При наезде на открытый колодец повреждена машина 2023
Мы выяснили у технических специалистов, какими повреждениями может закончиться наезд на канализационный люк и во сколько обойдется ремонт.
Ехал, никого не трогал – и на полном ходу попал колесом в открытый люк… Что может быть банальнее в наших российских реалиях? Случаи успешного исхода судебных тяжб с коммунальщиками бывают, но это время, нервы и деньги. Большинство же подобных инцидентов заканчиваются гневными сообщениями на форумах и обсуждением на кухнях. С починкой машины за свой счёт. А каков он выходит, этот счёт?
- газета «РВС»
- Для разъяснений возможных физических и финансовых потерь мы обратились к трём специалистам разных автосервисов, которые лично сталкивались с несколькими подобными происшествиями.
- Практически стопроцентный приговор колесному диску и покрышке
- Владимир Маурин, старший смены СТО «Фольксваген-АвтоПрестиж», Томск
«Разумеется, прежде всего страдает подвеска. Попадание на ходу в открытый канализационный люк – это практически стопроцентный приговор как минимум колёсному диску и покрышке.
И если первый удаётся в некоторых случаях восстановить, то разрыв корда покрышки с последствием в виде грыжи зачастую фатален. Нет, и грыжи сейчас чинят довольно успешно – вопрос лишь в целесообразности.
Часто подобный ремонт сопоставим со стоимостью нового баллона.
На сегодняшний день правка 16-дюймового диска стоит в среднем от 1200 до 1500 рублей. Однако клиенты не всегда учитывают, что прайс включает непосредственно работы на уже снятом и подготовленном колёсном диске. Платить за шиномонтаж придётся отдельно.
Что касается ремонта грыж, здесь всё сложнее. Даже профессиональная специализированная контора не всегда возьмётся за работу, если увидит её бесперспективность. К сожалению, очень часто пробитые на люках покрышки отправляются на свалку. Если же резина ремонтопригодна, средняя сумма за устранение одной грыжи сильно варьируется и крутится вокруг цифр 700-2000 рублей».
«Брянские новости»
Итак, первым берёт на себя удар колесо. Но если здесь всё более-менее понятно, то что тянется за ним, большинство автолюбителей могут лишь догадываться. А схема дальнейших повреждений автомобиля обычно примерно одинакова.
Страдают кузов и навесные детали, но опаснее всего последствия удара для ходовой
Сергей Дуков, начальник слесарного отдела СТО «Внуковка», Московская область
«Ремонт пыльника (ещё называют «юбка») бампера после прыжка в люк – обычное дело. Если «повезло» попасть в полностью открытый, то кузов и навесные детали страдают однозначно. Даже малогабаритные городские канализационные лазы [классические круглые – прим. авт.
] начинаются от полуметра диаметром – этого достаточно, чтобы колесо провалилось полностью и машина села на бампер и порог. Но сами по себе повреждения кузовных элементов не так страшны, как опасны последствия удара для ходовой.
Как правило, самые серьёзные повреждения подвеска получает на средней городской скорости, порядка 30-50 км/ч.
Этот тот диапазон, когда колесо ещё не проскакивает дыру в асфальте ходом, не успев в неё провалиться, но уже и не плавно «падает» на порог и бампер, как при парковке во дворе, например. И получается, что колесо уже полностью в люке, а машина ещё движется вперёд.
Ценовая расплата за халатность дорожников здесь может быть самая разнообразная. Я сталкивался со случаем, когда подвеску с одной стороны практически вырвало, при этом погнулся подрамник кузова. Даже для не самой дорогой иномарки среднего класса подобные повреждения чреваты шестизначной суммой за ремонт».
газета «СП»
О реальном случае ремонта после наезда на открытый люк
Согласитесь, картина вырисовывается мрачноватая. Но приведу читателю ещё одно мнение – исключительно ради его же блага. Вот что рассказывает
Николай Сарафанцев, приёмщик кузовного цеха СТО «Альфа-СТО Сервис», Нижний Новгород
«Есть у нас в городе злополучная улица, недалеко от Гребного канала. Там практически подряд идут сразу несколько люков, хотя бы один из которых наши коммунальные службы нет-нет да и забудут плотно прикрыть. Местные эту западню знают и уже привыкли лавировать, а вот если человек едет в первый раз – то у него есть все шансы оказаться у нас.
https://www.youtube.com/watch?v=cnOEJCX7Xjo\u0026pp=ygVf0J_RgNC4INC90LDQtdC30LTQtSDQvdCwINC-0YLQutGA0YvRgtGL0Lkg0LrQvtC70L7QtNC10YYg0L_QvtCy0YDQtdC20LTQtdC90LAg0LzQsNGI0LjQvdCwIDIwMjM%3D
В начале этого лета привезли «Лачетти». Наехал на неплотно закрытую крышку, в результате чего та встала поперёк – между ободом люка и кузовом автомобиля.
Итог: в ремонт и покраску пошли порог, бампер, передняя дверь и колёсный диск. Под замену рычаг подвески – его выгнуло, и что-то ещё по мелочи. Плюс, сход-развал, балансировка, эвакуатор.
Всё вместе вышло около 45 тысяч. Владелец собирался судиться, но не знаю, чем дело закончилось».
Add Fun
В завершение всех этих страшных историй хочется резюмировать: уважаемые автовладельцы, не рискуйте машиной, временем и нервами! Даже если чугунный «блин» на дороге не первый год вам знаком и выглядит монолитом – не стоит испытывать судьбу. Даже при не самом худшем раскладе починка встанет для кошелька никак не меньше суммы в 5-10 тысяч рублей. Ну а пытаться взывать к судам, привлекая к ответственности дорожные службы… Ну вы, полагаю, и сами всё знаете.
Также читайте этот и другие материалы на канале Matador.Tech в Яндекс.Дзен.
Наехал на открытый люк: что делать, куда обращаться
Если вы наехали на открытый люк и повредили машину, ущерб можно взыскать с организации-собственника канализационного или водопроводного колодца. Скорее всего, придется обращаться в суд, т.к. собственники редко соглашаются компенсировать убытки добровольно.
Я юрист и в этой статье я расскажу, что делать, если наехали на люк, кто виноват и будет за это отвечать в 2023 году. Также вы узнаете, что можно потребовать с собственника, и как взыскать ущерб через суд.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.
Кто виноват?
Ответственность за открытый люк возлагается на организацию, которой он принадлежит, и которая обслуживает колодец. Например, если это водопроводный или канализационный колодец, отвечать будет водоканал. Если это колодец кабельной связи – провайдер услуг.
Чтобы обезопасить дорожное движение, собственник колодца должен обозначить открытый люк соответствующими знаками, при необходимости – оградить. Сделать это нужно в течение двух часов с момента выявления проблемы (ГОСТ 50597-2017):
Если вы ехали во дворе и повредили машину, отвечать за это будет организация, на балансе которой состоит колодец. Обычно это водоканал: все коммуникации до ввода в дом обслуживает он.
Ответственность для собственника люка предусмотрена ст. 1064 ГК РФ:
- Вред, причиненный имуществу гражданина, должен быть возмещен в полном объеме.
- Собственник освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине.
На последнем пункте остановимся подробнее. Может получиться так, что ремонтировать машину вам придется за свой счет, если будет доказано, что вы могли избежать наезда на открытый люк. Также могут снизить размер компенсации, если собственник докажет, что причиной ДТП стала ваша грубая неосторожность.
Как определяется вина?
Обстоятельства ДТП должны выяснить на месте сотрудники ГИБДД, в том числе и тормозной путь. Если установят, что вы могли затормозить или уйти от наезда на открытый люк, в дальнейшем в возмещении могут отказать.
Также важное значение имеет скорость, с которой вы ехали. Ее рассчитывают с учетом длины тормозного пути.
Вот пример из судебной практики с позицией Верхового суда:
Мужчина обратился в суд с исковым заявлением к водоканалу, потребовав возместить ущерб в сумме 925 000 руб., а также судебные расходы. Суд первой инстанции удовлетворил требования, однако представитель водоканала подал апелляцию, в результате выплаты снизили почти вдвое. Свое решение апелляционный суд объяснил тем, что авария произошла из-за грубой неосторожности водителя.
Водитель дошел до Верховного суда. Там с определением апелляционного суда не согласились, обосновав это следующим:
- Заключение эксперта – не главное доказательство, оно не может стать безусловной причиной для принятия какого-либо решения. Все доказательства должны изучаться в комплексе.
- Апелляционный суд руководствовался заключением экспертов, согласно которому при скорости движения 40 км/ч остановочный путь составлять 48 метров, а при 60 км/ч – 95 метров.
- Верховный суд пояснил, что, если тормозной путь больше, чем расстояние, на котором водитель заметил препятствие в виде открытого люка, это свидетельствует о том, что у него не было технической возможности избежать аварии.
- Суд апелляционной инстанции исходил не из удаления машины от люка в момент возникновения опасности, а из расстояния от места наезда до полной остановки автомобиля. Это в корне неверно.
В итоге Верховный суд счел, что апелляционный суд допустил нарушения норм процессуального права и неверно оценил заключение эксперта, а фактические обстоятельства не были установлены. Это привело к ошибочным выводам, имеющим существенное значение при разрешении спора. Решение суда апелляционной инстанции отменили, дело направили на повторное рассмотрение.
Что можно взыскать в суде?
При наезде на открытый люк вы можете взыскать с собственника компенсацию утраты товарной стоимости. На нее влияют марка и модель автомобиля, год выпуска, степень износа, стоимость необходимого ремонта после ДТП.
Что еще можно потребовать:
- Расходы на проведение независимой экспертизы.
- Затраты по уплате госпошлины, оплате юридических услуг.
- Возмещение вреда здоровью, если в ДТП пострадали вы или ваши пассажиры.
Сначала попробуйте договориться мирным путем. Скорее всего, собственник будет отрицать свою вину, но попытаться стоит. Если все получится, вы сэкономите свое время и деньги.
Что делать, если наехали на открытый люк и повредили машину?
Если вы наехали на открытый люк, важно правильно оформить ДТП. Документы из ГИБДД вам потом могут понадобиться для суда. Обязательно выясните, нет ли в вашей машине пострадавших. Если они есть, вызовите скорую.
Разберемся, что нужно сделать пошагово.
Шаг 1: остановитесь и вызовите ГИБДД
Заглушите двигатель, включите аварийную сигнализацию, поставьте знак аварийной остановки. Постарайтесь не нервничать, это вам может только навредить.
Знак аварийной остановки устанавливается на расстоянии 15 метров в населенном пункте, 30 метров – вне населенного пункта.
Далее внимательно осмотрите повреждения, сфотографируйте место произошедшего.
Перед тем, как фотографировать, вызовите ГИБДД. Оформить Европротокол не получится: нужно, чтобы были документы именно от инспектора.
Шаг 2: правильно составьте объяснительную
Как только приедут сотрудники, они должны составить схему ДТП, протокол осмотра места происшествия, и взять с вас объяснительную. Пишите лаконично. Например:
«Ехал с разрешенной скоростью, с учетом дорожных условий и движения. Фары были включены, ремень безопасности пристегнут. Пытался избежать наезда на открытый люк, но это не удалось, поскольку с безопасного расстояния его не было видно, объехать было невозможно. ПДД не нарушал».
Важно, чтобы вас не обвинили в нарушении п. 10.1 ПДД:
Если на месте сотрудникам определить состав правонарушения и полную картину аварии не удается, выносится определение о возбуждении административного расследования.
Но лучше, не ждать, когда его вынесут, а самостоятельно подать заявление о возбуждении расследования. Особенно это касается случая, если не удается сразу установить собственника колодца.
Расследование должны провести в течение одного месяца.
Шаг 3: выясните, кому принадлежит люк
Обычно инспекторы уже на месте выясняют, кто собственник открытого люка. Если он неизвестен, данные о нем в ГИБДД получают при проведении административного расследования. Вам в любом случае нужны документы от инспекции, где будет указано, кто отвечает за колодец: без них вы не сможете что-либо требовать.
Виновником может быть и подрядчик, проводивший ремонтные работы в колодце. Тогда претензии предъявляются к нему.
Шаг 4: закажите независимую экспертизу
Она нужна, чтобы определить стоимость ремонта и обстоятельства аварии. Идеально, если специалист приедет сразу к месту ДТП, чтобы дать свое заключение. Тогда у вас будет оно и документы от ГИБДД.
Если вызвать эксперта сразу не удалось (так бывает в большинстве случаев), он все равно осмотрит автомобиль, определит характер повреждений и стоимость ремонта. Заключение понадобится для суда.
Пригласите на экспертизу представителя организации-собственника. Это необязательно, но желательно: если у ответчика в суде будут претензии к экспертизе, вы сможете сослаться на то, что его приглашали поприсутствовать, но он сам отказался.
Шаг 5: отправьте досудебную претензию
Собственник люка наверняка к этому моменту уже будет знать, что случилось: он привлекается ГИБДД еще в рамках административного расследования. Когда обстоятельства аварии будут установлены, и вы получите материалы дела, направьте владельцу колодца досудебную претензию.
Что в ней нужно указать:
- Наименование организации, Ф.И.О. директора.
- Ваши данные: Ф.И.О., адрес проживания, номер телефона.
- Дата, время, место происшествия.
- При каких обстоятельствах произошла авария.
- Требования: компенсировать стоимость ремонта, расходы на экспертизу.
- Опись представленных документов.
- Дата и подпись.
Вместе с досудебной претензии нужно отправить копии документов о ДТП, копии чеков о расходах.
Шаг 6: составьте исковое заявление
В исковом заявлении нужно указать то же самое, что и в претензии, но вверху должно быть наименование суда и адрес. Вы выступаете в качестве истца, собственник колодца – как ответчик.
Подробно опишите обстоятельства наезда на открытый люк: когда, где, во сколько это произошло. Также укажите, что вы ПДД не нарушали, избежать аварии не было возможности. В конце указываются исковые требования, перечень документов, и подпись.
Шаг 7: отправьте документы ответчику
Лучше отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении, но можно принести и передать лично в руки, потребовав расписку о получении.
Шаг 8: подайте документы в суд
Если цена иска не превышает 50 000 руб., обращаться следует в мировой суд по адресу ответчика. При цене более 50 000 руб. дело будет рассматривать районный или городской суд.
Какие документы нужны:
- Исковое заявление.
- Копия паспорта.
- Протокол об административном правонарушении.
- Акт обследования дорожных условий.
- Определение об отказе в возбуждении административного дела в отношении водителя по п.10.1 ПДД.
- Копия водительского удостоверения.
- Копии документов на машину.
- Экспертное заключение.
- Копия чека об уплате госпошлины.
Также могут понадобиться другие документы от ГИБДД.
Шаг 9: получите решение
В среднем разбирательства длятся 2-3 месяца. В течение 5 дней после принятия решения в окончательной форме вам должны выдать под подпись его копию. Как только решение вступит в силу, получите исполнительный лист. Если ответчик не исполняет решение добровольно, предъявите лист приставам.
Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы
Ответы юриста на частые вопросы
Полагается ли возмещение по ОСАГО, если я наехал на открытый люк? Нет. Но страховая компания может возместить ущерб собственнику колодца, если будет установлено, что в ДТП виноват водитель. Можно ли получить возмещение по КАСКО, если автомобиль поврежден после наезда на открытый люк? Да. Но нужно смотреть условия договора страхования.
Если там есть условие о франшизе, когда часть ущерба оплачивает сам водитель, эту часть придется взыскивать с владельца люка. Можно ли подать иск о взыскании материального ущерба при наезде на открытый люк онлайн? Да, через ГАС «Правосудие», если у вас есть подтвержденный профиль на Госуслугах. Ехал на машине, перед собой видел закрытый люк.
Наехал на него колесом, и в этот момент он открылся. Кто будет отвечать, если машина пострадала при наезде на открытый люк? Ущерб обязана возместить организация, которой он принадлежит. По закону вашей вины в этом нет: вы не знали и не могли знать об опасности. Закона, обязывающего объезжать люки, нет. Ехал домой, не превышая скорость.
Наехал на закрытый люк, он открылся, машина попала колесом туда, и сразу обвалилась дорога. Кто будет возмещать ущерб? Здесь все зависит от того, по какой причине произошел провал дороги. Например, если ее размыло снизу из-за неисправности в системе водоснабжения, отвечать будет водоканал.
Если же установят, что дорога обвалилась из-за нарушения стандартов качества, возможна обоюдная ответственность: водоканала – за незакрепленную крышку люка, собственника автодороги – за нарушение регламента при строительстве участка дороги.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Если вы наехали колесом на открытый люк и машина получила повреждения, по ОСАГО ничего не возмещать. Но взыскать компенсацию можно с собственника колодца.
- Суд обязательно должен установить, была ли у водителя возможность избежать наезда на люк, не превышал ли он скорость.
- Если вина водителя будет установлена, размер компенсации могут снизить.
Если у вас остались вопросы, задайте их нашим юристам. Консультации предоставляются бесплатно и круглосуточно!
Как возместить ущерб от ДТП из-за открытого люка колодца
???? Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.
Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):
В городской и сельской местности не исключены ситуации, когда автомобиль наезжает на люк смотрового колодца.
Его параметры регулируются ГОСТ 3634-2019, все повреждения крышки и общей системы должны быть устранены в течение трех часов после выявления.
Выступ от крышки люка и конструкции не должен быть больше двух сантиметров от земли. На практике за люками могут не следить годами, что может стать причиной ДТП или несчастного случая.
Порядок действия водителя, автомобиль которого наехал на крышку люка
Водитель должен:
- Остановиться, включить знак аварийной сигнализации, выставить знак аварийной остановки.
- Вызвать сотрудников ГИБДД, настоять, чтобы они приехали и оформили документы, которые будет доказательствами при подаче искового заявления о возмещении вреда за поврежденный автомобиль.
- Сфотографировать машину. Необходимо сделать общий снимок: зафиксировать машины, открытую крышку люка, либо ее отсутствие на смотровом колодце. Если повреждения визуально видны, то их также необходимо сфотографировать. Должен быть выполнен снимок каждого разбитого элемента. Фото желательно сделать с привязкой к местности, с указанием адреса происшествия, зданий, сооружений, которые позволяют установить место аварии, дорожной разметки и знаков.
- Если есть свидетели происшествия, то желательно получить их контактные данные. Показания очевидцев аварии могут быть одним из доказательств в суде.
- После приезда сотрудников ГИБДД необходимо оформить аварию. Сотрудники должны составить схему ДТП, с указанием расположения открытого люка и автомобиля. Далее потерпевший должен дать письменные объяснения. Их можно составить в свободной форме. Нужно обозначить, что водитель двигался с разрешенной скоростью, с учетом погодных условий, времени суток и дорожной обстановки, с включенными фарами и пристегнутый ремнями безопасности. Объяснения должны быть подробными. Складывается практика, когда водителя пытаются обвинить в нарушении п. 10.1 ПДД. Согласно нему водитель должен двигаться с учетом дорожной обстановки, выбираемая скорость, которая позволяет среагировать на препятствие на дороге. Если оно есть, то водитель должен принять меры, чтобы снизить скорость или вовсе остановиться. При нарушении п. 10.1 ПДД потерпевшего водителя могут обвинить в грубой неосторожности, что позволит суду снизить сумму ущерба или полностью отказать в иске.
- Получить от сотрудников ГИБДД копию постановления об отказе в возбуждении административного дела. Если виновное лицо обвиняют в превышении скорости и постановлении есть ссылка на пункт 10.1 ПДД, то такой документ желательно обжаловать в течение 10 дней с момента привлечения водителя к административной ответственности. Но превышение скорости не снимает вины с управляющей, ресурсоснабжающей организации, других субъектов, которые ответственны за содержание смотрового колодца. То, что именно водитель нарушил ПДД, что стало причиной повреждений машины, должен доказывать ответчик в суде.
- Провести независимую экспертизу транспортного средства. Получить письменное заключение эксперта. Позже его могут вызвать в суд для дачи объяснений в области своей компетенции.
- Подготовить письменную претензию к предполагаемому ответчику, приложить к бланку документа все сведения о ДТП, заключение эксперта.
- Если ответа на претензию не поступило, подготовить исковое заявление в суд.
Также понадобится принять меры для сбора и надлежащего закрепления доказательств. Может потребоваться направить запросы на получение записи с камеры видеонаблюдения.
Не исключено, что управляющая, дорожная организация будут обвинять собственника поврежденной машины в преднамеренном наезде на смотровой колодец.
Особенности взыскания ущерба за поврежденный автомобиль
Необходимо определиться с тем, кто будет возмещать вред. Сделать это можно несколькими способами:
- на месте ДТП подать ходатайство о начале административного расследования согласно Административному регламенту МВД № 289. Решение должно быть
- принято на месте. Срок расследования составляет 30 дней, при необходимости он может быть продлен на такой же период;
- подать заявление в городскую администрацию или администрацию муниципального района, органа местного самоуправления. Срок рассмотрения такого документа согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» составляет 30 дней с момента получения документа.
- обратиться с заявлением в полицию о возбуждении уголовного дела. Если авария не подстроена умышленно, то в возбуждении уголовного дела будет отказано. Но в копии постановления из полиции может быть указаны сведения, в чьем ведении находится люк (смотровой колодец). К этому лицу следует адресовать последующие претензионные и исковые требования.
- обратиться в прокуратуру, сотрудники которой также могут установить, в ведении кого находится смотровой колодец;
В суд можно подать на местную администрацию, предварительно адресовав ей претензию. В ходе разбирательства будет установлен надлежащий ответчик, замена которого производится определением суда.
Также возможно привлечение к ответственности нескольких лиц – собственника земельного участка и организации, обязанной следить за надлежащим содержанием смотровых колодцев, проверять целостность и сохранность люков.
Рекомендуется попробовать решить спор в досудебном порядке. Если потерпевший физическое лицо – гражданин, собственник автомобиля, то оформлять претензию необязательно, но желательно для того, чтобы подтвердить в суде факт осведомления ответчика о его предполагаемой вине и степени ответственности.
В споре между юридическими лицами, которые обращаются в арбитражный суд, оформление претензии обязательно. В ГК РФ и других нормативных актах нет обязательной формы такого документа.
Претензию можно оформить в свободной форме. В ней следует указать:
- Сведения о потерпевшем – Ф.И.О., место регистрации, юридический адрес.
- Данные о причинителе вреда – Ф.И.О., место постоянной/ временной регистрации, информация о регистрации юридического лица.
- Описание аварийной ситуации, объема и характера повреждений, данные о досудебной экспертизе и заключении о причинении ущерба.
- Требование о возмещении вреда в добровольном порядке – расходов на восстановление машины и другие затраты, которые можно подтвердить документами.
- Банковские реквизиты, по которым можно перечислить требуемую сумму, контактные данные.
Претензия должна быть датирована и подписана заявителем. Стандартный срок ответа на требования – 30 дней, но может быть выбран и меньший период, в зависимости от удаленности организации ответчика. Также документ можно вручить лично в офисе организации. На втором экземпляре претензии должно расписаться уполномоченное лицо.
Рекомендуется направлять претензию заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Необходимо приложить копию заключения эксперта, документы из ГИБДД (схему, объяснения потерпевшего, копию акта осмотра транспортного средства). Если претензия осталась без ответа, то придется обращаться с исковым заявлением в суд по месту нахождения организации ответчика
Мы можем помочь!
Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.
Оформление иска о возмещении ущерба за автомобиль, наехавший на люк смотрового колодца
Иск оформляется по правилам ст. 131-135 ГПК РФ, ст. 120-126 АПК РФ (если потерпевший ИП или юридическое лицо). В исковом заявлении содержится следующая информация:
- Наименование судебной инстанции, сведения об истце и ответчике, их место проживания и (или) регистрации, данные о третьих лицах, цена иска и сумма оплаты государственной пошлины.
- Описание спорной ситуации – обстоятельства ДТП, перечень повреждений, данные о независимой экспертизе, расчеты требуемой суммы. Если ранее направлялась досудебная претензия, то сведения о ней также нужно указать.
- Требования к ответчику – взыскать сумму ущерба на восстановление автомобиля, расходы на проведения независимой экспертизы, почтовые затраты и расходы на оформление доверенности. Дополнительно можно потребовать взыскание морального вреда, расходы на лечение и реабилитацию, если в аварии пострадали водитель и (или) пассажиры.
Исковое заявление подписывается заявителем или его представителем по доверенности.
Понадобится приложить документы из ГИБДД, полиции (при наличии), заключение эксперта, квитанцию об оплате государственной пошлины, а также почтовый документ об уведомлении всех участников дела.
До обращения в суд истец должен самостоятельно направить один экземпляр иска и копии документов ответчику. Срок рассмотрения дела составляет не менее двух месяцев, если только ответчик не признает иск на первом заседании.
В ходе процесса ответчик может настаивать на том, что наезд колесами на люк смотрового колодца был совершен по грубой неосторожности самого потерпевшего.
Может понадобиться повторная судебная экспертиза, расходы на которую понесет проигравшая сторона в зависимости от объема удовлетворенных исковых требований.
Если вина управляющей или ресурсоснабжающей организации будет доказана, то исковое заявление будет удовлетворено в полном объеме или частично, в зависимости от обстоятельств дела. На этапах претензионного разбирательства и оформления иска желательно заручиться своевременной помощью юриста.
Оценка качества информации
Повредили автомобиль на канализационном люке! Что делать в такой ситуации?
ДТП из за некачественного дорожного покрытия случаются на наших дорогах ежедневно, к сожалению за дорогами следят не слишком внимательно и это приводит к довольно неприятным последствиям.
Сегодня мы с вами рассмотрим ситуацию, когда машина повреждается по причине открытого канализационного люка. В таких ситуациях автовладельцы теряются и многие даже думают, что сами виноваты, так как вовремя не заметили такое препятствие.
Но это не так, за открытый люк, есть организации которые несут за них ответственность, не должны ведь сами автовладельцы за этим следить и сами ездить и поправлять приоткрытые люки, этим должны заниматься организации, которые ответственны за содержание данных инженерных систем и сегодня мы поговорим о том, что же делать, если вы повредили машину на открытом люке и кто будет возмещать ущерб.
https://www.youtube.com/watch?v=cnOEJCX7Xjo\u0026pp=YAHIAQE%3D
В первую очередь не стоит паниковать, конечно же сразу же остановитесь и согласно пункту 2.5 ПДД не убирайте с места ДТП транспортное средство, включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки согласно пункту 7.2 правил дорожного движения. Не перемещайте предметы имеющие отношение к данному происшествию.
Как возместить ущерб если вы попали в яму на дороге и повредили автомобиль?
Необходимо спокойно оценить ситуацию, конечно же не паниковать. Зафиксируйте все на видеокамеру, желательно в подробностях, заснимите сам злополучный люк, сфотографируйте с разных ракурсов место происшествия. Если были свидетели у которых имеется видеозапись момента ДТП, то запишите их контакты и узнайте, смогут ли они вам помочь и дать свидетельские показания.
Далее вам нужно правильно оформить данное дорожно-транспортное происшествие, то есть у вас должен быть документ на руках, который вам поможет доказать, что повреждения полученные вашим автомобилем были получены в результате открытого люка, в конкретном месте.
Как оформить данное происшествие?
Для фиксации данного факта, вам необходимо позвонить и вызвать экипаж ГИБДД для оформления данного дорожно-транспортного происшествия.
Сотрудники ГИБДД должны оформить все необходимые документы, относящиеся к данному происшествию. Составить схему ДТП, взять с вас объяснительную, которую вы заполняете самостоятельно.
Пишите в объяснительной, что вы слишком поздно заметили приоткрытый люк и у вас не было возможности избежать ДТП, это очень важно.
Важно, чтобы в вашем тексте объяснительно было написано, что вы пытались избежать наезда на люк, но его было не заметно с безопасного расстояния и вы не смогли его объехать.
Также обязательно пишите, что вы ехали в включенным светом фар, были пристегнуты, а если были пассажиры, то они так же были пристегнуты, напишите что вы ехали с максимально разрешенной скоростью, учитывая интенсивность движения, дорожные и метеорологические условия. С вашей стороны нарушений быть не должно, то есть пишите, что у вас не было возможности обнаружить опасность заранее и вы не смогли избежать ДТП.
В справке о ДТП которую вам выдадут не должно быть нарушений пункта 10.
1 ПДД, обязательно проследите за этим, если вам пишут нарушение данного пункта, то значит вы ничего не сможете доказать в суде, так как нарушили правила дорожного движения, а именно выбрали не надлежащую скорость, не убедились в отсутствии помех.
Если вы обнаружили, что вам приписали данный пункт, то вам необходимо обжаловать данное решение в течении 10 дней и получить новую справку, в которой будет написано, что со стороны водителя нарушений нет.
Как найти ответственное за колодец лицо и кому предъявлять претензию?
Ответственное за колодец лицо, найти не просто, но это вполне реально.
Для этого необходимо обратиться с заявлением в полицию и в прокуратуру, с требованием провести проверку, по какой причине колодец находился в таком состоянии, что это представляло угрозу для безопасности людей и сохранности имущества и требовать привлечь ответственное лицо к ответственности, как раз сотрудники полиции вам дадут ответ на ваше заявление, из которого вы узнаете, кто же несет ответственность за данный люк.
Но ждать ответ от полиции достаточно долго, поэтому после получения справки из ГИБДД, вам необходимо самостоятельно обратиться в администрацию города с целью выявить круг владельцев сетей и найти лицо ответственное за содержание и эксплуатацию данного колодца, ведь в колодце могут быть не только трубы, но и силовые кабели, а также и линии связи, так что круг ответственных лиц, может быть достаточно обширным. Это может быть как управляющая организация с которой у города заключен договор, так и водоканал, это может быть любая коммерческая организация, в собственности которой находится колодец.
Обращайтесь в любые органы в письменном виде и прикладывайте к ним копию справки о ДТП. Также сдавайте заявление в двух экземплярах, на вашем экземпляре сотрудник принимающий заявление должен поставить входящий номер, дату принятия, а также свою должность и фамилию с инициалами.
Как возместить ущерб?
Как только вы определите ответственное лицо, вам необходимо будет оценить ущерб, но не просто приехать в автосервис и попросить сказать предварительную стоимость ремонта, а провести независимую экспертизу и получить на руки заключение эксперта, со всеми расчетами и фотографиями.
Важно! Обращайтесь за экспертизой только в проверенные организации, обязательно попросите показать вам необходимые свидетельства, дипломы и сертификаты. С вами обязаны заключить договор и выдать вам кассовый чек. Все должно быть официально, в противном случае, экспертизу не примет суд.
На экспертизу вам необходимо пригласить ответственное лицо или представителя.
Для этого на адрес данной ответственной организации посылается телеграмма, в которой указывается дата и место проведения осмотра, посылается она с уведомлением о вручении, данное уведомление вы должны лично получить в том месте, где вы отправляли телеграмму. Уведомление пригодится для суда, оно подтверждает, что вы приглашали ответственное лицо на экспертизу, а пришел он или нет, это уже его дело.
Приедет ответственное лицо на экспертизу или нет, это его проблемы, вы по закону уведомили его и если никто не приехал в указанное время, то осмотр проводится без приглашенного.
После того как ваша экспертиза будет готова и вы получите отчет на руки, вам необходимо подготовить претензию и направить ее в адрес ответственной организации, приложив к ней копию отчета (независимой экспертизы), а также копию справки о ДТП.
Претензия пишется в свободной форме в двух экземплярах, один сдаете в ту организацию которая должна вам возместить ущерб, а на вашем экземпляре должны поставить входящий номер и дату принятия претензии. Не забываем приложить к ней копии отчета и справки о ДТП.
Претензия пишется ни имя директора организации, в ней вы описываете происшествие и требуете возместить ущерб. Так же не забудьте указать в претензии все документы которые вы приложили к ней.
Если вашу претензию отказываются принимать лично, то отправьте ее почтой, ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.
Если в течении 10 дней на вашу претензию не поступило ответа, то подавайте на данную организацию в суд и вам будут возмещать ущерб в судебном порядке.
Если вы не сильны в юриспруденции, то наймите опытного юриста, желательно, чтобы у него был большой опыт в данной области, это может быть автоюрист, который занимается только такого рода делами.
Хотя, когда вы обратитесь в независимую экспертизу, вам скорее всего предложат услуги юриста.
Как правильно подать исковое заявление в суд?
Выводы
Как видите за каждый открытый люк всегда кто то несет ответственность. Скажу сразу, отсудить деньги будет не просто, но это реально на 100%.
Главное не опускать руки, ведь от вашей настойчивости будет зависеть возместят вам ущерб или нет.
Добровольно скорее всего никто, ничего не возместит, но претензию отправлять обязательно, это называется соблюдение досудебного урегулирования споров (претензионный порядок).
Не в коем случае не покидайте место ДТП, пока не приедут инспекторы ГИБДД и не зафиксируют происшествие. Ведь на первый взгляд может показаться, что повреждения незначительные и овчинка выделки не стоит, однако это не так и если потом окажется, что ремонт выйдет в копеечку, а ДТП вы не зафиксировали, то вам придется восстанавливать авто за свой счет.
Так же когда вам в ГИБДД выдадут справку о ДТП, внимательно изучите ее и проследите, чтобы вам не поставили нарушение пункта 10.1 ПДД, если все же пункт вам поставили, то обжалуйте такое постановление в десятидневный срок. После чего ищем хозяина колодца, проводин оценку, отправляем претензию и если на нее нет ответа, то двигаемся в суд.
Надеюсь статья была вам полезна. Знайте ваши права. Желаю вам удачи!
Как получить компенсацию, если машина въехала в открытый колодец: важное решение Верховного суда для водителей
- Обычное административное дело о, к сожалению, давно ставших привычными дорожно-транспортных происшествиях на дорогах с участием автомобилей и открытых люков, оказывается, может дойти до Верховного суда! Один из примеров попал в определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ N 37-КГ19-8
- А ведь все начиналось вполне банально, даже и не скажешь, что такое, хоть и крайне неприятное для автомобилистов, но все же относительно нередкое явление (открытые ливневки, люки и колодцы на проезжей части и придомовых территориях) может разбираться на самом высоком судебном уровне.
- Итак, вот выдержки из дела о возмещении ущерба по кассационной жалобе (ФИО истца) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 26 октября 2018 г.:
Банальное классическое происшествие. 5 января 2018 года Mercedes-Benz S 600, принадлежащий истцу, попадает колесом в открытый люк смотрового колодца. По итогу материальный ущерб истцом был оценен в 923 994 рублей. При этом к сопутствующим судебным расходам были присовокуплены:
государственная пошлина в размере 12 440 руб., расходы на оплату услуг эксперта в размере 5 000 руб., расходы на оплату услуг представителя – 30 000 руб. и расходы на оформление доверенности – 1 500 руб. Итого: сумма, близкая к 1 млн рублей, 973 тыс. рублей, если быть точным.
Требования были удовлетворены решением Советского районного суда г. Орла в начале лета прошлого года в полном объеме, а ответчика обязали возместить полностью ущерб пострадавшей стороне.
При этом районным судом была назначена автотовароведческая экспертиза, но поскольку к тому моменту автомобиль, а вернее, то, что от него осталось (стоимость автомобиля на момент ДТП составляла 1.4 млн руб., годные для продажи остатки чуть немногим превысили полмиллиона рублей), был продан, назначенная экспертиза проводилась по акту осмотра автомобиля.
Согласно заключению эксперта, повреждения автомобиля истца, указанные в акте осмотра от 10 января 2018 г., соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 5 января 2018 г., и могли быть получены в результате наезда автомобиля на препятствие.
- Вывод суда первой инстанции, с которым также согласилась и апелляционная инстанция, был следующим:
- материальный ущерб причинен автомобилю потерпевшей стороны в результате ненадлежащего выполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию расположенного на проезжей части дороги люка смотрового колодца.
- Материальный ущерб обязали возместить истцу в полном объеме.
- В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как это нередко бывает, ответчик не согласился с представленными претензиями и подал апелляцию. Судом апелляционной инстанции была назначена новая экспертиза. И здесь начинается самое интересное.
Во-первых, суд апелляционной инстанции подтвердил: ущерб причинен из-за неисполнения своих обязанностей сотрудниками местного водоканала.
Во-вторых, повторная техническая экспертиза подтвердила соответствие повреждений.
НО! Сумма подлежащего возмещению материального ущерба была снижена в два раза – до 461 997 рублей. Причина, по мнению суда, в том числе, в том, что ДТП было вызвано грубой неосторожностью водителя автомобиля.
О «грубой неосторожности» сказано в пункте 2 статьи 1083 Гражданского кодекса РФ. На нее и решил надавить ответчик: если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
Решение Верховного суда:
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отметила, что с определением суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по причине того, что при рассмотрении дела были допущены логические нарушения.
А именно: апелляционная инстанция, делая вывод о наличии у водителя технической возможности предотвратить наезд на открытый люк (то есть присутствия той самой грубой неосторожности), руководствовалась заключением повторной экспертизы:
«согласно которому при скорости движения 40 км/ч остановочный путь автомобиля составляет 48 м, при скорости 60 км/ч – 95 м».
«Суд указал, что если остановочный путь будет больше удаления автомобиля от места наезда на препятствие в момент возникновения опасности для движения, то это будет свидетельствовать о том, что водитель автомобиля не располагал технической возможностью предотвратить наезд на препятствие путем торможения; и наоборот, если остановочный путь будет меньше удаления автомобиля от места наезда на препятствие (открытый люк) в момент возникновения опасности для движения, это будет свидетельствовать о том, что водитель автомобиля располагал технической возможностью предотвратить наезд на препятствие путем торможения», – говорится в материале определения ВС.
Тем не менее, несмотря на эти выводы, суд апелляционной инстанции исходил не из удаления автомобиля в момент возникновения опасности для движения, а из расстояния от места наезда на люк до полной остановки автомобиля, что является нарушением норм процессуального права по оценке фактических обстоятельств, а также заключения экспертизы. Выводы обстоятельств интерпретированы ошибочно, что имеет существенное значение для решения спорной ситуации.
Это стало главным локомотивом перенаправления дела на повторное рассмотрение.
Помимо этого, ВС напомнил о пункте ПДД 10.1, согласно которому скорость должна обеспечивать водителю возможность контроля за движением транспортного средства, и при возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить (подчеркнем это), он должен принять все возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки.
Но так ли легко увидеть открытый люк без опознавательных знаков? Или ту же глубокую яму? Задача сложная даже для самых внимательных и дисциплинированных автомобилистов. Хоть на наших дорогах возможно все что угодно, но даже такое препятствие предугадать крайне проблематично. Пока, увы, автомобиль не попадет в него окончательно и бесповоротно.