Программа устойчивое развитие сельских территорий на 2014 2023 годы и на период до 2023 года 2023
Здравствуйте, дорогие друзья. Предлагаю отвлечься от статей на профессиональную тематику и поговорить на тему развития села. Относительно недавно нашим государством была принята программа, которая называется «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года».
Данной программой государство пытается увеличить численность проживающих на селе, завлечь в глубинку специалистов. «Мы готовы пойти Вам на встречу, только перебирайтесь из города в деревню!», словно говорит нам руководство страны.
В данной программе есть несколько ответвлений, к примеру, если вы молодой специалист, работающий в АПК комплексе, то вы можете участвовать в этой программе. Если у Вас молодая семья (до 35 лет оба супруга) – участие в программе для вас так же открыто.
Я работаю в сельском хозяйстве уже более 5 лет, причем не имею на данной территории своего жилья. Получается, что я подхожу под категорию молодого специалиста. И это парадокс. Ведь в 23 года я уже был признан немолодым специалистам. Кто не знает о чем я, предлагаю почитать эту статью.
Основные условия программы, под которую попал я:
- Возраст до 35 лет.
- Нужно работать в АПК.
- Необходимо проживать и иметь временную регистрацию на территории района, но не иметь в данном районе жилья в собственности.
При соблюдении вышеперечисленных условий мне предлагают построить дом из расчета 18м2 на каждого члена семьи (у которых так же должна быть временная регистрация и не должно быть собственности в данном районе), при этом затратить собственных средств только 30% от сметы. Остальные 70% государство готово профинансировать.
Я решил участвовать в данной программе. С чем же мне пришлось столкнуться на первоначальных этапах:
Оформление участка (бюрократия местного значения)
- Есть местный закон, который дает право на безвозмездную аренду земельного участка сроком на 6 лет, при наличии постоянной прописки. Так как я не имею постоянной прописки, мне предложили ее сделать.
НО! Специалист, курирующий программу, уверил меня, что если я сделаю прописку, то автоматически вылетаю с программы. Хотя, по моему мнению, так называемая прописка и собственность это разные понятия.
Порывшись в «Земельном кодексе РФ», господа чиновники нашли решение моей проблемы: есть статья, по которой, специалист, отработавший более 6 лет в АПК, имеет право на безвозмездную аренду земельного участка при условии целевого назначения (под строительство жилья).
- На участке земли, который нам приглянулся, стояло ветхое здание СПК. Здание снесли, но бюрократическая проволочка по передаче участка администрации длится до сих пор: в БТИ не хотят снимать с учета это сооружение.
Строительство (бюрократия федерального значения)
Пожалуй, самый коварный камень преткновения в строительстве жилья: изменения в программе- с 2016 года подтвердить освоение собственных средств (30%) необходимо через 25 дней после выхода постановления о субсидировании. А это середина марта. В наших широтах это не возможно.
конец февраля в Хвойнинском районе Новгородской области
Можно было бы конечно рискнуть, но в случае невыполнения сроков мы гарантировано вылетаем из программы навсегда! Поэтому хорошо все обдумав, нами было принято решение перенести строительство на 2017 год.
До этого изменения свои средства можно было подтверждать до конца июня, что вполне реально. Теперь же остается единственный вариант – строить заранее, в надежде, что в следующем году попадем под субсидирование.
Должен отметить, что данная программа в принципе действует, коллега по работе построила по этой программе дом. Вопрос, каких усилий и нервов ей это стоило….
Чем закончится наше строительство по программе «Устойчивое развитие сельских территорий», я пока не знаю, надеюсь, что новым, уютным домом. Обещаю держать вас в курсе, подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить.
В ноябре 2016 года вопрос по строительству жилья в Новгородской области стал не актуален, в связи с переездом в Ленинградскую область. Но, это не значит, что я отказался от строительства дома
Социальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий»
59792
Содержание статьи:
Сельская местность на территории России сталкивается с комплексом проблем, не позволяющим развиваться инфраструктуре, повышать уровень жизни населения. Подобные негативные тенденции провоцируют отток граждан в города, что снижает степень экономической активности на селе.
Сложная ситуация в сельской местности фактически исключает возможность участия частных инвесторов в развитии территорий, а также застройщиков, способных в массовом порядке возводить благоустроенное жилье. Жители небольших поселений вынуждены проживать в ветхом фонде, а при возведении нового строения использовать устаревшие конструкционные материалы.
Также влияние оказывает бюджетная политика, оставляющая незначительное количество собранных налогов на уровне муниципалитетов.
Поскольку обеспеченность средствами населения, а, следовательно, оборот денежной массы на селе ниже, сборы в пользу местного самоуправления в сельской местности гораздо ниже, чем в городах.
Подобная структура бюджета не позволяет власти на местах вкладывать деньги в обновление коммунального хозяйства, строительство дорог и учреждений социальной направленности.
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
Министерство сельского хозяйства разработало программу, направленную на устойчивое развитие сельских территорий.
Действие комплекса мер устанавливается постановлением 598 «О Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий».
Согласно положениям программы, среднесрочный эффект улучшения ситуации на селе должен проявиться к 2017 году, а долгосрочный – до 2020 года.
Основные положения программы
Законодатель постулирует следующие цели, реализация которых должна быть осуществлена в указанный срок:
- Создание достойных условий проживания граждан на территории сельских поселений.
- Организация поддержки инвестиционной деятельности путем развития недостающей инфраструктуры, дорожной сети и снабжения.
- Развитие занятости на селе, в том числе через организацию высокотехнологичных мест для работы.
- Вовлечение лиц, проживающих в сельской местности, в проведение социально-экономических и общественно-значимых мероприятий.
- Популяризация образа жизни в селах, путем формирования федеральных рекламных кампаний.
Для достижения перечисленных целей, будут осуществлены следующие задачи:
- Предоставление помощи в получении современного жилища в первую очередь молодым семьям и специалистам, переезжающим в сельскую местность.
- Строительство инфраструктуры в первую очередь асфальтированных дорог, направленных к основным объектам жизнедеятельности и коммерческим предприятиям аграрной промышленности.
- Концентрация государственных финансовых ресурсов в пользу сельской местности.
- Формирование системы грантов, направленной на вознаграждение и поощрение специалистов в технологических отраслях агрокомплекса.
- Проведение мероприятий по привлечению людей на село и популяризации образа жизни в деревне.
Программа «Устойчивое развитие сельских территорий» предусматривает сложную систему софинансирования бюджетов разных уровней и привлечение внешних средств.
В частности, большая часть денег будет перечислена из федерального бюджета – 252 миллиарда рублей, солидарные бюджеты передадут 139 миллиардов, а прочие внебюджетные источники – 38 миллиардов.
Заказчиком и ответственным органом в рамках проводимых мероприятий выступает Министерство сельского хозяйства, контролирующее поддержку агропроизводителей в рамках других мер. Регламентом предусмотрено два этапа:
- На начальном – 2014-2017 годы – будет произведена первичная подготовка инфраструктуры и выделение средств основным производителям.
- На заключительном – 2018-2020 годы – средства будут направлены на привлечение специалистов, финансирование концепций и проектов в области глубокой переработки продукции.
Размеры социальных выплат по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Количество средств, которые жилищная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» выделяет гражданам, варьируется в зависимости от задачи, которую должна решать субсидия.
При получении гранта на развитие сельской инфраструктуры и экологические проекты, государство руководствуется ограничением в 2 миллиона рублей.
Кроме того, сумма не должна превышать 60% от общей стоимости проекта, указанной в бизнес-плане. Среди допустимых видов деятельности присутствуют:
- Обустройство мест для отдыха населения, в том числе несовершеннолетних (детские и спортивные площадки).
- Реставрация памятников культуры и поддержка природоохранной деятельности.
- Сохранение этнокультурной самобытности, обычаев и традиций.
Молодые специалисты и семьи, планирующие улучшить свои жилищные условия, могут претендовать на финансирование в размере до 70% от стоимости:
- Приобретения жилья на вторичном или первичном рынке.
- Проведения строительных мероприятий.
- Материалов, используемых в строительстве.
- Проведения ремонта имеющихся помещений.
Оставшиеся 30% могут быть погашены из уже имеющихся собственных средств или привлечены в виде ипотечного кредитования. Наибольшую роль в предоставлении займов играет «Россельхозбанк», аккредитованный Министерством сельского хозяйства на участие в реализации жилищной программы.
Если гражданин или организация планируют производить ремонт, а также строительство дорог, им может быть предоставлена государственная поддержка из средств программы на сумму не более 10 миллионов рублей за 1 километр дорожного полотна.
Кто может участвовать в программе?
Участие в мероприятиях производится на основе приоритета, указанного в пункте 37 Программы. Согласно перечню, к получению денежных средств допускаются:
- Молодые семьи, работающие или изъявляющие желание начать трудовую деятельность в сельской местности по ТК РФ. Важным условием является трудоустройство на социально значимую должность.
- Молодые специалисты. Таковыми считаются граждане, не достигшие возраста 35 лет и имеющие высшее образование в области сельского хозяйства и иных общественных отраслей.
- Учащиеся последних курсов специальностей, необходимых в сельской местности. Данные граждане также должны заключить договор с муниципалитетом о целевом направлении на трудоустройство.
Все перечисленные лица должны отвечать следующим критериям:
- Работать или стремиться работать в аграрной промышленности в рамках муниципального района.
- Постоянно зарегистрированы на территории района. Имеют собственное или арендованное жилье.
- Непосредственно в сельской местности не имеют никакого жилья.
- Признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий или предоставлении помещения.
Как стать участником программы?
Порядок подачи документов и принятия лица в состав участников программы состоит из следующих этапов:
- Собрать необходимые документы. Учащиеся обращаются в ректорат своего ВУЗа, а работающие – к руководителю предприятия или кадровую службу. Часть документов выдается в местной администрации.
- Лицо обращается в Жилищный комитет района с заявлением и собранным пакетом бумаг.
- Специалист проверяет предоставленные документы и выдает расписку в принятии оригиналов.
- Рассмотрение заявления может длиться не более двух месяцев. В течение этого срока определяется размер выплаты.
- Если в процессе работы возникли нарушения, гражданин обязан предоставить исправленную информацию в течение одного месяца.
- По результатам проверки, выносится решение, зафиксированное в акте. Гражданин, улучшающий свои жилищные условия, получает сертификат на государственную субсидию, который может быть истрачен на строительство или покупку строения.
- Денежные средства невозможно обналичивать (если это не грант), строительство оплачивается непосредственно подрядчику без участия заявителя.
Список необходимых документов
Для участия в программе необходимо предоставить следующие бумаги:
- Общегражданский паспорт заявителя.
- Документы, свидетельствующие о статусе и составе семьи (свидетельство о рождении, о браке).
- Диплом и иные документы об образовании. Учащиеся старших курсов предоставляют справку о курсе обучения.
- Документы о владении имуществом (при наличии): договор, свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРП.
- Трудовая книжка, в которой зафиксирован факт работы на предприятии агропромышленного комплекса.
- Копия трудового договора, заключенного между гражданином и предприятием.
- Свидетельство о регистрации ИП, если лицо является самозанятым в области сельского хозяйства.
- Выписка из банка об открытии счета.
- Акт Жилищной комиссии о признании гражданина нуждающимся в помещении.
Документы можно предоставлять в виде оригиналов или копий, заверенных нотариально.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Ирина. Я с мужем и детьми проживаю у родителей в деревне. Мы хотели бы построить свой дом и заняться сельским хозяйством. Могу ли я участвовать в программе, если фактически никуда не переезжаю? Влияет ли наличие в семье детей на предоставление субсидии по программе «Устойчивое развитие сельских территорий»?
Ответ: Добрый день, Ирина. Госпрограмма устанавливает, что ограничений по текущему месту проживания нет: главное, что Вы живете на территории муниципального района, где находится село, то есть непосредственно в нем.
Также следует учитывать, что согласно пункту 37 подпункту «е» Программы, возможен приоритет, если присутствуют следующие факторы:
- У вас уже есть трое и более детей.
- Вы включены в очередь на улучшение жилищных условий.
Кроме того, влияние оказывает осуществление трудовой деятельности на территории села. Если Ваша семья планирует работать в формате ЛПХ, то приоритет не возникнет. Вам необходимо либо трудоустраиваться, либо оформлять индивидуальное предпринимательство.
Пример по социальной программе «Устойчивое развитие сельских территорий»
Семья переехала в деревню и решила купить дом. Оформление субсидии увенчалось успехом только с третьего раза, поскольку государственные органы, рассматривающие заявление, учитывали также:
- Возраст жилья. Согласно Программе, приобретаемый дом не может быть старше 5 лет (с момента вступления в эксплуатацию).
- Площадь помещения. К частным домам применяются санитарные правила, аналогичные обычным квартирам. Например, семья с ребенком не могла приобрести по государственной программе жилье, площадью менее 54 квадратных метров.
Поскольку граждане не нашли подходящего дома, было принято решение возводить свой, тем более что программа допускает аналогичный размер субсидии на строительство с нуля.
Заключение
Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» служит целям улучшения уровня жизни лиц, осуществляющих трудовую деятельность в деревнях. Государство, поддерживая граждан и предприятия, отталкивается от следующих принципов:
- Необходимость переустройства и обновления сельской инфраструктуры.
- Реализация социальных обязательств в первую очередь в пользу трудоспособного и активного населения.
- Поддержка молодых семей и специалистов в приобретении собственного жилья.
Список законов
Вам будут полезны следующие статьи
Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!
II. КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА 2014 — 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
- II. Обоснование целесообразности решения проблем развития сельских территорий на основе
- программно-целевого метода
Для обеспечения продовольственной безопасности страны, повышения роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики на мировом рынке продовольствия необходимо принять адекватные меры по улучшению условий жизни в сельской местности, повышению престижности труда в сельском хозяйстве, привлечению в отрасль новых квалифицированных кадров, улучшению демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности, повышению инвестиционной активности в агропромышленном комплексе и росту экономической активности на сельских территориях.
К числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий Программы, относятся сложная демографическая ситуация, обезлюдение сельских территорий, низкий уровень развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
За период между Всероссийской переписью населения 2002 года и Всероссийской переписью населения 2010 года численность сельского населения сократилась на 1,2 млн. человек, доля сельского населения снизилась с 27 процентов до 26 процентов.
В 2010 году в сельской местности на территории 11 субъектов Российской Федерации смертность превышала рождаемость более чем в 2 раза. Наблюдается увеличение доли молодежи (в возрасте 14 — 29 лет) среди уезжающих из сельской местности с 46 процентов в 2000 году до 58 процентов в 2010 году.
Складывающаяся демографическая ситуация не способствует формированию трудового потенциала, обеспечивающего поступательное социально-экономическое развитие сельских территорий.
Сельские территории утратили с 2002 года 2,2 тыс. сельских населенных пунктов, с 1989 года — 9,2 тыс. сел и деревень.
Количество сельских населенных пунктов, в которых население не проживает, увеличилось за указанный период с 13,1 тысячи до 19,4 тысячи, а их доля — соответственно с 8,4 процента до 12,7 процента.
Увеличилось количество сельских населенных пунктов с населением до 10 человек. В настоящее время они составляют почти четверть сельских населенных пунктов (в 2002 году — примерно одну пятую часть). В них проживает всего 0,5 процента сельского населения.
Сокращение и измельчение сельских населенных пунктов приводит к обезлюдению и запустению огромных пространств в сельской местности, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности России.
По сравнению с дореформенным периодом (1990 год) ввод жилья в сельской местности в 2010 году составил 82 процента. Для большей части сельского населения улучшение жилищных условий с использованием ипотечного кредитования остается недоступным.
Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 — 3 раза ниже городского уровня.
Всеми видами благоустройства (водопровод, водоотведение, центральное отопление, горячее водоснабжение, газ) оборудовано 24 процента жилищного фонда сельских поселений.
Темпы развития социальной инфраструктуры остаются крайне низкими. Объем ввода общеобразовательных школ в сельской местности в 2010 году составил 38 процентов к уровню 2000 года. В общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, обучается более 115 тыс. школьников.
- По данным социологического опроса, проведенного в 2011 году в рамках мониторинга состояния социально-трудовой сферы в сельской местности, медицинские учреждения территориально доступны только для 49,4 процента сельского населения, для 40 процентов — они не совсем доступны и для 9 процентов — недоступны.
- Учреждения культуры доступны только в отношении 39,6 процента сельского населения, для 35,4 процента — они не совсем доступны и для 20,1 процента — недоступны.
- Низкий уровень обеспеченности сельских поселений объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обусловливающих непривлекательность сельской местности и рост миграционных настроений, особенно среди молодежи.
Одним из ключевых преимуществ настоящей Концепции является использование при ее разработке положительного опыта применения программно-целевого метода при решении социальных проблем развития сельских территорий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 (далее — Программа развития села до 2013 года).
- При этом в основе решения поставленной задачи повышения качества жизни в сельской местности предусматривается использование комплексного подхода к развитию сельских территорий с учетом обеспеченности сельских поселений необходимым комплексом объектов социальной и инженерной инфраструктуры и перспективных планов по их развитию, связанных с ростом экономического потенциала сельских территорий, реализацией инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
- Потребуется обеспечение более высокого уровня и последовательности государственной поддержки с учетом принципа региональной дифференциации, расширение диапазона государственной поддержки, усиление координации принимаемых мер, а также повышение эффективности использования направляемых на развитие сельских территорий ресурсов.
- Предусматриваются следующие меры по повышению эффективности использования бюджетных средств:
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития сельских территорий с учетом инвестиционной активности в агропромышленном комплексе субъектов Российской Федерации;
- использование проектного подхода к финансированию и привлечение внебюджетных средств для софинансирования программных мероприятий на условиях государственно-частного партнерства;
- конкурсный отбор региональных программ (проектов) по устойчивому развитию сельских территорий;
- заключение долгосрочных соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии по реализации программных мероприятий;
- осуществление постоянного мониторинга целевого использования бюджетных средств и выполнения участниками Программы обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Стратегическая задача перехода к устойчивому развитию сельских территорий определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
- входят в число приоритетов социально-экономического развития России, а их решение позволяет обеспечить повышение качества жизни в сельской местности, формирование конкурентоспособного человеческого капитала как фактора экономического роста аграрного и других секторов экономики;
- носят комплексный характер, а меры по их решению в силу высокой взаимной зависимости и интеграции обеспечивают синергетический эффект при достижении целей и задач устойчивого развития сельских территорий;
- носят долгосрочный характер и требуют системного подхода к их решению;
- характеризуются высоким уровнем затратности их решения, что требует привлечения средств государственной поддержки.
- При использовании программно-целевого метода существуют следующие риски, которые могут повлиять на достижение конечных результатов:
- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней экономической конъюнктуры, замедлением темпов роста экономики и повышением уровня инфляции и недостаточным уровнем софинансирования со стороны хозяйствующих субъектов и населения;
- финансовые риски, связанные с возможностью возникновения бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
- природные риски, связанные с воздействием на жизнедеятельность сельского населения опасных природных явлений.
- Управление указанными рисками предполагается осуществлять на основе постоянного мониторинга хода реализации Программы и разработки при необходимости предложений по ее корректировке.
- Использование программно-целевого метода обеспечит сбалансированность и комплексность развития сельских территорий и расстановку приоритетов в целях выбора оптимального варианта позитивной трансформации ситуации и создания предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.
Программа устойчивое развитие сельских территорий на 2014 2023 годы и на период до 2023 года 2023
Темченко, Д. П. Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий на примере государственных программ / Д. П. Темченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67461/ (дата обращения: 01.12.2022).
Государственные программы представляют собой правовой механизм решения проблем устойчивого социально-экономического развития сельских территорий за счет повышения занятости, доходности и улучшения качества жизни сельского населения, рационального использования их природно-ресурсного потенциала, сохранения территориальной целостности страны. В статье рассматриваются меры государственной поддержки села и разработан ряд предложений по их корректировке.
- Задайте вопрос через через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию: Вся РФ — 8(800)302-58-65
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, правовое регулирование.
Обеспечение продовольственной безопасности субъекта и страны в целом, воспроизводство трудовых ресурсов, сохранение народных традиций — все это является одной из основных функций сельской территории, чрезвычайно важной и в экономическом и социальном аспектах. В связи с этим устойчивое развитие сельских территорий является одной из основных целей современной государственной политики. Для ее достижения в последние годы сформирован набор инструментов правового регулирования.
Уже не раз высказывались предложения о разработке специального федерального закона, посвященного устойчивому развитию сельских территорий.
Однако в настоящее время, несмотря на ряд проведенных научных исследований, еще недостаточно четко сформировалось само понятие устойчивого развития сельских территорий, а также направлений, по которым должно осуществляться такое развитие, круга проблем, которые охватывает обеспечение этого развития, и тех правовых средств, которые можно было бы применить к решению этих проблем [6].
Одно из первых и наиболее часто цитируемых определений термина «устойчивое развитие» предложено Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию в докладе «Наше общее будущее» в 1987 году, под которым понимается развитие человечества, позволяющее удовлетворять потребности сегодняшнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять их собственные потребности.
В российском законодательстве понятие устойчивого развития сельских территорий впервые было закреплено в статье 5 Федерального закона от 29.12.
2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», где под ним понимается стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [1].
Действительно, проблемы обеспечения занятости сельского населения, доступности для него социальных услуг, комплексного развития сельских населенных пунктов, включающего как строительство дорог и иной инфраструктуры, так и сохранение окружающей природной среды и традиционного образа жизни являются актуальными.
И одним из основных правовых инструментов развития села выступает разработка целевых программ, регламентирующих направления, формы и размеры государственной поддержки развития экономики и социальной сферы сельских территорий.
Данные государственные программы помимо четкого определения целей и задач, сроков исполнения и ресурсного обеспечения проектировок регионального развития предполагают осуществление постоянного контроля их реализации. [7].
Во исполнении Указа Президента России № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [5] разработана и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.
2019 № 696 государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (далее — Госпрограмма) [4].
Стоит отметить, что в часть ведомственных проектов Госпрограммы включены мероприятия ранее действовавшей ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий (далее — Госпрограмма УРСТ) [3].
На сегодняшний день в федеральном законодательстве не определено понятие сельской территории, а право определять статус населенного пункта принадлежит субъектам Российской Федерации.
Под сельскими территориями в Госпрограмме понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, сельские населенные пункты, рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя» [4]. Указанное определение не содержит конкретных критериев отнесения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации того или иного рабочего поселка к сельской территории.
В Госпрограмме приведена формула расчета субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, аналогичная формула действовала в Госпрограмме УРСТ.
Расчет субсидий на улучшение жилищных условий в сельской местности гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодых специалистам, субъектам по данной формуле в 2019 году привел к диспаритету распределения субсидий.
К примеру, из 1457,7 млн. рублей, предусмотренных Сибирскому федеральному округу на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, 774,0 млн.
рублей направлено Алтайскому краю, что в 10 раз больше, чем направлено Новосибирской области (77,6 млн. рублей) [2].
В настоящее время на уровне Российской Федерации отсутствуют отдельные (самостоятельные) программы в рамках реализации которых было бы возможным привлечение средств федерального бюджета на территорию субъектов на строительство газовых сетей в сельской местности. Госпрограммой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях. Однако софинансирование за счет средств федерального бюджета данных мероприятий с 2023 года не предполагается.
Еще одной проблемой развития сельских территорий является старение кадров, в связи с этим привлечение молодых специалистов одна из важных задач.
Госпрограммой предусмотрены мероприятия, направленные на оказание содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами, предусматривающие возмещение работодателям, осуществляющим деятельность на сельских территориях, до 30 процентов фактически понесенных затрат по заключенным с работниками, проходящими обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, ученическим договорам. Однако данная мера государственной поддержки не предусматривает возмещение затрат по заключенным ученическим договорам с гражданами, поступающими на обучение в федеральные государственные образовательные организации высшего образования и заключившими соглашение с работодателем о трудоустройстве на сельской территории по окончании указанных образовательных организаций.
На основании изложенного автором разработан ряд предложений для внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия Госпрограммы:
- Указанное в Госпрограмме определение «сельской территории» не содержит конкретных критериев отнесения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации того или иного рабочего поселка к сельской территории. В связи с этим необходимо сформулировать более четкие критерии отнесения рабочих поселков к сельской территории либо определить, что критерии отнесения рабочих поселков к сельской территории устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо использовать понятие из ранее действующей Госпрограммы УРСТ.
- Для предотвращения диспаритета в распределении субсидий субъектам Российской Федерации, расчет субсидий целесообразно производить пропорционально численности сельского населения в регионах.
- В целях повышения уровня газификации сельских территорий, необходимо продлить реализацию мероприятия строительства газовых сетей до 2025 года (на период действия Госпрограммы).
- Необходимо включить в мероприятия Госпрограммы возмещение затрат по заключенным ученическим договорам с гражданами, поступающими на обучение в федеральные государственные образовательные организации высшего образования и заключившими соглашение с работодателем о трудоустройстве на сельской территории по окончании указанных образовательных организаций, что положительно повлияет на решение проблемы кадрового обеспечения.
- Всем государственным и муниципальным органам власти, бизнесу, с учетом инициатив сельских жителей, необходимо активизировать работу по участию в мероприятиях Госпрограммы, максимально использовать возможности для привлечения средств федерального бюджета в регион для улучшения условий жизни и социально-экономического развития сельских территорий.
Программа социальное развитие села до 2023 года
Социальное развитие села до 2023 года
15 июля 2013 г. постановлением Правительства Российской Федерации №598 утверждена федеральная целевая программа
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2023 годы и на период до 2023 года»
.
Данный документ является логическим продолжением предыдущей программы «Социальное развитие села до 2013 года» в рамках которой общая сумма социальных выплат за пять лет составила 67 млн. руб.
О порядке предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в рамках реализации мероприятий ФЦП
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2023 годы и на период до 2023 г.»
мы попросили рассказать председателя комитета экономического развития, сельского хозяйства и природопользования Администрации муниципального района Ю.О. Чахмахчеву. — Юнона Олеговна, кто может
Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2023 годы и на период до 2023 года»
В рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2023 годы и на период до 2023 года» гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение (строительство) жилья в размере 70 % от расчетной стоимости жилья.Граждане, в том числе молодые семьи и молодые специалисты, которым предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать:1) на приобретение жилого помещения в сельской местности, находящегося в эксплуатации не более 5 лет с момента его ввода;2) на строительство жилого помещения в сельской местности (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома);3) на участие в долевом строительстве жилых домов (квартир) в сельской местности.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2023 годы и на период до 2023 года» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)
Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г.
Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые:
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2023 годы и на период до 2023 года»
(далее — Программа); , которые вносятся в развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2023 годы, утвержденную Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г.
N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст.
4549). 2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета.
О реализации подпрограммы «социальное развитие села в вологодской области на 2013-2023 годы» государственной программы «развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка вологодской области на 2013-2023 годы»
Утратило силу в ред.
Утвердить:1.1.
Правила предоставления и расходования субсидий на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и подпрограммы «Социальное развитие села в Вологодской области на 2013 — 2023 годы» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2023 годы» (приложение 1).1.2.
Правила