
- Вопреки доводам административного истца оспариваемые в части положения Порядка, устанавливающие общие сроки приема заявлений и издание распорядительного акта о приеме на обучение в первый класс детей, имеющих право преимущественного приема на обучение, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не содержат предписаний, ограничивающих право на получение образования.
- Иные доводы административного истца связаны с необходимостью внесения изменений и дополнений в оспариваемый нормативный правовой акт, что относится к полномочиям Министерства просвещения Российской Федерации, которые в силу принципа разделения государственной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти самостоятельно.
- С учетом того, что Порядок в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
- Руководствуясь статьями 175 — 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
- решил:
в удовлетворении административного искового заявления К. о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
Может ли школа отказать в приеме в 10 класс?
Здравствуйте, Мария. Прикрепленный вами файл, не имеет отношения к вопросу. Может быть вы хотели прикрепить документ касаемо сути вашего вопроса, прикрепите, пожалуйста, тогда.
По существу заданного вопроса:
В соответствии с ч.5 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Но у вас речь идет о приеме на профильное обучение.
В этом случае организация индивидуального отбора при приеме для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст.
67 Закона об образовании).
Если вы, указав Москву в тексте своего вопроса, полагаете верным для решения вопроса обучения ребенка, то в силу п.
10 Порядка и случаев организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные образовательные учреждения МО и муниципальные образовательные организации в МО для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) для профильного обучения
Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется комиссией путем составления рейтинга обучающихся, в том числе учитывающего: средний балл четвертных, полугодовых, годовых отметок «хорошо» и «отлично» по учебным предметам за предшествующий и (или) текущий период обучения; средний балл итоговых отметок «хорошо» и «отлично» по учебным предметам за курс основного общего образования; результаты государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования; наличие документов, подтверждающих достижения (победные и призовые места) в олимпиадах, интеллектуальных и спортивных состязаниях, конкурсных мероприятиях в области искусства, научно-исследовательской деятельности, научно-технического творчества, спорта различных уровней (школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного) за последние 2 года.
Родители (законные представители) обучающихся подают заявление об участии в индивидуальном отборе на имя руководителя образовательной организации по форме, установленной локальным нормативным актом образовательной организации, до даты начала индивидуального отбора, установленной организацией в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, что следует из п.4 Порядка.
Основанием для зачисления в образовательную организацию являются результаты индивидуального отбора, утвержденные решением педагогического совета о зачислении (отказе в зачислении) в образовательную организацию, которое доводится до сведения обучающихся, родителей (законных представителей) и размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет», на информационном стенде образовательной организации не позднее 7 календарных дней после проведения индивидуального отбора.
24 декабря 2019, 12:26
Оспаривание отказа в приеме в 10 класс: права и возможности
Получение государственной или муниципальной общеобразовательной основной программы на очной форме обучения считается обязательным для всех желающих. Однако иногда заявления на зачисление в 10 класс могут быть отклонены по разным причинам. Оснований может быть много: от низкого уровня оценок в аттестате о среднем образовании до отсутствия документов, подтверждающих место жительства.
В таких случаях, по закону, имеются определенные права и возможности оспорить решение об отказе в приеме в 10 класс. В частности, каждый гражданин, которому была отказана в возможности получения образования в 10 классе, вправе подать жалобу на решение директора образовательной организации.
В основе оспаривания лежит конституционный принцип гарантирования права на получение образования. Более того, закрыть доступ к обучению без объективной причины является незаконным. Какие же возможности есть у выпускника 9 класса, которому отказали в приеме в 10 класс?
Прежде всего, стоит обратить внимание на законность принятого решения. Если оно не соответствует законодательству, то можно подать жалобу на отказать в приеме в 10 класс на основании незаконного действия. В случае, если обоснование отказа основано на оценках, можно попробовать оспорить данную позицию и предоставить примеры достижений в других областях знаний.
Дополнительно, если гражданин не согласен с результатами отбора на обучение в 10 класс, можно оспорить их на основании составленных комиссией критериев оценки. Обязательным условием является предоставление аттестата об окончании 9 классов и документов, подтверждающих место жительства.
Как видно, возможности оспорить отказ в приеме в 10 класс закреплены в законе. При этом важно не забывать о соответствующих документах и обращении в нужные органы, чтобы право на получение образования не было нарушено.
Правовой статус отказа
Отказ в приеме в 10 класс является законной мерой, которую имеют образовательные органы в праве применять. При этом, решение о том, кому отказать в обучении, принимается на основании отбора, который осуществляется в соответствии со всеми законными требованиями.
Отказ в приеме может быть обусловлен различными причинами, такими как низкие оценки, отсутствие обязательного аттестата о среднем образовании, несоответствие ученика возрастным ограничениям класса.
Незаконный отказ в приеме в 10 класс может быть обжалован выпускником с помощью официального заявления, в котором нужно указать все основания для обращения в образовательные органы. Имеющих жалобы на отказ в приеме в 10 класс можно обратиться в муниципальную или государственную комиссию, которая рассмотрит документы и вынесет законную резолюцию.
Отказ в приеме в 10 класс закреплен законодательством и данное право предоставлено директором общеобразовательной школы на основании конституционного закона. При этом, желающих поступить в 10 класс может быть больше, чем есть мест в школе, что обуславливает необходимость проведения отбора.
В целом, отказ в приеме в 10 класс не является незаконным действием. Это законная мера, которую могут принимать образовательные органы на основании закона. Для получения образования в других местах, например, в другой школе в районе по месту жительства, можно обратиться за законным правом.
Правовые основы отказа
Отказ в приеме в 10 класс может быть основан на законной основе. Какие основания могут быть законными? Во-первых, наличие отрицательных оценок по предметам, необходимым для достижения образовательной программы 10 классов, которые закреплены законом.
- Во-вторых, отсутствие документов об образовании, который могут получить выпускники других учебных заведений или жители других местностей, не имеющие права обучения на бюджетной основе в данном муниципальном образовании.
- В-третьих, отбор на государственную образовательную услугу посредством предоставления документов оценок за прошлые классы, которые могут оказаться недостаточными для принятия в 10 класс.
- В-четвертых, отсутствие мест в общеобразовательной школе для желающих продолжить обучение и достижения гарантированного права на бесплатное получение образования в соответствии с законом.
Какие могут быть незаконные причины отказа в зачислении в 10 класс? Незаконные могут быть отказы, основанные на дискриминационном отборе граждан по признакам национальности, религии и прочих факторов, не имеющих никакого отношения к получению образования в России.
Какие права имеют родители или учащиеся в случае незаконного отказа? Родители или учащиеся могут жаловаться в различные органы защиты своих прав, приводя аргументы и документы и требуя принять их в 10 класс заново. Конституционный суд РФ может в случае незаконного отказа признать его незаконным и обязать директора общеобразовательной школы принять учащегося в 10 класс.
Причины отказа
Отказ в приеме в 10 класс может быть обусловлен различными причинами.
- Отсутствие документов
- Незаконное место жительства
- Отсутствие мест
- Некоторые основания
Для поступления в 10 класс обязательно предоставление аттестата об общем образовании, иначе школа вправе отказать в зачислении.
Законодательством РФ закреплена обязательность обучения для всех граждан по месту их жительства. Если желающие получения образования не имеют официального зарегистрированного места жительства или проживают в незаконно занятых жильях, то им могут отказать в приеме в школу.
Образовательная организация имеет право отказать в приеме в зависимости от организованности процесса обучения и количества мест в конкретном классе. В этом случае принимается решение на основании отбора, который закреплен в законодательстве.