Отказ от услуг жкх в мкд 2023
Экономия — не единственный способ меньше платить за услуги ЖКХ. От одних услуг можно отказаться, а за другие попросить сделать перерасчет.
Рассказываем, какие услуги обязательно нужно оплачивать, что можно сделать для того, чтобы платить меньше и как полностью отказаться от тех услуг, которые не нужны.
От некоторых услуг ЖКХ можно отказаться и больше не оплачивать их. ru.freepik.com
За что приходится платить
На основании норм Жилищного кодекса РФ собственникам квартир нужно оплачивать следующее:
- содержание общего имущества в многоквартирном доме. Сюда входит оплата управления домом, ремонт общего имущества и его содержание, оплата коммунальных ресурсов, используемых для содержания и обслуживания общедомового имущества, в том числе лифта и прочей инфраструктуры;
- проведение капитального ремонта;
- потребленные коммунальные услуги, которые оказываются непосредственно собственнику квартиры. Сюда относится оплата за воду, отопление, газ, канализацию, электричество, вывоз мусора.
В некоторых случаях собственники жилья могут освобождаться от уплаты за капитальный ремонт. Но это возможно в случае, если дом признан аварийным или будет изыматься для государственных или муниципальных нужд.
Иногда собственники квартир самостоятельно проводят работы, относящиеся к капитальному ремонту общедомового имущества. Например, когда управляющая компания бездействует, а состояние подъезда плачевное.
После проведения работ те, кто оплатил их, направляют заявление о взаимозачете — чтобы потраченную сумму приняли в качестве оплаты за капремонт.
Но зачет расходов в счет оплаты капитального ремонта возможен только с согласия второй стороны — фонда капитального ремонта, а добиться этого часто не получается.
За капитальный ремонт подъезда платить нужно обязательно. realty.ria.ru
За что можно не платить
К услугам, за которые можно не платить, относят следующие:
- платежи за услуги, которые фактически не были оказаны;
- платежи, размер которых была рассчитана неверно.
Разобраться в отношении оплаты неверно посчитанных сумм можно уже по факту получения квитанций. Если не хочется платить за услуги, которые не были оказаны, это можно сделать сразу после прохождения периода, когда услуги не были получены.
Отказ от услуг на период временного отсутствия
Отказ от услуг ЖКХ на определенный период времени возможен при одновременном присутствии таких обстоятельств:
- не установлены счетчики;
- отсутствует техническая возможность поставить счетчики.
Нужно учитывать, что от определенных услуг отказаться нельзя даже в случае отсутствия жильцов квартиры. К таким услугам относят отопление, газ и расходы, связанные с обслуживанием общедомового имущества.
В случае отсутствия жильцов в течение 5 дней и более, например, на период отпуска, нужно обратиться в управляющую компанию за перерасчетом. В этом случае:
- плата за водоснабжение может быть пересчитана только в части квартиры. За ту воду, которая была израсходована на общедомовые нужды, платить придется в любом случае;
- то, что проживающие в квартире отсутствовали, нужно подтвердить документально.
Чтобы сделать перерасчет, собственник с документами, подтверждающими его отсутствие, и заявлением обращается в управляющую компанию. В качестве документа, подтверждающего отсутствие, можно использовать командировочное удостоверение. Дополнительно может потребоваться акт обследования, который подтвердит невозможность установить в квартире прибор учета.
На период отъезда из квартиры можно отказаться от определенных услуг ЖКХ и не оплачивать их. ru.freepik.com
Отказ от услуг на постоянной основе
По правилам предоставления коммунальных услуг собственники жилья имеют право на постоянной основе отказываться от определенных услуг, в которых они не нуждаются.
Отказ от пользования коллективной антенной
Для отказа от пользования коллективной антенной нужно:
- Обратиться в ЕИРЦ для получения справки об отсутствии задолженности по оплате антенны.
- Обратиться в региональную обслуживающую организацию для отключения услуги.
- Дождаться отключения антенны и получить справку, подтверждающую такой факт.
- Подать справку об отключении в ЕИРЦ для исключения пункта из квитанции.
Отключение радиоточки
Даже если радиоточка не используется по назначению и переквалифицирована в репродуктор, собственник может оставаться абонентом и платить за нее. Для отключения радиоточки можно обратиться в МФЦ с чеком на оплату пошлины за отключение услуг. После того, как услуга будет отключена, заявителю направляется соответствующее уведомление.
Если домом управляет ТСЖ или ЖСК и оплата за радиоточку осуществляется напрямую, для отказа от услуг радиовещания нужно обратиться непосредственно к поставщику услуг.
Отключение домашнего телефона
Многие продолжают платить за пользование стационарным телефоном, хоть фактически и не используют его. В зависимости от того, кто предоставляет услугу, порядок отключения может отличаться. Может потребоваться сделать следующее:
- Найти договор, на основании которого предоставляются услуги телефонной связи и изучить его положения.
- Оплатить долг по абонентской плате, если он есть.
- Оплатить стоимость отключения, если такая услуга предоставляется платно.
- Обратиться в офис телефонной компании и оформить заявление на отключение услуги.
Отключение домофона
Бывает, что собственники квартиры практически не пользуются домофоном. В таком случае можно оставить себе ключ от замка, но сам домофон отключить. Чтобы это сделать, нужно написать заявление на отключение. После этого номер на щитке домофона будет заблокирован и собственник квартиры перестанет платить за него.
Для своей квартиры можно отключить домофон и не платить за него. kvnews.ru
Отказ от пользования лифтом и мусоропроводом
Отказ от оплаты лифта допускается в случае, если собственники отдельных квартир не пользуются им. Например, это могут сделать те, кто владеет квартирами на первых двух этажах. Освобождение от оплаты мусоропровода возможно, если все жильцы дома прекратят им пользоваться. Например, если принято решение заварить мусоропровод по причине того, что в доме появились крысы или тараканы.
Как отключить ненужные услуги ЖКХ
На платежах за коммунальные услуги можно сэкономить, если отказаться от сервисов, которые вам не нужны. Читайте, как это сделать.
В статье рассказывается:
Сегодня у многих есть смарт-приставки для телевизора, которые позволяют смотреть сотни каналов в высоком качестве, не используя общедомовую антенну.
Чтобы сэкономить от 200 рублей в месяц, которые обычно взимают за использование антенны, обратитесь в офис фирмы, обслуживающей дом.
Там напишите заявление на отказ от услуги. Для этого не забудьте взять паспорт и квитанции, подтверждающие отсутствие задолженности перед компанией.
После приема заявления вам выдадут отрывной квиток. С его помощью вы сможете подтвердить, что расторгли договор, если в квитанции вдруг снова обнаружится выставленный за антенну счет.
Кстати, арендатор жилья написать подобное заявление без нотариальной доверенности от арендодателя не сможет. Если вы снимаете квартиру и хотите сэкономить, либо попросите владельца недвижимости лично написать заявление, либо составьте доверенность у нотариуса.
Как отключить радиоточку
Раньше радио служило одним из основных каналов распространения информации, поэтому квартиры нередко оснащали радиоточками.
Сегодня передачи государственных радиостанций через приемники слушают намного реже, и если для вас радиоточка потеряла актуальность, ее можно отключить.
В Петербурге и Москве для этого нужно обратиться в компанию «Российские сети вещания и оповещения». Связавшись с оператором по телефону, оставьте свои контактные данные и адрес.
Если оператор попросит назвать номер лицевого счета квартиры, посмотрите его в квитанции. Вас запишут на прием, где вы сможете составить заявление на отказ от радиоточки. Отключение услуги платное — 100 рублей.
Можно обойтись без предварительной записи, но живая очередь или очередь по талонам будет двигаться медленно: сначала примут тех, с кем уже назначили встречу по телефону.
В дистанционном режиме радиоточку отключить нельзя.
Как отказаться от газа
Даже если вы живете в многоквартирном доме, вы вправе отказаться от газа. Например, если решили готовить на электрической плите. В таком случае направьте заявление в УК и укажите соответствующую причину.
Установку и подключение новой плиты нужно согласовать с энергетической компанией (например, в Москве нужно обращаться в «Мосэнергосбыт»). Если домовые сети выдерживают нагрузку, вам разрешат установить электроплиту.
Останется расторгнуть договор с ГорГазом (в столице это «Мосгаз») в одностороннем порядке. По вашему заявлению приедут сотрудники организации, снимут газовые трубы и поставят заглушку.
Как не платить за отопление
Не вносить плату за отопление, даже если вы не живете в квартире, нельзя. Поскольку внутридомовая система теплоснабжения — общедомовое имущество, за него обязан платить каждый жилец.
Но есть вариант отказаться от центрального отопления и установить индивидуальный отопительный котел. Для этого потребуется согласовать схему его установки, заплатить за оборудование и монтаж, добиться официального ввода котла в эксплуатацию.
Если вы готовы к большим тратам денег и нервов, то сначала получите разрешение городской администрации на преобразования. Потребуется заполнить документ на переустройство или перепланировку и приложить проект организации отопительной системы. Обращение рассмотрят за 45 дней.
Далее вам отведут срок для установки газового или электрического котла, стоимость которого может превышать 100 000 рублей.
Когда оборудование установят, пригласите приемочную комиссию. Если все сделано правильно, вам выдадут акт о завершении переустройства в квартире. Дубликат этого документа комиссия направит в администрацию города.
Учитывая высокую стоимость газового котла, выгодно его приобрести в рассрочку. Сделать это легко с картой «Халва» от Совкомбанка. К примеру, газовый котел Buderus Logamax U044-24K стоимостью 129 818 рублей в магазине-партнере Халвы обойдется всего в 5 400 рублей ежемесячно в рассрочку на 24 месяца.
Как отказаться от горячего водоснабжения
Если вы твердо решили оставить квартиру без централизованного горячего водоснабжения, обратитесь в УК или ЖКХ, написав заявление на отключение вашей квартиры от городской сети ГВС.
После этого к вам придет сантехник: он сделает разрывы на всех отводах от стояков горячего водоснабжения и поставит заглушки.
Затем представитель компании-поставщика опломбирует трубы и составит акт об отключении от сети. С этого момента перестанут приходит начисления за ГВС.
Факт отключения от городской сети придется подтверждать ежегодно, вызывая специалиста. Если этого не сделать, по истечении года графа об оплате за горячую воду снова появится в квитанции.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы.
Как отказаться от управляющей компании?
Если жильцы многоквартирного дома (МКД) не хотят, чтобы их обслуживала та или иная УК, то они могут отказаться от сотрудничества с ней. Многие не знают, как правильно это сделать.
Ниже представлена пошаговая инструкция того, как отказаться от управляющей компании в 2023 году.
Кто имеет право отказаться от услуг УК?
Процедура отказа от УК регламентируется ст. 162 Жилищного кодекса РФ. Так, отказаться от услуг управляющей компании имеет право только собственник квартиры. Это значит, что жилье должно быть приватизировано.
Если квартира еще не была приватизирована, то она является собственностью муниципалитета, поэтому и решение о том, кто будет управлять домом будет принимать орган местного самоуправления, на балансе которого и числится многоквартирный дом.
Процедура отказа от УК
Если жильцы дома недовольны работой УК, не хотят обслуживаться ею, тогда они имеют право отказаться от ее услуг. При этом никаких штрафных санкций владельцы платить не должны. Сама процедура по отказу от УК проходит быстро и не требует затрат.
О том, как правильно отказаться от услуг УК, пошагово описано ниже.
Шаг 1. Сбор инициативной группы
Для отказа от услуг УК обычно собирается инициативная группа, в которую входят собственники нескольких квартир дома. Эта группа должна оповестить каждого собственника квартиры в МКД о том, что планируется отказ от управляющей компании.
Шаг 2. Сбор доказательной базы
Например, запросить предоставить отчет о затраченных средствах на замену окон или труб.
Или, к примеру, жильцы дома регулярно сдают деньги на заработную плату дворнику, а тот не следит за придомовой территорией, не проводит регулярную уборку и другие мероприятия, указанные в договоре.
Шаг 3. Проведение собрания
Инициативная группа должна выбрать время и дату, когда будет организовано собрание жильцов МКД. В назначенное время собираются все владельцы квартир. Инициативная группа должна включить в повестку дня вопрос о выборе способа управления, о расторжении договора с предыдущей УК.
За 10 дней до проведения собрания инициативная группа должна уведомить всех собственников о предстоящем мероприятии под роспись или путем рассылки уведомлений почтовой корреспонденции.
Есть 2 варианта решения проблемной ситуации – выбрать новую управляющую компанию либо организовать ТСЖ – товарищество собственников жилья
Прекращение предоставления коммунальных услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Прекращение предоставления коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 161 «Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» ЖК РФ»Положения абзаца 3 пункта 6 Правил N 354 носят императивный характер и обязывают собственника нежилого помещения перейти на прямые договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией. Из системного толкования указанной нормы и частей 2.2 и 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что именно товариществу собственников жилья как лицу, ответственному перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг, предписано передать ресурсоснабжающей организации сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме и направить уведомления собственникам о прекращении обязательств в части предоставления им коммунальных услуг. Исполнение управляющей организацией названных действий прекращает ее правоотношения с собственником нежилого помещения с начала расчетного периода (календарный месяц), следующего за периодом, в котором были совершены соответствующие юридически значимые действия. При этом правоотношения по поставке коммунального ресурса с указанного момента должны возникать между собственником нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией. Для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема ресурсов, полученных управляющей компанией, последняя обязана доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения. Вместе с тем доказательств своевременного выполнения товариществом положения абзаца 4 пункта 6 Правил N 354 и предоставления истцу достоверной информации в отношении нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, суду апелляционной инстанции не представлено.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Статья: Проблемы регулирования «прямых» договоров о предоставлении коммунальных услуг(Гордеев Д.П.)
(«Семейное и жилищное право», 2018, N 6)
Пункт 14 Правил N 354 посвящен началу и окончанию периода предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме управляющей организацией.
При этом рассматриваемый пункт во втором предложении допускает прекращение предоставления коммунальных услуг управляющей организацией с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Эта норма порождает ситуацию, при которой управляющая организация продолжает управлять многоквартирным домом, но при этом перестает отвечать за предоставление всех или части коммунальных услуг. На наш взгляд, это прямое противоречие нормам ЖК РФ, которые до вступления в силу Закона N 59-ФЗ не допускали наличия «прямых» договоров при управлении многоквартирным домом управляющей организацией. Это относится и к п. 15 Правил N 354.
Нормативные акты
3 шага к свободе. Как «уйти» от своей управляющей компании (инструкция по применению)
К нам не раз обращались собственники квартир и нежилых помещений, которые жаловались на работу управляющих компаний, обслуживающих их многоквартирные дома. Их интересовало главное: как уйти от своей «укашки»? Сегодня мы расскажем о том, как законным способом расторгнуть договор с управляющей компании и распрощаться с ней навсегда.
1 шаг. Фиксируем невыполнение вашей управляющей компанией условий договора управления многоквартирного дома.
Главная задача – доказать, что ваша управляющая компания не выполняет условия договора управления многоквартирным домом.
Для этого пригодятся самые разные документы: неисполненные предписания жилищной инспекции, постановления судов о привлечении к административной ответственности управляющей компании за непредоставление услуг надлежащего качества, обращения в органы прокуратуры на действия (или же бездействие) УК.
Важна и ваша активная позиция по принуждению управляющей компании к выполнению условий договора управления. К примеру, если вы направляете жалобы на работу управленцев в Жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или Прокуратуру, то, полученные ответы помогут вам доказать, что проблемы с качеством оказываемых услуг у УК действительно имеются.
Еще лучше, если вы получите постановления о привлечении управляющей компании к ответственности. Напишите обращение в Жилищную инспекцию и из ее ответа вы узнаете, штрафовалась ли ваша УК. Главное – улики.
Но что делать, если управляющая компания не так уж сильно нарушает, а, например, ее услуги просто дорого стоят? Закон разрешает собственникам «метров» в одностороннем порядке отказаться от своей управляющей компании не только, если она не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия собственниками решения о выборе другой УК или при изменении способа управления данным домом. Главный вопрос теперь – как это правильно оформить? 2 шаг. Проводим общее собрание собственников многоквартирного дома.
Единственным инструментом смены управляющей компании является собрание собственников многоквартирного дома. В его повестку нужно включить вопрос о расторжении договора управления с действующей управляющей компанией и о выборе новой.
Напомним, что Жилищный кодекс РФ предлагает три способа управления домом:
— обслуживание управляющей компанией; — управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом; — непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (если квартир в доме не более 30). На общем собрании собственников необходимо соблюсти правила его проведения. Среди них:
От каких услуг ЖКХ можно отказаться
Состав квартплаты определен ст. 154 ЖК РФ: она складывается из платы за жилое помещение (жилищные услуги) и коммунальные ресурсы (коммунальные услуги). Подробней о таких платежах рассказано в другой нашей статье. При этом государство позволяет гражданам при определенных условиях отказаться от некоторых из них.
От каких услуг ЖКХ можно отказаться собственнику или нанимателю:
- водоснабжения (горячего и холодного) и водоотведения;
- газоснабжения;
- электроснабжения;
- обращения с твердыми бытовыми отходами (далее — ТБО);
- домофона;
- теле- и радиовещания и т. д.
Однако стоит понимать, что п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), не предусматривает возможности избежать расходов за электроэнергию и газ для приборов, которые отапливают помещения в МКД.
Хозяин жилплощади с индивидуальными приборами учета (далее — ИПУ), независимо от того, проживает он в ней или нет, может не тратить деньги только на коммунальные ресурсы, которые не потребляет. Жильцы же квартир, где счетчиков нет по техническим причинам, вправе не оплачивать часть позиций в квитанции только в 2 случаях:
- Они отсутствуют в объекте дольше 5 полных календарных дней подряд.
- Есть техническая возможность отключить помещение от общедомовых сетей без ущерба для соседей и соответствующее разрешение управляющей компании (ТСЖ, ЖСК).
Обязательные расходы для жильцов МКД
Часть работ и услуг по смыслу ст. 161 ЖК коммунальщики обязаны предоставлять, а потребители — оплачивать. В противном случае проживание в доме может попросту стать небезопасным и некомфортным.
К услугам/работам такого рода относятся:
- Содержание и текущий ремонт общего имущества. Российское правительство постановлением от 03.04.2013 № 290 утвердило минимальный список работ, необходимых для поддержания здания в исправном состоянии и обеспечения благоприятных условий жизни. На его основании в зависимости от способа управления определяется расширенный перечень для каждого конкретного МКД и ежемесячная денежная сумма на его реализацию.
Верховный суд РФ пришел к выводу, что жильцы обязаны оплачивать эту позицию в квитанции независимо от того, пользуются ли они общим имуществом и заключен ли письменный договор управления (п. 12 постановления Пленума ВС «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения…» от 27.06.2017 № 22).
- Ресурсы, потребляемые для общедомовых нужд. В силу п. 88 Правил их стоимость не пересчитают, даже если в помещении никто не проживал.
- Отопление (п. 86 Правил).
Кс признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в мкд
В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.
История спора
Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В этих помещениях произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.
С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П.
обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.
Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.
Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.
Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции.
Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.
По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.
КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления
Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п.
44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.
В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.
1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.
Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.
Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.
1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.
В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии.
В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.
В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домахРанее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета
Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.
Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.
КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.
Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.
1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям.
Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии.
В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.
Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.
Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище.
Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.
Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.
- В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.
- Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.
- Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.
Что решил Суд
Суд признал абз. 3 п. 42.
1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.
В то же время КС признал абз. 3 п. 42.
1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.
КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов.
Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт.
Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.
Эксперты неоднозначно оценили постановление
Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.
Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.
Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.
«Однако, приводя в обоснование данной позиции довод о том, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.), Конституционный Суд использовал оговорку “как правило”.
Очевидно, что на просторах нашей огромной страны возможны случаи совершенно разных вариантов организации теплоснабжения конкретных МКД, – подчеркнул он.
– Конституционный Суд не стал указывать на необходимость учета схемы разводки и схемы центрального теплоснабжения конкретного МКД, но предписал законодателю разработать порядок расчета, учитывающий вклад в отопление общих помещений, который вносят владельцы автономно отапливаемых помещений.
Возможно, в таком новом порядке будут тем и иным образом оговариваться условия учета той схемы теплоснабжения и разводки коммуникаций, которые существуют в конкретном МКД».
Вместе с тем, указал Николай Сапожников, при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике.
«Очевидно, отдавая себе в этом отчет, Конституционный Суд указал на сохранение вплоть до утверждения нового порядка существующих в настоящее время правил.
Иное решение было бы чревато значительными затруднениями в области оплаты соответствующих коммунальных услуг», – заключил эксперт.