Права

Права сироты на жилье 2023

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Права сироты на жилье 2023

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Права сироты на жилье 2023

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2023 году

С 1 января 2013 года с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступил в силу новый порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Теперь согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г.

N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» этой категории детей жилые помещения должны предоставляться из специализированного жилищного фонда для детей-сирот по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, после чего эти жилые помещения закрепляются за нанимателями на условиях бессрочного договора социального найма.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном региональным законодательством. При этом договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

https://www.youtube.com/watch?v=AkNIGbAGcTM\u0026pp=ygUs0J_RgNCw0LLQsCDRgdC40YDQvtGC0Ysg0L3QsCDQttC40LvRjNC1IDIwMjM%3D

До 2013 года жилые помещения детям-сиротам предоставлялись одноэтапно по договорам социального найма во внеочередном порядке. Введенный промежуточный этап по закреплению жилья на условиях специализированного найма позволил системно решать вопросы обеспечения жильем именно детей-сирот, поскольку установлен отдельный от иных льготников порядок их обеспечения жильем.

Однако при переходе на новый порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот был изменен и нормативный подход к предоставлению жилого помещения, учитывающий только льготника из расчета нормы предоставления жилья на него.

Жилые помещения предоставляются по достижении возраста 18-ти лет, а также в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия в законодательно предусмотренных случаях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, сохраняется до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилье сиротам до и после 23 лет по новому закону 2021 года. Как получить 1,5 млн рублей на квартиру?

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей. Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья.

Чтобы не пропустить свою законную очередь на жильё, необходимо регулярно узнавать свою очередь в списке. Посмотреть его и узнать нужную информацию можно несколькими способами.

Когда положено жилье детям-сиротам, как узнать очередь на квартиру, как получить жилье детям-сиротам после 23 лет по новому закону в 2021 году, как использовать жилищный сертификат на 1,5 млн рублей на покупку жилья, а также об изменениях, которые произошли в 2021 году в законодательстве по обеспечению жильем детей-сирот, расскажем далее в нашей статье.

Читайте также:  Можно ли подать иск мировому судье если районный суд отказал 2023

Условия предоставления квартиры детям-сиротам

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ.

Однако общие нормы установлены на федеральном уровне.

В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

С 2021 года изменилось законодательство по обеспечению жильем детей-сирот

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:

  • Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
  • Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
  • Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
  • Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
  • Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
  • Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).

Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.

Когда положено жилье детям-сиротам

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.
  • Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:
  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=AkNIGbAGcTM\u0026pp=YAHIAQE%3D

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

Порядок действий

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  • Подготовить перечень документов.
  • Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  • Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.
  1. Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:
  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

Перечень документов

  • Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.
  • Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

Куда подавать документы?

Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства.

Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению.

В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

Проблемы с обеспечением жильем детей-сирот

  1. В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.
  2. Наиболее существенными из них являются:
  • Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  • Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  • Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  • Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Новый законопроект о жилье детям-сиротам 2020 года

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Данными изменениями предусматривается возможность сокращения в определенных случаях срока договора специализированного найма на два года.

https://www.youtube.com/watch?v=ssZW5t-C4kY\u0026pp=ygUs0J_RgNCw0LLQsCDRgdC40YDQvtGC0Ysg0L3QsCDQttC40LvRjNC1IDIwMjM%3D

По новому закону 5-летний срок может быть сокращен при наличии у нанимателя совокупности следующих факторов:

  • наличие одного или нескольких детей;
  • достижение возраста 23 лет;
  • постоянный доход в течение последних 12 месяцев;
  • отсутствие долгов по налогам и сборам;
  • надлежащее исполнение условий договора специализированного найма;
  • отсутствие судимости;
  • наниматель не состоит на учете у нарколога или психиатра по причине лечения от зависимостей и психических расстройств.

Указанные изменения обусловлены практикой работы регионов. Жилье предоставляется в основном лицам, которые уже достигли возраста 30 лет и понимают возложенную на них ответственность по содержанию предоставленной квартиры. Контроль государственных органов в отношении таких граждан уже не требуется и ожидание 5-летнего срока становится нецелесообразным.

Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья

Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.

Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.

— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.

Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.

Из расчета: 33 кв м. на одного человека.

Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).

Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода.

Читайте также:  Как вернуть деньги из банка банкрота что делать если у вашего банк отобрали лицензию 2023

Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру.

Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.

Дети-сироты могут получить жилье и после 23 лет

  • Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.
  • Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья.
  • Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.

Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.

Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.

Жилье детям-сиротам: новый законопроект 2023 года и действующее законодательство

Главная
› ДЕТИ

08.10.2020 ???? 2 768

Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ.

Однако общие нормы установлены на федеральном уровне.

В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.

Когда положено жилье детям-сиротам?

Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:

  • им исполнится 18 лет;
  • они приобрели полную дееспособность до 18 лет.

При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.

Так, в список включаются:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
  • лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
  • лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.

Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:

  • не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
  • не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
  • не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
  • проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.

Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.

В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность).

По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.

➟ Порядок действий

Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:

  1. Подготовить перечень документов.
  2. Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
  3. Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.

Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:

  • обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
  • подтвердить отсутствие в собственности жилья;
  • получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
  • заключить договор специализированного найма.

Справка! Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.

Перечень документов

Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.

Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорт ребенка;
  • договор социального найма;
  • документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
  • документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)

Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.

➟ Куда подавать документы?

Как правило органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства.

Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению.

В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.

Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.

Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.

Проблемы с обеспечением жильем детей-сирот

В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.

Наиболее существенными из них являются:

  1. Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
  2. Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
  3. Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
  4. Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.

Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Новый законопроект о жилье детям-сиротам 2020 года

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Данными изменениями предусматривается возможность сокращения в определенных случаях срока договора специализированного найма на два года.

По новому закону 5-летний срок может быть сокращен при наличии у нанимателя совокупности следующих факторов:

  • наличие одного или нескольких детей;
  • достижение возраста 23 лет;
  • постоянный доход в течение последних 12 месяцев;
  • отсутствие долгов по налогам и сборам;
  • надлежащее исполнение условий договора специализированного найма;
  • отсутствие судимости;
  • наниматель не состоит на учете у нарколога или психиатра по причине лечения от зависимостей и психических расстройств.

Указанные изменения обусловлены практикой работы регионов. Жилье предоставляется в основном лицам, которые уже достигли возраста 30 лет и понимают возложенную на них ответственность по содержанию предоставленной квартиры. Контроль государственных органов в отношении таких граждан уже не требуется и ожидание 5-летнего срока становится нецелесообразным.

Читайте также:  Возможно ли закрытие ип с долгом можно ли узнать задолженность после закрытия 2023

Заключение

Подводя итоги отметим следующее:

  1. Жилье предоставляется детям-сиротам, достигшим 18 лет, не имеющим жилой площади в собственности или пользовании, либо в случаи признания факте невозможности проживания в ранее занимаемом помещении.
  2. Право на получение жилплощади от государства имеют лица, включенные в список на обеспечение.
  3. С нанимателем заключается договор специализированного найма сроком на 5 лет.

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот решаются в регионах крайне сложно и нередко возникает необходимость судебного разбирательства и защиты сиротой своих законных прав. Самостоятельно справиться с такой задачей под силу не каждому, поэтому консультация и сопровождение опытного юриста необходимы в подобных делах.

Порядок предоставления жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья детям-сиротам и приравненных к ним категориям граждан, достигшим возраста 23 лет

Порядок предоставления жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья детям-сиротам и приравненных к ним категориям граждан, достигшим возраста 23 лет

Лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, не обеспеченные ранее жилыми помещениями специализированного служебного фонда по договору найма (далее – получатели), имеют право на получение дополнительной социальной гарантии — социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в Республике Саха (Якутия) в собственность (с. 8.1 Закона РС(Я) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

  • Данное право удостоверяется жилищным сертификатом — именным свидетельством, подтверждающим, что продавцу (застройщику, подрядчику) жилого помещения будут в установленном порядке перечислены денежные средства.
  • Получатель при приобретении (строительстве) жилого помещения за счет средств сертификата вправе использовать одновременно и собственные и (или) заемные (кредитные) средства, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, регионального материнского капитала и республиканского материнского капитала «Семья».
  • Условия предоставления жилищного сертификата.
  • Жилищный сертификат предоставляется однократно получателям, имеющим удовлетворительный уровень адаптации к самостоятельной жизни при соблюдении следующих условий:
  • — отсутствие у получателя неснятой или непогашенной судимости и (или) фактов уголовного преследования (за прекращенного по реабилитирующим основаниям);
  •              — получатель не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

— получатель непрерывно в течение не менее 12 месяцев на дату подачи заявления о предоставлении сертификата осуществляет трудовую (служебную) деятельность, либо деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, либо иную деятельность, приносящую доход, либо получает образование по очной форме обучения. Исключение: женщины, имеющие 2х и более детей или ребенка до 3 лет, а также неработающие граждане, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом (ст. 8.2 Закона).

  1. Внимание! Лица, подпадающие под данные ограничения, не лишаются права на жилье, а обеспечиваются им в общем порядке
  2. – путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании договора найма.
  3. Размер выплаты по сертификату

Объем денежных средств по сертификату рассчитывается исходя из расчетной нормы 33 квадратных метра общей площади отвечающего требованиям жилого помещения с применением установленной по муниципальному образованию, на территории которого приобретается (строится) жилое помещение, средней стоимости приобретения (строительства) 1 кв.м. общей жилой площади.

Условия использования жилищного сертификата.

Социальная выплата может быть использована на приобретение жилого помещения по договорам купли-продажи, долевого участия или на цели строительства благоустроенного индивидуального жилого дома (ИЖД) на имеющемся земельном участке, в населенном пункте по месту жительства на территории Республики Саха (Якутия). Размер приобретаемых (построенных) жилых помещений не может быть менее 24 кв.м. общей площади.

  • Соцвыплата не может использоваться на приобретение жилого помещения:
  •              — признанного непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции;
  •              —  с физическим износом более 60%;
  •               — находящегося под арестом, под залогом, обремененного чьими-либо правами на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилого помещения в собственность получателя;
  • — принадлежащего близким родственникам получателя (родителям, супругам).
  • Порядок получения жилищного сертификата
  • Получатель подает заявление в письменной форме о предоставлении выплаты и выдаче жилищного сертификата в орган местного самоуправления по месту жительства с предъявлением следующих документов:
  • документа, удостоверяющего личность заявителя (его представителя);
  • доверенности на представителя (в случае подачи заявления через представителя);
  • согласия на обработку персональных данных заявителя;
  • документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства на территории Республики Саха (Якутия);
  • копий свидетельства о браке (при наличии);
  • сведения о трудовой деятельности (не менее 12 месяцев на дату подачи заявления (при наличии) в том числе в электронной форме;
  • справка об обучении в образовательной организации (при наличии);
  • справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования;
  • справка об отсутствии на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансерах.

Заявление и документы могут быть представлены лично, направлены по почте, в т.ч. в форме электронных документов, способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления. Документы в электронном формате подписываются в соответствии с требованиями федеральных законов «Об электронной подписи» и «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ст. 21.1 и 21.2).

  1. За представление недостоверной информации, повлекшее нецелевое использование социальной выплаты, получатель несет ответственность в соответствии с законодательством!
  2. Порядок рассмотрения заявления и документов
  3. Орган местного самоуправления в 30 дневный срок со дня регистрации документов проводит проверку наличия либо отсутствия у получателя права на получение выплаты, принимает решение о включении получателя в список лиц, имеющих право на предоставление выплаты и выдаче сертификата.
  4. Основаниями для отказа являются: несоответствие получателя установленным требованиям; представление неполного пакета документов; представление документов, содержащих недостоверные и (или) неполные сведения.
  5. Уведомление о принятом решении производится в 5 дневный срок со дня его принятия.
  6. Порядок выдачи сертификата
  7. На основании списков, представленных органами местного самоуправления, и в пределах доведенных на текущий финансовый год лимитов бюджетных обязательств, в первом квартале текущего года формирует реестр получателей.
  8. Реестр формируется в хронологической
  9. последовательности подачи заявлений, в алфавитном порядке.
  10. Получателям, включенным в Реестр, в течении 10 рабочих дней со дня утверждения Реестра Министерством строительства РС(Я) (далее – министерство) выдается сертификат и разъясняется порядок его использования.

Сертификат действует в течение одного года с указанной в нем даты его выдачи. В указанный срок получатель должен осуществить государственную регистрацию права собственности на приобретенное жилое помещение с направлением соответствующего уведомления в министерство.

  • По заявлению получателя срок действия сертификата может быть продлен министерством на 6 месяцев.
  • Порядок приобретения жилого помещения с использованием сертификата
  • Приобретаемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям и быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
  • Жилое помещение за счет выплаты может приобретаться в индивидуальную собственность получателя или долевую собственность получателя и членов его семьи.
  • В договоре купли-продажи жилого помещения, должны содержаться:
  • условие об оплате указанного жилого помещения за счет средств выплаты с указанием номера и даты выдачи сертификата,
  • а также суммы выплаты, предусмотренной сертификатом;
  • реквизиты лицевого счета продавца жилого помещения, приобретаемого за счет средств выплаты;
  • информация о денежных средствах (их размере), привлекаемых дополнительно для оплаты приобретаемого жилого помещения (в том числе собственных средств, заемных средств, средств материнского (семейного) капитала, иных источниках средств).
  • Для перечисления выплаты получатель подает вместе с заявлением следующие документы:
  • при приобретении жилого помещения на вторичном рынке
  • — выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающую возникновение или переход права собственности, договор купли-продажи жилого помещения, копию техпаспорта, выданного не позднее чем за 3 года до совершения сделки;
  • при приобретении индивидуального жилого дома (ИЖД) — копию техпаспорта на жилое помещение, выданного не позднее чем за 3 года до совершения сделки, правоустанавливающие документы на земельный участок, выписку из ЕГРН, подтверждающую переход права собственности;
  • при приобретении жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома – оригинал договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, зарегистрированного в установленном порядке (с указанием эскроу счета и банковских реквизитов застройщика (БИК, КПП, ИНН, кор. счет);
  • при строительстве ИЖД — правоустанавливающие документы на земельный участок, договор на строительство (оригинал), реквизиты аккредитивного счета, на который должны быть перечислены финансовые средства, смета расходов на проведение строительства ИЖД с приложением ведомости видов работ;
  • сертификат.
  • Орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня поступления указанных документов: проводит сверку сертификата с данными Реестра; проверяет подлежащий приобретению объект на соответствие установленным требованиям; осуществляет расчет выплаты; принимает решение об оплате сертификата или об отказе в оплате сертификата.
  • Основаниями для отказа в осуществлении выплаты являются:
  • исключение лица из списка лиц, имеющих право на получение выплаты, и (или) Реестра;
  • несоответствие лица установленным требованиям, в том числе произошедшим после выдачи жилищного сертификата;
  • представление неполного пакета документов;
  • несоответствие жилого помещения установленным требованиям;
  • намеренное ухудшение жилищных условий.
  • Порядок оплаты по сертификату
  • Перечисление средств осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения об оплате сертификата:
  • — на цели приобретения жилого помещения – на лицевой/расчетный счет продавца;

— на цели строительства благоустроенного ИЖД на имеющемся земельном участке — на счет подрядчика (траншами или одной суммой, в зависимости от условий Договора подряда). При этом, авансирование строительных работ (затрат) не может быть более 70% выделенной социальной выплаты.

Окончательный расчет производится по завершении строительства в течение 10 рабочих дней с момента предоставления акта выполненных работ (услуг), первичных учетных документов, подтверждающих фактически понесенные расходы на приобретение строительных материалов (кассовые, товарные чеки, квитанции к приходному кассовому ордеру) путем перечисления денежных средств на банковский счет подрядчика;

— при приобретении жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома — на эскроу счет (расчетный счет) застройщика жилого помещения.