Права

Ответственность водителя в ДТП с пострадавшими 2023

Редкое дорожно-транспортное происшествие обходится без жертв. При этом под пострадавшими понимаются не только лица, получившие серьезные травмы, но и те, кто получил легкие ушибы и царапины.

При подобном ДТП важно заранее знать, какая мера ответственности предусмотрена законодательством, в каких случаях возмещение ущерба ложится на плечи виновника аварии, а в каких подразумевается лишение водительских прав и свободы.

Оформление

Правила дорожного движения четко регламентируют порядок действий при ДТП с пострадавшими. Так, водитель обязан немедленно остановить транспортное средство, оказать помощь потерпевшим, а затем уже вызвать представителей ГИБДД.

Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди, то водитель должен четко следовать инструкции:

  1. Оказать первичную медицинскую помощь пострадавшим самостоятельно. В случае если причиненные травмы носят серьезный характер, вызвать скорую помощь незамедлительно. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, допускается отправление его на попутных машинах до ближайшего медицинского учреждения.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  3. Зафиксировать расположение транспортных средств после аварии, объекты инфраструктуры, вещи и прочие детали, имеющие отношение к ДТП с пострадавшими. Приветствуется фиксация с помощью видео или фотосъемки.
  4. Если движение другого транспорта невозможно из-за аварии, то после фиксации положения участников аварии необходимо освободить проезжую часть. При этом если имеется обочина для объезда, то трогать транспортные средства, попавшие в дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими лицами, не рекомендуется.
  5. Опросить очевидцев аварии и записать их данные.

Что фиксируют сотрудники ГИБДД при оформлении дорожно-транспортного происшествия?

Сотрудники, прибывшие на место аварии, обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, под которой подписываются водители автомобилей. Если один из водителей ранен и не в состоянии адекватно воспринимать происходящее, то схема ДТП подписывается им позже. Кроме того в протокол вносятся следующие сведения:

  • данные водителей и транспортных средств (в том числе номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
  • показания участников аварии и свидетелей;
  • перечень повреждений, полученных транспортом;
  • полученные травмы при наличии потерпевших.

Последние вносятся после осмотра пострадавших сотрудниками скорой помощи.

Ответственность в КОАП за ДТП с пострадавшими

Если во время ДТП имеются пострадавшие, то помимо протокола дорожной аварии, заводится еще и административное или уголовное дело. В зависимости от степени причиненного вреда различается несколько видов преступлений:

Первые два вида преступлений рассматриваются в рамках уголовного судопроизводства, причинение вреда здоровью же относится к административному правонарушению. Согласно статье 12.24 Административного Кодекса РФ (КОАП), предусмотрены следующие виды наказаний:

  1. При причинении легкого вреда здоровью при ДТП (кратковременное нарушение состояния здоровья или непродолжительная потеря трудоспособности) — штраф от 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения от 1 года до 1,5 лет.
  2. При причинении средней тяжести вреда здоровью при ДТП (не опасное для жизни временное нарушение состояния здоровья или временная потеря трудоспособности) — штраф от 10 до 25 тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок от 1,5 до 2 лет.

Кто оценивает причиненный здоровью вред?

Ответственными за оценку причиненного ущерба здоровью при ДТП с пострадавшими законодательством назначены представители медицинского учреждения, в которое попадают после аварии граждане.

Например, если человек во время аварии получил перелом руки, то ущерб оценивается как средняя тяжесть. Однако если в результате перелома руки, у человека запускается скрытая болезнь, то медицинскими работниками ущерб оценивается уже, как причинение тяжкого вреда здоровью. Соответственно дело о ДТП может быть переквалифицировано из административного в уголовное.

Ответственность виновного водителя при ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя в ДТП с пострадавшими 2023Ответственный за дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими устанавливается в ходе расследования всех обстоятельств аварии. При этом если виновник свою вину признает, рассмотрение спора существенно ускоряется. Ответственность виновного может быть как административной, так и уголовной. Например, если в ДТП погиб человек, то законодательство квалифицируется преступление, как уголовное. В случае если виновник дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, то мера ответственности возрастает.

Кроме уголовного преследования водителя лишают права управления транспортным средством, а так же дополнительно обязывают возместить причиненный пострадавшим ущерб. Как правило, возмещение выражается в оплате медицинских услуг и компенсации периода потери трудоспособности.

В случае, если в аварии погиб человек, то исследуются все обстоятельства дела для квалифицирования вменяемой статьи: убийство по неосторожности или убийство при ДТП.

Действия виновного водителя при дорожно-транспортном происшествии

На официальном сайте ГИБДД есть памятка для водителей о том, как себя вести после дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Прежде всего, кто-то из участников аварии должен сохранять спокойствие. Правилами предписано, что виновный в ДТП с пострадавшими устанавливается в ходе расследования.

Однако, водитель, реально по вине которого произошла дорожная авария, обязан оказать помощь всем пострадавшим, сообщить ГИБДД о происшествии, зафиксировать положение всех относящихся к происшествию объектов.

В случае если нет возможности с помощью мобильной связи вызвать сотрудников дорожно-транспортной полиции, попутных машин или свидетелей нет, допускается отправка пострадавших виновником на собственном транспорте в медицинское учреждение.

Перед тем, как покинуть место ДТП, необходимо зафиксировать с помощью фото или видеосъемки место и обстоятельства аварии, а так же выставить аварийный знак на дорожное полотно. Если во время происшествия погиб человек, место аварии покидать нельзя, требуется всеми возможными способами сообщить ГИБДД о случившемся.

Наказание за ДТП с пострадавшими на пешеходном переходе

Пешеходный переход — специально отведенное место на дороге, которым могут пользоваться пешие граждане. Водители не имеют права не пропустить переходящего по “зебре” человека.

Поэтому все дорожно-транспортные происшествия с наездами на пешеходном переходе в априори происходят только по вине водителя, который управляет транспортным средством.

Мера наказания зависит от степени причиненного пешеходу вреда.

https://www.youtube.com/watch?v=xLTpo4-b9zc\u0026pp=ygVc0J7RgtCy0LXRgtGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINCy0L7QtNC40YLQtdC70Y8g0LIg0JTQotCfINGBINC_0L7RgdGC0YDQsNC00LDQstGI0LjQvNC4IDIwMjM%3D

Если пешеход получил легкий испуг или ушиб, то водитель вправе урегулировать конфликт на месте, если потерпевший не против.

В случае же если человек, переходящий дорогу по пешеходному переходу, получил легкий или средний ущерб здоровью, водитель обязан оказать первую медицинскую помощь и вызвать представителей ГИБДД. Меру наказания установит суд.

При тяжком вреде здоровью или летальном исходе на виновника ДТП с пострадавшими заводится уголовное дело.

На меру наказания так же влияют обстоятельства аварии. В частности: с какой скоростью двигался транспорт и пешеход, в какой момент человек начал движение по переходу, действия водителя после аварии. Если виновник скрылся с места преступления, то его действия попадают сразу и под действие Уголовного Кодекса РФ — оставление человека в опасности (статья 125 УК РФ).

Наказание при легкой тяжести вреда пострадавшему

Административный кодекс четко устанавливает виды наказания при причинении легкого вреда здоровью — административный штраф или лишение права управления транспортным средством на усмотрение суда.

При этом под последним понимается полное лишение прав, независимо от категории.

Например, если человек имеет право управлять мотоциклом, легковым автомобилем и грузовым, то при наказании в виде лишения водительского удостоверения, теряется право управлять всеми видами транспорта. Срок лишения составляет от 1 года до 1,5.

При наложении административного штрафа учитывается степень причиненного ущерба. Законодательством устанавливается минимальный размер выплаты — 2,5 тысячи рублей.

Меньше этой суммы суд обязать выплатить не может, поэтому виновник ДТП с пострадавшими, установленный в ходе следствия и судебного разбирательства, обязан будет выплатить, как минимум, эту сумму.

Максимальный размер штрафа установлен в виде 5 тысяч рублей.

Наказание при средней тяжести

Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей.

Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия.

Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.

В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности.

Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный.

Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.

При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Наказание при средней тяжести вреда пострадавшему, водителем в алкогольном опьянении

Состояние алкогольного опьянения — отягчающее обстоятельство при дорожно-транспортном происшествии. Так, за вождение транспортного средства в состоянии опьянения без происшествий предусмотрено наказание в виде лишения прав на срок от 1,5 до 2 лет, а так же административный штраф в размере 30 тысяч рублей.

Если же ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, в результате чего пострадавший получил ущерб здоровью средней тяжести, то виновнику вменяется наказание по двум статьям Административного кодекса: 12.24 и 12.8. В этом случае накладывается штраф в размере 30 тысяч рублей, изымаются права на 1,5-2 года и дополнительно выписывается штраф в размере 10-25 тысяч рублей.

За повторное преступление мера наказания увеличивается.

Наказание за ДТП с пострадавшими тяжелой степени тяжести

Под тяжелой степенью понимается стойкая потеря трудоспособности более чем на одну треть от возможной, причинение серьезного вреда здоровью.

Именно поэтому при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого сильно пострадал человек, заводится не административное, а уголовное дело. Мера наказания по статье 264 Уголовного Кодекса предусмотрена в виде лишения свободы сроком до трех лет.

При этом реальное лишение свободы может быть заменено принудительными работами на срок до двух лет. Окончательное решение принимается судом после изучения всех обстоятельств дела.

Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом

В случае если во время ДТП потерпевший человек погиб, то дело из административного переходит в уголовное. При этом не имеет роли тот факт, когда именно скончался пострадавший — непосредственно во время аварии или после полученных травм в медицинском учреждении.

Читайте также:  Арест на действия с автомобилем 2023

Смертельный исход при ДТП обычно квалифицируется как убийство по неосторожности, однако регламентируется статьей 264 Уголовного кодекса.

Если виновник не был в состоянии алкогольного опьянения, то мера наказания предусматривается в виде лишения свободы сроком до пяти лет или заменяется на принудительные работы сроком до четырех лет.

При этом человеку запрещается на этот период занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Право на управление транспортным средством тоже утрачивается на период, определяемый судом.

Особенности ДТП с пострадавшими

Обстоятельства аварий могут быть самые разные. Например, водитель может не справиться с управлением транспортного средства из-за плохих погодных условий, что приведет к дорожному происшествию с пострадавшими.

В этом случае вменять ему высшую меру ответственности будет незаконно, поскольку от него мало, что зависит. Именно поэтому при определении степени виновности всегда рассматриваются все обстоятельства аварии, действия участников ДТП.

Если же виновник происшествия нарушает установленные правила дорожного движения, то это так же учитывается при вынесении наказания.

Ответственность за ДТП с пострадавшими

ДТП с пострадавшими влечет для его виновника более серьезные последствия, которые могут подразумевать административную, уголовную или гражданскую ответственность.

Дтп с пострадавшими: особенности

Аварийные ситуации, случающиеся на российских дорогах, могут нанести вред не только непосредственному виновнику и потерпевшему, но и третьим лицам.

Пострадавшими в ДТП считаются лица, которые получили травмы любой степени тяжести, в частности:

  • Переломы;
  • Ушибы;
  • Ссадины;
  • Сотрясения;
  • Испуг.

Как правило, пострадавшими могут быть:

  1. Водители, чьи автомобили столкнулись;
  2. Пешеходы.

Особенности:

  • При наличии в ДТП пострадавших, в обязательном порядке, должны быть вызваны сотрудники ГИБДД (кроме случаев причинения незначительного вреда и достижения сторонами договоренности на месте);
  • Если пострадавших несколько, то размер ответственности будет определяться по каждому из них;
  • Все участники происшествия должны оставаться на месте аварии, если речь не идет об исключительных случаях:
  1. Требуется срочная транспортировка одного из пострадавших;
  2. Авария полностью парализовала движение других транспортных средств;
  3. Участники ДТП сумели достичь консенсуса самостоятельными усилиями.

Обязательные действия при аварии с пострадавшими

ДТП с пострадавшими требует соблюдения четкого регламента, который представлен следующими действиями:

  • Остановить транспортное средство;
  • Заглушить работу двигателя;
  • Включить аварийные огни автомобиля и выставить знак;
  • Проследовать к другим участникам ДТП, чтобы оказать медицинскую помощь:
  1. Если причинен серьезный вред здоровью, необходимо незамедлительно вызвать наряд скорой помощи;
  2. Если жизнь и здоровье пострадавшего находится под угрозой, следует организовать его транспортировку до ближайшего медицинского учреждения;
  3. Запрещается выходить за рамки процедуры, считающейся первой помощью, поскольку можно нанести еще больший вред;
  4. Следуя на помощь, нельзя забывать о собственной безопасности (ПДД регламентируют, что первая медицинская помощь должна оказываться участниками ДТП только если манипуляции не влекут угрозы для их жизни);
  • Вызвать уполномоченных сотрудников дорожной инспекции;
  • Попытаться разыскать очевидцев аварии, взять их контакты или попросить дать свидетельские показания сотрудникам ГИБДД;
  • Зафиксировать детали ДТП:
  1. Расположение ТС на проезжей части;
  2. Тормозной путь;
  3. Объекты инфраструктуры;
  4. Повреждения и место падения осколков;
  • Освободить проезжую часть, если:
  1. Возможность объехать участников происшествия вообще отсутствует (заняты все полосы движения, нет обочины);
  2. Указанные действия не усложнят физическое состояние пострадавших.

Ответственность

Ответственность за ДТП с пострадавшими напрямую зависит от тяжести последствий и серьезности нанесенного вреда.

Участники ДТП с пострадавшими должны учесть ряд нюансов:

  • Виновник случившегося и размер его ответственности будет определен после проведения соответствующего расследования;
  • Признание вины и содействие следствию могут послужить смягчающими обстоятельствами;
  • ДТП может повлечь наложение административной, уголовной или материальной ответственности;

В рамках административной ответственности могут применяться следующие ограничения:

  1. Лишения правомочий по управлению транспортным средством;
  2. Наложение штрафных санкций;

Уголовная ответственность возникает в том случае, если действия виновника попадут под квалификацию одного из следующих пунктов:

  • Убийство по неосторожности;
  • Убийство при ДТП.

Материальная ответственность выражается в:

  1. Выплате компенсации по затратам на медицинское лечение;
  2. Выплатах, компенсирующих периоды временной нетрудоспособности;
  3. Компенсации морального ущерба.

Наказание

Действия автолюбителя, повлекшие ДТП с пострадавшими, могут повлечь разного рода наказания, в частности:

  1. Авария с пострадавшими на пешеходном переходе:
  • Поскольку пешеходный переход – часть дорожного полотна, отведенная исключительно для пешеходов, то такие аварии почти в абсолютном большинстве подразумевают вину водителя;
  • Размеры наказания зависят от степени причиненного вреда;
  • При незначительных травмах (легкий ушиб, растяжение) водитель и пострадавший могут урегулировать происшествие мирным путем;
  • При нанесении серьезного вреда здоровью мера наказания будет определена в зале суда;
  • На суровость наказания могут повлиять следующие факторы:
  1. Скорость движения автомобилиста и пешехода;
  2. Соблюдение ПДД;
  3. Ответные действия водителя после ДТП;
  4. Оставление места происшествия.
  1. Нанесение легкого вреда здоровью:
  • Применяется административная ответственность в виде:
  1. Штрафа;
  2. Лишения удостоверения водителя;
  • Лишение прав осуществляется по всем разрешенным категориям на срок от 1 до 1,5 лет;
  • Штраф варьируется в пределах от 2,5 до 5 тыс. рублей.
  1. Причинение вреда средней тяжести:
  • Минимальный штраф – 10 тыс. рублей, максимальный – 25 тыс. рублей;
  • Возможно лишение водительских прав на период от 1,5 до 2 лет;
  1. Причинение вреда средней тяжести водителем, находившегося в состоянии опьянения:
  • Совершение ДТП по причине алкогольного опьянения – отягчающее обстоятельство для виновника;
  • Само по себе вождение в нетрезвом состоянии влечет лишение прав на срок до 24 месяцев и штрафные санкции до 30 тыс. рублей;
  • Если ДТП в состоянии опьянения стало следствием физических увечий средней тяжести, то наказание будет назначено сразу по двум статьям (штрафные санкции могут увеличиться почти до двукратных размеров);
  1. ДТП с пострадавшими, получившими тяжкий вред здоровью:
  • На виновника будет возбуждено уголовное дело;
  • Возможно лишение свободы на 3-летний срок или привлечение к принудительным работам;
  • Если в деле не прослеживаются отягчающие обстоятельства, то виновник может получить следующее наказание:
  1. Лишение свободы (до 5 лет);
  2. Принудительные работы (до 4 лет);
  3. Невозможность занимать определенные должности;
  4. Лишение прав.

Выплаты по ОСАГО

Лица, попавшие в ДТП и получившие травмы ввиду незаконных действий других участников, правомочны получить возмещение от страхователя со стороны виновника случившегося, размер которой определяется по следующим правилам:

  • Максимальный лимит выплат – 500 тыс. рублей;
  • Сумма возмещения определяется в частном порядке с помощью специальных нормативов;
  • Наибольшие размеры компенсации предусмотрены в случае получения инвалидности:
  1. 1 группа или ребенок-инвалид – 100% компенсация;
  2. 2 группа – 70%;
  3. 3 группа – 50%;
  • Периоды временной нетрудоспособности также восполняются страховщиком, если базовые компенсационные выплаты окажутся меньше, чем заработок потерпевшего.

Алгоритм обращения

Чтобы получить компенсацию, потерпевший должен соблюсти определенный порядок действий:

  1. Оформить ДТП;
  2. Зафиксировать вред;
  3. Подготовить необходимую доказательственную базу и документы:
  • Паспорт или иной, приравненный к нему документ;
  • Удостоверение, подтверждающее право на управление ТС;
  • Правоустанавливающие документы на автомобиль;
  • Талон технического осмотра, указывающий на то, что он был действителен в момент происшествия;
  • Копия доверенности от собственника автомобиля (при наличии таковой);
  • Справка из ГИБДД, подтверждающая участие в аварии;
  • Копия протокола, подтвержденная подписями сторон;
  • Выписной эпикриз или медицинская справка, указывающая на все полученные травмы;
  • Больничный лист, подтверждающий временную нетрудоспособность;
  • Платежные документы, свидетельствующие об издержках на лечение;
  • Акт СМЭ или индивидуальная программа реабилитации, отражающая группу инвалидности.
  1. Обратиться в страховую компанию виновника с требованием (заявлением) возместить ущерб.

Сроки

Ответственность водителя в ДТП с пострадавшими 2023

Формирование и предоставление указанного документа занимает некоторые сроки, в частности:

  1. Если дело попадает исключительно под действие КоАП – справка предоставляется на месте оформления ДТП или в течение суток (при наличии каких-либо проблем);
  2. Если по делу необходимо провести расследование, то ожидание документа может занять 1 месяц.

Оставление места происшествия

Виновник, покинувший место ДТП с пострадавшими инициирует для себя более суровые последствия, в частности:

  • Лишение прав на управление ТС;
  • Административный штраф;
  • Уголовная ответственность;
  • Возмещение всех издержек страховой компании по регрессному требованию.

ПДД запрещает покидать место происшествия любому из участников, поэтому, наряду с виновником ДТП понести ответственность может другая сторона. Наказание будет представлено следующими мерами:

  1. Лишение водительского удостоверения;
  2. Административный арест на срок до 15 суток.

Заключение

Нанесение вреда в результате ДТП – частая практика на российских дорогах. Участники аварии должны соблюдать строгий регламент оформления происшествия, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и, ни в коем случае, не пытаться уйти от ответственности, поскольку такие действия лишь усугубят положение лица, вне зависимости от наличия на нем вины в случившемся.

Размер ответственности всегда зависит от количества пострадавших в ДТП человек и тяжести причиненного им вреда. Содействие расследованию и оказание должной помощи потерпевшим может послужить смягчающим обстоятельством при назначении наказания.

Дтп с пострадавшими в [year]: ответственность, сроки рассмотрения, порядок действий

А ответственность за ДТП с пострадавшими — это серьёзные санкции вплоть до направления в места не столь отдалённые. Водителю лучше заранее знать, с чем он может столкнуться, чтобы правильно вести себя в случае аварии.

Рекомендуем Вам не откладывать решение проблемы и прямо сейчас проговорить ситуацию в которой вы оказались с юристом, занимающимся вопросами ДТП. Специалист ответит на все ваши вопросы! Данная услуга оказывается бесплатно!

Жертвы после ДТП: что делать водителю

Для начала нужно включить кнопку аварийной сигнализации, выйти из автомобиля и поставить предупреждающий знак на расстоянии 15-30 метров от машины. Это предупредит новое ДТП.

Первое, что необходимо проверить — состояние здоровья: собственное и других людей, попавших в аварию. Если жизни водителя ничего не угрожает, он обязан направиться к пострадавшим, при этом не наступать на разлитые жидкости и разбросанные осколки машины, битое стекло. Это опасно.

Далее водитель должен достать людей из машины, если они сами не могут этого сделать. Оказать экстренную медицинскую помощь. Если навыков недостаточно, позвать на помощь прохожих. Вызвать скорую, сообщив точные координаты места происшествия. Затем позвонить в страховую организацию, чтобы сообщить о случившемся.

Читайте также:  Срок устранения недостатков при приемке квартиры 2023

Если водителю самому требуется экстренная помощь, он может поехать в больницу на машине скорой, а на место ДТП вызвать кого-то из родственников, друзей или знакомых.

Водитель ни в коем случае не должен пытаться улизнуть. Найти его смогут почти со 100% вероятностью: с помощью камер наблюдения, видеорегистраторов, показаний очевидцев. Предусмотрены следующие санкции.

  • лишение ВУ на 1-1,5 года;
  • арест на 15 дней.

Для наступления таких неблагоприятных последствий достаточно самой констатации нарушения и не важно, есть ли раненые.

  • до 80 тысяч рублей штрафных санкций;
  • взыскание зарплаты за полгода;
  • арест на три месяца;
  • исправительные работы (максимум — на год);
  • лишение свободы (максимум — на год).

Водителя не смогут привлечь по этой статье, если он не знал, что другим людям грозит опасность (нарушение не носило заведомый характер). Также для наступления уголовной ответственности у пострадавшего должна была отсутствовать возможность помочь себе самостоятельно по одной из следующих причин:

  • он является маленьким ребёнком или немощным пожилым человеком;
  • болезнь;
  • беспомощность (например, человек потерял сознание или получил тяжёлую травму ноги).

В любом случае рисковать не стоит, чтобы не оказаться виновным в болезни или смерти другого человека, а также преступником с точки зрения уголовного закона. От порядка действий водителя зависит то, какая ответственность наступит для него в дальнейшем.

Ещё один важный шаг — позвонить в ГИБДД и сообщить об аварии. Существует множество телефонных номеров, по которым можно вызвать дорожных сотрудников, в частности:

  • 112 – номер экстренной службы, по которому обратившегося перенаправят в ГИБДД;
  • 002 – телефон ГИБДД для абонентов Билайна;
  • 020 – номер для абонентов МТС, Мегафон, Теле2.

До момента прибытия сотрудников ГИБДД трудно сохранять хладнокровие. Если жертвы ДТП находятся в сознании, скорее всего, водителю не удастся избежать конфликта. Однако нужно держать себя в руках и по возможности выполнить следующие действия:

  • найти свидетелей аварии, договориться с ними о даче показаний, попросить контактные данные (фамилию, имя, отчество, адрес проживания и номер телефона);
  • сфотографировать обстановку: машины, дорогу, разметку, знаки, разбросанные предметы, участников ДТП;
  • успокоить потерпевших.

Как проводится расследование ДТП с пострадавшими: действия и сроки

На место аварии прибывают сотрудники ГИБДД, криминалист и следователь. Водитель должен честно отвечать на вопросы должностного лица и не говорить ничего лишнего. Не отказываться от медицинского освидетельствования на определение алкогольного опьянения, иначе в дальнейшем этот факт могут признать априори установленным.

Водителю полезно следить за ходом составления протокола осмотра. Это основной документ, который впоследствии расследуется судом в случае возбуждения административного или уголовного производства.

Перед тем, как подписывать протокол, нужно внимательно ознакомиться с его содержанием.

В случае обнаружения каких-либо неточностей или неполного изложения информации, это нужно указать в письменной форме и не подписывать документ.

За этот период опрашиваются свидетели аварии, исследуется место происшествия, проводятся проверки и экспертизы (медицинская, техническая). Если должностным лицам удаётся найти виновника причинения лёгких или средних телесных повреждений, материалы передаются в судебный орган. Возбуждается производство об административном правонарушении, срок рассмотрения которого составляет 2 месяца.

Установление в ходе расследования водителя, виновного в причинении тяжёлых повреждений или гибели человека, влечёт возбуждение уголовного дела. Тут уже сроки рассмотрения растягиваются на многие месяцы. Сначала проводятся проверка (до 30 дней) и предварительное следствие (2 месяца), а потом материалы направляются в суд.

Виды ответственности

За причинение вреда здоровью хоть одному участнику аварии законодатель предусмотрел три вида юридической ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

При этом для наступления первого вида ответственности должностным лицам даже не нужно доказывать вину нарушителя.

Рекомендуем Вам не откладывать решение проблемы и прямо сейчас проговорить ситуацию в которой вы оказались с юристом, занимающимся вопросами ДТП. Специалист ответит на все ваши вопросы! Данная услуга оказывается бесплатно!

После ДТП здоровье человека может пострадать. Степень тяжести определяют судмедэксперты. Тут возможен один из трёх вариантов:

  1. Лёгкая степень. Человек получил несильную травму и пробыл на больничном не дольше 3 недель. Сюда относятся порезы, ушибы, растяжения, из-за которых больной не может ходить на работу, временное расстройство какой-либо системы (например, зрения).
  2. Средняя степень. Пострадавший долго (более 3 недель) не может ходить на работу из-за серьёзных проблем со здоровьем. Или на это время какой-либо орган утрачивает функции. Но последствия аварии всё же не угрожают жизни человека. Примеры вреда средней степени: переломы и трещины костей, потеря пальца на руке.
  3. Тяжёлая степень. Возникшая проблема представляет опасность для человека или ведёт к другим тяжёлым для него последствиям: ухудшает качество жизни, лишает возможности полноценно работать, обезображивает внешность.

Примеры тяжёлой степени:

  • прерывание беременности;
  • сильное ранение головы, груди, живота;
  • острая гипоксия;
  • утрата зрения, слуха;
  • оторванная конечность;
  • большие шрамы, рубцы, следы от ожогов на лице, которые невозможно вылечить.

Гражданско-правовая ответственность

Носит компенсационный характер и предусматривает выплату денег для того, чтобы пострадавший мог восстановить здоровье и вернуться к полноценной работе.

Поскольку страхование гражданско-правовой ответственности владельца автомобиля носит обязательный характер (ОСАГО), то обязанность по выплате денег пострадавшему в результате аварии берёт на себя не водитель, а его страховая организация. Управление машиной без оформления ОСАГО запрещено.

Если водитель без страховки (с просроченным полисом) совершит наезд на пешехода или столкнётся с машиной, причинив людям травмы, возмещать вред будет он. Плюс заплатит 800 рублей суммы штрафа по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Лимит выплат по ОСАГО составляет 500 000 рублей. Страховая организация выплатит эти деньги. Если реальная сумма окажется больше, то оставшуюся часть будет возмещать водитель автомобиля.

Что включается в денежный эквивалент вреда, причинённого здоровью?

  • платное лечение в медицинском учреждении: пребывание в палате, лечебные и реабилитационные процедуры, сдача анализов, хирургические операции, инъекции;
  • лекарства;
  • приобретение специального оборудования для лечения и восстановления (костыли, инвалидная коляска, тренажёры, предметы ЛФК);
  • косметические процедуры по восстановлению прежней внешности;
  • расходы на проезд до медицинского учреждения, в том числе на временный переезд в другую страну для лечения;
  • услуги сиделки;
  • временная нетрудоспособность (неполученный заработок за время вынужденного пребывания на больничном);
  • расходы на переобучение другой специальности, если по состоянию здоровья работать на прежней работе не получается.

Также в судебном порядке потерпевший может потребовать компенсацию морального вреда, ссылаясь на то, что он столкнулся с сильными психическими страданиями и физической болью. Всё перечисленное выльется для водителя в кругленькую сумму.

Административная ответственность

Основание для этого вида ответственности – статья 12.24 КоАП. Суровость санкции зависит от того, какой вред причинён человеку: лёгкой или средней степени.

Варианты наказаний при лёгкой степени:

  • штраф 2,5-5 тысяч рублей;
  • лишение ВУ на 1-1,5 года.

Варианты наказаний при средней степени:

  • штраф 10-25 тысяч рублей;
  • лишение ВУ на 1-1,5 года.

Откуда такая разбежка в цифрах? И как понять, какое решение примет суд? Представитель власти учитывает обстоятельства конкретного дела, степень вины водителя и потерпевшего, личностный портрет правонарушителя, его содействие должностным лицам в расследовании ДТП. Обычно суд назначает невысокий штраф, если водитель быстро признал свою вину, оказал помощь потерпевшим, активно участвовал в установлении обстоятельств аварии.

Наоборот, отягчающими обстоятельствами являются попытки уклониться от ответственности (сокрытие с места происшествия, нежелание давать показания, их противоречивость), алкогольное опьянение, грубое нарушение ПДД.

Уголовная ответственность

Основание для применения уголовных санкций – статья 264 УК. В её нормах предусмотрены разные по степени суровости наказания, которые зависят от следующих факторов:

  • степень опасности последствий;
  • количество жертв;
  • наличие алкогольного опьянения.

Рассмотрим, какие варианты уголовных наказаний грозят водителю, который оказался в ситуации ДТП с пострадавшими по его вине.

Тяжкий вред, причинённый одному человеку

  • ограничение свободы до 3-х лет;
  • принудительные работы до 2-х лет;
  • арест до полугода;
  • направление в колонию до 2-х лет.

Санкции ужесточаются в том случае, если авария случилась после выпивки, и выглядят так:

  • принудительные работы до 3-х лет;
  • направление в колонию до 4-х лет.

Смерть одного человека

  • принудительные работы до 4-х лет;
  • направление в колонию до 5-ти лет.

Если водитель находился во время ДТП «навеселе», то его ответственность ужесточается: виновника лишают свободы на срок до 7-ми лет.

Смерть двух людей (и более)

  • принудительные работы до 5-ти лет;
  • колония до 7-ми лет, а в состоянии алкогольного опьянения – до 9-ти лет.

При рассмотрении материалов суд учитывает те же обстоятельства, о которых писалось выше в разделе про административную ответственность. Наиболее сурово суд относится к водителям, которые садились за руль после рюмочки горячительного напитка, что привело к тяжёлым последствиям.

Заключение

Таким образом, наличие пострадавших в результате ДТП влечёт для водителя тяжёлые моральные, временные и финансовые потери, даже если он невиновен.

Законодатель предусмотрел не только административные и уголовные санкции, но и гражданско-правовые механизмы взыскания денег.

Поэтому следует быть крайне внимательным на дороге, а если уж авария случилась, не пытаться уклониться от ответственности, чтобы не получить максимальное наказание.

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП — Российская газета

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал.

Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.

5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

https://www.youtube.com/watch?v=xLTpo4-b9zc\u0026pp=YAHIAQE%3D

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Читайте также:  Выселение из жилых помещений основания, порядок, судебная практика в 2023 году

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Правовые аспекты управления авто эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

  • Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
  • Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
  • На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было.

Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

https://www.youtube.com/watch?v=bMSO5gP39dE\u0026pp=ygVc0J7RgtCy0LXRgtGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINCy0L7QtNC40YLQtdC70Y8g0LIg0JTQotCfINGBINC_0L7RgdGC0YDQsNC00LDQstGI0LjQvNC4IDIwMjM%3D

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет.

Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы.

И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал.

К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав.

Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин.

Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб.

Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет.

Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

  1. Между тем
  2. Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
  3. Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми — с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности — СИМ — и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов.

Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко.

Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.